ЖИВАЯ ЭТИКА (АГНИ ЙОГА). Форум «ФЕНИКС»

СЕРДЦЕ БУДЕТ ЧАСАМИ ВЕРНЫМИ, КОГДА ПРИЗОВЕТ К МЫСЛИ О ВСЕХ. НЕ НУЖНО УТОМИТЕЛЬНЫХ МЕДИТАЦИЙ, МЫСЛЬ О МИРЕ КРАТКА, И ОТРЕШЕНИЕ ОТ СЕБЯ В НЕЙ ТАК ПРОСТО ОТРАЖАЕТСЯ. ПУСТЬ БУДЕТ МИРУ ХОРОШО!
Текущее время: 15 дек 2019, 08:27

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 15 ]  На страницу 1, 2  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Противоречия современного образования
СообщениеДобавлено: 30 окт 2012, 10:09 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 29 сен 2011, 09:08
Сообщений: 197
Cпасибо сказано: 121
Спасибо получено:
167 раз в 83 сообщениях
Друзья, поводом для открытия этой темы послужила жизненная ситуация, которая привела в тупик.

У меня подрастает дочка, в следующем году приходит пора ей идти в школу. Как многие родители, уже сейчас, узнав о том, что в школах проводится набор на занятия по подготовке к школе, решили с супругой поводить ребенка. Попали (по словам родителей, с которыми общались в ожидании окончания занятий) к хорошему педагогу. НО вот, что странно: уже с первых занятий дети стали писать прописные буквы в школьных прописях. Дочь, равно как и все остальные дети, получила домашнее задание до следующего дня занятий прописать несколько строк с прописными буквами. Вроде бы - неделя довольно большой срок, можно было бы и написать (что мы и сделали). Но уже на третье занятие дочь шла с неохотой. Когда поинтересовались о причине такого нежелания, выяснили, что писать ей тяжело и не хочется. Поузнавал у родителей, которые водят детей на подготовку в другие школы - ситуация такая же. Я не учитель и не знаю всех этих премудростей и тонкостей педагогической работы, но возник вопрос, на который сам себе не ответил до сих пор: "Если дети на подготовке к школе уже пишут в прописях, учат буквы, цифры, то что они будут делать весь первый класс?" Знакомых учителей нет, пообщаться с людьми из системы с непредвзятым взглядом нет возможности, а вопросов накопилось определенное количество.

А тут еще и тему на нашем форуме нашел, которая соотносится возникшими вопросами Почему так трудно учиться в школе?

Почитал, понял, что помимо закономерных трудностей созревающего организма есть все-таки несовершенство самой системы образования. Стал искать в интернете информацию, но разобраться с терминами не всегда получается.

Хочу правильно сформировать свое отношение к тому, что происходит в образовательных учреждениях, без погружения в сплошное отрицание и жалобы на несовершенство образовательной системы. Понятно, что плетью обуха не перешибешь, но хочу правильно относиться к будущей учебе своей дочурки и не мотать нервы ни ей, ни себе. Зная об имеющихся проблемах современной школы, хотелось бы помочь ребенку оставаться оптимистичным и не терять веру в свои силы.

Знаю, что на нашем форуме есть педагоги-профессионалы. Друзья, возможно возникнет желание поучаствовать в разговоре и объяснить моменты, вызывающие недоумение.


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: Противоречия современного образования
СообщениеДобавлено: 31 окт 2012, 10:22 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 29 сен 2011, 09:08
Сообщений: 197
Cпасибо сказано: 121
Спасибо получено:
167 раз в 83 сообщениях
Встретил понятие и много статей по поводу современных педагогических технологий. Узнал, что этих самых технологий огромное количество. Поспрашивал у знакомых, чьи дети учатся в школе, но как-то не сложилось впечатление, что технологии обучения применяются в обычных школах. Конечно же, допускаю, что наша бытовая педагогическая осведомленность не позволяет оценить лишь по отзывам детей, что именно в плане применения технологий происходит на уроках.

Почитал в интернете, что говорят по этому поводу. Пришлось задуматься.

Об авторе статьи:
Смирнова Татьяна Николаевна, сотрудник кафедры информатики ЦДО «Эйдос», учитель математики МОУ гимназии №19 города Королева Московской области.


В условиях модернизации современной общеобразовательной школы остро встает проблема осмысления и трансформации старых и выработки на их основе новых целей, задач, форм и методов обучения. Противоречия, объективно возникающие в общественном устройстве, в распространении инноваций как в зеркале отражаются в сфере образования, и в частности в отдельно взятом школьном пространстве.

Попробуем остановить свой взгляд на противоречиях в деятельности современной отдельно взятой школы в рамках процесса формирования новой образовательной системы. Начнем с самого главного – целей, которые ставит школа для планирования своей деятельности. Каждый желающий может увидеть их в ее Уставе. Порой мы даже не задумываемся о том, что школа имеет (или должна иметь) четко сформулированные цели и задачи своей деятельности. Конечно, можно сослаться на Сократа, утверждавшего, что лучше работать без определенной цели, чем ничего не делать. Но на дворе XXI век, и отношение к образованию давно поставлено на уровень государственной важности.

Рассмотрим выдержки из Устава гимназии, в которой работает автор статьи:

Основными целями образовательного процесса в Гимназии являются:
    • формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ;
    адаптация обучающихся к жизни в обществе;
    • создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ;
    • воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.

Как видите, общие слова, за которыми, совершенно непонятно какой результат будет означать, что цель достигнута? Может быть, выпущенная из школы культурная личность, освоившая минимальный уровень общеобразовательных программ, адаптированная к жизни в обществе (интересно в каком?), которую воспитывали всему необходимому, по мнению общественности (причем, не факт, что воспитали) и есть та заветная цель образования в современном обществе? Конечно, нет. Что же стоит за такими формальными целями? Ведь Гимназия, о которой идет речь, хорошо развитое учреждение, куда стремятся определить своих детей многие родители города, один из победителей конкурсного отбора Приоритетного национального проекта «Образование». По моему мнению, за этим стоит догматизм и шаблонность, так недавно еще провозглашавшиеся в обществе. Налицо, противоречие между старыми ценностями, с которыми современное общество еще не успело расстаться, и новыми, которые, стремиться освоить.


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: Противоречия современного образования
СообщениеДобавлено: 31 окт 2012, 10:23 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 29 сен 2011, 09:08
Сообщений: 197
Cпасибо сказано: 121
Спасибо получено:
167 раз в 83 сообщениях
Рассмотрим еще одно противоречие, между потребностью в зарождении новых форм организации обучения и невостребованностью очевидно удачных инновационных проектов. Так, школа с гордостью провозглашает, что ее ученики являются участниками Дистанционных эвристических олимпиад Центра «Эйдос». Но, каждый раз учитель должен доказывать администрации, что участие в таких олимпиадах более продуктивная деятельность, нежели обычный школьный урок. «Почему мы принимаем участие в Дистанционных эвристических олимпиадах? Наверное, потому что наши дети раскрываются в них с совершенно незнакомой нам стороны», - говорит Ведмедь Татьяна Валентиновна, преподаватель основ компьютерной грамотности, из г. Алдан, РС (Якутия), локальный координатор Дистанционной эвристической олимпиады. А вот слова Третьяковой Елены Геннадьевны, учителя русского языка нашей школы: « Когда мои ученики участвуют в Дистанционных эвристических олимпиадах, я часто замечаю одну особенность: они «пасуют» перед заданиями, которые требуют нестандартного подхода, где нужно посмотреть на проблему с другой точки зрения. Я понимаю, что это проблема не только ученика, но и учителя, который не научил думать неординарно, не пользоваться шаблонами, а «мозговым штурмом» достигать поставленной цели. Научиться учить – моя цель». Еще много подобных отзывов можно прочитать на сайте Центра дистанционного образования «Эйдос»1. Многие города уже включаются в интересный проект Центра и в разговорах с учителями из соседних школ, вновь слышу, что им хотелось бы присоединиться. Но, инициатива должна исходить, прежде всего, от администрации школы, а не наоборот. Так как учителя боятся взять на себя всю ответственность за проведение такого мероприятия.


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: Противоречия современного образования
СообщениеДобавлено: 31 окт 2012, 10:24 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 29 сен 2011, 09:08
Сообщений: 197
Cпасибо сказано: 121
Спасибо получено:
167 раз в 83 сообщениях
Следующее противоречие между потребностями молодежи в повышении своего образовательного уровня и возможностями системы образования предоставить выбор средств и форм обучения. Попытки введения профильного обучения не могут полностью удовлетворить вышеназванную потребность. Эффективность системы образования нельзя повысить с помощью внедрения одного проекта. Дистанционное образование, например, может стать подспорьем в разрешении данного противоречия. Но, как отметил А.В.Хуторской в заметках с заседания общественного экспертного совета Комитета по образованию и науке Государственной Думы РФ: «Тех, кто занимается дистанционным обучением в школах, огорчу. Внимание на этом заседании уделялось только университетскому дистанционному образованию. Соответственно и изменения (закона) предложено было вносить только в закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Почему? На мой взгляд, потому, что именно университеты имеют возможность существенно поднять свою экономическую базу благодаря дистанционному обучению. Вот если бы благосостояние школ зависело от количества учащихся, так же как и в вузах, то школы, особенно хорошие, старались бы расширить количество своих учеников с помощью телекоммуникаций. Тогда, быть может, они не шарахались от внедряемых в них компьютерных новшеств, а наоборот, старались быстрее их освоить и применить в своем главном процессе - учебном».


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: Противоречия современного образования
СообщениеДобавлено: 31 окт 2012, 10:25 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 29 сен 2011, 09:08
Сообщений: 197
Cпасибо сказано: 121
Спасибо получено:
167 раз в 83 сообщениях
Вот и еще одно противоречие, между декларируемой информатизацией образования, вложением средств в оснащение школ вычислительной, коммуникационной техникой и возможностями школы по ее освоению. На компьютерах в школе работа ведется слишком короткое время в течение дня. Кадры мало этому обучены. Учителя не могут самостоятельно отвечать за вверенную им технику. Невозможно совмещать в одном лице учителя и лаборанта, а порой и системного администратора.


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: Противоречия современного образования
СообщениеДобавлено: 31 окт 2012, 10:26 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 29 сен 2011, 09:08
Сообщений: 197
Cпасибо сказано: 121
Спасибо получено:
167 раз в 83 сообщениях
Каковы же причины появляющихся противоречий в деятельности школы, ее целей и задач:
    • под воздействием общественных реформ образовательная система также подвергается реформированию. Такие преобразования насущны и востребованы современной школой. Но существуют остаточные явления предыдущей образовательной системы, которые тормозят инновационные процессы в образовательном пространстве;
    • опора на стереотипы прошлого и консервативность достаточно сильная и распространенная на сегодняшний день тенденция поведения всех сторон образовательного процесса;
    • современные процессы модернизации и информатизации образования объективно влияют на деятельность школы как основной единицы образовательного процесса. Но, по субъективным причинам, эти реалии порой недооцениваются. Возникают противоречия между объективными предпосылками изменений образовательной среды и субъективными причинами ухода от инноваций.


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: Противоречия современного образования
СообщениеДобавлено: 31 окт 2012, 10:28 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 29 сен 2011, 09:08
Сообщений: 197
Cпасибо сказано: 121
Спасибо получено:
167 раз в 83 сообщениях
В заключении можно сформулировать некоторые выводы.

Во-первых: инновации в образовании – процесс противоречивый. Вследствие неизбежной борьбы между требованиями обновления, созидающей инициативы с одной стороны и инерцией, консерватизмом с другой, возникает проблема неумения преподавателей, учащихся, административных работников пользоваться методологией науки, творчески воспринимать информационные потоки. Неизбежно возрастают требования к педагогическим и административным кадрам в свете теоретико-методологической подготовки, перехода к проблемному характеру обучения.

Во-вторых: необходимо более гибко подходить к организации и введению новых форм и методов в образовательную среду, используя накопленный опыт, культурные традиции тех или иных регионов, областей, городов, отдельных образовательных учреждений.

В-третьих: использовать накопленный позитивный опыт, активно внедрять зарекомендовавшие себя инновационные системы. Создать единое информационное пространство, позволяющее использовать действительно эффективные проекты, соответствующие целям современного образования.

В-четвертых: проводить информатизацию школы в сопровождении с изменениями в методах, приемах и организации труда педагога. Внедрять информационные компьютерные технологии в преподавание отдельно взятых предметов, а также использовать сетевые технологии для участия в олимпиадах, международных проектах, дистанционных курсах и т.д.


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: Противоречия современного образования
СообщениеДобавлено: 31 окт 2012, 10:39 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 29 сен 2011, 09:08
Сообщений: 197
Cпасибо сказано: 121
Спасибо получено:
167 раз в 83 сообщениях
Почитал и понял, что все далеко не так просто. Недостаточно найти денег и запустить какую-нибудь новую педагогическую технологию, сами педагоги основание, на котором будет или не будет удерживаться продвижение и функционирование новых способов обучения и воспитания, да еще в добавок администрация школы - люди со своими взглядами и ценностями, своим уровнем культуры. Что ни говори, а теперь стало понятным: мало для нас-родителей попасть в класс к хорошему учителю, нужно еще узнавать о завуче и директоре обязательно. НО, даже выбрав хорошую школу с творческим педагогическим составом (о чем узнать еще сложнее, чем просто о хорошем учителе в начальной школе), нужно хорошенько призадуматься насчет уровня сложности программы (тип школы: лицей, гимназия или простая общеобразовательная школа).


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: Противоречия современного образования
СообщениеДобавлено: 31 окт 2012, 14:20 
Не в сети
Совет Форума
Совет Форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 11 дек 2009, 23:35
Сообщений: 1779
Откуда: Крым
Cпасибо сказано: 774
Спасибо получено:
719 раз в 425 сообщениях
Вы правы, young, в системе образования все довольно непросто, как, собственно, и в других человеческих взаимоотношениях.

Для размышлений о противоречиях образовательного процесса предлагаю познакомиться с еще одним взглядом:

Противоречия системы образования


автор:Гин Анатолий


... Как и любая другая система, система образование развивается, порождая и преодолевая противоречия своего развития. Здесь мы рассмотрим семь важнейших противоречий, характерных для современного образования.

Изображение


Уже ни для кого не секрет — те знания, умения, навыки, которые получает ученик в Школе2, мало пригождаются ему в жизни, не обеспечивают его успешности. «Девиз: образованный — значит успешный» не находит своего подтверждения в реальности. Образно говоря, школа учит ребёнка ходить на лыжах, а затем он оказывается в пустыне, где нужны совсем другие навыки…

Кто сегодня доволен системой образования?
    - Вашингтон: 64 процента крупных компаний страдают из-за того, что пополняющие рабочую силу выпускники средних школ плохо читают, неграмотно пишут и не умеют логически мыслить, свидетельствует опрос руководителей предприятий.

    - Жан Фукамбер, сотрудник Национального института педагогических исследований (Франция), говорит: «20 процентов детей в возрасте до 12 лет воспринимают только треть информации, содержащейся в тексте, 30 процентов читают слишком медленно и только один из шестидесяти читает быстро и осмысленно».

    - Из интервью с министром образования России В. М. Филипповым:
    — Владимир Михайлович, Вы довольны образованием, которое получили Ваши дети?
    — Нет, абсолютно не доволен.

Этого всего лишь несколько свидетельств, но мы понимаем, что это свидетельства глобального явления: Школа отстала от жизни.

Изображение


То, что актуально сегодня, завтра оказывается никому не нужным. Касается ли эта реальность образования? Вопрос риторический.

Гипотеза: объем совокупных знаний цивилизации растет по экспоненте. Есть только косвенные доказательства этой гипотезы, но они достаточно убедительны.

Вот, скажем, график Мэмфорда5, отражающий экспоненциальный рост числа значительных изобретений во времени. Отклонения от кривой объясняются политико-экономическими событиями, войнами...

Мы пользуемся устаревшей системой образования. Хотя, говоря по правде, устаревшего образования не бывает. Устаревшее образование — вообще не Образование. И устаревшая школа6 работает против Образования.

Нужно честно признать: обучение, построенное на усвоении конкретных фактов, изжило себя в принципе…


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: Противоречия современного образования
СообщениеДобавлено: 31 окт 2012, 14:23 
Не в сети
Совет Форума
Совет Форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 11 дек 2009, 23:35
Сообщений: 1779
Откуда: Крым
Cпасибо сказано: 774
Спасибо получено:
719 раз в 425 сообщениях
В настоящее время техника обновляется еще быстрее. Сегодня «период полураспада» технологических знаний в сферах передовой техники оценивается специалистами в 1,5 — 3 года.

Конечно, система образования заметила эту тенденцию. Увеличение времени обучения и перегрузка учащихся — ее прямые следствия. Пытаясь уйти от серьезных изменений содержания и организации обучения, старая система образования придумала рецепт «спасения»: переход к ранней специализации. И наткнулась на следующее противоречие.

Изображение


В концентрированном виде это противоречие выражается формулой: «Узкая специализация = широкая идиотизация».

Узкая специализация дает возможность сравнительно дешево и быстро подготовить человека к эффективному (для общества) производственному процессу. Но узкая специализация позволяет легко манипулировать людьми (что было скорее плюсом для правящей части общества), оглупляет их. Узкая специализация приучает человека к психологическому самоограничению: это не мое дело, каждому свое и пр. Разрешение противоречия в сочетании узкой специализации и широкой образовательной базе.

Успешный человек должен быть не только первоклассным специалистом, но и успешным гражданином, успешным родителем, успешным потребителем и т. д. Успешный гражданин понимает, как устроена власть, финансовая система, гражданское общество. Успешный родитель знает правила воспитания и методы развития ребенка. Успешный потребитель знает, что ему нужно, как и где это приобрести… И все это в быстро меняющемся мире. Решение производственных, маркетинговых, социальных и даже бытовых задач все больше требует системного, межпредметного подхода, умения видеть отдаленные последствия.

Ни вузовское, ни школьное образование этому требованию в настоящее время не удовлетворяют. Крупные коммерческие компании все чаще пытаются самостоятельно — с переменным успехом — решать для себя эту проблему.

Изображение


Американская компания «Белл Телефоун Систем» создала «Гуманитарный институт» для перспективных менеджеров — в качестве средства против узкой специализации.

Однако в целом противоречие не разрешено, и существующая система образования не может его разрешить в принципе. Если продлить тенденции «узкого специализирования» вместе с «экспоненциальным ростом знаний» до логического конца, то можно увидеть вот такого «молодого специалиста». Уже сегодня явно заметна тенденция все более позднего признания «специалистами».

Напомним, кстати, что Нильс Бор и Альберт Эйнштейн стали специалистами мирового уровня в возрасте до 30 лет.

Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
За это сообщение пользователю Arrow "Спасибо" сказали:
Александр
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 15 ]  На страницу 1, 2  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB