ЖИВАЯ ЭТИКА (АГНИ ЙОГА). Форум «ФЕНИКС»

СЕРДЦЕ БУДЕТ ЧАСАМИ ВЕРНЫМИ, КОГДА ПРИЗОВЕТ К МЫСЛИ О ВСЕХ. НЕ НУЖНО УТОМИТЕЛЬНЫХ МЕДИТАЦИЙ, МЫСЛЬ О МИРЕ КРАТКА, И ОТРЕШЕНИЕ ОТ СЕБЯ В НЕЙ ТАК ПРОСТО ОТРАЖАЕТСЯ. ПУСТЬ БУДЕТ МИРУ ХОРОШО!
Текущее время: 21 сен 2020, 06:48

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 35 ]  На страницу 1, 2, 3, 4  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Малоизвестные памятники культуры вокруг нас
СообщениеДобавлено: 26 янв 2020, 18:02 
Не в сети
АКТИВНЫЙ УЧАСТНИК
АКТИВНЫЙ УЧАСТНИК
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 25 янв 2017, 20:51
Сообщений: 263
Откуда: Брянск
Cпасибо сказано: 3864
Спасибо получено:
410 раз в 173 сообщениях
Читая книгу «Музей Знамени Мира им. Рериха» мы задались вопросом о том, какую помощь и мы форумчане можем оказать в этом направлении.
В каждом уголке нашей страны существуют неизвестные широким кругам памятники культуры, которые мы совершенно не знаем. Каждый из нас может рассказать о достопримечательностях той области, где проживает или же той местности, где они побывали. И совершенно не обязательно чтобы эти памятники культуры были широко известны, порой малоизвестные местные достопримечательности бывают очень интересны. Ведь благодаря просвещенным, культурным и целеустремленным людям остается след в истории народов, так как в них вложены энергия, талант и часть человеческой души.

_________________
Качества духа пусть крыльями будут, чтобы дух устремленный скорей научился летать.


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
За это сообщение пользователю Ирина П "Спасибо" сказали:
Андрей П., Олеся, Richard, Надежда
 Заголовок сообщения: Re: Малоизвестные памятники культуры вокруг нас
СообщениеДобавлено: 26 янв 2020, 18:51 
Не в сети
АКТИВНЫЙ УЧАСТНИК
АКТИВНЫЙ УЧАСТНИК
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 10 мар 2016, 20:21
Сообщений: 2735
Откуда: Россия
Cпасибо сказано: 3830
Спасибо получено:
3344 раз в 1543 сообщениях
Ирина П писал(а):
Читая книгу «Музей Знамени Мира им. Рериха» мы задались вопросом о том, какую помощь и мы форумчане можем оказать в этом направлении.


И первое, чём мы хотели поделиться с Вами Друзья, это рассказ об известных нам с вами людях по теме "Талашкино".

Усадьба Тенишевых (с. Хотылево)


В полутора десятках километров вверх от Брянска на правом высоком берегу Десны находится парк бывшей усадьбы Тенишевых. Парк, как часть усадьбы, занимает центральное положение в застройке села Хотылево, раскинувшегося живописно и прихотливо. Территория усадьбы связана с богатой и интересной историей села. Три столетия это была вотчина рода Тютчевых. В 1888 г. усадьбы была куплена у князя А. Гедройца князем В. Тенишевым.

Изображение



Вячеслав Николаевич Тенишев был незаурядной фигурой в России последней четверти XIX века. Образованный, опытный и энергичный инженер, он совместно с разбогатевшими предпринимателями П.И.Губониным и В.Ф.Голубевым учредили в июле 1873 года "Акционерное общество Брянского рельсопрокатного, железоделательного и механического завода" (нынеОАО "Брянский машиностроительный завод"). На обязанности Тенишева лежало все инженерно-техническое руководство заводом. Его знания и энергия способствовали тому, что завод быстро вырос и уже к 1900 году занял второе, после Петербургского Путиловского завода, место в России по объему выпускаемой продукции.

Кроме этой практической инженерной работы Тенишев занимался научной деятельностью в области математики и, особенно, этнографии, выпустил ряд книг и был председателем организованного по его инициативе "этнографического бюро" - по сбору и изучению этнографических сведений о жизни и быте крестьян. Известна его попытка организации "Свободной школы" в Петербурге.

Жена хозяина усадьбы - Мария Клавдиевна Тенишева - была видной меценаткой и художницей-прикладником, собирательницей коллекции русского прикладного искусства. Она стала создательницей и основательницей Смоленского музея, подаренного ею городу, и художественной мастерской в селе Талашкино (ныне музей-усадьба "Талашкино" Смоленской области). Весьма крупная и значительная коллекция была подарена ею Московскому музею археологии.

В столице и в Талашкине М.К.Тенишева была окружена видными русскими художниками. Ее круг составляли С.Малютин, Н.Рерих, В.Серов, В.Поленов, М.Врубель, С.Коровин и другие. Некоторые из них посещали ее в Хотылеве и работали здесь. В Хотылеве М.А.Врубель написал своего знаменитого "Пана". По свидетельству Б.К.Яновского, "пейзаж на картине взят с натуры: это вид с террасы Хотылевского дворца на открывающиеся дали". В Хотылеве бывал и великий русский художник И.Е.Репин. Он написал здесь несколько этюдов и сделал ряд рисунков, ныне хранящихся в фондах Государственной Третьяковской галереи. Так же, как и Врубель, Репин не остался равнодушным к деснянской красоте, открывавшейся здесь взору.

Для удобства связи усадьбы с Бежицей В.Н.Тенишевым была построена платформа "Хотылево" на Риго - Орловской железной дороге. От нее проложена шлаковая дорога и сооружен стальной мост через Десну. Этот мост был разрушен во время Великой Отечественной войны. В 1903 г. Тенищевы продали усадьбу Граббе.

Многие жители села являлись рабочими Брянского завода. Некоторые из них принимали активное участие в революционном движении. Не чуждо революционным веяниям было и Хотылевское крестьянство. В 1905 году усадьба явилась объектом гнева угнетенного крестьянства. Это выразилось, в частности, в поджоге "Летнего дома", который с тех пор прекратил свое существование.


Церковь Преображения - замечательный памятник культового зодчества, один из немногих на брянской земле усадебных храмов сер. 18 в. в стиле пышного и нарядного елизаветинского барокко. Построена в 1763 г. на средства одного из богатейших брянских помещиков Фаддея Петровича Тютчева.


Изображение



Бесстолпное трехчастное здание, кирпичное и оштукатуренное, имеет своеобразную композицию, которая значительно искажена утратами. Двусветный, сильно вытянутый по продольной оси объем после разборки завершений имеет одинаковую высоту всех частей и выглядит как единое целое благодаря общему характеру их членений. Основной квадратный в плане четверик храма, более широкий и с закругленными углами, прежде был увенчан малым восьмериком с купольной кровлей. К нему примыкают небольшой прямоугольный алтарь с закругленной восточной стеной и короткая прямоугольная трапезная с четвериком паперти, над которой ранее возвышалась колокольня (сохранились остатки нижнего яруса).

Богатый барочный декор фасадов отличается изяществом деталей. Внутренняя отделка здания была очень пышной, с обильной полихромной лепниной. От нее остались фрагменты в виде скульптур ангелов и различных архитектурных деталей на стенах нынешнего чердака здания.

Парк заложен в начале XIX века и реконструирован при участии М.К.Тенишевой в 1890-х годах. Он невелик по площади, всего 9 гектаров. В плане представляет собой вытянутую вдоль берега фигуру, заключенную между застройкой села и Десной. Начинаясь у сельской площади, от стен бывшей Преображенской церкви, парк спускается по крутосклону берега к водному зеркалу Десны. Словно желая полюбоваться своим отражением, деревья "толпятся" у самой реки, а некоторые даже спустились в воду.

План парка в Хотылево

Планировка парка смешанная и состоит из двух зон: регулярной и ландшафтной. Зоны определены рельефом местности. Верхняя зона, где располагается часть парка и остатки усадьбы, имеет регулярную планировку.

Изображение


Композицию парка "держит" поперечная аллея. Она связывает "Железные ворота" входа в парк с сельской площади и берег Десны с некогда бывшей там пристанью катеров. Поперек аллеи, примерно в середине ее, располагался барский дом. Одноэтажный и нарядный, он был построен во второй половине XIX столетия в духе загородных итальянских вилл эпохи Возрождения (с налетом той провинциальной декоративности, которой отличались западноевропейские постройки третьей четверти XIX века и которая давала повод называть этот стиль "венским ренессансом"). Хотылевский дом был сожжен гитлеровцами во время их кратковременного хозяйничанья здесь.

Перед домом поперечная аллея пересекается двумя продольными аллеями. Первая, длиною 350 метров, соединяет верхний парк с хозяйственным двором и фруктовым садом, расположенным в левой части усадьбы. Вторая, основная продольная аллея, пересекает перед фасадом всю территорию усадьбы, от западной окраины через фруктовый сад устремляясь к березовой роще и далее к полям. Двумя арочными романтичными мостиками она перекидывается через овраги, спускающиеся к реке.

Изображение


Дом был открыт в сторону сельской площади парадным "зеленым залом" - окруженным стеной зелени, узким (ширина 25 метров) цветочным партером. Парковым фасадом дом смотрел на реку. Перед ним полукруглая площадка, от которой начинается гранитная лестница спуска к реке. В верхней части лестницы грот. В него можно войти и отдохнуть в прохладе. Отсюда красивый вид на Десну.

Склон берега и нижняя прибрежная зона имеют ландшафтную планировку с небольшим числом троп и дорожкой вдоль берега реки. Здесь же располагался "рыбный пруд" (не сохранился). Его чаша находилась несколько выше уровня Десны. Дорожка соединяла пруд с поперечной аллеей и далее, в правой части парка, выходила на подъездную дорогу к мосту. Она дважды поперечными дорожками, ныряющими на дне оврагов под арки мостиков, соединялась с верхним парком.

Таким образом, архитектурно - планировочная композиция парка логично сочетает регулярные устройства с "натуральными", четкие прямые аллеи, "зеленые залы" и "кабинеты" - с прихотливо вьющимися дорожками, со свободной планировкой, приближенной к живой природе. Центр композиции - это упомянутый выше "зеленый зал" цветочного партера перед домом усадьбы. Слева от него, если смотреть от Железных ворот, поперечные аллеи, соединенные между собой тремя короткими прямыми аллеями, образуют еще три зеленых зала, обрамленных плотными рядами высоких лип. Здесь на лужайках размещались игровые и спортивные площадки: русская лапта, лаун-теннис, крокет и другие. Перед средним из этих залов находится открытая, на возвышении, поляна. На ней стоял "Летний дом". Справа от партера располагались службы и фруктовый сад.

Не считая нескольких хозяйственных построек бывшей усадьбы, на территории парка сохранились отдельные элементы парковой архитектуры: Железные ворота, две гранитные лестницы веранд главного дома, гранитный (с гротом) лестничный спуск к реке, один арочный каменный мост через овраг. Характер их архитектуры общий с архитектурой дома.

Парк имеет разнообразное по видам растений озеленение. Раньше площадь цветочного партера перед домом обрамлялась рядами лиственниц, десятью туями (по пяти с каждой продольной стороны) и серебристыми елями. Ныне это экзотическое обрамление утрачено. По аллеям - однопородная посадка из лип. Ландшафтную часть парка украшают местные породы деревьев и кустарников: липа, клен остролистный, дуб черешчатый, тополи черный и берлинский, ольха, осина, береза, ель обыкновенная, сосна, лиственница, черемуха, сирень, бузина и другие. Встречаются экземпляры сосны кедровой сибирской.

Хотылевский парк - это парк внешних видов. Регулярная часть его умеренно парадная и уютно замкнутая в прямоугольные зеленые стены аллей. Ландшафтная же часть во многих местах открывается разрывами и "окнами" в зелени на реку и заречье, направляя внимание зрителя на отдельные виды широкого деснянского пейзажа. С площадки "Летнего дома" открывается вид сверху на "рыбный пруд", нижний парк и на уходящую вдаль пойму с серебряным изгибом реки.

Аллея лестницы торжественно показывает Десну "в упор" на коротком участке, вписанном в ажурную раму из ветвей деревьев, как бы приглашая приблизиться к ней. Поперечные дорожки, спускающиеся по логам, открывают новые и разные виды, обрамленные полукруглыми арками мостов, переброшенных над оврагами. Извивающаяся прибрежная дорожка на своих поворотах заставляет взглянуть вдоль Десны в голубую даль. Такое включение внешних видов в парк необыкновенно обогащает его содержание, как бы раздвигает его границы далеко, далеко.

К сожалению, современное состояние парка внушает тревогу за его будущую судьбу. Бессмысленно разрушается красивая лестница и другие парковые сооружения. Исчезают ценные деревья, заменяясь случайной порослью. Руководство сельского производственно-технического училища, в ведении которого находится парк, рассматривает его территорию как резервную для строительства своих зданий. Учебный корпус, клуб и ряд хозяйственных построек расположены в парке. Предусматривается строительство жилых домов и других зданий училища. Думается, что это неразумно и недопустимо: для нового строительства у нас еще достаточно свободной территории.

Чтобы ограничить использование парка под застройку, необходимо срочно установить охранную зону парка как ценного памятника. Парк в Хотылеве, пожалуй, единственный пример в Брянском крае террасного прибрежного парка со своеобразной планировкой, активно включающей в свою композицию внешние виды отмеченных незаурядной красотой окрестностей. Надо его сохранить!


Изображение
Эскиз реконструкции усадьбы Тенешевых. Автор В.Н. Городков.



https://libryansk.ru/bryanskijtenishevy.20952/

_________________
Нужно думать о каждом человеке лишь в его эволюционном значении. В этом аспекте исчезают все мелочи несовершенства, так мешающие единению и правильному пониманию.

Б.Н. Абрамов. Записи


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
За это сообщение пользователю Андрей П. "Спасибо" сказали:
Александр, Светлана Н., Олеся, Ирина П, Надежда
 Заголовок сообщения: Re: Малоизвестные памятники культуры вокруг нас
СообщениеДобавлено: 30 янв 2020, 08:30 
Не в сети
АКТИВНЫЙ УЧАСТНИК
АКТИВНЫЙ УЧАСТНИК
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 окт 2010, 04:23
Сообщений: 3107
Cпасибо сказано: 1738
Спасибо получено:
1741 раз в 1008 сообщениях
Андрей, а эта информация с форума подойдет для этой темы: viewtopic.php?p=73466#p73466

_________________
"Кто мучается земными вопросами, тот ответа о Небесном не получит"


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: Малоизвестные памятники культуры вокруг нас
СообщениеДобавлено: 30 янв 2020, 14:06 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 апр 2010, 16:20
Сообщений: 2100
Cпасибо сказано: 968
Спасибо получено:
1034 раз в 587 сообщениях
Андрей П. писал(а):
И первое, чём мы хотели поделиться с Вами Друзья, это рассказ об известных нам с вами людях по теме "Талашкино".

Усадьба Тенишевых (с. Хотылево)
Светлана Н. писал(а):
Андрей, а эта информация с форума подойдет для этой темы: viewtopic.php?p=73466#p73466
На мой взгляд, логичнее продолжить тему рассказом о Храме Святого Духа в Талашкино. Разве это не малоизвестный памятник культуры?
А уже потом разместить информацию Жасмин об Анастасьевской часовне. По моему, эта информация соответствует названию данной темы, ведь, эта часовня, действительно, малоизвестна.

_________________
"И прибой волны, шум водопада, песнь ручья – все имеет свои ритмы, явно действующие на сознание"


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
За это сообщение пользователю Олеся "Спасибо" сказали:
Андрей П., Ирина П
 Заголовок сообщения: Re: Малоизвестные памятники культуры вокруг нас
СообщениеДобавлено: 31 янв 2020, 19:52 
Не в сети
АКТИВНЫЙ УЧАСТНИК
АКТИВНЫЙ УЧАСТНИК
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 10 мар 2016, 20:21
Сообщений: 2735
Откуда: Россия
Cпасибо сказано: 3830
Спасибо получено:
3344 раз в 1543 сообщениях
Олеся писал(а):
Светлана Н. писал(а):
Андрей, а эта информация с форума подойдет для этой темы: viewtopic.php?p=73466#p73466
На мой взгляд, логичнее продолжить тему рассказом о Храме Святого Духа в Талашкино. Разве это не малоизвестный памятник культуры?
А уже потом разместить информацию Жасмин об Анастасьевской часовне.

Согласен с вами Олеся! И вы несомненно правы Светлана, :Rose: информация об этой часовенки очень подходит к этой теме. Так и планировал!
Спасибо!

... p.s. к теме :oops: ... Думаю, что самыми ценными "Памятниками Культуры" являются далеко не только строения ( элементы зодчества - соборы, дома и т.д.), а люди! Любой человек, применивший на деле своё Огненное начало, человек с большим сердцем и добрыми помыслами, именно они вложившие свои посильные силы в эволюционный процесс и будут главными хранителями Культуры! :Rose:

...извините, что не сразу отвечаю :Rose:

_________________
Нужно думать о каждом человеке лишь в его эволюционном значении. В этом аспекте исчезают все мелочи несовершенства, так мешающие единению и правильному пониманию.

Б.Н. Абрамов. Записи


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: Малоизвестные памятники культуры вокруг нас
СообщениеДобавлено: 01 фев 2020, 19:51 
Не в сети
АКТИВНЫЙ УЧАСТНИК
АКТИВНЫЙ УЧАСТНИК
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 10 мар 2016, 20:21
Сообщений: 2735
Откуда: Россия
Cпасибо сказано: 3830
Спасибо получено:
3344 раз в 1543 сообщениях
Олеся писал(а):
На мой взгляд, логичнее продолжить тему рассказом о Храме Святого Духа в Талашкино.


Талашкино. Флёново. Храм Сошествия Святого Духа.


Целый период в жизни Талашкина связан с именем Николая Рериха. До наших дней сохранилось одно из его лучших монументальных творений – великолепная мозаика «Спас Нерукотворный», выполненная художником над порталом церкви Святого Духа.

Строительство храма в Фленово начато в 1902 г. В создании проекта принимали участие художник С.С. Малютин, знаток старины и искусства И.Ф. Барщевский и владелица усадьбы М.К. Тенишева.


Изображение


Строительство церкви было в основном завершено в 1905 г. С 1903 г. в имение часто приезжал русский художник и философ Николай Рерих. В 1908 г. он взялся за росписи и смальтовые мозаики в церкви Святого Духа. Художник успел закончить (работы были прерваны в связи с началом первой мировой войны) фрески алтаря, расписать одну из арок входа и украсить главный в ход в церковь большим мозаичным панно «Спас Нерукотворный».
Здание церкви производит впечатление монументальной постройки. От широкого основания небольшой высоты композиция переходит к динамичным и дробным формам кокошников, поднимающихся рядами. На самом верху храма - луковичная главка. Возрождение мотива кокошников не случайно. Художники вели поиск в направлении возрождения древнерусских традиций, восстановлении исконных русских форм, утраченных, по их мнению в XVII веке.

Образу Нерукотворного Спаса Н.К.Рерих посвятил немало своих вдохновенных работ. Мозаики, выполненные по его эскизам, украсили многие храмы. Но нигде Образ Христа-Спасителя не достигает такой мощи, как в мозаике над входом в храм Святого Духа в Талашкине, имении княгини М.К.Тенишевой.

Строительство этого храма Мария Клавдиевна считала для себя святым делом, и когда по её просьбе Рерих дал согласие заняться художественным оформлением храма, она была просто счастлива.

Уже издалека, при подходе к храму бросается в глаза эта изумительная по красоте и силе картина. Почти всё её пространство занимает Лик Христа на белом плате, окружённый летящими Ангелами, а выше, над купами облаков, виднеется Град Нездешний, завершающий всю композицию.


Изображение


Мы видим благородный Лик — высокие дуги бровей, широко раскрытые, прямо смотрящие глаза. Могучая сила пронзительного взгляда, в котором соединились и безграничная скорбь, и безграничное сострадание, делает Лик живым, приближая к нашему сердцу высокое духовное Начало.

В целом художественное оформление храма Святого Духа, стало значительным событием в жизни художника Именно здесь Николаю Константиновичу удалось осуществить свои самые сокровенные замыслы.

Изображение


Судя по описаниям современников, роспись была необычайно красочная, яркая, переливающаяся всеми оттенками красок. Саму Богоматерь — как источник Высшего Света — художник изобразил в серебристо-белых тонах, с розовым и золотым.

Изображение


Н.К. Рерих. Царица небесная. 1911
Эскиз росписи для храма Святого Духа в
Собрание Джо Джагода. США. Даллас


Что же было основной мыслью храма? Как писал Н.К.Рерих, «центральное место в нём должно было занимать изображение Матери Мира». Композиция алтарной части — «Царица Небесная над Рекой Жизни» — изначально задумывалась художником как воплощение образа Матери Мира, великого Женского Начала, почитаемого не только на Руси.

В средствах массовой информации сообщили, что в будущем из сохранившихся фрагментов будет восстановлена роспись Н.К. Рериха «Царица Небесная над рекой жизни», когда-то украшавшая алтарную стену храма. О необходимости её восстановления в 80-е годы прошлого столетия говорил сын художника — известный живописец С.Н. Рерих.

Из-за неканонических взглядов создателей церкви в Талашкино на христианство, Храм Духа никогда не был освящен православной церковью. Идея единства всех религий и многочисленные отступления в росписях художника не были поддержаны Синодом. Церковь так и осталась неосвященной.


https://www.liveinternet.ru/users/5679659/post445419116/

_________________
Нужно думать о каждом человеке лишь в его эволюционном значении. В этом аспекте исчезают все мелочи несовершенства, так мешающие единению и правильному пониманию.

Б.Н. Абрамов. Записи


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
За это сообщение пользователю Андрей П. "Спасибо" сказали:
Светлана Н.
 Заголовок сообщения: Re: Малоизвестные памятники культуры вокруг нас
СообщениеДобавлено: 02 фев 2020, 08:47 
Не в сети
АКТИВНЫЙ УЧАСТНИК
АКТИВНЫЙ УЧАСТНИК
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 окт 2010, 04:23
Сообщений: 3107
Cпасибо сказано: 1738
Спасибо получено:
1741 раз в 1008 сообщениях
Андрей П. писал(а):
...при подходе к храму бросается в глаза эта изумительная по красоте и силе картина. Почти всё её пространство занимает Лик Христа на белом плате, окружённый летящими Ангелами, а выше, над купами облаков, виднеется Град Нездешний, завершающий всю композицию.
Мне понравились еще две фотографии из статьи, ссылку на которую дал Андрей в предыдущем посте.

Изображение

Изображение

_________________
"Кто мучается земными вопросами, тот ответа о Небесном не получит"


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
За это сообщение пользователю Светлана Н. "Спасибо" сказали:
Андрей П.
 Заголовок сообщения: Re: Малоизвестные памятники культуры вокруг нас
СообщениеДобавлено: 02 фев 2020, 08:50 
Не в сети
АКТИВНЫЙ УЧАСТНИК
АКТИВНЫЙ УЧАСТНИК
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 окт 2010, 04:23
Сообщений: 3107
Cпасибо сказано: 1738
Спасибо получено:
1741 раз в 1008 сообщениях
А еще хочу напомнить информацию из темы форума "Храм Святого Духа в Талашкино": viewtopic.php?p=67477#p67477

Vladimir писал(а):
С.Н. Рерих. Храм Святого Духа в Талашкине (рисунок): http://gallery.facets.ru/show.php?id=3991&setSize=3

Изображение

Источник: Кн. М.К.Тенишева. Храм Святого Духа в Талашкине. Париж: Изд-е Русского историко-генеалогического общества во Франции, 1938.

_________________
"Кто мучается земными вопросами, тот ответа о Небесном не получит"


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
За это сообщение пользователю Светлана Н. "Спасибо" сказали:
Андрей П., Ирина П
 Заголовок сообщения: Re: Малоизвестные памятники культуры вокруг нас
СообщениеДобавлено: 03 фев 2020, 20:09 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 04 дек 2013, 01:05
Сообщений: 693
Cпасибо сказано: 572
Спасибо получено:
570 раз в 284 сообщениях
Информация из темы форума "Фрески по эскизам Рериха в Анастасиевской часовне Пскова": viewtopic.php?p=73466#p73466

Анастасьевская часовня - сокровище под мостом
16.11.2017 |Псков

Анастасьевская часовня - памятник федерального значения, расположенный прямо под Ольгинском мостом в Пскове, на левом берегу реки Великой. Многие горожане, не говоря уже о туристах, даже не знают, что в часовню можно без проблем попасть - нужно только очень захотеть и попросить. Псковский музей-заповедник предоставляет такую услугу - экскурсию в Анастасьевскую часовню. Заказать ее может любой желающий. Она не пользуется большим спросом, но иногда люди интересуются. Сейчас часовня стоит на пороге реставрации и, возможно, в будущем будет включена в какой-нибудь туристический маршрут.

Изображение

Старший научный сотрудник Псковского музея-заповедника Ирина Мельникова напомнила, что часовня была построена в 1911 году знаменитым зодчим «серебряного века» А. Щусевым, а внутренние интерьеры украшены росписями по эскизам всемирно известного художника Н. Рериха. Таким образом, памятник является ярким примером монументальной живописи начала XX века.

По словам Ирины Мельниковой, деревянная часовня на этом месте была воздвигнута еще в начале XVIII века как обет после эпидемии оспы, унесшей жизни многих псковичей. И в 1710 году ее построили в честь Святой Анастасии-целительницы. Горожане эту часовню очень любили и позже перестроили в каменную.

В 1911 году новая часовня была построена на месте утраченной, но радовала глаз горожан она недолго: после революции 1917 года часовню закрыли, росписи забелили, а помещение стали использовать для хозяйственных целей. Говорят, одно время в ней даже продавали керосин.

В 1970 году при реконструкции Ольгинского моста часовню планировалось снести, она была лишена статуса памятника. Вступились за нее псковские архитекторы, которые дежурили и днем, и ночью, чтобы не допустить произвола. Тогда же была обнаружена и уникальная монументальная живопись, а в архивах - эскизы Рериха.

Изображение


Усилиями неравнодушных часовня была спасена, ее переместили к береговому устою моста специальным краном. Поскольку перенести ее целиком оказалось невозможно, перемещали по частям, отчего в нижней части памятника несколько утрачена живопись. На новом месте часовню установили с креном на юго-восток, поменяв направления расположение стен. Если присмотреться, ощущение, что она падает, а на самом деле просто так стоит.

После того, как часовню опустили на новое место, в 1970-1973 годах были проведены реставрационные работы, часовня была приведена в порядок, расчищена живопись. На месте работали реставраторы из Новгорода, зимой, в тяжелых климатических условиях.

На сегодня вся монументальная живопись часовни открыта. Ее главная тематика - заступничество. Расписаны в часовне только три стены и потолок. На стене напротив двери живописи нет, поскольку там находился утраченный ныне аналой с иконами. На потолке часовни изображено небо, звезды и голубь как символ Святого духа. На стене с портальной дверью написан нерукотворный спас, который несут два ангела, как символ заступничества Христа. По сторонам два князя - Довмонт-Тимофей и Всеволод Гавриил, а за их спинами - изображение Троицкого собора. Над одним окном - Святой Николай Чудотворец, горячо почитаемый псковичам, над противоположным с северной стороны - Богоматерь, заступница псковичей. По сторонам от окон - четыре архангела. Они стоят на четырех сторонах света и сдерживают войны и природные катаклизмы, которые могут обрушиться на Псков, тем самым его охраняя.

Изображение

Изображение

По словам Ирины Мельниковой, важно и то, как в живописи участвовала панорама в то время, когда часовня еще не была спрятана под мост, а стояла на его уровне, и вход был с севера. Например, в дверном проеме тогда был виден город Псков, а его защитники, князья, стояли по обеим сторонам от Кремля. Богоматерь над оконным проемом как бы возвышалась над рекой Великой, рекой жизни.

Изображение

С 2015 года памятник был передан в пользование Псковском музею-заповеднику, но передача эта была чисто юридической. Формально Псковский музей-заповедник несет охранные обязательства с 1989 годов. Ежегодно проводится мониторинг состояния памятника, идет поиск средств для его реставрации. Еще один вопрос - популяризация объекта, ведь многие псковичи даже не знают, какое сокровище хранится по мостом, бросают на него различный мусор, в том числе, стеклянные бутылки, которые портят кровлю памятника, оставляя на ней вмятины.

Еще одна проблема заключается в том, что на сегодня Анастасьевская часовня не подключена к электричеству. В ней нет отопления, вентиляции, создать там необходимый микроклимат пока не представляется возможным. Из-за этого на стенах плесень, частично осыпается красочный слой, в некоторых местах живопись «распушилась» и начинает отваливаться.

Изображение

Изображение

Просто «кинуть провод» и подвести к часовне электричество не получится - может быть поврежден внешний облик памятника. Музейщики надеются на помощь в решении этого вопроса со стороны администрации Псковской области, иначе все усилия могут быть тщетны.

Изображение_Изображение

Пока же всем заинтересованным горожанам остается ждать, надеяться и верить в то, что в ближайшее время Анастасьевская часовня будет приведена в порядок и приобретет исторический вид.

Статья полностью: https://pln-pskov.ru/culture/295375.html


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
За это сообщение пользователю Jasmin "Спасибо" сказали:
Андрей П., Ирина П
 Заголовок сообщения: Re: Малоизвестные памятники культуры вокруг нас
СообщениеДобавлено: 09 фев 2020, 06:18 
Не в сети
АКТИВНЫЙ УЧАСТНИК
АКТИВНЫЙ УЧАСТНИК
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 10 мар 2016, 20:21
Сообщений: 2735
Откуда: Россия
Cпасибо сказано: 3830
Спасибо получено:
3344 раз в 1543 сообщениях
Jasmin писал(а):
Анастасьевская часовня - сокровище под мостом
16.11.2017 ( Псков)

Вот так выглядела эта часовенка в старину:

Изображение

_________________
Нужно думать о каждом человеке лишь в его эволюционном значении. В этом аспекте исчезают все мелочи несовершенства, так мешающие единению и правильному пониманию.

Б.Н. Абрамов. Записи


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
За это сообщение пользователю Андрей П. "Спасибо" сказали:
Участники форума, Zenon, Ирина П
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 35 ]  На страницу 1, 2, 3, 4  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB