Е.П. Блаватская Астральные тела и двойники. Протокол собрания 24 января 1889 г. Собрание, состоявшееся по адресу: Лансдаун-Роуд, 17, (Лондон, 3[апад]), 24 января 1889 г. Председательствующий — м-р Т.Б. Харботтл. Станца I (продолжение)
Шлока 5. Едина Тьма наполняла беспредельное все, ибо Отец, Мать и Сын, еще раз были воедино, и Сын не пробудился еще для нового Колеса и странствий на нем.
Вопрос: Эта «Тьма» — то же самое, что и «Предвечное Рождающее Пространство», упомянутое в шлоке 1?
Ответ: Вовсе нет. Здесь «Рождающее Пространство» есть «беспредельное все», а Космическое Пространство есть нечто, уже имеющее признаки, во всяком случае — потенциально. С другой стороны, «Тьма» в данном случае есть то, что не может иметь никаких признаков, неведомый принцип, заполняющий Космическое Пространство.
В. Значит, Тьму в данном случае следует рассматривать как противоположность Свету?
О. Да, в том смысле, что Непроявленное и Неведомое является противоположным полюсом проявленного — того, о чем мы можем рассуждать.
В. Следовательно, Тьма противоположна не Свету, а дифференциации; или же лучше рассматривать ее как символ негативности?
О. Упомянутая здесь «Тьма» не может быть противопоставлена ни Свету, ни дифференциации, поскольку и тот и другая являются закономерными следствиями манвантарической эволюции — цикла активности. Это скорее «Тьма над Бездною» из «Книги Бытия», где Бездна — это «сияющий сын мрачного Отца» — Пространство.
В. То есть Света еще не было, или же просто не было никаких проявлений и сознания, которое бы их воспринимало?
О. И то и другое. В плане объективности и свет и тьма — это иллюзии, майя. Но в данном случае Тьма — это не отсутствие Света, но непостижимый первичный Принцип, который, будучи самой Абсолютностью, не имеет ни формы, ни цвета, ни вещественности — словом, ничего, что позволило бы нам описать его словами или хотя бы мысленно представить себе.
В. Когда же из Тьмы появляется Свет?
О. Позже, когда пробьет первый час проявления.
В. Следовательно, самым первым проявлением становится Свет?
О. Это происходит только на третьей стадии эволюции, с началом дифференциации. Не забывайте также, что в философии слово «Свет» может иметь двоякое значение: одно из них — вечный, абсолютный свет in роtentia, вечно пребывающий в сердце неведомой Тьмы, сосуществующий и сопутствующий последней в Вечности или, иными словами, тождественный ей; а второе — свет как проявление гетерогенности, противоположное Тьме. Тот, кто вдумчиво прочтет Вишну-пурану, сможет проследить различие между двумя этими терминами на примере Вишну — единого с Брахмой и в то же время отличного от него. Там Вишну представлен как вечный х (икс) и в то же время как все остальные члены уравнения. Он — Брахма (бесполый), т.е. по сути своей материя и Дух, которые являются двумя первичными аспектами Брахмы, и где Дух, это абстрактный свет. Впрочем, в Ведах Вишну занимает, как мы видим, весьма скромное положение, а Брахма (мужчина) не упоминается вовсе.
В. Что означает фраза «Отец, Мать и Сын еще раз были воедино»?
О. Это означает, что три Логоса — непроявленный «Отец», полупроявленная «Мать» и Вселенная, являющаяся третьим Логосом (в нашей философии), или Брахмой, еще раз объединились на время (периодической) пралайи; дифференцированная сущность снова стала недифференцированной. Упомянутые «Отец, Мать и Сын» являются прототипами христианских Отца, Сына и Святого Духа, последний из которых был в раннем христианстве и гностицизме «Софией», категорией женского рода. Фраза означает, что все творческие и чувственные силы и результаты действий этих сил, составляющие Вселенную, вернулись в свое первоначальное состояние: все слилось воедино. Во время Махапралайи нет ничего, кроме Абсолюта.
В. Какие еще значения могут иметь Отец, Мать и Сын? В комментарии вы объясняете их как: а) Дух, Субстанция и Вселенная; б) Дух, Душа и Тело; в) Вселенная, Планетарная Цепь и Человек.
О. Я только что завершила этот список еще одним, дополнительным и, на мой взгляд, совершенно ясным определением. К этому определению больше нечего добавить, если только мы не собираемся антропоморфизировать абстрактные концепции.
В. Можно ли считать, что последние имена во всех этих троицах, а именно Сын, Вселенная, Человек и Тело, соответствуют друг другу?
О. Конечно же, да.
В. И все эти последние создаются предшествующими им парами: например, Сын является порождением Отца и Матери; Человек — Планетарной Цепи и Вселенной, и т.д., и т.п.? И, наконец, возвращается ли сын назад, к своим родителям, во время пралайи?
О. Прежде чем ответить на ваш вопрос, напомню, что мы не ведем речь о периоде, предшествующем так называемому Творению, но о самом начале оного, когда материя уже начала дифференцироваться, однако еще не приобрела форму. Мать-Отец есть составной термин, обозначающий первичную Субстанцию, или Дух-материю. Когда из гомогенности эта Субстанция начинает, вследствие процесса дифференциации, превращаться в гетерогенность, она становится позитивной и негативной; таким образом, выйдя из «нулевого состояния» (или лайя), она становится активной и пассивной, а не только пассивной, как это было раньше. И в результате этой дифференциации (дающей начало эволюции и последующей Вселенной) появляется «Сын» — та самая Вселенная, или проявленный Космос, который будет существовать до следующей Махапралайи.
В. А что можно сказать о самом состоянии лайя, или нулевой точке, предшествующей стадии Отца, Матери и Сына?
О. О том, что было до Отца-Матери, в «Тайной Доктрине» говорится очень мало. Но если Отец-Мать уже существует, это значит, что состояния лайя уже нет.
В. Следовательно, Отец и Мать появляются после состояния лайя?
О. Именно так; индивидуальные объекты могут быть и в состоянии лайя, но только не Вселенная в фазе Отца-Матери.
В. Принадлежит ли Фохат к этим трем — Отцу, Матери и Сыну?
О. Фохат — родовое наименование, используемое в разных смыслах. Это свет (Дайви-Пракрити) всех трех Логосов — персонифицированных символов трех духовных стадий Эволюции. Фохат есть и на Небе, и на Земле: наверху — это совокупность всех духовных творческих идей, а внизу — всех электродинамических и творческих сил. Похоже, что многим так и не удалось как следует разобраться в существе Первого и Второго Логосов, что породило путаницу и недопонимание. Первый представляет собой уже присутствующую, но еще не проявившуюся потенциальность, скрытую в глубине Отца-Матери; а Второй — абстрактную совокупность творцов, которых греки называют «Демиургами», или Строителями Вселенной. Третий Логос есть окончательная дифференциация Второго и индивидуализация Космических Сил, главной из которых является Фохат, поскольку Фохат представляет собою синтез Семи Творческих Лучей, или Дхиан Коганов, исходящих из Третьего Логоса.
В. Во время манвантары, когда Сын существует или бодрствует, продолжает ли Мать-Отец существовать самостоятельно или же только проявляясь в своем Сыне?
О. Пользуясь терминами Отец, Мать и Сын, мы должны быть очень осторожны, дабы избежать антропоморфизации этих понятий. Первые два обозначают всего лишь центробежные и центростремительные силы, создающие «Сына», но ни один из этих факторов не может быть исключен из концепции эзотерической философии.
В. Если это так, то напрашивается следующий вывод: мы вполне можем представить себе центробежные и центростремительные силы, существующие независимо от создаваемых ими результатов, так как следствия всегда вторичны по отношению к порождающей их причине или причинам.
О. Сомневаюсь, что подобная концепция может существовать или применима к нашей символике. Если силы существуют, значит, они должны создавать какие-то результаты, и, если результаты исчезают, значит, исчезли сами силы, поскольку их существование более никак не проявляется.
В. Однако, они могут существовать как отдельные величины для математических вычислений, не так ли?
О. Но это уже совсем другое дело; существует огромная разница между природой и наукой, реальностью и философским символизмом. Символически мы делим человека на семь принципов, однако это не значит, что он на самом деле имеет семь оболочек или заключает в себе семь существ или душ. Все эти принципы суть аспекты единого принципа, но даже этот единый принцип есть только временный и периодически появляющийся луч вечного и бесконечного Пламени, или Огня.
_________________ Нельзя давать исчерпывающие утверждения, ибо необходимо дать ученику возможность упражнять свои умственные способности Е.И. Рерих. Записи бесед с Учителем
|