Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11 Сообщений: 3144 Cпасибо сказано: 1258 Спасибо получено: 4573 раз в 2082 сообщениях
|
Древние и современные методы Империи Нужно проводить четкое различие между двумя политическими агрегатами, которые в современном языке равно относятся к слову “империя”. Ибо существует однородная (или гомогенная) национальная империя и неоднородная (или гетерогенная) составная империя. В определенном смысле все империи являются композиционными, во всяком случае, если мы возвращаемся к их источникам; но на практике существует различие между имперским агрегатом, в котором составляющие его элементы не отделены друг от друга выраженным чувством их сепаративного существования в целом, и имперским агрегатом, в котором этот психологический базис обособленности еще в силе.
Япония, до абсорбции Формозы и Кореи, была национальным целым и империей только в историческом смысле слова; после этой абсорбции она стала подлинной и составной империей. Германия, опять же, была бы чисто национальной империей, если бы не обременила себя тремя меньшими приобретениями, Эльзасом, Польшей и Шлезвиг-Гольштейном, которые были присоединены к ней не чувством германской национальности, а только военной силой. Давайте предположим, что этот тевтонский агрегат утратил свои чужеродные элементы и приобрел вместо них тевтонские провинции Австрии. Тогда мы имели бы пример гомогенного агрегата, который еще оставался бы империей в историческом смысле слова; ибо это была бы композиция гомогенных тевтонских наций или, как мы можем условно назвать их, субнаций, которые не носили бы в себе естественное чувство сепаратизма, а, скорее, тяготели бы к естественному объединению, которое сформировало бы легко и неизбежно психологическое, а не просто политическое объединение.
Но такую форму в ее чистом виде найти сейчас трудно. Соединенные Штаты являются примером такого агрегата, хотя, исходя из факта управления страной периодически избираемым Президентом, а не наследствующим престол монархом, мы вообще не можем увязать этот тип с империей. Все же, если имперский агрегат должен быть изменен от политического до психологического объединения, похоже, это должно быть сделано репродуцированием mutatismutandis чего-то от системы Соединенных Штатов, системы, в которой каждый элемент сохраняет достаточную локальную государственную независимость и сепаративную способность законодательной и исполнительной деятельности, но при этом является частью нераздельного более великого агрегата. Легче всего это может быть осуществлено там, где элементы относительно гомогенны, как это могло бы быть в федерации Великобритании и ее колоний. ... ...Римская империя прожила несколько веков, и хотя часто подвергалась разрушению, все же своим внутренним принципом единства и своим непреодолимым центростремительным притяжением она торжествовала надо всеми разрушительными тенденциями. Ее единственной неудачей было разделение на Восточную и Западную империи, которое ускорило ее конец. Все же, когда этот конец пришел, это произошло не расколом изнутри, а просто распадом ее жизненного центра. И пока эта центральная жизнь не увяла, давление варварского мира извне, которому ее разрушение ошибочно приписывается, не могло одолеть ее великолепной солидарности.
Рим осуществлял свою власть военными завоеваниями и военной колонизацией; но, завоевав, он не удерживал завоеванное как искусственное политическое объединение, не полагался он единственно и на то политическое удобство от хорошего, эффективного и хорошо организованного правительства, экономически и административно благотворного, которое делало его приемлемым для побежденных народов. Он имел слишком сильный политический инстинкт, чтобы так легко удовольствоваться; безусловно, если бы он остановился на этом, империя разрушилась бы намного раньше. Народы под его властью сохранили бы свое чувство обособленной национальности и, будучи приучены к римской эффективности и административной организации, неизбежно тяготели бы к сепаративному использованию этих преимуществ как независимо организованные нации. Именно это чувство сепаративной национальности римское правление успешно разрушало везде, где бы оно не устанавливало свое доминантное влияние.
И это делалось тупым средством брутальной силы по тевтонскому образцу, но мирным нажимом. Рим сперва смешался с соперничающей культурой, которая была выше его собственной в определенных отношениях, и принял ее как часть своего собственного культурного существования и даже как свою самую ценную часть; он создал грекоримскую цивилизацию, позволил греческому языку распространятся и защищал его на Востоке, но везде вводил его в употребление через посредничество латинского языка и латинского образования и преуспел в мирном преодолении декадентских или зачаточных культур Галии и других побежденных провинций. Но поскольку даже этот процесс не мог быть достаточным для уничтожения всех сепаратистских тенденций, он допускал свои латинизированные субъекты не только к высшим военным и гражданским институтам, но даже к имперскому пурпуру, так что меньше чем за столетие после Августа сперва итальянский галл, а затем иберийский испанец владели именем и силой Цезарей, но он достаточно быстро лишил всякой жизненной силы, а затем даже номинально отменил все уровни гражданских привилегий, которыми он поделился, и дал полное римское гражданство всем своим субъектам, азиатским, европейским и африканским, не делая между ними никакого различия.
Результатом было то, что вся империя стала психологически, а не только политически, единым греко-римским объединением. Не только превосходящая сила или признание римского мирного и хорошего правления, но все желания, ассоциации, гордость, культурное сходство провинций заставляли их неизменно поддерживать империю.
Всякая попытка провинциального правителя или военноначальника организовать провинциальную империю ради ее собственной выгоды, терпела неудачу, потому что она не находила ни базиса, ни поддерживающей тенденции, ни национального уважения, ни ощущения материального или иного преимущества от подобной перемены у народа, от которого зависело успешное развитие этой попытки. И насколько далеко Рим преуспел, настолько же в своем падении он был обязан недостатку своего метода в самой его сути.
Сокрушая, как бы мирно он это ни делал, живые культуры или зарождающуюся индивидуальность народов, которыми он правил, он лишал народы источников их жизненности, корней их жизненной силы. Без сомнения, он удалил все позитивные причины раскола и застраховался от пассивной силы оппозиции, способной на какие-либо разрушительные перемены, но его империя жила только в центре, и когда этот центр исчерпал себя, он утратил позитивную и обильную жизнь во всем теле, из которого она могла быть почерпнута. В конце Рим даже не смог зависеть от энергичных индивидуумов из народов, чью жизнь он подавлял весом присвоенных цивилизаций; он должен был двигаться навстречу пограничным варварам. И когда он рассыпался на куски, именно эти варвары, а не прежние возрождающиеся народы, стали его наследниками. Ибо их варварство было, по крайней мере, живой силой и принципом жизни, тогда как греко-римская цивилизация стала принципом смерти. Все его живые силы, контактом с которыми он мог модифицировать и обновить свою собственную силу, были разрушены. В конце он сам должен был быть разрушен в своем принципе и его принцип должен был быть рассеян по девственному полю жизненной и энергичной культуры средневековой Европы. На что Риму не хватило мудрости, — ибо даже глубочайший и вернейший политический инстинкт не является мудростью, — должно было быть сделано самой Природой в неопределенном, но живом объединении средневекового Христианского мира.
Пример Рима всегда будоражил политическое воображение Европы. Он не только стоял за Святой Римской Империей Карла Великого, грандиозной попыткой Наполеона и германской мечтой о мировой империи, управляемой тевтонской эффективностью и тевтонской культурой, но и все империалистические нации, включая Францию и Англию, шли до определенной степени по его следам. Но — и это достаточно примечательно — любая попытка повторить римский успех терпела неудачу. Современные нации были неспособны полностью следовать Риму в тех направлениях, в которых шел он, или, если они пытались следовать, они сталкивались с различными обстоятельствами и либо терпели крушение, либо вынуждены были останавливаться. Природа словно бы говорила: “Этот эксперимент был доведен однажды до своего логического конца, и этого достаточно. Я создала новые условия; найдите новые средства или, по крайней мере, исправьте старые или добавьте их там, где они были недостаточны или отклонились от цели.”
Европейские нации расширили свои империи древнеримскими методами милитаристского завоевания и колонизации, избегая по большей части доримского принципа простого господства или гегемонии, который практиковался ассирийскими и египетскими царями, индийскими государствами и греческими городами. Но этот принцип тоже иногда использовался в форме протектората для подготовки более нормальных средств оккупации. Колонии были не чистым Римом, а смесью карфагенского и римского типа, официальной и милитаристской, пользующейся, как римские колонии, большими гражданскими правами, чем туземное население, в то же время они были в значительно большей степени коммерческими колониями, предназначенными для эксплуатации. Ближайшим к римскому типу было английское поселение в Ольстере, в то время как германская система в Польше развивала в современных условиях старый римский принцип экспроприации. Но это — исключения, не правило.
Уже оккупировав и успокоив побежденную территорию, современные нации обнаружили, что они внезапно были остановлены трудностью, которую они были не в состоянии преодолеть так, как ее преодолевал Рим, — с трудностью выкорчевывания туземной культуры, а с нею — туземного чувства сепаративности. Все эти империи сперва держались идеи навязывания своей культуры вместе с флагом — сперва просто из инстинкта завоевателя или в качестве необходимого придатка к факту политического доминирования и как гаранта его перманентности, но позднее — с сознательным намерением распространения, как это фарисейски подается, благ цивилизации среди “низших” рас.
Нельзя сказать, что эта попытка везде была очень удачной. С большой основательностью и безжалостностью ее пробовали осуществить в Ирландии, но хотя ирландская речь была искоренена, кроме как в диких местах Коннаута, и все явные признаки старой ирландской культуры исчезли, попранная национальность просто приняла другие средства, отличающие ее от других, которые она смогла найти, как бы скромны они ни были, свою католическую религию, свою кельтскую расовую принадлежность и национальность, и даже будучи англизированной, она отказалась быть английской. Результатом удаления или ослабления иностранного давления стало неистовое отшатывание, попытка возродить гаэльскую речь, реконструировать старый кельтский дух и культуру.
Германия потерпела неудачу в попытке пруссифицировать Польшу или даже своего родственника, который говорит на одном с ней языке, Эльзас. Непокоренные финны остались финнами в России. Умеренные австрийские методы оставили австрийского поляка поляком, как и его угнетенного собрата в германском Позене[Posen]. Соответственно, везде начало подниматься растущее чувство бесполезности попытки и необходимости оставления души подчиненной нации свободной, ограничивая деятельность суверенного Государства навязыванием административных и экономических условий с такой социальной и культурной переменой, какая может быть свободно принята или может прийти через образование или в силу обстоятельств.
Германия, действительно, неопытный новичок в имперских методах, ухватилась за старую римскую идею ассимиляции, которую она стремилась осуществить и римскими, и неримскими методами. Она даже проявила тенденцию возврата ко временам, предшествующим цезарям древности, к методам иудея в Ханаане и сакса в восточной Британии, к методам изгнания и избиения. Но поскольку она была, в конечном итоге, более современной и имела некоторое чувство экономической необходимости и целесообразности, она не последовала этой политике с какой-либо основательностью или в периоды мира. Все же, она настаивала на старых римских методах, стремилась подменить немецкой речью и культурой туземную и, поскольку она не могла сделать это мирным давлением, она попыталась сделать это силой.
Попытка такого рода обречена на провал; вместо того, чтобы принести психологическое объединение, которое является ее целью, ей удается только резче подчеркнуть национальный дух и посеять глубокую и непобедимую ненависть, которая опасна для империи и может даже разрушить ее, если угнетенные элементы не слишком малочисленны и слабы. И если это стирание гетерогенных культур невозможно в Европе, где все различия являются лишь вариациями общего типа и необходимо преодолеть лишь маленькие и слабые элементы, то что же говорить о тех империях, которые имеют дело с великими азиатскими или африканскими массами, укоренившимися за многие века в древней и хорошо сформировавшейся культуре. Если нужно создать психологическое объединение, это должно быть сделано другими средствами.
Воздействие различных культур друг на друга было не порождено, а, скорее, усилено условиями современного мира. Но природа воздействия, те цели, на которые оно направлено, и те средства, которыми эти цели могут быть осуществлены наиболее успешно, глубоко изменились. Земля путешествует сейчас к одной общей, обширной и гибкой цивилизации для всей человеческой расы, в которую современная и античная культура внесут свой вклад, и каждый четко очерченный человеческий агрегат внесет свой необходимый элемент вариации. В осуществлении этой цели неизбежно должно быть какое-то усилие, направленное на выживание. И самым способным на выживание здесь будет все, что может наилучшим образом служить тенденциям, которые Природа прорабатывает в человечестве, — не только тенденциям нынешнего часа, но и выжившим тенденциям прошлого, и только-только наметившимся тенденциям будущего. И это будет также всем тем, что сможет наилучшим образом помочь в освобождении и комбинировании сил, что будет наилучшим для адаптации, урегулирования и проявления скрытого замысла великой Матери в ее усилиях.
Но успеху этих усилий наихудшим, а не лучшим образом служит милитаристское насилие или политическое давление. Немецкая культура, ко благу или на беду, совершила быстрые завоевания по всему миру, прежде чем правители Германии оказались достаточно неблагоразумными, чтобы вызвать вооруженным насилием латентную силу противоположных идеалов. И даже сейчас то, что является самым существенным в ней, Государственная идея и организация жизни сообщества Государством, которая является общей и для германского империализма, и для германского социализма, похоже, гораздо скорее преуспеет благодаря поражению первого в Войне, чем его победой в жестокой борьбе.
Эта перемена в движении и ориентации тенденций мира указывают на закон взаимного обмена и адаптации и на появление чего-то нового, рождающегося от встречи многих элементов. Только те имперские агрегаты, похоже, преуспеют и в конечном счете выживут, которые признают новый закон и сформируют свою организацию в соответствии с ним.
Непосредственные победы противоположного рода, действительно, могут быть достигнуты и насилие сделано законом; но такой успех завоевывается, как неоднократно показывала история, за счет всего будущего нации. Признание новой истины уже началось как результат возросшего общения и расширения знания. Ценность вариаций начала признаваться, и старая высокомерная претензия той или иной культуры навязать себя и сокрушить все остальные начала утрачивать свою силу и самоуверенность, когда старое потрепанное кредо неожиданно поднялось, вооруженное германским мечом, чтобы постоять за себя, если оно может, прежде чем пасть.
Единственным результатом было то, что это добавило силы и ясного признания истины, которую оно хотело отринуть. Важность даже самых маленьких Государств, Бельгии, Сербии, как культурных единиц в европейском целом, была поднята почти до статуса кредо. Признание ценности азиатских культур, ограниченное прежде мыслителем, ученым и художником, сейчас было введено в массовое сознание ассоциацией на поле брани.
Теория “низших” рас, положение нижестоящих и вышестоящих, измеряемое близостью к собственной форме культуры, получила то, что вполне может оказаться для нее смертельным ударом. Семена нового порядка вещей быстро прорастают в сознательном менталитете расы.
Новый поворот взаимовлияния культур показал себя наиболее ясно там, где встречаются Европеец и Азиат. Французская культура в Северной Африке, английская культура в Индии сразу перестали быть французской или английской и стали просто общей европейской цивилизацией в лице азиатской: это больше не имперское доминирование, намерено стремящееся обезопасить себя посредством ассимиляции, а континент, договаривающийся с континентом. Политический мотив тонет в незначительности; мировой мотив занимает его место. И в этой конфронтации это больше не самоуверенная европейская цивилизация предлагает свой свет и благо полуварварской азиатской, когда последняя с благодарностью принимает благотворную трансформацию.
Даже легко приспосабливающаяся Япония после первого энтузиазма признания сохранила все, что фундаментально в ее культуре, и европейский поток повсеместно встречал оппозицию внутреннего голоса и силы, которые выкрикивали нет его победному маршу. Восток в целом, вопреки определенным сомнениям и колебаниям, желает, а там, где этого желания недостаточно, вынуждается обстоятельствами и общей тенденцией человечества, принять действительно ценные части современной европейской культуры, ее науку, ее любознательность, ее идеал всеобщего образования и роста, ее отмену привилегий, ее расширяющуюся, либерализирующуюся демократическую тенденцию, ее инстинкт свободы и равенства, ее призыв сокрушить узкие и угнетающие формы, ее мольбу о воздухе, пространстве и свете. Но в определенной точке Восток отказывается проследовать дальше, и это происходит именно в тех вещах, которые являются самыми глубокими, самыми сущностными для будущего человечества, в вещах, принадлежащих душе, в глубочайших предметах ума и темперамента. Здесь, опять же, все указывает не на замену и завоевание, а на взаимное понимание и взаимный обмен, на взаимную адаптацию и новую формацию.
Старая идея умерла не полностью и не умрет без последнего боя. Есть еще те, кто грезит о христианизированной Индии, об английском языке, перманентно доминирующем, если не сменяющем индийские языки, или о приятии европейских социальных форм и манер как необходимого предварительного условия для равного статуса Европейца и Азиата. Но это те, кто в своем духе принадлежит прошлой генерации и не может оценить знаки часа, указующие на новую эру. Христианство, например, преуспело только там, где оно смогло проявить одно или два своих явно превосходящих качеств, готовность снизойти и поднять падшего и угнетенного там, где индус, закованный в формы касты, не смог бы ни прикоснуться, ни помочь; способность с большей быстротой принести облегчение там, где это нужно, в мир, активное сострадание и помощь, наследуемые от предшествовавшего буддизма. Там, где оно не смогло применить этот рычаг, оно потерпело полное поражение, и даже этот рычаг оно легко может утерять; ибо душа Индии, снова разбуженная новым ударом, начала возвращать свои утерянные тенденции.
Социальные формы прошлого меняются там, где они не соответствуют новым политическим и экономическим условиям и идеалам или несовместимы с возрастающим стремлением к свободе и равенству; но нет ни одного признака, что из этих родовых мук появиться нечто еще, кроме нового азиатского общества, расширившегося и либерализованного. Признаки всюду одни и те же; повсюду силы работают в одном и том же смысловом ключе. Ни Франция, ни Англия не имеют силы — и рано или поздно они утратят желание — разрушить и заменить исламистскую культуру в Африке или индийскую в Индии. Все, что они могут, это дать то, что они имеют ценного для ассимиляции в соответствии с нуждами и внутренним духом более древних наций.
На этом вопросе было необходимо остановиться, потому что он жизненно важен для будущего империализма. Замещение локальной культуры имперской культурой и, насколько это возможно, речью завоевателя, было сущностным элементом имперской теории; но время сняло его с повестки дня и само желание его должно быть провозглашено недостижимым на практике, древнеримская модель империи утратила всякую пользу для разрешения проблемы. Что-то от римского урока остается ценным, — те особенности, которые неотъемлемы от самой сути империализма и смысла империи; но требуется новая модель.
Эта новая модель уже начала развиваться в соответствии с требованиями эпохи; это — модель федеративной или конфедеративной империи. Проблема, которую мы должны разрешить, сужается до вопроса: может ли быть создана прочная федеративная империя на обширных территориях и состоящая из гетерогенных рас и культур? И, при условии, что будущее движется в этом направлении, как может подобная империя, столь искусственная в своем облике, быть сплавлена в естественном и психологическом единстве?Шри Ауробиндо "Идеал человеческого единства"
_________________ Нельзя давать исчерпывающие утверждения, ибо необходимо дать ученику возможность упражнять свои умственные способности Е.И. Рерих. Записи бесед с Учителем
|
|