ЖИВАЯ ЭТИКА (АГНИ ЙОГА). Форум «ФЕНИКС»

СЕРДЦЕ БУДЕТ ЧАСАМИ ВЕРНЫМИ, КОГДА ПРИЗОВЕТ К МЫСЛИ О ВСЕХ. НЕ НУЖНО УТОМИТЕЛЬНЫХ МЕДИТАЦИЙ, МЫСЛЬ О МИРЕ КРАТКА, И ОТРЕШЕНИЕ ОТ СЕБЯ В НЕЙ ТАК ПРОСТО ОТРАЖАЕТСЯ. ПУСТЬ БУДЕТ МИРУ ХОРОШО!
Текущее время: 18 авг 2019, 03:57

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 8 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Индийские варианты картины Н.К. Рериха "САНТАНА"
СообщениеДобавлено: 24 май 2010, 14:40 
Не в сети
АКТИВНЫЙ УЧАСТНИК
АКТИВНЫЙ УЧАСТНИК
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 07 мар 2010, 14:55
Сообщений: 1481
Cпасибо сказано: 579
Спасибо получено:
791 раз в 455 сообщениях
ИНДИЙСКИЕ ВАРИАНТЫ КАРТИНЫ Н.К. РЕРИХА
"САНТАНА"
(1928-1938)

Художник, в отличие от писателя, имеет счастливую возможность многократно возвращаться к одному и тому же сюжету. Хорошо известно, что Н.К. Рерих этой возможностью пользовался очень широко. Часто на протяжении многих лет он вновь и вновь обращался к наиболее важным для него темам.

Это особенно ярко проявилось в поздний (индийский) период его творчества. Если исключить чисто пейзажные произведения (только священная вершина Канченджанги изображалась Рерихом не менее двадцати пяти раз), ясно проявляется связь между значимостью темы для художника и числом вариантов произведений на тот или иной сюжет.

Так, известно четыре «Вестника» (1914–1946) и три «Вестника от Гималаев» (1940) [1] , пять вариантов «Ведущей» (1924–1944) [2] , семь вариантов картины «Шамбале Даик (Весть Шамбалы)» (1931–1946) [3] , двенадцать произведений «Майтрейя», «Майтрейя в пути», «Майтрейя Победитель» (1925–1937) [4] . Число подобных примеров легко умножить.

Казалось бы, сюжет «сантаны» – «потока жизни» – и мудреца, находящего в себе силы остаться вне его сиюминутных искушений, остаётся исключением из этого правила. Единственное хорошо известное в России полотно, написанное в 1937 г., находится в собрании Новосибирской картинной галереи. Известно также, что Н.К. Рерих обращался к этой теме и в своём литературном творчестве [5] . В каталоге В.В. Соколовского [6] приводится ещё одно художественное произведение, датированное 1935–1936 гг. и находящееся в США, однако никаких более подробных сведений пока о нём найти не удалось.

Изображение

Н.К. Рерих. Сантана. 1937


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: Индийские варианты картины Н.К. Рериха "САНТАНА"
СообщениеДобавлено: 24 май 2010, 14:45 
Не в сети
АКТИВНЫЙ УЧАСТНИК
АКТИВНЫЙ УЧАСТНИК
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 07 мар 2010, 14:55
Сообщений: 1481
Cпасибо сказано: 579
Спасибо получено:
791 раз в 455 сообщениях
Правда, сам Н.К. Рерих указывал на существование ещё одной картины. В 1937 г. в очерке «Индия» [7] Рерих пишет об открытии постоянных экспозиций своих произведений сначала в городе Варанаси (Бенаресе), потом в Аллахабаде, а затем и о том, что «траванкорское правительство при содействии Дж. Кезанса [8] приобрело целую группу картин для своей государственной галереи Шри Читралайам». А в 1940 г. для картин Рериха в галерее выделяется специальный зал, и в очерке «Странники» [9] он отмечает: «17 февраля в Читралайам Траванкора открыт наш зал. Там теперь и “Сантана” [Выделено мной. – П. К.], и “Шамбале Даик”, и “Генисаретское озеро”, и “Брамапутра”, и русская “Открываем врата”, и “Пламенные мысли”…».

Художественная галерея «Шри Читралайям» была создана стараниями молодого (в 1931 г., в год коронации, ему ещё не исполнилось двадцати двух лет) правителя княжества Траванкор, махараджи Бала Рамы Вармы и его супруги, махарани. В очерках начала 1940‑х годов Н.К. Рерих тепло отзывается о них: «Иногда кажется, что говоришь словно в подушку. Но вот когда Святослав был приглашён писать портрет магараджи Траванкора, то оказалось, что очерки не только читаны, но и дали много друзей» [10] . И чуть позже: «Траванкор преуспевает. Махарани заботится об искусстве. Имеет чутьё. Несмотря на войну, собирается строить новую большую галерею для картин. Святослав делает проект. Если бы не война, то много культурных начинаний повыросло бы» [11] . Упомянутый портрет махараджи, как и портрет его супруги, и сейчас находятся в Индии.

В 1941 г. музейное собрание пополняется: «Выставка в Траванкоре. Для Государственного музея Шри Читралайам приобретены мой диптих “Чаша героя”, “Вестник” и “Армагеддон”. У Святослава: “Домой” (хорош лунный свет), “Гонец” (много движения и во всаднике и в тумане) и мой портрет. Уже три портрета [написанные С.Н. Рерихом. – П. К.] в здешних музеях. В Аллахабаде – с книгой, в Бенаресе – рисунок, в Траванкоре – с камнем. Дома он назывался “Адамант”. У каждого портрета было своё имя. В моём зале в Читралайам было десять картин, теперь ещё три» [12] .


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: Индийские варианты картины Н.К. Рериха "САНТАНА"
СообщениеДобавлено: 24 май 2010, 14:49 
Не в сети
АКТИВНЫЙ УЧАСТНИК
АКТИВНЫЙ УЧАСТНИК
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 07 мар 2010, 14:55
Сообщений: 1481
Cпасибо сказано: 579
Спасибо получено:
791 раз в 455 сообщениях
В 1997 г. мы вместе с болгарским фотографом Венциславом Симеоновым работали в этом музее в г. Тируванантапурам (бывший Тривандрам, столица индийского штата Кералы, созданного в результате слияния княжеств Траванкор, Кочин и части штата Мадрас) [13] . В то время в галерее «Шри Читралайям» находилось семь художественных произведений Н.К. Рериха и семь – С.Н. Рериха. Среди них нет «Пламенных мыслей», «Брамапутры», «Чаши героя», нет и портрета «Адамант».

Однако «Сантана», экспонируемая под названием «Гималайская река», сохранилась. «Гималайская река» фигурирует под № 147 и в составленном самим Н.К. Рерихом списке живописных произведений за 1938 г. [14] А в конце того же года репродукция этой картины была опубликована в индийско-американском журнале «Фламма» (с указанием на её принадлежность к собранию галереи «Шри Читралайям»), но уже под своим первым названием, «Сантана» [15] .

Изображение

Н.К. Рерих. Сантана. 1938.
Художественная галерея «Шри Читралайям» (Тируванантапурам, Керала, Индия)

В этом же журнале, в статье о собрании картин Рерихов в галерее «Шри Читралайям» К.П. Падманабхан Тампи писал: «Во флигеле галереи Шри Читралайям целый зал выделен для экспозиции их [Н.К. Рериха и С.Н. Рериха. – П. К.] произведений. Блистающая красотой форм и красок, «Сантана – поток жизни» – самая примечательная картина, раскрывающая характер творчества великого мастера. Богатая символикой, она должна обратить взгляд смертного к небесам. Река жизни петляет в тёмном каменном лабиринте. Фрагмент радуги – символ эфемерности сущего – виден над рекой, за которой на фоне пламенеющего неба поднимаются покрытые снегом вершины. На переднем плане справа – фигура погружённого в медитацию йога. В его правой руке чётки, левая же указывает на Небеса. Фигура неподвижного йога резко контрастирует с быстрым течением реки. Жизнь потоком спускается с горных высот; картина утверждает победу Воли над Природой. Как отметил доктор Кезанс, основной контраст «Сантаны» – между беспомощностью движения и достигнутой внутренней стабильностью» [16] .


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: Индийские варианты картины Н.К. Рериха "САНТАНА"
СообщениеДобавлено: 24 май 2010, 14:52 
Не в сети
АКТИВНЫЙ УЧАСТНИК
АКТИВНЫЙ УЧАСТНИК
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 07 мар 2010, 14:55
Сообщений: 1481
Cпасибо сказано: 579
Спасибо получено:
791 раз в 455 сообщениях
Мы предполагали, что какие-то произведения могли быть подарены Н.К. Рерихом выдающемуся индийскому физику и биологу Джагдиш Чандре Босу [18] . Можно было надеяться, что они сохранились в стенах Института имени Дж.Ч. Боса в Калькутте – одного из крупнейших научно-исследовательских центров современной Индии, носящего имя его основателя.

Позже удалось выяснить, что каких-либо работ Н.К. Рериха в этом Институте нет. Однако, заведующий небольшим институтским музеем Дж.Ч. Боса, господин Дибакар Сен подтвердил, что, действительно, в 1928 г. к 70‑летию учёного Рерих подарил Босу одну из своих работ. Дибакар Сен предполагал, что эта картина может находиться у его наследников, и пообещал попробовать связаться с ними.

В написанной Д. Сеном книге о Дж.Ч. Босе (на бенгали) оказалась воспроизведена надпись на оборотной стороне этой картины: «To Sir Jagadis Bose in the name of great knowledge and Beauty. N. Roerich. 26 October, 1928» [19] . В той же книге приводилась цитата из письма Н.К. Рериха, сопровождавшего этот дар:

«Dear Sir Jagadis,
Several times in my books I mentioned your honoured name as an example of lofty achievement <…>.
Let this painting ever remind you of my sincere feelings and my admiration of your works.
Most cordially yours,N. Roerich» [20] .
Изображение

Джагдиш Чандра Бос (1858—1937)


В 1958 г. Индия отмечала 100‑летие великого учёного. В Калькутте прошла юбилейная выставка, в одном из разделов которой были выставлены картины из собрания Дж.Ч. Боса. Как видно по описанию, приводимому в каталоге выставки [21] , основу этого собрания составили произведения основателей «школы Бенгальского Возрождения» [22] , возникшей на рубеже XIX–XX вв. – Обониндраната Тагора (в том числе его портрет дяди, Рабиндраната Тагора), Нандалал Боса, Гогендроната Тагора (одна из картин, по описанию в каталоге, – «мистическое изображение Джагдиш Чандры, работающего со своими электрическими приборами»). Видимо, все они были подарены учёному самими художниками, а также Р. Тагором, с которым Дж.Ч. Бос был дружен. Среди других произведений, принадлежавших учёному, – портрет Сестры Ниведитты (автор не указан), выполненные молодыми художниками копии фресок Аджанты, а также многочисленные североиндийские миниатюры, собранные Босом в Пенджабе. Есть в каталоге и описание интересующей нас работы: «“Santana, the Stream of Life” by Nicholas Roerich. – “Between two heavenly streams before the highest summits, the sage contemplates the great meaning of life”. Presented on the occasion of the 70th birthday of Jagadish Chandra, 1928» [23] . Из этого текста стало ясно, что Дж.Ч. Босу была подарена Н.К. Рерихом именно «Сантана» (возможно та, что упоминалась в «наггарской рукописи»), и что впервые к этому сюжету художник обратился ещё в 1928 г., на десятилетие раньше «новосибирской» и «траванкорской» картин.


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: Индийские варианты картины Н.К. Рериха "САНТАНА"
СообщениеДобавлено: 24 май 2010, 14:56 
Не в сети
АКТИВНЫЙ УЧАСТНИК
АКТИВНЫЙ УЧАСТНИК
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 07 мар 2010, 14:55
Сообщений: 1481
Cпасибо сказано: 579
Спасибо получено:
791 раз в 455 сообщениях
Благодаря усилиям Дибакар Сена и счастливому стечению обстоятельств, в последний день нашего пребывания в Калькутте нам удалось встретиться с внучатым племянником Дж.Ч. Боса и увидеть эту картину. Она сильно отличается от произведений 1937–1938 гг. своей композицией. Мудрец стоит на камне у водопада, падающего двумя узкими струями с вертикальной скалы, за которой белой стеной встают Гималаи. Сложив руки за спиной, он задумчиво смотрит на убегающую вниз воду и, возможно, действительно постигает в этот момент, говоря словами каталога, «великий смысл жизни».

К сожалению, картина находится в очень плохом состоянии. Краски сильно выцвели, холст в нижней части повреждён и запачкан пятнами синей краски постороннего происхождения. Мы говорили с хозяевами дома (формально картина принадлежит Мемориальному фонду Дж.Ч. Боса) о необходимости её реставрации. Однако удастся ли провести квалифицированные реставрационные работы, осталось неясным.

Изображение

Н.К. Рерих. Сантана. 1928. «Ачарья Бхаван»
Мемориальный фонд Джагдиш Чандры Боса (Калькутта, Индия)

Таким образом, на сегодня известно три авторских варианта картины «Сантана»:

* «калькуттская» 1928 г. (холст, темпера, 134,5x83,5 в свету, левом нижнем углу монограмма и год – 1928),
* «новосибирская» 1937 г. (холст, темпера, 92x153,5)
* «траванкорская» 1938 г. (холст, темпера, 90x120 в свету).


Возможно, дальнейшие исследования приведут к выявлению и других, пока не известных вариантов этого замечательного произведения Н.К. Рериха.

П.И. КРЫЛОВ


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
За это сообщение пользователю Максим "Спасибо" сказали:
admin, Надежда
 Заголовок сообщения: Re: Индийские варианты картины Н.К. Рериха "САНТАНА"
СообщениеДобавлено: 24 май 2010, 14:57 
Не в сети
АКТИВНЫЙ УЧАСТНИК
АКТИВНЫЙ УЧАСТНИК
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 07 мар 2010, 14:55
Сообщений: 1481
Cпасибо сказано: 579
Спасибо получено:
791 раз в 455 сообщениях
ПРИМЕЧАНИЯ

[1] 1) Вестник. 1914 – ГРМ, 1922 – США (местонахождение неизвестно), 1924 – Теософское общество в Адьяре (Ченнаи, Мадрас, Индия), 1946 – ГМВ; 2) Вестник от Гималаев. 1940 – ГРМ, 1940 – МЦР, 1940 – Художественная галерея «Шри Читралайям» (Тируванантапурам (Тривандрам), Индия).
[2] Ведущая. 1924 – частное собрание (США), 1932 – Муниципальный музей г. Аллахабада (Индия), 1944 – ГМВ, 1944 – МЦР.
[3] Шамбале даик (Весть Шамбалы). 1931 – NRM, 1932 – США (местонахождение неизвестно), 1933 – Муниципальный музей г. Аллахабад (Индия), 1933 – ГМВ, 1938 (?) – Художественная галерея «Шри Читралайям» (Тируванантапурам (Тривандрам), Индия), 1940 – местонахождение неизвестно, 1946 – Мемориальная квартира Ю.Н. Рериха (Москва).
[4] 1) Майтрейя. 1932 – ГХМЛ (2 произведения), 1933 – ГМВ (2 произведения); 1933 – Муниципальный музей г. Аллахабад (Индия); 1934 – NRM; 1937 – Музей «Бхарат Кала Бхаван» (Варанаси (Бенарес), Индия), недатированное – Художественная галерея «Шри Джаячамараджендра» (Майсор, Индия). 2) Майтрейя в пути. 1928 – частное собрание (США). 3) Майтрейя Победитель. 1925 – частное собрание (США), 1925 – Нижегородский художественный музей.
[5] Рерих Н.К. Сантана [1940 г.] // Листы дневника. Т. II. М., 1995. С. 317–318.
[6] Соколовский В.В. Каталог художественных произведений Н.К. Рериха с 1885 по 1947 г. Новосибирск, 1996.

[7] Рерих Н.К. Индия [1937 г.] // Из литературного наследия. М., 1974. С. 121–122.
[8] Кезанс (или Козинс, Козенс) Джемс (Dr. J.H. Cousins) – английский искусствовед, друг семьи Рерихов и автор ряда статей о Н.К. Рерихе. Жил в Индии и в течение нескольких лет заведовал галереей «Шри Читралайям».
[9] Рерих Н.К. Странники [1940 г.] // Из литературного наследия. М., 1974. С. 189–191.
[10] Рерих Н.К. Подсчёты [1940 г.] // Там же. С. 189–191.
[11] Рерих Н.К. В трудах [1941 г.] // Там же. С. 216–217.
[12] Там же.
[13] Автор выражает сердечную признательность Международной общественной организации «Центр духовной культуры» (г. Самара), при поддержке которой проводились все работы по поиску и атрибуции картин Н.К. Рериха и С.Н. Рериха в Индии.
[14] Князева В.П. О датировке произведений Н.К. Рериха последнего периода его творчества // Каталогизация и атрибуция. Вопросы теории, методика, новые открытия. Л., 1987. С. 116–117.
[15] Flamma. Liberty, Indiana, USA, 1938. № 3–4. P. 9. Автор выражает признательность С.И. Мартынову (СПб.) за предоставленные копии этого издания.
[16] Tampy K.P., Padmanabhan. The Roerich Collection in Sri Chitralayam // Flamma. 1939. № 1–2. P. 94–97 (перевод с англ. яз. автора).
[17] В 1998 г. в состав рабочей группы помимо автора и В. Симеонова входили председатель клуба «Друзья Рериха» Тодор Яламов (г. София, Болгария) и сотрудник Библиотеки РАН Ю.А. Дунаева (г. Санкт-Петербург). Пользуясь возможностью, автор выражает им сердечную благодарность за неоценимую помощь в работе.
[18] Подробнее о Джагдиш Чандре Босе см.: Сотин Б.С., Сотина В.М. Джагдиш Чандра Бос (1858—1937). М., 1993; Наг К. Исследования и открытия сэра Дж.Ч. Боса. // Ариаварта. Начальный выпуск. СПб., 1996. С. 136–152.
[19] «Сэру Джагдиш Босу во имя великого знания и Красоты. Николай Рерих, 26 октября 1928 г.» (перевод с англ. яз. автора).
[20] «Уважаемый Сэр Джагдиш. Много раз в своих книгах я упоминал Ваше прославленное имя как пример высочайших достижений <…>. Пусть эта картина всегда напоминает Вам о моих искренних чувствах и восхищении Вашими работами. Сердечно Ваш, Н. Рерих» (перевод с англ. яз. автора).
[21] Acharya. J.C. Bose Birth Centenary: Exhibition Catalogue. Calcutta, India, 1958.
[22] Подробнее об этой школе см.: Шептунова И.И. Обониндронатх Тагор и Нондолал Бошу – художники «Бенгальского Возрождения» // Искусство Индии. М., 1969. С. 189–207.
[23] “Сантана, поток жизни” Николая Рериха. – “Между двух небесных потоков перед высочайшими вершинами мудрец постигает великий смысл жизни”. Подарена по случаю 70‑летия Джагдиш Чандры» (перевод с англ. яз. автора).


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: Индийские варианты картины Н.К. Рериха "САНТАНА"
СообщениеДобавлено: 26 май 2010, 11:59 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 апр 2010, 16:20
Сообщений: 2034
Cпасибо сказано: 908
Спасибо получено:
927 раз в 540 сообщениях
Описание картины Н.К. Рериха. Сантана. 1937 (с сайта "Картины Н.К.Рериха")


А. БОДРОВА СИМВОЛ МУДРОСТИ. Журнал Восход № 6 (170), Июнь, 2008

В Новосибирском художественном музее вот уже около полувека находится бесценное сокровище — шестьдесят полотен Николая Константиновича Рериха, переданных в дар Сибири его старшим сыном Юрием Николаевичем. Все эти работы созданы художником в поздний период творчества, большинство из них посвящено Гималаям, которые он так любил и среди которых провёл многие годы жизни.

Среди картин новосибирской коллекции есть одна, надолго приковывающая к себе внимание. Это величественная «Сантана». Светящуюся белизну снежной горной вершины оттеняют густые синие тона нижних склонов; из-под них вытекают изумрудные воды горной реки. Её быстрые струи омывают подножие скалы с пещерой, возле которой сидит погружённый в размышление старец. Фигура отшельника излучает гармонию и мир, такая же гармония разлита во всей окружающей его природе. Подобную картину Рерих мог наблюдать в Гималаях, и в то же время это полотно глубоко символично.

«Сантана» в переводе с санскрита означает «поток», и, как писала Е.И.Рерих, в буддизме принято сравнивать цепь человеческих жизней с непрерывным течением, не имеющим ни начала, ни конца. «Жизнь символизируется рекою или стремительным потоком... — говорится в Учении Живой Этики. — Движение предуказано жизнью. Движение всего и во всём — основа сущего» (Аум. 494). Так, горная река на картине Рериха есть образ самого бытия, — утверждает Павел Фёдорович Беликов. «Каждая капля — человеческая жизнь», но лишь тот, кто постигнет принцип бесконечного стремления к совершенствованию, «будет вносить свою лепту в беспредельность бытия», — пишет он.
_Изображение

Наталия Дмитриевна Спирина, прекрасно знавшая новосибирское собрание картин Н.К.Рериха, так поясняет содержание «Сантаны»:
«Старец сидит на берегу Реки Жизни. Он уже выше, он поднялся над потоком вечно текущей и вечно меняющейся жизни. Он сидит и созерцает её с недосягаемой высоты. Его этот поток снести вниз не может. Это символ мудрости, уже поднявшейся над потоком жизни». «Он уже на берегу. Он переплыл этот океан рождений и смертей и находится на другом уровне».

И действительно, от фигуры старца веет такой нерушимостью и спокойствием, что мы понимаем: его сознание достигло самых высоких, огненных сфер. Тёплая цветовая гамма, в которой художник рисует образ подвижника и окружающее его пространство, каменные складки над его пещерой, напоминающие взметнувшееся ввысь пламя, — всё это словно говорит о том, что стихия огня близка его духу.

Записи Бориса Николаевича Абрамова помогают ещё глубже понять духовную суть картины Н.К.Рериха. «При яром осознании явления Пути меняется отношение к жизни и всему, что случается в ней. Отмечая дорожные впечатления, не останавливаемся на них слишком и не привязываем сознание ни к одному, ибо знаем, что назавтра заменятся другими. Поток жизни и подробности её, текущей перед Смотрящим на него, не могут остановиться. Вечная смена и замена одного впечатления другим сопровождает это наблюдение. И когда Смотрящий уже более не отождествляет себя с потоком, отделяя его от себя, возможным становится утверждение внутри того равновесия, перед силой которого не может ничто устоять. (...) То, что пройдёт и постоянно проходит, не может уже более овладевать так сознанием, как это было обычно. В этом — свобода от власти внешних условий над духом. (...) Непрочно и неустойчиво всё, только Лестница Иерархии непоколебима и может опорой служить в этом мире, где течёт, меняется окружение человека» (Грани Агни Йоги. Т. 4. 382).

Вокруг несётся жизнь стремительным потоком,
Бурлит и пенится шумливою рекой,
А ты возносишься над ней единым вздохом
В безмолвный голубой космический покой
В Пространстве обретая мир такой,
Что ни судьба, ни горе, ни могила
Жемчужины Небес
лишить тебя не в силах.

(Н.Д.Спирина. Капли)


Источник http://voshod.sibro.ru/

_________________
"Полезно насыщать пространство радостью и очень опасно устилать небеса горем"


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: Индийские варианты картины Н.К. Рериха "САНТАНА"
СообщениеДобавлено: 19 июл 2010, 19:46 
Не в сети
АКТИВНЫЙ УЧАСТНИК
АКТИВНЫЙ УЧАСТНИК
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 07 мар 2010, 14:55
Сообщений: 1481
Cпасибо сказано: 579
Спасибо получено:
791 раз в 455 сообщениях
На сайте «Картины Н.К.Рериха» помещена еще одна картина Н.К. Рериха «Сантана», но почему-то не указан год написания, серия и ее место нахождения.

Изображение

На том же сайте ко всем картинам «Сантана» помещена следующая информация.

Урикова Н.В. Описание 100 картин Н.К.Рериха и 5 С.Н.Рериха "Сантана" (1944 г.)

Путешествуя по Востоку, Н.К.Рерих глубоко изучал его историю и культуру. В Индии и Тибете он близко познакомился с древними буддийскими учениями. Одно из них послужило сюжетом к картине "Сантана". Буддистские учения считают, что реальный мир иллюзорен, а жизнь с её страстями, заботами, заблуждениями не имеет ни начала, ни конца. И называется этот бесконечный поток жизни Сантаной. На Востоке считают, что мудрым окажется тот, кто вырвется из этого потока, став только его созерцателем, молчаливо смотрящим, Безмолвным Рекордером.

"Вечная река жизни. Мимо несутся её потоки, уходя в прошлое, но дух человека остаётся созерцать её новые струи, тоже мимо несущиеся. Безмолвный Рекордер, подобно плёнке фотоаппарата, фиксирует в памяти ленту жизни, не становясь ею. Жизнь - это одно. Безмолвно Смотрящий - нечто совершенно другое. Надо себя, Смотрящего в себе на поток, отделить от потока и с ним не сливаться. Страдает, переживает, беспокоится - это астрал, но не Безмолвный Смотритель. Думает, мыслит - это ментал в действии, но не Свидетель. Двигается, говорит, ест - это действует физическое тело, но не Он, пребывающий в теле на время. Надо отделить Его, вечного, от временности трех потоков в себе - физического, астрального и ментального. Надо уметь смотреть на всё, происходящее внутри и снаружи, как на временное и преходящее. Вот нечто было и прошло, и кануло в Лету. Я же стою на берегу вечного, и снова смотрю на новые струи потока, которые также пройдут, как и все прошлые струи. Когда сознание человека устремляется не в струи потока, а в сферу Смотрящего вечно, выходит он из потока и поднимается над ним, и утверждает он себя на Камне вечного основания жизни." (Г.А.Й.)

На картине показан Учитель, который сидит на берегу реки жизни и наблюдает за движением, происходящим в ней. Наблюдать жизнь такой, какова она в действительности, можно, только выйдя из потока, как вышел Учитель. Он ждёт своего ученика, который должен тоже научиться выходить из потока, т.е. хранить равновесие во всех жизненных ситуациях, и переносить сознание в бессмертный свой дух. "Всё земное бытиё должно быть осмысленно от границ Высшего мира. Можно ли в земной жизни совершать лишь полезные действия? Конечно, можно. Легко представить целую жизнь как беспредельный поток полезности для других. Сантана не бессмысленное перекатывание камней, Она, как поток, питающий окружающие поля; как ручей, приносящий очагу чистоту, как дождь, подымающий зерно посева." (Н.Рерих. Листы дневника, Сантана, с.317)

"В Буддизме принято сравнивать цепь жизней наших с непрерывным течением потока. Поэтому в Учении и говорится: пройти Сантану по сердцу, или пройти все жизни в неустанном сердечном устремлении." (Е.И.Рерих. Письма, 1т, от 19.10.34)

"Когда ярко горит в духе понимание Основ Бытия, то и бездна жизни перестаёт казаться непроходимой. Когда горит в сердце сознание подвига, то и день грядущий кажется близким. Горизонт, обнимающий Мир во всём его построении, поймёт всю преходимость и кажущуюся Майю. Так пространство насыщено творчеством Огня и грядущим построением. Знание преходимости даёт чувство отрыва от Земли и устремляет дух к тем планам, где человек, истинно, пребывает в его огненной сущности. На пути к Миру Огненному явим устремление к пространственным энергиям, помогающим духу перейти бездну непонимания." (Мир Огненный, ч.3, 368)

"Кроме сердца, храните ясное сознание. Нельзя видеть сквозь мутную воду. Каждое волнение будет совершенно одинаково, как в воде, так и в сознании. Найти нужно правильную меру между отзывчивостью и волнением. Условия земные не легки, чтобы избежать возбуждения, которое так пагубно для здоровья. Явление связи с Миром Высшим даёт чуткость и ясность, не замутненную тёмными струями." (Аум, 51)

"При изучении истории верований можно заметить, как неоднократно человечество уже охватывало тонкие понимания, но затем старалось забыть и отвергнуть уже постигнутое. Можно видеть, как издревле люди постигали закон перевоплощения для того, чтобы в судорожном гневе снова отвергнуть его. Причина жреческого отрицания понятна - каста защищала свои прерогативы, а закон Бытия мог уравнять права людей. Так происходило в разные века, но волны познания и невежества везде одинаковы. Они создают возмущеие вод, так нужное для продвижения сознания. Потому каждый стремящийся к познанию, приобретает спокойствие духа среди волнений и бурь. Не будем оставаться в невежестве, когда знание стучится во все врата." (Аум, 264)

"Сантана - поток жизни - много преображает и предопределяет, но всё же остаётся место для свободной воли. Лучи светил определяют многое, но крепкая связь с Высшим Миром в этом обстоятельстве будет иметь большее значение. Можно понять, что учение о руководителях во всех верованиях имеет великое значение. Люди должны понять, что им даётся возможность пройти сечу и все теснины с помощью высших руководителей, но нужно не отринуть руку помощи. Нужно полюбить руководителя всем сердцем. Не земными мерами способствует руководитель, потому нужно чутко осознать такую нить огненную. По всей жизни можно видеть чудесную защиту, если открыты глаза. Так сама сантана не сильнее явления высших миров." (МО ч.3, 569)

Урикова Н.В.


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 8 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB