Чем славен святой апостол Лука__ Святой Лука – один из 70 апостолов, которых Господь послал по двое проповедовать в те города, куда был намерен идти. Они должны были подготовить приход Иисуса Христа в эти, зачастую враждебные, места. Апостолы от 70 были наделены духовной мощью, позволявшей им совершать чудеса: исцелять болезни и изгонять бесов. Святой Лука стал очевидцем всех важнейших событий. На его глазах произошло распятие Иисуса Христа на Голгофе, одним из первых он увидел воскресшего Спасителя на пути в Еммаус, а затем – Вознесение, слушал Богоматерь, общался с первыми учениками Господа – 12 апостолами, был во время Пятидесятницы с апостолами, когда на них сошел Святой дух. Наиболее почитаемый из учеников Христа Первоверховный апостол Павел поручил ему учредить церковь в Македонии. Под его же руководством Лука написал уникальное по своей тематике третье Евангелие и “Деяния Апостолов”. Только он говорит о Рождестве святого Иоанна Предтечи, только у него наиболее подробно описывается последнее евангельское событие – Вознесение Иисуса Христа на небо. Особенность богословского содержании Евангелие от Луки заключается в раскрытии христианского учения о всеобщности спасения, совершенного Господом Иисусом Христом, о вселенском значении Евангельской проповеди. Христос пришел спасать не только “овец Израилевых”, но и все человечество. Именно святой Лука объяснил, почему христианская церковь – вселенская. Святой Лука стал единственным художником апостольского братства, основателем иконописи, без которой немыслимо православие. Иконопись – это зримая проповедь Слова Божия, хранящая для наших взоров облик Христа, Пречистой Его Матери и святых подвижников. На доске от стола, за которым трапезовали Спаситель, Пресвятая Дева и праведный Иосиф Обручник, святой Лука изобразил образ Приснодевы Марии с Божественным Младенцем на руках. Это первое его творение удостоилось благословения Богородицы: «Благодать Родившегося от Меня и Моя милость с сею иконою да будет». Эта икона в XII веке стала сокровищем Русской церкви. В 1131 году ее привезли из Константинополя святому князю Мстиславу и поставили в Девичьем монастыре Вышгорода. Сын Юрия Долгорукого святой Андрей Боголюбский в 1155 году принес икону во Владимир и поместил в воздвигнутом им знаменитом Успенском соборе. Тогда она и стала называться Владимирской. В 1395 году икону впервые привезли в Москву. Шесть раз Владимирский образ спасал Русь от грозных нашествий. Последние несколько лет икона хранится в Свято-Никольском храме Третьяковки. Другая икона, написанная святым Лукой, – “Черная Мадонна” Ченстоховская, главная святыня Польши. Каждый год около 4,5 миллиона верующих приезжают в монастырь Ясна-Гура, чтобы ей поклониться. По преданию, она была написана на одной из досок дома в Назарете, где жило Святое семейство. Икона в древности находилась на Руси и лишь позднее, после одного из военных набегов поляков, была вывезена в Польшу. Федоровская икона, тоже кисти святого Луки, являлась молельным образом великого князя Александра Невского. Более того, в память о том, что ею в 1613 году был благословен на царство Михаил Романов, Федоровская икона стала считаться символом прекращения смутного времени и покровительницей царского дома Романовых. Перед ней женщины молятся о благополучном разрешении от бремени.
Известно, что за веру Христову враги христианства повесили Луку на оливковом дереве в городе Ахайя на 84-м году жизни. Честное тело его было погребено в Фивах, – главном городе Беотии, – где его святые мощи, подававшие множество исцелений, находились до второй половины четвертого века, а потом были перенесены в столицу Восточной империи – Константинополь.
О местонахождении мощей святого апостола Луки стало известно по тем исцелениям, какие здесь совершались. Особенно много исцелений совершалось здесь над страдавшими глазною болезнью. Сын равноапостольного Константина Великого, император Констанций, узнав от одного ахайского епископа, что тело святого Луки почивает в Фивах послал правителя Египта Артемия перенести мощи святого Луки в столицу, и тот с великим торжеством совершил сие перенесение в 360 г.
Во время перенесения святых мощей Луки с берега моря в храм совершилось такое чудо. Некто Анатолий, евнух (из царских постельничих), был болен неизлечимою болезнью. Он много истратил денег на врачей, но исцеления получить не мог, и теперь, с верою в чудодейственную силу честных мощей апостола Луки, стал молить святого об исцелении. При сем он подошел к честной раке святого и, сколько у него было сил, помогал нести ее. Болезнь оставила его, как только он прошел так несколько шагов. После сего он с радостью нес честную раку до храма святых апостолов, где мощи святого Луки были положены под престолом, вместе с мощами святых апостолов Андрея и Тимофея (заметим, что в нашем храме так же находятся частицы мощей именно этих святых апостолов – ред.). Здесь святые мощи были источником чудес и с особенною любовью были чествуемы православными христианами. Об этом свидетельствует историк Филострогий.
Православная Церковь чтит память апостола и евангелиста Луки 18 октября ст.ст. (31 октября нов. ст.) и 22 апреля ст.ст. (5 мая нов.ст.)