Зарегистрирован: 16 окт 2010, 04:23 Сообщений: 3150 Cпасибо сказано: 1797 Спасибо получено: 1812 раз в 1036 сообщениях
|
Леонардо да Винчи и Мона Лиза Джиоконда Моне Лизе было дано пробудить в Леонардо такое вдохновение, что он создал одно из прекраснейших сокровищ, мира. С. Н. Рерих Величайший итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый, инженер Леонардо да Винчи жил и 1452 - 1519 гг. Сочетая разработку новых средств художественного языка с теоретическими обобщениями, он создал образ человека, отвечающий гуманистическим идеалам Высокого Возрождения.
"Современники называли его "универсальным человеком". Уже тогда было ясно, что все сделанное им в духовной и общественной жизни эпохи уникально и необычно. В этом человеке соединились многие таланты и поразительные дарования. Он был не только великим художником, великим математиком, механиком и инженером, которому обязаны открытиями самые разнообразные отрасли наук. Он также был не менее выдающимся астрономом и космографом, геологом и ботаником, анатомом и лингвистом, лексикографом и поэтом, новеллистом и писателем-реалистом, дальновидным мыслителем, вносившим гуманистические критерии во все, что составляло пространство его творчества.
В глазах художника наука и искусство были лишь разными сторонами единого процесса творчества. Одно помогало другому: искусство не могло достигнуть совершенства без науки, в науке должно было присутствовать дыхание искусства. И сегодня творчество Леонардо да Винчи является для нас тем пока еще недостижимым образцом, где слились воедино качества ученого-творца и художника-мыслителя. Мысль ученого, соединенная с высочайшим духовным потенциалом личности, рождала гениальные идеи, создавала бесценные художественные произведения, делала неожиданные и блестящие открытия" (Рерих Н. К. Художник, мыслитель, ученый. / Мир Огненный, № 18, 1998).
Леонардо родился в маленьком тоскансом местечке вблизи города Винчи. Он был внебрачным сыном флорентийского нотариуса и местной крестьянки. Уже с детства Леонардо обнаружил незаурядные способности к живописи, и, когда ему исполнилось 17 лет, отец отдал его в общение к лучшему флорентийскому художнику Андреа Верроккио. Талант юноши развивался так быстро, что Верроккио стал приучать его к самостоятельной работе, допуская к участию в своих собственных картинах.
В 1482 г. Леонардо переехал в Милан в качестве "герцогского инженера". В Милане он был и инженером, и архитектором, и заведующим придворными развлечениями, а картины писал сравнительно мало. К этим годам относится главное его произведение - подлинный шедевр и рубеж в развитии итальянской живописи, - "Тайная вечеря", фреска в монастыре Санта Мария делла Грациа.
В 1501 г. Леонардо да Винчи поступил на службу к герцогу Чезаре Борджиа. Здесь он работал над укреплением принадлежащих Борджиа городов. Затем снова уезжает во Флоренцию.
Когда Милан был занят французами, Леонардо по настоятельному приглашению французского короля Людовика XII перебирается в Милан. За те годы, что Леонардо провел там, вокруг него образовалась целая школа "леонардесков", молодых живописцев. Новый поворот в жизни художника произошел в 1515 г. Преемник Людовика XII - Франциск 1, давний поклонник таланта Леонардо, уговорил его переехать в Париж. Но силы художника были уже истощены. Он умер 2 мая 1519 г. Его многочисленные рисунки и рукописи были рассеяны по всему свету.
Мона Лиза Джиоконда, которую Леонардо да Винчи избрал идеалом женской красоты и увековечил в непревзойденном портрете "Джиоконда", была неополитанкой из древнего рода, дочь некогда богатого, но во время французского нашествия разорившегося вельможи Антонио Герардини, женой флорентийского гражданина Франческо дэль-Джиокондо. В 1499 г. у него умерла дочь. Скорее всего, она была единственным его и Моны Лизы ребенком.
Моне Лизе, когда она вышла замуж, было около двадцати лет, а дочь ее умерла четыре года спустя. Когда же Леонардо начал писать ее портрет, ей было лет двадцать восемь - тридцать, она была в зените своей зрелой красоты.
В определенные дни, выйдя из Папской залы, Леонардо отправлялся писать портрет печальной женщины, которая со дня смерти дочери больше не бывала па празднествах и ни разу не улыбнулась.
"Леонардо, когда он писал портрет этой красивейшей женщины, держал при ней музыкантов и певцов и постоянно - шутов, чтобы прогнать ее печаль и заставить ее улыбнуться. Иначе лицо на портрете получилось бы грустным", - писал неизвестный автор. Леонардо хотел создать не просто портрет, а "живое существо". Никто до него не ставил перед собой столь дерзновенной цели - бросить вызов самой природе, воспроизвести ее в точности, чтобы ее же превзойти. "Сохранить образ божественной красоты, которую время или смерть вскоре разрушат" (Нардини Б. Жизнь Леонардо).
"Когда Леонардо писал с нее портрет, художнику было за пятьдесят лет, а супругу Моны Лизы, мессэру Джиокондо, сорок пять. Он был выбран одним из XII буономини и скоро должен был сделаться приором. Это был человек обыкновенный, каких много всегда и везде, - ни очень дурной, ни очень хороший, деловитый, расчетливый, погруженный в службу и сельское хозяйство. Изящная молодая женщина казалась ему самым пристойным украшением в доме. Но прелесть Моны Лизы была для него менее понятной, чем достоинство новой породы сицилийских быков или выгода таможенной пошлины за сырые овечьи шкуры. Рассказывали, что замуж вышла она не по любви, а только по воле отца и что первый жених ее нашел добровольную смерть на поле сражения. Ходили также слухи, может быть, только сплетни, и о других ее страстных, упорных, но всегда безнадежных поклонниках. Впрочем, злые языки - а таких во Флоренции немало - не могли сказать ничего дурного о Джиоконде. Тихая, скромная, благочестивая, строго соблюдавшая обряды церкви, милосердная к бедным, была она доброю хозяйкою, верною женою и не столько мачехой для своей двенадцатилетней падчерицы Дионары, сколько нежною матерью" (Мережковский Д. С. Воскресшие Боги Леонардо да-Винч
|
|