Метро
Входные двери в метрополитен, кажется, никогда не закрываются. То и дело раскачиваются вперед и назад, норовя ударить незадачливого посетителя. Не оборачиваясь назад, заходящие в метрополитен придерживают за собой входные двери и, почувствовав, что позади идущий уже придерживает их рукою, быстро устремляются вперед к эскалатору. Эта привычка (придерживать дверь для позади идущих) сформирована у горожан с самого детства. Об этом жесте вежливости многие даже уже не задумываются, оставаясь на волне своих повседневных мыслей. Лишь приезжие оглядываются назад, чтобы проконтролировать сильно подпружиненную закрывающуюся створку.
Несколько шагов в общем потоке. Турникет. Карман. Легкий потертый пластмассовый жетон на ощупь. Его сразу можно различить среди холодных монет. Несколько щелчков, глухой писк, еще два шага и вот уже слышатся вращающиеся электродвигатели эскалатора. Сгрудившиеся перед движущимися ступенями люди, доносящийся из глубины нарастающий шум и вой прибывающих поездов.
Маленький пятачок пространства между турникетами и эскалатором напомнил колбу медицинского шприца, а узкий длинный туннель эскалатора, вонзающийся в глубину - его иглу. В окружении людей-молекул почувствовал себя такой же молекулой биологически активного мед.препарата, вводимого в вену ветки метро. Мгновение, и скопившаяся толпа перед эскалатором, с удивительной пластичностью влилась в узкий проход движущихся вниз ступеней, люди ни разу не коснувшись друг друга, застыли на ступенях. Поднимающаяся лента монотонно несла из гудящих глубин на поверхность тех, чей подземный участок пути близился к завершению.
В конце узкой ленты ступеней эскалатора плотная масса людей рассыпается на десятки мелких единиц. Поток растворился в броуновском движении на станции.
Воздух подземки... довольно непривычен... мощный поток воздушной массы, где смесь пыли минералов, машинного масла, влажного охлажденного пара дыхания людей и непривычного холодка, который ощущается лишь вблизи работающего мощного электропибора, создает ни с чем не сравнимый образ. Для крымчанина, привыкшего к пыльному пряному воздуху разнотравных степей и влажному йодированному воздуху побережий, воздух подземки - это воздух огромного механизма.
Тишина и умиротворение станции разрывается стремительно нарастающим гулом прибывающего поезда. Голос диспетчера по гомкоговорящей связи, как перед неминуемо надвигающейся стихией, не успевает до конца передать сообщение и тонет в шуме врывающегося на станцию, ослепляющего светом фар, синего состава. Шум выбрасываемого воздуха из ресиверов. Лязг открывающихся дверей. Вырывающийся из вагонов поток пассажиров может смять любую преграду на своем пути. Шаг и река устремившихся в вагон заносит своим течением любого, кто оказался рядом. Лязг дверей, невнятные слова в громкоговорителе о безопасности в вагоне. Резкий толчок, быстрый набор скорости, со свитом залетающий через вентиляцию в вагон непривычный воздух. Масса смотрящих перед собой, погруженных в свои мысли. Но масса сдавленных стенками вагона людей не так уж и однородна: подростки чаще чирикают друг с другом, эмоционально реагируя на фразы друг друга или, будучи по одному, бессмысленно разглядывают многочисленные рекламные объявления, студенты и люди среднего возраста чаще заняты чтением. Пожилые - чаще напряжены, погружены в свои мысли.
Удивительно было видеть большое количество людей, читающих книги в метро (причем в руках большинства были электронные книги). Для провинциала, привыкшего проводить в общественном транспорте по 30-40 минут было не очень понятно: что же можно прочитать на такой скорости в раскачивающемся вагоне, с мерцающим и гаснущим светом в салоне перед приближением к станциям. И тут инсайт
- в электронных книгах экраны всегда подсвечены и даже исчезновение света не прервет процесс чтения.
Глядя поверх голов, неожиданно встречаешься взглядами с случайными людьми, тоже скользящими поверх голов. Какие это разные взгляды: взгляд-вопрос, взгляд-удивление, взгляд-интерес, взгляд-пустота...
Тема только для чтения
продолжение следует