Ю.Б. Дворников
«Концепция Новой школы» на основе Учения Живой Этики
Доклад на педагогической конференции
"Возможности духовного развития в условиях образовательных учреждений"
4-5 января 2005 г., г. Барнаул
"Да устремятся сердца наши к Великой Матери Мира! Не знаю более Высокого и в то же время самого близкого Высшего Божества к роду человеческому. Будущая религия России - страны Духа Разумения - будет религией Матери Мира. Своё вдохновение и силы черпаем в гимнах Великой Матери. Ей посвящаем наш доклад.
В 1991 г. в далёком алтайском селе на земле первых целинников мною была создана группа по изучению Учения Живой Этики из преподавателей сельской школы.
В результате совместных творческих бесед родилась книга "Дети и Учение Махатм" , которая была издана в 1994 г. тиражом в 10000 экз. в издательстве Амрита-Урал .
Надо отметить, что именно те первые члены сельского кружка являются сегодня учредителями Алтайского краевого рериховского общества Устремление и редакционной коллегией газеты Устремление (Михно Валентина Михайловна, Дяденко Ирина Сергеевна).
В 1991-93 г.г. на своих собраниях мы искали совместно решения на школьные проблемы образования. Так родилась эта книга, как ответы на наши вопросы. В настоящее время тематика книги продолжает оставаться по-прежнему актуальной и насущной.
Предложенная модель образовательно-воспитательной системы состоит из трёх взаимно связанных блоков:
- блок личностного воспитания (развитие личностных качеств и способностей, развитие наблюдательности, памяти и т.д.);
- блок предметного образования (знания курсов химии, физики, алгебры, геометрии и т.д.);
- блок духовного воспитания (это духовные беседы в специально предназначенном для этих бесед помещении с портретами основателей религий и духовных учений, рассказы о подвижниках и героях, святых).
Цель духовных бесед - дать чёткое представление ребёнку о понятии смысла жизни, понятии духовной Иерархии Света, научить синтезу как форме мировосприятия, показать целесообразность нравственности человека.
Осмысление и реализацию представленной концепции нужно начать, прежде всего, с того, чтобы поменять цель воспитательно-образовательного процесса. В сегодняшней школе главным показателем является поступление выпускников в ВУЗы.
Главной целью в воспитательно-образовательном процессе ставится последующая успешная адаптация ученика в жизни. Другими словами - ему нужно найти своё место под «солнцем». Только есть здесь одно но - для того, чтобы устроиться сегодня в жизни, нужно научиться ходить по головам . Вот и получается, что сегодня образовательная концепция сводится к воспитанию хищника-человека с острыми зубами, отточенным интеллектом-логикой и полной бездуховностью, или православной духовностью: украл - свечку поставил, убил - покаялся, затоптал кого-нибудь - причастился. А нужен самоотверженный герой-подвижник, не способный предавать Бога и знающий Его не понаслышке - лицом к лицу, от сердца к сердцу. То есть целью воспитательно-образовательного процесса должно стать воспитание новых рерихов, ломоносовых, толстых.
Далее. Весь процесс должен начаться с авторства, его синтетической основы. В данном случае мы имеем в виду Учение Живой Этики. Но в Учении говорится о синтезе религий, культур, философий. Значит, нужно уметь брать синтез всех знаний, чтобы показать единство истины и различные пути вычленения её. После того, как есть автор (или коллектив их), автором разрабатываются программы и методики, чтобы реализовать все три блока, указанные ранее. При этом нужно иметь в виду, что начинать воспитательно-образовательный процесс нужно с блока развития личностных умений и навыков. В него входит: развитие памяти, наблюдательности, внимательности, развитие чувств, искусства мышления. В последний подблок нужно поставить научение ребёнка методам исследования. А здесь и логика, и синтез как метод познания истины, и другие методы.
Только после развития личностных навыков нужно приступать к предметному обучению. Можно сказать, что успешное обучение предметам может быть только после научения тому, как нужно учиться.
Особенно большое внимание для рассмотрения нужно уделить блоку духовных бесед. Сегодня в программах школ есть предмет - основы мировой культуры . Но очень часто преподают его учителя, которые знакомы с духовными знаниями весьма поверхностно, а то и вовсе далеки от них.
В Учении Живой Этики сказано, что духовные беседы должен преподавать учитель, познавший пути роста духа . Что значат эти слова? Мы провели анализ текста Учения и выяснили, что человек, познавший пути роста духа - это человек, имеющий в сердце потенциал светлого сердечного огня, т.е. потенциал добра . К сожалению, не всегда сердечный потенциал бывает светлым. Как же определить светлый потенциал в сердце или недобрый? По делам узнаете их , - говорил Великий Учитель Христос, по следствиям можно определить качество потенциала сердечного. Следствиями будут положительные качества учителя, а именно: великодушие, терпимость, дружелюбие, сострадание, мужество, самоотверженность, преданность, простота, спокойствие, чистосердечие, искренность и др. При этом все эти качества сводятся к одному результату - подвигу в жизни, служению идее Общего Блага.
И в заключение. Не нужно искать этих учителей, познавших пути роста духа. Начните с себя и только с себя. И когда вы обретёте знание, как растёт дух, тогда применяйте новые подходы в той школе, где вы работаете. И результаты не заставят долго ждать".
Газета «Устремление», Барнаул, №2 февраль 2005.