__ АМОНАШВИЛИ Шалва Александрович -
грузинский педагог и психолог,
действительный член АПН СССР (1989-1991),
действительный член Российской академии образования,
иностранный член Академии педагогических наук Украины (с 2006 г),
доктор психологических наук (1973), профессор (1980).
Родился в 1931 году в г. Тбилиси (Грузия). Окончил востоковедческий факультет Тбилисского университета. После окончания Тбилисского университета (1955) работал в НИИ педагогики Министерства просвещения Грузинской ССР
(в 1983-1991 – директор), с 1987 – генеральный директор экспериментального научно-педагогического производственного объединения Министерства науки и образования Грузии. В 60-70-х годах возглавлял массовый эксперимент в школах Грузии, имевший широкий отклик по всему миру в силу обоснования нового научного направления, которое обрело известность под названием «Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе».
Руководитель Международного Центра Гуманной Педагогики (с 2001г). В настоящее время ведет широкую деятельность по утверждению идей гуманной педагогики - проводит семинары с учителями России и стран СНГ, готовит студентов, аспирантов. Его система «Школы Жизни» рекомендована Министерством образования РФ для применения на практике. Руководитель лаборатории гуманной педагогики при Московском Городском Педагогическом Университете, глава Издательского Дома Шалвы Амонашвили, научный руководитель экспериментальных школ № 1715, №200 г. Москвы и № 38 г. С.-Петербурга.
Система воспитания и обучения Амонашвили – «педагогика целостной жизни детей и взрослых» – строится на началах гуманности и веры в ребенка, на основе воспитания творчеством и сотрудничества педагогов с детьми. Задача школы – опираясь на всю полноту детской жизни, придать ей культурные формы саморазвития, превратить школьные занятия в «уроки счастья жизни», познания, общения, взросления. Амонашвили предлагает организацию такой детской жизни, которая помогает взрослому направить энергию ребенка на продуктивные занятия.
Нравственная основа детской учебной кооперации в системе Амонашвили – способность радоваться успехам других, готовность прийти на помощь. Отменены балльные оценки, не допускается сравнение детей друг с другом. Обучение начинается сразу на нескольких доступных учащимся уровнях, например обучение чтению – от беглого чтения к знакомства с буквами. Ученики соучаствуют в построении урока, в составлении заданий, собственного учебника, в планировании ответов и т.п.
СОЧИНЕНИЯ- Основы формирования навыков письма и развития письменной речи в начальных классах, Тбилиси, 1970;
- Обучение. Оценка. Отметка, М., 1980;
- Созидая человека, 1982;
- Здравствуйте, дети!, М., 1983;
- Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников, М., 1984;
- В школу – с шести лет, М., 1986;
- Как живете, дети?, М., 1986;
- Единство цели, М., 1987;
- Личностно-гуманная основа педагогического процесса, Минск, 1990.
В рамках созданного Шалвой Александровичем Издательского дома Шалвы Амонашвили выпущена серия философско-образовательных книг:
- Рука ведущая; Истина школы; Школа жизни; Улыбка моя, где ты?;
- Почему не прожить нам жизнь героями духа?; Без сердца что поймем?;
- Спешите дети, будем учится летать;
- Исповедь отца сыну;
- Баллада о воспитании.
Совместно с академиком Д.Д. Зуевым издает 100-томную «Антологию Гуманной Педагогики» (издано более 50 томов).
Работу Международного Центра Гуманной Педагогики координирует Совет Центра. Совет формируется из наиболее активных и творческих работников – учителей, директоров школ, ученых, родителей, руководителей лабораторий гуманной педагогики. В состав Совета входят педагоги из Москвы и других городов России, а также из Латвии, Литвы, Эстонии, Украины, Белоруссии, Киргизии.
Международное общественное жюри «Сердце и лебедь» при Центре гуманной педагогики учредило звание «Рыцарь Гуманной Педагогики» и ежегодно вручает 10 наиболее отличившимся работникам диплом и золотой значок «Сердца и лебедя». Среди награжденных – видные деятели науки, искусства и образования, педагоги-новаторы из России, Украины, Латвии, Литвы, Эстонии, Грузии, Кыргызстана.
Работа Центра освещается в журнале «Три ключа», в журнале «Культура и время», газете «Содружество», а также во многих средствах массовой информации названных стран.
Ежегодно во время зимних каникул в Москве под руководством Ш.А.Амонашвили проходят Международные Педагогические Чтения.