Зарегистрирован: 18 мар 2013, 15:26 Сообщений: 700 Cпасибо сказано: 1311 Спасибо получено: 789 раз в 339 сообщениях
|
Информация из Википедии Ю́рий Хату́евич Темирка́нов (кабард.-черк. Темыркъан Юрий; род. 10 декабря 1938, Нальчик) — советский и российский дирижёр, педагог, профессор. Художественный руководитель и главный дирижёр Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской государственной филармонии с 1988 года.
Народный артист СССР (1981). Лауреат двух Государственных премий СССР (1976, 1985), Государственной премии РСФСР им. М. И. Глинки (1971) и Государственной премии Российской Федерации (1999).
Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством».
Биография
Юрий Темирканов родился в г. Нальчике (по другим источникам — в селе Зарагиж Черекского района) в Кабардино-Балкарии.
С 1953 по 1957 год учился в музыкальной школе при ЛГК имени Н. А. Римского-Корсакова по классам скрипки и альта, затем окончил оркестровый факультет Ленинградской консерватории (1957—1962), с 1962 года по 68-й — студент и аспирант дирижерского факультета консерватории по классу оперно-симфонического дирижирования И. А. Мусина.
В 1965 году Темирканов дебютировал в Ленинградском малом театре оперы и балета с оперой Дж. Верди «Травиата». Год спустя он побеждает на II Всесоюзном конкурсе дирижёров в Москве.
С 1966 по 1972 год Темирканов — дирижёр Ленинградского академического Малого театра оперы и балета. Основные работы тех лет: «Травиата» (1966), «Любовный напиток» Г. Доницетти (1968), «Порги и Бесс» Дж. Гершвина (1972). C 1968 года по 1976 возглавляет Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии.
С 1976 по 1988 годы Темирканов ― художественный руководитель и главный дирижёр театра оперы и балета имени Кирова. Под его руководством в театре были осуществлены такие постановки, как «Война и мир» С. Прокофьева (1977), «Мёртвые души» Р. К. Щедрина, «Пётр I» (1975), «Пушкин» (1979), «Маяковский начинается» (1983) А. Петрова. Выступил одновременно как режиссёр: поставил «Евгения Онегина» и «Пиковую даму» П. И. Чайковского (1983 и 1984, обе — Ленинград). С оркестром этого театра в 1987 году он выступает в Лондоне с постановками этих опер, а также оперы «Борис Годунов» М. П. Мусоргского.
После кончины Е. А. Мравинского в 1988 году Темирканов становится художественным руководителем и главным дирижёром Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии. С этим коллективом дирижёр работает и сегодня.
Темирканов часто выступает с зарубежными оркестрами: ещё в 1980 году он получил место приглашённого дирижёра Королевского филармонического оркестра в Лондоне, а с 1992 по 1998 занимал пост главного дирижёра этого оркестра. С 1992 года по 97-й являлся главным приглашенным дирижёром Дрезденского филармонического оркестра. С 1988 года — главный приглашенный дирижёр Симфонического оркестра Датского радио (Копенгаген). С января 2000 года стал главным дирижёром и художественным руководителем Балтиморского симфонического оркестра (США). Выступал со многими крупнейшими оркестрами мира — Филадельфийским, Берлинским филармоническим, Венским филармоническим, Концертгебау (Амстердам), Кливлендским, Чикагским, Нью-Йоркским филармоническим, Симфоническим оркестром Сан-Франциско и Оркестром Национальной академии Санта-Чечилия в Риме. В 2015 году Юрий Темирканов стал почётным пожизненным дирижёром академии Санта-Чечилия.
Юрий Темирканов в 1979—1988 гг. преподавал в Санкт-Петербургской консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова (с 1986 профессор). Регулярно проводит мастер-классы в Институте Кертиса (Curtis Institute) (Филадельфия), а также в Манхэттенской школе музыки (Manhattan School of Music) (Нью-Йорк), в Accademia Chigiana (Сиена, Италия). C 2007 Темирканов — главный приглашенный дирижёр Большого театра. В 1977 году был музыкальным руководителем постановки оперы «Мёртвые души» Р. К. Щедрина в Большом театре (Мировая премьера).
С 2007 года принимает участие в ежегодном международном фестивале Crescendo. С 2009 года Юрий Темирканов назначен музыкальным директором Королевского театра Пармы (Италия)
Дирижёрский стиль Темирканова отмечен яркой эмоциональностью, глубиной проникновения в авторский замысел как в симфонических произведениях, так и в операх. Записи Темирканова включают в себя симфонии П. И. Чайковского, Д. Д. Шостаковича, балеты И. Ф. Стравинского, оперу Р. К. Щедрина «Мёртвые души» и другие сочинения преимущественно русского репертуара.
В 2014 году в петербургском издательстве «Скифия» вышла книга «Юрий Темирканов. Монолог», которую можно рассматривать как биографию Маэстро.
По роду своей деятельности Темирканову приходится общаться с самыми удивительными и яркими людьми, выдающимися отечественными и зарубежными деятелями культуры и искусства. Он гордится своей дружбой с И. Менухиным, Б. Покровским, П. Коганом, А. Шнитке, Г. Кремером, Р. Нуреевым, М. Плисецкой, Р. Щедриным, И. Бродским, В. Третьяковым, М. Ростроповичем, С. Озавой и многими другими музыкантами и артистами.
_________________ "Победа в духе уже предрешает исход"
|
|