ЖИВАЯ ЭТИКА (АГНИ ЙОГА). Форум «ФЕНИКС»

СЕРДЦЕ БУДЕТ ЧАСАМИ ВЕРНЫМИ, КОГДА ПРИЗОВЕТ К МЫСЛИ О ВСЕХ. НЕ НУЖНО УТОМИТЕЛЬНЫХ МЕДИТАЦИЙ, МЫСЛЬ О МИРЕ КРАТКА, И ОТРЕШЕНИЕ ОТ СЕБЯ В НЕЙ ТАК ПРОСТО ОТРАЖАЕТСЯ. ПУСТЬ БУДЕТ МИРУ ХОРОШО!
Текущее время: 19 авг 2019, 00:04

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 7 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Тревожный ребенок
СообщениеДобавлено: 12 май 2010, 14:32 
Не в сети

Зарегистрирован: 03 дек 2009, 21:55
Сообщений: 6021
Cпасибо сказано: 1057
Спасибо получено:
1791 раз в 1187 сообщениях
ТРЕВОЖНЫЙ РЕБЕНОК

Часто приходится слышать жалобы родителей: мой ребенок такой тревожный, он такой нервный, просто не знаю, что с ним делать.
Прежде всего, давайте разберемся в том, что Вы имеете в виду, говоря - мой ребенок тревожный.

Если Ваш ребенок часто капризничает, упрямится, кидает игрушки, устраивает истерики, если он начинает плакать в ответ на Ваше замечание или требование что-то сделать, это еще не значит, что ребенок тревожный. Он может быть избалованный, капризный, агрессивный, упрямый, с ним действительно трудно, но это еще не проявления тревоги, которая может стать постоянной чертой характера или, что еще хуже, перерасти в невроз, в страх какого-то предмета или ситуации (фобию).

Если же он не хочет оставаться один, боится темноты или новых людей и новых, незнакомых ситуаций, с трудом засыпает и плохо спит, часто плачет, вздрагивает от резкого звука – тогда действительно, Ваш ребенок тревожный и есть серьезный повод для Вашего беспокойства.
Прежде всего, надо понять, в чем причина появления этой тревоги и страхов, которая может стать чертой характера и во многом источником не успешности и проблем Вашего ребенка в будущем, во взрослом возрасте. Таких причин может быть несколько, поэтому давайте сначала перечислим их, а затем попробуем понять, какая их них относится к вашему ребенку и что в этом случаем можно сделать, как ему помочь.

Основными причинами появления постоянной, а не ситуативной (то есть возникшей в неблагоприятной ситуации и проходящей вместе с изменением или с исчезновением данной ситуации) тревоги у детей дошкольного возраста могут быть:

1. Сложности, возникшие в период прохождения возрастного кризиса 3-х лет
2. Индивидуальные особенности Вашего ребенка
3. Особенности характера, черты личности ребенка и, прежде всего, неадекватность самооценки
4. Сильный испуг, пережитый ребенком стресс или аффективная ситуация.
5. Нестабильная семейная ситуация, частые ссоры и конфликты близких взрослых
6. Авторитарность, жестко транслируемые чрезмерно высокие требования со стороны взрослого
7. Холодность, отгороженость близких взрослых, неумение или нежелание показать свою любовь и нежность к ребенку.


Как правило, эти причины достаточно тесно связаны между собой. Так, конфликтная атмосфера в семье чаще вызывает тревогу у детей эмоциональных, чувствительных, то есть имеющих определенные индивидуальные особенности, а авторитарность приводит к неадекватной самооценке. Однако, из множества связанных между собой причин одна является главной, ведущей, и для того, чтобы помочь ребенку, надо обязательно ее найти. Ведь, исправляя второстепенные условия, не затронув основные, мы никогда не сможем окончательно победить страхи Вашего ребенка.

Марцинковская Т.Д.


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: Тревожный ребенок
СообщениеДобавлено: 12 май 2010, 14:32 
Не в сети

Зарегистрирован: 03 дек 2009, 21:55
Сообщений: 6021
Cпасибо сказано: 1057
Спасибо получено:
1791 раз в 1187 сообщениях
Способы преодоления тревоги и страхов

Знание причины страхов и тревоги ребенка, помогает выстроить правильное общение с ним и наметить план помощи ему.

Конечно, значительные нарушения психики детей требуют серьезных навыков коррекции и потому в этих случаях необходимо обращаться к психологу.
Однако при небольших трудностях можно помочь детям (предварительная консультация психолога все равно желательна), используя некоторые общие коррекционные приемы. Как уже сказано, причиной многих страхов является недостаток тепла, ласки и уверенности в любви взрослых, испытываемые даже детьми из внешне благополучных семей. Поэтому любой шаг навстречу ребенку, похвала, ласка помогают детям, дают им чувство комфорта и защиты. При общении с детьми надо помнить о том, что инициатором такого общения должен быть взрослый, а не ребенок, который не всегда может подойти и попросить взрослого поиграть или поговорить с ним. Это в первую очередь относится именно к тревожным, неуверенным в себе детям, которым такое общение необходимо.

Надо помнить и о том, что даже в конфликтных ситуациях никогда нельзя оценивать личность ребенка, но надо говорить только о его плохом поступке. В минуты раздражения у нас часто вырываются обидные слова: ”Какой же ты неловкий, от тебя никогда никакой радости, одни огорчения. Опять ты огорчил меня, какой же ты плохой, злой мальчик (или девочка)”.

Но эти слова способствуют снижению самооценки ребенка, которая ни в коем случае не должна переходить в отрицательное отношение к себе. Для того, чтобы дети могли оценить себя правильно, но не испытывали чувства неуверенности, неполноценности, при оценке их поведения (даже очень серьезных проступков) надо оценивать именно поступки, а не личность детей.
Так можно сказать: ”Как мне жаль эту вещь, которую ты разбил. Как же ты мог так обидеть бабушку. Как ты нехорошо поступил, обманув меня. Как же ты вымазался во дворе, мне же теперь все это придется стирать” и т.п.

Вы можете даже расплакаться, закричать или отшлепать ребенка (хотя это и не лучшие способы общения; например, физические наказания никакого отношения к воспитанию не имеют, а только говорят о Вашем бессилии), однако при серьезной провинности ребенок поймет справедливость такого отношения. Единственно, чего не должно быть — это слов “ты всегда”, “ты такой плохой”, “я тебя не люблю”.
После того, как вы остынете, обязательно скажите ребенку, что Вы уверены в том, что он это сделал случайно, что ему надо только потренироваться и он все сможет сделать хорошо, потому что он умный мальчик (хорошая девочка). Конечно, это трудно даже со своими детьми, но такой принцип общения важен с любыми, и, особенно, с тревожными, чувствительными детьми.

Нельзя забывать и о том, что в таком заинтересованном отношении нуждаются не только девочки, но и мальчики, о чем часто забывают, считая, что мальчикам нужен более строгий, отстраненный стиль общения. это опасное заблуждение, которое приводит к развитию страхов и тревоги у детей.


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: Тревожный ребенок
СообщениеДобавлено: 12 май 2010, 14:33 
Не в сети

Зарегистрирован: 03 дек 2009, 21:55
Сообщений: 6021
Cпасибо сказано: 1057
Спасибо получено:
1791 раз в 1187 сообщениях
Оценка детей неуверенных, с заниженной самооценкой, должна в начале строиться по принципу поощрения любой активности, даже если она не очень хорошо получается. Например, если ребенок очень плохо рисует, он не станет мгновенно рисовать лучше, но даже если он просто сам проявил желание что-то нарисовать, или нарисовал чуть менее грязно, чем обычно, это обязательно надо отметить и похвалить его. В процессе работы такие дети также нуждаются в поощрении, они должны быть уверены в том, что их не будут ругать за плохую работу, не будут смеяться над неправильным ответом. И только после достижения определенных позитивных сдвигов в деятельности необходимо начать более объективно оценивать деятельность таких детей.

Изображение
Серьезную помощь тревожным детям могут оказать и занятия рисованием и лепкой. В процессе рисования можно подвести ребенка к мысли о том, что в рисунке могут отразиться и его страхи или злость: ”А теперь нарисуй свой страх. Попробуй отразить в рисунке все, что тебе не нравится, чего ты боишься”. После окончания рисования взрослый берет этот рисунок, прячет его или рвет на глазах у ребенка, говоря о том, что вместе с этим рисунком ушло все, что тревожило ребенка. Такие занятия могут оказать серьезную помощь детям, однако нужно помнить, что подобная работа будет эффективной только, если доверяет ребенок взрослому и между ними существует тесный эмоциональный контакт.

Главным правило помощи тревожному ребенку — установление теплых, доверительных отношений с ним. В психологии есть такое понятие — снять барьеры в общении, то есть наладить тесный контакт и взаимопонимание, снять отчуждение, холодность при общении. И это именно то, что необходимо, если Вы хотите помочь своему ребенку. Откликнувшись на Ваше теплое, заинтересованное отношение, он постарается сделать все, чтобы оправдать его, заслужить Вашу любовь. А это самая лучшая основа для любой работы.


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: Тревожный ребенок
СообщениеДобавлено: 12 май 2010, 14:34 
Не в сети

Зарегистрирован: 03 дек 2009, 21:55
Сообщений: 6021
Cпасибо сказано: 1057
Спасибо получено:
1791 раз в 1187 сообщениях
Способы преодоления тревоги и страхов (продолжение)

ОСНОВНЫЕ СОВЕТЫ:

1. Помните, что главный путь преодоления страха и тревоги дошкольника – это теплая, доверительная атмосфера, уверенность в любви и защите взрослых.

2. Не пытайтесь высмеять страхи детей. Не старайтесь убедить детей (особенно мальчиков) в том, что бояться нечего, и они ведут себя глупо и трусливо.

3. Старайтесь не показывать страшных фильмов или не читать страшных историй, особенно на ночь. Перед сном обязательно посидите с ребенком и почитайте веселую историю, сказку, просто поговорите с ним и поцелуйте его.

4. Если ребенок боится спать в темноте – не переубеждайте и не гасите нарочно свет – пусть спит с ночником. Постепенно делайте свет ночника все слабее, но не выключайте окончательно до полного исчезновения страха темноты.

5. После сильного испуга или любого сильного негативного переживания постарайтесь переключить внимание ребенка на другую, приятную ситуацию, не давайте ему фиксироваться на его страхе или боли.

6. Попробуйте вместе с ребенком сочинить сказку о его страхе или нарисовать картинки на эту тему, а затем совместно обсудить, как могут справиться герои с данной ситуацией.

7. Не рассказывайте при других о тревогах и страхах детей – это только усугубит их тревогу и боязнь новых ситуаций и новых людей.

8. Никогда не грозите ребенку, что Вы его разлюбите или поменяете на другого, хорошего.

9. Старайтесь быть объективны и хвалите или порицайте ребенка только за конкретные поступки, чтобы он точно понимал, за что его хвалят или ругают.

10. Оценивайте всегда только поступки, но не самого ребенка.

Марцинковская Т.Д.


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: Тревожный ребенок
СообщениеДобавлено: 12 май 2010, 14:35 
Не в сети

Зарегистрирован: 03 дек 2009, 21:55
Сообщений: 6021
Cпасибо сказано: 1057
Спасибо получено:
1791 раз в 1187 сообщениях
Страх темноты у детей (коррекционные игры)

Цитата:
Бояться темноты – естественно для ребенка 3- 5 лет, считают психологи. К этому времени он уже набрал приличный багаж знаний, наслушался сказок, насмотрелся фильмов, сам начинает фантазировать, но пока до конца не различает, где кончается мир реальный и начинается воображаемый, не может за пугающим явлением увидеть объяснимое событие – не хватает логики.

Изображение
Это один из самых распространенных страхов у дошкольников и младших школьников. Честно говоря, и среди взрослых найдется немало таких, которым темнота внушает опаску. Сколькие из нас, войдя в темную квартиру, поспешно включают свет в коридоре или даже оставляют его невыключенным в свое отсутствие, предпочитая заплатить за лишние киловатты, но не подвергать себя неприятным ощущениям. В темноте есть нечто мистическое, недаром у всех народов с ночью и темнотой связано множество страшных поверий, легенд и сказок. Особенно силен страх темноты у народов, не затронутых современной цивилизацией, а поскольку у детей архаическое коллективное бессознательное проявляется гораздо ярче, чем у взрослых (недаром им так близки сказки), то неудивительно, что темнота часто вызывает у них панический ужас.

Поэтому ни в коем случае не нужно заставлять ребенка засыпать в темной комнате. Это можно делать только с его согласия. Казалось бы, столько на эту тему понаписано, а до сих пор множество родителей уверено, что сон при включенной люстре для детской психики гораздо вреднее, чем ежевечерний стресс. Они и стрессом-то это не считают! "Пусть привыкает" - вот распространенный ответ. Хотя потом, когда ребенок, раскрывшись в работе с психотерапевтом, начинает рассказывать, какими чудовищами населена для него темнота, их самих прошибает холодный пот.

Но с другой стороны, ни в коем случае не насилуя волю ребенка, следует предлагать ему различные игры, в которых он незаметно преодолеет страх темноты.

1. "Зверушки в норке" (для детей 3-4 лет)
Ложась с ребенком в постель при включенном свете, накройтесь одеялом и приговаривайте примерно следующее: "Мы с тобой маленькие белочки (зайчики, мышки - кто ему больше нравится), мы лежим в нашей уютной норке. Там, на улице, темно, холодно, идет дождь, воет ветер, а у нас с тобой тепло, тихо, уютно. И никто к нам не придет, никого мы не пустим. В нашей норке толстые стены, нам никто не страшен". Говорить следует убаюкивающе, чтобы ребенок расслаблялся и постепенно засыпал.
Утром можно сыграть, как к зверюшкам попытался залезть в норку злой волк (роль которого можно периодически предлагать и ребенку), а зверюшки его прогнали. Вечером же этого варианта следует избегать, чтобы ребенок не перевозбудился.

2. "Бобры"
(для детей 3-6 лет)
Охотник пытается поймать бобра (или бобров, если играют несколько детей). Бобер прячется от него под столом, накрытым скатертью, свисающей до пола, и сидит там, пока не убедится в том, что охотник ушел и можно вылезать. Время сидения в темноте следует понемногу увеличивать. (Например, охотник может сказать, что он сейчас обшарит соседнюю рощицу - то есть выйдет в соседнюю комнату - и вернется.) Бобра же надо постепенно побуждать к тому, чтобы он не просто прятался, а придумывал, как ему защитить свое жилище.

3. "Кто притаился в темноте?"
(для детей 4-8 лет)
Эта игра проходит гораздо оживленнее, если в ней участвуют несколько детей. Ребенок (он называется своим, а не вымышленным именем) ложится на кровать или на два сдвинутых кресла и делает вид, будто засыпает. Поначалу свет выключается понарошку, но со временем можно будет делать это и по-настоящему. Внезапно в темноте ребенку чудится какое-то лохматое чудовище. Он дрожит от ужаса, хочет закричать, позвать маму, но потом собирается с духом, встает, зажигает свет... И выясняется, что чудовище - это маленький, милый котенок (изображаемый либо куклой, либо другим ребенком).

Для детей 6-8 лет эту игру можно усложнить. Пусть ребенок попытается жестами изобразить то, что ему привиделось в темноте, а другие дети попробуют отгадать. (В следующий раз, когда пантомимические возможности будут исчерпаны, можно называть первую и последнюю буквы загаданного слова.) Тому, кто отгадает, присуждаются очки.

4. "В темной норе" (для детей 4-5 лет, игра предложена М. И. Чистяковой)
Два друга, Утенок и Зайчонок, пошли гулять. По дороге им встретилась Лиса. Она заманила друзей в нору, пообещав им угощенье. Но когда малыши пришли к Лисе, она открыла дверцу в свою нору и предложила им зайти первыми.
Только переступили порог Утенок и Зайчонок, как Лиса быстро закрыла дверцу на крючок и засмеялась: "Ха-ха-ха! Ловко я вас провела. Побегу я теперь за дровами, разведу огонь, вскипячу воду и брошу в нее вас, малышей. То-то вкусное у меня будет угощенье!" Утенок и Зайчонок, оказавшись в темноте и услышав насмешку Лисы, поняли, что попались. Утенок заплакал и стал громко звать свою маму. А Зайчонок не плакал, он думал. И наконец предложил Утенку вырыть подземный ход. Вскоре в небольшую щелку проник свет, щелка становилась все больше и вот друзья уже на воле. Утенок и Зайчонок обнялись и радостные побежали домой. Пришла Лиса с дровами, открыла дверцу, осмотрела нору и замерла от удивления: в норе никого не было!
Норой должно служить помещение, в котором нет естественного освещения (коридор, кладовка и т. п.). Дети роют подземный ход, скребя пальцами по двери. Взрослый ведущий через некоторое время начинает потихоньку приоткрывать дверь.
Если у ребенка нет партнера на роль второго зверька, пусть он либо изображает обоих персонажей (скажите ему, что так даже интереснее: он может говорить на разные голоса или взять в партнеры мягкую игрушку), либо попадает в лисью нору один.

5. "Кукольные прятки" (для детей 4-6 лет)
В этой игре прячутся не дети, а игрушки. Причем некоторые прячутся в освещенном помещении, а некоторые - в темном (днем - в комнате с плотно задвинутыми шторами, вечером - при включенном ночнике). За игрушку, найденную в темноте, дается больше очков, чем за лежащую на свету. Поначалу подыгрывайте ребенку, оставляйте игрушки в затемненной комнате на видном месте.

6. "Смелый разведчик" (для детей 5-8 лет)
Можно играть в компании, а можно вдвоем со взрослым. Лучше вплести эпизод про смелого разведчика в развернутую игру в войну, чтобы все получилось естественней и интересней. В какой-то момент ребенок (называемый, опять-таки, своим настоящим именем) получает задание сходить ночью на разведку. В затемненном помещении раскладывается оружие, принадлежащее врагу. Ребенок должен все сосчитать и доложить командиру. Командир награждает его медалью за отвагу.

Автор: Т.Л. Шишова


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: Тревожный ребенок
СообщениеДобавлено: 12 май 2010, 14:36 
Не в сети

Зарегистрирован: 03 дек 2009, 21:55
Сообщений: 6021
Cпасибо сказано: 1057
Спасибо получено:
1791 раз в 1187 сообщениях
СТЕСНИТЕЛЬНЫЙ РЕБЕНОК

Сколько раз в жизни даже самому маститому и заслуженному деятелю приходилось робеть перед магически поблёскивающим телефоном или смущаться, регистрируясь в гостинице или покупая модные аксессуары? Никто в этом мире не застрахован от того, чтобы хоть раз в жизни немного испытать смущение или робость!
Стоит ли удивляться, что наши дети подвержены тем же самым проблемам, что и мы сами. Стеснительный ребёнок должен получить помощь извне.

Изображение
Стеснительность, застенчивость, робость – столько синонимов создал русский язык для того, чтобы описать это неприятное состояние беспомощности и страха, когда ты не в силах и слово произнести в ответственный момент! Раньше, в былые времена, стеснительность приравнивалась к скромности, а скромность ценилась очень высоко, практически на вес золота. Скромных считали богатством нации, скромность подчёркивалась как ведущая черта у наших звёздных пионеров и других активистов советского движения.
Времена изменились, изменились и нравы, и вот уже скромный и стеснительный человек считается неудачником, он как бы выпадает за рамки успеха, его не берут в расчёт. Стеснительный ребёнок не умеет вовремя постоять за себя, возразить, ему сложно сказать нет, а ещё он как огня боится звонков по телефону и отвечать перед классом у доски!

Ох уж эти ответы перед доской! Это пытка и ночной кошмар любого стеснительного ребенка. Стоит ли говорить, что даже у самого талантливого отличника язык отнимется перед аудиторией!? К сожалению, не все учителя готовы понять такой разворот событий. Для них молчание насупившегося стеснительного ребёнка – признак невыученного задания.

Что здесь можно сделать?
Для начала надо поговорить с учителем и мягко (очень мягко!) попросить его пореже вызывать стеснительного ребёнка к доске, а спрашивать с места. Необходимо, чтобы это действительно прозвучало как ПРОСЬБА, а не ультиматум. Посвятите учителя в проблему, объясните, докажите. Вряд ли кто-то пойдёт наперекор.

Однако вечно так продолжаться не сможет, поэтому ваша главная задача – не устранить травмирующие ситуации, а научить вашего стеснительного ребёнка с умом преодолевать их и воспитывать в себе героя. Пусть он почаще подходит к продавцам в магазине и расплачивается за покупки. Конечно, наши продавцы не блещут этикетом, но разве осмелятся они нахамить ребёнку? Смысл подобных манипуляций – в ликвидации социофобии, являющейся одной из причин того, что ребёнок отказывается общаться с людьми. Это уже даже не стеснительность, а что-то вроде комплекса, всегда готового развиться из обычной и, казалось бы, безобидной робости.

Страх перед телефоном можно преодолеть достаточно быстро, если определить, что именно заставляет стеснительного ребёнка бояться звонить. Иногда это просто ассоциации с чем-то не очень приятным. Например, с обязанностью звонить за уроками, когда заболел. Есть немного странный, но вполне действенный способ преодолеть этот страх. Пусть ребёнок звонит за заданиями с мобильного телефона, - это добавить ему интереса и любопытства, которые переборют страх и робость.

Самое пагубное в стеснительном ребёнке, да и в человеке вообще, - это неумение вовремя сказать нет. Это очень важно – в необходимый момент отказать или настоять на своём. Стеснительный ребёнок не может этого сделать, чтобы «не обидеть» собеседника, и, в результате, может попасть в очень неприятную, и опасную ситуацию.
Стеснительный ребёнок легко может попасть в плохую компанию или угодить в лапы секты. Бороться с этим можно только единственным путём – путём объяснения всех возможных ситуаций. Просто поговорите с ребёнком на тему того, что может с ним случиться, расскажите обо всём, что представляет для него опасность, докажите, что иногда сказать нет – это не значит обидеть кого-то, а просто настоять на своём мнении и проявить себя взрослым и самостоятельным.

Разумеется, к вашим услугам всегда штатные психологи в школе и специализированных центрах. Однако отнеситесь к ним с должной мерой осторожности. От разового похода стеснительный ребёнок быть таковым не перестанет, здесь необходимы серии приёмов, чтобы наладить контакт и добиться хоть какого-то результата. От одноразовой встречи ребёнок может ещё больше замкнуться в себе, увидев незнакомого человека, задающего ему непонятные вопросы.

Запомните – скромность – не порок, это просто черта характера. Иногда вам будет казаться, что ваш ребенок навсегда останется "скромнягой", но на самом деле трудно предсказать заранее, как со временем изменится его характер. Многие дети, очень стеснительные в период начальной школы, потом становятся боевыми. В любом случае, ваша основная обязанность воспринимать стеснительность ребенка как естественную черту характера и создавать все условия, чтобы он чувствовал себя комфортно в любой ситуации.


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: Тревожный ребенок
СообщениеДобавлено: 12 май 2010, 14:38 
Не в сети

Зарегистрирован: 03 дек 2009, 21:55
Сообщений: 6021
Cпасибо сказано: 1057
Спасибо получено:
1791 раз в 1187 сообщениях
ДЕТСКИЕ СЛЕЗЫ

Изображение
Детские слезы — явление вполне обычное. Это своеобразный предъязык, усвоенный ребенком еще в младенчестве и успешно применяемый и в более позднем возрасте.

У детского плача множество оттенков и смыслов: бывает плач — испуг, плач — обида, плач — боль, плач — желание, плач — горе, плач — способ привлечь внимание, плач — недовольство, плач — каприз, плач — манипуляция, плач — требование свободы, плач дискомфорта, плач непонятости другими, плач — разочарование, плач недостижения желаемого, плач — осознание невозможности чего-либо и т. п.

Только для постороннего уха плач – это неприятный раздражитель, своеобразная какофония звуков – от всхлипываний и прерывистого дыхания до завываний и рева. Близкие же люди умеют вычленить в нем не только призыв о помощи, но часто и конкретную причину, породившую слезы. По тембру, громкости, модуляциям плача они умеют определить, что ребенок упал и ушибся, что его обидели несправедливо, или он куда-то не успел.

Плач, слезы лишь дополняют арсенал человеческих средств общения, делая его более разнообразным, гибким и универсальным. Другое дело, что не всем доступны его приемы, поскольку они сложны для понимания и правильной интерпретации. Тогда-то первые, незамутненные результатами неудачного взаимодействия со взрослыми, «такты» детского плача дополняются и искажаются оттенками обиды, разочарования, желания усилить вызванную реакцию.

Поэтому очень важно уметь по плачу ребенка понять, чего он хочет, поскольку плачущий малыш говорит с трудом, если вообще на это способен, а мимика его искажена общим выражением страдания. Если же взрослые любыми средствами стараются лишь прекратить этот процесс, поскольку слезы, крики, плач детей действуют им на нервы, то они рискуют не просто увеличить дистанцию между собой и ребенком, а воздвигнуть настоящую стену равнодушия и непонимания.

Однако есть дети, которые плачут явно чаще и больше других. Известный чешский психолог образно называет их «юдоль слез». Они исторгают слезы по любому поводу, сочувствуя персонажам любимой сказки или кинофильма, видя мертвого жука или птичку, слыша громкие, раздраженные возгласы, сталкиваясь с трудностями или несправедливостью, безутешно рыдают, испытав физическую боль или вступая в конфликтное взаимодействие с кем-либо.
Папы и мамы таких ребят испытывают постоянную неуменьшающуюся тревогу за них.

Но как помочь таким детям?
Простого, универсального рецепта здесь нет! Каждый ребенок уникален. Однако можно с уверенностью сказать, что чувствительность и ранимость являются признаками специфического психического склада таких детей, свойствами их нервной системы. Изменить эти врожденные особенности по своему желанию нельзя. И тем более здесь не помогут такие средства воспитательного воздействия, как уговоры, упреки, наказания, насмешки. Любые насильственные меры вызовут лишь большую напряженность, волнение, а значит, еще сильнее ослабят нервную систему ребенка, отнимут у него силы, уверенность в себе.

Даже самые любящие родители не смогут оградить детей от всех жизненных неприятностей. Человека, пусть пока и маленького, нельзя постоянно держать под «стеклянным колпаком». Поэтому самая лучшая тактика в общении со сверхчувствительными детьми — это дать им право оставаться такими, какие они есть, не проявлять свою раздражительность и сверхозабоченность в ответ на их непрерывные слезы, рев и плач. (Чувство вины за ваше настроение лишь усугубит состояние такого мальчика или девочки.) А вот побыть с ним рядом, дать ему почувствовать вашу готовность прийти ему на помощь — это очень важно для ребенка.
Можно попробовать переключить внимание малыша на что-то другое, но не абстрактное, а сугубо конкретное (другой вид деятельности, другой круг общения, дать ему простое, но четкое предметное задание).
Может быть, кого-то из родителей, воспитателей успокоит тот факт, что чрезмерно высокая чувствителность проходит со временем. Вряд ли кто-то останется слезливым, эмоционально незащищенным на всю жизнь.
Когда у ребенка начнут активно формироваться механизмы волевой регуляции своего поведения (обычно это происходит к 10—15 годам), то нежелательные эффекты исчезнут сами собой, без специальных усилий со стороны взрослых.

Поэтому еще один совет мамам и папам, бабушкам и дедушкам таких детей — это терпение и еще раз терпение. И не забывайте о том, что высокая эмоциональная чувствительность самым тесным образом связана с отзывчивостью, добротой, сердечностью, готовностью прийти на помощь, встать на защиту слабого, а это очень ценные человеческие качества!

Поэтому, как ни странно звучит этот призыв, — прислушайтесь к детскому плачу, вникните в его смысл, а не пытайтесь как можно быстрее прервать его, осушить ребячьи слезы. Плач и слезы — это язык детского общения, так не будьте глухи к нему лишь потому, что разучились говорить на нем сами.


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 7 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB