ЖИВАЯ ЭТИКА (АГНИ ЙОГА). Форум «ФЕНИКС»

СЕРДЦЕ БУДЕТ ЧАСАМИ ВЕРНЫМИ, КОГДА ПРИЗОВЕТ К МЫСЛИ О ВСЕХ. НЕ НУЖНО УТОМИТЕЛЬНЫХ МЕДИТАЦИЙ, МЫСЛЬ О МИРЕ КРАТКА, И ОТРЕШЕНИЕ ОТ СЕБЯ В НЕЙ ТАК ПРОСТО ОТРАЖАЕТСЯ. ПУСТЬ БУДЕТ МИРУ ХОРОШО!
Текущее время: 28 мар 2024, 12:50

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 113 ]  На страницу Пред.  1 ... 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 12  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Начала как творческая батарея и движущая сила эволюции
СообщениеДобавлено: 27 сен 2017, 09:46 
Не в сети
АКТИВНЫЙ УЧАСТНИК
АКТИВНЫЙ УЧАСТНИК
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 окт 2010, 04:23
Сообщений: 3602
Cпасибо сказано: 2358
Спасибо получено:
2659 раз в 1396 сообщениях
Джордано Бруно и Venus Urania

Изображение_Изображение

    "За гранью миров, среди звезд
    И картин грандиозных творенья.
    Я слышал тот голос Ее,
    Что поведал мне вечную тайну Вселенной...

    Джордано Бруно

Джордано Бруно (1548 - 1600) - философ, ученый, астролог и поэт был пламенным борцом за истину во мраке холодного средневековья, стремящимся расширить узкие горизонты человеческого сознания. В то время как инквизиция свирепствовала и подавляла каждую светлую мысль, он говорил о множественности миров и о возможности жизни на других планетах, о героическом духе человека и его неугасимой воле. Получит огонь сокровенного знания из божьих рук, Бруно, как и Прометей, стремился отдать его людям.

Джордано Бруно родился в местечке Нола вблизи Неаполя. При рождении ему дали имя Филиппо. Отец, Джованни Бруно, обедневший дворянин, служил знаменосцем неаполитанского кавалерийского полка. До десяти лет мальчик жил в доме отца, затем учился в школе в Неаполе. По достижении семнадцатилетнего возраста Филиппо Бруно стал послушником находившегося в Неаполе доминиканского монастыря Сан-Доминго Маджоре. В 1556 г. он был пострижен в монахи, сменив мирское имя Филиппо на монашеское Джордано. В монастырских документах упоминается "Брат Джордано Ноланец". 'За десять лет Джордано прошел все монашеские и богословские ранги, предусмотренные монастырским уставом. И если в школе царила атмосфера философского свободомыслия, то доминиканский монастырь был центром религиозного догматизма. Бруно сразу же стал к нему в оппозицию. Молодой монах убрал из своей кельи все иконы и изображения святых. Этот поступок разбирался в церковном суде, но, по молодости Джордано, не повлек за собой особых последствий со стороны настоятелей.

После окончания высшей монастырской школы Бруно защитил докторскую диссертацию. В 1576 г. ему присвоено звание доктора богословия. Почти сразу же он оказался в опасности, на него поступил донос с обвинением в ереси и арест был неминуем. Сбросив монашескую рясу, Джордано Бруно покинул Неаполь и направился в Рим, оставив себе навсегда лишь плащ монаха-доминиканца.

По его следам шли доносы. Джордано Бруно переезжает в Геную, преподает там детям грамматику, читает молодым дворянам лекции о небесной сфере. Не имея возможности подолгу оставаться в одном месте, он переезжает в Савонну, Венецию, Падую. В Падуе Джордано Бруно издал свою первую книгу "О знамениях времени", которая, к сожалению, не сохранилась.

Затем странствующий монах направился в Женеву, где ему оказали поддержку реформаторы-кальвинисты. Но Бруно позволил себе публично указать на ошибки во взглядах авторитетов кальвинистской церкви, и, поскольку кальвинисты по своей жестокости нисколько не уступали католическим инквизиторам, Джордано Бруно был заключен в тюрьму и в течение двух недель подвергался публичным позорным экзекуциям.

После этого Бруно покинул Швейцарию и направился в Тулузу. Там прожил около двух лет как светский человек, получил степень магистра и должность профессора университета. Он проводил диспуты, которые вызывали резкую оппозицию в католических университетских кругах. Будучи вынужденным покинуть город, Бруно летом 1581 года отправился в Париж.

Здесь он добился расположения короля и получил известность; тут впервые увидели свет его труды. На какое-то время изгнанник стал придворным, Генрих III покровительствовал ему. Вышли из печати его книги: "О тенях идей", "Искусство памяти", "Песнь Цирцеи", "Подсвечник". В Париже Бруно читал лекции, вел беседы, участвовал в публичных диспутах и покинул Париж не изгоем, а доверенным королевского правительства, будучи зачислен в свиту французского посла при английском дворе. Весной 1583 г. Бруно переехал из католической Франции в протестантскую Англию, где провел два с половиной года. Его выступления, диспуты, где он отстаивал идеи Пифагора, Парменида, излагал систему Коперника, натолкнулись на стену непонимания, самомнения и невежества. Ему запрещали публичные лекции. Свои взгляды он излагал в таких трудах Лондонского периода, как "Пир на пепле", "О причине, начале и едином", "О бесконечности, Вселенной и мирах". Эти книги, вышедшие в Лондоне в 1584 г., даже своими названиями свидетельствуют о круге интересов Джордано Бруно. В следующем году вышли в Лондоне еще две книги: "Изгнание торжествующего зверя" и "О героическом энтузиазме".

Осложнение политической обстановки вынудило посольство, а в его составе и Бруно, покинуть Англию и вернуться в Париж. После недолгого пребывания во Франции скиталец находит новое пристанище в Германии: Майнц - Висбаден - Марбург - Виттенберг - Франкфурт - Цюрих. Везде Бруно стремился к широким аудиториям, публичным выступлениям, диспутам, и везде после нескольких лекций ему отказывали, где под благовидным предлогом, а где и с угрозами.

Пламя души, вулкан, клокочущий в сердце, требовал проявления, рвался к действиям. Это не было буйство и ярость, которые заставляют человека блуждать, пренебрегая опасностями, по воле случайностей в порывах хаоса бури и поэтому делают человека уязвимым для телесных соблазнов, разрушений, болезней, подверженным диссонансу сил познавания и желания.

Героическое неистовство ноланца - это огонь, зажженный в душе солнцем ума, и божественный порыв, расправляющий его крылья, позволяющий согласовать свои мысли, деяния с симметрией закона, заложенного во всех вещах.

Джордано Бруно использовал любую возможность, чтобы будить дремлющие души. Даже в лекциях, посвященных Луллиеву искусству, мнемотехнике, он говорил о вечности мира и бесконечности Вселенной.

Всю свою жизнь Джордано Бруно был водим божественной Музой - Уранией (лат. Urania, от греч. uranos - "небо"), одной из девяти муз в свите Аполлона, покровительствующей астрономии и астрологии. Она оплодотворяла его творчество своими бессмертными лучами, раскрывала тайны Вселенной - галактик и миров. Вместе с ней он ощущал прекрасную гармонию Музыки Сфер и вслед за Пифагором и Платоном постигал скрытые силы человеческого гения.

И если у Орфея была Эвридика, у Петрарки - Лаура, а у Данте - Беатриче, которые стали их водительницами и вдохновительницами после ухода на другой план бытия, то у Бруно связь с его Небесной Музой была изначально.

К небесной и великой Музе
Меня зовет веленья час...



Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
За это сообщение пользователю Светлана Н. "Спасибо" сказали:
Ирина П
 Заголовок сообщения: Re: Начала как творческая батарея и движущая сила эволюции
СообщениеДобавлено: 27 сен 2017, 09:50 
Не в сети
АКТИВНЫЙ УЧАСТНИК
АКТИВНЫЙ УЧАСТНИК
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 окт 2010, 04:23
Сообщений: 3602
Cпасибо сказано: 2358
Спасибо получено:
2659 раз в 1396 сообщениях
Изображение_
Урания — муза астрономии:
атрибуты — небесный глобус и циркуль.
Эта неземная любовь становится его вторым голосом, его вторым "я", которому он подвластен душою и телом. Urania является ему по ночам, указуя перстом в сияющие глубины духа, на небеса, усыпанные жемчугом дальних миров. И по этой звездной тропе он, гражданин Вселенной, проложит путь всем тем, кто дерзнет оторваться от теплого очага насиженного жилища. Он раздвинет границы мироздания до Беспредельности, чтобы в шуме далеких голосов ощутить гармонию Вселенной, звучащую Музыкой Сфер...

Вселенная человеческой души и Вселенная мировой беспредельности сходились в сознании ученого в одной точке пересечения мирового вещества - неугасимом факеле духа - сердце. Благодаря зоркости этого органа он постигал скрытую природу вещей, общался с небожителями и существами дальних миров. Такие возможности давали ему раскрытые центры высшего сознания, посредством которых Бруно мог сообщаться с высочайшими индивидуальностями других измерений. Такой же феномен был отмечен и у Орлеанской девы - Жанны д'Арк, которая тоже слышала высокие голоса и выполнила миссию в сотворчестве со своим руководителем, пославшим ее на подвиг.

Судьба итальянского ученого во многом была сходна с судьбой французской героини. Но если у Жанны миссия состояла в формировании духовного пространства самоотверженного подвига во имя спасения отечества, то у Бруно миссия эта была направлена на создание магнита научного сознания, открывающего путь человека к Беспредельности. Вдохновляемый с тонкого плана одной из сестер великого Братства, ученый совершил подвиг во имя любви к человечеству. Как и Жанна д'Арк, он твердо знал куда идет, зачем и для чего. "Все ледники Кавказа не смогут затопить огонь моей души", - писал он к книге "Изгнание торжествующего зверя".

Надземный и прекрасный мир простирался над головой ноланца*, в то время как ноги оставались на твердой земле, где его ждали гонения, клевета и насмешки...

"Преодолевать западни и тяжелые испытания Бруно помогала универсальная сила, управляющая и движущая богами, звездами, бесконечными мирами Вселенной и самой Природой - Сила Любви. Речь идет не о любви вульгарной, о простой и часто обманчивой игре ощущений и эмоций, а о Любви героической, о той Venus Urania (Небесной Венере), которую воспевали поэты, перед которой преклоняли колена философы, служению которой посвящали себя герои. Такая любовь, как звезда во мраке, ведет человека по тернистому пути героического служения, во имя ее он сворачивает горы, совершает чудеса.
Бруно пишет: "Всякая любовь (если она героическая, а не чисто животная, именуемая физической и подчиненная полу, как орудию природы) имеет объектом Божество, стремится к Божественной красоте, которая прежде всего приобщается к душам и расцветает в них, или, лучше сказать, через них сообщается телам. Любовь - это огонь, зажигающий душу".

"Любовь энтузиаста - это не любовь бабочки, оленя или единорога, которые убежали бы, если бы обладали знанием того, каковы ожидающие их огонь, стрела и аркан. Ведь этот огонь есть горячее желание Божественных дел, эти стрелы суть впечатление от лучей красоты высшего света; эти оковы - только виды истины, которые соединяют нашу мысль с первоистиной... Энтузиастом руководит самая чуткая и дальнозоркая страсть, которая заставляет его больше любить этот огонь, чем иную прохладу, и больше любить эту муку, чем какую-либо радость, и больше любить эти узы, чем иную свободу... Сама по себе любовь освещает, проясняет, раскрывает интеллект, заставляет его проникать во все и вызывает чудесные эффекты. Любовь дает понимание, усвоение, осуществление самых возвышенных дел... Необходимость любви обращается в добродетельное усилие, благодаря которому любящий стремится прийти к цели, достойной любимого дела, и, может быть, еще большей и лучшей, и еще более прекрасной" (Сикирич Е. Послесловие. / Бруно Дж. О героическом энтузиазме).

Во всех городах, где Бруно останавливался, находились люди, которые воспринимали его идеи, образовывались группы, ядра последователей, учеников, единомышленников. Бруно много работал с такими людьми, передавал свои взгляды, мировоззрение. Не всегда такие группы могли действовать легально в тогдашних условиях. Многие последователи не могли открыто упоминать имя своего учителя, чтобы не навлечь опасности на него и на себя. Группы и кружки после отъезда Джордано Бруно продолжали работать; семена, посеянные им, давали всходы в умах людей. Новое понимание мира рвалось в стены лабораторий и кабинеты ученых, предвещало щедрый урожай научных теорий, открытий, изобретений. Само же имя учителя оставалось в тени. Лишь в цитируемых дневниковых записях Галилео Галилея, Кеплера, Декарта сохранилось имя учителя, которому, впрочем, всегда была чужда слава, но дорога Истина.

Осенью 1591 г. Бруно прибыл в Падую, расположенную недалеко от Венеции. Ему предложил свое покровительство Джованни Мочениго, молодой венецианец, отпрыск знатнейшей и славнейшей фамилии, давшей Венеции дожей, военачальников и епископов, с условием, что Бруно обучит его искусствам памяти и изобретения. В характере Бруно не было сдержанности и осторожности, что дало возможность Мочениго собрать на Бруно множество компрометирующего материала. Мочениго обвинил Бруно в невыполнении своего обещания, самочинно подверг его домашнему аресту, написал донос в церковный суд Венеции, и 26 мая 1592 г. венецианская инквизиция начала судебный процесс по делу Бруно.

Восемь лет провел Джордано Бруно в застенках инквизиции. Бесчисленные допросы с угрозами, издевательствами, физическим насилием; пытки чередовались с длительными периодами одиночества, месяцами неопределенности. Многократно Бруно излагал перед инквизиторами свои взгляды, иногда вуалируя их, иногда прямо и определенно называя все своими именами. Долго не решались на казнь, слишком заметной фигурой был ноланец. Еще более невозможным было для церкви дать ему свободу, так как никакие лишения не могли укротить могучий дух этого человека, принудить к отречению.

Последние годы Бруно провел в камере, в сыром каменном мешке, в наружную стену которого днем и ночью бил речной прибой. Потолок камеры был низкий, и Джордано не мог выпрямиться во весь рост. Бумаги, чернил и книг ему не давали. Кто знает, что пережил, передумал, перестрадал одинокий воин за долгие восемь лет? Но дух его не был сломлен. При вынесении приговора о казни Бруно произнес: "Вы с большим страхом произносите приговор, чем я его выслушиваю". В приговоре было сказано о наказании "гуманном", без членовредительства. Так еще раз церковь показала свое лицемерие.

Перед казнью над Джордано Бруно был совершен обряд проклятья, отлучение от церкви. В два часа ночи 17 февраля 1600 г. у моста через Тибр на башне "Братства усекновения главы Ионна Крестителя" зазвонил колокол. Это означало, что предстоит сожжение. Казнь происходила под утро, при свете факелов. Было разложено два костра, для Бруно и другого священникаеретика. Палачи сорвали с Бруно истлевшую одежду и накинули на него "санбониту" - кусок грубой ткани, пропитанной серой и разрисованной языками пламени. После этого его привязали к столбу железной цепью и, кроме того, туго перетянули мокрой веревкой. Под действием огня веревка съеживалась и врезалась в тело. Чтобы продлить мучения казнимого, обычно вначале разводили небольшой костер и, постепенно подбрасывая сухой хворост, увеличивали пламя.

Книги Бруно были сожжены у его ног. В поэме "О безмерном и неисчислимых" Бруно рассказывал о том, что с детства Везувий представлялся ему другом и братом. День сожжения Бруно совпал с сильным землетрясением при извержении Везувия. Колебания почвы докатились до Рима.

Велика была степень прозрения Джордано Бруно. С раннего возраста в нем жило предчувствие своей миссии и своей смерти. Бесстрашно и стремительно он шел по жизни, никогда не обходя преграды и двигаясь напролом. Прекрасно владея собой, не полагаясь ни на что внешнее и ни на кого, он был подобен комете, которая осветила тьму средневековья и, сгорая в плотной атмосфере невежества человечества, все же упала на землю и оставила неизгладимый след-кратер в сознании людей.

"Джордано Бруно открыл путь к звездам, бестрепетно воззвав людей из-под власти Зверя на межзвездную дорогу. Это был воистину "гражданин Вселенной, сын Отца-Солнца и Земли-Матери", человек титанического дерзания и воли, неугасимого Прометеева огня, необъятного всезвездного кругозора. Он любил повторять, что если для нас, земных обитателей, жители других планет находятся в небе, то для них наша Земля - тоже в небе, а мы - небожители. Он утверждал, что решения всех мировых загадок надо искать не где-то в заоблачных сферах, на седьмом и восьмом небе, а в нас самих, ибо мир един, нет ничего презренного в мире, все божество" (Золоторео А. Предислоние. / Бруно. Дж. Изгнание торжествующего зверя).


*Ноланец - прозвище Бруно
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
За это сообщение пользователю Светлана Н. "Спасибо" сказали:
Андрей П., Vladimir, Ирина П, Лариса, Марина
 Заголовок сообщения: Re: Начала как творческая батарея и движущая сила эволюции
СообщениеДобавлено: 28 сен 2017, 10:23 
Не в сети
Совет Форума
Совет Форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 25 июн 2010, 18:37
Сообщений: 5976
Cпасибо сказано: 2708
Спасибо получено:
3906 раз в 2340 сообщениях
Спасибо, Светлана, от всех нас за то, что продолжаете тему. :hibye:

Светлана Н. писал(а):
При вынесении приговора о казни Бруно произнес: "Вы с большим страхом произносите приговор, чем я его выслушиваю". В приговоре было сказано о наказании "гуманном", без членовредительства. Так еще раз церковь показала свое лицемерие.
"Принято возмущаться пожаром Александрийской Библиотеки, но те же лицемеры замалчивают многовековые зарева кострищ Инквизиции, сжигавшие перлы человеческого гения. Долог список преступлений, совершенных против блага человечества. Долог список мучеников знания и света, но такие светлые имена, как Джордано Бруно, Галилей, Иоанн Гус и Жанна д'Арк навсегда останутся в памяти человечества как огненные свидетели царства Дьявола в века Инквизиции!

Назидательно читать жития святых католической церкви, написанные самими священнослужителями ее. Сохранились подлинные послания Святых к главам церкви, сурово осуждавшие их кровавые преступления. А ведь именно они, эти преступники, создавали сознание масс! История Религий, истинно, самая мрачная и кровавая страница в истории человечества!"
(12.09.34 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.1)


Напомню всем нам о том, что "жизнь Джордано Бруно была воплощением Вел. Уч. Иллариона".(Е.И.Р.)





Друзья, на форуме начата тема, посвященная Джордано Бруно и называется она "СОЖЖЕННЫЙ В ПЛАМЕНИ ВЕРЫ": viewtopic.php?f=235&t=381

_________________
"Доброе единение – дар пространству и таран против тьмы"


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
За это сообщение пользователю Марина "Спасибо" сказали:
Андрей П., Светлана Н., Ирина П, Лариса
 Заголовок сообщения: Re: Начала как творческая батарея и движущая сила эволюции
СообщениеДобавлено: 15 янв 2018, 11:44 
Не в сети
АКТИВНЫЙ УЧАСТНИК
АКТИВНЫЙ УЧАСТНИК
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 окт 2010, 04:23
Сообщений: 3602
Cпасибо сказано: 2358
Спасибо получено:
2659 раз в 1396 сообщениях
Томмазо Кампанелла и Дианора Баризана

Изображение

    "Дианора! Кто бы мог подумать, что он, запертый в одиночке и симулирующий, безумие,
    встретит в тюрьме женщину, которая наполнит его сердце безмерным счастьем!
    Ее любовь придавала ему силы в самые тяжелые минуты.

    А.Штекли. Кампонелла.

Джованни Доминико Кампанелла (1568 - 1639) родился 5 сентября в городке Стило, в Калабрии, в семье неграмотного сапожника. Тяга к знаниям и незаурядные способности привели его к вступлению (в 1582 г.) в славящийся учеными традициями Доминиканский орден; там он принял монашеское имя Томмазо. Обширные познания и стремление к самостоятельному мышлению вскоре привели его к столкновению с косным и невежественным окружением.

Современник Галилея и Декарта, Бэкона и Гассенди, Кампанелла, однако, целиком принадлежит философской культуре Возрождения. Человеком Ренессанса его делает не только разносторонняя одаренность и широта интересов, но и необычайная даже для его эпохи сила характера, убежденность, мощное и неодолимое стремление к деятельности, к воплощению в жизнь своих научных, политических и нравственных идеалов. Свою собственную жизнь - многолетнее противоборство с враждебными силами политической и церковной реакции - он рассматривал как убедительнейшее доказательство присущей человеку свободы, как воплощение гуманистического принципа достоинства человека.

"Томмазо Кампанелла... всю свою жизнь посвятил оккультным наукам. Он стал противником аристотелевской материалистической философии, находясь в Неаполе, и должен был спасать свою жизнь бегством. Позднее инквизиция пыталась судить и наказать его за применение магических наук, но ее попытки закончились неудачей. За свою жизнь он написал огромное количество магических, астрологических и алхимических сочинений, большинство из которых не сохранилось. Умер в монастыре якобинцев в Париже 21 мая 1639 года" (Блаватская Е. П. Теософский словарь).

В одном из своих сонетов Кампанелла писал:

    Родился я, чтоб поразить порок -
    Софизмы, лицемерие, тиранство,
    Я оценил Фемиды постоянство,
    Мощь, Разум и Любовь - ее урок.
    В открытиях философских высший прок,
    Где истина преподана без чванства, -
    Бальзам от лжи тройной, от окаянства,
    Под коим мир стенящий изнемог.

Борясь за истину, Кампанелла многие годы своей жизни провел в тюрьме, страдая от пыток инквизиции, которые сделали из него калеку. Он прошел самую страшную пытку - велью, истекая кровью в течение 38 часов. Однако тяжелые физические страдания не сломили его и, глядя твердым взглядом на своих палачей, он не дал им вырвать у себя ни одного признания своей, да и чужой вины. Сила духа не покидала его даже при тяжелейших истязаниях, которые никто не мог вынести.

Во время болезни в тюрьме за ним ухаживала одна из сестер-монахинь, которая проявляла к Томмазо большую чуткость и доброту. Ее звали сестрой Дианорой. С позволения начальства она, приняв монашество, продолжала жить со своими родственниками в Кастель Нуово. Каждый день она обходила камеры узниц, и для любой из них находились у нее слова утешения и надежды. Она не только водила их в тюремную церковь и читала им библию. Она всегда старалась облегчить людям их страдания. Часто ее видели с врачом Шипионе Камарделлой. Она ухаживала за больными, приносила лекарства, помогала чем могла. В исключительных случаях ей разрешалось заходить в мужские камеры.

Однажды Дианора пришла к Томмазо, чтобы сделать перевязку. С этой встречи между молодыми людьми завязалась глубокая дружба. Она тайком передавала ему в камеру бумагу и чернила, забирала у него рукописи, отдавала переписчикам или переписывала сама, подвергаясь постоянной опасности быть разоблаченной. Благодаря ее помощи труды Кампанеллы - философские трактаты, стихи и другие сочинения смог увидеть мир.

"Стояла весна, а камера, как и прежде, была наполнена тюремным зловонием. Только изредка сильные порывы ветра доносили солоноватый запах моря. А где-то зеленела трава и солнышко весело играло на молодой листве! Он написал Дианоре, что теперь чудесное время: луга за городскими стенами насыщены упоительным дыханием весны. На следующий день в спущенном на веревке узелке Томмазо нашел пучок свежей травы. Он растирал в ладонях нежные стебли и жадно вдыхал их аромат. Его руки долго пахли весною, полями, свободой.

Он часто спрашивал Дианору о событиях, происходивших на воле, но она вела замкнутый образ жизни и мало интересовалась тем, что творилось за пределами Кастель Нуово... Несколько раз она передавала ему "Римские аввизи" (Римские новости - сост.), которые находила у кастеляна. Иногда в них был завернут кусок пирога, иногда - ломоть сыра. Однажды она спустила ему на нитке маленький кулечек со сластями.

Дианора! Кто бы мог подумать, что он, запертый в одиночке и симулирующий безумие, встретит в тюрьме женщину, которая наполнит его сердце безмерным счастьем! Она была не только верной помощницей в работе. Она баловала его вниманием и лаской. То он прижимал к щеке присланный ею локон, то лакомился сочными грушами, которые носили символический след ее зубов. А как он ждал ее, когда она, подкупив надзирателя, тайком прибегала к нему на свидание!

Он чувствовал себя счастливым. Дианора завершала переписку "Города Солнца". Он был ей бесконечно благодарен. Ему казалось, что никто на свете не может сравниться с Дианорой своей самоотверженностью, нежностью, бескорыстием. Ее любовь придавала ему силы в самые тяжелые минуты. Может быть, он вообще бы и не поправился, не будь рядом Дианоры? Не ее ли ванна, которую она передала Камарделле, явилась для него тем чудодейственным средством, благодаря которому в ходе болезни произошел перелом?" (Штекли А. Кампанелла).


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
За это сообщение пользователю Светлана Н. "Спасибо" сказали:
Ирина П, Лариса
 Заголовок сообщения: Re: Начала как творческая батарея и движущая сила эволюции
СообщениеДобавлено: 15 янв 2018, 11:59 
Не в сети
АКТИВНЫЙ УЧАСТНИК
АКТИВНЫЙ УЧАСТНИК
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 окт 2010, 04:23
Сообщений: 3602
Cпасибо сказано: 2358
Спасибо получено:
2659 раз в 1396 сообщениях
Изображение_
Однажды во время особо тщательного обыска в камерах Кампанеллы и его близких друзей были найдены рукописи, письма и стихи Томмазо, которые разоблачали его притворное сумасшествие. Это привело к тому, что ученого перевели в другую камеру, а монахиня-францисканка Дианора Баризана была спешным порядком сослана в отдаленный монастырь под строгий надзор начальства. Однако их общее дело было завершено - "Город Солнца", над которым столь долгое время трудился ученый, наконец, увидел свет. Дошли до нас и многие другие философские трактаты и стихи, спасенные его возлюбленной.

Свободолюбивый и ищущий дух ученого снова подвергся яростному наступлению со стороны консервативного злобного мира. "Слова вице-короля о том, что Кампанелла будет погребен заживо в самом страшном из карцеров Кастель Сант-Эльмо, не остались пустой угрозой. Камнанелле обещали создать жизнь, которая была бы хуже смерти, и тюремщики делали все, чтобы выполнить это обещание.

Его бросили в глубокое подземелье, в каменную яму, куда никогда не проникал свет. Во время дождей камеру заливало водой. Пол был земляным, вода долго не впитывалась в глинистую почву. Закованный в кандалы Кампанелла лежал на мокрой подстилке из прелой соломы. Его держали на голодном пайке - один раз в день приносили немного пищи.

Он был отрезан от всего мира. На все его вопросы надзиратели отвечали молчанием. К нему никого не пускали. Почти круглые сутки сидел он в полной темноте. Лишь по вечерам ему на три часа давали светильник.

Ко всеобщему удивлению, он оставался в живых. Это казалось загадкой. Откуда у него брались силы, чтобы годами переносить нечеловеческие муки?

А он и не думал умирать. Жизнь для него всегда была борьбой, и ничто не могло заставить его сдаться. Он много размышлял о своей судьбе. Существовал ли для него какой-нибудь иной путь? Все его стремления были направлены на то, чтобы сделать людей счастливыми и открыть им новые горизонты. Он мысленно сравнивал себя с Прометеем, который из любви к людям похитил с Олимпа огонь. В отместку Зевс приказал приковать Прометея к скале па Кавказе и послал орла, чтобы тот постоянно выклевывал ему печень.

Кампанелла не имел и клочка бумаги. Его очень мучило, что даже те недолгие часы, когда у него был светильник, пропадали даром. Надзирателям было приказано неусыпно следить, чтобы для узника была полностью исключена всякая возможность писать. Но разве мог кто либо, пока он был жив, отнять у него счастье мыслить?! Он сочинял в уме страницу за страницей свои философские работы. Наиболее удачные места он выучивал наизусть, чтобы потом, когда в руках окажется бумага, записать их.

Многие ли из ученых нашли бы в себе силы работать в таких условиях - в наполненном водою подземелье, в кромешной темноте, в цепях, которыми было опутано тело, изувеченное неслыханными пытками и обессиленное длительным недоеданием?!

Люди будут поражаться его исключительной плодовитости и разносторонности, однако сможет ли кто-нибудь из них представить себе, какого напряжения стоила ему каждая строчка? Он был лишен не только книг, выписок, листа бумаги. Глоток свежего воздуха и хороший кусок хлеба были для него недоступной мечтой. Но он все время работал. Ему помогали его феноменальная память и огромная сила воли. Может быть, секрет того, как он выжил, и заключается именно в том, что постоянная и напряженная работа мозга не дала подкрасться апатии и отупению, которые подстерегают узников, сидящих годами в одиночках.

Необычна судьба сочинений Кампанеллы. Его рукописи выкрадывали агенты инквизиции, как это случилось в Болонье, или во время обыска отбирали надзиратели, как это произошло с "Эпилогом", захваченным в Кастель Нуово сержантом Аларком. Ему приходилось по несколько раз писать одни и те же произведения. Он упорно старался восстанавливать все, что у него пропадало. В этом тоже сказывалась его жизненная цепкость и выдержка. Если неприятель вытоптал все всходы, то надо вспахать поле и заново посеять семена!" (Штекли А. Кампанелла).

В Учении Жизни высоко оценен подвиг Томмазо Кампанеллы, который творил в самых тяжелейших условиях. Недаром его имя означает Колокол - Колокол, что будит сознание человека.



Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
За это сообщение пользователю Светлана Н. "Спасибо" сказали:
Андрей П., Ирина П, Лариса, Марина, Максим
 Заголовок сообщения: Re: Начала как творческая батарея и движущая сила эволюции
СообщениеДобавлено: 15 янв 2018, 21:48 
Не в сети
АКТИВНЫЙ УЧАСТНИК
АКТИВНЫЙ УЧАСТНИК
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 25 янв 2017, 20:51
Сообщений: 292
Откуда: Брянск
Cпасибо сказано: 4883
Спасибо получено:
500 раз в 195 сообщениях
Спасибо, Светлана! Удивительный человек Томмазо Кампанелла. Какой стойкий Дух, какие твердые убеждения! :Rose:

_________________
Качества духа пусть крыльями будут, чтобы дух устремленный скорей научился летать.


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: Начала как творческая батарея и движущая сила эволюции
СообщениеДобавлено: 20 янв 2018, 13:09 
Не в сети
АКТИВНЫЙ УЧАСТНИК
АКТИВНЫЙ УЧАСТНИК
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 07 мар 2010, 14:55
Сообщений: 1643
Cпасибо сказано: 773
Спасибо получено:
1044 раз в 558 сообщениях
Ирина П писал(а):
Какой стойкий Дух, какие твердые убеждения!

Ирина, если у Вас будет желание, то можете прочесть о мужестве Кампанеллы еще на другом сайте.
Статья "Невежество сразить я в мир пришел": http://prometey-spb.su/svetochi/0/kampanella.html

Цитата:
В июле 1604 года свободолюбивый и ищущий дух ученого снова подвергся яростному наступлению со стороны консервативного злобного мира. Томмазо был переведен в подземелье тюрьмы Сант-Эльмо. Камнанелле обещали создать жизнь, которая была бы хуже смерти, и тюремщики делали все, чтобы выполнить это обещание.
Его бросили в глубокую каменную яму, куда никогда не проникал свет. Во время дождей камеру заливало водой. Пол был земляным, вода долго не впитывалась в глинистую почву. Закованный в кандалы Кампанелла лежал на мокрой подстилке из прелой соломы. Его держали на голодном пайке - один раз в день приносили немного пищи.
Он был отрезан от всего мира. На все его вопросы надзиратели отвечали молчанием. К нему никого не пускали. Почти круглые сутки «мученик науки» сидел он в полной темноте. Лишь по вечерам ему на три часа давали светильник.
Ко всеобщему удивлению, он оставался в живых. Только великая любовь, жажда отдать себя до последней капли крови людям давала ему силы переносить нечеловеческие муки. Жизнь для Кампанеллы всегда была борьбой, и ничто не могло заставить его сдаться. Он много размышлял о своей судьбе. Существовал ли для него какой-нибудь иной путь? Все его стремления были направлены на то, чтобы сделать людей счастливыми и открыть им новые горизонты.
Ученый не имел и клочка бумаги. Его очень мучило, что даже те недолгие часы, когда у него был светильник, пропадали даром. Надзирателям было приказано неусыпно следить, чтобы для узника была полностью исключена всякая возможность писать. Но разве мог кто-либо, пока он был жив, отнять у него счастье мыслить?! Он сочинял в уме страницу за страницей свои философские работы. Наиболее удачные места он выучивал наизусть, чтобы потом, когда в руках окажется бумага, записать их.
Многие ли из ученых всех времен нашли бы в себе силы работать в таких условиях - в наполненном водою подземелье, в кромешной темноте, в цепях, которыми было опутано тело, изувеченное неслыханными пытками и обессиленное длительным недоеданием?!


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
За это сообщение пользователю Максим "Спасибо" сказали:
Андрей П., Светлана Н., Ирина П, Лариса
 Заголовок сообщения: Re: Начала как творческая батарея и движущая сила эволюции
СообщениеДобавлено: 05 фев 2018, 19:54 
Не в сети
АКТИВНЫЙ УЧАСТНИК
АКТИВНЫЙ УЧАСТНИК
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 окт 2010, 04:23
Сообщений: 3602
Cпасибо сказано: 2358
Спасибо получено:
2659 раз в 1396 сообщениях
Екатерина Дашкова и Михаил Дашков

Изображение_ Изображение

    " Мы с князем здесь,
    чтоб послужить Отечеству..."

    Е. Дашкова

Екатерина Романовна Дашкова (1743 - 1810) - выдающаяся деятельница русской культуры. С 1783 по 1794 гг. она была директором Академии наук и президентом Российской академии, объединявшей тогда крупнейшие литературные силы страны. Поразительно разнообразны были дарования Дашковой. Она писала стихи, сочиняла музыку, была знатоком искусства, незаурядным филологом, редактировала журнал, переводила. Личность сильная, с решительным характером и независимыми суждениями, она не смогла приспособиться к миру придворного угодничества и часть своей жизни провела в изгнании. Находясь около восьми лет за границей, Дашкова встречалась с Вольтером, Дидро, Смитом и другими известными представителями науки и культуры. Ее мемуары - яркое свидетельство эпохи второй половины XVIII - начала XIX века.

Е.Р. Дашкова родилась в 1743 г. в Петербурге. Ее отцом был граф Воронцов - генерал-поручик и сенатор. Мать рано умерла, и девочку забрал к себе на воспитание дядя - Михаил Илларионович Воронцов, в ту пору вицеканцлер, а с 1758 г. "великий канцлер".

Екатерина Романовна воспитывалась вместе со своей двоюродной сестрой, дочерью канцлера. Позже она писала: "Мой дядя не жалел денег на учителей. И мы - по своему времени - получили превосходное образование: мы говорили на четырех языках, и в особенности владели отлично французским; хорошо танцевали, умели рисовать. Но что же было сделано для развития нашего ума и сердца? Ровно ничего..."

С 14 лет Воронцова изучает книги философов-просветителей. Ее любимыми авторами становятся Бейль, Монтескье, Вольтер и Буало. К 15 годам у нее была собрана библиотека из 900 томов. "Никогда драгоценное украшение не доставляло мне больше наслаждения, чем книги", - позже напишет она.

На 16-м году Воронцова выходит замуж за блестящего князя - гвардейца Михаила Ивановича Дашкова (1736 - 1765), впоследствии вице-полковника лейб-кирасинского полка, камер-юнкера.

В ее "Записках" есть рассказ о том, как Екатерина Романовна, возвращаясь от гостей в сопровождении хозяев дома (в ту прекрасную ночь решили пройтись пешком, кареты следовали поодаль), впервые увидела рослого гвардейского офицера, имя которого ей суждено было прославить. Это рассказ о любви с первого взгляда, о "божьем промысле" и безоблачном счастье. Вот как пишет об этом сама Воронцова: "Не успели мы пройти и нескольких шагов, как из боковой улицы вышел нам навстречу человек, показавшийся мне великаном. Меня это поразило, и, когда он был в двух шагах от нас, я спросила свою спутницу, кто это такой. Она назвала князя Дашкова. Впоследствии я не прочь была приписывать эту встречу и благоприятное впечатление, которое мы произвели друг на друга, особому соизволению промысла божия, которого мы не могли избегнуть. И не было той силы, которая бы могла помешать отдать нам друг другу наши сердца".

В 1759 г., заключив брак с князем, Екатерина Романовна переезжает в Москву к родственникам своего мужа.

В 1760 г. у нее рождается дочь Анастасия, в 1761 - сын Михаил, который умирает в 1862 году, а в 1763 году - сын Навел, в будущем адъютант Г. А. Потемкина, военный губернатор в Киеве.

В 1761 г. после двухлетнего отсутствия Дашковы возвращаются в Петербург. Завершается царствование Елизаветы Петровны, и официальным наследником престола становится великий князь Петр Федорович, супругу которого Дашкова боготворит. Екатерина (бывшая немецкая принцесса) так же, как и Дашкова, увлекается философами-просветителями и метит на престол российского государства. Она понимает, что царствование мужа обречено, ведь политика, проводимая им, во многом губительна для России - например, позорный союз с Фридрихом II, уступающий ему завоевания русской армии, или бессмысленная война с Данией.

Намерение отобрать у монастырей землю и крепостных вызвало недовольство духовенства. Роспуск лейб-кампании насторожил гвардейцев, а слух о том, что гвардия - дворянские сыны, не воевавшая уже четверть века, будет тянуть ту же лямку, что и армия, состоявшая из простолюдинов, вызвал в гвардии недовольство.

28 июня 1762 г. обе Екатерины (будущая императрица и княгиня Дашкова), одетые в гвардейские мундиры старого петровского покроя, верхом, во главе нескольких полков, выезжают из Петербурга в Петергоф, чтобы сразиться с защитниками фактически низложенного и все же остававшегося еще императором Петра III. Дашкова как будто даже несколько раз выхватывала шпагу.

В этот день силами гвардейских полков Петр III был свергнут и на престол возведена Екатерина. Причем, приближенный Екатерины II, гвардейский офицер Григорий Орлов сыграл в этом перевороте одну из важных ролей.

Во время коронационных торжеств в Москве Екатерина II назначила княгиню Е.Р. Дашкову статс-дамой (высшая придворная должность), а ее мужа - князя Михаила Ивановича Дашкова - камер-юнкером, оставляя при этом ему полк. Однако вскоре между Екатериной "большой" и Екатериной "маленькой" (как их называли в то время) произошел конфликт. Дашкова осуждала отношения императрицы с Г.Г. Орловым, пожелавшим стать законным супругом и наследным российским императором.


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
За это сообщение пользователю Светлана Н. "Спасибо" сказали:
Ирина П
 Заголовок сообщения: Re: Начала как творческая батарея и движущая сила эволюции
СообщениеДобавлено: 05 фев 2018, 19:54 
Не в сети
АКТИВНЫЙ УЧАСТНИК
АКТИВНЫЙ УЧАСТНИК
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 окт 2010, 04:23
Сообщений: 3602
Cпасибо сказано: 2358
Спасибо получено:
2659 раз в 1396 сообщениях
Изображение_
Парадный портрет Воронцовой-Дашковой
После смерти короля Августа (1696 - 1763) вице-полковник лейб-кирасинского полка Михаил Дашков ставится императрицей во главе русских войск, которые направляются в Польшу. В сентябре 1765 года Екатерина Романовна Дашкова получает известие о том, что ее "муж, совершая усиленные переходы невзирая на лихорадку, наконец пал жертвой рвения, которое он приложил к исполнению воли императрицы".

"Я была в состоянии истинно достойном сожаления, - позже вспоминает Екатерина Романовна. - Левая нога и рука, уже пораженные после родов, совершенно отказались служить и висели, как колодки. Мне приготовили постель, привели детей, но я пятнадцать дней находилась между жизнью и смертью. Доктор Крузе своим искусством и уходом спас мне жизнь".

Здоровье ее было сильно подорвано, и Дашкова обратилась к Екатерине II с просьбой о разрешении выехать за границу. Не без труда удалось Дашковой осуществить свое намерение в 1770 г. "Я предприняла свое путешествие, - пишет Екатерина Романовна, - главным образом с целью осмотреть разные города и остановиться на том из них, где я могла бы воспитать детей, зная, что лесть челяди, баловство родных и отсутствие в России образованных людей не позволят мне дать моим детям дома хорошее воспитание и образование".

Княгиня Дашкова посещает Германию (Берлин), Англию (Лондон, Дублин, Ват, Бристоль, Оксфорд). Из Англии Дашкова поехала в Брюссель и Антверпен, затем отправилась в Париж.

В "Записках" она пишет: "Я посещаю церкви и монастыри, где можно было видеть статуи, картины и памятники. Я была в мастерских знаменитых художников и в театре, где занимала место в райке. Скромное черное платье, такая же шаль и самая скромная прическа скрывали меня от любопытных глаз".

В Париже Дашкова сближается с философом-просветителем Дидро, который впоследствии писал о ней: "Это серьезный характер. Сердце ее глубоко потрясено несчастьями, но в ее образе мысли проявляются твердость, возвышенность, смелость и гордость. Она уважает справедливость и дорожит своим достоинством. Княгиня Дашкова любит искусства и науки, она разбирается в людях и знает нужды своего отечества. Она горячо ненавидит деспотизм и любые проявления тирании. Она имела возможность близко узнать тех, кто стоит у власти, и откровенно говорит о добрых качествах и недостатках современного правления".

Из Франции Дашкова едет в Швейцарию - Женеву, где встречается с Вольтером.

Во время второй своей поездки за границу Дашкова встречалась не только с просветителями, но и с крупными учеными того времени - Робертсоном, Блэром, Смитом, Фергюсоном. Она посещает Италию, где изучает достопримечательности этой страны (Геную, Милан, Парм, Пизу, Флоренцию). В Риме в соборе Святого Петра Дашкова знакомится с папой римским. Как видим, диапазон ее европейских знакомств очень широк: от великих французских просветителей и ученых, снискавших мировую известность, до папы римского и знаменитых банкиров.

Обратный путь в Россию шел через Падую и Вену, где она была приглашена на прием к премьер-министру Кауницу. Венская картинная галерея и императорский музей также явились предметом се внимания.

В декабре 1782 г. Екатерина II предложила Дашковой место директора Академии наук. 24 декабря 1783 г. Е. Р. Дашкова была назначена на эту должность.

При поддержке академика Л. Эйлера она провела первое заседание в Академии наук. Е Р. Дашкова с большим уважением отнеслась к ученым. Ее усилиями был расширен личный состав Академии, увеличен контингент обучающихся в гимназии, организовано чтение публичных лекций на русском языке. Она наладила работу Академической типографии. По настоянию и ходатайству Дашковой с 1784 по 1788 г. архитектор Дж. Кваренги построил главное здание Академии наук.

С 1783 г. под редакцией Дашковой начал издаваться новый журнал "Собеседник любителей русского слова". Здесь печатали труды Г.Р. Державина, В.В. Капниста, Д.И. Фонвизина, М.В. Ломоносова и др. "Собеседник любителей русского слова", содержащий только одни подлинно российские сочинения, сыграл важную роль в формировании русской литературы XVIII в.

Когда Дашкова была назначена директором Академии наук, то очень быстро наладила ее научную и издательскую деятельность, погасила большую задолженность. Екатерина II поняла, что поступила правильно, поручив Дашковой ответственный пост.

В том же 1783 г. Екатерина II обсудила с Е. Р. Дашковой учреждение Российской Академии, предназначенной для изучения русского языка и русской литературы, и назначила Дашкову ее председателем.

21 октября 1783 г. Российская академия была торжественно открыта, а с 1783 по 1796 г. было избрано 78 действительных членов. Первоначальной задачей Российской Академии Е.Р. Дашкова считала создание словаря, раскрывающего богатство национального русского языка. С присущей ей энергией она горячо взялась за это трудное дело и привлекла в Российскую Академию крупнейших ученых - представителей гуманитарных и естественных наук, переводчиков и способных учеников Академической гимназии.
После большой и тщательной работы словарь был издан в 6-ти частях с 1789 по 1794 г. Это был первый толковый нормативный словарь русского языка. "Словарь Академии Российской" является выдающимся научным трудом конца XVIII в.

Дашкова была избрана членом Стокгольмской, Дублинской и Эрлангенской академий, Вольного Экономического С.-Петербургского общества, Берлинского общества любителей природы и Философского Филадельфийского общества.

В достижениях Российской Академии и Академии наук конца XVIII в., в умении Е.Р. Дашковой при создании национальной науки опираться на передовую демократическую интеллигенцию, в понимании главных задач этой науки, без сомнения, сказались и те мудрые уроки, которыми обогатил ее в Париже великий французский просветитель, человек энциклопедических знаний - Дени Дидро.

Служение общему благу России - основная идея жизни Екатерины Романовны Дашковой. И эта жизнь более удивительна и впечатляюща тем, что женщина XVIII века, права которой были всегда ущемлены, становится во главе двух Академий, ведет переписку с величайшими умами разных стран, путешествует по Европе. Едва ли деятельность Дашковой была бы возможна, если бы на престоле был император, а не императрица. Несомненно, воцарение Екатерины II было исторически предопределено, чтобы уявить должным образом женское начало.


Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
За это сообщение пользователю Светлана Н. "Спасибо" сказали:
Katerina, Ирина П, Лариса, Максим
 Заголовок сообщения: Re: Начала как творческая батарея и движущая сила эволюции
СообщениеДобавлено: 28 фев 2018, 09:31 
Не в сети
АКТИВНЫЙ УЧАСТНИК
АКТИВНЫЙ УЧАСТНИК
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 окт 2010, 04:23
Сообщений: 3602
Cпасибо сказано: 2358
Спасибо получено:
2659 раз в 1396 сообщениях
Письмо княгини Дашковой, адресованное мисс Уильмот

Приступая к описанию своей жизни, я удовлетворяю вашему желанию, мой молодой и любезный друг. Перед вами картина жизни беспокойной и бурной или, точнее говоря, печальной и обремененной затаенными от мира тревогами сердца, которых не могли победить ни гордость, ни мужество. В этом отношении я могу назвать себя мучеником принуждения; я говорю мучеником, потому что скрывать свои чувства и представать в ложном свете всегда было противно и невыносимо тяжело для моей природы.
Уже давно мои друзья и родственники требовали от меня тот труд, который теперь посвящаю вам. Я отклонила все их просьбы, но не могу отказать вам. Итак, примите историю моей жизни, грустную историю, из которой легко было бы составить увлекательный роман. Она с вашим именем явится в свет, Я писала ее без приготовления, так, как я говорю, и с полной откровенностью, устоявшей против всех горьких уроков опыта. Правда, я обошла молчанием или только слегка коснулась тех душевных потрясений, которые были следствием неблагодарности людей, обманувших мое безграничное доверие им. Это единственные факты, обойденные мной; одно воспоминание о них еще доселе приводит меня в трепет.
Из моего рассказа будет видно, как опасно плыть на одном корабле с "великими мира сего" и как придворная атмосфера душит развитие самых энергических натур; за всем тем совесть, свободная от упрека, может дать нам достаточно сил - чтобы обезоружить твердостью души свирепость тирана и спокойно перенести самые несправедливые гонения. Здесь же мы найдем пример, как зависть и ее верная подруга - клевета - преследуют нас на известной степени славы.
Когда мне было уже шестьдесят лет, когда я вынесла много несчастий, болезней, жестокое изгнание и в уединении посвятила себя благу своих крестьян, мой взор в первый раз обратился к прошедшему; и я увидела всю ложь и пристрастные обвинения, распространенные некоторыми французскими писателями против Катерины большой, но вместе с тем они не пощадили по дороге своего злословия и ее друга, Катерину маленькую. В этих памфлетах ваша Дашкова очернена всеми пороками, совершенно чуждыми ее характеру; у одних она является женщиной самого преступного честолюбия, у других - грубой развратницей.
После этого легко понять, что самая нравственная жизнь, проведенная большей частью вдали от света, чему не многие умеют дать настоящую цену, тем меньше -- завидовать ей, и эта жизнь не могла укрыться от пера злонамеренного памфлетиста. Хотя Екатерина II желала и искала средств против зла, внесенного во Францию мистиками и философами-самозванцами, хотя они боялись могущества великой и страшной царицы; но, вероятно, они думали отомстить за себя, с озлоблением нападая на женщину, не имевшую влияния на правление, и старались отнять у нее то, что для нее всего дороже - чистую репутацию.
Такова, впрочем, была моя горькая участь: когда судьба лишила меня нашей образованной государыни, когда я не могу больше пользоваться ее личным расположением или радоваться счастью страны, управляемой ею, враги ее принесли меня на жертву едкой клеветы.
Но, конечно, и это зло, как и все в мире, пройдет. Поэтому позвольте лучше поговорить с вами, мой милый и юный друг, о том, что ближе к нам - о нашей взаимной и нежной дружбе; я невыразимо глубоко чувствую ваше доверие ко мне; и вы не могли лучше доказать ее, как покинув семейство и родину, чтобы посетить меня здесь и утешить своим присутствием старую женщину на закате дней ее, которая справедливо может похвалиться одним достоинством, что она не прожила ни одного дня только для себя самой.
Нужно ли говорить о том, как дорого для меня ваше присутствие, как я уважаю и удивляюсь вашим талантам, вашей скромности, вашей врожденной веселости, соединенной с чистыми побуждениями вашей жизни? Нет надобности говорить и о том, как вы облегчили, освежили мое существование. И где я возьму выражения, способные верно передать эти впечатления? Поэтому я ограничусь одним простым уверением, что я уважаю, люблю и удивляюсь вам со всей силой любящего сердца; вы его знаете и поверите, что эти чувства прекратятся только с последним вздохом вашего искреннего друга
княгини Дашковой.
Троицкое, 27 октября 1805 года

Источник: http://az.lib.ru/d/dashkowa_e_r/text_0010.shtml
Дашкова Е. Р.
Записки

Публикуется по изданию: Дашкова Е.Р. Записки княгини: Воспоминания. Мемуары. Мн.: Харвест, 2003.
Впервые опубликовано в сети на сайте "Российский мемуарий" (http://fershal.narod.ru)

_________________
"Кто мучается земными вопросами, тот ответа о Небесном не получит"


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 113 ]  На страницу Пред.  1 ... 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 12  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB