ЖИВАЯ ЭТИКА (АГНИ ЙОГА). Форум «ФЕНИКС»

СЕРДЦЕ БУДЕТ ЧАСАМИ ВЕРНЫМИ, КОГДА ПРИЗОВЕТ К МЫСЛИ О ВСЕХ. НЕ НУЖНО УТОМИТЕЛЬНЫХ МЕДИТАЦИЙ, МЫСЛЬ О МИРЕ КРАТКА, И ОТРЕШЕНИЕ ОТ СЕБЯ В НЕЙ ТАК ПРОСТО ОТРАЖАЕТСЯ. ПУСТЬ БУДЕТ МИРУ ХОРОШО!
Текущее время: 23 авг 2019, 15:39

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 18 ]  На страницу Пред.  1, 2
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: К.Э. Циолковский: «Я был страстным учителем»
СообщениеДобавлено: 24 окт 2011, 15:38 
Не в сети

Зарегистрирован: 03 дек 2009, 21:55
Сообщений: 6021
Cпасибо сказано: 1057
Спасибо получено:
1791 раз в 1187 сообщениях
Константин Эдуардович никогда не обладал железным здоровьем. С молодости носил очки, страдал катаром желудка, имел слабые лёгкие. Однако очень любил физкультуру, всю жизнь катался на коньках, плавал, в 45 лет сел на велосипед, в старости с удовольствием показывал внукам, как надо подтягиваться на турнике.

Бывали периоды, когда самочувствие ухудшалось. В 1900 году он был вынужден выйти в отставку «по совершенно расстроенному здоровью» и получил пенсию за выслугу лет. Однако пенсия была мала для содержания многочисленной семьи, и он продолжал учительствовать, имея всего пять часов в неделю. Неблагоприятный период прошёл, и учительская карьера длилась ещё более двадцати лет, на что, может быть, Циолковский совсем не рассчитывал в самом начале 20 века.

_Изображение
Девятнадцать лет Константин Эдуардович преподавал в Калужском епархиальном женском училище, с 1899 по 1918 год. Четырёхэтажное здание училища из красного кирпича стояло на Богоявленской улице, ныне улица Кутузова, 22. Напротив располагалась Богоявленская церковь, чуть ниже женский монастырь. Ходить на работу было довольно далеко, учёный жил на самой окраине города, на улице Коровинской, по которой приходилось подниматься в крутую гору, чтобы попасть в центр. Училище нравилось Циолковскому, там была строгая дисциплина, да и работал он теперь со взрослыми девушками. В первый класс этого закрытого учебного заведения поступали 10-11летние девочки, в основном из семей духовного сословия, выдержавшие экзамены за среднюю школу. Калужанок называли «приходящими», девочки из уездов жили на полном пансионе, как и дети – сироты. За соблюдением режима в каждом классе наблюдала классная дама. Под её надзором вставали рано утром, отправлялись классом сначала на утреннюю молитву, затем в столовую на чаепитие. Во время обеда она следила за тем, чтобы всё было съедено, на уроках наблюдала за дисциплиной, находясь в классе. Классная дама сидела сзади, обычно с вязанием в руках. Но бывало так, что на уроках Константина Эдуардовича вязание не подвигалось. Взрослые, так же, как и дети, увлекались опытами по физике, которые демонстрировал этот необыкновенный человек.

Можно представить себе быт этого чинного учебного заведения на рубеже веков. Девушки носили форменные тёмно-зелёные шерстяные платья с большими белыми воротниками, в будние дни полагался чёрный фартук, в праздничные – белый. Во время храмовых праздников тщательно украшали маленькую домашнюю церковь, шли на службу парами. Со стороны казалось, что двигаются зелёно-бело-розовые гирлянды. Темнели форменные платья, белели фартуки и ленты в волосах, розовели от волнения лица. В такие дни после обедни пили чай в столовой с громадными пирогами, начинёнными рыбой и рисом. Девушки чувствовали, что переходят из младшего возраста в более старший по окончании четвёртого класса. В этом возрасте появлялись некоторые льготы. Можно было выходить в город одним, без воспитательниц, посещать лавки, зубного врача, забежать к портнихе, в парикмахерской слегка завить волосы, о чём маленькие только мечтали. Для старших устраивались вечеринки, пикники и балы, где можно было танцевать с преподавателями. Оживление наступало накануне каникул и в воскресные дни, когда в швейцарской появлялись родители пансионерок. Особенно радостно отмечали Рождество и Пасху.


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
За это сообщение пользователю Елена "Спасибо" сказали:
Юлия
 Заголовок сообщения: Re: К.Э. Циолковский: «Я был страстным учителем»
СообщениеДобавлено: 24 окт 2011, 16:04 
Не в сети

Зарегистрирован: 03 дек 2009, 21:55
Сообщений: 6021
Cпасибо сказано: 1057
Спасибо получено:
1791 раз в 1187 сообщениях
Вот в таком учебном заведении, где легко было преподавать, но не очень легко заинтересовать своими предметами, оказался К.Э.Циолковский. Наверное, требовалось его особое мастерство учителя, особое умение, чтобы приблизить математические формулы и физические законы к кругу интересов этих девочек. О том, что это действительно удавалось, свидетельствуют многочисленные воспоминания бывших «епархиалок», которые кропотливо собирали сотрудники Государственного музея истории космонавтики. Воспоминания создавались многие годы спустя, иногда через 50–60 лет, однако они полны такой искренности, таких мелких подробностей, которые невозможно было сочинить или прочитать в книгах. У многих остались яркие воспоминания о самой первой встрече. «Запомните, я буду при ответах урока всегда ставить перед вами вопросы: зачем, почему, какие причины тому или другому явлению? Потом сказал: «Ну, желаю счастья вашему рассудку». Для детей самым главным было, добрый учитель или нет. По глазам Константина Эдуардовича они в первые же минуты знакомства видели, что перед ними человек чрезвычайной доброты.

Когда Циолковский начал работать в училище, его физический кабинет представлял собой печальное зрелище. Это был шкаф в коридоре с полуразрушенными приборами. Как всегда, Константин Эдуардович принялся чинить, мастерить, покупать недостающее на собственные средства. Это была и его внутренняя потребность, и путь к сердцам его учениц, которым на всю жизнь запомнились и уроки, и экзамены Циолковского.

А.С.Троицкая писала:
«У К.Э.Циолковского я училась в 1910-1912 г… Вспоминается следующий опыт по электричеству со слабым током: на стол устанавливался сосуд с водой, на дно которого Константин Эдуардович клал блестящий новенький серебряный рубль (видимо специально припасённый). Затем 12-15 учениц, взявшись за руки, становились полукругом. Ученице, ближайшей к электрической машине, давался в руку провод, и слабый ток от неё передавался остальным. Затем ученице, стоявшей ближе к сосуду с водой, предлагалось опустить руку в воду и взять заманчиво блестевший рубль. Задача казалась простой, и каждой хотелось достать монету. Ведь по тем временам рубль – это были большие деньги. Каково же было наше удивление и огорчение, когда при погружении руки в воду пальцы неожиданно начинали растопыриваться в разные стороны и никак не могли схватить рубль, разбрызгивая лишь воду. Константин Эдуардович, объяснив, почему это так происходит, предлагал следующей ученице попытать счастья. Но, увы. Неудача следовала за неудачей. Тогда, видя наше огорчение, Константин Эдуардович сам выбирал из полукруга ученицу и, улыбаясь, с таинственным видом говорил: «Вот эта рука достанет заколдованный рубль!» И действительно, после небольших усилий ученице удавалось сжать пальцы в горсть, а затем вытащить из воды недоступную монету. Для нас и по сей день осталось загадкой, каким образом Константин Эдуардович мог распознавать большую или меньшую восприимчивость человеческого организма к электрическому току. Извлечённую из воды монету Константин Эдуардович демонстрировал всему классу, давал при этом научное объяснение, позволяющее легко понимать законы действия электрической энергии. Затем заветный рубль вручался им счастливице. Ученица смущённо начинала отказываться, так как она, как и мы все, хорошо знала, что Константин Эдуардович материально живёт необеспеченно и большую часть своего жалованья тратит на научную работу, на постройку какого-то необыкновенного воздушного корабля, представлявшегося нашему воображению похожим на жюльверновский корабль. На отказы Константин Эдуардович не обращал внимания. Он просто вкладывал в руку счастливицы её «добычу», а нас всех отправлял по местам для продолжения урока…

Дисциплину на его уроках мы поддерживали сами на должной высоте, так как все любили Константина Эдуардовича за его доброе сердце и стремление прочно вложить в наши молодые легкомысленные головы такие трудные сухие предметы, как алгебра и геометрия. Учились с усердием и готовились к каждому уроку».


Продолжение следует ...


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
За это сообщение пользователю Елена "Спасибо" сказали:
Юлия
 Заголовок сообщения: Re: К.Э. Циолковский: «Я был страстным учителем»
СообщениеДобавлено: 25 окт 2011, 00:11 
Не в сети

Зарегистрирован: 03 дек 2009, 21:55
Сообщений: 6021
Cпасибо сказано: 1057
Спасибо получено:
1791 раз в 1187 сообщениях
Разумеется, картина не была всегда столь идиллической, случались и двойки, и слёзы. Циолковский мог сказать в таких случаях: «Пошла, ни бельмеса не знаешь». Вспоминал, что слабые ответы расстраивали его нервы.
Другая ученица Циолковского Е.М.Любимова вспоминала по этому поводу:

«При слабой успеваемости он принимал особый метод: он прикреплял к одной из лучших учениц отстающую и давал наказ повторять с нею зады, объяснить всё, что она не понимает, и подготовить к хорошему ответу…, за хороший ответ подшефной ученицы он ставил хороший балл репетитору. Его лаборантами являлись ученицы, которых он умел привлечь к участию каким-то неуловимым способом. Например: то ли нарочно, то ли по старости ронял проволочки или гирьку, и при этом говорил: «Ведь видишь, что у меня не выходит, ну помоги». И девочка, к которой он обращался, не смущалась налаживать прибор, объясняла опыт и доводила его до конца.

Особо успевающие ученицы были вроде штатных его помощниц: они подготовляли опыты, убирали после урока приборы и зорко следили за ходом опыта. Если ученица запиналась или неверно показывала опыт, достаточно было ему взглянуть на своего помощника, и всё становилось на своё место, при этом замечательно, что за исправление ошибок ученицы никогда не обижались на успевающих».

А.В.Маслова, бывшая отличницей, училась у Константина Эдуардовича примерно в те же годы. Она вспоминала:

«Помню, как на опытах объяснял нам движение Земли вокруг своей оси и Солнца, смену времён года, дня и ночи. Он приносил в класс стеариновую свечу, чёрный деревянный шарик в реденькой сетке с ниткой. Вызывал двух учениц. Одной давал зажженную свечу – это Солнце, другой шарик – это Земля. Ученица – Земля ходила вокруг Солнца и одновременно крутила нитку, и шарик вращался вокруг себя и Солнца. Вращение Земли вокруг земной оси и Солнца Константин Эдуардович сравнивал с парочкой, танцующей вальс. Эта парочка, танцуя, делает круг на месте и вокруг зала. Объясняя смену времён года, он на чёрном шарике ставил мелом точку и говорил: это Калуга. Точка стоит против свечи – Солнца – в Калуге лето. Шарик удаляется – в Калуге осень, зима, весна и снова лето. А мы, затаив дыхание, следим и слушаем».

Каждый из нас знает по своему детскому опыту, насколько волшебными казались самые обычные предметы, если взрослые умели показать с их помощью новые, неизвестные до сей минуты явления окружающего мира.


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
За это сообщение пользователю Елена "Спасибо" сказали:
Юлия
 Заголовок сообщения: Re: К.Э. Циолковский: «Я был страстным учителем»
СообщениеДобавлено: 25 окт 2011, 00:13 
Не в сети

Зарегистрирован: 03 дек 2009, 21:55
Сообщений: 6021
Cпасибо сказано: 1057
Спасибо получено:
1791 раз в 1187 сообщениях
В.П. Виноградова вспоминала один из опытов с монгольфьером:

«Как сейчас помню его милую улыбку. Постоял у парты, задумался на секунду и быстро к столу, взялся за журнал, говоря: "Ну, давайте, давайте учиться". Смотрит в журнал и намерен вызвать ученицу, а тут шум, возгласы, он не мог разобрать и спрашивает впереди сидящих: "Чего-то расшумелись, как воробьи на мякине". Ученица отвечает: "Опыты просят показать". Слегка рассердился: "Вот всё бы вам опыты да опыты, а сколько ещё не спрошены, да тройки есть, их надо исправить" (мы почти все учились по его предметам на «четыре» и «пять»). После чего мы моментально затихали. Встаёт, берёт за руку одну ученицу – «пойдём скорее», а вторую быстро направляет за ключами от физических шкафов. Их было очень много и удивительно хорошо помню, в каком шкафу и на какой полке нужный прибор…

Константин Эдуардович объяснял на уроке, что от нагревания тела расширяются, потому что маленькие частицы, из которых они состоят – молекулы – стремятся раздвинуться и уйти друг от друга. Вот почему, если воздушный шар подогреть, то из него уйдёт часть воздуха, шар станет легче, и окружающий его холодный воздух поднимет шар вверх. Чтобы доказать это, Константин Эдуардович принёс резиновый шар и стал подогревать его на спиртовке. Шар надулся лёгким горячим воздухом, взлетел и поплыл под потолок. Мы, как сейчас помню, вскочили с места и завизжали от радости и даже захлопали в ладоши. Шар плыл по классу и опускался всё ниже и ниже потому что, как объяснил Константин Эдуардович, воздух в нём остывал. А ещё смешнее и интереснее следующее: воспитательница услышала из коридора шум в классе и пришла узнать, в чём дело. Шар бесшумно пролетел мимо её лица, и слышно было, как он шлёпнулся на пол коридора. Надежда Дмитриевна взвизгнула и помчалась обратно. Ей показалось, что это летучая мышь или ещё какое-то чудовище. Константин Эдуардович уморительно смеялся, а также и мы не отставали…

В этот вечер мы долго не могли уснуть. (Речь идет о девушках, которые жили в интернате при епархиальном училище – В.А.) Разговор шёл про летающий шар. Все хорошо поняли, отчего он летает…

Будучи ученицами 5–6 классов мы часто слышали, что Константин Эдуардович занимается научными трудами в области воздухоплавания. Однажды мы позволили себе спросить у него об этом. Он несколько взволновался и сказал: "Замолчите, чтобы я больше об этом никогда от вас не слышал". И несколько раз повторил вполголоса: "Надумали о чём спрашивать, и кто это из вас додумался до этого". Так он мило разворчался, что мы пожалели, что спросили. Воспитательница за это нас здорово журила».


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
За это сообщение пользователю Елена "Спасибо" сказали:
Юлия
 Заголовок сообщения: Re: К.Э. Циолковский: «Я был страстным учителем»
СообщениеДобавлено: 25 окт 2011, 00:17 
Не в сети

Зарегистрирован: 03 дек 2009, 21:55
Сообщений: 6021
Cпасибо сказано: 1057
Спасибо получено:
1791 раз в 1187 сообщениях
В некоторых из воспоминаний учениц действительно содержится информация о том, что девушки слышали что-то от взрослых или читали в газетах, журналах материалы о научной деятельности Циолковского, и пытались говорить с ним на эту тему. Версия отношения к этому учёного, переданная Виноградовой, представляется вполне правдоподобной. Наверняка Циолковский не желал обсуждать свои научные замыслы, открытия, отношение к ним общества, выраженное в печати, с той средой, в которой приходилось преподавать. Он не обсуждал этих проблем с учителями, от большинства из которых был далёк. И тем более не мог говорить на эти темы с юношами и девушками – своими учениками. Это было святая святых, куда он не пускал посторонних.

Иначе дело обстояло с членами педагогического коллектива. Они высоко ценили научные труды Циолковского, по крайней мере, это видно из официальных отзывов. Председатель совета епархиального училища протоиерей Иоанн Протопопов сообщал директору народных училищ губернии: «… долг имею сообщить Вашему превосходительству, что исполняющий обязанности преподавателя Калужского епархиального женского училища Константин Циолковский представляет собою исключительный экземпляр педагога. Одарённый от природы особыми способностями к изучению математических наук, он обнаружил свои выдающиеся математические познания во многих печатных своих сочинениях по математике, известных даже за границей. Вместе с учёностью в нём уживается редкая способность преподавать учащимся даже отвлечённые математические истины в простой, наглядной, общедоступной форме, что делает его уроки доступными и слабым ученицам. Как человек глубоко верующий и высоконравственный он своею личностью имеет благотворное влияние на учащихся…»

Такой отзыв был написан в тяжёлое время гражданской войны, когда занимались крайне нерегулярно, учениц распускали по домам, потому что в здании училища располагался лазарет. Собирали их в конце учебного года перед экзаменами в помещении бывшего духовного мужского училища, располагавшегося рядом.

Вспоминая 1916 год, ученицы писали, что занимались в холодном и тёмном классе, отвечали плохо. Константин Эдуардович рассердился и повысил голос: «Что у вас, барышни, мозги замёрзли?».

В октябрьские дни 1917 года все учебные заведения Калуги не занимались, только епархиальное училище не отступило от заведённого порядка. Но всеобщие перемены не могли не сказаться, в конце концов. Младшие классы распустили по домам, «уплотнили» старших, расселив в здании училища офицеров ударного батальона.

В апреле 1918 года здания епархиального и духовного училищ были заняты под лазарет, пришлось заниматься и сдавать выпускные экзамены в здании Золотарёвского училища. Последний выпуск состоялся в мае 1918, епархиальное училище было преобразовано, носило различные названия и наконец стало школой-гимназией № 9 города Калуги. Гордостью школы сегодня является музей К.Э. Циолковского.

Однако есть и свидетельства о том, что Циолковский был далёк от педагогического коллектива в плане личного общения. Он редко и по необходимости заходил в учительскую, не выступал (видимо, в силу глухоты) на педагогических советах, не посещал балы и пикники.

Продолжение следует ...


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
За это сообщение пользователю Елена "Спасибо" сказали:
Юлия
 Заголовок сообщения: Re: К.Э. Циолковский: «Я был страстным учителем»
СообщениеДобавлено: 28 окт 2011, 01:27 
Не в сети

Зарегистрирован: 03 дек 2009, 21:55
Сообщений: 6021
Cпасибо сказано: 1057
Спасибо получено:
1791 раз в 1187 сообщениях
_Изображение
Многие ученицы описали внешность Константина Эдуардовича, и портреты эти сходятся в главном:

«… производил впечатление уставшего, много прожившего человека, несколько сутулого, с некрасивым, но славным, добрым лицом» (в 1902-1903гг).

«Вот он неторопливой походкой идёт по коридору, входит в класс – высокий, с длинными зачёсанными назад волосами, с усталыми, добрыми, немного печальными глазами, в очках. Ему было в то время 47-48 лет, но нам, пятнадцатилетним девочкам, он казался старым. Ходил он в школу в неизменном длинном сюртуке; говорил медленно, спокойно и тихо, немного картавя («погвомче»). При опросе вызывал ученицу к столу и, слушая ответ, прикладывал руку к уху».

«…входит ещё не старый, но одряхлевший человек. Он был высок ростом, но гнулся, подавшись вперёд, как будто на плечах его лежал невидимый, но тяжёлый гнёт. Ходил он небольшими, шаркающими шагами. Одет был в чёрный, старинного покроя, длинный сюртук. На шее, вместо галстука, шейный чёрный платок, завязанный свободным узлом, оттенявший белый воротник… Глаза его были всегда очень печальны».

«Как сейчас вижу перед собой высокого старика с крупными чертами лица и очень добрыми глазами, одетого всегда аккуратно в поношенный уже чёрный сюртук». А вот сценка, подсмотренная в раздевалке: «…надел пальто, тросточкой удобно для себя поставил галоши и надел их, затем на левую руку повесил тросточку загнутым концом, правой достал свою чёрную шляпу, надел её и направился к выходу. Швейцар отворил ему дверь… Хорошо запомнилось мне, как он одевался по сезонам: зимой тёмно-серое пальто на вате (мне казалось, что оно было несколько тесно ему), осенью и весной – чёрное свободное пальто, летом – чёрная накидка с оригинальной застёжкой на груди. В этой одежде Константин Эдуардович мне нравился больше всего, и я ждала тёплых весенних дней, когда он придёт в училище в своей накидке» (1910 год). Речь идёт о знаменитом плаще-крылатке с застёжкой в виде двух львиных голов, которую сегодня можно увидеть в Доме-музее учёного.


Десятки учениц Константина Эдуардовича стали учителями. Не потому, что он оставил в их душе неизгладимый след, а потому, что такова была традиция самого училища. Седьмой выпускной класс был педагогическим. Но, став учителями, девушки стремились брать пример в своей работе именно с этого человека.

Идеалом учителя Константин Эдуардович был для Серафимы Сергиевской, активно сотрудничавшей с Государственным музеем истории космонавтики и с музеем 9-й школы. Она прошла путь от учительницы начальной школы в Полоцке до завуча крупной школы Ленинграда. Проработав в школе 55 лет, стала заслуженным учителем РСФСР, кавалером орденов Трудового Красного Знамени и ордена Ленина. Была награждена медалью Ушинского.

Становились учителями и дети самого Циолковского. Старшая дочь Любовь Константиновна, средняя Мария, младшая Анна, сын Александр, работали пошли по стопам отца. Дочери работали в сельских школах Калужской области и в Калуге, Александр трудился на Полтавщине.


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
За это сообщение пользователю Елена "Спасибо" сказали:
Юлия
 Заголовок сообщения: Re: К.Э. Циолковский: «Я был страстным учителем»
СообщениеДобавлено: 28 окт 2011, 01:45 
Не в сети

Зарегистрирован: 03 дек 2009, 21:55
Сообщений: 6021
Cпасибо сказано: 1057
Спасибо получено:
1791 раз в 1187 сообщениях
Последним местом работы для учёного была 6-я трудовая советская школа второй ступени. На должность учителя он был избран в ноябре 1918 года. Несмотря на тяжёлое для всей страны время, у него остались хорошие воспоминания об этих последних годах службы. Нравились новые порядки, большая свобода, демократичность поведения. Да и сама школа находилась гораздо ближе к дому, что было немаловажно для пожилого человека, первоначально в здании бывшей Ковригинской богадельни, а затем в здании Пушкинского госпиталя.

Но пришло время расстаться. 22 октября 1921 года Циолковский написал в заявлении: «Мой 64-летний возраст, хронический бронхит, грыжа, расстройство пищеварения, глухота и общая слабость заставляют меня оставить мои училищные занятия. Поэтому прошу считать меня освобождённым от всех моих служебных обязанностей с 1 ноября 1921 года». Константин Эдуардович подписал своё заявление: Школьный работник 6-й советской школы К.Циолковский.

За свой учительский труд он был награждён двумя царскими орденами, орденом Святого Станислава 3-й степени в 1906г. и орденом Святой Анны 3-й степени в 1911 г.

Изображение
В.А. Арлашин. К.Э.Циолковский. Холст, масло.

Художественный образ Циолковского интересен и содержателен. Многие художники и скульпторы стремились воплотить в своих шедеврах не только монументальный и обобщенный образ великого ученого, но и показать тот мир, который окружал его при жизни.


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
За это сообщение пользователю Елена "Спасибо" сказали:
Юлия
 Заголовок сообщения: Re: К.Э. Циолковский: «Я был страстным учителем»
СообщениеДобавлено: 28 окт 2011, 01:46 
Не в сети

Зарегистрирован: 03 дек 2009, 21:55
Сообщений: 6021
Cпасибо сказано: 1057
Спасибо получено:
1791 раз в 1187 сообщениях
ПЕРЕЧЕНЬ ИСТОЧНИКОВ.

    1. К.Э.Циолковский. Черты из моей жизни. В кн. К.Э.Циолковский. Грёзы о Земле и небе. Тула. 1986. С 385-418.

    2. К.Э.Циолковский. Документы и материалы 1879-1966 г. Калуга. 1968.

    3. К.Э.Циолковский в воспоминаниях современников. Тула. 1971. Раздел «Любимый учитель», с.129-160.

    4. Коллекция воспоминаний о К.Э.Циолковском. Научный архив ГМИК им. К.Э.Циолковского. Дело № 32, 86, 105, 112, 140, 179.

    5. С.А.Сергиевская. Воспоминания о К.Э.Циолковском. 24 февраля 1967. Архив школы-гимназии № 9.
Журнал «Три ключа», 2001 г.


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 18 ]  На страницу Пред.  1, 2

Часовой пояс: UTC + 3 часа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB