ЖИВАЯ ЭТИКА (АГНИ ЙОГА). Форум «ФЕНИКС»

СЕРДЦЕ БУДЕТ ЧАСАМИ ВЕРНЫМИ, КОГДА ПРИЗОВЕТ К МЫСЛИ О ВСЕХ. НЕ НУЖНО УТОМИТЕЛЬНЫХ МЕДИТАЦИЙ, МЫСЛЬ О МИРЕ КРАТКА, И ОТРЕШЕНИЕ ОТ СЕБЯ В НЕЙ ТАК ПРОСТО ОТРАЖАЕТСЯ. ПУСТЬ БУДЕТ МИРУ ХОРОШО!
Текущее время: 23 авг 2019, 22:34

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 24 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: БХАГАВАД - ГИТА. Гл. V. Йога Отречения От Действий
СообщениеДобавлено: 09 фев 2015, 07:20 
Не в сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 2920
Cпасибо сказано: 912
Спасибо получено:
3996 раз в 1878 сообщениях
Шри Свами САТЧИДАНАНДА
Живая Гита: Вся Бхагавад Гита

Комментарий для современных читателей


Изображение

5.13. С помощью мысленного отречения от плодов своих действий ум йога становится дисциплинированным. Таким образом, он осознаёт себя как Атмана, счастливо обитающего в городе девяти ворот (тело). Он осознаёт, что не является деятелем, который действует или заставляет действовать.

5.14. Бог (постоянный внутренний Обитатель) непосредственно не создаёт силы, которые действуют в мире, или нечто, что происходит здесь. К тому же он никоим образом не подвержен их воздействию. Всё это делает Природа (Пракрити).

5.15. Бог, который является вездесущим, не измеряет чьи-то добродетели или пороки. Из-за того, что внутренняя мудрость скрыта в невежестве, люди заблуждаются и грешат.

5.16. Когда ты осознаешь себя, станешь просветлённым. В этой самореализации тьма невежества исчезает благодаря свету истинного знания, сияющего подобно Солнцу и обнаруживающего Всевышнего.


_________________
Нельзя давать исчерпывающие утверждения, ибо необходимо дать ученику возможность упражнять свои умственные способности
Е.И. Рерих. Записи бесед с Учителем


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: БХАГАВАД - ГИТА. Гл. V. Йога Отречения От Действий
СообщениеДобавлено: 09 фев 2015, 08:14 
Не в сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 2920
Cпасибо сказано: 912
Спасибо получено:
3996 раз в 1878 сообщениях
Парамаханса Йогананда "Бхагавадгита. Беседы Бога с Арджуной. Царственная Наука Богопознания"


Изображение

Я, Трансцендентный Свидетель: укрытый в блаженстве, не подверженный влиянию мира

5.13. Воплощенная душа, владыка чувств, умственно отбросив всякую деятельность, пребывает блаженно в телесном девятивратном городе – не действуя сама и не заставляя других (чувства) действовать.


Йог, cозерцающий вездесущий Космический Свет, оперирующий в его теле и в телах всех тварей, а также во всех объектах космического сна, внезапно понимает, что он никогда не был деятелем или причиной материального следствия.
Когда преданный, посредством самодисциплины и концентрации, поднимается над всеми привязанностями к телу, он становится царем-победителем чувств, счастливо возведенным на трон телесного дворца. В состоянии внутреннего экстаза он остается сторонним свидетелем деятельности его тела и интеллекта, которые исполняют все работы, единственно молчаливой силой Божества. Он не относит никаких своих действий к его собственным способностям, и не принуждает чувства работать для желаний эго. В этом состоянии высочайшего экстаза йог, сознавая Дух внутри и вовне в его окружении, всеже не впутан ни в какие плоды своей деятельности.

“Девятивратный град” относится к девяти отверстиям тела: двум глазам, двум ушам, двум ноздрям, двум органам выделения и воспроизведения и рту. Йог, подобно отошедшему от дел царю, наблюдает за своими подчиненными (телесными клетками, чувствами, мыслями и эмоциями), как направляемыми внутренним присутствием Бога, а не эго. Таким образом, йог, единый с трансцендентной душой, видит и чувствует себя недействующим.
Все действия, связанные с телом, более не касаются йога; он видит себя, как абсолютно недействующего. Как человек может обозревать, безучастно, деятельность рядом находящегося индивидуума, так и йог, установившийся в Боге, рассматривает тело исполняющим все действия, не влияя на него.

Очень трудно для обыкновенного человека представить себе состояние йога, описанное в этой станзе Гиты. Поэтому уместно подчеркнуть здесь, что йог, соединенный с Богом, не действует, как марионетка или автомат. Человек отождествленный со своим телом, страдает от любого следствия его деятельности. Но поклоняющийся, видящий Бога, как единственного Деятеля, остается отделенным от всех плодов действий, хороших и плохих, которые исполнило тело и ум. В этом смысле, йог не только свободен от плодов настоящих действий, но также и от непредсказуемых будущих следствий прошлых действий. Как царь-завоеватель города может поручить управление достойному приемнику, и сам жить там, мирно удалившись от дел, так и умный йог завоевывает телесный город непокорных чувств и затем отдает управление им его возлюбленному Господу; сам он проживает тихо внутри, в уютном блаженстве. В этом возвышенном состоянии йог находит, что Бог направляет и укрепляет его во всех необходимых формах деятельности, не делая его ответственным в каком бы то ни было смысле от последствий.

5.14. Господь Бог не сотворяет в людях сознание исполнителей действий, а также не толкает их к деятельности и не запутывает их следствиями действий. Иллюзорная Космическая Природа является источником всего этого.

Бог есть Творец всего, даже космической иллюзии; но это человеческая реакция на майю, посредством ложного использования божественного дара свободной воли, которая сотворяет в нем чувство эгоизма и желание действовать в соответствии с его приказаниями и наслаждаться плодами действий.
Когда человек упражняет разумность и не реагирует на космическую иллюзию, он использует свою свободную волю правильно, чтобы выбирать только влияние внутренней божественной мудрости. Так он избегает наказания, результирующего от ложного убеждения в том, что человек является независимым исполнителем действий.
...
Отождествляющийся со своим телом, применением самоанализа находит, что сознание эгоизма и эгоистическая деятельность с желанием наслаждаться ее плодами возникла из его ошибки - реакции на влияние космической иллюзии в Природе. Не виня безупречного Господа, как Источник своих несчастий, мудрец видит, что все зло происходит от неверного использования его свободного выбора, коим он прореагировал на Природу, скорее чем на Бога...

Добро и зло, и их отношение к душе

5.15. Всепроникающий не смущается добродетелью или грехом кого-либо. Мудрость заслоняется космической иллюзией, поэтому человечество смущено.


...Как туман покрывает верную дорогу к цели и является причиной того, что водитель машины сбивается с пути, так и туманы иллюзии скрывают путь мудрости к Богу, и человек залетает в канавы смертных желаний и невежества.
...
Когда змея жалит кого-то, жертва отравляется ее ядом; подобно этому смертный человек поражается космической иллюзией. Тем не менее, хотя майя накидывается на человека, он может преодолеть ее, отказываясь поддаваться ее искушениям. Ученик должен понять, что цель Бога в сотворении мира и Иллюзии состоит в развитии совершенных существ. Такое времяпровождение есть хобби Бога!

Для стимулирования совершенствования, Господь дал людям свободную волю – и искушение! Он подверг людей внутренним здоровым искушениям Его совершенства (добра) и внешним нездоровым искушениям Природы. Человеческая жизнь есть обширная и сложная головоломка, которую каждый человек должен решить когда-то.

Когда человек искусно использует свой божественный дар свободного выбора и разума, чтобы реагировать на искушения добродетели, а не греха, он достигает необходимой победы. Он “вне игры” жизни; он возвращается в благословенный Дом со своими обильными выиграшами!
Это, таким образом, есть правда о тайне человеческой жизни на земле. Вот почему человек не должен поддаваться (как многие психологи ложно советуют) “естественным” импульсам, но направляться духовными склонностями, которые по-настоящему естественны для его существа, души.

5.16. Но в тех, кто изгнал невежество Самопознанием, их мудрость, подобно освещающему солнцу, выявляет Высшее Я.

Когда тьма иллюзорного невежества выпихнута прочь из сознания йога, светом Самореализации, тогда, в том внутреннем просветлении, Высшее Я, Вечное Существо проявленно, как окончательная и единственная Реальность. Практикующий чувствует свое маленькое я, душу, слившимся в одно с Высшим Я, Духом. О таких просветленных существах можно сказать: «Я высвечивается, подобно солнцу, в тех, кто изгнал невежество мудростью”...

_________________
Нельзя давать исчерпывающие утверждения, ибо необходимо дать ученику возможность упражнять свои умственные способности
Е.И. Рерих. Записи бесед с Учителем


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: БХАГАВАД - ГИТА. Гл. V. Йога Отречения От Действий
СообщениеДобавлено: 11 фев 2015, 07:22 
Не в сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 2920
Cпасибо сказано: 912
Спасибо получено:
3996 раз в 1878 сообщениях
Изображение

5.17. Постигая То, в Том себя познав, в Том утвердясь, поставив То высшей Целью,
Уходят они безвозвратно, знаньем грехи уничтожив.

5.18. В украшенном мудростью смиренном брамине, в корове, слоне, собаке
И даже в том, кто варит собаку, мудрый видит одно и то же.

5.18. Брамине – Шанкара поясняет, что здесь перечислены существа, относящиеся к трем гунам: брамин как высшее из перечисленных существ относится к гуне саттва, корова, как не возрождающаяся духовно, – к раджас, а слон – к тамас.

5.18. Кто варит собаку – «çvapaka» – буквально «варящий собаку» – название самого низшего внекастового класса людей в Индии. Сюда относятся дети, рожденные от незаконного брака матерью, которая сама является внекастовой дочерью отца-шудры и матери-кшатрийки (такой брак по кастовым законам запрещен). Отцом ребенка внекастового «швапака» является кшатрия. Так как такой брак признается в высшей степени предосудительным, то дети, рожденные от подобного союза, считаются вне закона. Они должны жить вне селения, вне городских ворот, есть из черепков, носить одежду, снятую с мертвецов, не имеют права собственности, могут владеть только собакой и ослом, им запрещено общение со всеми, за исключением других вне-кастовых людей «чандала», к которым они приравниваются. Занятие их – сторожить трупы бездетных. Нужно учесть всю жестокость и вместе с тем прочность законов о кастах, чтобы понять силу утверждения Гиты, трудность ее психологического требования, предъявляемого тому, кто еще во власти подобных кастовых установок.

5.19. Те уже здесь победили мир, чье уравновешено сердце,
Ибо безгрешно, уравновешенно Брахмо, поэтому они пребывают в Брахмо.

5.19. Пребывают – Шанкара понимает этот стих так: даже здесь преодолевают узы рождения те, кто пребывает в равновесии. Он ссылается на Швет., IV, 15–17 и замечает: можно было бы подумать, что мудрые, о которых здесь говорится, являются грешными по рождению и их пищу нельзя есть другим, согласно предписаниям закона (ср. законы Гаутамы XVII, 20); но рождение, то есть кастовые законы, преодолеваются даже на земле теми мудрецами, которые видят Единого и ум которых остается невозмутимым. Для тех, кто не видит Брахмо в нечистых телах, например, в теле того, кто ест собаку, тела эти загрязнены своей нечистотой, но Брахмо не загрязняется ими, а потому и не пятнается.

5.20. Пусть не ликует от радости, не колеблется скорбью,
Не заблуждается стойкий духом, постигший Брахмо, утвердившийся в Брахмо.


"Бхагавад-Гита" литературный перевод и примечания Б.Л.Смирнова
_________________
Нельзя давать исчерпывающие утверждения, ибо необходимо дать ученику возможность упражнять свои умственные способности
Е.И. Рерих. Записи бесед с Учителем


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: БХАГАВАД - ГИТА. Гл. V. Йога Отречения От Действий
СообщениеДобавлено: 11 фев 2015, 07:31 
Не в сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 2920
Cпасибо сказано: 912
Спасибо получено:
3996 раз в 1878 сообщениях
Изображение

5.17. Утвердив на нем сердце и мысли,
всей душой лишь к нему устремившись,
тот, кто знаньем грехи уничтожил,
устремляется к невозвращенью.

5.18. Тот, кто знает, - не видит различий
между праведным брахманом, Партха,
и коровой, слоном, собакой
или тем, кто собаку съедает.

5.19. Те, кто тождества сердцем достигли,
уже здесь победили сансару;
чист ведь Брахман и самотождествен:
значит, в Брахмане их обитанье.

5.20. Пусть он сладостью не усладится,
пусть от горечи он не горюет;
несмущаемый, мыслью твердый,
зная Брахмана, в нем живет он.


"Бхагавад – Гита" перевод Семенцова В.В.

Цитата:
5.17. Постигая То, познавая себя в Том, в Том утвердясь, поставив То высшей Целью, уходят в То они безвозвратно, знанием уничтожив грехи.

5.18. Памятующие Его, в соприкосновении с Ним выполняющие свои действия, в них не погружаются, как Солнце [не погружается] в тину.


Поскольку [ими осознается, как было сказано:] «Это делает изначальная Природа», их незнание уничтожается. Об этом состоянии сказано:

5.19. В украшенном мудростью смиренном брахмане, в корове, слоне, собаке и даже в собакоеде мудрый видит Единое.

У [истинных] йогинов нет мысли по отношению к брахману: «служа ему, я обрету благие заслуги». По отношению к корове [он] не считает ее очищающей. Слон не принесет ему богатство. По отношению к собаке он не считает ее нечистой и оскверняющей, и даже по отношению к собакоеду он не считает его грешным и неприкасаемым. Поскольку они всё видят равно, им нет необходимости действовать [согласно своему видению]. Как сказано [в «Виджняна Бхайраве» 100]:
«Качество Сознания есть во всех телах, здесь нет никакого различия. Поэтому переживающий все, как тождественное Ему, [становится] победившим бытие [сансары]».

[Слово] «переживающий» подчеркивается в этой шлоке, указывая на Знание, а [не на действия]. Далее говорится какое поведение [выделяет такого йогина].

5.20. Не должен радоваться обретению приятного и скорбеть обретению неприятного, познавший Брахман, невозмутимый, с устойчивым разумом пребывающий в Брахмане.

У этого йогина, кто [все видит] равным, благодаря его приверженности Брахману, не имеющей конца, нет разделения на друзей и врагов, которое [в действительности] является только внешним.


"Гитартхасанграха". Комментарий Абхинавагупты на Бхагавад Гиту

_________________
Нельзя давать исчерпывающие утверждения, ибо необходимо дать ученику возможность упражнять свои умственные способности
Е.И. Рерих. Записи бесед с Учителем


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: БХАГАВАД - ГИТА. Гл. V. Йога Отречения От Действий
СообщениеДобавлено: 13 фев 2015, 07:04 
Не в сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 2920
Cпасибо сказано: 912
Спасибо получено:
3996 раз в 1878 сообщениях
Шри Свами САТЧИДАНАНДА
Живая Гита: Вся Бхагавад Гита

Комментарий для современных читателей


Изображение

5.17. Тот, кто постоянно думает о Той (о Душе), сливается с ней и устанавливается в ней. Любой человек, который придерживается этого, как своей цели, больше не будет субъектом для повторного рождения; [потому что] Самореализация рассеивает все оставшиеся недостатки.

5.18. Тот, кто осознал Душу, видит эту же самую Душу в скромном учёном, корове, собаке или в человеке, который ест собак.


Такая личность обладает равным видением. Обладание равным видением означает, что вы не воспринимаете человека выше или ниже себя. Для вас оба: как вор, так и милиционер равны. Вы перестаёте обращать внимание на поверхностное. Душа вора такая же, как у милиционера. Нечто играет роль вора, и то же нечто играет роль милиционера. Поскольку мудрец укоренён в Душе, он воспринимает обоих, как Душу. Для мудреца оба равны.
В одной библейской заповеди сказано: "Возлюби ближнего своего, как Себя самого". Там не говорится: "Возлюбите только своего хорошего соседа, как Себя самого"; или "Возлюбите лишь соседа, одинаковой с вами веры. Если это католик, возлюбите его, а если протестант, забросайте его камнями". Нет, там просто сказано "ближнего своего". А кто является вашим ближним? Тот, кто сейчас сидит рядом с вами, или находится в соседней комнате; или в соседнем доме; или в соседнем городе. Любой, кто рядом с вами, является вашим ближним.

Но как полюбить ближнего своего, как самого Себя? Вы должны видеть свою Душу в нём. Иначе, вы не сможете любить, как Себя самого. Как можно видеть свою Душу в другом человеке, если вы не знаете свою душу? Предположим, я говорю: "Вот банан. Постарайтесь увидеть банан, который был вчера, в этом банане". Для этого вы должны были иметь банан вчера, чтобы знать, что он собой представляет. Только тогда вы примете оба фрукта за банан. Если вы не знаете, что такое банан, вы не сможете сказать, что этот фрукт
такой же, как другой; или что этот банан вам нравится так же, как и тот.

Ключом к решению проблемы является знание собственной Души, а затем видение её в вашем ближнем. Тогда можно любить его, как Себя самого. Поэтому тот, кто осознал свою Душу, всегда обладает равным видением, основанном на этой Душе. Личность, реализовавшая Бога, не видит вокруг ничего, кроме Бога, несмотря на то, что Бог может принимать различные формы и использовать разные имена. Бог Кришна говорит, что независимо от того, собака это или неприкасаемый, или великая духовная личность - для мудрого человека всё это одно и то же.

Действительно, как мы можем идти вместе? Только с этим духовным знанием, а не с помощью умственного, физического или материального знания. Мы никогда не сможем обнаружить единство в любом из этих планов или в названии страны, расы, вероисповедания, сообщества, в деньгах или образовании. Единственным способом, позволяющим видеть всех равными, является обладание этим божественным видением. Тогда мы сможем видеть одну и туже истину, расцвеченную различными способами.

Представьте себе, что дети зашли в кондитерскую. Там продаётся множество шоколадных конфет, имеющих различную форму и разноцветные фантики. Но, в конечном итоге, всё это лишь шоколадные конфеты. Если вы попросите взвесить 400 гр. шоколадных конфет ассорти, продавец просто возьмёт немного конфет оттуда, немного отсюда и взвесит их, чтобы было 400 гр. Он назовёт вам цену за 400 гр. шоколадных конфет. Он не будет обращать внимание на название, цвет этикетки, форму конфет. Вы можете сказать, что он обладает равным видением шоколада. Но один ребёнок скажет: "Я люблю квадратный шоколад". Другой заявит, что овальный шоколад очень вкусный. Третий захочет шоколадных конфет в зелёном фантике. Каждый из них захочет чего-то особенного. Они начнут спорить: "Мой шоколад лучше!" "Нет, мой!" Они могут даже подраться друг с другом. В конце концов, они будут есть один и тот же шоколад. Таким образом, продавец обладает равным видением шоколада, а дети обладают лишь видением формы, цвета и названия.

Тот, кто смотрит в корень проблемы, не беспокоится об этих различиях. Какой бы ни была этикетка, - это неважно. Для мудреца это всё это одно и то же. Поэтому, такую личность мы называем человеком, обладающим равным видением.

Я хочу особо подчеркнуть важность этого, поскольку мы часто говорим о единстве, единении и гармонии. Но истинную гармонию может испытывать лишь реализовавшаяся Душа, которая видит эту же Душу в каждом. Во всех остальных сферах мы видим лишь различия; такая гармония не может продолжаться долго. Когда люди одеваются одинаково или говорят на одном и том же языке, они находятся в своеобразной гармонии. Но, если кто-то говорит на другом языке они воспринимают его или её как отличающихся от них. Тогда это не универсальная гармония. Существует лишь одна универсальная истина. Это великое достижение, когда реализуется собственная истинная Душа.

5.19. Когда ты всюду будешь видеть прочное единство Бога (Брахман), ты станешь укоренённым в Брахмане и поднимешься над постоянными изменениями этого мира.

5.20. Несомненно, когда ты установишься в Абсолюте, в твоём понимании не останется заблуждений. Тот, кто осознал Брахмана, не захватывается удовольствиями и не страдает от горя.

_________________
Нельзя давать исчерпывающие утверждения, ибо необходимо дать ученику возможность упражнять свои умственные способности
Е.И. Рерих. Записи бесед с Учителем


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: БХАГАВАД - ГИТА. Гл. V. Йога Отречения От Действий
СообщениеДобавлено: 13 фев 2015, 07:26 
Не в сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 2920
Cпасибо сказано: 912
Спасибо получено:
3996 раз в 1878 сообщениях
Парамаханса Йогананда
"Бхагавадгита. Беседы Бога с Арджуной. Царственная Наука Богопознания"


Изображение

Знающий Дух живет в Высшем Существе

5. 17 Их мысли купаются в Том (Духе); их души едины с Духом; их исключительная преданность и уважение даруются Духу; их существа очищенны от ядовитой иллюзии противоядием мудрости – такие люди достигают состояния невозвращения.


“Состояние невозвращения” упоминается в Библии: “Побеждающего сделаю столпом в храме Бога моего, и он больше не выйдет оттуда (не будет больше воплощаться)”.

Практикующие, использующие свой интеллект, чтобы освободиться от отождествления от драмы творения и смотреть на нее только, как на пьесу космического света и теней иллюзии; которые концентрируются на космическом луче, а не на тенях;воспринимающие свои души, как лучи Космического Солнца; постоянно поглощенные Им; уничтожившие иллюзию мудростью – те мудрецы достигают освобождения.

До тех пор, пока человек одержим желаниями возбуждения от просмотра кинокартин, он не будет стремиться к более достойному времепровождению. Аналогично, до тех пор пока человек заинтересован и привязан к драме его настоящего воплощения, во время смерти он отойдет с незаконченными желаниями и будет принужден вернуться на землю, чтобы переживать другие кинокартинные сюжеты, пока не исполнятся все его фантазии.

5.18. Познавшие себя мудрецы одинаково смотрят на ученого и скромного Брамина, корову, слона, собаку и неприкасаемого.

Неразумно увлеченный драмой кинокартины, в которой появляются горы, океаны, небеса, священнослужители, купцы, нищие, коровы, собаки, слоны, зритель принимает иллюзию того, что все объекты “различны”. Все же эти различия - только кажущиеся; в сущности все образы составлены из относительностей света и теней.

Объекты в феноменальном мире называются относительными, потому что они существуют только в отношении друг к другу. Человеческое обычное сознание есть сознание относительности – т.е., он принимает одну вещь только интерпретацией по отношению к чему-нибудь еще. Он не может воспримать Одно, Абсолют, посредством того относительного сознания; это было дано ему, чтобы понимать природу многих. Ординарное пробужденное сознание, подсознание, сверх-подсознание – все формы эго сознания – имеют эту общую характеристику: они относительны. Чистое же сверхсознание души может понимать Дух, Жизнь и Сущность, составляющую основу и проникающую все во вселенной.

Мудрец отрицает поверхностное принятие кажущейся объктивной реальности мира (синхронизированной кинокартины звука, образа, запаха, вкуса и прикосновения) и воспринимает все феномены проявлениями космического божественного света и “искусственно-окрашенных” теней.

Познавшим себя человеком, Дух воспринимается, как реальность, а творение, как тень Бесконечного. Когда вселенная называется нереальной – Брахман сатьям джагад митхья: “Брахман реален, Его проявление нереально» - это не означает, что вселенная не существует, но что Бог есть единственная реальность и, что тень Его проявления в творении не похожа на Него.Тень не может быть создана без объекта; поэтому тень не есть ничто! Тень кажется подобной объекту, которым она производится, всеже она не есть тот объект.

5.19. Относительности существования (рождение и смерть, удовольствие и страдание) преодолены, даже здесь в этом мире, утвердившимися в равном умственном настрое. Этим они коронуются в Духе – истинно безупречном, совершенно сбалансированном Духе.

Мудрецы говорят об ординарном человеке, как исполненном порока или недостатка, потому что он воспринимает (и соответственно реагирует на) двойственность и относительность существования: боль и наслаждение, холод и жар, жизнь и смерть. Лишь тот, кто может по воле отделить свое сознание от мирских объектов, свободен от беспокоящих противоположностей чувств, и тем самым отдыхает в спокойном Духе. Йоги, равностно воспринимающие божественное блаженство в подсознательном, сознательном и сверхсознательном состояниях, чисты и совершенны, как Дух.

Недисциплинированный, запутавшийся в относительности этого мира, качается на неровных волнах радости или страдания, отчаяния, гнева или аппатии в море своего сознания; он видит лишь вечно меняющиеся неопределенности существования. Когда колеблющиеся волны сознания успокоены йогой, мудрец различает во внутреннем спокойствии Вечный Покой.
...
Без страдания смертные бы не делали усилий узнать, что они суть бессмертные, не могущие страдать. Так, духовному аспиранту советуется завоевать свои эмоциональные реакции на неизбежную двойственность феноминальной вселенной, и оставаться, подобно его Творцу, в равностном экстатическом состоянии. Как легко телесно-отождествленный человек подвержен двойственности; но, умерев, его любимое тело не может быть эмоционально возбуждено. Йог принимает и намек Смерти; и так, занимая тело, он относится к тому по-доброму, но непредвзято, как совершенно чужой.

5.20. Знающий Дух, живя в Высшем Существе, посредством неутомимого разумного различения, свободный от иллюзии, таким образом не теряет головы от приятных переживаний и не огорчается от неприятных.

Ординарный человек никогда не анализирует уроков, содержащихся в кинокартине повседневности; он остается отождествленным с теми картинами, горюя или радуясь, согласно обстоятельствам.

Йог, прожаривающий на огне мудрости семена новых желаний, становится свободным от рабства перевоплощений. Тем не менее, не закончив переживать последствий всех прошлых действий, он встречается в своей настоящей жизни с хорошими и дурными происшествиями, здоровьем или болезнью, вытекающими из его прошлой кармы. Обладая внутренним спокойствием и радостью Духа, он не теряет головы с приходом удачи и не погружается в депрессию от неудач. Он наблюдает в спокойном настроении радостные и печальные сцены его жизни. Какое они имеют к нему отношение?

_________________
Нельзя давать исчерпывающие утверждения, ибо необходимо дать ученику возможность упражнять свои умственные способности
Е.И. Рерих. Записи бесед с Учителем


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: БХАГАВАД - ГИТА. Гл. V. Йога Отречения От Действий
СообщениеДобавлено: 17 фев 2015, 11:16 
Не в сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 2920
Cпасибо сказано: 912
Спасибо получено:
3996 раз в 1878 сообщениях
Изображение

5.21. Душой не привязанный к внешним касаньям, он в Атмане находит счастье;
Духом преданный йоге Брахмо, он вкушает непреходящее блаженство.

5.21. Йога Брахмо – понятие, близкое «нирване Брахмо» (ср. II, 72).

5.22. Наслажденья, что от касаний возникли, – лоно бедствий:
Они преходящи, Каунтея, озаренный не в них находит радость.


5.23. Кто может уже здесь, еще не свободный от тела, преодолеть стремленья,
Рожденные вожделеньем и гневом, тот предан и счастлив.

Буквальный перевод:
Кто может уже здесь, еще не свободный от тела, преодолеть стремление,
возникающее от вожделения и гнева, тот предан, тот счастливый человек.


5.23. Человек – речь идет о «при жизни освобожденных» – дживанмукта.

5.24. Кто счастлив в себе, кто изнутри озарен, в себе обрел радость,
Тот йогин достигает сущности Брахмо, Брахмонирваны.

5.24. Сущность Брахмо – можно перевести «Brahmabhüta» «став Брахмо», как это делают Дейссен, Теланг и др. (ср. Катх., VI, 14).

5.25. Получают нирвану Брахмо риши, грехи уничтожив,
Обуздав себя, расторгнув двойственность, радуясь общему благу.


"Бхагавад-Гита" литературный перевод и примечания Б.Л.Смирнова

Цитата:
Мудрец всюду видит Одно, и мир подчиняется тому, кто всюду видит тождество; хотя Брахмо пребывает, как основа всех существ, всей Пракрити, но не оскверняется несовершенством преходящих форм. Счастлив лишь тот, кто, не привязанный ни к чему внешнему, находит счастье в самом себе и приближается силой йоги к Брахмо, кто до освобождения от тела преодолел желание. Кто счастлив внутренним, недоступным ничему внешнему счастьем, тот входит в нирвану Брахмо (V, 24). Эта шлока развивает мысль 72 шлоки II главы: глава V дает точное определение, что такое нирвана Брахмо, а также, что такое йогин.
Оба понятия характеризуются положительно, а не только отрицательно как в буддизме Хинаяны (малой колесницы).
Эта положительная характеристика не совпадает и с определением, даваемым Махаяной. Приближение к Бытию Брахмо создает в душе йогина тот недоступный внешним касаниям мир, тот покой Бытия, который и есть нирвана Брахмо. В основе такого покоя лежит непоколебимая вера в Единого как «Друга всех существ». В конце главы указаны и некоторые приемы, помогающие достижению покоя путем торможения нервной деятельности: фиксация взора, ритмическое дыхание.

Б.Л.Смирнов "Введение. Содержание Гиты по главам"

_________________
Нельзя давать исчерпывающие утверждения, ибо необходимо дать ученику возможность упражнять свои умственные способности
Е.И. Рерих. Записи бесед с Учителем


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: БХАГАВАД - ГИТА. Гл. V. Йога Отречения От Действий
СообщениеДобавлено: 17 фев 2015, 11:27 
Не в сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 2920
Cпасибо сказано: 912
Спасибо получено:
3996 раз в 1878 сообщениях
Изображение

5.21. Кто находит лишь в атмане радость,
не привязан к миру предметов -
тот вкушает нетленное счастье,
йогой Брахмана сердце очистив.

5.22. Ибо внешнего мира услады
за собою приводят страданья;
в них отрады не ищет мудрый:
ведь приходят они и уходят.

5.23. Еще здесь, в этом смертном теле,
кто претерпит невозмутимо
вожделенье иль злобы ярость -
счастлив тот человек, он - йогин.

5.24. Кто внутри обретает радость,
кто внутри видит свет и счастье -
этот Брахманом ставший йогин
достигает Брахманирваны.

5.25. Кто обуздан, без двойственных качеств,
кто во благе существ видит радость -
тот, лишенный греха провидец,
этой Брахманирваны достигнет.


"Бхагавад – Гита" перевод Семенцова В.В.

Цитата:
5.21. Не привязанный к внешним соприкосновениям, он в Атмане обретает счастье. Духом преданный йоге Брахмана, он наслаждается непреходящим блаженством.

[Выражение] «внешним соприкосновениям» означает привязанность к внешним объектам, которой нет [у такого йогина]. О том, как он думает, сказано:

5.22. Наслаждения, рожденные из соприкосновения, — источник страдания. Они имеют начало и конец, Каунтея, не радуется им мудрый.

Он воспринимает все наслаждения, порожденные внешними объектами, как причину страданий и непостоянные.

5.23. Кто еще здесь, не освободившись от тела, может усмирить порыв, порожденный желанием и гневом, тот йогином, тот счастливым считается.

Для такого [йогина] нетрудно вплоть до последнего часа тела [сохранять осознанность]. Если он способен терпеть хотя бы мгновение побуждение, рожденное от вожделения и гнева, им достигается нескончаемое счастье.

5.24. То, что есть внутреннее Счастье, внутренняя радость, внутренний Свет — есть, о Партха, высшая йога, ее достигает ставший Брахманом.

Йогин радуется счастью внутри, не обращая внимания на внешнее. Именно там он обнаруживает Свет [Абсолютной Реальности]. Но в повседневной деятельности он может вести себя подобно глупцу, как сказано: «он может напоминать идиота» [«Парамартхасара» 71].

5.25. Достигают брахманирваны риши, грехи уничтожившие, обуздавшие себя, преодолевшие двойственность, действующие во благо всех существ.

Это [состояние] достигается теми [йогинами], чей узел сомнения и двойственности уничтожен.

"Гитартхасанграха". Комментарий Абхинавагупты на Бхагавад Гиту

_________________
Нельзя давать исчерпывающие утверждения, ибо необходимо дать ученику возможность упражнять свои умственные способности
Е.И. Рерих. Записи бесед с Учителем


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: БХАГАВАД - ГИТА. Гл. V. Йога Отречения От Действий
СообщениеДобавлено: 19 фев 2015, 06:58 
Не в сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 2920
Cпасибо сказано: 912
Спасибо получено:
3996 раз в 1878 сообщениях
Шри Свами САТЧИДАНАНДА
Живая Гита: Вся Бхагавад Гита

Комментарий для современных читателей


Изображение

5.21. Если ты освободишься от привязанности к внешним вещам, то будешь наслаждаться в блаженстве Атмана (истинная Душа). Настойчивая медитация на Брахмане (Безграничный) приводит в состояние непрекращающейся радости.

В следующей строфе Бог Кришна говорит о месте, откуда проистекает страдание.

5.22. Арджуна, удовольствия, проистекающие от чувственных контактов, на самом деле являются источником страдания. Мудрец не восторгается удовольствиями, которые приходят и уходят.

Будда - это тот, кто обладает буддхи или проницательным интеллектом, это мудрец. Мудрец никогда не ждёт радостей от внешнего мира или от контактов с внешними объектами. Истина состоит в том, что радость никогда не может прийти извне. В этом истина. Счастье никогда не может возникнуть снаружи. Даже если кажется, что оно приходит извне, это лишь отражение нашего собственного внутреннего счастья.

Когда мы зависим от удовольствий, которые кажутся нам происходящими снаружи, каждое из них несёт за собой страдание. Такое удовольствие начинается со страдания и заканчивается страданием. Если вы начнёте искать удовольствие, то будете испытывать своеобразное страдание, желая получить удовольствие. Вскоре после того, как вы его обретёте, вы почувствуете огорчение или беспокойство, вызванное необходимостью защищать его из-за страха потерять его. Тогда кто же мудрый? Тот, кто никогда не ищет счастья во внешних вещах. Это не означает бегство от удовольствий. Вместо этого необходимо простое понимание: "Я не могу быть счастлив от обладания этим, от приобретения того или от достижения чего-то". Мир вообще когда-нибудь видел человека, который мог бы сказать: "Я счастлив, потому что у меня есть всё, что я хочу"? Никогда! Человек порождает десятки желаний. На самом деле, вы можете желать просто ради получения развлечения от желания, но не для счастья.

Если вы не получаете то, что хотите, - это тоже должно быть развлечением. "Ага, я хотел это, но не получил! Это весьма занимательно". Наслаждайтесь желанием; наслаждайтесь тем, что не получили. Наслаждайтесь также тем, что потеряли. "О, у меня это было! Вы посмотрите: я только что это потерял! Разве это не забавно!?" Не теряйте своё счастье, когда желаете, получаете или теряете что-либо. Это как игра в шахматы или карты. Не теряйте свою радость, проигрывая игру. Всё это просто развлечение.
С таким пониманием жизнь становится забавной. Тот, кто обладает таким пониманием, является мудрецом. Иначе мы совершаем большую ошибку, стремясь обрести счастье извне. Вот что Бог Кришна старается довести до сведения.

То же самое говорит Шри Патанджали в Сутрах Йоги: "Для вивеки, человека, обладающего способностью различать, всё вызывает страдание". Он имеет в виду, что внешние удовольствия, в конце концов, сопровождаются страданием. Изнутри и сами по себе вещи не составляют страдание. Только тогда, когда наш подход неправильный, они вызывают страдание и говорят нам: "Эй, не смотрите на меня ради счастья. Просто имейте меня ради развлечения, как забаву. Но не ждите счастья, используя своё собственное эго или интеллект". Если вы думаете: "Я очень умный; я всегда могу быть счастливым", - вы, вероятно, разочаруетесь. Иногда ваша смышлёность приносит как удовольствие, так и страдание.
Даже ваше тело не всегда доставляет вам радость. Тело, можно сказать, также находится снаружи от вас. Истинный вы - это просто вы, являющийся изолированным "Я". Всё, что у вас есть или чем вы обладаете, является частью внешнего мира, частью природы. Даже если вы всегда контролируете ум и используете свой интеллект, вы не сможете по-настоящему быть счастливым. Вот в чём смысл этого изречения. Вместо этого действуйте не для счастья, а ради выполнения обязанностей, соответствующих данному моменту: "Ладно, я здесь. Это то, что я должен делать, и я делаю это". Благоприятные возможности появляются сами, и мы реагируем на них. И если нечего делать, мы просто как бы счастливы.

Выройте ямку и бросьте туда зёрнышко. Затем засыпьте её. До посадки зерно было в полотняном мешке. Оно не было несчастным. Оно было просто зерном. Затем вы зарываете его в землю. Оно находится там. Оно не стало счастливее. Вместо того чтобы находиться в мешке, оно теперь находится в земле. Разве зерно требует: "Давай, поливай меня. Я хочу расти"? Нет. Когда вы поливаете его водой, оно растёт. Оно счастливо? "Ага, вы полили меня водой: теперь я буду расти". Нет, оно скажет: "Вы полили меня водой, теперь моя обязанность расти. Если вы прекратите поливать, я останусь там же. Я просто выполняю свою обязанность согласно настоящим условиям". Таким же способом действует мудрец: он никогда по какой-либо причине не теряет счастья. Он знает, что поиск счастья снаружи приводит к страданию. Причиной страдания и местом его возникновения является невежество.

5.23. Если ты, пребывая в человеческом теле, сможешь устоять среди сил желания и гнева, тогда ты поистине являешься йогом, которому суждено быть счастливым.

5.24. Йог, который открыл счастье и радость внутри себя, получает озарение исключительно изнутри. Этот йог становится единым с Богом и наслаждается в экстазе Бога.

5.25. Люди, реализовавшие своё единство с Брахманом (Абсолют), являются риши (мудрецы), от которых отпали грехи и сомнения. Они превзошли двойственность природы и радуются богатству всех существ.

_________________
Нельзя давать исчерпывающие утверждения, ибо необходимо дать ученику возможность упражнять свои умственные способности
Е.И. Рерих. Записи бесед с Учителем


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: БХАГАВАД - ГИТА. Гл. V. Йога Отречения От Действий
СообщениеДобавлено: 19 фев 2015, 07:17 
Не в сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 2920
Cпасибо сказано: 912
Спасибо получено:
3996 раз в 1878 сообщениях
Парамаханса Йогананда
"Бхагавадгита. Беседы Бога с Арджуной. Царственная Наука Богопознания"


Изображение

Трансцендирование чувственного мира,
достижение нерушимого блаженства


5.21. Непривлекаемый чувственным миром, йог переживает вечно новую радость, присущую Духу. Практикующий божественное единение души с Духом, он достигает нерушимого блаженства.

Йог учится контролировать свою читту (изначальное чувство), преодолевая все приятности-неприятности, относящиеся к внешним объектам. Отключая свое внимание от внешнего мира в свое внутреннее Я, он воспринимает вечно-существующую, вечно-сознаваемую, вечно-новую радость души. Когда я полностью установленно в единении с Духом, его вечно-новая радость становится неизменной.

5.22. О Сын Кунти (Арджуна), так как чувсвтвенные наслаждения проистекают от внешних контактов, и имеют начало и конец (эфимерны), они порождают лишь несчастье. Никакой мудрец не стремится к счастью от чувств.

Правда этих слов Гиты прокатилась эхом по столетиям благодаря разбитым сердцам. “О Господь! Поддержи рукою Своей меня, слепого, богатство мудрости которого разграбленно злыми бандитами, называемыми чувствами, и брошенного ими в опутошенный колодец иллюзии”.

Наслаждения, полученные через чувства, ограниченны и преходящи. Перенагруженные, чувства порождают несчастье. Переедание или чрезмерное слушание музыки постоянно производит дискомфорт вместо радости. Святой, поэтому, говорит о наслаждениях, от чувственных контактов, как о генераторах горя; они часто создают несчастье, вначале и в конце. Даже желание чувственных наслаждений и процесс потакания им включает некую форму страдания; если не в совести и теле, тогда в мысли, что они должны закончится.

Человек, например, желающий накопить деньги крюком или обманом, проходит через нескончаемые беспокойства; возможно, когда он успешен и получает немного материального счастья, другие люди пытаются освободить его от его богатства, что наполняет его предчувствиями. Старый и больной, он обнаруживает, что его деньги не могут купить ему юность или здоровье. Смерть доставляет конечное болезненное разочарование этому бедному человеку; “он не может взять деньги с собой”.

Зная, что преходящие удовольствия материального мира всегда кончаются несчастьем, святые не сосредотачиваются на извлечении счастья из нечистого источника, чувств.
Когда человеческий ум привыкает к возбуждающим картинам, он теряет способность понимать более спокойные формы радости. Подобно этому, находя преходящие наслаждения от беспокойных чувств жизни и форм постоянного поиска отдыха, человек теряет способность сосредоточится внутри и найти счастье медитации. Как маленький мальчик, привыкший к шалостям, не видит радости в спокойствии, так и взрослый, приспособившийся к беспокойному стилю жизни, не интересуется глубоким созерцанием. Когда ум, подобно гурману, ненасытно преследует грубые чувственные удовольствия, он не в состоянии сформировать вкус к более тонким занятиям души.

Йоги знают превосходство божественной радости по сравнению с чувственной радостью. Обычный человек соблазняется меньшим очарованием чувств, потому что он не пробовал высшей радости души. Только взвешивая материальные наслаждения против блаженства медитации, человек может вдохновиться для избавления от чувственной доминации.
Это лишь мудрец может сказать: “О Высшее Блаженство, я взвесил тебя вместе с чувственными приманками в балансе моего опыта и нашел что Ты весишь больше, намного соблазнительнее любого другого соблазна!” ...

5.23. Настоящим йогом является тот, кто, на этой земле и до самой смерти, способен починить воле каждый импульс желания и гнева. Он счастливый человек!

Даже продвинутый йог может временами чувствовать в своей активной жизни импульсы похоти и гнева (из-за кармических побуждений прошлого). Если он неколебимо упорствует на йоговском пути, сопротивляясь до конца жизни эпизодическим “нежданным посетителям” нежелательных эмоций, он достигнет окончательного единения с Духом...

Желание потакать чувственным искушениям называется кама. Когда это желание встречает преграды, оно порождает гнев, кродха. Эти два импульса атакуют практиканта изнутри и снаружи – давая ему мысли о преходящих внешних удовольствиях с одной стороны, принуждая его забыть превосходные наслаждения Духа с другой. ...

5.24. Только йог, обладющий внутренним Блаженством, стоящий на внутреннем Основании, единый с внутренним Светом, становится единым с Духом (после освобождения от кармы, связанной с физическим, астральным и причинным телами). Он достигает полного освобождения в Духе (даже при жизни в теле).

5.25. Когда грехи уничтожены, сомнения устранены, чувства подчинены, риши (мудруцы), благодетельствуя человечеству, достигают освобождения в Духе.


Риши (буквально “провидцы”) суть освобожденные мудрецы, которые по Божьему дозволению перерождаются на земле, свободные ото всех кармических грехов и иллюзорных недоумений сомневающихся смертных, чтобы служить идеальными человеческими моделями для вдохновления человечества.

В просторечии, тем не менее, слово риши применялось по отношению к трем типам продвинутых душ: (1) истинный риши, как отмеченный в предшествующем параграфе (девариши); (2) мудрец, знающий Бога, но который может быть еще не полностью освобожден (брахмариши); (3) святой аскетического или божественного темперамента и духовного достижения, серьезно вовлеченный в те духовные практики, посредством которых он быстро приобретает ришивские качества и продвигается к освобождению (раджариши, “царственный” риши). Этот стих Гиты, поэтому, говорит о качествах, возвышенно выраженных в истинных ришах, как о тех, которыми продвинутые души обретут свое освобождение в Духе.

Йог – тот, кто практикует технику для Богореализации. Свами – тот-же, кто дал формальный обет целомудрия и бедности; он является членом монашеского Ордена Свами, утвержденного в своей настоящей форме Ади Шанкарой более 1000 лет назад. Божественным пылом и прояснением их жизней в Боге, йоги, отреченные, и отреченные-йоги продвигаются по направлению к освобождению. Но истинный риши , освобожденная душа, преревоплощающаяся с назначенной ей Богом миссией, является редчайшим и высочайшем типом человеческого существа, пришедшего на землю, чтобы принести просветление всем. Он есть человек Богореализации, как и деятельный человек-труженик. ...

_________________
Нельзя давать исчерпывающие утверждения, ибо необходимо дать ученику возможность упражнять свои умственные способности
Е.И. Рерих. Записи бесед с Учителем


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 24 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB