|
Дежурный администратор |
|
Зарегистрирован: 03 дек 2009, 22:09 Сообщений: 4112 Cпасибо сказано: 6344 Спасибо получено: 2000 раз в 1139 сообщениях
|
Богдана Юрьевна Соколова (Россия, г. Москва), кандидат культурологии, научный сотрудник ОНЦ КМ МЦР в докладе «Тибетский героический эпос о Кэсаре в работах Ю. Н. Рериха» отметила, что работа выдающегося востоковеда, филолога, лингвиста Юрия Николаевича Рериха «Сказание о царе Кэсаре Лингском» содержит уникальный научный материал. Её автор до сих пор остаётся единственным учёным, который знал большое количество восточных языков и наречий, в силу чего имел возможность собрать и сравнить различные версии Гэсэриады и сведения о традициях, связанных с образом Гэсэра (монгольское звучание имени Кэсар). В своей работе Ю. Н. Рерих приводит содержания тибетской, восточнотибетской (или камской), западнотибетской, амдоской, а также монгольской версий эпоса. Он даёт обширную историографическую справку, описывает рапсодическую традицию эпоса, рассматривает образ Гэсэра в тибетском искусстве. Работы Юрия Николаевича «Сказание о царе Кэсаре Лингском» и «Тибет – страна снегов» являются незаменимыми при изучении Гэсэриады с точки зрения философского осмысления героизма как явления. Во-первых, во всех версиях Гэсэриады, содержания которых приводит Ю. Н. Рерих, можно найти свидетельства связи героя Кэсара с Высшим началом одухотворённого Мироздания. И, во-вторых, исследуя эпос о Гэсэре, Юрий Николаевич, обнаружил очень важный момент: развитие и дополнение Гэсэриады в современную эпоху, что является уникальным случаем в мировой культурной практике, поскольку героический эпос – произведение, как правило, законченное. Мессианский характер Гэсэриады состоит в том, что она воодушевляет народы Азии и напитывает их высокой энергетикой, которую создаёт устремление в будущее. Именно это устремление, наряду с любовью к герою и его почитанием, является важнейшим эволюционным фактором народа.
Алексей Валерьевич Перчуков (Россия, г. Санкт-Петербург), путешественник, в докладе «Исследование внутренней части Мандалы Кайласа» отметил, что, в соответствии с древними тибетскими текстами, Кайлас представляет собой гигантскую природную мандалу, которую можно представить как лотос с восемью лепестками. При этом центром мандалы является вершина горы, четыре Лица Кайласа формируют стороны квадрата, а внешняя кора (обход) образует круг. Восемь лепестков лотоса образованы восемью долинами рек, начинающихся из ледников у подножия Кайласа. Немецкий исследователь Вольфганг Волмер подробно описывает эту лотосовую модель на примере мандалы Чакрасамвары, где божественная пара окружена Кругом Великого Блаженства и цветком лотоса с восемью лепестками. Движение в мандале происходит извне к центру, что можно образно представить как восхождение от материального к духовному. Знакомство с Кайласом обычно начинается с прохождения так называемой внешней коры, которая, как известно, напрямую не соприкасается ни с самой горой, ни с примыкающими к ней перевалами. Тем не менее, возникает вопрос о возможности непосредственного обхода горы с восхождением на примыкающие к ней перевалы. Такой маршрут наиболее точно соответствовал бы внешнему аспекту внутренней коры. Индийский исследователь Тибета и Кайласа Свами Пранавананда описал маршрут, позднее получивший название «Южный Траверс». Немецкий исследователь Вольфганг Волмер, в свою очередь, описал, так называемый «Северный Траверс». Тем не менее, сделать логически завершенную кору по перевалам, непосредственно примыкающим к Кайласу, не удавалось еще пока никому. А. В. Перчуков подробно рассказал о личном опыте изучения горной системы Кайласа и результатах своих исследований, подчеркнув, что маршруты экспедиций он составляет самостоятельно. Докладчик подробно описал несколько таких интересных маршрутов, а также рассказал о задачах экспедиции, которая планируется им в 2015 году.
Настоящим подарком конференции стала почти полуторачасовая лекция «Кайлас – паломнические маршруты к священной горе» почётного участника конференции Бруно Бауманна (Германия, г. Мюнхен) – выдающегося путешественника, эксперта по Тибету, режиссёра, писателя, кинематографиста, фотожурналиста, профессионального альпиниста, почётного редактора журнала “National Geographic”, обладателя многочисленных литературных премий и фото-наград. Надо отметить, что это было первое выступление Бруно Бауманна в России. Он является одним из первых европейцев, приехавших в Тибет в то время, когда китайские власти открыли его для посещения иностранцами в 80-е годы прошлого века. Этот уникальный исследователь более сорока лет провёл в путешествиях по самым разным, в том числе и труднодоступным местам планеты, побывав в Южной Америке, Африке, Австралии, Юго-Восточной Азии, Индонезии, Новой Гвинее, Полинезии, Средней Азии, Тибете, Китае, Непале, Бутане, Индии (Ладакх), Пакистане, Шри Ланке, Норвегии и др. Б. Бауманн прошёл по маршруту Великого Шёлкового Пути, пересёк пешком в одиночку пустыню Гоби, посетил удалённые королевства Гималаев, недоступные районы Тибетского плато, стал вторым человеком (после выдающегося шведского путешественника и географа Свена Гедина), пересёкшим в XX столетии суровейшую пустыню Такла-Макан. Он – один из первых европейских исследователей, который достиг истоков четырёх великих рек – Инда, Брахмапутры, Сатледжа и Карнали. Б. Бауманн – автор книги «Кайлас: священная гора Тибета», признанной в 2002 году в Германии лучшей книгой о путешествиях, удостоенной литературной премии и переведённой на многие языки.
Бруно Бауманн (справа). Переводчик - Арег Мехакян Начиная своё выступление на конференции, Бруно Бауманн сказал: «Я являюсь большим поклонником Николая Рериха, книги которого меня очень вдохновляют, особенно его книга о Шамбале». Именно эта книга вдохновила Б. Бауманна посетить Транс-Гималаи в районе Кайласа. Впервые же он побывал в Тибете в 1986 году, а в 1987 году начал своё первое путешествие из Лхасы к горе Кайлас. «Для меня паломничество – это ходьба пешком, – поделился со слушателями Б. Бауманн, – только так вы замечаете красоту природы, много чувствуете и созерцаете, что невозможно при поездке на машине». Он рассказал о разных сторонах своего путешествия, об ощущениях и переживаниях при встрече с величественной горой Кайлас. Эти переживания, подчеркнул Б. Бауманн, имели трансформирующее влияние на него и его спутников. По его мнению, не столь важно, сколько раз человек совершил кору вокруг Кайласа, важна его мотивация. Правильная мотивация – духовная, это совершение коры не во благо своё, а во благо всех живых существ, во благо всего человечества. Особую роль в сакральности Кайласа играет вода, как источник жизни. Б. Бауманн отметил, что сейчас, спустя четверть века, энергетическая обстановка в Тибете значительно изменилась, к сожалению, она ухудшилась, в силу того, что там появилось большое количество гостиничных комплексов и развлекательных центров. Вместо того, чтобы включить Лхасу в объект охраны ЮНЕСКО, разрушается старый город и возводятся новые постройки. Кроме того, Б. Бауманн сказал, что мы не должны допустить превращения окрестностей Кайласа в Диснейленд, и это будет отвечать идеям Пакта Рериха. Выступление Бруно Бауманна сопровождалось прекрасной презентацией – уникальные фотографии, музыка, ритуальное тибетское пение, видеофрагменты создали эффект присутствия зрителей в величественных и загадочных местах.
|
|