ЖИВАЯ ЭТИКА (АГНИ ЙОГА). Форум «ФЕНИКС»

СЕРДЦЕ БУДЕТ ЧАСАМИ ВЕРНЫМИ, КОГДА ПРИЗОВЕТ К МЫСЛИ О ВСЕХ. НЕ НУЖНО УТОМИТЕЛЬНЫХ МЕДИТАЦИЙ, МЫСЛЬ О МИРЕ КРАТКА, И ОТРЕШЕНИЕ ОТ СЕБЯ В НЕЙ ТАК ПРОСТО ОТРАЖАЕТСЯ. ПУСТЬ БУДЕТ МИРУ ХОРОШО!
Текущее время: 25 янв 2021, 19:38

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 53 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Алексей Ремизов. Звенигород Окликанный. Николины притчи
СообщениеДобавлено: 14 авг 2013, 14:23 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 апр 2010, 16:20
Сообщений: 2113
Cпасибо сказано: 979
Спасибо получено:
1079 раз в 596 сообщениях
Svetlana писал(а):
Sabina писал(а):
Напекла ему попадья подорожников. .... Шел поп Никанор по дороге, – подорожники его прибрались, сам изодрался весь, изранился
Опять непонятные фразы. :oops: Что это за подорожники такие? Может так называется приготовленная еда для дальней дороги ... :think:
Тоже думаю, что это еда в дорогу.

Например, в книге еп. Василия Кинешемского «Беседы на евангелие от Марка» есть такой эпизод:
    "(...) Мальчика послали. Он вернулся минут через сорок и принес с собой миску теплых шанег. Все сказанное оказалось верным. Муж Марьи Егоровны собирался рано утром уезжать, и, чтобы напечь ему подорожников, пришлось затопить печь".

_________________
Полезно насыщать пространство радостью и очень опасно устилать небеса горем.


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
За это сообщение пользователю Олеся "Спасибо" сказали:
Милана
 Заголовок сообщения: Re: Алексей Ремизов. Звенигород Окликанный. Николины притчи
СообщениеДобавлено: 15 авг 2013, 08:24 
Не в сети
АКТИВНЫЙ УЧАСТНИК
АКТИВНЫЙ УЧАСТНИК
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2011, 12:30
Сообщений: 3414
Cпасибо сказано: 1859
Спасибо получено:
1584 раз в 946 сообщениях
ЗА РОДИНУ

Три стороны тебе воля – иди куда хочешь, гуляй вовсю,
а в четвертую – ни поногу, своих не трожь: за родину проклянет народ.

*
Гулял Разин, разбойничал – вострая сабля в руках, за плечами ружье – охотничал разбойничек: дикая птица, двуногая, с руками и с буйной головой добычей была. Ухачи-воры – товарищи. Где что попадалось, все тащил, зря не бросал, и не проглядывал, что висло висело. И был у него большой дом – табор разбойный, и хлеба и одежды и казны вдоволь, полны мешки серебра.
Смолоду было – лизнул он камень завечный и все узнал, что на свете есть. И не знал уже страха. И не было на свете такого, кто бы погубить его мог, и ни пуля, ни сабля – ничто не возьмет. И Саропский лес приклонился пред ним до земли.
Гулял Разин, разбойничал – Турецкое царство разбил, Азовское море и море Каспийское в грозе держал.
И полюбил народ Разина за гульбу и вольность: отместит разбойничек обиду народную!
Ночь ли темная или напрасная кровь замутили разбойную вольную душу: нарушил Разин завет родителев – пошел на своих, своих стал обижать, не пройти, не проехать по Волге, замаял.
И вышел у народа из веры.

*
Три стороны тебе воля – иди куда хочешь, гуляй вовсю,
а в четвертую – ни поногу, своих не трожь: за родину проклянет народ.

*
Вот он с разбою ехал по Волге. Никто его не встречает, один страх стоит по Волге. Мимо Болгар проезжал, про прежнюю вспомнил – про свою первую пощаженную встречу. Что-то скучно ему. «Дай-ка зайду!»
Вышел Разин из лодки, завернул к купцову полукаменному дому: было когда-то в доме веселье, знавал и разгулку. Отворила дверь сама Маша. Смотрит она, глазам не верит:
«Стенюшка ли это милый?»
– Что, Егоровна, али стар уж стал? С Жегулиной горы гость к тебе.
Посидели молча – и вспоминать не надо.
– Что-то мне скучно, Маша.
А она только смотрит — вспоминать не надо! И вспомнила – обиду вспомнила и простила, за себя простила. И другую вспомнила обиду – и не простила.
– Истопи мне, Машенька, баню, как бывало.
– Ладно.
И хоть бы глазом моргнула, – камень. Истопила баню, снарядила в последний раз дружка, а на село:
– Стенька парится в бане! – кричала на все село. Збулчал старшина, нарядили народу: кто с дубиной, кто с топором, кто с косой, кто с ружьем.
Там гвал – тут гамят.
– Давай его сюда!
– Иди к нему!
– Чего глядишь-то!
– Тащи его!
А ни с места.
А проходил селом странник, старичок такой белый.
– Что у вас за собрание? – спрашивает старик.
– Хотим Стеньку Разина изловить.
Посмотрел старик, покачал головой.
– Где вам, братцы, его пымать! Разве мне. Поумолкли.
Снял старик шапку, трижды перекрестился. И пошел к купцову полукаменному дому. Подошел к бане. Тихим голосом сказал:
– Степан!
Громко ответил Разин:
– Старый хрен! Не дал ты мне помыться.
А уж значит судьба: делать нечего, стал собираться. И вышел Разин из бани. Поглядел на все стороны, перекрестился. И пошел за стариком.
Тихим голосом сказал старик:
– Старшина, давай подводу!
Не галдел народ. Как стояли, так и замерли:кто с дубиной, кто с топором, кто с косой, кто с ружьем.
Посадил старик разбойника в телегу, сам впереди сел – и с Богом.
Так и привез в город.
– Нате вот вам разбойника Разина в каземат.
Сбежался народ.
Топчутся, не знают, как и подступить. Исправник говорит:
– Надо в железо его.
Побежали за кандалами. Принесли кандалы. Заковал его кузнец.
Разин тряхнул ногой – и кандалы прочь полетели.
– Глупые, не поможет тут железо! Дайте я его свяжу.
Взял старик моченое лыко – ноги и руки лыком связал.
Ну, готово, теперь ведите. Разин посмотрел на старика:
– Прости, дедушка! А старик будто не слышит.
– Прости, дедушка!
Старик нахмурился.
Прости меня! – в третий раз сказал Степан.
Поднял посох старик.
– Не прощу!
И пошел такой строгий, не простой, белый странник, не оглянулся – пошел по дороге туда, где тихо поля родные расстилаются и лес нагрозился.

Милостивый наш Никола,
где бы Ты ни был, явись к нам! Скамей Спасу о нашей тяжкой страде,
умири ильинский огонь, заступи, защити русскую землю!
Благослови русский народ великим благословеньем своим
на новую грядущую жизнь!

Изображение

Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: Алексей Ремизов. Звенигород Окликанный. Николины притчи
СообщениеДобавлено: 22 май 2014, 16:24 
Не в сети
Совет Форума
Совет Форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 25 июн 2010, 18:37
Сообщений: 4863
Cпасибо сказано: 2072
Спасибо получено:
2641 раз в 1663 сообщениях
Сергей Александрович Есенин

Статьи об авторе » Николины притчи » Николин умолот


Гнев Ильин, или так тому от Бога быть положено для опамятования людям и разуму, большая была засуха и сгорела рожь и овсы.

Кто побогаче, возили воду и поливали, и у тех на ниве еще кое-что уцелело, а у бедняков ничего — чисто поле.

Сидят мужики на кулишках,1 о своей беде гуторят.

А шел с поля старичок-странник. Приостановился.

— Что это вы, добрые люди, пригорюнились?

— А видел, чай, на полях-то что деется! Неоткуда нам и помощи ждать.

Посмотрел старичок, головой покивал: пожалел, видно.

— А давайте, детушки, мне ржи горстку! — сказал старик.

А те и не знают, зачем ему рожь? Уж не подшутить ли задумал над ними старик: народ-то нынче всякий и над чужой бедой посмеяться радость себе найдет.

А другие говорят:

— Принесите ржи, может, наговор какой сделает.

И согласились. Кликнули ребят. Полное лукошко принесли.

Взял себе старичок ржи горстку.

— Проведите, — говорит, — меня ко всякому дому, мне посмотреть надобно.

Пошли, повели старика.

И ни одну избу не обошел старик — и везде на загнетках2 у запечья по зерну клал. А к ночи ушел. Хватились покормить старика, а его уж нет нигде.

Так и легли спать.

Так и прошла ночь.

А когда на утро проснулись — и проснулась с ними горькая дума, — что за чудеса! — глазам не верят: рожь во все устья вызрела и в каждом доме, где положил старик зернышко, колос из трубы выглядывает, и на божницах лампадки горят перед Николою, а на поле посмотришь, залюбуешься, — колос к колосу.

Бог помиловал — уродил хлеб. И умолот был, не запомнят: по полтысячи мер всякий набил. Поминали странника-старичка, Николу Милостивого.



Комментарии


Записаны С. А. Есениным в селе Константинове.
Переданы А. М. Ремизову, в чьей обработке и опубликованы.

Имя святого Николая-чудотворца исстари почитаемо в христианском мире. Согласно «Житию святых», он родился около 260 г. в Мирах — главном городе Ликийской области (Малая Азия, IV в.), умер там же в глубокой старости. Рано посвятил себя служению Богу и, совершив паломничество в Палестину, обнаружил дар чудотворения: укротил на море бурю, уберег от разврата девиц, помог усмирить народное волнение, спас родной город от голода. У нас милостника Миколу, доброго странника, называли заместителем Бога на русской земле. Он почитался как защитник земледельцев от самых разных напастей, безотказный помощник в трудах крестьянских, как радетель морского дела, поборник бескорыстия и справедливости. В его честь на Руси воздвигались храмы, ежегодно отмечались два праздника: 9 (22) мая — Никола вешний, Никола травяной, теплый; 6 (19) декабря — Никола зимний, холодный. В эти дни по погоде судили о будущем урожае.

Образ Николы-угодника нашел поэтическое отражение в народных легендах, сказках, духовных стихах. «Часто собирались у нас дома слепцы, странствующие по селам, — вспоминал Есенин в «Автобиографии» (20 июня 1924), — пели духовные стихи о прекрасном рае, о Лазаре, о Миколе и о Женихе, светлом госте из града неведомого» .

«Очень рано узнал я стих о Миколе, — рассказывал Есенин И. Н. Розанову. — Потом я и сам захотел по-своему изобразить „Миколу“» (Восп., 1, 442). Так появилась есенинская поэма «Микола», впервые опубликованная в газете «Биржевые ведомости», Пг., 1915, 25 августа.

Летом 1915 г. Есенин приезжал из Петрограда в Константиново. Из родного села он сообщал в город на Неве Д. В. Философову: «Тут у меня очень много записано сказок и песен» (июль-август 1915 г.). Возможно, в числе этих записанных сказок были и три притчи о Николе, которые позднее были переданы А. М. Ремизову.

С Алексеем Михайловичем Ремизовым (1877—1957) Есенин познакомился в марте 1915 г., вскоре после первого приезда в Петроград. Как вспоминал о том времени писатель, в его квартиру на Таврической «забредет „по пророчеству“, „ведомый рукой Всевышнего“, Н. А. Клюев... За Клюевым придет в нескладном „спиджаке“ ковылевый С. Есенин и будет ласково читать о „серебряных лапоточках“...» (РЗЕ, 1, с. 101). К этому времени Ремизов, помимо других произведений, напечатал книги «Посолонь» и «Лимонарь» (обе — 1907), а также несколько притч о Николае-угоднике (газ. «Голос Москвы», 1907; сб. «Гриф», М., 1913 и др.). Все это было написано на основе народных сказок, легенд, преданий. Характер своей работы над фольклором писатель определял так:

«...При художественном пересказе, когда по сличении всех имеющихся налицо вариантов какой-нибудь народной сказки материалом является облюбованный, строго ограниченный текст, все сводится к самой широкой амплификации, т. е. к развитию в избранном тексте подробностей лишь к дополнению к тому тексту, чтобы в конце концов дать сказку в ее возможно идеальном виде. Что и как прибавить или развить и в какой мере дословно сохранить облюбованный текст, в этом вся хитрость и мастерство художника» (Ремизов А. Письмо в редакцию. 29 авг. 1909 г. — Журн. «Золотое руно». М., 1909, № 7—9, с. 147).

Никола-угодник был любимым русским святым Ремизова. Когда Александр Блок опубликовал поэму «Двенадцать», Ремизов вместо изображенного в ней Христа предлагал свою замену. «Уж если необходимо возглавить „революционный шаг“, — замечал Ремизов, — надо было — не Христос, а Никола. Никола ведет своих горемычных. В одной сказке Никола говорит святым о русском народе: „Пожалел их, уж очень мучаются“ — он мог бы идти впереди! Тогда музыка была бы пламенной, народной» (Кодрянская Н. В. Алексей Ремизов. Париж, 1959, с. 104).

В 1917 г. Алексей Ремизов выпустил книгу «Николины притчи». В «Примечаниях» указывалось: «„Николины притчи“ основаны на народных сказаниях, сказках, быличках о Николе Угоднике...» Далее уточнялось, что автор пользовался сказками и легендами из книг А. Н. Афанасьева («Русские народные сказки», М., 1914 и «Народные русские легенды», М., 1914), П. А. Бессонова («Калики перехожие», М., 1861), Д. Н. Садовникова («Сказки и предания Самарского края», СПб., 1884), Н. Е. Ончукова («Северные сказки», СПб., 1908), а также «рязанскими сказками с. Константинова, переданными мне поэтом С. А. Есениным» (Ремизов А. Николины притчи. Пг., 1917, с. 123). В «Примечаниях» же был помещен алфавитный список вошедших в книгу притч и указаны их источники. Против трех притч: «Каленые червонцы», «Николин умолот» и «Свеча воровка» (явная ошибка, надо: «воровская») помечено: «Рязанс. г.» и названы их первые публикации в газетах (с. 124). В других публикациях, в том числе в издании «Николиных притч» 1924 г. («Звенигород окликанный», Нью-Йорк; Париж; Рига; Харбин), эти примечания отсутствуют.

О своем любимом русском святом Ремизов не забывал и в последующие годы. Так, имя Николы не раз появляется в некоторых главах ремизовской лирико-философской хроники событий в России 1917—1922-х годов «Взвихренная Русь» (полное изд. — 1927).

Что касается Есенина, то в варианте автобиографии (14 мая 1922, Берлин), вспоминая о Москве 1919 г., он писал: «Тогда мы зиму прожили в 5 градусах комнатного холода. Дров у нас не было ни полена. Однажды, чтоб растопить самовар, мы на лучины разбили две иконы» (см. наст. кн., с. 10 и 352). А. Мариенгоф, рассказывая о том же эпизоде, уточнил: «...пили чай из самовара, вскипевшего на Николае Угоднике...» (Восп., 1, 316).

Есенин последний раз печатно вспомнил о Миколе в 1924 г. — в «Предисловии» к неосуществленному изданию своих произведений. Поэт писал: «Я просил бы читателей относиться ко всем моим Исусам, Божьим Матерям и Миколам, как к сказочному в поэзии» (см. т. 5, с. 223 наст. изд.).

Три притчи, написанные А. М. Ремизовым на основе переданных Есениным сказок, печатаются по тексту издания: Ремизов А. Николины притчи. Пг., 1917, с. 28—29, 91—92, 93—95.

Автографы неизвестны.

Датируются 1915 г. (по пометам в «Примечаниях» в изд. 1917: «Год написания 1915»).

1 Кулижка (обл.) — участок поля.
2 Загнетка (обл.) — углубление на шейке русской печи.

Источник


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 53 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6

Часовой пояс: UTC + 3 часа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB