Следующий аспект, который подробно исследует Елена Ивановна, – это община Св. Сергия. Он окончательно восстановил общежитие [17], так как до него каждый монах жил обособленно и вел отдельное хозяйство. Св. Сергий создавал общину по образцу первохристианских, где все были равны друг перед другом, где люди были братья. Духовным ядром трудовой и просветительской деятельности общины была мысль об Общем Благе.
Е.И.Рерих отмечает, что Св. Сергий поощрял «в братии насаждения духовно-просветительных искусств, как иконописание и списывание книг и расцвечение их узорами и заставками в красках и золотом» [11, c. 67]. Запретив монахам ходить по деревням просить подаяние, он требовал, чтобы все жили от своего труда или от добровольных подаяний. Была и работа в огородах, и строительство, и шитье одежды. Из очерка мы узнаем, каким неутомимым тружеником был Св. Сергий: «Сам рубил кельи, таскал бревна, колол дрова, носил воду с двумя водоносами для братии, молол ручными жерновами, пек просфоры, варил квас, катал церковные свечи, кроил и шил одежду, обувь, и работал на братию, по выражению Епифания, “как раб купленный”» [11, c. 41]. Давая монастырской братии пример сотрудничества как в больших, так и в малых делах, он воспитывал таким образом новое отношение человека к труду. И здесь Е.И.Рерих подчеркивает, что Св. Сергий «знал пламенную меру труда» [11, c. 62]. Если труд был во имя Светлой Иерархии, во имя ближнего, то он нес в себе огромные следствия: преображался труд и вместе с ним сам человек. Так Св. Сергий одухотворенным трудом возвышал человеческое достоинство.
О значении труда говорил людям Христос: «Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания» [Мф., 10:9–10]. Живая Этика также много внимания уделяет труду, необходимости его высокого качества, критерием которого выступает красота. В ней труд человека становится творчеством, а его дух – свободным. Христос «в красоте труда собирает ищущих свободу духа», – говорится в Живой Этике [2, ч. 2, IV, 3].
Понятие общины Св. Сергий неразрывно связывал с понятием нравственности, без этого его община существовать не могла. Елена Ивановна подчеркивает этот момент особенно: порядки новой обители исключали «всякое нарушение законов нравственной чистоты жизни человека» [11, c. 42]. Примером для всех был Св. Сергий. Братия постоянно видела перед собой труженика, умевшего все делать своими руками, бескорыстного и не требовавшего лично для себя многого, кристально чистого и открытого сердцем человека, движимого духовными идеалами. Он помогал всем и каждому независимо от отношения к нему окружающих, сумев наладить между общинниками отношения доверия, уважения и даже почтения (например, в очерке рассказывается о том, что при встрече «братии земно кланялись друг другу и обменивались целованием, заповеданным Апостолами» [11, c. 42]). Живая Этика утверждает нравственное начало во всей жизни человека как необходимое условие развития его мышления и сознания, как способ преодоления невежества и принцип формирования высшего знания.
Среди правил, введенных Св. Сергием в общинное житие, было обязательное соблюдение иерархии. «От старших, – писала Елена Ивановна, – требовал быть милостивыми и негневливыми, младшей же братии заповедал исполнять в точности предписанные правила и требования старших. Иерархическое начало в полной мере проводилось в его Обители, но нигде не указано на насилие над индивидуальностью учеников» [11, с. 61]. Если мы обратимся к Евангелию, то увидим, что Христос также утверждал иерархию. «Моя пища, – говорил Он, – есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его» [Ин., 4:34]. Живая Этика говорит о Законе иерархии как об одном из важнейших законов космической эволюции человечества, согласно которому Высшее ведет низшее. В этом взаимодействии низшее получает необходимый энергетический импульс к своему развитию, тот запас энергии, который дает ему возможность подняться на следующую ступень лестницы эволюции. Исходя из этого, каждый учитель является одновременно и учеником. «...Иерарх, – говорится в Живой Этике, – есть Звено Цепи и Исполняющий Волю Высшего. Только так можно ответить высшему назначению» [18, 655].
По тому, как твердо и уверенно Св. Сергий воплощал идею общины, какие утверждал принципы общинной жизни, видно, что в ней одной он прозревал естественную форму человеческого жития, отвечающую высшей природе человека. В Живой Этике говорится: «Каждый ребенок рождается общинником, но зараза от земного строя входит в него от второго дня. Поставьте рожденного в условия истинной общины, и вы получите феномен эволюции». И далее: «Каждый человеческий организм носит общину в своем строении» [19, ч. 2, XI, 6]. Другими словами, каждый человек как часть космоса несет в себе на энергетическом уровне идею Общего Блага, и она пребывает в его сознании. Община же является «материальным» выражением этой идеи в проявленном мире. Расширенное сознание человека, которое приемлет единение в духе, единение в сотрудничестве, единение в служении Общему Благу, вместит и бесконечность труда, и беспредельность задач, которые открываются перед человеком на пути его эволюции.
Продолжение следует
_________________ Полезно насыщать пространство радостью и очень опасно устилать небеса горем.
|