Шанти писал(а):
у первых разум следует за обычным опытом, тогда как у вторых — за авторитетом
Как разрешить этот вопрос с точки зрения Агни Йоги?
За чем должен следовать разум, за опытом, или за авторитетом?
Шанти писал(а):
Некоторые из них, например, считают, что философия должна основываться на обычном, нормальном опыте, то есть на тех истинах, которые открыты учеными и признаны всеми людьми.
Я бы расширил понимание опыта
Шанти писал(а):
Однако некоторые другие мыслители считают, что в отношении таких вопросов, как вопросы о боге, о состоянии освобождения и т. п., мы не можем получить сколько-нибудь правильной идеи из нашего обычного опыта. В этом случае философия по необходимости зависит от опыта тех немногих святых пророков и мудрецов, которые непосредственно постигли
В чисто физических, материальных вопросах, когда можно увидеть или измерить, можно основываться на том, что уже признано всеми людьми. Одновременно с этим надо признать существование тонкого мира, невидимого и не измеряемого нашими приборами. Но который сильно влияет на нашу жизнь. В этом случае разум должен следовать за авторитетом.
Но вот вопрос. На чем должен основываться авторитет? Ведь не редко эти авторитеты будут противоречить друг другу. Это с одной стороны.
С другой стороны, так как рассматриваемая область невидима нами и не проверяемая, то в данной области возможны ложные авторитеты, которые будут нас обманывать или эти авторитеты могут просто ошибаться.
Следование авторитету должно подкрепляться постоянным опытом, испытанием авторитета опытным проверкам.
Для этого необходимо развивать в себе тонкие ощущения, утончать и расширять свое сознание, пробуждать чувствознание.
Это происходит постепенно, а даваемые знания часто значительно превосходят возможности нашего сознания проверить их на своем опыте в течении жизни.
Значит первоначально необходимо ощущать границу между проверяемыми знаниями прямо сейчас, и теми знаниями, которые могут быть нами проверены путем наших усилий по собственному совершенствованию.
Но ведь и этого недостаточно. Авторитетов множество и чтобы всех проверить таким образом не хватит времени.
Поэтому первоначально можно принять как гипотезу некоторую существующую систему знаний и начать проверять её основопологающие законы.
Считаю, что одним из основопологающих законов, является закон о перевоплощениях. Его подтверждают множество авторитетов. Самостоятельно его проверить невозможно, пока мы не сохраняем сознание между воплощениями. Но для теоретического обоснования у нас достаточно фактов, чтобы опровергнуть или подтвердить этот закон.
В ходе этого обоснования станет ясно о важности инструментов и методов подобных исследований. Два разных человека из одних и тех же фактов сделают разные выводы.
Здесь сталкиваемся с тонкостями этического отношения с окружающим миром. К фактом также как и с людьми можно относится этически или игнорировать всякую этику. Например, предвзято относится к одним фактам, чтобы выдвинуть вперед другие факты. Этика строится на основах гармонии и красоты. Именно эти чувства считаю важными при познавании мира.
Для воспитания в себе чувств гармонии, красоты, ощущения радости, справедливости и любви авторитеты являют собой только как наши ориентиры и примеры для подражания в реализации указанных качеств. Все это доступно, в различной степени, каждому человеку. Воспитание этих качеств даст возможность правильному сопоставлению наблюдаемых фактов и изучаемых теорий. Эти факты и теории сопоставляются с их отражениями в собственной душе. А для этого душу нужно очистить, утончить, избавить от предвзятости.
В итоге, для человека действия, главным в его развитии будет собственный опыт идущий за опытом авторитетов и подтверждающий этот опыт в гармоничном слиянии в собственной душе.
Доказав себе хотя бы реальность закона перевоплощений, можно подтвердить правильность множества других истин. Реальность этого закона значительно может повлиять на методы познания. Так как с основами знаний, доступными нами сегодня, мы уже не раз сталкивались в прошлых воплощениях. И наши прошлые устремления в значительной степени влияют на сегодняшнее мышление. Раскрывая доступ к своей "Чаше", утончая сердце, стремясь к первоисточнику общемировых знаний мы приблизимся к истинным знаниям доступным нам на сегодня.
Наша жизнь, стремления и изучение истины, это продолжение прошлых стремлений. Большинство авторитетов, за которыми мы идем сегодня, выбраны на основе нашей сложившейся психики, еще до рождения.
Наука часто разделяет и сталкивает то, что явлет собой единство. Не редко она берет за основу своих выводов, то, что представляет собой остаточный хвост знаний последователей основателей философского течения. В итоге получается мертвая структура, в которой отсутствует жизнь.
Считаю, что большинство философских течений несли в себе зерно синтеза и единства и если выделяли один из аспектов, то для того, чтобы исправить искажения или упростить подаваемое Учение для принятия его большинством.
С учетом этого продолжим изучение индийской философии, понимая, что нам дается только внешнее описание общедоступных фактов. И то, что может быть сегодня разделенным, это только потому, что связывающие нити были утеряны предшественниками.