|
Дежурный администратор |
|
Зарегистрирован: 04 дек 2009, 18:19 Сообщений: 7710 Cпасибо сказано: 3663 Спасибо получено: 3711 раз в 2263 сообщениях
|
Павел Фёдорович обладал редкостным свойством легко и естественно входить в контакт с государственными или общественными деятелями любого уровня, мгновенно становиться среди них «своим» и оказываться в числе тех, кто влияет на решение вопросов. Помню, как он, впервые приехав в Новосибирск на очередные Рериховские чтения и будучи там совершенно неизвестным человеком, притом издалека и не обременённым никакими, ни научными, ни государственными, ни общественными званиями, тем не менее с первых минут на равных общался с академиком А.П. Окладниковым, доктором наук В.Е. Ларичевым, директором Новосибирской картинной галереи М.И. Качальской, занял место в президиуме и деятельно руководил конференцией. Это свойство, несомненно, помогало ему успешно решать все свои задачи в издательствах, редакциях и иных учреждениях. Относился он ко всем с великим доброжелательством и тактом, при этом ему были свойственны не только умение убедительно говорить с разными людьми, но и добрый, мудрый юмор, весьма часто посещавший его. Так, он мне рассказал, что когда ему довелось посетить одну редакцию в Москве сразу после ухода от руководства Страной Никиты Хрущёва и поинтересоваться, как продвигаются дела с его публикацией, то редактор ему заявил, что теперь неизвестно, как быть с Рерихом, на что Беликов парировал: «Теперь неизвестно не только как быть с Рерихом, но и как быть с кукурузой». И тут он, как всегда в подобных случаях, заразительно смеялся. Старшее поколение наверняка помнит, как этот генеральный секретарь активно внедрял выращивание данной сельскохозяйственной культуры у нас в Стране.
В Барнаул Павел Фёдорович приезжал дважды. Первый раз, кажется, в 1971 году, вместе с Галиной Васильевной. Гости с интересом осмотрели наш город, долго и восхищённо любовались бескрайними, широкими просторами Алтая, открывающимися с высокого берега Оби, посетили музеи. Я приглашал Павла Фёдоровича поехать вместе в Горный Алтай, посмотреть на те горы, что так полюбил его великий Вестник, Николай Рерих. Не отказывался, но говорил, что пока у него масса дел и публикаций. Второй раз Павел Фёдорович посетил наш город в 1975 году, уже один, без супруги.
Все свои статьи, что я писал здесь, на Алтае, о Николае Рерихе, все публикации в газетах «Молодёжь Алтая», «Алтайская правда», в альманахе «Алтай», в «Уральском следопыте», новосибирском журнале «Сибирские огни» я неизменно посылал Павлу Фёдоровичу. Он всегда давал свой отзыв, очень сердечно и дружески поощрял писать ещё, отмечал «хороший слог», что «легко читается», что «пишется по дыханию», что есть увлекательная эмоциональность, но постепенно, как я потом понял, он настраивал меня и на сугубо научную работу.
И когда в 1977 году началась подготовка к составлению книги «Н. Рерих. Жизнь и творчество» в издательстве «Изобразительное искусство» под эгидой Института теории и истории изобразительного искусства при Академии Художеств СССР, этой самой авторитетной в Государстве инстанции по проблемам искусства, что тоже было очередным и великим достижением Павла Фёдоровича, мне пришлось убедиться, сколь внимательным, доброжелательным, но в то же время неотступно требовательным он был как редактор. Мне было предложено написать для этой книги статью об алтайском периоде творчества Великого Мастера. Материалов и публикаций по этой теме у меня было уже много. Я написал так, как мне это всё виделось. Послал Павлу Фёдоровичу, который был мне определён официальным редактором. Ответ пришёл очень одобрительный, вдохновляющий уверенно писать, но рукопись моя, отпечатанная на машинке, которую он мне вернул, была вся испещрена красными чернилами — замечаниями и требованиями что-то добавить, что-то сократить, что-то переставить местами. Я опять сел за письменный стол и вскоре послал ему исправленный вариант, в соответствии с тем, как я понял его указания. Ответ был ещё более дружеским, но количество правок и замечаний не уменьшилось. Создавалась как будто тупиковая ситуация. Пишу всё вроде бы верно, но опять не так. Что было делать? Но я понимал, что бросать дело недопустимо. Ведь в таком значительном издании должны быть материалы о Рерихе и Алтае, нельзя же упустить такую возможность. И я решил работать до победного конца. В результате пришлось мне послать моему столь требовательному редактору аж семь каждый раз новых вариантов. За письменным столом над этой не столь уж объёмистой статьёй я просидел почти год. Но седьмой вариант всё же был одобрен всеми редакторами и под названием «На Алтае» появился в том представительном издании «Н. Рерих. Жизнь и творчество», которое увидело свет в 1978 году. В итоге я получил истинную школу того, как пишутся научные статьи, и до сих пор очень благодарен за это Павлу Фёдоровичу.
Н. К. Рерих. Жизнь и творчествоАнтология Букинистическое издание Издательство: Изобразительное искусство, 1978 г. Твердый переплет, 308 стр. От издателя Сборник статей посвящен выдающемуся русскому художнику, ученому, писателю, путешественнику Николаю Константиновичу Рериху (1874-1947). Материалы сборника подробно освещают некоторые стороны художественной и общественной деятельности Н.К.Рериха, а также отдельные периоды его жизни. В сборнике помещены документальные фотографии, цветные репродукции произведений Н.К.Рериха, в том числе - присланные из Музея Н.К.Рериха в Нью-Йорке (64 иллюстрации, их них 40 - цветных). Сборник предназначен для специалистов и широкой читательской аудитории.
|
|