Зарегистрирован: 02 янв 2011, 17:40 Сообщений: 818 Откуда: Украина Cпасибо сказано: 426 Спасибо получено: 386 раз в 279 сообщениях
|
Вышедшая осенью 2004 г. книга воспоминаний Л.С. Митусовой1 заставила нас ещё раз пересмотреть семейный архив Митусовых, составивший основу архивного собрания Музея‐института семьи Рерихов. В этой книге Санкт‐Петербургский университет, с его историей, выпускниками и преподавателями – одна из главных, краеугольных тем всего повествования, лейтмотив всей жизни Людмилы Степановны. Естественно было предположить, что в её архиве может оказаться ещё много ценных и поучительных материалов по истории университета, ведь большинство упомянутых ею в книге петербуржцев, начиная с её отца, музыканта Степана Степановича Митусова (1878—1942), его друга и руководителя, художника Николая Константиновича Рериха (1874—1947) и заканчивая современным президентом университета, профессором филфака Людмилой Алексеевной Вербицкой (род. 1936), прямо связано с университетом и его факультетами. При ближайшем изучении так и оказалось. Ранее один из авторов уже писал о том, когда и с кем учились на филфаке Рерих и Митусов2, каким светлым, романтичным и отзывчивым в памяти Людмилы Степановны сохранился облик её школьного учителя, преподавателя русского языка и литературы в 102‐й Единой трудовой школе, а в дальнейшем профессора филфака ЛГУ Владимира Яковлевича Проппа Обложка книги Л .С. Митусовой. (1895—1970)3, сколь многое связывало её семью с филологами из семьи Римских-Корсаковых4. Но дальнейший поиск и изучение открыли нам ещё целый ряд имён. Остановимся на некоторых из них поподробнее5. Александр Павлович Иванов (1876—1940) – учёный‐искусствовед, писатель, типичный пример вольнослушателя Историко‐филологического факультета. Учился на Физико‐математическом факультете и окончил его по отделению математики в 1900 г. По окончании университета служил счетоводом в бухгалтерии Министерства финансов. После Октябрьского переворота был научным сотрудником Государственного Русского музея. Автор повести «Стереоскоп» (1905)6 и нескольких монографий – о М.А. Врубеле (1911–1916), Н.К. Рерихе (1916), И.Е. Репине (1925) и других художниках, а также многочисленных статей7. Вся творческая жизнь Александра Павловича была связана с искусством и литературой8. Круг его друзей формировался в орбите филфака, что неудивительно, ведь здесь же, на одном курсе с А.А. Блоком, учился и его брат Евгений, близкий друг великого поэта, в дальнейшем также ставший писателем. В январе 2001 г. в архив Л.С. Митусовой поступили копии его писем Н.К. Рериху из Музея Николая Рериха в Нью‐Йорке. Они были присланы по её просьбе сотрудницей Музея Аидой Тульской. Среди множества уникальных документов было прислано и письмо А.П. Иванова, отправленное 25 сентября 1917 г. из Петрограда в карельскую Сортавалу, где тогда жили Рерихи9. Александр Павлович предстаёт здесь как тонкий знаток памятников литературы северных народов Европы. Письмо свидетельствует о глубоких творческих контактах художника и писателя‐искусствоведа. В истории науки А.П. Иванов остался не только автором монографии о нём10, но и составителем уникального списка его произведений до 1915 г. включительно11. 1. А.П. Иванов – Н.К. Рериху. Петроград. 25 сентября 191712. Дорогой Николай Константинович,
Я получил только одно Ваше письмо ещё до конца июня и вот прособирался отвечать до сих пор, пока не получил сегодня последнюю Вашу открытку. Лето моё было самое омерзительное, отпуска не было, и только в сентябре я смог провести у себя в Финляндии две недели, да и то там заболел. В течение всего лета я мыкался по жаре, переживал все здешние политические прелести и настроение было самое убийственное, так что даже письма написать не хватало пороху. С каждым днём дела здесь всё хуже, наступает настоящее недоедание, дороговизну не выдерживают никакие средства. Придётся на зиму сжаться и сдать ещё одну комнату. Так как на одну квартиру прибавилось нынче целые 70%. В Финляндии тоже было не важно, не достать ни масла, ни яиц, даже молока едва‐едва наскребёшь. Как у Вас в Сердоболе? Наверное, в продовольственном отношении гораздо лучше. Какие у Вас планы на зиму, останетесь ли там или переедете в город? Во всяком случае, если приедете в Петербург, хотя бы ненадолго, вызовите меня по телефону, чтобы свидеться. От Ваших слов снова пахнуло для меня чем‐то хорошим: Вы работаете по‐прежнему. Завидую Вам, не знаю только, в чём: в том ли, что обстановка для Вас счастливая, или Вашему уменью не считаться ни с какими обстановками, а делать неизменно своё любимое дело. Очень интересно, что такое Ваша «Heroica»13? Серия ли ландшафтов или какой‐нибудь цикл с темою поэтическою? «Сагу о Вёлунде»14 в Вашей трактовке более ясно могу себе представить, зная Ваш стиль и будучи знаком и с самой песней об этом связанном кузнеце, героическом аспекте огненного бога Локи. Помню даже наизусть один стих оттуда.
Сведал Нидуд, князь Ниаров, Что жил Вёлунд в Волчьих Долах. Но, конечно, увидеть самую картину очень, очень бы хотел. Придётся ли? Монография моя висит в воздухе. Последние сведения в июне от Гринберга были очень плачевны: они окончательно разошлись с рабочими и собирались на время остановить все свои издания. На днях в “Речи” снова появились объявления о “Свободном Искусстве”, и я ими несколько окрылился. Нужно будет поговорить с Гринбергом, какие у них теперь виды на монографию15. Какова судьба Общества поощрения [художеств] на эту зиму? Нет ли разговоров об эвакуации? Про наш департамент только усиленно разговаривают, но ещё ничего не решено. Из Вашей открытки вижу, что Вы были опять больны, быть может, серьёзно? Должно быть, снова бронхит с осложнением? Поправляйтесь хорошенько, и напишите мне ещё раз, не взирая на то, что я Вам так долго не отвечал.
Ваш А. Иванов.
|
|