ЖИВАЯ ЭТИКА (АГНИ ЙОГА). Форум «ФЕНИКС»

СЕРДЦЕ БУДЕТ ЧАСАМИ ВЕРНЫМИ, КОГДА ПРИЗОВЕТ К МЫСЛИ О ВСЕХ. НЕ НУЖНО УТОМИТЕЛЬНЫХ МЕДИТАЦИЙ, МЫСЛЬ О МИРЕ КРАТКА, И ОТРЕШЕНИЕ ОТ СЕБЯ В НЕЙ ТАК ПРОСТО ОТРАЖАЕТСЯ. ПУСТЬ БУДЕТ МИРУ ХОРОШО!
Текущее время: 16 дек 2019, 07:41

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 29 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: БХАГАВАД - ГИТА. Гл. IV. Йога Познания
СообщениеДобавлено: 20 ноя 2014, 06:09 
Не в сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 2955
Cпасибо сказано: 954
Спасибо получено:
4076 раз в 1904 сообщениях
Шанти писал(а):
Одно действует, другое наблюдает. Наблюдатель является свидетелем. Как свидетель, вы не действуете. А как деятель, вы не являетесь свидетелем.
Шри Свами САТЧИДАНАНДА


Цитата:
ГАЙ 1955 г. 011. Следует различать три потока идущих мимо явлений: поток внешних событий, поток чувств и эмоций, поток мыслей – все они текут, как фильма, через экран сознания, который созерцает Он, Смотрящий внутри, Безмолвный Рекордер. И все дело в том, с чем себя отождествить: с ним ли, Молчаливым Свидетелем потоков жизни, или с одним из потоков, или сразу со всеми тремя, во власть им отдавшись. Трудно выйти из потока, трудно с Безмолвным Свидетелем себя отождествить. Но как же иначе освободиться от Майи? Только встав вне ее можно понять великую иллюзию жизни.

ГАЙ 1955 г. 402. (Июль 30). Ест, пьет, двигается, чувствует, и мыслит человек, и видит явления, происходящие в мире. И сам, в той или иной мере, принимает участие в них, но нечто в нем, неуловимое для глаза, как ось неподвижности в волчке, неподвижно и неизменно. Это и есть Тот, Кто Смотрит, Молчаливый Свидетель в тебе, не подлежащий сменам текущих явлений. Сознание может отойти далеко от этого центра или приблизиться к нему. И чем ближе подходит оно к центру своего бытия, тем меньше захватывают его волны преходящих явлений. Но можно настолько подойти, чтобы слиться с ним воедино, и тогда жизнь станет рекою, на берегу которой сидит Познавший, наблюдая ее, но не становясь ее частью. Жить, не будучи вовлекаемым в колесо жизни, может лишь тот, кто победил мир, кто в мире, но не от мира, кто в жизни, в самой середине ее, но в то же время и вне. Постичь сущность этих противоположений будет знаком постижения двойственности проявленного мира, высшим магическим искусством нейтрализовать бинеры, как сказал бы оккультист минувших времен. Владеть и управлять событиями можно лишь при достижении этого состояния, когда величайшее спокойствие и равновесие в центре не нарушается уже более ничем. У Нас царит равновесие нерушимое.

ГАЙ 1960 г. Авг. 28. Река жизни. Если бы дух входил в поток и становился его частью, поток уносил бы его с собою. Но поток приносится мимо, уходя в прошлое, и дух остается созерцать потока новые струи, тоже несущиеся мимо. Понять эту отдельность свою от идущего мимо потока будет уже достижением духа. Отождествлять себя с ним – значит с ним слиться и стать частью его. Безмолвно Смотрящий не может стать частью того, на что смотрит. Безмолвный Рекордер, подобно пленке киноаппарата, фиксирует в памяти ленту жизни, не становясь ею. Жизнь – это одно, Смотрящий Безмолвно – нечто совершенно другое. И чувства, и мысли, и все, что течет через сознание человека, не будет Смотрящим на них. Надо себя, Смотрящего в себе на поток, отделить от потока и с ним не сливаться. Я страдаю, я переживаю, я беспокоюсь – это вибрирует только астрал, но не Безмолвный Свидетель. Я думаю, я мыслю, я созидаю мыслеформы – это ментал в действии, но не Свидетель, мимо которого постоянно течет этот мысленный поток. Я двигаюсь, хожу, говорю, ем, пью – это действует тело, но не Он, пребывающий в теле на время. Надо Его отделить, Сущего вечно, от временности трех потоков в себе – физического, астрального и ментального. Надо приучить себя смотреть на все происходящее внутри и снаружи, как на нечто, находящееся вовне, как на временное и преходящее и не являющееся непреходящей сущностью духа. Вот нечто было, прошло и кануло в Лету. Я же стою на берегу вечного и снова смотрю на новые струи потока, которые проносятся мимо и так же пройдут, как прошло все, что было раньше, до них. Эту проходимость настоящего часа нужно в сознании утвердить, как основу, ибо не проходит лишь Смотрящий Безмолвно на жизни поток. Так утверждаются элементы бессмертия духа, которые не от временного, но от вечности.

_________________
Нельзя давать исчерпывающие утверждения, ибо необходимо дать ученику возможность упражнять свои умственные способности
Е.И. Рерих. Записи бесед с Учителем


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: БХАГАВАД - ГИТА. Гл. IV. Йога Познания
СообщениеДобавлено: 21 ноя 2014, 07:02 
Не в сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 2955
Cпасибо сказано: 954
Спасибо получено:
4076 раз в 1904 сообщениях
Парамаханса Йогананда "Бхагавадгита. Беседы Бога с Арджуной. Царственная Наука Богопознания"


Изображение

Манера поведения Господа внутри Его творения

4.13. Соответственно различию атрибутов (гун) и действий (кармы), Я сотворил четыре касты. Хотя, в этом смысле, Я – Делатель, все же знай Меня как Неделателя, за пределами всех перемен.


Господь, как Творец космоса, произвел мир существ по образцу активностей Его собственной природы: Космический Разум, Космическая Энергия, Космическая Организация или Упорядочивающий Закон, и Космическое Движение. В человеке, эти активности выражаются под дифференцирующим влиянием трех гун или качеств, которыми Господь наделил Природу: саттва (возвышение, облагораживание), раджас (активизирование), и тамас (деградирование). От активности хороших, активных, или дурных качеств человека возникают четыре естественных касты: духовная (Разумность, или Брахманы), правящая и защищающая (Енергичность, или Кшатрии), организующая или культивирующая бизнес (Упорядочивающий Закон, или Вайшьи), и физический труд (Движение, или Шудры). Сознание Бога, чистое и за пределами всех атрибутов, принимает внешний облик дифференциации, когда выражается через разнообразие человеческих качеств и поведения. Как чистый белый свет остается неизменным и всеже кажется отличным, когда наблюдается через стекла разных цветов, так и один Дух, выражаясь через добрые, активные, и злые качества и характерные активности людей, кажется разным в каждом случае, но, тем не менее, остается одним Духом....
Эти четыре активности суть чертеж, по которорому были сделаны все рассы.
(1) Интеллигенция, или направляемая мудростью. Они суть естественные Брамины, живущие близко к Богу и отражающие Его Разум, посредством различительной мысли и духовной активности.
(2) Энергичные воины и правители. Они суть естественные Кшатрии. Прямой результат Божьей Энергии, они любят быть активны, бороться за идею, защищать свою страну, беззащитных и слабых. В каждом обществе есть злые, которые должны контролироваться сильными идеалистами.
(3) Организаторы. Они суть предводители бизнесов. Они – естественные Вайшьи. Произрастающие из Божьей упорядочивающей активности, они обладают способностью организовать экономическую и трудовую структуру общества.
(4) Рабочий класс. Они суть естественные Шудры. Они выражают передвижение Бога, без которого вселенская и социальная машина остановилась бы.

Различия между этими естественными кастами активности не делают одного более или менее великим в сравнении с другими. Все необходимы Космическому Плану. Когда в человеческом теле мозг, или ноги, или руки, или упорядоченные жизненные функции отказываются работать в соответствии друг с другом, все тело страдает в результате. Если в обществе превосходные интеллекты, правители и солдаты, предводители безнесов, и рабочие все борются друг с другом, они все страдают и погибают. Благополучие одной группы не следует приносить в жертву возвеличиванию другой группы, ложно понимаемой более элитарной или важной.

Писания и история показывают, что у вех народов, диких и цивилизованных, четверичное подразделение людей произошло для цели надлежащего управления большого клана, рассы, или нации. С древнейших времен у всех расс, кажется, была Богом данная классификация людей по типам – основываящаяся не наследственно, но на врожденных характеристиках.

В Индии определенные религиозные вожди среди Браминов – подобно Фарисеям во времена Христа – организовали так, что кастовая система стала полностью наследственной, чтобы служить их собственным деспотическим целям. В течении долгого времени широкие массы были жертвой теории, что профессия священника, или воина, или бизнесмена, или рабочего должна определяться наследственно, а не в соответствии с врожденными вкусами и способностями. Сын Брамина становился автоматически Брамином, даже если он не знал ничего о религиозной или философской жизни, или если он имел склонности действовать, как бизнесмен, или воин, или слуга чувств. Когда воины в Индии были побеждены иностранными агрессорами, бизнесмены, рабочие и священники пассивно придерживались изречения: “Что поделаешь, если Кшатрии (воины) проиграли; это, конечно, против наших наследственных обычаев трем другим кастам воевать”. Этот ложный предрассудок был одной из причин, по которым Индия потеряла свою свободу, когда страну завоевали враги.

Это проклятое представление о кастах всегда порицалось мудрыми свами, йогами и другими просвещенными людьми Индии. Шанкара, основатель Ордена Свами, писал: «Я не имею ни рождения, ни смерти, ни касты». Он отрекся от касты Браминов, в которой был рожден. Последователи Махатмы Ганди и других современных лидеров в Индии делают много хорошего в реформации кастовой системы.

Конечно, можно справедливо предположить, что под влиянием наследственности и окружения, отпрыски священников, воинов, бизнесменов и рабочих обычно выказывают многие “семейные” черты характера. Это может быть легче для сына священника стать священником, а для сына воина стать солдатом. Но это также правда, что сильнейшие инстинкты в потомках не всегда отражают качества родителей. Сыновья проповедников, по пословице, склонны выбирать другие профессии; и это также и с другими “кастами”. Сын Наполеона ни в коем случае не был военным гением! Часто детей с диаметрально противоположной природой находят в одной семье. Единственная причина родственности, такой как любовь к гармонии, может быть ответственна за рождение материально наклонной личности в духовно гармоничной семье.

Поэтому это полное невежество классифицировать кастовую принадлежность по наследственному признаку, так как мы знаем, что ребенок рабочего может быть гениальным музыкантом, а сын воина хорошим бизнесменом. В соответствии с современными призывными (на военную службу) законами, дети служителей церкви, бизнесменов и рабочих – а не только потомки воинов – были вовлечены в водоворот войны; все классы показывали одинаковое сопротивление и одинаковую храбрость!
Каждый человек, воплощение эго с различными чертами характера и инстинктами, рожденный в семье, характер которой может быть весьма отличен от его собственного, должен иметь возможность заниматься работой, наиболее естественной для него.

Этот стих Гиты, упоминая создание четырех каст, относится не только к активностям, к которым человек естественно склонен, но также и к факту, что, хотя души все были сделаны по образу Духа, все же, представленные в разных телах, имеют свободный выбор находиться под влиянием трех гун Природы. Эти три качества производят четыре качественные касты. Все люди проявляют смесь всех гун, имея в виду ошеломляющее разнообразие человеческой природы в общем, а также ошеломляющее разнообразие, иногда встречаемое в одной личности!

Каждый человек отмечен своей природной кастой посредством предоминирования в нем одной из нижеописанных гун или гуно-сочетаний:
(1) саттва (хорошие качества),
(2) саттва-раджас (сочетание хорошего и активного качеств),
(3) раджас-тамас (смесь активного и материалистического качеств),
(4) тамас (темные или злые качества).

В соответствии с личной кармой, человек рождается в (1) естественной касте Браминов, “знатоков Брахмы или Духа”, или (2) естественной касте Кшатриев, в которой преобладает смесь добра и любви к ативности, или (3) естественная каста Вайшьев, отмеченная смешением любви к активности и материалистическими тенденциями, или (4) естественная каста Шудр, характеризующаяся в основном любовью к телесным наслаждениям.

4.14. Действия не производят привязанности во Мне, и Я также не стремлюсь к их плодам. Отождествляющийся со Мной, знающий Мою природу, также свободен от кармических оков действий.

Бог, Творец всего вибрирующего движения, выраженного как космическая энергия и как атомы и галактики, остается свободным от любого порока привязанности к отзвукам всех подвижных энергий. Также Господь не имеет никакого особого желания достигнуть определенного результата от Его гармонизированных сил Природы. Те, кто отбрасывают иллюзию и понимают, что они сделаны “по образу Бога”, становятся, подобно Господу, неподвержены кармическому рабству.
Санскритская фраза “мам яс абхи-джанати” переводится в этом стихе как «Кто отождествляется со Мной, кто знает Мою природу”, относится к поклоняющемуся, который в медитации поворачивает свое сознание в направлении, или входит во внутреннее восприятие Духа. Этим он реализует отождествление своего истинного Я, души, с Вечно Совершенным Господом.

Благодаря действию майи (иллюзии), работающей посредством активных сил Природы, ум человека истекает вовне через чувства, и этим душа отождествляется с телом, и его принадлежностями и окружением. Так, запачканная привязанностью, чистая природа души вуалируется; она становится псевдо-душой или эго, с его индивидуальной иллюзией, которая развивает предпочтения и неприязни, запутывающие в материальность. Только после многих воплощений , мук разочарований от ожидания продолжительного счастья в непостоянном теле и его наслаждениях , человек постепенно предпринимает шаги отказаться от своей эгоистической природы и обратиться к искреннему поиску удовлетворения во внутреннем покое, интроспекции и разумном действии. Вот тогда Бог и посылает гуру, знакомящего поклоняющегося с искусством воссоединения материально-скованного эго с Духом. Когда ум приобретает внутреннюю ориентацию, душа оставляет свою эгоистическую, связанную телом, природу вместе с ее привязанностями к действиям и желаниям тела и чувств; она начинает вспоминать и выражать свою истинную природу совершенного отражения Духа....

4.15. Понимая это, мудрецы, стремившиеся к спасению, с древних времен, действовали ответственно. Поэтому, ты тоже действуй праведно, подобно старцам минувших веков.

С незапамятных времен, искатели духовного освобождения, помня свое тождество с истинной природой Бога, остающегося безличным и нескованным среди всех Его творческих действий, вели себя аналогично – действуя только праведно, свободные от эгоистических привязанностей. Каждый настоящий поклоняющийся должен учиться различать между Богом-санкционированными действиями и действиями, подстрекаемыми материальными желаниями. Затем он должен исполнять Богом-вдохновляемые дела без какого-либо желания личной выгоды от плодов этого.

Сначала это кажется мрачным и бессмысленным действовать без желания результата материальной выгоды. Но в какой-то момент человек понимает, что эгоистические действия прерывают и искажают Божью драму, и что это немудро и бесполезно действовать в противоречии с Его божественным планом. Поэтому, только ответственные действия следует осуществлять, и к тому же без привязанности.

“Бог не говорит со мной”, - может жаловаться поклоняющийся, - “Как же тогда мне знать, какие действия производить?” Ответ состоит в том, что Бог говорит с поклоняющимся через его истинного гуру-наставника и через духовные учения, даваемые по тому каналу. Во время сомнения относительно действий, человек может искать помощи своего гуру или определенных продвинутых учеников, благословленных оказывать такую помощь. Техника спасения, данная гуру, делает ученика способным настроится божественно. ...

Никогда не прекращай стоющих действий! Христос, Кришна, Бабаджи, все они работали и продолжают работать во спасение душ, внося свою лепту помощи в Божью драму творения. Следуй тому примеру, тому образцу праведности, установленному великими на протяжении веков....

_________________
Нельзя давать исчерпывающие утверждения, ибо необходимо дать ученику возможность упражнять свои умственные способности
Е.И. Рерих. Записи бесед с Учителем


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: БХАГАВАД - ГИТА. Гл. IV. Йога Познания
СообщениеДобавлено: 21 ноя 2014, 08:22 
Не в сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 2955
Cпасибо сказано: 954
Спасибо получено:
4076 раз в 1904 сообщениях
Парамаханса Йогананда "Бхагавадгита. Беседы Бога с Арджуной. Царственная Наука Богопознания"


Изображение

Свобода от кармы: Природа правильного действия, неправильное действие и недействие

4.16. Даже мудрые озадачены относительно действия и бездействия. Поэтому Я объясню, что составляет истинное действие – это знание освободит тебя ото зла.


Даже мудрецы, достигшие некоторого общения с Духом, отождествляются с чувствами снова, когда их экстатическое состояние прекращается, и так остаются в неуверенности относительно того, что есть правильное действие. Святой, который может сохранять свое экстатическое состояние посреди активности, является праведником (исполнителем, направляемых Богом, действий). Только действия, исполняемые с божественным сознанием, могут считаться “правильными действиями”. Действия, исполняемые с эгоистическим сознанием, суть “неправильные действия” (вовлекающие-карму действия)....

В эгоистическом состоянии даже мудрые теряются относительно различия между правильным и неправильным действием. Йог, в эгоистическом состоянии, начинает отождествлять себя с телесными состояниями и импульсами. Таким образом введенный в заблуждение, он действует неправильно (в соответствии с диктатом чувств).
Различие между хорошим и дурным действием можно распознать, если человек постоянно остается бдительным во время пробужденного состояния. Например, голодный йог начинает есть (здесь нет ничего неправильного). Но, когда он ест, его ум становится сосредоточенным на вкусе (“Впереди опасный поворот!” ). В конце концов он переедает (навлекает на себя кармический долг Природе). Так, даже мудрый может забыть различать почти невидимую границу между едой самоконтроля и бесконтрольной едой; и в общем, между действиями при отождествлении с душой и действиями телесного отождествления.

Все зло и несчастье человеческого существования начинается, когда душа забывает использовать тело и чувства в качестве своих инструментов и слуг. Когда душа становится отождествленной с телом, ее сознание поворачивается в направлении чувств, прочь от внутреннего интуитивного восприятия правды. ...


4.17. Очень трудно знать природу кармы (действия). Истинно, чтобы полностью понимать природу правильного действия, человек должен также понимать природу противоположного (ложного) действия и природу недействия.

Бог выражает Себя через Природу в бесчисленных действиях. Для случайного обозревателя, ученика истории, земля полна противоречий. Это от того, что сам этот мир зависит от относительностей – всех активностей, взаимодействующих друг с другом, чтобы произвести различные результаты. То что правильно в одних обстоятельствах, может быть неправильным в других; или действие, исполняемое из одних соображений, может быть хорошим, но предпринятое из других соображений - дурным. Также, обычно человеческая перспектива и понимание близоруки, имея в виду немедленные результаты; но лишь долгим рассмотрением истории или последовательных воплощений индивидуума, или прозрением дальнозоркой мудрости, можно по-настоящему узнать окончательный результат большинства действий, добрых или злых.

Человек может, таким образом изучать и сравнивать все формы человеческой деятельности без получения какого-либо абсолютного руководства относительно того, чему следовать для своего высшего блага. Господь Кришна, поэтому, разделяет все человеческие действия на три категории: верное или надлежащее действие, противоположное или злое действие, и недействие.

Верное действие: Когда исполняемое действие тендирует повысить душевное сознание, оно может считаться надлежащим действием. Все занятия, ведущие ум деятеля прочь от порабощения чувствами и к наслаждению душой, суть правильные действия. Все действия, приводящие к единству эго и души, и души с Богом, суть правильные действия. К этой категории принадлежит обширное поле действий, способствующих освобождению от чувственного рабства, нормального телесно-отождествленного состояния смертного. Например, мудрый употребляет лишь столько пищи, сколько необходимо для питания его тела. Он исполняет эту физическую обязанность, с пониманием того, что это есть Богом данная активность для поддержания телесного храма души. Аналогично, направляя все свои действия к душе, он действует только лишь праведно.

Сами по себе действия не имеют значения; разумное намерение и самоконтроль за ними определяют, ведут ли они к освобождению или к кармическому рабству. Поэтому духовный человек не подлежит порицанию за сходность его акта питания с тем же у обжоры. Человек самоконтроля ест и укрепляет свое тело, действуя правильно; но обжора передает, следуя неподходящей диете, приятной его чувству вкуса, и поэтому питается неправильно, принося вред своему телу.

Подобно этому, если гармоничная музыка и приятные слова могут преобразиться в пробуждение души, они способствуют человеческому освобождению; но становящийся рабом музыки или сладким словам восхваления, нарушает равновесие своей жизни и впутывает себя в эгоизм. Использованием чувства слуха неверно, он неспособен прислушаться к закону правильного действия. Если музыкальное произведение не имеет высоких или святых вибраций, оно вызывает фривольные, нервные или даже примитивные эмоции. Духовная музыка, вроде гимнов и песнопений поклонения, повышает сознательность слушателя, растворяя более грубые вибрации.

Противодействие: Любое действие, вредное для тела, ума, или души, есть противодействие или ложное (дурное) действие, и его следует избегать. Чувственный человек чрезмерно потакает зрению, слуху, обонянию, вкусу и осязанию, до тех пор пока он не находит, что все эти поредники не дают ему ничего кроме пресыщения и дискомфорта. Попустительствующий алкоголик – тому пример. Он допивается до бесчувственности и внезапно понимает, что он разрушил свое здоровье и надежду на счастье. Другие человеческие типы настолько порабощаются красотой, вкусом, осязанием и слухом, что их жизнь превращается в ад. Какое же это удовольствие в действиях, уничтожающих все очарования жизни? Когда кони чувств несут экипаж жизни прямо в канаву пресыщения, несчастья и болезней – некого винить, кроме бестолкового возницы.

Подобно тому, как пробование отравленного меда бестолково, даже при условии, что на мгновение вкус может быть приятным, так и пробование зла одинаково бессмысленно, хотя и (может быть) приятно поначалу! Для своей же собственной пользы, во имя своего же собственного настоящего счастья, каждый человек, мирской или религиозный, должен использовать свои инструменты чувств разумно и с самоконтролем. Духовные принципы были даны не для того, чтобы мучить людей, не для того, чтобы лишать их счастья, но уводить их от отравленных наслаждений, результирующих в кармических последствиях.

Если снова используя пример обжоры, питающегося только чтобы ублажать чувства, он попирает законы души и законы природы. Он в конце концов умирает от какой-то, порожденной жадностью, болезни. Даже если этот результат и не очевиден сразу, когда он перерождается, он все несет с собой склонность к болезни. Его вредные телесно-отождествленные действия поэтому называются “ложными действиями”....

Недействие: Истинное недействие случается, когда поклоняющийся освободил себя ото всех производящих-карму действий, злых или добрых. Он тогда покончил со всеми принудительными формами действия; он достиг состояния недействия (т.е. полной свободы от необходимости и желания действовать), что характерно для Бога-Отца. Освобожденный йог переполняется нескончаемым внутренним весельем, сидит ли он неподвижно или активен. Действе только из желания доставить приятное Богу, таким образом считается “недействием”, или несвязывающим действием. После достижения этого состояния недействия, поклоняющемуся открывается путь к освобождению.

4.18. Тот является йогом, разумным среди людей, кто видит недействие в действии и действие в недействии. Он достиг цели всех действий (и свободен).

Такой йог, без личного интереса, играет роль в сновиденческой драме жизни, только чтобы сделать приятное Богу – следовательно, он по сути неактивен в действии. Всеже, из-за того, что этот йог работает вдохновенно и ревностно для Бога, о нем говорят, как о, по-настоящему, активном. Личность, совершающая все действия только для Бога, не для эго, удовлетворяет божественному плану. Человек находится в контакте с Истиной, когда он понимает, что не он, но Господь, через силы Природы, является исполнителем всех действий.
...
“Недействие в действии” подчеркивает внутреннюю душевную отстраненность от телесных актов. “Недействие в действии” означает, что пока духовный человек отстранен, действуя для Бога, он трудится не механически, как робот, но тщательно выполняет лежащую перед ним работу, тогда как внутренне отказывается от плодов своих действий. Он никогда не боится работы, но имеет здоровый страх перед кармическими вовлечениями!

4.20. Оставляя привязанность к плодам труда, всегда удовлетворенный, независимый (от материальных наград), мудрый не делает ничего связывающего, даже в середине деятельности.

_________________
Нельзя давать исчерпывающие утверждения, ибо необходимо дать ученику возможность упражнять свои умственные способности
Е.И. Рерих. Записи бесед с Учителем


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: БХАГАВАД - ГИТА. Гл. IV. Йога Познания
СообщениеДобавлено: 27 ноя 2014, 04:57 
Не в сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 2955
Cпасибо сказано: 954
Спасибо получено:
4076 раз в 1904 сообщениях
Изображение

4.21. Без надежд, мысли свои укротив, всякую собственность бросив,
Выполняя действия только телом, он в грех не впадает.

4.21. Только телом – Теланг, следуя указаниям Шанкары, переводит «только ради тела», хотя и признает, что «только телом» предпочтительней.

4.22. Удовлетворенный нежданно полученным, двойственность преодолевший,
Незлобивый, в неуспехе, в удаче равный – не связан, даже дела совершая,

4.22. Удовлетворенный нежданно полученным – то есть довольный тем, что он получил случайно, не направляя на это внимания и усилий. Такой смысл дает БПС. Можно перевести и «случайно»; некоторые переводчики пользуются выражением «спонтанно», учитывая, что санньясину запрещено просить, хотя бы он умирал от голода; он может принять лишь то, что ему предложат.

4.23. Он не привязан, свободен; в мудрости мысли упрочив,
Дела совершает, как жертву, они для него исчезают бесследно.

4.24. Брахмо – обряд приношенья, Брахмо – жертва, приносимая Брахмо в пламя Брахмо;
К Брахмо приближаться должно, погружаясь в дело Брахмо.

4.24. Брахмо – этот стих считается самым священным стихом Гиты. В Маханирванатантре (III, 74) сказано, что после очищения мантрой, которая, согласно Таркалангкаре есть данный стих Гиты, пища и вещи, посвященные Брахмо, становятся сами очистителями. Прикосновение низших каст может осквернить воды Ганги и Шалаграму (черный камень, символ Вишну, почитаемый в Непале) или другие священные предметы, но ничто, посвященное Брахмо, не может быть осквернено. Посвятив таким образом пищу, тантрический учитель (садхака) и его ученики могут есть любую пищу. При такой трапезе не соблюдаются правила каст и времени, можно даже вкушать остатки после другого (что запрещено высшим кастам), будь то чистый или нечистый (Mahanirvana tantra, пер. A. Avalon, с. 11). Так высоко ценит поздняя индийская традиция этот стих. Говоря просто: считается, что этот стих дает формулу освобождения ото всех обрядов и ограничений. Он соединяет диалектически пантеизм и теизм, ибо понимает все процессы миропроявления, как принесение в жертву Брахмо Брахманом Брахману.

4.24. К Брахмо – Brahmai’va tena gantavya (Avalon. Serpent Power, c. 324) принимает оборот как lokativus approximativus и переводит «приближаться», а не достигать, как это делают многие переводчики.


"Бхагавад-Гита" литературный перевод и примечания Б.Л.Смирнова

Цитата:
Отказавшийся от плодов не действует, даже совершая действия, творя действия лишь телесно, он не грешит (IV, 21). Нужно отметить близость этих взглядов Гиты с буддизмом, настаивающим, что грешны (то есть подлежат нравственной оценке) не действия, как таковые, а намеренья (ср. Ольтрамар, История теософических идей в Индии, т. II).
Нельзя не подчеркнуть огромность этического сдвига, выраженного приведенным положением Гиты. Этика, современная Гите, не видела разницы между фактом и актом. Достаточно напомнить, что вся трагедия Эдипа построена на «грехе» (преступлении), совершенном не только невольно, но с горячим желанием его избежать. Если Наль совершает «грех», открывший ворота Кали, то лишь по некоторой небрежности нарушая ритуал (ср. I вып. этой серии).

Тот кто совершает действия как долг, кто победил желания и доволен достигнутым, стоит выше противоречий. Он освобождается от уз кармы. Брахмо есть и жертвоприношение, и жертва, и приносящий жертву (IV, 24), так формулирует Гита закон тождества в стихе, считающемся самым священным стихом произведения, то есть наиболее полно выражающим его суть. Он стоит в прямой связи с III, 15; «вездесущее Брахмо всегда пребывает в жертве».
В следующих за IV, 24 шлоках Кришна поясняет феноменологическое разнообразие этого единого жертвоприношения. Оно понимается различно людьми, стоящими на разных ступенях сознания (ср. V, 11 и IX, 20–31).

Б.Л.Смирнов "Введение. Содержание Гиты по главам"

_________________
Нельзя давать исчерпывающие утверждения, ибо необходимо дать ученику возможность упражнять свои умственные способности
Е.И. Рерих. Записи бесед с Учителем


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: БХАГАВАД - ГИТА. Гл. IV. Йога Познания
СообщениеДобавлено: 27 ноя 2014, 05:08 
Не в сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 2955
Cпасибо сказано: 954
Спасибо получено:
4076 раз в 1904 сообщениях
Изображение

4.21. Без надежды, ничем не владея,
обуздав свое сердце и мысли,
совершая деянья лишь телом,
он от скверны всегда свободен.

4.22. Он случайно пришедшим доволен,
он вне двойственности, независтлив,
и в беде и в удаче ровен,
даже действуя, он не привязан.

4.23. Когда он не привязан, свободен,
утвердил когда мысль свою в знанье,
когда действует лишь ради жертвы -
у него прекращается карма.

4.24. В жертвенном акте-Брахмане
приношение - также Брахман
приносится в жертву Брахманом
на огне энергии Брахмана.
Кто созерцает действие-Брахмана,
тот достигает Брахмана.


"Бхагавад – Гита" перевод Семенцова В.В.

Цитата:
4.21. Не имеющий желаний, сдерживающий ум и чувства, оставивший всю собственность, только деятельность тела исполняющий, не обретет греха.

Деятельность [направленная] на поддержание тела — выражение деятельности чувств. [Деятельность] ума и интеллекта [не обязательно связана с телом].

4.22. Довольный тем, что доступно, преодолевший двойственность, независтливый, равный в успехе и неуспехе, даже действуя не связывается.

Использование пассивного залога [карма картари прайога] указует на Атман, который Сам связывает Себя нечистотой, выраженной результатами предыдущих действий (васана). Иначе [говоря], пассивная карма не может явиться предметом, связывающим свободный [по Своей природе Атман].

4.23. Он не привязан, свободен; в знании умом пребывая, карму совершает, как жертвоприношение, для него она исчезает бесследно.

[Слово] «жертвоприношение» (яджня) стоит здесь в единственном числе. Определение жертвоприношений будет дано [позднее]. Слово «жертва» здесь употреблено в общем значении.

4.24. Брахман — подношение, Брахман — жертвенное возлияние, на огонь Брахмана Брахманом подносимое. Благодаря ему Брахман достигается сосредоточением на обряде Брахмана.

"Гитартхасанграха". Комментарий Абхинавагупты на Бхагавад Гиту

_________________
Нельзя давать исчерпывающие утверждения, ибо необходимо дать ученику возможность упражнять свои умственные способности
Е.И. Рерих. Записи бесед с Учителем


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: БХАГАВАД - ГИТА. Гл. IV. Йога Познания
СообщениеДобавлено: 28 ноя 2014, 05:03 
Не в сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 2955
Cпасибо сказано: 954
Спасибо получено:
4076 раз в 1904 сообщениях
Шри Свами САТЧИДАНАНДА
Живая Гита: Вся Бхагавад Гита

Комментарий для современных читателей


Изображение

4.21. Поскольку он ничего не хочет для себя; поскольку он контролирует свой ум и эго; поскольку он не считает, что всё, чем обладает, является его собственностью, он является абсолютно чистым, несмотря на действия, совершаемые его телом и умом (которые действуют согласно силам природы).

4.22. Поскольку он удовлетворён тем, что приходит само собой; поскольку у него нет зависти по отношению к кому бы то ни было; поскольку он вышел за пределы пар противоположностей и поддерживает свою уравновешенность в успехе и поражении, а также, несмотря на то, что кажется, что он делает вещи, он не связан своими действиями.

4.23. Когда ты освободишься от всех привязанностей и обретёшь освобождение, твой разум будет поглощён истиной. Тогда все твои действия станут жертвоприношением (яджна) и вся твоя карма исчезнет.

4.24. Само подношение является Брахманом. Пожертвование является Брахманом, которое предлагается Брахманом огню Брахмана; тот, кто не видит ничего, кроме Брахмана во всём, что он делает, безусловно, осознал Брахмана.


Это очень важная шлока, но здесь больше не добавишь, поскольку, в конце концов, всё является Брахманом. Для совершения преданного подношения или поклонения, упоминаются различные части: огонь, который предлагается; вода или подношение; топливо или топлёное масло; и тот, кто предлагает всё это. Всё, каждая часть и само жертвоприношение, в конечном счете, являются Брахманом. Вот что это означает. На одном уровне вы видите всё как единое, неотделимое одно от другого. Тогда нет кого-то, предлагающего нечто какому-то огню и того, кто получает это. Всё является одним и тем же. Различие исчезло. Тогда вы осознаёте, что подношение есть Брахман, топлёное масло есть Брахман, человек является Брахманом, предлагающий огню Брахмана. Таким образом, всё идёт в Брахмана.

В действительности приём пищи является пуджей, преданным подношением. Если мы поднимаемся до этого уровня, то понимаем его значение и переживаем его во время еды: "Пища является Брахманом; рука, которая берёт пищу, является Брахманом; жующий рот является Брахманом; пищеварительный тракт является Брахманом; человек, который ест, является Брахманом; процесс еды является Брахманом. Всё является Брахманом".
В один прекрасный день все мы должны пережить эту истину. А до той поры, полезно так думать во время еды.

Входящий воздух, выходящий воздух, задержка дыхания, - всё это является Брахманом. Само ваше дыхание становится жертвоприношением. Оно производится в любом случае; просто осознавайте это, вот и всё. В действительности же дыхание жертвует собой для поддержания нашей жизни. Оно входит и сгорает. Если бы оно не приносило себя в жертву, нас не было бы сегодня в живых. Входящее и выходящее дыхание являются примерами жертвоприношения.

_________________
Нельзя давать исчерпывающие утверждения, ибо необходимо дать ученику возможность упражнять свои умственные способности
Е.И. Рерих. Записи бесед с Учителем


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: БХАГАВАД - ГИТА. Гл. IV. Йога Познания
СообщениеДобавлено: 28 ноя 2014, 05:24 
Не в сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 2955
Cпасибо сказано: 954
Спасибо получено:
4076 раз в 1904 сообщениях
Парамаханса Йогананда "Бхагавадгита. Беседы Бога с Арджуной. Царственная Наука Богопознания"


Изображение

4.21. Тот не навлекает зла, исполняя телесные действия, кто отказался от всякого чувства обладания, кто свободен от (иллюзорных человеческих) надежд, и чье сердце (способность чувствования) контролируется душой.

Кармическое рабство причиняется не действием самого телесного инструмента, но умом, манипулирующим тем действием. Когда эго, с его, иллюзией укрепленными, желаниями и привязанностями, управляет, тело и ум подлежат причинно-следственным законам Природы. Но когда истинное Я или душа, образ Бога в человеке, управляет, тело и ум работают одинаково, но, иначе порабощавшие бы, следствия тех действий нейтрализуются, по причине отсутствия катализирующего посредника иллюзии.

То, что “принадлежит” человеку состоит не только из материальных объектов, собираемых им вокруг, но также общая сумма всех иллюзий Природы, с которой он отождествляется, как эго – его тело, ум, чувства, ощущения, привычки, желания. Если только, Самореализацией, он не утверждается в душевном сознании и этим не оставляет привязанности к тем внутренним и внешним принадлежностям, он будет порабощен кармическими следствиями, возникающими из действий, ими порождаемых...

4.22. Тот человек действия свободен от кармы, кто принимает уравновешенно все, что приходит к нему, утвердился над двойственностью, отделился от ревности, зависти или враждебности, кто одинаково смотрит на приобретение и утрату.

Мудрый видит Дух во всем. Свободный от любви к себе и от какой-либо воли удовлетворять эгоистические желания, он удовлетворенно принимает, что бы ни приходило к нему естественно для разрешения нужд его тела, ума и души. Он поднимается над всеми противоположностями, проявления которых хороши или плохи; которые одинаково причиняют рабство. Обретя Единство, он не имеет сознания “я и мое”. Он не питает враждебных мыслей ни к кому, видя во всем единый Дух. Обретая Высочайшее он безразличен к мирскому успеху или неудаче. Исполняя свой долг Богу, он всегда непривязан и нескован.

“Удовлетворенностью” йог выражает свою веру в Божью способность направлять все происходящее к Высшему Благу. Свободный от эгоистических желаний, счастливый и удовлетворенный внутри, он автоматически отказывается от излишнего материального багажа не необходимых “необходимостей” и эгоистических стремлений, в пользу Богом-данных обязанностей, налагаемых на него его телом и его долгом семье, обществу, и миру...

4.23. Вся карма, или следствия действий, полностью растворяется освобожденным существом, которое, лишенное привязанностей, с умом, облаченным мудростью, исполняет истинный духовный ритуал огня.

Йог, оттягивающий свой ум и желания от чувственных приманок, предлагает их топливом огню Космического Сознания; его смертные желания сжигаются, как хворост в Священном Пламени. Когда йог в состоянии смешать свою жизненную силу и сознание с Вечной Жизнью и Космическим Сознанием, он более уже не находится в состоянии смертного. Его ограниченное эгоистическое сознание и телесное отождествление оставлено; растворение эго позволяет полностью проявиться душевному сознанию. Узнав душу, как современный образ Духа, и неспутанной эго, йог становится свободным ото всей хорошей и дурной кармы, которая принадлежит сфере двойственности и относительности. Так, соединением чистой жизни с Космичяеской Жизнью и чистого сознания с Космическим Сознанием, йог обретает освобождение. ...

4.24. Процесс приношения и сами подношения, оба суть Дух. Огонь и осуществляющий приношение ему суть другие формы Духа. Пониманием этого, растворенный в Брахмане (Духе) во время всех действий, воистину, такой человек один приходит к Духу.

Все проявление есть разнообразный ритуал единого Космического Сознания Бога. Личностная душа (атман) не отлична от Универсальной Души или Бога (Параматмана); Так, Он является и Дающим и Принимающим во всех приношениях (действиях). Он также есть и приношение – объекты, используемые в ритуале. Йог, пониманием этого, входит в самадхи или единство с Богом.

Любой исполнитель внешнего ритуала должен понимать его символическую ценность. В яджне возливания гхи на освященный огонь алтаря, если ум человека непоколебимо сосредоточен на внутренней значимости акта, так что он исполняет также и внутренний, вместе с внешним, ритуал, он войдет в состояние экстаза или Богоединения, в котором увидит, что пламя человеческой жизни и Космический Огонь, физический процесс возлияния очищенного масла на огонь и интуитивный процесс бросания его сознания в Космическое Пламя, все суть не имеющие субстанции с самих себе ничто, начинающие что-то значить лишь, как отражения Космического Света и Космического Сознания, на котором играют по закону относительности. ...

Состояние смертного полно относительностей – опыты двойственностей, опасностей, перемен. Йог понимает все космическое кино , как следствие Космического Света, проходящего через его жизнь, как одну вечную Космическую Церемонию Огня. В йоговской медитации он оттягивает свою жизненную силу от чувств и соединяет ее с Космическим Пламенем. Посредством этой яджны, он находит, что его доселе отдельная жизнь является частью Космической Жизни, Брахмана, и он приносит свою жизнь и все ее действия в дар Космической Жизни, как часть вечной деятельности в Духе. Как гхи, возливаемое на священный огонь, он видит свою жизнь Духом входящим в Космический Огонь Брахмана. ...

Когда личность полностью пробуждается ото сна, она понимает, что его кажущиеся физические и психологические выражения были всего лишь материями сна. Аналогично, когда йог полностью пробуждается от космического сна, становясь единым с Богом, он понимает что все субъекты, объекты и действия в космосе являются результатами одного Космического Сознания. Видя космос сновиденческой кинокартиной Бога, он рассматривает приношение самой своей жизни, как Брахмана, а также огонь Космической Жизни, в которой его жизнь предлагается, как приношение, как Брахмана. Он находит что Господь Космической Церемонии Огня и всех действий, связанных с ней (внешними выражениями Космического Сознания), есть Брахман.

_________________
Нельзя давать исчерпывающие утверждения, ибо необходимо дать ученику возможность упражнять свои умственные способности
Е.И. Рерих. Записи бесед с Учителем


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: БХАГАВАД - ГИТА. Гл. IV. Йога Познания
СообщениеДобавлено: 02 дек 2014, 04:51 
Не в сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 2955
Cпасибо сказано: 954
Спасибо получено:
4076 раз в 1904 сообщениях
Изображение

4.25. Участвуют в жертве богам иные йогины,
Другие – возливают жертву на огонь Брахмо.

4.25. Некоторые – шлоки 25–33 Михальский-Ивеньский считает вставкой. Шлегель сравнивает этот текст с Ману IV, 22–24, где трактуется о способах жертвоприношения, совершаемого брамином. Стих 25 несколько туманен; смысл его, по-видимому, тот, что некоторые йогины совершают жертву богам, рассчитывая на плоды жертвы (ср. IV, 12), другие же совершают жертву жертве, то есть отказываются от плодов жертвы обещанных писанием, и приносят ее в огонь Брахмо, то есть поступают так, как указывается в ст. 19 и сл. этой главы. Томсон, ссылаясь на Шлегеля, так комментирует это место. Шлоки 25–30 поясняют мысль о жертвенном выполнении действий. Некоторые йогины участвуют в жертвоприношении богам не ради воздаяния, а бескорыстно, видя в богах образы Брахмо. Во второй половине шлоки говорится о тех, кто жертвует обрядами ради жертвы духовной, совершаемой в Брахмо, как в пламени. Аналогично понимает это место и Эджертон.

4.26. Слух и другие чувства приносят иные в жертву на огне обузданья;
Звук и другие предметы чувств на огне чувств иные приносят в жертву.

4.26. На огне обуздания (санньямы) – здесь не следует понимать слово «санньяма», как технический термин школы Патанджали (ср. Йогасутра III, 4), где санньяма определяется, как единство трех ступеней медитации – дхараны, дхианы и самадхи. Смысл стиха: некоторые удерживают чувства от деятельности (ср. II, 58), другие же жертвуют предметы чувств, то есть предоставляют деятельности чувств развиваться по ее законам, но не допускают, чтобы объект порабощал психику (ср. II, 70).

4.27. Иные все движения чувств, жизнеспособность
Приносят в жертву на огне самообузданья, мудростью возженном.

Буквальный перевод:
4.27. Другие жертвуют все деятельности чувств, деятельности пран на огне самообуздания, зажженном мудростью.

4.27. Деятельности пран – Теланг ссылается на Майтр., VI, 9, как на текст, дающий возможность уяснить себе смысл данного стиха. О «пранихотра» трактует также Чханд., V, 19–24, и есть Упанишада, специально посвященная этому вопросу. В Майтраяна уп. сказано: человек принимает прану и солнце, как свое «я»; кто это знает, тот упражняется в сосредоточии на своем «я». Далее следуют указания, какие мантры полагается при этом произносить и каким способом нужно проводить медитацию. Чханд., подробно описывает ритуал вкушения пищи, как жертвоприношения пранам. В Пранагни подробно описываются ритуалы жертвоприношения пранам, а затем рассматривается сам человек как жертва. Описание заканчивается словами: «Все божества заключены в теле человека» (об этом подробнее в Тантрах). В теле различается ряд пран: прана, апана, ида, пингала и пр. Деятельностью этих пран осуществляется жизнь тела; слово «прана» означает «жизненный ток», «жизнь». Таким образом, «приносить в жертву деятельность пран» значит приносить в жертву свое тело, все его отправления. Эджертон видит в этом стихе намек на приверженцев школы Санкхьи, а в ст. 30 – намек на джайнистов, иногда кончавших жизнь голодовкой.

4.28. Другие имущество, подвиги, упражненья йоги, изученье Писаний,
Мудрость усердно приносят в жертву, стойкие в обетах.


4.29. Вдыханье выдыханью и выдыханье вдыханью иные приносят в жертву;
Удержав ток вдыханья и выдыханья, всецело предаются пранаяме.

4.29. Вдыхание и выдыхание – две основные праны тела – вдыхание и выдыхание, прана (в узком смысле слова) и апана. Прана есть вдыхание и восходящий жизненный ток, апана есть выдыхание и нисходящий жизненный ток. Пранаяма есть задержка дыхания, совершаемая при сосредоточии. В Упанишадах термины «прана» и «апана» нередко стоят один вместо другого. Вообще говоря, термин «прана» шире и нередко употребляется как родовое понятие для обозначения всех жизненных токов и жизни вообще. По-видимому, одним из наиболее ранних мест, трактующих о пранаяме, является конец пятой брахманы (Брих., I, 5, 23), где указывается способ медитации с задержкой дыхания. Дейссен называет это место «зародышем учения о пранаяме». Одним из главных мест в Упанишадах, трактующих о пранаяме, является Амритабинду уп. и Дхьянабинду уп. Подробней учение о пранаяме развито школой Йоги (ср. Йогасутра Патанджали, Хатхайогапрадипика и пр.). Интересно отметить, что слово «пранаяма» в Гите встречается всего лишь раз для обозначения того действия в йогических упражнениях, которое в позднейших йогических текстах называется «кумбака» (пауза между пурака и речака – вдыханием и выдыханием. Кувалаянанда (Yoga-Mimänsä, vol. 3, p. 258) переводит слово «пранаяма», как паузу между дыхательными движениями, и утверждает, что таково значение этого термина и в классической йогической литературе и что лишь позднее он вытеснился термином «кумбака». Уже Патанджали употребляет термин «пранаяма» для обозначения четвертой ступени восьмиступенной йоги, ставшей после его сутр классической. Таким образом, в сутрах Патанджали термин «пранаяма» никак нельзя истолковать в смысле «задержка дыхания». Дейссен переводит слово «пранаяма» через «регуляция дыхания» (Йога-сутры, I, 31, 2, 50; Ист. фил. I, 3, с. 566), что вполне правильно. Таким образом, словоупотребление Гиты и Упанишад, по-видимому, более древнее.

4.30. Иные, ограничив пищу, свою жизнь в жертву (единой) Жизни приносят;
Все они сведущи в жертве, грехи уничтожили жертвой.

4.30. Единой Жизни – в тексте «праны» в (ед. числе). Слово «прана» во множественном числе обозначает просто «жизнь», в силу чего Томсон трактует эту шлоку в том смысле, что аспекты настолько ограничивали свою пищу, что становились, как мертвые, то есть приносили в жертву свою жизнь. Дейссен переводит: «Andere... opfern die Lebenshauche in den Lebenshauchen» и поясняет, что, согласно Чханд., при жертвоприношении на огне праны (пранагнихотра) питание каждого отдельного жизненного тока является как бы временным жертвоприношением четырех остальных. Чханд. уп. (5, 19, 1 и сл.) гласит: «...поэтому то, что ему первым попадается под руку, годно для жертвы. Первое жертвоприношение он должен совершать в своем рту с произнесением известных мантр; тогда насыщается дыхание» и т. д. о каждой из пяти главных пран.


"Бхагавад-Гита" литературный перевод и примечания Б.Л.Смирнова

Цитата:
Шлоки 25–35 перечисляют различные жертвоприношения в зависимости от характера и ступени развития приносящего жертву. Дасгупта называет шлоку 29 «темной» и затрудняется объяснить, как можно жертвовать прану апане и обратно. «Трудно понять, – пишет он, – точный смысл жертвенного приношения праны апане и почему это называется жертвой. Толкования Шанкары и других мало помогли в этом деле. Они не говорят нам, почему это называется «яджна» или как может быть совершено такое жертвоприношение, они даже не стремятся дать синонимы глагола «juh» (совершать жертвоприношение), употребленного в контексте. Мне кажется, что дело идет о мистической замене – о медитации (pratikopäsanä), употребляющейся вместо жертвоприношения, о чем упоминается в Упанишадах; напр., в Майтр., VI, 9 говорится, что в «Я» соединены Прана и Солнце; знающий размышляет только об Атмане, и лишь в себе приносит жертву (ср. также Чханд., V, 24 и Дасгупта «История индийской философии», т. II, 448).
Непонятно, почему Дасгупта так осторожно выражает свое предположение: ведь по существу весь абзац от 25 до 33 шлоки говорит о «заменах жертвоприношений», так тщательно впоследствии разработанных Тантрами.

Б.Л.Смирнов "Введение. Содержание Гиты по главам"

_________________
Нельзя давать исчерпывающие утверждения, ибо необходимо дать ученику возможность упражнять свои умственные способности
Е.И. Рерих. Записи бесед с Учителем


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: БХАГАВАД - ГИТА. Гл. IV. Йога Познания
СообщениеДобавлено: 02 дек 2014, 05:05 
Не в сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 2955
Cпасибо сказано: 954
Спасибо получено:
4076 раз в 1904 сообщениях
Изображение

4.25. Среди йогинов есть такие,
что богам лишь приносят жертву,
но другие - в пламени Брахмана
свою жертву жертвой сжигают.

4.26. Те аскеты всю чувств пятерицу
на огонь обузданья приносят;
эти йогины - чувств огнями
превращают предметы в пепел.

4.27. А другие - всех чувств проявленья,
как и действия пран в этом теле,
обузданья огнем сжигают,
разжигая его от знанья.

4.28. Эти в жертву приносят тапас,
те - богатство, иные - йогу;
знанье Веды и вслух повторенье -
жертва йогинов, твердых в обетах.

4.29. Можно жертвовать в пране апану
иль, напротив, в апане - прану:
так, дыханий пути преграждая,
пранаяму аскеты свершают.

4.30. Есть иные - обузданы в пище.
Они праны жертвуют в пранах.
Умудренные в таинствах жертвы,
ею грех они испепеляют.


"Бхагавад – Гита" перевод Семенцова В.В.

Цитата:
4.25. Иные йогины совершают жертву Божественному знанием, другие жертвоприношение на огонь Брахмана посредством Знания подносят.

Иные [йогины], которые прибегают к богам (девани), являющимся чувствами (индрияни), преисполненными изменчивости, [совершают] жертвоприношения, означающие восприятие различных объектов. Переживая самый их корень, они обретают свой собственный Атман. Эти йогины повсюду остаются пребывающими в йоге. Суффикс «ин» [в слове йогин] означает постоянную связь.
Некоторые толкуют [эту шлоку] так: «Иные [йогины] жертвуют воспринимаемые объекты на огонь Брахмана, который невозможно переполнить». Мы толкуем его значение, как оно является по сути, не противореча мудрецу [Вьясе] ни прежде, ни после.
Некоторые, пребывая в йоге и совершая жертвоприношения с внешними атрибутами (дравья яджня), почитают Божественное в форме разных богов — Индры и т. д. Другие, совершая эти жертвоприношения как долг, без стремления к результатам, подносят его на огонь Брахмана. Совершая такое внешнее жертвоприношение, они достигают высшего Брахмана. Поэтому говорится:
«Все они сведущи в жертве» [Б.Г.4.30], а в Шрути сказано:
«Жертвою жертве пожертвовали боги» [Р.В. 10.90.13].

4.26. Слух и другие чувства иные жертвуют на огне сосредоточения, звук и другие предметы чувств иные жертвуют на огне чувств.

Другие [жертвуют] чувства на огне сосредоточения [самьяма]. Это отречение — ум. От этого [отречения] проистекает огонь с искрами, представляющими форму желаний. Ему они жертвуют чувства. Поэтому [такие йогины]именуются «тапа яджня», «те, чье жертвоприношение — тапас». Другие жертвуют объекты чувств на огонь чувств, освященных Знанием, сжигающим плоды [кармы]. Они стремятся наслаждаться ради прекращения желания наслаждения. Таково тайное учение. Как сказано мной в «Лагхви пракрие»: «Объект не отличен от тебя, — субъекта. [Истинное] наслаждение есть соединение субъекта и объекта». В «Спанда карике» [2.4.] также сказано:
«Вкушающий благодаря вкушаемому пребывает повсюду и везде».

4.27. Деятельность всех чувств, другие деятельность праны, иные самососредоточенность на огонь йоги жертвуют, освещенный знанием.

4.28. Другие жертву вещами, жертву тапасом, жертву йогой, самоисследование, знание усердно приносят в жертву, стойкие в обетах.

[Иные] посвящают все чувства, ум [и прану], состоящую из дыхания, выходящего изо рта и ноздрей [а также исходящую] снизу с мочой и т.д., огню однонаправленного сознания, который есть обуздание «себя», т. е. ума. Этот огонь однонаправленного сознания поддерживается Знанием, которое есть восприятие объектов или представление о [них] однонаправленным умом, при отстранении от всего остального. Как сказано в «Шива упанишаде» [Виджняна Бхайраве. 62]
«Если при отбрасывании отдельного объекта сознание не устремляется к другому, тогда в центре [этого] объекта возникает созерцание [Реальности]».
Это именуется жертвоприношением йоги. Итак, были даны определения дравья яджни, тапа яджни и йога яджни. Далее дается определение свадхьяя яджни и джняна яджни.

4.29. Апане жертвуют прану, другие пране — апану. Сдерживая движение праны и апаны, совершают пранаяму. Иные, ограничив пищу, свои праны в жертву Пране приносят.

Прана — [форма] нады, которая возникает в матрах пранавы и растворяется в бинду. Она жертвуется апане. [Йогин, жертвуя] прану апане, входит в блаженное состояние пребывания внутри Атмана, находясь в теле. Это [именуется] свадхьяя. [Когда] этот [процесс] совершается в присутствии ученика, учитель объединяет свое «Я» с Атманом ученика, очищая сознание и давая Освобождение посредством погружения [собственной] праны в апану ученика. [Таким образом, поднесение праны апане] в жертвоприношении свадхьяи утверждает ум в состоянии высшего блаженства. Вдох считается первым, выдох — последним. Первой падой (шл. 29) подразумевается обращение объектов чувств вовнутрь. Второй [падой] описывается великий опыт развоплощенности. Поэтому свадхьяя яджня отличается от джняна яджни. Так описываются два пути сдерживания пран и расширения ума в Атмане учеником и Учителем. Посредством жертвоприношения пран [обретается опыт] в волнах высшего блаженства, [переживаемый в тончайшем] успокоении дыхания. Знающие Истину знают все эти виды жертвоприношений, начиная с дравья яджни и заканчивая джняна яджней. Благодаря этому они очищаются от всех грехов. Великая иллюзия, коренящаяся в двойственности, [становится] вырванной с корнем.

4.30. Все эти знатоки жертвоприношения, жертвой сразившие грех, вкушающие амриту как остаток от жертвы, идут в Вечный Брахман.

"Гитартхасанграха". Комментарий Абхинавагупты на Бхагавад Гиту

_________________
Нельзя давать исчерпывающие утверждения, ибо необходимо дать ученику возможность упражнять свои умственные способности
Е.И. Рерих. Записи бесед с Учителем


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: БХАГАВАД - ГИТА. Гл. IV. Йога Познания
СообщениеДобавлено: 04 дек 2014, 05:12 
Не в сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 2955
Cпасибо сказано: 954
Спасибо получено:
4076 раз в 1904 сообщениях
Шри Свами САТЧИДАНАНДА
Живая Гита: Вся Бхагавад Гита

Комментарий для современных читателей

Изображение

4.25. Некоторые йоги совершают жертвоприношения дэвам (низшим божествам, ангелам), в то время как другие
предлагают самих себя в качестве жертвоприношения Брахману (Абсолютный Бог).

4.26. В качестве подношения некоторые люди обуздывают свои чувства (такие как слух, зрение, вкус), в то время как другие приносят в жертву чувственные объекты (такие как звуки и т.д.), которые в противном случае услаждали бы чувства.

4.27. Побуждаемые мудростью, есть еще и другие люди, которые предлагают свои чувства и жизненную энергию (прана) в качестве жертвоприношения в форме самообуздания.

4.28. Некоторые предлагают своё богатство в качестве жертвоприношения или своё страдание, или плоды своей йогической практики. Иные, имеющие склонность к аскетизму и строгим обетам, предлагают их результаты и знание изучения Священных Писаний в качестве своего жертвоприношения.

4.29. Среди тех, кто, прежде всего, заинтересован в контроле над жизненной энергией с помощью сдерживания потока дыхания (пранаяма), некоторые люди предлагают выходящее дыхание в качестве жертвоприношения входящему дыханию, а входящее дыхание в качестве жертвоприношения выходящему дыханию.

4.30. Другие люди, которые ограничивают свою диету, предлагают дополнительную жизнеспособность, полученную от такого аскетизма в качестве своего жертвоприношения.
Все эти йоги очищаются с помощью яджны, которая в конечном итоге разрушает их грехи.

_________________
Нельзя давать исчерпывающие утверждения, ибо необходимо дать ученику возможность упражнять свои умственные способности
Е.И. Рерих. Записи бесед с Учителем


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 29 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB