Шри Свами САТЧИДАНАНДА
Живая Гита: Вся Бхагавад Гита
Комментарий для современных читателей
8.14. Арджуна, меня легко достигнет практикующий йогу, кто устойчив в практике, кто постоянно думает обо Мне и не имеет больших привязанностей.Он говорит: “Да, мой дорогой Арджуна. Тот, кто постоянно хранит меня в своём сердце, не отвлекаясь на всё остальное, всегда легко обретает меня”.
Это обещание. Существует единственная проблема: как постоянно думать о Нём. Ключом к этому является понимание того, что значит постоянно думать о Боге . Это не означает , что вы просто должны сидеть где-то в углу и постоянно думать о Нём. Вместо этого вовлекайтесь в свою повседневную деятельность. Ощущайте, что всё, что вы делаете, является подношением Ему. Это один способ. Или ощущайте , что всё делается Им через вас , как через инструмент. Это более высокий уровень. В индивидуальном сознании вы можете ощущать, что делаете какие-то вещи. Но на этом фоне вы должны сознавать: "Без этой высшей сознательности я не могу ничего делать.
Я лишь инструмент, который вовлечён в различные действия". Это - лучший способ для того, чтобы постоянно помнить о Боге. Не забывайте об этой более высокой сознательности.
Тогда вам даже не надо думать о предложении всего Богу. Такое предложение проистекает из вашей мысли: “Я сделал это. Теперь я предлагаю это Тебе”. Вы можете думать: “Я приготовил изысканный обед, и я предлагаю его Тебе”. Всё в порядке. Вы можете поступать таким образом. Но это означает, что здесь ещё присутствует ваше эго. Лучше напомнить себе, что даже способность приготовить обед и делать что-либо проистекает от Бога. Без Него ничего не происходит. Существует прекрасное высказывание на санскрите и на тамильском языке: “Без него даже атом не сможет двигаться”. Т.е. энергия атома, даже самое крохотное движение в этой Вселенной происходит только благодаря Высшему Сознанию. Если бы это сознание не присутствовало, ничто не могло бы двигаться. Если вы всегда будете помнить об этой истине, вы всегда будете помнить о Боге: “Бог, я ничего не делаю. Это Ты заставляешь меня делать всё”.
Но, если я говорю, что без космического сознания материя не может двигаться, вы можете прийти к выводу о том, что там, где не существует движение, нет энергии, там не существует сознания, словно там один лишь вакуум. Тогда как может быть названо космическое сознание вездесущим? В действительности даже там, где вообще нет движения, существует сознательность, но она не активна. В известном смысле она - дремлющая, спящая, потенциальная. Сознание существует даже в инертных частицах неодушевлённых предметов, только оно не функционирует.
Великий святой Рамалинга Свамигал обычно напевал: "Господь, ты кормишь меня; я - сыт. Ты заставляешь меня спать, и я сплю. Ты показываешь мне, и я вижу. Ты делаешь меня счастливым, и я счастлив. Ты движешь мной, и я двигаюсь, как марионетка. Не только я, но и вся Вселенная является Твоей марионеткой. Надели меня, пожалуйста, способностью всегда помнить об этой истине".
Польза от воспоминания имени Бога заключается в том, что перестаёт расти ваше эго. Если вы помните, что всё, что вы делаете, является действием Бога, тогда вы не будете думать: "Я сделал это. Я осуществил это". "Я, мне, моё" будут полностью уничтожены. Вот что подразумевает Бог Кришна, говоря: "Постоянно думай обо Мне, поскольку Я - тот, кто делает всё". Он не имеет в виду "Я буду счастлив, если ты будешь думать обо Мне. А если не будешь думать обо Мне, Я буду несчастлив или расстроен". Нет, он предлагает это для вашей пользы: "Знай, что Я являюсь тем, кто действует за всем этим. Я - тот, кто послал тебя сюда. Я - тот, кто собирается забрать тебя отсюда. Я - тот, кто поддерживает тебя каждую секунду. Благодаря Мне ты постоянно вдыхаешь и выдыхаешь воздух. Помни об этом". Вот в чём сущность этой прекрасной шлоки.
8.15. Те, кто приходят ко Мне, являются великими душами. Они настолько совершенны, что им не нужно больше снова рождаться в этом бренном мире, полном страдания.
8.16. Арджуна, каждое творение во вселенной возвращается в ничто, даже Брахма, моя творческая функция. Лишь тот, кто реализовал меня, выходит за пределы жизни и смерти.
8.17. Тот, кто понимает, что такое день Брахмы и ночь Брахмы, которые продолжаются буквально тысячи веков (юги), такой человек поистине знает день и ночь.
8.18. Когда наступает космический день (Брахмы), всё творение из непроявленного состояния приходит к существованию. А с приходом ночи всё опять поглощается в едином непроявленном.
8.19. Арджуна, творение регулярно возникает во всём его многообразии и естественным образом растворяется в едином с приходом ночи, чтобы затем снова проявиться в отдельных формах с наступлением следующего дня.
8.20. Вне этих проявленных и непроявленных состояний существует другая, непроявленная, вечная реальность, которая продолжает существовать всегда, когда всё остальное кажется исчезнувшим.Он говорит о проявленном и непроявленном состоянии. Одно является динамическим, другое - потенциальным или не проявленным. В этой шлоке Он говорит, что даже за пределами потенциального или непроявленного состояния существует нечто гораздо большее. Это означает, что мысленно вы можете охватить некое непроявленное состояние лишь до определённых пределов, но не думайте, что это - всё. Существует нечто гораздо большее.
Не так давно наука создала космический корабль, который сделал несколько снимков космоса и передал их на землю. Тогда учёные увидели, что за пределами этой галактики существует множество других галактик. Впервые они получили научное доказательство этого. Прежде они могли лишь предполагать. Теперь они получили снимки новой галактики. Это соответствует данной шлоке.
Мы способны охватить лишь часть непроявленного состояния. Наш ум ограничен. Не думайте, что непроявленное состояние лишь немного больше, чем это состояние. Оно гораздо большее, чем проявленное состояние. В этой шлоке Кришна говорит: "Я обширен, безграничен". Даже когда всё остальное растворяется, сущность, вечное существование никогда не исчезает.
Что это значит: "Всё остальное погибает, в то время как Вечный никогда не гибнет?" В другом месте Бхагавад Гиты Он говорит: "То, что есть - всегда есть. То, чего нет - никогда не было". Если какое-то время что-то существует, - это означает, что оно есть, было, и будет существовать. Всё - бессмертно. Всё - нетленно.
Эта книга никогда не будет уничтожена. Бумага превращается в книгу. Если вы порвёте страницы на мелкие кусочки, то не сможете больше называть это книгой. Книга превратится в кусочки бумаги. Подожгите их, и вы получите пепел. Обычно в таких случаях говорят: "Книга была уничтожена". Но в действительности вы ничего не уничтожили, кроме слова "книга" и ничего больше. Изменилась лишь форма.
Это и есть истина. Изначальная сущность всегда присутствует. Вы просто создаёте из неё новую форму и даёте ей новое название. Как только вы уничтожаете эту форму, название также исчезает. Форма и название приходят и уходят. Но сущность, стоящая за ними, постоянна. Таким образом, вы видите неразрушаемое и разрушаемое; неуничтожимое и уничтожаемое. То, что тленно, приходит и уходит. Оно создаётся и разрушается. Между этими действиями оно может пребывать какое-то время. Итак, существует сотворение, сохранение и разрушение.
Весь этот феномен возникает своеобразным наложением на сущность. Вся вселенная состоит из сознания или энергии, которая принимает различные формы. Чтобы отличить одну форму от другой, вы даёте им различные названия. Мама и папа дают рождение нескольким детям. Когда мать хочет позвать одного ребёнка, она говорит: "Дитя, иди сюда". Откуда дети знают, кто из них должен идти? Мать даёт детям различные имена, чтобы распознавать их, просто ради удобства звать или определять ребёнка.
Ради вашего удобства мы даём разные названия различным формам. Но, в сущности, все они являются детьми. Подобным же образом весь космос является не чем иным, как одним обширным сознанием, сверхсознательностью или суперэнергией. Но, если это просто оставить, как энергию, не будет радости в жизни. Поэтому сознание принимает различные формы и названия для прелести взаимодействия. Когда мы взаимодействуем должным образом, мы развлекаемся. Если нет - то сражаемся. Иногда необходимы оба эти действия.
Названия и формы являются тленными, непостоянными; а сущность, соответственно, нетленна и постоянна. Вот чему пытается научить нас эта шлока.
8.21. Эта безграничная и нерушимая непроявленная реальность является самой моей природой; это высшая цель. Человек, который осознаёт это, возвращается ко Мне, живёт со мной и не нуждается больше в возвращении к обособленному существованию.
8.22. Арджуна, ты можешь испытать это высшее состояние с устойчивой, однонаправленной преданностью к Всевышнему, в котором существует всё творение, и который пронизывает все существа.