ЖИВАЯ ЭТИКА (АГНИ ЙОГА). Форум «ФЕНИКС»
http://agniyogaineverydaylife.bestforums.org/

Образ Христа в искусстве Н. К. Рериха
http://agniyogaineverydaylife.bestforums.org/viewtopic.php?f=15&t=421
Страница 1 из 1

Автор:  Елена [ 04 мар 2010, 21:23 ]
Заголовок сообщения:  Образ Христа в искусстве Н. К. Рериха

Образ Христа в искусстве Н. К. Рериха

Хронология обращения Н.К.Рерихом к облику Христа (по доступным источникам):

около 1893 г. – «Сретение» и другие иконы;
1906 г. – «Спас и апостолы (пос. Морозовка под Шлиссельбургом)»;
1906 г. – «Спас нерукотворный (с. Пархомовка)»;
1907 г. – «Спас нерукотворный», «Тайная вечеря» - Пермский иконостас;
1910 г. – «Спас и князья святые (Почаевская лавра, Украина)»;
1912 г. – «Спас нерукотворный (Талашкино, Смоленская обл.)»;
1913 г. – «Спас нерукотворный (часовня св. Анастасии во Пскове)»;
1922 г. – «И узрим»;
1922 г. – «И мы продолжаем лов»;
1924 г. – «Знаки Христа»;
1924 г . – «Sacred Gifts»;
1925 г. – «Моление о Чаше (Чаша Христа)»;
1925 г. – «Перекресток путей Христа и Будды»;
1925 – 1926 г. – «Пруд Иссы. Лэ»;
1932 г. – «Тень Учителя»;
1932 г. – «Святой Сергий Радонежский»;
1932 (1933) г. – «Исса и голова великанова» вариант № 1;
1932 г. – «Исса и голова великанова» вариант № 2;
1933 г. – «Искушение Христа»;
1933 г. – «Христос (в пустыне)»;
1933 г. – «Сошествие во ад»;
1930-ые гг. – «Труды Мадонны (эскиз)»;
1936 г. – «Труды Мадонны»;
1941 г. – «Ступа. Ладакх»;
около 1930-х гг. (1933 ?) – «Генисаретское озеро»;

Автор:  Елена [ 04 мар 2010, 21:37 ]
Заголовок сообщения:  Re: Образ Христа в искусстве Н. К. Рериха

Сретенье 1894

Изображение

Атрибуты картины:
Название - Сретенье
Год - 1894
Источник - "Николай Рерих в русской периодике", 1891–1918. Вып. 1: 1891–1901
[Сост.: О. И. Ешалова, А. П. Соболев; В.Н.Тихонова; Отв. ред.: А. П. Соболев] / — СПб.: Фирма Коста, 2004.
______________________________

Сретение Господне (лат. Praesentatio Domini — Представление) — христианский праздник, отмечаемый в католицизме, православии и лютеранстве.
В православии почитается одним из двунадесятых праздников. Сретение символизирует собой встречу Старого и Нового Заветов.
Епископ Феофан (Говоров) писал: «В лице Симеона весь Ветхий Завет, неискуплённое человечество, с миром отходит в вечность, уступая место христианству…».

Автор:  Елена [ 04 мар 2010, 22:03 ]
Заголовок сообщения:  Re: Образ Христа в искусстве Н. К. Рериха

Спас и апостолы (Святые Петр и Павел) 1906

Изображение-----

Атрибуты картины:
Название - Спас и апостолы (Святые Петр и Павел) (мозаика)
Год - 1906
Где находится - Поселок Морозовка под Шлиссельбургом
Источник информации о Картине: Бендюрин В. Каталог картин Н.К.Рериха (http://www.roerich-encyclopedia.nm.ru/5-0-kartiny.html)
Примечание - Мозаика на фасаде церкви св.апостолов Петра и Павла в пос. Морозовка под Шлиссельбургом
(мозаики погибли во время Великой Отечественной войны). Выполнил В.А.Фролов.

* С. ЭРНСТ. Н.К.Рерих / Держава Рериха. Сост. Д. Н. Попов. — М.: Изобразительное искусство, 1993. — 444 с.: ил. — Резюме англ.

."..Строгий и кроткий Спас Нерукотворный окружен премудрым плетением узора, ему предстоят святые Апостолы Петр и Павел в одеяниях, ритмично и смело вылепленных из самоцветных камней... — это мозаика для собора в Шлиссельбурге.

...Как эти, так и остальные помянутые церковные работы художника исполнены с всегдашним вниманием к стилю, в духе возрожденной древней традиции; мастер берет каноны старого искусства, исследует их ясно, проходит их искус и затем уже «на земле, овеянной их присутствием» строит свои иконы, где столь чудесно сочеталось искание современного художественного глаза с утонченными правилами старины...


* Н.ВАСИЛЬКОВА Журнал Восход № 7 (159), Июль, 2007 Николай Рерих и Древняя Русь. Святыни Русской старины. III.
В том же, 1906 году для мозаик церкви Святых Апостолов Петра и Павла на Пороховых заводах (ныне посёлок Морозовка) близ Шлиссельбурга Николаем Константиновичем было написано несколько эскизов, среди них «Святые Пётр и Павел и голова Спаса» (для южной стороны колокольни), «Святой Михаил Архистратиг» (для южного портала), «Святые Борис и Глеб» (для северного придела). К сожалению, во время Великой Отечественной войны храм был разрушен и мозаики погибли.

Источник : http://voshod.sibro.ru/

Автор:  Елена [ 04 мар 2010, 22:24 ]
Заголовок сообщения:  Re: Образ Христа в искусстве Н. К. Рериха

Спас и апостолы (Святые Петр и Павел) 1906

* «Мир идей и дел Н.К. Рериха» Павлодарское областное Рериховское общество

•...мозаика в Шлиссельбурге вся выдержана в синих и золотых тонах... [26, с.20].

• В том же, 1906, году Рерих разработал эскизы мозаик для церкви на Пороховых заводах в посёлке Морозовка под Шлиссельбургом (Церковь с мозаиками Рериха была разрушена в годы Великой Отечественной войны). ...четыре мозаичных панно Рериха украшали снаружи стены храма. На стене у входа находилось мозаичное панно вертикальной формы “Спас и святые”. Три панно полуовальной сложной формы были помещены в кокошниках: “Борис и Глеб”, “Апостолы”, и “Архитратиг Михаил”. Композиционно мозаичные панно были согласованны с формой кокошников, хорошо вписывались в архитектуру и составляли с ней гармоничное целое.

...Согласно древним преданиям Борис и Глеб воплощали идею борьбы за мир против братоубийственных войн. В изображении Рериха они проносятся над землёй, над городами и морями как символические вестники мира. [ 40, с.28].

• Спас — Милостивый, Спас — Кроткий, Спас — Всемогущий, Спас — Всеисцеляющий, всё тот же Великий Лик, полный бездонной мощи, к которому извечно приходят люди со всеми радостями, болестями и причитаниями.

Так, в 1913 году, после паломничества по древним монастырям, я написал мою статью “О старине”, и в другой статье “О Спасе Нередицком” и “Об Иконе” нам приходилось многократно говорить о великом значении Русской Православной Иконы.

...в обществе не всегда понимали великое значение наших торжественных святоотеческих иконописаний. Даже на самое паломничество по монастырям в некоторых слоях общества смотрели с удивлением. Но с тех пор произошло много благотворных изменений. Люди поняли, что если малая наука отвращала, то истинная наука лишь устремляла людей к религии. Такие истинные светильники нашего недавнего времени, как отец Иоан Кронштадтский, своею огненной ревностью о христианском православии оставил неизгладимый благотворный след. Как всякое плодоносное семя, их посевы встают нерушимо, и никакими злыми силами не удаётся противостоять духовному грядущему расцвету.

Не случайно в зарубежье создаются “Общества Иконы”, не случайно происходит неустанное храмостроительство, и в городах сияют наряду с древними крестами и вновь воздвигнутые. Вместе с этим благодатным явлением происходит и обновлённое устремление к иконе во всём её святоотеческом великолепии. Икона, как живое звено церкви и жилища, входит широко в жизнь. Никакие разрушения и потрясения не нарушат прекрасный угол, где собраны чудотворные Лики. Лик Христа не покинул дома сего, и Лики всего Священного Христова Воинства и освещают, и укрепляют, и бодрят народное сознание.

В изучении основ иконописи люди опять поймут разницу между иконой и картиной.

Икона, в своём древнем, необычайно чётком и проникновенном символе, остаётся нерушимой. Вглядываясь в основы искусства Византийского, а затем Новгородского, Беломорского и Старо-московского, мы видим, что иконописатели были глубоко проникнуты сознанием и были высокодаровитыми художниками.

Сами черты изображения вовсе не мёртво условны, но, наоборот, глубоко продуманы и в своей чёткой краткости необыкновенно выразительны. Краски икон также поражают всегда благозвучными аккордами. Если мы вспомним старинные, непоновлённые росписи, например, в храмах Ростовских, Ярославских, Новгородских, то можно духовно радоваться, видя, в каком сознательном духовном благозвучии выдерживались даже огромные стенописные пространства. Как в песнопениях выбирается ключ каждой тональности, так и в древних рукописях всегда поражает тонкое и проникновенное понимание украшательных задач.

Когда припоминаешь древние описания Благовдохновеного иконописания, в посте и молитве, в подготовлении духа к изображению Христовых Ликов, то именно в этих прекрасных словах вы и находите главную разгадку, почему иконописания и церковные росписи оставляют навсегда такое впечатление необыкновенной сосредоточенности и вдохновенности. Вы действительно верите, что “честной иконописец” хотел сделать как можно лучше. Когда летопись так красочно описывает восторг Ярослава от украшения Киевских храмов, вы охотно чувствуете, как прекрасны были эти храмостроительства, от которых до нас дожила одна лишь “Стена Нерушимая”.

Как бы люди ни пытались разрушить, но всё-таки “Нерушимые Стены” стоят!

Прекрасно и вдохновляюще это сознание, что живёт и в наше время “Стена Нерушимая”.

Н.К.Рерих советовал художникам иконописной мастерской при Школе Императорского Общества Поощрения Художеств “творить под старину”, и через год с небольшим посетители изумлялись высокому качеству икон этой мастерской, а впоследствии не могли поверить (на выставке в Соляном Городке), чтобы воины-инвалиды, никогда ранее не обучавшиеся рисованию, могли так быстро усвоить приёмы живописания.

Механизация и модернизация так часто искривляют качество. И во всяком строительстве прежде всего должно быть заложено в основу — высокое качество... Церковь прекрасна в своей благой духовной привлекательности. Священное слово отображается соответствующим величием изображений и украшений. Пусть будут эти строения хотя бы и простыми, но строгость линий и красок боговдохновляет творчество и не потребует дорогостоящих роскошных материалов.

Все русские люди помнят о скромных деревянных церквах Преподобного Сергия Радонежского, которые явились потом непобедимым оплотом Руси. Сказано, что Преподобному сослужил Пламенный. На изображении Святого Алипия Печёрского, первого русского художника, за иконописателем изображён светлый руководящий Ангел. В этих неугасимых символах указывается путь наитвердейший и наиближайший. Священное изображение собирает в себе Благодать, и эта Неизречимая Благодать наполняет как дворец, так и хижину.

В далёкой тайге пустынный житель говорил: “Одиночества нет у меня!” — и он указывал на угол хижины, где сияли глаза старинного Спаса Нерукотворного [19, с.203-206].

• Строгий и кроткий Спас Нерукотворный окружён премудрым плетением узора, ему предстоят святые Апостолы Пётр и Павел в одеяниях, ритмично и смело вылепленных из самоцветных камней... — это мозаика для собора в Шлиссельбурге. [26, с.19].

… Святые Апостолы Пётр и Павел в одеяниях, ритмично и смело вылепленных из самоцветных камней … — это мозаика для собора в Шлиссельбурге [26, с.19].


26. Д.Н.Попов. Держава Рериха. М., “Изобразительное искусство”, 1996г., 446с.
40. Л.В.Короткина. Н.К. Рерих. С-П, “Художники России”, "Золотой век”.1996г., 191с.
19. Н.К.Рерих. Держава Света. Священный дозор. Рига, Виеда, 1992г., 385 с.

Источник : http://voshod.sibro.ru/

Автор:  Валентина [ 05 мар 2010, 02:45 ]
Заголовок сообщения:  Re: Образ Христа в искусстве Н. К. Рериха

Спас Нерукотворный с избранными святыми.
Мозаика церкви в селе Пархомовка


Изображение

Атрибуты картины:
Название - Спас Нерукотворный с избранными святыми. Мозаика церкви в селе Пархомовка
Год - 1906
Источник - Е.П. Маточкин. Образ Иисуса Христа. - Самара: Издательский дом "Агни", 2007. - 56 с.: ил. Серия "Николай Рерих: Вестник Красоты"
Примечание. Мозаика в церкви Святых Апостолов Петра и Павла "На пороховых заводах" (ныне поселок Морозовка)
близ Шлиссельбурга (мозаики погибли во время Великой Отечественной войны).
Мозаика выполнена в мастерской В.А. Фролова по эскизам Н.К. Рериха

  • Николай Рерих в русской периодике, 1891–1918. Вып. 2: 1902–1906 /
    [Сост.: О. И. Ешалова, А. П. Соболев, В. Н. Тихонова;Отв. ред.: А. П. Соболев]. — СПб. : Фирма Коста, 2005. 558 с.[1] л. портр. ISBN 5

Заметки

В Киевской губернии, в селе Пархомовке, в имении В. В. Голубева строится храм, в украшении которого принимают участие Нестеров и Рерих, а также художественные мастерские кн. М. К. Тенишевой. Строитель — Покровский.

Искусство. 1905. Май–июль. № 5–7. С. 162.



Хроника

Художники М. В. Нестеров и Н. К. Рерих в настоящее время работают над целым рядом икон для церкви В. В. Голубева в селе Пархомовка Киевской губернии.

Русь. 1905. 29 сентября / 12 октября. № 234. Четверг. С. 4.



Ив. Л-ий
Заметки

В мастерской художника-мозаичиста В. А. Фролова теперь исполняются художественным мозаичным набором две большие картины религиозного содержания — «Покров Пресвятые Богородицы» и «Спас» для внешнего украшения храма, строящегося в имении В. В. Голубева «Пархомовка» в Киевской губ.

Эти картины написаны талантливым молодым художником Н. К. Рерихом. Работы его религиозного содержания мало известны публике — до сих пор из его мастерской выходили картины исторического содержания.
Судя по картонам, по которым исполняется художественный мозаичный набор, эти две работы Н. К. Рериха полны интереса, оригинальности и своеобразного понимания духа русской церковной старины.

Слово. 1906. 8/21 января. № 348. Воскресенье. С. 7.

Автор:  Елена [ 31 июл 2011, 20:19 ]
Заголовок сообщения:  Re: Образ Христа в искусстве Н. К. Рериха

  • Николай Рерих в русской периодике, 1891–1918. Вып. 3: 1907–1909 /
    [Сост.: О. И. Ешалова, А. П. Соболев, В. Н. Тихонова; Отв. ред.: А. П. Соболев]. — СПб.: Фирма Коста, 2006. 558 с.[1] л.

Ив. Лазаревский
Заметки

Несколько времени тому назад в Москве выходил художественный журнал «Искусство». В одном из номеров его было помещено исполненное в красках воспроизведение проекта церковной росписи талантливого молодого художника Н. К. Рериха. Н. К. Рерих создал себе имя работами, в коих сильно и талантливо воспевал своеобразную красоту варяжской старины... Но как религиозного живописца — Рериха знают очень немногие. А между тем, и в этой области он даёт немало интересного, оригинального. Так, недавно им закончены картоны для мозаичного набора — «Спас» и «Покров Пресвятыя Богородицы», предназначенные для внешнего украшения храма, строящегося в имении В. В. Голубева «Пархомовка» в Киевской губернии. Мозаики исполняются мозаичной художественной мастерской В. А. Фролова.

В этих двух работах ярко выразились оригинальность и своеобразность понимания Н. К. Рерихом духа русской церковной старины.

Слово. 1907. 21 января / 3 февраля. № 54. Воскресенье. С. 6.



Библиография
Ежегодник Общества архитекторов-художников.
Выпуск второй, 1907 г.

…Сравнительно с первым выпуском, вышедший недавно второй выпуск (за истекший 1907 год) приятно поражает обилием художественного материала и превосходным выполнением цветных воспроизведений. Соответственно современному состоянию искусства в России, наиболее досто-примечательным является вклад в «Ежегодник», сделанный художниками. Здесь мы встречаем имена: Л. С. Бакста, Александра Бенуа, А. М. и В. М. Васнецовых, М. В. Добужинского, Е. Е. Лансере, С. В. Малютина, М. В. Нестерова, Н. К. Рериха, К. Ф. Юона и др., разносторонние дарования которых давно уже очаровывают любителей истинного искусства. <…>

Русский стиль представлен в «Ежегоднике» весьма изобильно. ... замечательные мозаичные образа для церкви на Пороховых заводах, близ Шлиссельбурга, Н. К. Рериха, собор «Ростов Великий» К. Ф. Юона дают полное представление о современных попытках воскресить национальное былое и выявить его затейливую красивость…

В. Вербов
Огонёк. 1908. 10 февраля. № 6. Воскресенье. Обложка. С. 3–4.

Источник

Автор:  Елена [ 31 июл 2011, 20:28 ]
Заголовок сообщения:  Re: Образ Христа в искусстве Н. К. Рериха

Спас и князья святые (мозаика). 1910

Изображение

Атрибуты:
Название - Спас и князья святые [мозаика]
Год - 1910
Где находится - Троицкий собор Свято-Успенской Лавры. Украина
Источник. Источник информации о Картине: Бендюрин В. Каталог картин Н.К.Рериха (http://www.roerich-encyclopedia.nm.ru/5-0-kartiny.html)
Примечание Мозаика южного портала Троицкого собора Свято-Успенской Лавры. Украина. Выполнил В.А. Фролов. Украина, Тернопольская область.
Черно-белое изображение.


  • «Мир идей и дел Н.К. Рериха» Павлодарское областное Рериховское общество

В течение нескольких лет Рериха связывала общая работа с архитектором А.В. Щусеевым. Художник выполнил мозаику “Спас и князья святые” над южным порталом Троицкого собора, построенного А.В. Щусевым в 1906-1908 годах в Почаевской Лавре Тернопольской губернии. В кокошнике, обрамляющем портал, помещён в центре над входом Нерукотворный образ-Спас, а слева и справа от входа — фигуры святых, составляющие со Спасом единую композицию. Святые представляют собой государственных деятелей и князей. Изображены: Борис и Глеб, Владимир Равноапостольный, Александр Невский и другие. В стилистическом решении мозаики художник обратился к древнейшим традициям русского искусства, к Софийскому собору в Киеве XI века. Отсюда яркость, сочность красок, матовый блеск смальт, звучные декоративные сочетания излюбленных рериховских тонов — синих и золотых, символизирующих высшие небесные сферы и божественное сияние [40, с.29,30].

40. Л.В.Короткина. Н.К. Рерих. С-П, “Художники России”, "Золотой век”.1996г., 191с.



  • А. ФРОЛОВ. Творческое содружество Н. Рериха и В. Фролова. Журнал Искусство (Москва). 1970. Август. № 8. С. 62–68.

... Прошло несколько лет, и перед художниками возникла новая возможность для совместной работы. Тогда ещё молодой, но уже известный архитектор А. Щусев, получив заказ на постройку большого храма в Почаевской лавре на Украине, решил использовать в качестве декоративного оформления фасадов мозаику и пригласил уже признанных в этой области мастеров — Рериха и Фролова.

Изображение__
Для Троицкой церкви в Почаевской лавре были исполнены и помещены в кокошниках над входами три мозаики. В первой из них, обрамляющей южный вход в церковь, Рерих помещает образ «Нерукотворного Спаса» на фоне городской стены; за стеной стоят ангелы, поддерживающие плат с изображением. На первом плане, по обе стороны двери, расположены по пять мужских фигур, изображающих наиболее известных и славных деятелей русской истории, канонизированных православной церковью, — князей Игоря, Владимира, Александра, Бориса и Глеба и других. Вторая мозаика (над западным входом) имеет сходное композиционное решение, но в центре её помещён большой круглый медальон, в который вписано изображение богоматери с младенцем. По своей выразительности образ богоматери достоин занять одно из первых мест в ряду женских образов, созданных Рерихом. В известном смысле её можно рассматривать как своего рода подготовку к созданию великолепного живописного образа «царицы небесной на берегу реки жизни» в Талашкине. Третья мозаика (над северным входом) по композиции аналогична двум первым, а сюжетным центром её является «Троица». Эти мозаики, выполненные мастерской Фролова в 1909–1910 годах, удачно дополнили архитектурный облик щусевского храма и явились новым достижением в творчестве Рериха и Фролова....

Источник

Страница 1 из 1 Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
http://www.phpbb.com/