ЖИВАЯ ЭТИКА (АГНИ ЙОГА). Форум «ФЕНИКС»

СЕРДЦЕ БУДЕТ ЧАСАМИ ВЕРНЫМИ, КОГДА ПРИЗОВЕТ К МЫСЛИ О ВСЕХ. НЕ НУЖНО УТОМИТЕЛЬНЫХ МЕДИТАЦИЙ, МЫСЛЬ О МИРЕ КРАТКА, И ОТРЕШЕНИЕ ОТ СЕБЯ В НЕЙ ТАК ПРОСТО ОТРАЖАЕТСЯ. ПУСТЬ БУДЕТ МИРУ ХОРОШО!
Текущее время: 14 дек 2019, 22:08

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 6 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Музыка в жизни семьи Рерихов
СообщениеДобавлено: 11 фев 2011, 01:38 
Не в сети
Дежурный администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 дек 2009, 22:09
Сообщений: 4079
Cпасибо сказано: 3625
Спасибо получено:
1771 раз в 1071 сообщениях
Музыка в жизни семьи Рерихов

Изображение---
30 января, в День памяти С.Н. Рериха, в Зеленом зале Пензенской картинной галереи имени К.А. Савицкого состоялся вечер-концерт «Музыка в жизни семьи Рерихов». Эта малоизвестная сторона жизни выдающейся семьи вызвала интерес у большого числа слушателей.

Среди композиторов, чьи произведения любили Рерихи, были И.С. Бах, Р. Вагнер, Н.А. Римский-Корсаков, Э. Григ, К. Дебюсси, М. Равель. М.П. Мусоргский, А.Н. Скрябин, С. Прокофьев, Я. Сибелиус, Л.В. Бетховен, Ф. Шуберт, С.В. Рахманинов, И.Ф. Стравинский, Ф. Лист. Со многими из них Рерихи были знакомы, с некоторыми их связывала дружба и совместное творчество. Любимые пластинки сопровождали Рерихов повсюду, даже во время Центрально-Азиатской экспедиции на привалах они слушали музыку.

Очевидно, музыка не являлась для Рерихов просто отдыхом, но играла очень важную роль в их жизни. Размышлениям на эту тему и был посвящен вечер.

В красочной музыкальной композиции было рассказано о сотворчестве Н.К. Рериха со знаменитым антрепренером Дягилевым, композиторами: Н.А. Римским-Корсаковым, А.П. Бородиным, И.Ф. Стравинским.

Отмечалось, что во многих музыкальных произведениях, с которыми работал Н.К. Рерих, ярко выражен национальный колорит, в них звучат древние напевы и ритмы народной музыки. Ему, как историку культуры, были очень близки эти мотивы, в них ощущалась давно утерянная гармония человека, природы и космоса. Однако декорации к спектаклям никогда не были их простой иллюстрацией, многие из них потом ложились в основу самостоятельных художественных произведений.

Высоко оценивая роль музыки, Н.К. писал: «Музыка откроет творчество ваше, напитает сердце ваше и сделает доступным то, что без гармонии звука, может быть, навсегда осталось бы во сне».


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: Музыка в жизни семьи Рерихов
СообщениеДобавлено: 11 фев 2011, 01:44 
Не в сети
Дежурный администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 дек 2009, 22:09
Сообщений: 4079
Cпасибо сказано: 3625
Спасибо получено:
1771 раз в 1071 сообщениях
---Изображение
РИХАРД ВАГНЕР( 1813-1883)

Близка Рерихам была и эпическая мощь произведений Р. Вагнера, его обращение к теме Братства Грааля, в котором прослеживаются мотивы легенд о стране Великих Учителей - Шамбале и староверческих сказаний о Беловодье. В композиции прозвучала увертюра к опере «Парсифаль» в сопровождении видеоряда по картинам Н.К. Рериха, посвященным Шамбале.

Художественные произведения самих Н.К. и С.Н. Рерихов необыкновенно музыкальны. В работах Святослава Николаевича прослеживается орфическое начало. Особенно это характерно для его цикла «Священная Флейта», В этих картинах художник создает удивительную гармонию мелодии и цвета. Звуки музыки образуют вихревые движения, и вся природа подчиняется мелодии и ритму. Звук становится цветом, а цвет превращается в звук. Это завораживающее начало характерно для музыки и Клода Дебюсси.

В горных пейзажах Н.К. Рериха тоже звучит своя музыка. Органная Фуга Баха слышится в величественном ритме снежных вершин.

Несмотря на разнообразие звучавших произведений, все они связаны между собой. Музыка Р. Вагнера оказала большое влияние на К. Дебюсси, И.Ф. Стравинского, М.П. Мусоргского, Ф Листа. Н.А. Римский-Корсаков был кумиром И.Ф. Стравинского, русская музыка вдохновляла К.Дебюсси, Ф.Листа. С.В. Рахманинов являлся продолжателем традиций Н.А. Римского-Корсакова, М.П. Мусоргского. Это указывает на то, что подбор музыкальных произведений для Рерихов не был случаен. Произведения этих композиторов открывали новые горизонты музыки, обращались к героическому древнему эпосу, утверждали мощь человеческого духа, целостное восприятие мира, что созвучно было творчеству семьи Рерихов.


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: Музыка в жизни семьи Рерихов
СообщениеДобавлено: 11 фев 2011, 01:51 
Не в сети
Дежурный администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 дек 2009, 22:09
Сообщений: 4079
Cпасибо сказано: 3625
Спасибо получено:
1771 раз в 1071 сообщениях
Изображение___
А.Н. Скрябин (1872) — 1915)
Но подлинно космические цели их жизни слышатся в музыке А.Н. Скрябина. Как и А.Н. Скрябин, Рерихи стремились выйти за пределы условностей, разомкнуть порочный круг человеческого невежества, политических, экономических, религиозных ограничений, найти те основы, которые помогут осознать людям свое космическое, духовное единство. А.Н. Скрябин мечтал через свою музыку преобразить мир, Рерихи стремились сделать то же самое через культуру. Олицетворением этого единства явился Международный Пакт в защиту культуры и Знамя Мира.

В концерте прозвучали произведения Кюи, С.В. Рахманинова, Ф. Листа, А.Н. Скрябина, К. Дебюсси в исполнении студентов и преподавателей Пензенского музыкального колледжа, Пензенского педагогического университета, школы № 222 г. Заречного Пензенской области.

Организаторы концерта: Рериховское общество г. Пензы, Пензенское региональное отделение Международной Лиги защиты Культуры, Пензенская картинная галерея имени К.А. Савицкого, Моцартовское общество г. Пензы, Пензенский музыкальный колледж имени А.А. Архангельского и другие.



После концерта многие зрители еще раз побывали на выставке картин Н.К. и С.Н. Рерихов «Весть Красоты», которая экспонируется в картинной галерее. Организаторы вечера надеются, что творчество великих художников по-новому зазвучало в душах зрителей.

http://www.museum.ru/N42019


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: Музыка в жизни семьи Рерихов
СообщениеДобавлено: 04 ноя 2012, 19:29 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 июн 2010, 15:18
Сообщений: 333
Cпасибо сказано: 186
Спасибо получено:
209 раз в 119 сообщениях
Александр писал(а):
Близка Рерихам была и эпическая мощь произведений Р. Вагнера


24.12.1958
Ю.Н.Рерих Р.Я.Рудзитису


"Спасибо Вам! Особенно за «Заклятие Огня» [1] – любимая вещь Елены Ивановны".
1.^ Произведение Р.Вагнера


Изображение__

На этом сайте можно прослушать это произведение: http://myzlo.info/poisk/вагнер%20заклятие%20огня

К сожалению, на ютубе не нашел этой музыки.


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
За это сообщение пользователю Aras "Спасибо" сказали:
Александр, Zenon, Надежда
 Заголовок сообщения: Re: Музыка в жизни семьи Рерихов
СообщениеДобавлено: 26 апр 2018, 23:56 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 10 мар 2016, 20:21
Сообщений: 2361
Откуда: Россия
Cпасибо сказано: 3263
Спасибо получено:
2739 раз в 1311 сообщениях
Святослав Николаевич Рерих. Музыка


Изображение

Предлагаем читателям текст беседы Наталии Дмитриевны Спириной со Святославом Николаевичем Рерихом, которая состоялась в Москве в июне 1978 года. Наталия Дмитриевна рассказывала: «На Рериховских чтениях я собиралась сделать доклад "Значение музыки в творчестве Святослава Рериха", и мне надо было взять у него интервью. Я приехала в Москву, мы с ним встретились, и он уделил мне время. Вокруг был народ. Я ему сказала, почему я приехала, он предложил: "Пожалуйста, сядем отдельно". Я изложила тезисы своего доклада, и он рассказал мне, какое значение для него имеет музыка, как с детства он сам и играл, и слушал, и родители приобщали к музыке, и какую роль она играет в его творчестве, и что он часто под музыку писал картины, и какую музыку любит. Всё это было застенографировано и записано на магнитофон. По этому материалу я потом сделала доклад на Рериховские чтения и с этим докладом выступила (II Рериховские чтения, 1979 г.)» (7 февраля 1993 г.).
Н.Д. Спирина: Николай Константинович с детства очень любил музыку, а Вы?

С.Н. Рерих: Я тоже очень любил. Я занимался музыкой в раннем детстве, на пианино, потом уже, конечно, я от этого отошёл, хотя всё время музыка, так или иначе, играла большую роль в моей жизни.

И Вы так же любите классику?

Да. Я бы сказал, что именно то, что Николай Константинович любил и ему было близко, было близко и мне. Может быть, потому, что в этом была известная преемственность. И сейчас, если Вы меня спросите, — это именно те основы, которые продолжились в моей жизни.

Как Вы связываете музыку с Вашими картинами? Тональность, например? Подсказывает ли Вам что-­то музыка? В музыке можно давать контрастные тона в оркестре, тембры различных инструментов...

Все виды искусства между собой связаны. Вы не можете разделять искусство какими-то определёнными перегородками, потому что одно вытекает из другого и они очень тесно связаны. Правда, каждое искусство имеет свою особую сферу, и Вы никогда не можете восполнить одно искусство другим, потому что каждое искусство является основой именно своего вещания.

Помните, Николай Константинович писал, что Вагнер вдохновил его нарисовать Валькирий, летящих по небу?

Между прочим, он считался одним из лучших интерпретаторов Вагнера.

Вы писали декорации к каким-­нибудь музыкальным произведениям — например, к операм, как Николай Константинович?

К операм — нет. Я думал об этом, но в общем не работал. В искусстве я работал очень много, как Вы знаете, по портретам, я уделял этому очень много времени. Должен сказать, что вначале я интересовался балетом, меня балет всегда очень привлекал, и даже, я помню, мы сами поставили несколько балетов. Это в Америке было.

И Вы к балетам писали декорации?

И декорации, конечно, и костюмы.

Какие это были балеты, американские?

Например, в Америке был [поставлен] один из очень современных балетов — это было в начале 1920-х годов — на тему, которая и потом продолжалась в моём искусстве, да и в жизни, — именно борьба Света и Тьмы. Весь балет был основан на этом. Он был поставлен в Бостоне и шёл с большим успехом.

Как он назывался?

«Свет и Тьма». Композитор был американский: музыку написал Алекс Штейнерт. Со мной вместе тогда работал один американец, потом он был довольно известным писателем — Джеймс Холл.

Скажите, пожалуйста: Вы изображаете Кришну, какая здесь идея? Он играет на флейте, к нему животные тянутся, они как бы пьют эти звуки. Есть ли у Вас какая­-то музыкальная идея в Ваших картинах о Кришне?

Да, конечно. Это та же идея Орфея.

Влияние музыки на всё живое?

На всё живое. Именно музыка и искусство как та­ковое имеют такое глубокое влияние и на нашу жизнь. Вы не мо­жете отделить это влияние, потому что это всё одно общее творческое выражение нашей жизни.

Были ли у Вас картины, которые были вдохновлены, навеяны музыкой, и какой музыкой?

Музыка всегда проходила яркой нитью во всех моих картинах, но мне было бы трудно сказать, что какое-то [конкретное] произведение имело влияние на какую-то мою картину.

У Николая Константиновича такое было?

Как Вы знаете, он очень любил Вагнера, очень почитал Вагнера не только как большого композитора, но и как большого мыслителя, поэта, который мыслил очень широко и создавал свои замечательные оперы.

А восточная музыка, музыка Индии Вам близка?

Изображение
С.Н. Рерих. ВЕСНА. СВЯЩЕННАЯ ФЛЕЙТА. 1953

Да, она мне, конечно, близка, потому что все искусства Индии мне близки. И конечно, она [музыка] несомненно влияла, может быть, на многие темы моих картин. Вот серия «Священная флейта», на чём она основана? Она основана на легенде о Кришне и связывает эту легенду с современной жизнью Индии. Звуки флейты связывают нас с тем прошлым и являются как бы живым мостом, который переброшен от нашей сегодняшней жизни к далёкому прошлому Индии. Как Вы знаете, индийские миниатюры очень часто отражают именно эту музыкальную эстетику Индии.

Вы рисуете под музыку?

Определённо я бы этого не сказал. Конечно, я очень люблю слушать музыку, и, конечно, очень часто бывает, что я и слушаю музыку, но чтобы специально я выбирал музыку во время своей работы, этого нет.

Изображение
С.Н. Рерих. ЗОВ. СВЯЩЕННАЯ ФЛЕЙТА. 1955

Картина «Зов»: там музыкальное содержание или символическое? Он играет, глядя вдаль, а она как бы уходит, что-­то хочет сказать...

Она не то чтобы уходит, она обернулась.

На музыкальный зов? Или он её зовёт куда­-то в лучшую сферу?

Она повернулась, слушая звуки этой флейты. Несомненно, её привлёк звук флейты, музыка. Это часть серии «Священная флейта».

Значит, не только животные слушают, но вот он и её привлёк? Значит, картина тоже имеет музыкальное содержание?

Да, конечно, эту основу.

И у Вас ещё такие картины есть?

Да, у меня была целая серия такого содержания.

Именно что музыка привлекает?

Да, влияние музыки, музыка привлекает, музыка как бы освещает нашу жизнь.

Я чувствую в Ваших картинах музыкальные темпы. Например, ларго [широко, протяжно] в картине «И мы прибли­жаемся», или в «Погоне», где скачет конь, там — престо [очень быстро]. Средствами живописи Вы передали музыкальные ритмы, и они очень чувствуются. Вы это сделали целенаправленно?

Целенаправленно и иногда вполне сознательно.

Мне тоже так казалось. И это тоже придаёт очень большую музыкальность.

Этим повторением ритма я создавал повторные фразы — для усиления впечатления.

Музыка всегда очень близко связана была с нами. Так и должно быть: цвет и музыка...

_________________
Нужно думать о каждом человеке лишь в его эволюционном значении. В этом аспекте исчезают все мелочи несовершенства, так мешающие единению и правильному пониманию.

Б.Н. Абрамов. Записи


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
За это сообщение пользователю Андрей П. "Спасибо" сказали:
Ирина П
 Заголовок сообщения: Re: Музыка в жизни семьи Рерихов
СообщениеДобавлено: 27 апр 2018, 00:13 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 10 мар 2016, 20:21
Сообщений: 2361
Откуда: Россия
Cпасибо сказано: 3263
Спасибо получено:
2739 раз в 1311 сообщениях
...продолжение.

Краски и звуки Вы как-­то сопоставляете? Какие-­то краски ассоциируются с какими-­то тембрами?

Я об этом и не думаю никогда. Если они даже и ассоциируются, то не потому, что я сознательно это делаю, их выбираю, нет. Они ассоциируются сами собой, может быть, одно отвечает другому. Цвет и краски, тон — это всё связано между собой.

Но вы не делали из этого какого­-то закона?

Нет. Я считаю, что это возможно, многие это пытались сделать, но зачем?

Николай Константинович пишет, что медь [звучание медных инструментов] в «Валькириях» Вагнера он отразил в этих светящихся облаках, в этих цветах.

Да, именно в ритме этого цвета, потому что Николай Константинович именно думал, хотел это выразить как можно ярче каким-то определённым тоном. В данном случае это был огненно-жёлтый лёгкий тон, не правда ли?

То есть у него этот лейтмотив явно был?

Лейтмотив у него был, идея этого лейтмотива, то есть он выбирал какой-то определённый ключ, какое-то определённое звучание и это воплощал в своих картинах.

Но Вы так не делаете?

Я это специально не делаю. Не делаю вот почему: потому что, когда я задумываю картину, я обыкновенно задумываю её как уже определённое не то чтобы видение... скажем, я думаю о какой-то теме, и у меня появляется мысленное представление этой темы. И эта тема обыкновенно мне уже представляется в том тоне, в котором я это и исполнил. То есть эта мысль вызывает эти тона.

Ваши краски звучат. И когда­-то, может быть, можно будет перевести цвет на звук.

Может быть.

Об этом ещё Скрябин мечтал.

Мечтал. И, может быть, оно так и есть, потому что одна вибрация в конце концов сродни и другим вибрациям. Но... нужно ли это передавать? Это ещё вопрос.

Наверное, нет. Всё хорошо само по себе.

Как Тагор говорил: когда одно искусство может быть выражено вполне другим искусством, то это искусство ошибается.

Меня просили узнать о картине «Сосуд нерасплёсканный» Николая Константиновича. Она об Алтае?

Не знаю.

И где она?

Она в Америке, это я знаю. Там вы видите фигуру, которая несёт чашу среди этих гор.

Но это не горы Алтая?

Нет, я не думаю, что это горы Алтая. Это просто символ, эти горы являются символом, который окружает эту фигуру, — он идёт среди всех этих вершин и несёт полную чашу.

Вы подарили нашей картинной галерее свою картину «Мы всё нашёптываем». Меня просили узнать о ней. Здесь нет никакой особой символики?

Никакой символики в этом нет. Это бытовая сцена, из серии «Мои соседи». Это деревенские пересуды, и ничего не нужно приписывать такого особенного.

У нас очень по-­разному трактуют картину «Кочевники из Кама». Некоторые говорят, что они испугались, другие считают, что они изу­мились.

Изумились. Они не испугались. Знаете почему? Эти люди были написаны с натуры, их выражение действительно показывает те переживания, которые часто вы видите на их лицах, потому что они изолированы в тех местах, где они живут. Поэтому каждое какое-то проявление внешней жизни их, с одной стороны, притягивает, а с другой стороны, изумляет. Может быть, там, куда они смотрят, проходит какой-то караван. Они там совершенно изолированы, в этих очень трудных условиях жизни, среди скал.

Были ли у Николая Константиновича ещё какие-нибудь картины об Алтае?

Я сейчас не помню. Может быть, у него были этюды. Я Вам не могу этого сказать, потому что многое из его этюдов ушло в разные страны, и сейчас у нас нет полной документации, где эти этюды находятся.

Он часто думал об Алтае, он думал о близости Алтая к нашим Гималаям.

6 июня 1978 г.


источник: http://rossasia.sibro.ru/voshod/article/49560

_________________
Нужно думать о каждом человеке лишь в его эволюционном значении. В этом аспекте исчезают все мелочи несовершенства, так мешающие единению и правильному пониманию.

Б.Н. Абрамов. Записи


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
За это сообщение пользователю Андрей П. "Спасибо" сказали:
Александр, Ирина П
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 6 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB