ЖИВАЯ ЭТИКА (АГНИ ЙОГА). Форум «ФЕНИКС»

СЕРДЦЕ БУДЕТ ЧАСАМИ ВЕРНЫМИ, КОГДА ПРИЗОВЕТ К МЫСЛИ О ВСЕХ. НЕ НУЖНО УТОМИТЕЛЬНЫХ МЕДИТАЦИЙ, МЫСЛЬ О МИРЕ КРАТКА, И ОТРЕШЕНИЕ ОТ СЕБЯ В НЕЙ ТАК ПРОСТО ОТРАЖАЕТСЯ. ПУСТЬ БУДЕТ МИРУ ХОРОШО!
Текущее время: 20 авг 2019, 06:11

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 17 ]  На страницу Пред.  1, 2
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Символ Красоты. История создания портрета Е.И. Рерих
СообщениеДобавлено: 13 июл 2010, 16:31 
Не в сети
Совет Форума
Совет Форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 25 июн 2010, 18:37
Сообщений: 4350
Cпасибо сказано: 1758
Спасибо получено:
2135 раз в 1380 сообщениях
Необычная скульптура Кришны, одного из самых почитаемых героев Индии, расположена с правой стороны портрета.

Обращает на себя внимание нетрадиционные для облика Кришны форма ушей и характерное выпячивание темени - ушниша, обычно используемые в изображениях Будд и Бодхисаттв как символы их всеслышания и всеведения. Таким образом, эти элементы внешности скульптуры символизируют владение Кришной этими высокими духовными качествами.
В своих письмах Елена Ивановна неоднократно подчеркивала историческую реальность этого культурного деятеля древности. И долина Кулу в предгорьях Гималаев на севере Индии, где проживала семья Рерихов после завершения Центрально-Азиатстской экспедиции, была связана с именем Кришны. «По преданию здесь жил Арджуна (ученик Кришны) и другие Пандавы» - писал в одном из своих очерков Н.К.Рерих. (4, стр.116)

«Портрет мой очень красочен. С правой стороны портрета очень древнее каменное (должно быть из базальта) изображение Кришны». (1, стр.329)

«Урусвати знает, как каждый из Нас в разных проявлениях способствовали делу мира. Вы помните Орфея Индии, который дал людям умиротворяющие мелодии». (11, п.320)

«Также и Кришна не учреждал брахманизма. Все Великие Учителя принадлежали к касте кшатриев, считавшейся в древние времена самой высокой… Кришна был царского рода и сам был царем, и все его Учение проникнуто благородным мужественным духом и кульминировано в форме прекраснейшей поэмы, посвященной битве на поле Курукшетра. Все легенды о Кришне, как о пастухе, проводящем время в танцах и игре на лютне в обществе пастухов и пастушек, есть позднейшее развитие народной фантазии». (1, стр.200)

«Именно образ Кришны так напитал и сложил сознание страны. Конечно, его позднейший аспект в виде пастуха мне чужд, но как Водитель на поле битвы, Он трогает все струны сердца. Какой другой Образ может принять Водительство на смене Цикла, самого тяжкого из всех бывших на смене расы?!» (2, стр.194)

«И здесь Кришна – возничий Арджуны, перед битвой на Курукшетре являет себя, как Высшее Божество и излагает высшую духовную философию».
(16, стр.16)

_________________
"Доброе единение – дар пространству и таран против тьмы"


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: Символ Красоты. История создания портрета Е.И. Рерих
СообщениеДобавлено: 13 июл 2010, 16:43 
Не в сети
Совет Форума
Совет Форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 25 июн 2010, 18:37
Сообщений: 4350
Cпасибо сказано: 1758
Спасибо получено:
2135 раз в 1380 сообщениях
Елена Ивановна изображена в рабочем кабинете – стол, кресло, полки с книгами.

Но фон за её спиной «живой» - пейзаж со скалой, водопадом, декоративно изогнутым стволом дерева, с сумраком тропического леса. Сквозь густую листву виднеются красные пагоды. Китай? Япония?

Пагоды – традиционные храмовые постройки, распространены в Китае, Японии и других странах Восточной Азии.

«Ранние китайские пагоды мягкой кривизной и округлостью линий напоминают индийские башенно-образные храмы». Каркас пагоды покрывался красным лаком. (19, стр.24)

Пагоды строились «как архитектурный символ Будды, Его восхождения к небесам по ступеням духовного Просветления. (18, стр.265)

«Пагоды возводились преимущественно на возвышениях и даже если строились в черте города, обрамлялись кольцом зелени». (19, стр.124)



Изображение

Пример пагоды. Китайская пагода в Laeken

_________________
"Доброе единение – дар пространству и таран против тьмы"


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: Символ Красоты. История создания портрета Е.И. Рерих
СообщениеДобавлено: 13 июл 2010, 16:46 
Не в сети
Совет Форума
Совет Форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 25 июн 2010, 18:37
Сообщений: 4350
Cпасибо сказано: 1758
Спасибо получено:
2135 раз в 1380 сообщениях
На ветке дерева сидит необычная птица с пышным хвостом.

Нам не удалось определить её принадлежность к какому-либо виду. Её облик не стилизован, следовательно, возможно определение вида и ареала обитания, а это, в свою очередь, позволит определить географическое положение вполне узнаваемого, но пока нам неведомого парка, по тропинкам которого когда-то прошла Елена Иванова.

Кроме того, в мифологии птицы являются символом духа.


«…в индуизме они символизируют любовь богов, пославших эликсир бессмертия человечеству». (18, стр.294)

«…имеют контакт с божественными сферами…, доставляют послания оттуда». (18, стр.295)

«…считались воплощением мудрости, интеллекта и молниеносности мысли». (18, стр. 295)


Не покидает ощущение, что Святослав Николаевич изобразил «конкретный» пейзаж, близкий Елене Ивановне, возможно, посещаемый когда-то ею. Пейзаж вполне «узнаваем» и будем надеяться, что, может быть, будущие исследователи прояснят для нас пока неизвестную страницу жизни Елены Ивановны Рерих.



Реальность пейзажу также придает фрагмент резной плиты, с характерными скошенными углами, возможно каменной, расположенной в правом нижнем углу портрета.

Почему Святослав Николаевич счел необходимым показать этот фрагмент, явно не доминирующий в рисунке фона и на первый взгляд кажущийся незначительным?
Что мы должны понять о пейзаже, а может быть, о самой Елене Ивановне?

_________________
"Доброе единение – дар пространству и таран против тьмы"


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: Символ Красоты. История создания портрета Е.И. Рерих
СообщениеДобавлено: 13 июл 2010, 16:50 
Не в сети
Совет Форума
Совет Форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 25 июн 2010, 18:37
Сообщений: 4350
Cпасибо сказано: 1758
Спасибо получено:
2135 раз в 1380 сообщениях
Неслучайность изображенного фрагмента плиты подтверждает другой портрет - портрет Н.К.Рериха с раскрытой книгой, экспонируемый в Международном Центре Рерихов и датируемый 1934 годом.

Николай Константинович изображен на необычном узорном фоне – не то языки пламени, не то какие-то летучие существа, может быть стилизованные облака, или что-то иное. И среди этой узорности в пространстве зависла плита, по форме очень похожая на ту, которая изображена на портрете Елены Ивановны, но уже прорисованная полностью. Плита не стилизована, имеет вполне конкретный вид и явно о чем-то говорит знающему больше, чем мы с вами.

Ощущение прикосновения к чему-то очень сокровенному и до времени прикрытому, которое, надеюсь, когда-нибудь поймем. Ничего нет случайного во всем, что связано с Рерихами. Самая малейшая деталь, слово или штрих могут быть ключом к новому витку познания.

Изображение

С.Н. Рерих. Портрет Н.К. Рериха. 1934 г.

_________________
"Доброе единение – дар пространству и таран против тьмы"


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: Символ Красоты. История создания портрета Е.И. Рерих
СообщениеДобавлено: 13 июл 2010, 16:55 
Не в сети
Совет Форума
Совет Форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 25 июн 2010, 18:37
Сообщений: 4350
Cпасибо сказано: 1758
Спасибо получено:
2135 раз в 1380 сообщениях
Символично и цветовое решение портрета.

Доступные нам его воспроизведения в различных изданиях значительно отличаются друг от друга по насыщенности цвета и тону. Но, несмотря на это, основной цветовой колорит портрета, являющийся «мощным выразителем его духовного смысла» (14, стр.319), достаточно ясен.

Воспользуемся «Словарем символов», автор которого утверждает: «Цвета имеют обширный и сложный диапазон символических значений». (18, стр.400)

По цвету, портрет разделен горизонтально на две части. В верхней части преобладают холодные изумрудно-бирюзово-синие тона. В нижней – теплые золотисто-пурпурово-лиловые.

О золотистом цвете говорилось выше - он во многих традициях символизирует «Огонь, Солнце, свет небес и истины». (18, стр.122,123)

Пурпурный цвет – «цвет королевской власти, пурпурные одежды носили высшие священнослужители и цари». (18, стр.296) «Мы называем пурпуровый – фиолетовым». (3, стр.131) Фиолетовый цвет – присутствовал во внешней ауре Елены Ивановны (3, стр.130), боевой тон против внешних прикосновений. (3, стр. 131)

Лиловый цвет – сложный цвет, содержит в себе синий, присутствовал в ауре Елены Ивановны и её Луче. (3, стр.131)

Изумрудно-зелёный цвет – в христианстве «цвет Святого Грааля», «Цвет Троицы и Откровения», в буддизме - «цвет жизни». (18, стр.108 -109)

Бирюзовый цвет – в некоторых традициях также символизирует «Огонь и Солнце». (18, стр.24)

Синий цвет – «ассоциируется с цветом неба, поэтому часто символизирует дух и истину». (18, стр.402)

_________________
"Доброе единение – дар пространству и таран против тьмы"


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: Символ Красоты. История создания портрета Е.И. Рерих
СообщениеДобавлено: 13 июл 2010, 16:59 
Не в сети
Совет Форума
Совет Форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 25 июн 2010, 18:37
Сообщений: 4350
Cпасибо сказано: 1758
Спасибо получено:
2135 раз в 1380 сообщениях
Наша попытка приоткрыть символику портрета Елены Ивановны Рерих только подтверждает его глубокую сокровенность. Напомним – портрет был выполнен по заказу Великого Владыки, её Учителя.

На портрете изображена женщина, получившая имя Матери Агни-Йоги, давшая миру Учение, свой Огненный Опыт, непонятое нами спасение; достигшая космических высот духа, посланница Великой Иерархии Света, доверенная Братства, названная Великим Владыкой своей Наместницей.(20, стр.75)

«И чем больше проходит времени и глубже мы проникаем в смысл героического творчества Елены Ивановны Рерих, тем яснее проявляется и будет проявляться Великий смысл содеянного Ею и теми, кто стоял рядом с Ней». (8, стр.70)


Рихард Рудзитис, с которым Елена Ивановна долгие годы состояла в переписке, написал: «Подумать только, мы жили в особое время, когда Боги ходили среди людей, как когда-то в Древней Греции». (5, стр.75)

Из письма Елены Ивановны: «Посылаю Вам снимок с моего последнего портрета, написанного моим сыном. Пусть частичка моего существа пребудет с Вами». (1, стр.345)




И в заключение приведем несколько строк из книги Святослава Николаевича «Искусство и жизнь»:

«Чтобы быть поистине великой, картина должна отличаться полным созвучием всех своих составляющих. В ней всё должно быть великим: рисунок и цвет, композиция, сюжет, передача эмоционального элемента, духовное содержание и физическая основа. И только тогда, когда все эти составляющие сливаются в великую симфонию, можем мы назвать это произведение искусства гениальным творением, великим шедевром». (14, стр.105)


_________________
"Доброе единение – дар пространству и таран против тьмы"


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: Символ Красоты. История создания портрета Е.И. Рерих
СообщениеДобавлено: 13 июл 2010, 17:01 
Не в сети
Совет Форума
Совет Форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 25 июн 2010, 18:37
Сообщений: 4350
Cпасибо сказано: 1758
Спасибо получено:
2135 раз в 1380 сообщениях
Литература:

1. Елена Ивановна Рерих. Письма, V том, 1937 г. МЦР, Мастер-Банк, Благотворительный Фонд им. Е.И. Рерих, Москва, 2003 г.
2. Елена Ивановна Рерих. Письма, II том, 1934 г. МЦР, Мастер - Банк, Благотворительный Фонд им. Е.И.Рерих, Москва, 2000 г.
3. Елена Рерих «У порога Нового Мира». Серия «Большая Рериховская библиотека». МЦР, Мастер-Банк, Москва, 2000 г.
4. Николай Рерих «Листы дневника», II том. Серия «Большая Рериховская библиотека». МЦР, Фирма «Бисан-Оазис», Мастер-Банк, Москва, 1995 г.
5. «Письма с гор». Переписка Елены и Николая Рерих с Рихардом Рудзитисом, I том. Минск, «Лотац», 2000 г.
6. «Письма с гор». Переписка Елены и Николая Рерих с Рихардом Рудзитисом, II том. Минск, «Лотац», 2000 г.
7. Л.В.Шапошникова «Тернистый путь Красоты». Материалы международной общественно-научной конференции 1998 г. «Искусство как способ познания». Серия «Рериховская научно-популярная библиотека». МЦР, Мастер-Банк, Москва, 1999 г.
8. Л.В.Шапошникова «Героическое творчество Е.И.Рерих». Материалы международной общественно-научной конференции 1999 г. «Юбилейные Рериховские чтении». Серия «Рериховская научно-популярная библиотека». МЦР, Мастер-Банк, Москва, 2000 г.
9. Л.В.Шапошникова «Веления Космоса». Серия «Рериховская научно-популярная библиотека». МЦР, Фирма «Бисан Оазис», Москва, 1995 г.
10. Учение Живой Этики. Серия «Агни Йога». «Агни Йога» (Знаки Агни Йоги). МЦР, Мастер-Банк, Москва, 2008 г.
11. Учение Живой Этики. Серия «Агни-Йога». «Беспредельность», часть первая. Новосибирск, 1990 г.
12. Учение Живой Этики. Серия «Агни Йога». «Надземное». Москва, Сфера, 1995 г.
13. Ю.Н.Рерих «Тибетская живопись». МЦР, Мастер-Банк, Москва, 2001 г.
14. Святослав Рерих «Искусство и жизнь». МЦР, Мастер-Банк, Москва, 2004 г.
15. «Советский энциклопедический словарь». Москва, «Советская энциклопедия», 1982 г.
16. «Мифы народов мира». Энциклопедия в двух томах, второе издание, том II. Москва, издательство «Большая Российская энциклопедия», «Олимп», 1997
17. Е.П. Блаватская «Теософский словарь». Москва, «Сфера», 1994 г.
18. Д.Тресиддер «Словарь символов». Москва, торговый дом «Гранд», 1999 г.
19. «История зарубежного искусства». Издание третье, дополненное. Москва, «Изобразительное искусство», 1983 г.
20. Т. Книжник, статья «Владыка доверил мне очищение Учений». Журнал «Новая Эпоха», № 1, 2000 г. МЦР.
21. Н.Д.Спирина «Елена Рерих в творчестве Николая и Святослава Рерих», «Лада Заря Утра». Новосибирск, Сиб.РО, 2000 г.
22. Е.П.Блаватская «Разоблаченная Изида», ЭКСМО-Москва, МИДГАРД-Санкт-Петербург, 2007 г.
23. Учение Живой Этики, «Листы Сада Мории», Книга первая «Зов». МЦР, Мастер-Банк, Москва, 2003 г.
24. Учение Живой Этики. «Иерархия». Сиб.РО, Новосибирск, 1990 г.
25. Учение Живой Этики. «Сердце». Сиб. РО. Новосибирск, 1990 г.
26. Учение Живой Этики. «Беспредельность», часть вторая. Новосибирск, 1990.
27. Письма Елены Рерих, 1932 – 1955 г.г., т. 3, Вико, Алгим, Новосибирск, 1993.
28. Письма Елены Рерих, 1929 – 1938 г.г., т. 2, Вико, Алгим, Новосибирск, 1992.
29. Н.К.Рерих «Письма в Америку», Москва, Сфера, 1998 г.
30. Большая Рериховская библиотека. Николай Рерих «Листы дневника», т.3, МЦР, Мастер-Банк, Москва, 1996г.


Алматы, Культурный Центр им. Н.К.Рериха, 2009 г.

_________________
"Доброе единение – дар пространству и таран против тьмы"


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 17 ]  На страницу Пред.  1, 2

Часовой пояс: UTC + 3 часа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB