Чтобы прочесть полученные от С. Н. Рериха и директора Нью-Йоркского Музея Зинаиды Григорьевны Фосдик книги, Павел Фёдорович изучил английский язык, что в его возрасте было уже не так просто. Мечтал побывать в Кулу, в Индии - Святослав Николаевич жаловался, что архивы нуждаются в обработке, нужны люди, знающие и русский, и английский языки. (Благодаря этому многие молодые люди и в Латвии, и в Литве, наверное, и в Эстонии спешным образом усвоили английский язык - вдруг пригодится...)
П. Ф. Беликов активно участвовал во всех конференциях, посвящённых Рерихам: в 1974 году в Ленинграде и в Москве, на Рериховских чтениях в Новосибирске (1976, 1979 годы).
П. Ф. Беликов помогал организовывать выставки картин С. Н. Рериха. Помню, как однажды, когда Павел Фёдорович сломал ногу, мне пришлось заменять его на подготовке выставки работ Н. К. и С. Н. Рерихов во Львове и обучать гида. Правда, с эрудированным директором музея Возницким это было нетрудно. Я была восхищена и экспозицией, и знаниями работников музея.
Книга П. Ф. Беликова о Рерихе с прекрасными фотоиллюстрациями вышла в 1972 году и сразу же была раскуплена, поэтому в 1973 году появилось второе издание. Из своих 200 экземпляров автор не продал ни одного, все были раздарены по строгим спискам. Он гордо отказался вступить в Союз Писателей (как когда-то и мой отец): не хотел себя связывать.
Всё-таки П. Ф. Беликов не отказывался от мысли написать новую работу о Рерихах. В книге, изданной в серии «ЖЗЛ», он должен был уступить некоторым требованиям редактора. Конечно, Павел Фёдорович не стал бросать тень на человека, побывавшего за границей, что требовалось в то время, но всё же он был стеснён определённым объёмом и необходимостью научно-популярного изложения. Теперь же Павел Фёдорович взялся за книгу о всей семье Рерихов с целью написать всё, что знает, и так, как думает.
Несмотря на глубокие знания, он всё-таки советуется, делится планами, задаёт вопросы. Сначала ему хотелось показать рост личности Николая Константиновича, и для этого он собрал из юношеских дневников Рериха упоминания об ошибках и недостатках. Но и это не дало правдивого образа, пришлось переписать. Не так легко даются литературные, живые образы, но Павел Фёдорович не отступал.
Жизнь его не пощадила. Эмоциональный по натуре, прирождённый борец, он старался защищать от любых нападок дело Рериха. Чуткая его природа не выдержала после поездки на Рериховские чтения, проходившие в Новосибирске в 1979 году, и он получает тяжёлый инсульт. Несмотря на это, чуть оправившись, снова пытается писать. Если не слушается рука, то на машинке. Каждый день старается гулять на воздухе, уже с палочкой, и силы возвращались. Но жизнь нежданно оборвалась, и книга осталась неоконченной.
Но уйти среди работы – значит, продолжить дело и в другом мире. Вижу его всегда перед глазами: неугомонного, полного энергии, со сверкающими глазами, с красивым, одухотворённым, улыбающимся лицом.
Рига, май 2001 г.
*Гунта Рудзите (Искусствовед, почетный президент Латвийского общества Рериха)
Опубликовано: Непрерывное восхождение. Сборник, посвященный 90-летию со дня рождения П. Ф. Беликова. В 2-х т. М.: Международный Центр Рерихов, 2001. T.I. С. 67-71.
|