ЖИВАЯ ЭТИКА (АГНИ ЙОГА). Форум «ФЕНИКС»

СЕРДЦЕ БУДЕТ ЧАСАМИ ВЕРНЫМИ, КОГДА ПРИЗОВЕТ К МЫСЛИ О ВСЕХ. НЕ НУЖНО УТОМИТЕЛЬНЫХ МЕДИТАЦИЙ, МЫСЛЬ О МИРЕ КРАТКА, И ОТРЕШЕНИЕ ОТ СЕБЯ В НЕЙ ТАК ПРОСТО ОТРАЖАЕТСЯ. ПУСТЬ БУДЕТ МИРУ ХОРОШО!
Текущее время: 07 дек 2019, 06:46

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 24 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: БХАГАВАД - ГИТА. Гл. V. Йога Отречения От Действий
СообщениеДобавлено: 20 фев 2015, 08:44 
Не в сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 2945
Cпасибо сказано: 947
Спасибо получено:
4056 раз в 1899 сообщениях
Изображение

5.26. Близки к нирване Брахмо подвижники, отрешенные от вожделений и гнева.
Познавшие Атмана, обуздавшие мысли.

5.26. Нирвана Брахмо – Теланг переводит: «The Brahmic bliss is on both sides (of death)». Дейссен, ссылаясь на толкование Шанкары, переводит: «...tritt ganz und vollständig das Erlöschen in Brahman ein». Махадэва Шастри: «...Brahmanirväna is on both sides». Шанкара делает к этому стиху замечание: зрящие воистину освобождаются, умерев, или при жизни.
Приведенные ссылки показывают, что понятие «Брахманирвана» не вполне четко установлено не только у европейских исследователей, но даже и в индийской традиции. Во всяком случае, замечание Шанкары свидетельствует, что сам Шанкара едва ли понимал это выражение в духе буддизма, и поэтому, даже опираясь на его авторитет, нет необходимости понимать это выражение так решительно в буддийском смысле, как это делает Дейссен. Учение о дживанмукте свойственно традиции вишнуитских бхакт и впоследствии было широко использовано бенгальскими мистиками. Принятие этой концепции Шанкарой приходится признать как известную его непоследовательность. Рамануджа считает, что в этом стихе говорится о блаженстве самопознания.

5.27. Внешние касанья отринув, взор меж бровей направив,
Уравняв вдыхание и выдыханье, проходящее через ноздри,

5.27. Направив взор – здесь речь идет об йогическом приеме, называемом «лаулика». При таком упражнении рекомендуется фиксировать глаза на переносице или кончике носа (ср. VI, 13) или на каком-либо близком предмете, или же держать глаза направленными параллельно вверх. Смысл упражнения: выработка «твердости» взгляда, возбуждение рефлекса внимания. Нужно помнить, что, согласно индийской психологии, между органами и предметами чувств устанавливается особый ток, владеть которым и учит йога.

5.27. Выдыхание – здесь речь идет не только о частном виде пранаямы, регуляции вдоха и выдоха (начальное упражнение в пранаяме, называемое «уджджаи»), сколько об регулировании пары сил восходящего и нисходящего тока (прана и апана), колебание которой согласно индийской психологии, обусловливает деятельность тела. Эджертон считает, что общепринятый перевод «вдыхание и выдыхание» (прана и апана, или же vice varsa) не обоснован, и ссылается на работу Броуна, посвященную этому вопросу. Дьюмент, рецензируя в LAOS, 1946, 66, I работу Эджертона о Гите, не соглашается ни с мнением Эджертона, ни с мнением Броуна и полагает, что Кэлленд (Callend) был прав, утверждая, что если в древних текстах и встречается сочетание слов «прана и апана», то под таким выражением следует понимать именно «вдыхание и выдыхание», а не над- и поддиафрагмальный ток праны. В частности, последнее толкование для данной шлоки тем более неприемлемо, что в тексте сказано, что упомянутые токи идут через нос

5.28. Муни, укротивший чувства, сердце и разум, стремящийся к высшей свободе,
Отрешенный от желаний, страха и гнева – свободен навеки.

5.28. Муни – Гита дает разные оттенки для обозначения мудреца: «пандит» есть ученый, «buddhimant» – разумный, buddha – озаренный высшей мудростью, «muni» – молчальник, погруженный в размышления, см. также II, 56 и V, 6.
5.28. Свободен – Шанкара говорит, что санньясин стойкий в познавании, получает освобождение; карма-йога также постепенно, но не прямо ведет к освобождению. Шлоки 23–28 дают сжатую схему йогических упражнений, чрезвычайно близкую схеме так называемых «йогических Упанишад» – Кшурика, Амритабинду, Дхьянабинду и др.

5.29. Познав Меня, вкусителя подвига, жертвы, всех миров великого Владыку,
Друга всех существ, он достигает мира.

5.29. Друга – слово «suhrid» имеет два оттенка: «друг» и «милосердный». Для полного понимания текста необходимо знать их оба. Как прилагательное слово «suhrida» является эпитетом Шивы («Милосердный»). Стих этот поражает своим как бы противоречием с предыдущим, особенно с V, 15. Но все учение построено на антитезе: «творец и нетворец», причем последовательно развивается то тезис, то антитезис. Дальнейшие главы еще более развивают антитетику этих двух ликов.

ТАК В ДОСТОСЛАВНЫХ УПАНИШАДАХ СВЯТОЙ БХАГАВАДГИТЫ,
УЧЕНИИ О БРАХМО, ПИСАНИИ ЙОГИ, В БЕСЕДЕ ШРИ-КРИШНЫ
И АРДЖУНЫ ГЛАСИТ ПЯТАЯ ГЛАВА, ИМЕНУЕМАЯ

ЙОГА ОТРЕЧЕНИЯ ОТ ДЕЙСТВИЙ


"Бхагавад-Гита" литературный перевод и примечания Б.Л.Смирнова

Цитата:
V глава решает вопрос об отношении между отречением и йогой. Отречение рассматривается, как осознание тождества всего сущего, реализуемого в Брахмо. Познавший это тождество, реализовавший его в себе, освобождается от вожделения, не связывает себя действиями, так как не привязан к плодам деятельности. Способ осуществления такого познания есть йога, почему глава и называется «Карма-саньяса йога».

Б.Л.Смирнов "Введение. Содержание Гиты по главам"

_________________
Нельзя давать исчерпывающие утверждения, ибо необходимо дать ученику возможность упражнять свои умственные способности
Е.И. Рерих. Записи бесед с Учителем


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: БХАГАВАД - ГИТА. Гл. V. Йога Отречения От Действий
СообщениеДобавлено: 20 фев 2015, 08:55 
Не в сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 2945
Cпасибо сказано: 947
Спасибо получено:
4056 раз в 1899 сообщениях
Изображение

5.26. Путь недолог до Брахманирваны
для аскетов, себя победивших,
для лишенных желаний и гнева,
обладающих атмана знаньем.

5.27. Обратившись от внешних предметов,
меж бровями свой взор уставив,
уравняв внутри носа дыханья,
что зовутся апана и прана,

5.28. кто без страсти, без страха, без злобы,
обуздавший мысль, чувства и сердце,
устремленный лишь к освобожденью, -
тот молчальник всегда свободен.

5.29. Жертв и подвигов всех вкусителя,
всех миров божество и Владыку,
кто Меня, всех существ друга, знает -
тот достигнет умиротворенья.


"Бхагавад – Гита" перевод Семенцова В.В.

Цитата:
5.26. От вожделения и гнева отрешенные, познающие Атман, обуздывающие ум подвижники близки к брахманирване.

Этими [йогинами] во всех состояниях [сознания] Высшая реальность, Бытие Брахмана воспринимается, не прекращаясь ни на мгновение.

5.27. Выведя внешние соприкосновения наружу, направив взгляд между бровей, уравняв прану и апану, через ноздри проходящие,

«Выведя внешние соприкосновения наружу» [означает] «вынеся их наружу» (букв. «обестелесив» их). «Направив взор между бровей» [означает] «между правым и левым глазом», которые суть гнев и привязанность. Все чувства, которые обозначаются словом «взор», должны быть направлены в это особое место, которое лишено их (гнева и привязанности). «Прана и апана» [означает] дхарму и адхарму. [Йогин], пребывая в равновесии, относится к ним, как к колебаниям ума (читта вритти), внешним и внутренним. [Слово] «ноздри» (наса) указывает на колебания ума, проявляющиеся как неуравновешенность и коварство [ума] под воздействием гнева и т. д. [Все это должно быть вынесено] вовне.

5.28. сдерживающий чувства, сердце и разум мудрец, приверженный Освобождению, отрешенный от желаний, страха и гнева, всегда свободен.

Таким образом, йогин, хоть и занятый совершением всех действий, свободен.

5.29. Наслаждающегося всеми жертвоприношениями и аскезами, всех миров Великого Владыку, друга всех существ, Меня познав, [он] обретет Покой.

[Махешвара, Великий владыка] — вкуситель плодов всех жертв, потому что [жертвователь] отрекается от плодов. Тоже самое [он делает] в отношении аскез. Знающий Сущность Господа (Бхагаваттаттвам видан), даже пребывая [в теле] достигнет Освобождения. Да будет Благо!

Резюмирующая шлока

Воспринимающий все существа в единстве, даже совершая поступки, подобно глупцу, освобождение обретает.

Такова в «Гитартхасанграхе», сочиненной великим Учителем Абхинавагуптой, пятая глава.

"Гитартхасанграха". Комментарий Абхинавагупты на Бхагавад Гиту

_________________
Нельзя давать исчерпывающие утверждения, ибо необходимо дать ученику возможность упражнять свои умственные способности
Е.И. Рерих. Записи бесед с Учителем


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: БХАГАВАД - ГИТА. Гл. V. Йога Отречения От Действий
СообщениеДобавлено: 24 фев 2015, 06:09 
Не в сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 2945
Cпасибо сказано: 947
Спасибо получено:
4056 раз в 1899 сообщениях
Шри Свами САТЧИДАНАНДА
Живая Гита: Вся Бхагавад Гита

Комментарий для современных читателей


Изображение

5.26. Похоть и гнев естественным образом отпадут от тех, кто успешно отрёкся от привязанности к плодам своих действий (санньясины). Обладая спокойным и контролируемым умом, они легко осознают свою истинную Душу и наслаждаются блаженством единства с Богом.

5.27-28. Переместив внимание от внешних вещей, и мысленно сфокусировав его позади межбровья, и уравновесив входящее и выходящее дыхание (пранаяма), таким образом, ты сможешь контролировать ум, чувства и различающий интеллект (буддхи). (Тогда) естественным образом отпадут личные желания, страх и гнев, и ты, несомненно, испытаешь окончательное освобождение (мокшу), если будешь нацеливаться лишь на абсолют и на необусловленную свободу (мокшу), а не на что-то другое.


Легко сказать: "Отключитесь от всех внешних предметов и сосредоточьтесь на точке между бровями; уравновесьте входящее и выходящее дыхание; контролируйте свои чувства, ум и интеллект; стремитесь лишь к освобождению; отбросьте желания, страх и гнев. И тогда вы станете освобождённым мудрецом".

Первое, что нужно сделать - это оторвать внимание от внешних объектов. Это не означает закрыть глаза, зажать нос, уши и т.д. Это означает не отвлекаться на внешние объекты. Развивайте бесстрастие, которое является отвлечением от чувственных объектов.
Далее он говорит о медитации: "Сосредоточьте внимание между бровями". Это не означает "между бровями" в прямом смысле слова. Это может быть даже теменная чакра, расположенная рядом с макушкой головы. И это вовсе не означает держать глаза открытыми, что может вызвать определённые проблемы в работе зрительных нервов. Он имеет в виду мысленный взор.

Уравновешенность дыхания означает "очень спокойное дыхание". Если ваше внимание хорошо сосредоточено, дыхание автоматически становится уравновешенным. Вам не потребуется даже что-то сознательно делать. Возможно, вы замечали подобное состояние, когда работаете при полной концентрации на чём-то, например, на математической задаче, или просто глубоко задумались, или когда во время создания статьи вы размышляете о том, что написать дальше. Если в этот момент вы обратите внимание на своё дыхание, то заметите, что оно почти прекратилось. Это и означает уравновешенность дыхания.
Когда ум спокоен, дыхание успокаивается.

Это может происходить и по-другому. Если вы не можете успокоить ум, а через него остановить дыхание, тогда постарайтесь остановить ум, успокаивая дыхание. Поэтому перед медитацией мы немного занимаемся пранаямой, поскольку дыхание и ум идут вместе. Мудрец Тхируваллувар говорил: "Всюду, куда бы ни двигался ум, дыхание следует за ним". Когда ум взволнован, дыхание также становится взволнованным. Когда ум спокоен, дыхание также спокойно. Когда благодаря сосредоточенному мышлению вы совершаете глубокий вдох, это происходит, потому что дыхание было полностью остановлено. Это естественная задержка дыхания, а не сознательная его остановка. Оно остановилось само по себе.

Все эти моменты в медитации связаны друг с другом. Если вы делаете одно, другое происходит автоматически. Поэтому начните с того, что вам легче: будь то отвлечение внимания от внешних предметов или сосредоточение внимания на чакре, или уравновешивание входящего и выходящего дыхания, или контроль чувств, контроль ума, контроль интеллекта, или искоренение желаний, страха и гнева. Всё они являются звеньями одной и той же цепи. Потянув за одно звено, вы вытащите всю цепь.
Попытайтесь сделать это, и станьте освобождённым мудрецом.

5.29. Любой человек, который знает Меня как Бога самопожертвования и аскетизма, как владыку вселенной, и как друга всех, достигает состояния высшего покоя.

На этом заканчивается Пятая глава Бхагавад Гиты, Учения Йоги, которая озаглавлена: Йога Отречения.

_________________
Нельзя давать исчерпывающие утверждения, ибо необходимо дать ученику возможность упражнять свои умственные способности
Е.И. Рерих. Записи бесед с Учителем


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: БХАГАВАД - ГИТА. Гл. V. Йога Отречения От Действий
СообщениеДобавлено: 24 фев 2015, 06:32 
Не в сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 2945
Cпасибо сказано: 947
Спасибо получено:
4056 раз в 1899 сообщениях
Парамаханса Йогананда
"Бхагавадгита. Беседы Бога с Арджуной. Царственная Наука Богопознания"


Изображение

5.26. Отреченные, не имеющие желаний и гнева, контролирующие ум и познавшие себя, полностью свободны, как в этом мире, так и за его пределами.

Духовно преданные, нашедшие свою душу и ее связь с Духом, достигают полного освобождения в этой жизни, пронося с собою это знание в вечность.
Слово дживанмукта (буквально, “освобожденный при жизни”) в строгом смысле приложим к йогу, который, воздерживаясь от новых желаний, уничтожил самый корень перевоплощений. Дживанмукта, тем не менее, может всеже обладать тонкими скрытыми семенами прошлых действий, которые ещё полностью не были прожаренны огнями мудрости. Некоторые дживанмукты уничтожают эти остатки прошлой материальной кармы после смерти, посредством особых работ в астральном космосе. Завершая свои уроки в астральных сферах, они устраняют всякую причину для принудительного возвращения в этот мир. Другие дживанмукты в состоянии, пока еще на земле, материализовать прошлые кармические действия в видениях, и тем истощить их творящую перевоплощения карму.

Конкретную илюстрацию уничтожения тенденций прошлой кармы, посредством материализации, можно дать здесь. Йог может освободить себя от жадности в еде, но всеже оставить самскары (отпечетки прошлых желаний) потакания любимым видам пищи; или он может полностью отделить себя от обладания мирскими вещами, и всеже приютить семена прошлого неудовлетворенного желания какого-то частного материального объекта или переживания. Таким образом, он не полностью свободен; при искушающих обстоятельствах, те спрятанные семенные тенденции могут снова прорасти в действие. Вхождением в сверхсознательное состояние сознательных видений, или введением сверхсознательных снов в пассивное подсознательное состояние сна, йог может материализовать субстанцию его прошлых желаний. Посредством внутренней отстраненности и полной непривязанности, он затем лишает силы эти семенные желания прожариванием их на огне пробужденной мудрости.

Уничтоживший на земле все желания и всю карму – прошлую, как и настоящую - является воистину “освобожденным при жизни”. Тот дживанмукта тогда известен, как сиддха, “совершенное существо”. Такие души суть “отреченные”, о которых говорится в этом стихе – навсегда оставившие все внутренние и внешние причины рабства.

5.27-28. Муни – тот, для кого освобождение является единственной целью жизни, и который по этому освобождается от желаний, страхов и гнева – контролирует свои чувства, ум и интеллект и устраняет их внешние контакты посредством техники выравнивания, или нейтрализации, токов праны и апаны, проявляющихся, как вдох и выдох в ноздрях. Он соредотачивает свой взор в середине между двумя бровями (так, преобразовывая двойственный ток физического зрения в единый ток вездесущего астрального глаза). Такой муни достигает полного освобождения.

5.29. Находит мир тот, кто знает Меня, как Наслаждающегося священными ритуалами (яджнами) и аскетизмом (предложенным поклоняющимися), как Бесконечного Господа Творения и Хорошего Друга всех тварей.


Благословен становится тот, кто понимает , что Господь есть Творец всех тварей-сновидений; Получающий и Знающий все приношения и жертвы; и поддерживающий, безусловно любящий, всегда готовый искупить, вечный Друг человека.

Кто может принести достаточно цветов поклонения к алтарю Бога, который так говорит о Своей дружбе с человеком? И что есть поклонение? “Как его собственные семена устремляются назад к дереву анкола, как иголка притягивается к магниту, как целомудренная жена остается со своим супругом, как лиана льнет к дереву, как река сливается с океаном – если мысль так достигает лотосовых ног Господа и остается там навечно, это называется поклонением”.

Аум, Тат, Сат.
В Упанишаде священной Бхагавад Гиты – наставлении Господа Кришны Арджуне, писании йоги и науки Богопознания – это есть пятая глава, называемая “Единение посредством отречения от плодов деятельности”.

_________________
Нельзя давать исчерпывающие утверждения, ибо необходимо дать ученику возможность упражнять свои умственные способности
Е.И. Рерих. Записи бесед с Учителем


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 24 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3

Часовой пояс: UTC + 3 часа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB