ЖИВАЯ ЭТИКА (АГНИ ЙОГА). Форум «ФЕНИКС»

СЕРДЦЕ БУДЕТ ЧАСАМИ ВЕРНЫМИ, КОГДА ПРИЗОВЕТ К МЫСЛИ О ВСЕХ. НЕ НУЖНО УТОМИТЕЛЬНЫХ МЕДИТАЦИЙ, МЫСЛЬ О МИРЕ КРАТКА, И ОТРЕШЕНИЕ ОТ СЕБЯ В НЕЙ ТАК ПРОСТО ОТРАЖАЕТСЯ. ПУСТЬ БУДЕТ МИРУ ХОРОШО!
Текущее время: 26 май 2024, 06:38

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 25 ]  На страницу 1, 2, 3  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Ключ к теософии. I Теософия и теософическое общество
СообщениеДобавлено: 25 окт 2023, 07:49 
Не в сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 3424
Cпасибо сказано: 1651
Спасибо получено:
5696 раз в 2368 сообщениях
Изучение книги Е.П.Блаватской "Ключ к теософии"
Титульная страница:
Цитата:
КЛЮЧ К ТЕОСОФИИ

Ясное изложение в форме вопросов и ответов

ЭТИКИ, НАУКИ И ФИЛОСОФИИ

Для изучения которых было основано Теософическое Общество

"Е. П. Б. посвящает всем своим ученикам,
чтобы они могли учиться и, в свою очередь, учить"

Попытаемся обновить взгляд на привычные нам фразы.
Из титульной страницы можно понять, что Теософическое Общество (ТО) было основано для изучения этики, науки и философии.
Наряду с такими понятиями как наука и философия на первое место ставится этика. Подобная комбинация терминов непривычна и сегодня.
    Э́тика (греч. ἠθική, от др.-греч. ἦθος — нрав, обычай) — философская дисциплина, исследующая нравственность и мораль.

    Первоначально смыслом слова этос было совместное жилище и правила, порождённые совместным проживанием, нормы, сплачивающие общество, способствующие преодолению индивидуализма и агрессивности. По мере развития общества к этому смыслу добавляется изучение совести, добра и зла, сочувствия, дружбы, смысла жизни, самопожертвования и так далее. Выработанные этикой понятия — милосердие, справедливость, дружба, солидарность и другие, направляют моральное развитие социальных институтов и отношений.

    В науке под этикой понимают область знания, а под моралью или нравственностью — то, что она изучает. В живом языке это разграничение пока отсутствует. Термин «этика» иногда употребляется также для обозначения системы моральных и нравственных норм определённой социальной группы.

Замечу, что не упоминается религия. Хотя Тайная Доктрина позиционируется как:
Цитата:
ТАЙНАЯ ДОКТРИНА

СИНТЕЗ

НАУКИ, РЕЛИГИИ, И ФИЛОСОФИИ

Получается, что при изучении, религия замещается (?) этикой. Понятно, что это не прямая замена, а выход на новый уровень понимания природы происходящего вокруг нас и новый жизненный подход. Можно заметить, что религия включает в себя этические нормы, но в ней есть еще такое понятие как Бог.
Живая Этика не подразумевает Бога, выстраивая мир без него. При этом мир не становиться ущербней, а у человека появляется больше свободы и отвественности.
О соотношении науки и этики:
Цитата:
Надземное, 718 Мы постоянно должны напоминать, что наука не может продвигаться без осознания живой этики

Община, 269 Так с тех пор наука дала столько новых достижений, что общежитие может стать не только деловым, но и сердечным. Живая Этика войдет, как укрепляющее начало.

_________________
Нельзя давать исчерпывающие утверждения, ибо необходимо дать ученику возможность упражнять свои умственные способности
Е.И. Рерих. Записи бесед с Учителем


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
За это сообщение пользователю Шанти "Спасибо" сказали:
AnnaP, Алиса, Светлана Н., Олеся, Ruslana, Zenon, Лариса, Марина, Надежда
 Заголовок сообщения: Re: Ключ к теософии. I Теософия и теософическое общество
СообщениеДобавлено: 26 окт 2023, 06:20 
Не в сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 3424
Cпасибо сказано: 1651
Спасибо получено:
5696 раз в 2368 сообщениях
Ключ к теософии ПРЕДИСЛОВИЕ
Цитата:
ПРЕДИСЛОВИЕ
Назначение этой книги точно выражено в её названии, "Ключ к Теософии", и требует лишь нескольких слов пояснения. Она — не полный или исчерпывающий учебник по теософии, а лишь ключ, чтобы отпереть дверь, ведущую к более глубокому изучению.


Как я понимаю, всё даваемое Учителями, сводится к ключам. Соответственно необходимо уметь открыть дверь, войти и взять самим Знания. Думаю, что именно так необходимо относится к книгам, как к источнику ключей (или знаков), а не как к готовым знаниям, которые можно просто узнать и всё. Там могут быть знания или первичные знания, необходимый минимум, но и их надо добыть, надо уметь добывать знания. Понимание, что знания просто так не прочитаешь, будет подвигать к активности.
Понятно, что все не ограничивается одной дверью. Предположу, что ключи могут быть универсальными и специализированными. Универсальность ведет к абстракции, метафорам, мифам, символам и т.п.
Цитата:
Ведь каждое писание, каждая легенда древности имеет семь ключей или значений.
18.01.36 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.2

Не только утеряны ключи ко многим мистериям зодиака, но, вернее сказать, почти ко всем тайнам бытия. В «Тайной Доктрине» сказано, что в этом труде ключ повернут на один оборот, но для полноты знания нужно его повернуть семь раз.
16.04.36 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.2

Каждое Знание имеет семь ключей.
Цитата:
ПРЕДИСЛОВИЕ (продолжение)
Она прослеживает общие контуры Религии Мудрости и объясняет её фундаментальные принципы, отвечая, в то же время, на различные возражения, выдвигаемые средним западным человеком, и стараясь изложить незнакомые понятия в насколько возможно простой форме и как можно более ясным языком.

Теософия прослеживает контуры Религии Мудрости, можно сказать, что это синонимы.
Она показывает единый источник всех религий.
РЕЛИГИЯ МУДРОСТИ
Единая религия, лежащая в основе всех ныне существующих верований. Та "вера", которая, будучи предвечной и открытой непосредственно человеческому роду его прародителями и одушевляющими Эго (хотя Церковь считает их "падшими ангелами") не требовала ни "привлекательности", ни слепой веры, обо она была знание. (См. "Гупта Видиа", Сокровенное Знание.) Именно на этой Религии Мудрости и основана Теософия.
Теософский словарь

Цитата:
ПРЕДИСЛОВИЕ (продолжение)
Было бы преувеличением ожидать, что эта книга сделает теософию понятной без всякого умственного усилия со стороны читателя, но мы надеемся, что причиной оставшихся неясностей будет сама идея, а не язык, и глубина предмета, а не путаница в его изложении. Для ленивых умом или тупых теософия должна остаться загадкой, ибо в мире мысли, как и в мире духовном, каждый должен продвигаться своими собственными усилиями. Писатель не может думать за читателя, да и читатель не станет сколько-нибудь лучше, будь такое мышление за другого возможно. Среди интересующихся Теософическим Обществом и его работой давно ощущалась необходимость такого изложения, и мы надеемся, что оно предоставит информацию, свободную, насколько возможно, от технических подробностей, многим из тех, чьё внимание было пробуждено, но кто всё ещё просто озадачен и не убежден.

Кроме чтения необходимы умственные усилия. Так как в книге ключ и её простое прочтение малоэффективно если ключ не применить по назначению.
Можно сказать, что уже само знание о наличие ключа и его применении это маленький ключик, который надо использовать, для нахождения главного ключа. Во всем самостоятельные усилия.
В школе считают, что там дают знания. Может где-то так оно и есть. Смотря какое знание. Больше дают информацию, готовые алгоритмы для решения задач, возможно где-то дают и ключи. А вот добычи знания там учат мало. Распространена подмена знания и информации. По крайней мере, чаще всего, не ставится различия между ними. А в чем различие? Между информацией и ключом. Информацию мы, в лучшем случае, запоминаем, в какой-то момент информацию мы можем преобразовать в ключ. А уже ключ, пытаемся применить. Это уже усилие, процесс, действие, начинают работать различные наши части, способные к творчеству. А какие это части? Первым, в работу может включиться ум, потом интуиция, сердце, сознание. Сопровождаться может вдохновением, озарением и т.п.
В познавательном процессе знание и информация находятся на разных ступенях. Сначала происходит восприятие информации, транслируемой определенным источником: книгой, интернетом, преподавателем… После осмысления информация результируется в знание. Обладающий знанием способен выполнять роль нового источника информации.

Таким образом, транслируется и принимается только информация, но знание передать невозможно. Для того чтобы стать обладателем знания, необходимо воспринять нужную информацию и провести ее через собственное сознание.
Разница между знанием и информацией

Цитата:
ПРЕДИСЛОВИЕ (продолжение)
Некоторое внимание было уделено и отделению того, что есть истинного в спиритуалистическом учении о посмертной жизни от того, что ложно, и объяснению истинной природы спиритических явлений. Предыдущие объяснения этого рода навлекли много гнева на голову автора; ведь спиритуалисты, как и очень многие другие, предпочитают верить в приятное скорее, чем в истинное, и очень злятся на всякого, кто разрушает приятное заблуждение. В течение последнего года теософия была мишенью для всяческих отравленных стрел спиритуализма, будто обладатели полуправды чувствуют больше вражды к обладателям всей правды, чем те, кому вообще нечем похвастаться.

Видя заблуждения, допустим, христианства, стоит помнить о своих приятных заблуждениях, которые скорее всего мы не видим, не хотим видеть.
Цитата:
ПРЕДИСЛОВИЕ (окончание)
Автор от всего сердца благодарит многих теософов, приславших предложения и вопросы, или оказавших иную помощь в процессе написания этой книги. Благодаря их помощи эта работа станет более полезной, что будет для них самой лучшей наградой.
Е. П. Б.

Через эту книгу можно прикоснуться не только к учителям, но и к их ученикам. Что волновало людей в то время.
_________________
Нельзя давать исчерпывающие утверждения, ибо необходимо дать ученику возможность упражнять свои умственные способности
Е.И. Рерих. Записи бесед с Учителем


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
За это сообщение пользователю Шанти "Спасибо" сказали:
AnnaP, Александр, Алиса, Светлана Н., Олеся, Ruslana, Zenon, Лариса, Марина, Надежда
 Заголовок сообщения: Re: Ключ к теософии. I Теософия и теософическое общество
СообщениеДобавлено: 27 окт 2023, 06:22 
Не в сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 3424
Cпасибо сказано: 1651
Спасибо получено:
5696 раз в 2368 сообщениях
I ТЕОСОФИЯ И ТЕОСОФИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО
СМЫСЛ НАЗВАНИЯ


Цитата:
Спрашивающий. Теософию и её учения часто называют новомодной религией. Религия ли это?
Теософ. Нет. Теософия — это Божественное Знание или Наука.

Одно из современных определений религии (из Википедии):
Религия — определённая система взглядов, обусловленная верой в сверхъестественное(1), включающая в себя свод моральных норм и типов поведения(2), обрядов(3), культовых действий и объединение людей в организацию.

Возможные вопросы и мои попытки ответов на них.
Теософия верит в сверхъестественное? Нет, она идет путем добывания знания о нем, к приравниванию сверхъестественного к естественному. Как я понимаю, теософия идет не через веру, а через научное познавание.
Теософия имеет свод моральных норм и типов поведения? В моем понимании, сама теософия не имеет подобных норм, в ней есть Законы Природы, Вселенной, Знания, Истина и т.п. На основе знаний теософии человек может выработать для себя нормы. Нормы это следствия от твоих целей и знаний.
В теософии есть обряды, культы и т.п.? Думаю, что максимально избегаются механические неосознанные действия. Хотя ритм действий необходим. Общепризнанных обрядов и культов нет, но человек может сам придумать для себя что-либо, но это необязательно.
Тем не менее последователи могут придать религиозный аспект в рамках любого объединения. Но это уже искажения.
Цитата:
Спрашивающий. Каков истинный смысл этого термина?

Теософ. Это "Божественная Мудрость", qeosojia (Теософия) или мудрость богов, как qeogonia (теогония) — родословие богов. Слово qeoV по-гречески означает "бог", одно из божественных существ, но, конечно же, не "Бог" том смысле, какой ему придают в наши дни. Следовательно, это не "мудрость Бога", как переводят некоторые, а божественная мудрость — такая, какой обладают боги. Этому термину много тысяч лет.

На данном этапе получаем противоречие, скорее всего из-за вынужденного согласования терминов. Мудрость божественная, но Богов, в нашем понимании, нет. В будущем стоит обратить внимание на то, что понимается в теософии под божественным и богами.

Цитата:
Спрашивающий. Каково происхождение этого названия?

Теософ. Оно пришло к нам от александрийских философов, называвшихся "любящими истину", филалетами, от jil — "любящий", и alhqeia — "истина". Слово "теософия" датируется третьим веком нашей эры, и в употребление его ввели Аммоний Сакк и его ученики*, положившие начало эклектической теософической системе.

* Также называемые аналогетиками. Как объяснил в своей "Эклектической Философии" профессор А. Уайлдер (член Теософического Общества), их называли так из-за практики интерпретации всех священных легенд и повествований, мифов и мистерий по принципу аналогии и соответствия: так что события, о которых рассказывалось, как о случившихся во внешнем мире, рассматривались, как выражающие действия и опыт человеческой души. Их также называли неоплатониками. Хотя теософию, или эклектическую теософическую систему, обычно относят к третьему веку, всё же, если можно доверять Диогену Лаэртскому, её источник значительно древнее, поскольку он приписывал эту систему египетскому жрецу Пот-Амуну, жившему в ранний период династии Птолемея. Тот же автор сообщает нам, что название это коптское и обозначает то, что посвящено Амуну, богу мудрости. Теософия является эквивалентом брахма-видьи, божественного знания.

    Филалеты — общее название группы масонов, объединённых в масонскую ложу «Des amis réunis». Основал ложу в 1773 году маркиз Шарль Пьер Поль Савайе де Ланже. Члены ложи создали Устав Филалетов, который состоял из 12 степеней (или классов). Ложа прекратила свои труды в 1797 году, после смерти её основателя.
    Греческое слово φιλαλήθης использовалось древними авторами, такими как Аристотель и Плутарх, и означало всегда — любитель истины.
    Слово вошло в обиход в масонских кругах через алхимика и мистика Роберта Самбера (1682—1745), который использовал псевдоним Евгений Филалет. Использование Самбером такого имени было данью уважения к Томасу Вогану, более раннему алхимику, который использовал то же самое имя.


ФИЛАЛЕТЕЯНЕ (Греч.) Букв., "любящие истину"; имя это дано александрийским неоплатоникам, называемым также аналогистами и теософами. (См. "Ключ к Теософии", с. I, и дальше.) Эта школа была основана Аммонием Саккасом в начале третьего века, и просуществовала до пятого. К ней принадлежали величайшие философы и мудрецы того времени.
Теософский словарь

    Александрийская школа — ряд философских и литературных течений, сменявшихся в Александрии с III века до н. э. по VI век н. э. Наиболее известными среди них являются александрийская школа неоплатонизма и александрийская богословская школа.
    ...
    Об александрийской школе говорят и по отношению к принадлежавшим к Александрийскому веку и жившим в Александрии философам. Характерно по отношению к александрийской философии то, что в Александрии соприкасались восточная и западная философии и что здесь вообще господствовало стремление к примирению противоречащих друг другу философских систем; вследствие этого александрийские философы, следовавшие этому направлению к собиранию и соединению, и были часто называемы синкретистами.
    ...
    Более всего известности приобрели александрийские неоплатоники. Соединяя восточную теософию с греческою диалектикой, они воплощали борьбу древней цивилизации с христианством, поэтому их философия оказала некоторое влияние на способ понимания христианства в Египте. Из слияния восточных воззрений с христианскими образовались некоторые течения гностицизма; некоторые самые важные гностические системы были выработаны в Александрии.


АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ ШКОЛА (Философ.) Эта знаменитая школа образовалась в Александрии (Египет), которая была несколько столетий великим престолом учености и философии. Знаменита своей библиотекой, носящей название "Александрийской", созданной Птолемеем Сотером, умершим в 283 году до Р.Х., в самом начале его царствования; библиотекой, которая когда-то гордилась 700 000 свитков или томов (Аул Геллий); своим музеем, первой подлинной академией наук и искусств; своими всемирно известными учеными - такими как Евклид (отец научной геометрии), Аполлоний Пергский (автор доныне сохранившегося труда о конических сечениях), Никомах (арифметик); астрономами, физиками, анатомами - такими как Герофил и Эразистрат, врачами, музыкантами, художниками и т.д.; она стала еще более знаменитой благодаря своей Эклектической, или Нео-Платонической школе, основанной в 193 году н.э. Аммонием Саккасом, учениками которого были Ориген, Плотин и многие другие, прославленные теперь в истории. Известнейшие школы гностиков свое начало взяли в Александрии. Филон Иудей, Иосиф, Ямблих, Порфирий, Климент Александрийский, Эратосфен Астроном, Ипатия, дева-философ, и бесчисленное количество других звезд второй величины - все принадлежали, в разные времена, к этим великим школам и помогли превратить Александрию в один из наиболее справедливо прославляемых оплотов учености, когда-либо созданных миром.
Теософский словарь

АММОНИЙ САККАС Великий и прекрасный философ, живший в Александрии во втором и третьем веке нашей эры; основатель Неоплатонической Школы филалетеян или "любителей истины". Он родился в бедной христианской семье, но был одарен такой выдающейся, почти божественной добротой, что его называли Теодидактом, "богом обучения". Он почитал все хорошее в Христианстве, но очень рано отошел от него и церквей, не будучи способным найти там какое-либо превосходство над более древними религиями.
Теософский словарь

    Аммоний Саккас (др.-греч. Ἀμμώνιος Σακκᾶς, лат. Ammonius Saccas; 175—242, Александрия) — древнегреческий философ, живший в Римском Египте.

    Достоверных сведений о жизни Аммония не сохранилось. Подтверждается только факт, что Аммоний был учителем основателя неоплатонизма Плотина, в 232—242/243. Помимо Плотина, учениками Аммония Саккаса были Ориген Язычник и Геренний (впоследствии тяготевшие к собственно платонизму); Кассий Лонгин; возможно, Ориген Христианин и Евтокий Аскалонский.

    По сообщению Феодорита, происходил из бедной христианской семьи, работал грузчиком в порту Александрии, откуда получил своё прозвище «Саккас» (от слова σάκκος, мешок). По другим сведениям, получил прозвище от σακκοφόρος (одетый во вретище). Упоминается также под прозвищем Теодидактос (θεοδίδακτος, наученный богом).
    ...
    Создав философскую систему, целью которой было синтезировать известные религии, утвердив единый универсальный принцип и общую систему этики, Аммоний Саккас и его ученики были первыми, кто стал употреблять термин «теософия».

АНАЛОГЕТИКИ Ученики Аммония Саккаса (см.), названные так из-за своего обычая интерпретировать все священные легенды, мифы и мистерии посредством принципа аналогии и соответствия, что сейчас находим в каббалистической системе, и в высочайшем виде - в Школах Эзотерической Философии, на Востоке. (См. статью Т.Субба Роу "Двенадцать Знаков Зодиака" в сборнике "Пять Лет Теософии".)
Теософский словарь

_________________
Нельзя давать исчерпывающие утверждения, ибо необходимо дать ученику возможность упражнять свои умственные способности
Е.И. Рерих. Записи бесед с Учителем


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
За это сообщение пользователю Шанти "Спасибо" сказали:
AnnaP, Александр, Алиса, Светлана Н., Ruslana, Zenon, Марина, Надежда
 Заголовок сообщения: Re: Ключ к теософии. I Теософия и теософическое общество
СообщениеДобавлено: 01 ноя 2023, 04:39 
Не в сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 3424
Cпасибо сказано: 1651
Спасибо получено:
5696 раз в 2368 сообщениях
I ТЕОСОФИЯ И ТЕОСОФИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО
СМЫСЛ НАЗВАНИЯ
(продолжение)

Цитата:
Спрашивающий. Что было целью этой системы?

Что было целью создания теософской системы, как я понимаю, еще во времена Аммония Сакка.
Цитата:
Теософ. Во-первых, внушить ученикам и всем "любящим истину" некоторые великие нравственные истины. Отсюда и девиз, принятый Теософическим Обществом — "Нет религии выше истины"*. Главной целью основателей эклектической теософической школы была одна из трёх целей их современного последователя — Теософического Общества, а именно — примирить все религии, секты и нации общей системой этики, основанной на вечных истинах.

Замечу, что не нравственные нормы (правила), а нравственные истины. И эта истина, согласно девизу, как я понимаю, ставится выше любой религии. Религии ниже нравственной истины.
Система этики основана на вечных истинах, а уже потом образовались различные ветви религий и сект. Логично, что изучать целесообразно эти вечные истины, после чего можно увидеть как они отразились в религиях.
Понятие эклектизма похоже на понятие синтеза.
* Эклектическая теософия подразделялась на три составные части: 1) Вера в единое абсолютное, непостижимое и высшее Божество или бесконечную сущность, корень всей природы и всего сущего — видимого и невидимого. 2) Вера в вечную бессмертную природу человека, которая в силу того, что является излучением Всеобщей Души, единосущна ей. 3) Теургия, "божественная работа", или выполнение работы богов; от qeoi, "боги", и ergein — "работа". Термин этот очень стар, но поскольку он принадлежит к словарю мистерий, он не был общеупотребительным. Существовала мистическая вера — практически доказанная посвященными адептами и жрецами — что, сделавшись столь же чистым, как и бестелесные существа — то есть вернувшись к изначальной чистоте природы — человек может побудить богов передать ему знание божественных тайн, а иногда даже сделать их видимыми — субъективно или объективно. Это было высшим аспектом того, что сейчас называют спиритуализмом; но, но в силу злоупотреблений и непонимания его в народе, он стал рассматриваться некоторыми как некромантия и в общем был запрещён. Искаженная практика теургии Ямблиха всё ещё сохраняется в церемониальной магии некоторых современных каббалистов. Современная теософия избегает обоих этих видов магии и "некромантии", и отвергает их, как очень опасные. Настоящая божественная теургия требует почти сверхчеловеческой чистоты и святости жизни; иначе она вырождается в медиумизм или чёрную магию. Непосредственные ученики Аммония Сакка, которых называли теодидактосами, "богом наученными", — такие как Плотин и его последователь Порфирий — поначалу отвергали теургию, но затем примирились с ней благодаря Ямблиху, написавшему труд, посвященный этому явлению, озаглавленный "Мистерии", под именем своего учителя, знаменитого египетского жреца Абаммона. Аммоний Сакк был сыном родителей-христиан, и, поскольку с самого детства его отталкивало догматическое христианство, стал неоплатоником. Говорят, что ему, как Якобу Бёме и другим великим провидцам и мистикам, в снах и видениях открылась божественная мудрость. Отсюда и его имя — Теодидактос. Он решил примирить все религиозные системы, и показав их общий источник, установить одно всеобщее вероучение, основанное на этике. Его жизнь была столь безупречной и чистой, а учение — столь глубоким и обширным, что несколько отцов церкви стали его тайными учениками. Климент Александрийский был о нём очень высокого мнения. Плотин, "святой Иоанн" Аммония, также был всеми уважаемым и почитаемым, человеком самой глубочайшей учёности и порядочности. В возрасте 39 лет он сопровождал римского императора Гордиана и его армию в походе на Восток, чтобы получить наставления от мудрецов Бактрии и Индии. У него была школа философии в Риме. Его ученик Порфирий, настоящее имя которого было Малек (эллинизированный иудей), собрал все труды своего Учителя. Он сам был великим писателем и дал аллегорическую интерпретацию некоторым частям сочинений Гомера. Система медитации, к которой прибегали филалеты, была экстатической, родственной практике индийской йоги. Тем, что известно об Эклектической Школе, мы обязаны Оригену, Лонгину и Плотину, непосредственным ученикам Аммония. (Смотри "Эклектическую философию" А. Уайлдера).

ЭКЛЕКТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ Одно из названий, данных Александрийской школе неоплатоников.
Теософский словарь

Эклектика (эклектизм; от греч. ἐκλεκτικός – выбирающий), направление в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве середины 19 – начала 20 вв., основанное на соединении элементов разных художественных стилей в одном произведении.
В широком смысле термин «эклектика» обозначает соединение разнородных художественных элементов как творческий приём.

Экле́ктика, также эклекти́зм (др.-греч. ἐκλεκτός «избранный, отборный» от др.-греч. ἐκλέγω «выбираю, отбираю, избираю») — смешение, соединение разнородных стилей, идей, взглядов и т. п. Термин введён в употребление во II веке родоначальником философской школы эклектизма Потамоном.

Эклектизм — направление в античной философии, соединяющее разнородные стили.

Несмотря на научность теософии есть в ней непознаваемые основы, требующие веры, например:
1) Вера в единое абсолютное, непостижимое и высшее Божество
2) Вера в вечную бессмертную природу человека, которая в силу того, что является излучением Всеобщей Души, единосущна ей.
Уже на основе этих двух постулатов можно делать интересные и важные вывода. Вера в них должна коренным образом менять жизнь. Человек бессмертен и является частью Всеобщей Души.
Но эта вера, как я понимаю, не является слепой. Объекты веры доказываются, например: "посвященными адептами и жрецами", а это уже напоминает современную науку, когда что-то доказывается учеными, а каждый из нас уже верит.

Три составные части эклектической теософии:
1) Вера в высшее Божество.
2) Вера в бессмертную природу человека и Всеобщую Душу.
3) Теургия, "божественная работа", или выполнение работы богов.
ТЕУРГИЯ или Theurgy (Греч.) Общение с планетарными духами и ангелами - "богами Света", и средство привлечения их на землю. Лишь знание внутреннего смысла их иерархий, и чистота жизни могут привести к приобретению сил, необходимых для общения с ними. Чтобы достичь этой возвышенной цели, стремящийся должен быть абсолютно достойным и бескорыстным.
Теософский словарь

ТЕУРГ Первая школа практической теургии в христианский период, была основана Ямблихом среди Александрийских платоников. Однако жрецы, служители храмов Египта, Ассирии, Вавилона и Греции, обязанностью которых было вызывание богов во время празднования Мистерий, были известны под этим именем, или его эквивалентами на других языках, уже с древнейших архаических времен. Духи (но не духи умерших, вызывание которых называлось Некромантией) делались видимыми глазу смертного. Таким образом, теург должен был быть иерофантом и знатоком эзотерического знания Святилищ всех великих стран. Неоплатоников школы Ямблиха называли теургами, ибо они совершали так называемую "церемониальную магию", и вызывали simulacra, или образы древних героев, "богов" и даймонов (божественных, духовных существ). В тех редких случаях, когда требовалось появление осязаемых и видимых духов, теургу приходилось снабжать таинственных призраков частью своего собственного тела и крови, - ему приходилось совершать теопейю или "сотворение богов", посредством таинственного процесса, хорошо известного древним и, наверное, некоторым из современных тантриков и посвященных браминов Индии. Это то, о чем говорится в "Книге Вызываний", хранимой в пагодах. Она являет совершенную идентичность обрядов и ритуалов старейшей браминской теургии Александрийских платоников.

Следующее взято из "Разоблаченной Изиды":
"Брамин Грихаста (вызыватель) должен пребывать в состоянии совершенной чистоты, прежде чем отважится вызывать Питров. После того, как он приготовил лампу, немного сандаловых благовоний, и т.д., и начертил магические круги, преподанные ему высшим Гуру, чтобы не допустить плохих духов, он перестает дышать и призывает огонь (Кундалини) помочь ему рассеять свое тело." Установленное количество раз он произносит священное слово, и "его душа (астральное тело) уходит из своей темницы, тело его исчезает, и душа (образ) вызванного духа спускается в парное тело и одушевляет его". Затем "его (теурга) душа (астрал) снова входит в свое тело, чьи тонкие частицы снова собираются вместе (для объективного чувства), после того как они создали из себя воздушное тело для дэвы (бога или духа), которого он вызвал"... И затем вызыватель задает последнему вопросы "по тайнам Бытия и преобразованию нетленного".

По преобладающему популярному мнению теурги, также как и маги, совершали чудеса - такие как вызывание душ или теней героев и богов, и другие тавматургические деяния - посредством сверхъестественных сил. Но ничего подобного никогда не было. Они совершали это просто освобождая свое астральное тело, которое, принимая форму бога или героя, служило посредником или проводником, через который мог быть достигнут и проявлен тот особый ток, который сохранял мысли и знания этого героя или бога. (См. "Ямблих".)

Теософский словарь

...– Все выше сказанное относится до высшего Иеровдохновения. Но в редчайших, совершенно исключительных, случаях и в особых условиях бывали и вхождения Высшего Духа в безупречно чистое тело. Так в древнейшей Теургии можно найти намеки, что в сокровеннейших Мистериях происходило временное наполнение Высшим Духом тела высокого служителя, длительно и особо к тому готовившегося, но это было явлением редчайшим и для особо благих целей.
30.03.36 1 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.2

...Древние и средневековые мистики подразделяли магию на три класса - Теургию, Гоэтию и естественную Магию. "Теургия с древних времен была особой сферой теософов и метафизиков", говорит Кеннет Маккензи. Гоэтия есть черная магия...
Теософский словарь. МАГИЯ

Такие ученые теурги и философы как Пифагор, Плотин, Порфирий, Прокл, Бруно, Парацельс, и много других великих людей попали ныне в опалу.
ЕПБ Новый Панарион. МАГИЯ

Спиритуализм, это искажение теургии и должен быть назван некромантией. "теургия требует почти сверхчеловеческой чистоты и святости жизни; иначе она вырождается в медиумизм или чёрную магию"
_________________
Нельзя давать исчерпывающие утверждения, ибо необходимо дать ученику возможность упражнять свои умственные способности
Е.И. Рерих. Записи бесед с Учителем


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
За это сообщение пользователю Шанти "Спасибо" сказали:
AnnaP, Александр, Алиса, Светлана Н., Олеся, Richard, Ruslana, Zenon, Марина, Надежда
 Заголовок сообщения: Re: Ключ к теософии. I Теософия и теософическое общество
СообщениеДобавлено: 15 ноя 2023, 05:40 
Не в сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 3424
Cпасибо сказано: 1651
Спасибо получено:
5696 раз в 2368 сообщениях
I ТЕОСОФИЯ И ТЕОСОФИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО
СМЫСЛ НАЗВАНИЯ
(окончание)


Цитата:
Спрашивающий. Как вы сможете продемонстрировать, что это не является несбыточной мечтой и что все мировые религии действительно основываются на одной и той же истине?

Одним из направлений по воссоединению народов человечества будет доказательство единства всех религий. Сегодня можно видеть как враждуют люди, беря за повод религию.
Цитата:
Теософ. Их сравнительным изучением и анализом. "Религия Мудрости" в древности была единой, и тождество изначальной религиозной философии доказывается идентичными доктринами, передаваемыми посвящённым во время мистерий — учреждения, некогда распространенного повсеместно. "Все древние культы указывают на существование предшествовавшей им единственной теософии. Ключ, открывающий одно, должен открывать всё, иначе он не может быть верным ключом" ("Эклектическая философия").

Современные деятели и исследователи религий видят сходство и различие религий. Мысль о единстве привнесена людям, но еще сильны ортодоксальные силы, желающие укрыться за традициями своих церквей. Могут быть попытки и единения, их надо рассматривать отдельно, они, как не странно, могут быть и вредны. Е.И.Рерих, в письмах говорила о недопустимости бездумных объединений. Скорее всего должны быть запущены естественные процессы в стремлении к единству. Единство должно быть осознанно и должна созреть потребность в этом единстве. Но для этого должна быть создана почва, фундамент, элементы которого и предлагает теософия, приглашая к изучению вопроса.

Что мы узнали из главы "Смысл названия":
- Теософия не является религией, изучение её приводит к пониманию единого источника всех религий;
- Термин "теософия" введен александрийской школой философии Аммонием Сакком. Целью теософии было примерить все религии основываясь на вечных нравственных истинах. Корни термина уводят в глубокую древность;
- Теософия несет в себе Божественную Мудрость, теорию и практику - нравственное поведение (этику).

Как решают вопрос единства религий, например в православии:
Цитата:
К одному ли Богу ведут все религии?

1. Не все религии ведут к одному Богу – к Богу ведёт та религия, которая указывает истинный к Нему путь (Православие); некоторые религии не только не претендуют на знание истинного пути к Богу, но и отрицают само существование Единого Личностного Бога, как, например, буддизм.
2. Мысль о том, что все религии ведут к одному Богу, почти всегда высказывается людьми, не принадлежащими ни к одной из религий — в темноте, как известно, все кошки серы. ...
***
Истина, конечно же, одна; не может быть много истин. Вот в чем самый главный вопрос. Суть не в том, чья вера лучше или хуже, а в том, какая является единственно истинной. Я согласен, что другие веры также имеют нравственные учения. Естественно, что нравственность христианства несравненно выше. Но мы верим во Христа не из-за Его нравственного учения, не из-за Его заповеди «любите друг друга», не из-за Его проповеди мира и справедливости, свободы и равенства. Мы верим во Христа потому, что Его присутствие на земле сопровождалось сверхъестественными событиями, которые указывали на то, что Он – Бог.
архимандрит Епифаний (Феодоропулос)


Задал вопрос к gpt-3.5-turbo: «Расскажи об источнике происхождения религий с точки зрения теософии»:
Цитата:
С точки зрения теософии, происхождение религий рассматривается в широком контексте космической эволюции и духовного развития человечества. В теософии существует несколько основных идей относительно происхождения религий:

1. Учение о древних мистических учениях: Согласно теософическому учению, в основе всех религий лежат древние мистические знания, которые были представлены в различных формах и символах в различных культурах и периодах. Теософия утверждает, что эти учения содержат глубокие тайны о природе человека, Вселенной, Божественном и духовной реальности.

2. Учение о духовных учителях: Теософия утверждает, что в разные эпохи и в разных культурах появлялись выдающиеся духовные учителя, которые приносили учения и знания для просвещения человечества. Эти учителя включают фигуры, такие как Будда, Христос, Конфуций, Лао-цзы, Кришна и многие другие.

3. Учение о единстве всех религий: Теософия признает ценность всех религий и утверждает, что все они, несмотря на различия в формах и символах, выражают фундаментальные истины и принципы. Таким образом, теософия выступает за идею единства всех религий и примирения между ними.

Таким образом, с точки зрения теософии, происхождение религий связано с появлением древних мистических знаний и учений, воздействием духовных учителей на человечество, а также признанием единства и ценности всех религий. Такое видение подчеркивает духовную суть и ценность религий, объединяя их в общекультурном и духовном контексте.
https://trychatgpt.ru/

_________________
Нельзя давать исчерпывающие утверждения, ибо необходимо дать ученику возможность упражнять свои умственные способности
Е.И. Рерих. Записи бесед с Учителем


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
За это сообщение пользователю Шанти "Спасибо" сказали:
Александр, Jasmin, Олеся, Richard, Ruslana, Vladimir, Лариса, Марина, Милана
 Заголовок сообщения: Re: Ключ к теософии. I Теософия и теософическое общество
СообщениеДобавлено: 15 ноя 2023, 19:29 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 06 фев 2015, 12:22
Сообщений: 407
Cпасибо сказано: 366
Спасибо получено:
305 раз в 134 сообщениях
Шанти писал(а):
I ТЕОСОФИЯ И ТЕОСОФИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО
СМЫСЛ НАЗВАНИЯ

Цитата:
Спрашивающий. Теософию и её учения часто называют новомодной религией. Религия ли это?
Теософ. Нет. Теософия — это Божественное Знание или Наука.

В теме "Е.П. Блаватская о ТЕОСОФИИ" разместила статью Е.П. Блаватской "ТЕОСОФИЯ — ЭТО РЕЛИГИЯ?".

Ссылка на статью: viewtopic.php?p=83297#p83297


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
За это сообщение пользователю Ruslana "Спасибо" сказали:
Александр, Zenon, Лариса, Марина, Шанти
 Заголовок сообщения: Re: Ключ к теософии. I Теософия и теософическое общество
СообщениеДобавлено: 22 ноя 2023, 09:41 
Не в сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 3424
Cпасибо сказано: 1651
Спасибо получено:
5696 раз в 2368 сообщениях
I ТЕОСОФИЯ И ТЕОСОФИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО
ПОЛИТИКА ТЕОСОФИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА
(начало)

Цитата:
Спрашивающий. Во времена Аммония существовало несколько древних великих религий, и в одних только в Египте и Палестине было множество сект. Как мог он их примирить?

Теософ. Делая то, что мы снова стараемся делать сейчас. Неоплатоники составляли большую группу и принадлежали к различным религиозным философиям;* так же и наши теософы. В те дни иудей Аристобул утверждал, что этика Аристотеля представляет собой эзотерические учения Закона Моисея; Филон Иудей пытался примирить Пятикнижие с пифагорейской и платоновской философией; а Иосиф доказал, что ессеи Кармела были лишь последователями египетских терапевтов (целителей) и просто их копировали. Так же и в наши дни. Мы можем показать путь происхождения каждой христианской конфессии, каждой, даже самой маленькой, секты. Последние — это веточки или побеги, выросшие на более крупных ветвях; но побеги и ветви берут начало от одного и того же ствола — РЕЛИГИИ МУДРОСТИ. Доказать это и было целью Аммония, который старался убедить язычников и христиан, иудеев и идолопоклонников отбросить свои споры и борьбу, помня лишь, что они владеют одной и той же истиной, только облачённой в разные одежды только, и что все они — дети одной матери.** Такова же и цель теософии.

* Именно при Филадельфе иудаизм утвердился в Александрии, и эллинские учителя сразу же стали опасными соперниками Коллегии Раввинов Вавилона. Как уместно отмечает автор "Эклектической Философии": "Буддийские, ведантические и магические системы в тот период излагались вместе с греческими философиями. Неудивительно, что думающие люди полагали, что борьба из-за слов должна прекратиться и считали возможным выделить из этих различных учений одну гармоничную систему... Панен, Афинагор и Климент были основательно обучены платонической философии и понимали, что по сути она едина с восточными системами".

** Мосхайм говорит об Аммонии: "Понимая, что не только философы Греции,но и философы различных варварских народов были в совершенном согласии друг с другом в отношении каждого существенного вопроса, он решил так истолковать тысячи догматов всех этих различных сект, чтобы показать, что все они возникли из одного источника и все ведут к одной и той же цели". Если автор статьи об Аммонии в "Эдинбургской Энциклопедии" знает, о чём говорит, тогда, там, где он пишет о Теодидактосе, он описывает современных теософов, их убеждения и работу: "Он взял учения, полученные в Египте (а эзотерические — индийские), касающиеся Вселенной и Божества, рассматриваемых как составляющие одно великое целое; а также учение о вечности мира... и установил систему нравственной дисциплины, в общем, позволявшую людям жить согласно законам своей страны и требованиям природы, но требовал, чтобы мудрые возвышали свой ум созерцанием".

Общий смысл понятен. Усилия, по доказательству единства религий, предпринимались не раз.
Обращу внимание на комментарий под *: "иудаизм утвердился в Александрии, и эллинские учителя сразу же стали опасными соперниками Коллегии Раввинов Вавилона"
КОЛЛЕГИЯ РАВВИНОВ Школа в Вавилоне, наиболее знаменитая в первые века Христианства. Ее славу, однако, сильно затмило появление в Александрии эллинских учителей, таких как Филон Иудей, Иосиф, Аристобул и другие. Первые мстили своим успешным конкурентам, рассказывая, что александрийцы являются теургами и нечестивыми предсказателями. Но александрийские верующие в тавматургию не считались грешниками или мошенниками, когда такими школами "хазим" руководили ортодоксальные евреи. Это были коллеги для обучения предсказаниям и оккультным наукам. Самуил был главой такой школы в Риме, Элиша - в Иерихоне. Хиллел имел постоянную академию для пророков и провидцев, и именно Хиллел, ученик Вавилонской Коллегии, был основателем секты фарисеев и великих ортодоксальных раввинов.
Теософский словарь

Цитата:
Спрашивающий. Чьим авторитетом можете вы подтвердить сказанное вами о древних теософах Александрии?

Теософ. Почти бесчисленным множеством хорошо известных авторов. Мосхайм, один из них, говорит:
"Аммоний учил, что религия народа шла рука об руку с философией и вместе с ней разделила судьбу быть постепенно искаженной и затемненной простым человеческим тщеславием, предрассудками и ложью; что поэтому её нужно вернуть к первоначальной чистоте путём удаления этих загрязнений и изъяснения её на философских принципах; и всё, что намеревался сделать Христос — это восстановить мудрость древних и вернуть её к своей первобытной целостности, уменьшить до определённых пределов преобладающую повсюду власть предрассудков, и частью исправить, а частью и искоренить различные ошибки, которые проникли в различные народные религии".

Это опять в точности то, что говорят современные теософы. Но тогда как великого филалета поддерживали двое Отцов Церкви, Климент и Афинагор, все учёные раввины Синагоги, Академия и "роща",* помогая ему в проводимой политике, и в то время, как он учил общей доктрине для всех, мы, продолжатели его линии, не получаем никакого признания, а наоборот, подвергаемся оскорблениям и преследованиям. Таким образом, оказывается, что 1500 лет назад люди были более терпимыми, чем сейчас в этой просвещенной стране.

* Так называли Афинскую Академию — прим. ред.

Непрекращающаяся борьба с: искажениями, тщеславием, предрассудками и ложью.
Цитата:
Спрашивающий. Не поддерживала ли его Церковь потому, что, несмотря на его ересь, Аммоний учил христианству и был христианином?

Теософ. Вовсе нет. Его происхождение было христианским, но сам он никогда не принимал церковного христианства. Как сказано нём у того же автора:

"Ему нужно было лишь давать наставления в согласии с древними столпами учения Гермеса, о которых ещё раньше знали Платон и Пифагор, и на которых основали свою философию. Найдя то же самое в прологе к Евангелию от Иоанна, он справедливо предположил, что намерением Иисуса было восстановить Великое Учение Мудрости в его изначальной целостности. Библейские повествования и истории богов он считал аллегориями, указующими на истину, в противном же случае — выдумками, которые следует отвергнуть". Более того, как говорится в "Эдинбургской Энциклопедии", "он допускал, что Иисус Христос был прекрасным человеком и "другом Бога", но полагал, что в его планы не входило полностью отменить культ даймонов (богов) и что его единственным намерением было очистить древнюю религию".

Обращает на себя внимание разделение на христианство и церковное христианство. Усилия сил зла было в отрубании корней мудрости, в изоляции современных религий от прошлого.
Если посмотреть на современность, то искажается всё, даже вроде элементарные этические правила. Всем искажениям находятся логические обоснования. Люди привыкли доверять логическим доводам. Не хватает синтеза и привлечения мудрости, идущей от сердца. Действительно, все человечество на испытании, все проверяются на происходящее вокруг нас.
_________________
Нельзя давать исчерпывающие утверждения, ибо необходимо дать ученику возможность упражнять свои умственные способности
Е.И. Рерих. Записи бесед с Учителем


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
За это сообщение пользователю Шанти "Спасибо" сказали:
Светлана Н., Олеся, Richard, young, Zenon, Марина, Милана, Надежда
 Заголовок сообщения: Re: Ключ к теософии. I Теософия и теософическое общество
СообщениеДобавлено: 09 янв 2024, 07:18 
Не в сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 3424
Cпасибо сказано: 1651
Спасибо получено:
5696 раз в 2368 сообщениях
I ТЕОСОФИЯ И ТЕОСОФИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО.
РЕЛИГИЯ МУДРОСТИ, СОКРОВЕННАЯ ВО ВСЕ ВЕКА

Цитата:
Спрашивающий. Поскольку Аммоний никогда не передавал своих учений письменно, как можно быть уверенным, что его учение было именно таким?

Теософ. Но ведь ни Будда, ни Пифагор, ни Конфуций, ни Орфей, ни Сократ, ни даже Иисус тоже не оставили никаких сочинений. Тем не менее, большинство из них — исторические личности и учения всех их уцелели. Ученики Аммония (среди которых были Ориген и Ириней) писали трактаты и объясняли его этику. И несомненно, они столь же историчны, как как и писания апостолов, если не более. Более того, его ученики — Ориген, Плотин и Лонгин (советник знаменитой царицы Зенобии) — все оставили значительные записи о системе филалетов — во всяком случае, насколько это касается верований, исповедуемых ими публично, ибо учения этой школы делились на экзотерические и эзотерические.

Сегодня, для меня самым важным в этом тексте является, сам факт большого количества личностей, которые передавали нам Мудрость и Знания. Их усилия, длящиеся многие века, чтобы мы сегодня могли делать правильный выбор.
А чтобы мы уж совсем не сомневались, к этому списку добавились Блаватская и Рерихи.
Цитата:
Спрашивающий. И как могли последние дойти до наших дней, если, как вы утверждаете, всё достойное называться религией мудрости действительно было эзотерическим?
Теософ. РЕЛИГИЯ МУДРОСТИ всегда была одной, и будучи последним словом возможного человеческого знания, тщательно сохранялась. Она существовала уже за века до александрийских теософов, дождалась современных и переживёт любую другую религию и философию.
Спрашивающий. Где и кем же она так сохранялась?
Теософ. Среди посвященных каждой страны; среди основательных искателей Истины — их учеников; и в тех частях света, где такие знания всегда ценились и развивались больше всего: в Индии, Центральной Азии и Персии.

Сегодня имеем информационную перенасыщенность пространства. Людей обрабатывают с разными целями. Обработка идет в политической, экономической и духовной сферах. Казалось бы в этом хаосе трудно увидеть истину, разобраться, но веками давались Знания, чтобы мы смогли распознать истину и ложь. Всегда есть незыблемые ценности
--- вы должны быть зарегистрированным пользователем, чтобы прочитать это содержимое ---

Цитата:
Спрашивающий. Можете ли вы предоставить какие-либо доказательства её эзотеризма?

Теософ. Лучшим доказательством, которое вы можете получить, является то, что каждый древний религиозный или, скорее, философский культ состоял из эзотерического, или тайного, учения и экзотерического богослужения (предназначенного для широкой публики). Более того, хорошо известно, что мистерии древних у всех народов включали в себя "великие" (тайные) и "малые" (публичные) — например в знаменитых торжествах в Греции, называвшихся Элевсинскими. От иерофантов Самофракии, Египта и посвящённых брахманов древней Индии вплоть до позднейших еврейских раввинов, все, опасаясь профанации, сохраняли свои настоящие, внутренние верования в тайне. Еврейские раввины называли свои общедоступные религиозные учения меркавах (внешним телом), "колесницей" или оболочкой, которая содержит скрытую душу, их высшее тайное знание. Ни у одного из древних народов настоящие философские тайны никогда не сообщались жрецами массам, которым предназначалась лишь внешняя оболочка. У северного буддизма были свои "великая" и "малая" колесницы, известные как махаяна, эзотерическая, и хинаяна, экзотерическая, школы. И нельзя порицать их за такую скрытность — ведь конечно же вы не стали бы кормить своё стадо овец диссертациями по ботанике вместо травы? Пифагор называл свой гнозис "знанием вещей сущих" или h gnwsiV twn ontwn и сохранял это знание лишь для давших обеты учеников — тех, кто мог усвоить такую умственную пищу и чувствовать удовлетворение; и он брал с них обет молчания и тайны. Оккультные алфавиты и тайные шифры происходят от древнеегипетского иератического письма, секретом которого в древности владели только иерограмматики, посвященные египетские жрецы. Аммоний Сакк, как говорят его биографы, связывал своих учеников клятвой не разглашать никому его высшие учения, исключая лишь тех, кто уже был наставлен в подготовительном знании и тоже был связан обетом. Наконец, разве мы не находим того же даже в раннем христианстве, среди гностиков, и учении самого Христа? Разве он не говорил с массами притчами, имеющими двойной смысл, и не объяснял скрытого смысла лишь своим ученикам? "Вам, — говорит он, — дано знать тайны царствия Божия, а тем внешним всё бывает в притчах" (от Марка, IV, 11). "Ессеи Иудеи и Кармела проводили подобное разделение своих приверженцев на неофитов, собратьев и совершенных, или посвященных" ("Эклектическая Философия"). Примеры этого можно найти каждой стране.

Не всегда можно осознать, зачем духовные знания скрывают, делая их эзотерическими? Кажется, ну чем духовность может навредить? Пусть каждый берет столько сколько может унести. Лично мне это до конца трудно осознать, видно необходимо стоять на позиции Учителей.
Чисто теоретически причин могу перечислить несколько. Настоящие знания должны добываться трудом, духовным трудом, тогда они ценнее будут. Духовные знания могут быть осознанны только тонким инструментом, расширенным сознанием, а иначе они будут восприняты поверхностно, а соответственно будут искажаться. К искажениям добавится самость и желание власти над другими. В итоге получим не просто искажение, а дискредитацию хороших знаний и истин. Знания начнут насаждать не по сознанию, на неготовые сознания и это тоже вред, отталкивающее учеников назад. Поэтому, похоже, исходя из человеческого опыта, истинные духовные знания скрываются, чтобы не обременять неготовые сознания. Тем не менее Знания доступны для всех, если встать на путь эволюции. Развиваясь, человек начнет понимать, что экзотерические знания, это только оболочка и поиск приведет в нужном направлении. Если человек действительно откажется от самости.
Цитата:
Спрашивающий. Можно ли достичь "тайной мудрости" просто путём изучения? Энциклопедии определяют теософию почти так же, как и словарь Вебстера, а именно, как "предполагаемое общение с Богом и высшими духами и последующее достижение сверхчеловеческого знания физическими средствами и химическими процессами". Это так?

Теософ. Думаю, что нет. Да и никакой лексикограф не объяснит, ни себе, ни другим, как это сверхчеловеческое знание может быть достигнуто физическими или химическими процессами. Если бы Вебстер написал "метафизическими и алхимическими процессами", определение было бы приблизительно верным; в приведённом же виде оно абсурдно. Древние теософы утверждали — и это же говорят современные — что бесконечное не может быть познано конечным — то есть воспринято конечным существом — но что божественная суть может быть передана высшему Духовному Я в экстатическом состоянии. Это состояние, в отличие от гипнотического, вряд ли достижимо "физическими и химическими средствами".

Можно-ли стать христианином, путем изучения религиозных канонов и исполнения ритуалов? Наверное, ни в одной профессии нельзя стать специалистом, опираясь только на теорию. Посмотрим как в христианстве:
Цитата:
Истинный христианин совсем другой человек в сравнении с прочими людьми.

Он отличается и мыслями, и чувствами, и словами, и делами; он среди других, как светило в мире.
Чем отличается истинный христианин от прочих людей

Духовные Знания, это то, что лежит за пределами обыденности и объяснить их привычными нам терминами будет сложно, поэтому, чтобы войти в эту сферу знаний, применяют мифы, метафоры и т.п. А самое главное здесь то, что есть Учителя, дающие нам эти Знания, стремящиеся поставить человечество в эволюционном направлении.

_________________
Нельзя давать исчерпывающие утверждения, ибо необходимо дать ученику возможность упражнять свои умственные способности
Е.И. Рерих. Записи бесед с Учителем


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
За это сообщение пользователю Шанти "Спасибо" сказали:
Александр, Светлана Н., Олеся, Richard, Максим, Милана, Надежда
 Заголовок сообщения: Re: Ключ к теософии. I Теософия и теософическое общество
СообщениеДобавлено: 16 янв 2024, 05:58 
Не в сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 3424
Cпасибо сказано: 1651
Спасибо получено:
5696 раз в 2368 сообщениях
Ещё о причинах сокрытия Знаний.
Цитата:
I ТЕОСОФИЯ И ТЕОСОФИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО.
РЕЛИГИЯ МУДРОСТИ, СОКРОВЕННАЯ ВО ВСЕ ВЕКА


Спрашивающий. В таком случае теософия не является, как считают некоторые, недавно изобретенной системой?

Теософ. Только невежды могут так её называть. Она стара, как мир, в своём учении и этике, если не в названии, а также является самой широкой и всеобъемлющей системой из всех.

Спрашивающий. Почему же тогда так вышло, что теософия оставалась неизвестной народам Западного полушария? Почему она должна была стать книгой за семью печатями для рас, признанных самыми культурными и передовыми?

Теософ. Мы считаем, что в древние времена существовали нации столь же культурные и уж конечно опережавшие нас в духовном отношении. Но этому добровольному невежеству есть несколько причин. Одну из них открыл Св. Павел культурным жителям Афин — это потеря на долгие века настоящего духовного озарения, и даже интереса, из-за слишком сильной их привязанности к предметам чувств и долгого рабства у мёртвой буквы догм и обрядности. Но основная причина в том, что истинная теософия всегда сохранялась в тайне.

Спрашивающий. Вы привели доказательства, что такая секретность существовала, но каковы её истинные причины?

Теософ. Причины её следующие: Во-первых, извращённость обычной человеческой природы, её эгоизм, всегда стремящийся к удовлетворению личных желаний в ущерб своим ближним и сородичам. Таким людям никогда нельзя доверять божественные тайны. Во-вторых, их неспособность сохранить священное и божественное знание от профанации. Именно последняя привела к извращению самых возвышенных истин и символов и постепенному превращению духовного в антропоморфное, конкретное и сведённое к грубым образам — иными словами, к принижению представления о божественном и к идолопоклонству.

Здесь приведены причины сокрытия Знаний. Соответственно необходимо идти в обратном направлении, чтобы Знания открылись нам.
"из-за слишком сильной их привязанности к предметам чувств"
Примеры подобных предметов, в современном обществе. Предмет привязанности может быть как материальным, так и не материальным. Данный вопрос удобно рассматривать с позиции устройства тел человека.
Чувства удовольствия от физиологических ощущений, культ еды, культ тела и т.п. Эмоциональные привязанности, например игровая зависимость, зависимость от социальных сетей, от лайков, созависимости между людьми, садизм, мазохизм, здесь уже добавляется одержание, которое явно не способствует духовному развитию. На стыке физиологии и психозависимости буде наркомания, алкоголизм, да и курение. Сфера эмоций и грубых чувст вообще заполнена разного рода энергетическим вампиризмом. Шопоголиков отнесем туда-же, зависимость от телевидения, звучания радио, музыки, от сплетен. Имеем постоянно входящий в человека поток информации. Места для тонкого и духовного не остается. Нижние слои формируют самость, а она стремится к подпитке, к обладанию, соответственно к захвату, к власти, к подчинению других, все обращается к служению себе.
Соответственно если подобной личности дать Знания, то эти знания искажаются, направляются на увеличение власти, к агрессии, к войнам и т.п.
Что будет противоположным влечением? Осознание себя как центра пересечения миров, в которых есть грубые и тонкие составляющие. В чем смысл цветка? Наверное в стремлении к Солнцу, в воплощении в себе задумки Природы, в создании красоты и т.п. Цветок трансформирует земное в небесное. Человек делает подобное, только в более широком диапазоне с добавлением осознанности и ответственности за свой выбор. Пройти сквозь кучу ненужного хлама к самому ценному.

"и долгого рабства у мёртвой буквы догм и обрядности."
Интересно наблюдать в себе и других рабство догмам, "мертвому".
Поиск устойчивого и постоянного во внешнем видимом мире. Неумение ценить живое и постоянно меняющееся, как основу эволюции.
Отсюда проистекает необходимость разрушений. Появление догм – вестник смерти.
Противоположностью догм будет ощущение новизны момента. Опора не на внешнем проявлении, а на текущем состоянии момента. Но проще действовать по ранее заготовленному шаблону, основываясь на прошлом, пытаясь втиснуть происходящее в готовую для него клетку, безжалостно обламывая не входящие в неё молодые отростки.

_________________
Нельзя давать исчерпывающие утверждения, ибо необходимо дать ученику возможность упражнять свои умственные способности
Е.И. Рерих. Записи бесед с Учителем


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
За это сообщение пользователю Шанти "Спасибо" сказали:
AnnaP, Александр, Светлана Н., Richard, Милана
 Заголовок сообщения: Re: Ключ к теософии. I Теософия и теософическое общество
СообщениеДобавлено: 16 янв 2024, 13:00 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 ноя 2020, 20:53
Сообщений: 337
Cпасибо сказано: 550
Спасибо получено:
526 раз в 213 сообщениях
Шанти писал(а):
Эмоциональные привязанности, например игровая зависимость, зависимость от социальных сетей...
Может быть, это уже есть привычка? Вот задумалась о том, не есть ли привычка привязанностью... :think:


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 25 ]  На страницу 1, 2, 3  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB