Зарегистрирован: 25 июн 2010, 18:37 Сообщений: 4861 Cпасибо сказано: 2071 Спасибо получено: 2640 раз в 1662 сообщениях
|
-2- Научный семинар «Ю.Н. Рерих как буддолог», в программу которого вошли различные вопросы, связанные с культурой и философией буддизма, стал основным событием знаменательного дня. Л.В. Сургина, российский куратор ММТР и сотрудник МЦР, в своем вступительном слове рассказала об основных научных достижениях Ю.Н. Рериха в области изучения тибетологии и буддизма. К ним относятся, в частности, книга «Тибетская живопись», перевод фундаментального труда об истории буддизма в Тибете «Голубые анналы», статьи, посвященные истории и культуре Центральной Азии. Возвратившись на Родину, Юрий Николаевич возрождает серию «Библиотека Буддика», под его редакцией выходит в свет знаменитый трактат «Дхаммапада».
С докладом о тибетской иконографии выступил перед участниками семинара г-н Рамеш Чандер, индийский куратор ММТР. Тибетское искусство имеет более чем тысячелетнюю историю и неразрывно связано с философией и религиозной практикой буддизма. Что бы ни изображалось на тибетских тханках (космос, духовные миры, Будды, Бодхисаттвы), каждая их деталь содержит в себе глубокое символическое значение. Докладчик отдельно остановился на популярных в тибетской иконографии образах Авалокитешвары, Падмасамбхавы, Махакалы, знаменитого философа Нагарджуны. Рамеш Чандер также подчеркнул актуальность в современном мире одной из основных идей буддизма – идеи сострадания ко всем живым существам.
Сообщение Ольги Карасевой «Поиск общих оснований: последние взаимодействия между буддизмом и западной наукой» собравшимся зачитал Александр Переверзев, помощник Российского куратора ММТР. О. Карасева (сама она не смогла участвовать в семинаре) – аспирант отдела Центрально-Азиатских исследований университета Дж. Неру (Дели, Индия). В последние два десятилетия при активной поддержке Его Святейшества Далай-ламы XIV в университете работает семинар, посвященный исследованиям так называемых нейронаук – междисциплинарной области знаний, занимающейся изучением нейронных процессов. Основное внимание уделяется достижениям нейробиологии, нейропсихологии и психофармакологии. В процессе исследования таких вопросов, как существование различных уровней сознания, взаимосвязь между этикой и здоровьем, между эмоциями и физическими характеристиками мозга и др., были найдены определенные эмпирические подтверждения парадигмы, в соответствии с которой тело и мозг скорее являются проводниками психических процессов, нежели выступают в качестве их первоосновных причин. Через призму буддийской философии ученые рассматривают новейшие открытия астрофизики и квантовой физики, проводят параллели между квантовым вакуумом и постулатами Калачакры и т.д. В своих трудах Далай Лама призывает к созданию универсальной этики на основе новой науки, работающей в тесной кооперации с буддийской философией. Как утверждал и Ю.Н. Рерих, «теперь единственный путь человечества – знание, все дело теперь за наукой».
Следующие докладчики продолжили развивать тему диалога буддизма и науки, затронутую в докладе О. Карасевой. Андрей Емелин, кандидат психологических наук (Москва), осветил вопросы сходства и различий во взгляде на природу психики человека со стороны буддийской и современной психологии. Существует принципиальное различие между целями предлагаемых психологических практик: приспособление к существующим в обществе условиям и усиление личностных способностей, со стороны западной психологии, – и переход на иной, более высокий уровень сознания, со стороны буддийского подхода. Но намечаются и точки сближения: в последнее время в рамках некоторых направлений психологии (гештальт-психология и трансперсональная психология) разрабатываются специальные практики внимательности и осознанности, развития личности. Если человек будет думать не о себе, посылать окружающим мысли об избавлении от страданий и достижении счастья, то он будет способствовать более гармоничной жизни общества и сам излечится от многих страхов и тревог.
Петр Абрамов, кандидат философских наук, научный редактор журнала «Культура и время» Международного Центра Рерихов, выступил с сообщением «Буддийская космология». Обращаясь к космологии буддизма, следует помнить, что для него внешний мир – это лишь относительная, а не абсолютная, самодостаточная реальность. Различные вариации буддийской космологии представлены в таком направлении буддизма, как Хинаяна, в космологии бесчисленных полей будд Махаяны, а также в Калачакре, или учении Колеса времени. Глубокими и не противоречащими современным научным данным являются представления буддизма об атомах или частицах пустоты, о возникновении мира под действием естественных причин, а не по воле всемогущего Бога и др. В то же время Далай-лама XIV отмечает, что ряд устаревших идей традиционной космологии буддизма должны быть исключены из буддийского учения.
Г-жа Рози Кханна, исследователь и общественный деятель штата Химачал-Прадеш, представила доклад «Религиозная культура долины Кулу». Долина Кулу – это выдающееся место в культурном и археологическом плане. Когда-то здесь, как писал Н.К. Рерих, процветали десятки буддийских монастырей. Религия бон-по оставила свой след в современных верованиях, где смешались буддизм, индуизм, шаманизм. Множество легенд и сказаний связано с героями и мудрецами, населявшими с глубокой древности эту долину. Соприкосновение с жизнью таких святых индуизма, как Ману, Риши Васиштха и Джамадагни, а также созерцание величественно-прекрасных Гималаев преображает жизнь человека. И самое главное, отметила докладчица, все мифы и легенды свидетельствуют о непреложном законе – добро всегда побеждает зло, а Свет обязательно рассеивает тьму! 
|
|