Интегрированный урок физики, химии, русского языка и литературы "Эстетический и психоэмоциональный образ художественного произведения"Цель урока: выработать целостное, комплексное видение окружающего нас мира.
Учитель литературы:Подобно голосам на дальнем расстояньи,
Когда их смутный хор един, как тьма и свет,
Перекликаются звук, запах, форма, цвет,
Глубокий, темный смысл обретшие в слиянье.
Шарль Бодлер "Соответствия"Учитель физики: В природе существует закон: все взамосвязано, взаимообусловлено. Но как сочетаются такие понятия как "звук", "цвет", "запах", иногда не укладывается в нашем сознание. Сегодня на уроке мы объединим воедино, казалось бы, несоединимые явления звук речи, звуковые волны, цветовой спектр и ароматы. Вы предоставите на всеобщее обозрение те исследования, которые провели в своих группах.
Учитель литературы: Группа лингвистов работала с текстом стихотворения
С.Есенина "Я спросил сегодня у менялы:". В своей работе ребята частично применяли методы такого нового направления в языкознании как фоносемантика. И сейчас они представляют свое исследование.
Выступление группы лингвистов:Фоносемантика - новая филологическая область, теория содержательности звуковой формы в языке, устанавливает соответствия значения и звучания слов. С помощью методов фоносемантики можно установить соответствие между цветом и отдельным звуком. Мы воспользовались результатами эксперимента, проведённого исследовательской группой под руководством известного лингвиста А.П. Журавлёва (3). Различным по составу и возрасту группам информантов было предложено определить по их первому впечатлению цвет гласных звуков. Применялись различные методики, в результате которых было установлено, что гласным звукам могут соответствовать следующие цвета:
А - густо-красныйЯ - алыйО -
светло-жёлтый или белый (светло-жёлтый или белый)
Е - зелёныйЁ
- жёлто-зелёный (жёлто-зелёный)
Э - зеленоватый (оливковый)И - синийЙ - синеватыйУ - тёмно-синий, лиловыйПричём А.П. Журавлёв выделил, что особенно чётко, в чистые цвета окрашены только три звука А, И, О. Но ведь всё богатство цветов и их оттенков можно получить спектральным сложением именно трёх основных цветов - красного, синего, жёлтого. Влияние согласных звуков учитывается следующим образом, звонкие, твёрдые - сильные, яркие, светлые, быстрые; глухие, мягкие согласные - слабые, тёмные, медленные, женские.
Наша группа анализировала стихотворение
С.Есенина "Я спросил сегодня у менялы" и в ходе исследования получила следующие результаты
(Приложение1)Выступление группы психологов:В качестве основы для характеристики психологического состояния человека мы использовал метод Люшера. Интуитивный цветовыбор человека позволил Люшеру уверенно характеризовать его эмоциональное состояние.
Всё богатство человеческих эмоций, желаний, проблем уложилось в восьмицветном тесте. Эти цвета - красный, жёлтый, зелёный, синий, фиолетовый, коричневый, серый, чёрный.
Человек как бы носит очки определённого цвета, определяющие его самовосприятие и восприятие окружающего мира. Подсознательно своё эмоциональное состояние человек передаёт через творчество.
Существуют афоризмы: "Страсть всё окрашивает в свой цвет", и "Слово лечит". Человек выбирает один из 8 цветов по методу Люшера. Каждому цвету соответствует круг эмоций, отношение к себе и к миру и выбор определённых афоризмов, стихов, прозаических произведений. Исследования показали, что люди выбравшие определённые цвета по Люшеру, также отдавали предпочтение определенным стихам и высказываниям
(Приложение 2)....
Выступление группы физиков:Мы решили с помощью физических методов проверить соответствие звука и цвета. С помощью компьютерной программы "ADOBE AUDITION" и микрофона мы записали спектры гласных звуков А, Е, Ё, И, О, У, Ю, Э, Я, Ы. в одной тональности (слайд1)
(Приложение 3). Увеличивая масштаб звукового импульса, мы выбирали в его средней части наиболее гармоничную тонику (слайд 2)
(Приложение 3). Продолжая увеличивать масштаб тоники, мы с точностью до 0,000001 секунды определяли период звукового колебания......
Учитель химии: Удивительно близким к цвету по воздействию на эмоционально-психологическое состояние людей обладают ароматы. Люди с развитым обонянием способны различать до 10000 запахов. Однако до сих пор не существует общепринятой классификации ароматов. Это связано с тем, что состав ароматов очень сложный, (в аромате розы более 300 химических соединений). И механизм воздействия ароматов на человека только изучается. Каким образом взаимосвязаны цвет и аромат выясняла группа ребят - химиков........
Выступление группы химиков:...Пользуясь описанием воздействия звука, цвета на организм человека, выбором цвета в тесте Люшера в зависимости от эмоционально-психологического состояния мы разделили ароматы по цветам, учитывая их психоэмоциональное воздействие
Для составления аромата поэтической композиции группа химиков предлагает сочетание пряных ароматов (красный цвет) и цитрусовых нот (легкость, подвижность, молодость). В составе композиции могут быть использованы апельсин, роза, базилик, корица, душистый перец.
(Приложение 4).
Подведение итогов (на данном этапе обобщаются исследования всех групп) Выводы обучающихся: Анализируя цветовую гамму стихотворения
С.Есенина "Я спросил сегодня у менялы:", группа лингвистов пришла к заключению, что явно преобладают звуки А и Я.
Группа физиков с помощью эксперимента доказала, что спектральное сложение звуков дает ярко-алый цвет.
Как утверждает группа психологов - это цвет любви, страсти, проникновения, полный воодушевления, беспокойства, радости и стремительности.
Для составления аромата поэтической композиции группа химиков предлагает сочетание пряных ароматов (красный цвет) и цитрусовых нот (легкость, подвижность, молодость). В составе композиции могут быть использованы апельсин, роза, базилик, корица.
Большое количество звуков Р подчеркивает и еще раз утверждает яркость и силу красного цвета. Большое количество мягких и женственных С и Т создает эффект присутствия возлюбленной, придает стихотворению нежность и таинственность. Преобладание твердых звонких букв говорит о силе чувств и эмоциональности автора строк. Эмоциональное впечатление от этого стихотворения рождает образ яркого вихря, пламени.
Учителя: В нашей совместной работы мы показали, что мы можем найти гармоничную связь между стихотворным произведением, цветом и ароматом, опираясь на знания физики, химии, фоносемантики и психологии.
Проведя эксперименты, вы доказали опытным путем, что такая связь существует.
Полностью материал можно прочитать по адресу: http://festival.1september.ru/articles/549843/