ЖИВАЯ ЭТИКА (АГНИ ЙОГА). Форум «ФЕНИКС»

СЕРДЦЕ БУДЕТ ЧАСАМИ ВЕРНЫМИ, КОГДА ПРИЗОВЕТ К МЫСЛИ О ВСЕХ. НЕ НУЖНО УТОМИТЕЛЬНЫХ МЕДИТАЦИЙ, МЫСЛЬ О МИРЕ КРАТКА, И ОТРЕШЕНИЕ ОТ СЕБЯ В НЕЙ ТАК ПРОСТО ОТРАЖАЕТСЯ. ПУСТЬ БУДЕТ МИРУ ХОРОШО!
Текущее время: 16 дек 2019, 08:43

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 20 ]  На страницу 1, 2  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: БХАГАВАД - ГИТА. Гл. IX. Йога Царственного Знания и Тайны
СообщениеДобавлено: 27 июл 2015, 06:57 
В сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 2955
Cпасибо сказано: 954
Спасибо получено:
4076 раз в 1904 сообщениях
Изображение

Шри-Бхагаван сказал:

9.1. Я возвещу тебе, независтливый, наисокровенное знанье и его примененье.
Это познав, ты от неблагого освободишься.

Я возвещу – Шанкара в предисловии к этой главе говорит, что в VIII главе изложена йога концентрации, «нади», то есть основных токов организма, и дан способ такой концентрации (VIII, 12–13). Чтобы показать, что достичь освобождения можно и другим способом, а не только дхараной, Шри-Кришна продолжает изложение.

Знание – «vijnänam säkshatkara», как поясняет Мадхусудана, указывая, что здесь нужно разуметь непосредственное, интуитивное знание, а потому и «очевидное». Такое знание есть одно, ведущее к освобождению: это утверждение – «Васудэва есть все» (VII, 19), а также Чханд., VII, 25, 1 и сл. – «Все есть Атман» и VI, 2, 1 – «Единый без второго» (адвайта).

9.2. Царственна эта наука, царственна тайна; она очиститель наивысший,
Наглядна, доступна, закономерна, легко выполнима, вечна.

9.3. Люди, не верующие в этот закон, подвижник,
Не достигнув Меня, возвращаются путями самсары и смерти.

Неверующие – то есть следующие учению асуров (Шанкара).

9.4. Мной в непроявленном виде распростерт весь этот мир преходящий;
Все существа во Мне пребывают; Я же в них не пребываю.

В непроявленном виде – некоторые переводчики относят это к миру (Теланг), другие же ко «мной», вкладывая смысл, данный в предлагаемом переводе. Шанкара решительно высказывается именно за такое понимание.

9.5. Но и не пребывают во Мне существа, виждь Мою владычную йогу!
Не пребывая в существах, Я существ носитель; Я сам даю существам быванье.

Мою... йогу – Ананда поясняет, что здесь речь идет о «собственной форме Ишвары». Шанкара считает, что под «йогой» здесь нужно разуметь царственное единение души с материей, что свидетельствует о царственной мощи Ишвары. Дейссен переводит здесь «йога» через «Zauberkunst» (?!).

9.6. Как всепроникающий великий Ветер всегда пребывает в пространстве,
Так все существа пребывают во Мне, постигни это.

Пространстве – Akaça. Первый элемент Пракрити по системе Санкхье, термин этот обычно переводят «эфир» в смысле древнегреческой философии, однако такой параллелизм нужно проводить с осторожностью, так как в индийской философии «акаша» входит в систему «грубых элементов», над которыми высится еще ряд тонких психических элементов, и все они вплоть до аханкара относятся к пракрити, то есть к переходящему и даже, согласно учению Адвайты, чисто иллюзорному, тогда как Эфир греков – «предвечен».

"Бхагавад-Гита" литературный перевод и примечания Б.Л.Смирнова
Цитата:
Глава IX трактует о «царственном знании и царственной тайне» (таково название главы). В ней разбирается отношение Непроявленного к проявленному и понимание Пракрити как мировой души, носительницы всех существ.

Пракрити, природа, рассматривается Гитой не как майя Веданты и не как самостоятельное начало в духе поздней Санкхьи, но как проявление силы единого, йоги Ишвары. Понятие йога в этой главе близко позднейшему понятию шакти в Тантрах. Нужно подчеркнуть, что термин йога в смысле шакти характерен для ранней Санкхьи.
В изложении учения о сутях (таттва) Гита пользуется терминологией, общей для ранней и поздней Санкхьи и вообще принятой в индийской философской литературе. Таким образом, это обстоятельство еще не дает основания для утверждения синкретизма Гиты: учение о таттвах, с его общепринятой терминологией, не специфичной для Санкхьи. Важно учитывать не общность терминов, как таковых, ибо они сохранялись в индийской философии на протяжении многих веков, а то значение, которое придано данным терминам в философском памятнике, важна система, слагаемая из общих элементов.

Напомним, что и основоположник школы Веданты Шанкара пользуется некоторыми терминами Санкхьи в изложении своего учения о майе, что отнюдь не является причиной для смешения столь разных систем, как Ведантизм и Санкхья. И в этой главе Гита касается вопроса о вибхути, затронутого уже в VII главе. В XV главе также упоминается о вибхути, а глава X специально посвящена этому вопросу.

Такое повторение характерно для индийской (и вообще восточной) литературы, и его нельзя рассматривать, как особенность данного памятника, а тем более, как черту, свидетельствующую о его «мозаичности».

Однако настойчивое возвращение к вопросу показывает его существенное значение для данного произведения, для данной системы. Характерно утверждение Шри-Кришны, что все существа возвращаются в «его собственную природу». Оно совершенно несовместимо с учением классической Санкхьи, рассматривающей мировой эволюционный процесс в духе монологии: у каждого существа есть свой мир, не сообщающийся с другими: каждый пуруша уходит в свое единство, полностью отделяясь от всего остального (кайвалья). Идея общей Пракрити, в которой растворяются частные природы существ и претворяются в ней, свойственна не только философским текстам Махабхараты, но и эпическим, что важно учесть для понимания связи Гиты с Махабхаратой, как с целым. Так, Кришна в книге «Путешествие Бхагавана», V, 72, 17 (см. вып. III, с. 247), говоря о «злой природе кауравов», утверждает, что она полностью и на «долгие времена» погрузится в небытие (абхава) и претворится в природе (пракрити) самого Кришны. Для выражения идеи Мировой Души Гита в данной главе пользуется образом всепроникающего акаши.


Б.Л.Смирнов "Введение. Содержание Гиты по главам"

_________________
Нельзя давать исчерпывающие утверждения, ибо необходимо дать ученику возможность упражнять свои умственные способности
Е.И. Рерих. Записи бесед с Учителем


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: БХАГАВАД - ГИТА. Гл. IX. Йога Царственного Знания и Тайны
СообщениеДобавлено: 28 июл 2015, 04:16 
В сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 2955
Cпасибо сказано: 954
Спасибо получено:
4076 раз в 1904 сообщениях
Изображение

Благой Господь сказал:

9.1. А теперь еще большую тайну
Я тебе сообщу, верный бхакт Мой;
этим знаньем и различеньем
ты очистишь себя от скверны.

9.2. Это вечное знанье дхармично,
средь наук и средь тайн - как владыка;
оно всех чистотой наделяет.
Ты его без труда постигнешь.

9.3. Вновь и вновь возвращаются люди,
на дорогу сансары и смерти;
это те, кто Меня не достигли
от неверия к этой дхарме.

9.4. Мною весь этот мир пронизан,
но не явлен миру Мой образ:
все живое во Мне существует,
но я, Партха, не в нем пребываю.

9.5. Впрочем, и не во Мне все живое:
такова Моя дивная йога.
К жизни всех вызывает Мой Атман,
Он несет их; но знай - не в них Он.

9.6. Вездесущий великий ветер
непрерывно веет в эфире;
так и все существа, Арджуна,
вечным вихрем во Мне кружатся.


"Бхагавад – Гита" перевод Семенцова В.В.

Цитата:
Шри-Бхагаван сказал:

9.1. Это наисокровенейшее знание (джняна) вместе с познанием (виджняна) тебе провозглашу, незавидующему, познав которое ты освободишься от неблагого.


Отсутствие неверия — главное средство обретения знания. [Значение слов] джняна и виджняна [описывалось] ранее.

9.2. Царское знание, царская тайна, чистое оно, наивысшее. Прямо постигаемое, благочестивое, [его] очень легко выполнять непрестанно.

То знание, которое царствует, т. е. сияет среди всех знаний, есть «царское знание». Здесь же [Б.Г. 10.32.] оно описано: «Среди знаний Я — знание Атмана».
Такова среди знаний наука о душе. Это тайное, сокрытое [знание] — принадлежность царей, таких как Джанака и др., поскольку оно легко достижимо кшатриями, вследствие присущей им неколебимой героической природы (вира бхава). Слова «легко выполнять», [означают, что этому знанию] очень легко следовать. В отличие от других [обрядовых] действий, почитание Брахмана доставляет радость и непреходяще.

9.3. Мужи, неверующие в эту дхарму, о Завоеватель врагов, не достигнув Меня, возвращаются в круговращение смерти и сансары.

Слова «они возвращаются» означают, что они снова рождаются и умирают.

9.4. Мною в непроявленном облике наполнена вся эта вселенная, во мне пребывают все существа, а не я в них пребываю.

9.5. Но и существа во Мне не пребывают, узри Мою власть йоги! Поддержатель сущего, не пребывающий в сущем, Мой Атман — основа Бытия.

9.6. Как вечно пребывает в пространстве ветер, вездесущий, великий, также все существа находятся во Мне, уясни это.


"Гитартхасанграха". Комментарий Абхинавагупты на Бхагавад Гиту

_________________
Нельзя давать исчерпывающие утверждения, ибо необходимо дать ученику возможность упражнять свои умственные способности
Е.И. Рерих. Записи бесед с Учителем


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: БХАГАВАД - ГИТА. Гл. IX. Йога Царственного Знания и Тайны
СообщениеДобавлено: 29 июл 2015, 04:10 
В сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 2955
Cпасибо сказано: 954
Спасибо получено:
4076 раз в 1904 сообщениях
Шри Свами САТЧИДАНАНДА
Живая Гита: Вся Бхагавад Гита

Комментарий для современных читателей


Изображение

Глава 9. Йога Царственного Учения и Королевской Тайны

Эта глава называется "Йога Царственного Учения и Королевской Тайны". Такое название дано для того, чтобы пробудить интерес: “О, тайна! Пожалуйста, расскажите мне об этом”. Каждая тайна вызывает любопытство. Если я разговариваю с вами, и при этом всё время держу кулаки сжатыми, то через какое-то время вы не захотите больше слушать меня. “Раз он не разжимает кулаки с момента своего появления, значит что-то здесь не так”.

Это королевская тайна. Поэтому некоторые священные писания также содержат тайну. Вы удивитесь: “Что это? Я хотел бы узнать её, но не могу до тех пор, пока не получу инициацию”.
Многие вещи подобны этому. В некоторых культурах никто не видит даже лица невесты до тех пор, пока она не войдёт в зал бракосочетания. Тогда многие впервые увидят её лицо.

Нечто священное также должно быть немного тайным. Святость и тайна идут вместе, поскольку всё, что является ценным, не разбросано то там, то здесь. Вы можете найти где-то имитацию бриллианта и положить где-нибудь, например, на раковину умывальника в ванной, оставить его здесь и уйти. Но вы не расстанетесь так легко с настоящим бриллиантом. Вы даже не будете его носить каждый день, а лишь по особым случаям. Вы надеваете кольцо с бриллиантом, чтобы отправиться на вечерний приём. Но, вернувшись домой, вы положите перстень обратно в шкатулку и поставите её в сейф. Почему? Потому что он обладает большой ценностью.

То, что дёшево, является доступным и его можно найти на дороге или на скамейке парка. Но то, что обладает большой ценностью, является священным. Самой ценной вещью является истина мудрости. Жемчужины мудрости просто так не разбрасываются, чтобы быть растоптанными. Если существует нечто, обладающее ценными качествами, держите это в тайне. Даже мантры открыто не сообщаются людям. Поэтому вся эта глава названа “Царственным Учением и Королевской Тайной”. Это королевская глава. А то, что является королевским, отнюдь не дёшево.
Тогда должен ли я говорить об этом открыто?

Благословенный Господь сказал:
9.1. "Поскольку твоя вера не разрушена поиском недостатков, Я сейчас открою тебе самое полное и тайное знание. Когда ты соединишь это знание с личной реализацией, то станешь полностью свободным даже от самого худшего неправильного деяния.

9.2. Эта королевская тайна, царственное учение является высшим очистителем. Будучи праведным и вечным, оно может быть реализовано непосредственно.

9.3. Арджуна, люди, не обладающие искренней верой (шраддха) в эту дхарму, не реализуют Меня. Следовательно, после смерти они должны вернуться в бренный мир.

9.4. Непроявленный, Я пронизываю всю Вселенную. Все существа пребывают во Мне. Тем не менее, Я не нахожусь во всех них.


Господь говорит о Своей истинной природе: “Всё является Моим проявлением. Всё появилось из Меня. Но существует ещё несравненно большее, что остаётся во Мне. Поэтому Я не переполнен этим. Я безграничен. Всё, что ты видишь - это лишь Моя часть, крошечное выражение”. Представьте себе гончара, который говорит: “Не думайте, что я использую всю эту глину для изготовления нескольких горшков. У меня остаётся гораздо больше глины, чем той, которую я израсходовал”.

Конечно, мы неспособны видеть всё, и когда мы говорим: “Да, я, действительно, видел Его”. Это невозможно. Мы просто видим одно из Его проявлений, являющееся примером, и говорим: “Воспринимая эту маленькую часть, я понимаю целое”.

9.5. Теперь посмотри на таинство Моей божественной Йоги: воистину все существа не существуют во Мне, хотя Я порождаю и поддерживаю всё, что существует; но сам Я не содержусь в них.

9.6. Всё творение, движущееся вокруг, обитает во Мне, подобно тому, как сильный ветер, дующий то там, то здесь, на самом деле покоится в пространстве (акаша).

_________________
Нельзя давать исчерпывающие утверждения, ибо необходимо дать ученику возможность упражнять свои умственные способности
Е.И. Рерих. Записи бесед с Учителем


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: БХАГАВАД - ГИТА. Гл. IX. Йога Царственного Знания и Тайны
СообщениеДобавлено: 04 авг 2015, 04:40 
В сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 2955
Cпасибо сказано: 954
Спасибо получено:
4076 раз в 1904 сообщениях
Парамаханса Йогананда
"Бхагавадгита. Беседы Бога с Арджуной. Царственная Наука Богопознания"


Изображение

Царственное знание, царственная тайна

Прямое восприятие Бога посредством
методов йоги, “легких для исполнения”


Благословенный Господь сказал:
9.1. Тебе, непридирчивый, Я теперь открою возвышенную тайну (имманентно-трансцендентную природу Духа). Обладая интуитивным знанием этой мудрости, ты избежишь зла.

9.2. Это интуитивное понимание есть царь наук, царская тайна, несравненный очиститель, сущность дхармы (человеческой праведности); это есть прямое восприятие истины – неуничтожимое просветление – достигнутое методами (йоги), которые очень легко применимы.

9.3. Люди неверующие в эту дхарму (без преданности практикам, дарующим реализацию) не достигают Меня, о выжигатель врагов (Арджуна)! Снова и снова они идут смертельно-темным путем самсары (кругами перерождений).


Господь Кришна провозглашает здесь Самопознание, истинную мудрость, высочайшим ответвлением человеческого знания – царем всех наук. Самой сущностью дхармы (“религии”) – потому что только это навсегда искореняет причину человеческого трехчастного страдания и открывает ему его настоящую природу Блаженства.*
Дхарма, от Санскритского корня дхри, “поддерживать” – часто переводимая просто, как религия или праведность – есть подходящий термин для естественных законов и вечных истин, которые поддерживают божественный порядок вселенной и человека, миниатюрной вселенной. Философия Санкхья таким образом определяет истинную религию, как “те нерушимые принципы, которые постоянно предохраняют человека от трехчастного страдания от болезни, несчастья и невежества”. Индийское обширное наследие Ведических учений собрано под крышей термина Санатана Дхарма, “Вечная Религия”.

Самопознание есть йога или “единство” с истиной – прямое восприятие или переживание истины всезнающей интуитивной способностью души. Это интуитивное знание является основой всякого ценного религиозного опыта, самой сущностью дхармы (религии или праведности), как утверждается здесь в Гите.

Ученик, который, посредством методов йоги, становится устойчивым в Самопознании, перерабатывает всезнающую интуитивную мудрость прямого восприятия, которое проникает до ядра тайны того, как Господь есть одновременно и имманентен и трансцендентен. Понимая свое собственное единство с Богом, йог знает, что он сам есть микрокосм имманентности и трансцендентности; он остается работающим в мире не теряя пробужденности своей возвышенной душевной природы, и тем избегает “зла” иллюзорных привязанностей.

Многие философы, особенно на Западе, принимают пораженческую позицию, что Бог непознаваем. Противоположная точка зрения выражается в Гите – и нигде не более ясно, чем в этих стихах: Высочайшая Истина познается прямым опытом.

Наш настоящий Атомный Век был провозглашен учеными, имевшими веру в возможность огромного расширения человеческого знания. Мужественным видением и трудоемкими опытами они выполнили работу, считавшуюся напрасной и химерической людьми предыдущих эпох – расщепление атома и освобождение его скрытых энергий. Люди доброй воли, продолжающие ту работу будут направляться божественно, чтобы использовать новое знание для сонструктивных целей и улучшений человеческой жизни.*

Наука йоги аналогично была развита людьми высоко вдохновенными. Они испытывали голод по Вечной Истине и усовершенствовали науку внутренне применимых методов, имевшими успех в перекрытии пролива, иначе непреодолимого, между человеком и его Творцом. Неописуемый Единый, воистину не достигается легко, но Он действительно достигался многими царственными мудрецами; и будет достигнут, где бы ни появился ученик достаточно волевой и решительный. Но метод следует знать. Тот тайный метод есть йога, которая “легка в исполнении” и дарует “нерушимое просветление”.

Рефлексируя о курсе мировой политики, начавшемся с открытия атомных энергий, один из наиболее известных историков современной цивилизации, Д-р Арнолд Тойнби, заметил: “Это уже становится ясно, что глава имевшая Западное начало, должно буде иметь Индийский конец, если она сама не к концу человечества.... В этот опаснейший момент человеческой истории единственным путем спасения для человечества является Индийский путь – принципы ненасилия Императора Ашоки и Махатмы Ганди и свидетельства Шри Рамакришны в пользу гармонии религий. Здесь мы имеем настоение и дух, которые могут обеспечить возможность для человечества развиться вместе в единую семью – и, в Атомный век это есть единственная альтернатива самоуничтожению”.


Как Господь пронизывает все творение,
оставаясь при том Трансцендентным


9.4. Я, Непроявленный, пронизываю всю вселенную. Все твари зависят от Меня, но я не завишу от них.

9.5. Познай Мою Божественную Тайну, по которой ни все твари, по-видимости, не находятся во Мне, ни Я не живу в них; и все же Один лишь Я есть их Творец и (Защитник) Поддержка!

9.6. Понимай это так: Подобно тому как воздух движется свободно в бесконечностях проостранства (акаши), и имеет свое существование в пространстве (всеже воздух отличен от пространства), также и все твари имеют свое существование во Мне (но они не суть Я).


Эти слова выражают порцию высочайшей мудрости, “высокой тайны”, которую Кришна пообещал открыть Арджуне (IX:1). Мысль: “Творение, хотя и пронизано Богом, всеже не заключает Его в себе и не выявляет Его сущность”, является освобождающей для настоящего ученика – того, кто не склоняется ни к какому состоянию феноменального существования, но находит свою собственную Реальность только в Невыразимой Безначальности.

Весь этот космический сон и его твари, производятся чистым неискажаемым лучом Божьего сознания. Но его бесформенное бесконечное сознание вечно трансцендентно, не ограниченно никакими конечными проявлениями сновидения**.
Сегодня cовременная наука отваживается (проникать) в сферы, бывшие более четырех тысячь лет владениями религии и философии”, - писал профессор Амит Госвами, в Самосознающая Вселенная: Как Сознание Творит Материальный Мир (Лос Анджелес: Тарчер, 1993). “До настоящего толкования новой физики слово трансцендентность редко упоминалось в словаре физиков. Термин даже считался еретическим”. Тем не менее, заявляет он, опыт 1982 группой физиков во Франции подтвердил идею трансцендентности в квантовой физике. Опыт, проведенный Алэйн Аспект и сотрудниками, доказал что две квантовые частицы, освобожденные из одного источника, остаются сложно соотнесенными: Когда производится изменение в одной из них, незамедлительно другая претерпевает аналогичное изменение – даже, когда они разделены огромными растояниями. Госвами говорит: “Когда в пространстве-времени нет сингнала, являющегося посредником их связи … где тогда существует немедленная связь между соотносимыми квантовыми объектами, которая ответственна за бесссигнальную активность на расстоянии? Вкратце ответ таков: в трансцендентой сфере реальности.

“Техническое название для бессигнальной незамедлительной активности на расстоянии есть нелокальность….Согласно физику Хенри Стаппу, сообщение квантовой нелокальности таково, что “основной процесс Природы лежит вне пространства-времени, но генерирует события, которые можно локализировать в пространстве-времени”.
(Замечание издателя).

Смотря на небо, горы и океан, человек не замечает в них Божественного Присутствия. Тонкий свет Творца невоспринимаем для человеческого зрения. Из-за того что Он везде, кажется что Его нет нигде.

Хотя все твари формируются из Бого-материала, Он не запирается и не истощается ими. Это истолкование объясняет кажущее противоречие в тех стихах – что , хотя Господь пронизывает мир, всеже Он не живет в нем.

Божьей таинственной силой (Йогам Айшварам или Божественной Йогой), Его невибраторное непроявленное космическое сознание лежит в основе всех вибрационных существ, которые тем не менее не могут наблюдаться существующими в Нем, а также они не влияют на Него. Несмотря на то, что луч света передает и поддерживает сцены кинокартины, во всем их разнообразии и контрастах, сам этот луч не изменяется. Аналогично, кинокартины творения не беспокоют Господний изначальный свет.

Подобно ветру, гуляющему по всем направлениям по бесконечному небу и всеже неспособному влиять на это небо, колоссальная панорама творения, невлияя, живет в Божьем вечном сознании.

Как меняющиеся образы сна не изменяют сущностную природу сознания сновидца, так и мимолетные сцены космического сна, с его беспокойными эмоциональными существами, работающими и играющими в нем, не вовлекают Божественного Неизменного Творца-снов.

Таков парадокс творения, что Бог существует, как Душа всех людей, создавая и поддерживая их, и всеже Сам не смешивается с ними. А человеческие существа, хотя и пропитанные Богом, побеждены космической иллюзией и подчинены рождению и смерти. Воистину тайна!

В конце концов, все спекуляции о высших секретах Бога и творения не дают прибыли. С нами всегда остается непреклонный факт: человек здесь и теперь подлежит мучительным испытаниям своего воплощения. Как заключенные планируют непрестанно вновь обрести свою свободу, так и мудрые среди людей предпринимают попытку побега из заключения смертности. В известное Ему Самому подходящее время, Своими собственными священными устами, Господь откроет Своему поклоннику все тайны неба и земли.
_________________
Нельзя давать исчерпывающие утверждения, ибо необходимо дать ученику возможность упражнять свои умственные способности
Е.И. Рерих. Записи бесед с Учителем


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: БХАГАВАД - ГИТА. Гл. IX. Йога Царственного Знания и Тайны
СообщениеДобавлено: 07 авг 2015, 05:03 
В сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 2955
Cпасибо сказано: 954
Спасибо получено:
4076 раз в 1904 сообщениях
Изображение


9.7. Все существа в конце кальпы входят в мою природу, Каунтея,
Я произвожу их снова в начале кальпы.

9.8. Пребывая вне собственной природы (пракрити), Я произвожу снова и снова
Все множество этих существ, помимо их воли, по воле природы.

Пракрити – Теланг переводит: «Taking the control of my own nature» и поясняет, что под «природой» здесь нужно понимать «невоспринимасмый принцип». Перевод Теланга основан на толковании Шридхары, который толкует «avashtabhya» в смысле «управляя, властвуя». Бюрнуф переводит: «Immuable dans ma puissance créatrice». Бетлинг указывает на параллелизм этой шлоки и IV, 6 «prakritim svam adhishthaya» и принимает оба глагола в смысле «mittels meiner Natur». Гарбе, следуя мнению Бетлинга, в обоих местах переводит: «Meine Natur Zufolge», и ссылаясь на шлоку XV, 9, где также употреблено деепричастие «adhisthäya» в смысле «посредством» – «mittels».

Очень искусственное толкование этой шлоке дает Шанкара: под «пракрити» в первой полушлоке он понимает «авидья», а во второй – «свабхава». Выражение «avashat» он понимает в смысле «не по своей воле, а по воле авидья и других источников зла». Гарбе понимает под «пракрити» в этой шлоке «праматерию» – «Urmaterie».

Я произвожу – Томсон замечает, что в санскрите с древнейших времен существует единственное слово для обозначения акта творения: глагол «sarj», который значит не «творить» (из ничего), но «изводить, производить».

Помимо воли – конец шлоки обычно переводят: «не по воле, а силой природы», понимая здесь «пракрити» в смысле Санкхьи. Иногда же переводят «против, воли» (Дейссен), но такой перевод сильно искажает подлинник и не соответствует традиционному пониманию шлоки (ср. выше о Шанкаре). В этой шлоке дважды употреблено слово «vaça», что значит «воля, приказ» от глагола «viç» – «волить», «приказывать», но не «прилагать силу». Нет основания повторенное в одном предложении слово принимать в разных значениях, придавая ему прямо-таки противоположный смысл: в одном случае психологический, активный, в другой – механический, пассивный. Гита нигде не смешивает «vaça» и «bala», но противополагает, эти понятия (ср., напр., III, 36: «anicchann api... balad iva»). Везде, где Гита выражает мысль «в силу», «силой», употребляется слово «bala» в инструментальном падеже (ср. VIII, 10: «yogabalena»); в этой же шлоке употреблено и слово «vaça» в отложительном падеже: «vaçat», что правильней всего перевести «по приказу», «по воле».

Таким образом, шлока IX, 8 при неразличении этих двух терминов может искажаться дважды: в передаче мысли, что существа втягиваются в мировой процесс против воли, а не помимо воли, как еще не обладающие принципом личности (аханкара); Гита учит о последовательном развитии миропроявления, и поэтому не может быть и речи о каком-то насильственном вовлечении в мировой процесс существ «против воли», раз самый принцип индивидуальной воли, аханкара, еще не проявлен, а существует только воля «единой Души», о которой Гита говорит как о «первой природе» в 5–6 шлоках VII главы. С другой стороны, выражение «силой природы» вместо «волей природы» придает механистический характер мировому процессу в духе классической Санкхьи, что сильно затемняет понимание учения Гиты о природе и ведет к смещению двух понятий: ранней и поздней Санкхьи, как это и случалось нередко.

9.9. Не связывают Меня эти действия, Дхананджая:
Я остаюсь безучастен, к делам не привязан.

9.10. Подвижное и неподвижное под моим наблюденьем производит природа,
По этой причине вращается преходящий мир, Каунтея.

Мир – Шанкара указывает на параллелизм этого места и Швет., VI, II.

9.11. Безумцы Меня презирают, принявшего человеческий образ,
Не ведая моей Высшей Сути, великого Владыки мира.

9.12. Тщетны надежды, тщетны дела неразумных, их знание тщетно:
Они предались заблудшей природе ракшасов и асуров.

Природа – мысль этих шлок подробно развита в гл. XVI. Шлоки довольно трудно поддаются переводу из-за отсутствия соответствующих понятий в европейских языках. Санскритский термин «асура» принято переводить «демон», но такой перевод весьма относителен. Понятия «суры» и «асуры» в браманизме нечётки. В ведической литературе встречается замена одного термина другим. Филологически «asura» происходит от глагола «asu», значит «живой», в Ригведе (1, 108, 6; 8, 86, 1) так называются боги вообще и отдельные божества: Индра и др. Более того, Ригведа прилагает этот термин даже к представлениям о высочайшем Духе, персонификацией которого является Варуна. Чем позднее тексты, тем реже применяется термин асура к Адитьям, и тем чаще он начинает встречаться как слово, выражающее отрицательное понятие. Редко оно так употребляется в X книге Ригведы в Атхарваведе (ср. БПС). Даже в относительно поздних текстах, например, в ранних буддийских сутах, понятия эти смешиваются (ср. Сута Нипата: «Боги и Индра, праотцы и асуры воскликнули: это несправедливость!» (о жертвоприношении коров). В позднейшем развитии две основные ветви раннего ведизма, браманизм и маздеизм, использовали антитетические термины «сура» и «асура» в противоположных направлениях; маздеизм выработал систему резчайшего дуализма Ахура Мазды (асура) и Аримана (сура), лишь эзотерически находящую свой синтез в Зерване Акерене; не из юдаизма и не из греко-римских концепций заимствовало христианство свой выраженный дуализм с понятием о «внеположной бытию» кромешной (внешней) тьме, об уконической природе демонов. Истоки этого учения надо искать именно в маздеизме, идеи которого распространились на запад вместе с митраизмом, сильно влиявшим на раннее христианство.

В противоположность маздеизму браманизм развивал идеи монизма, и даже в наиболее дуалистической из философских традиционных систем Индии, классической Санкхье, сохранилось выраженное монистическое ядро, хотя она и признаёт замкнутость каждого атмана, аналогично монадологии Лейбница. В остальных же традиционных системах дуализм всегда не более как атрибутивный, но не субстанциальный. Этика традиционной философии Индии диалектична, а не дуалистична, чему ярким примером может служить Гита. Традиционная философия Индии глубоко разрабатывала субстанциальный монизм. Дуализм Гиты не субстанциален, а только атрибутивен. В основе миропроявления лежит единое начало, единая пракрити (ср. гл. X и особенно ст. 8). Мифология браманизма не знает безусловного дуализма, все её образы относительны: из тела ракшаса, убитого Рамой, вылетает светлый гандхарва, который ждал минуты смерти как освобождения. В стране Патала прекрасно уживаются и Варуна, и наги, и асуры. Таким образом, термин «асура» не соответствует ни греческому, ни христианскому понятию «демон». Хотя боги и сражаются с асурами, хотя асуры и живут в подземном мире, врата которого находятся на юго-западе (ср. МБх, V, 3756 и сл.), однако, асуры не вполне аналогичны и титанам.


"Бхагавад-Гита" литературный перевод и примечания Б.Л.Смирнова

Цитата:
При переводе 8-й шлоки возникают довольно большие трудности: «Находясь вне собственной природы (avastabhya), я снова и снова произвожу множество существ...» (см. также примеч. 359). За приводимое понимание говорит традиция схолиастов. Так, Шридхара толкует выражение avastabhya в смысле управляя, властвуя. Однако прямое и первичное значение слова позволяет придать переводу вышеприведенный оттенок, ибо первое значение предлога ava есть от-, раз-, вниз. Если так понимать данную шлоку, то разрешается парадокс шлок 4–5: дальнейшее развивает мысль, выраженную в VII, 5. В таком случае са шлоки 9 не нужно принимать как противопоставление (сравн., например, Дейссен «und doch», а в смысле связи «и», выражающей дальнейшее развитие мысли: «...и не связывают меня эти действия; безучастно присутствующего несвязанного этими действиями...» (ср. Леви: «...car j’assiste comme indifferent...»). Со мной, как созерцателем (abl. abs.), пракрити порождает все «подвижное и неподвижное» (ср. также гл. XIII).

Правильное понимание шлоки возможно только при учете всего контекста и зависит от установки переводчика, так как сама по себе шлока дает возможность почти диаметрально противоположных пониманий. Учение о бездействии Духа свойственно не только поздней, но и ранней Санкхье равно, как и Упанишадам, и поэтому нет ничего неожиданного в данном утверждении Гиты. Эта мысль подробно развита в гл. XIII. Однако данную шлоку можно понимать и иначе. Так, Дейссен переводит: «Durch michals Aufseher (getrieben) gebiert Prakriti...». Леви еще больше усиливает этот оттенок: «C’est par moi et sous mes yeux que la nature est rendu mére».

Глава IX, в частности данная шлока, давала повод обвинять Гиту в синкретизме, что свидетельствовало бы о ее относительно позднем происхождении. Разобрать этот вопрос возможно только при подробном рассмотрении положения Гиты в индийской философии вообще. Здесь приходится ограничиться упоминанием, что индийскую мысль на протяжении веков занимал вопрос о противоречии абсолютного и относительного и, в частности, о возможности действия (а следовательно, и перемен) Абсолюта.

Как известно, последней крупной попыткой в индийской философии отстоять монизм является учение Тантр о Шакти, как о деятельном аспекте божества, символически выражаемом его женской ипостасью (эта савибхеда адвайта противопоставляется нирвибхеде адвайте ведантистов школы Шанкары). Нельзя безоговорочно обвинять Гиту в синкретизме только потому, что она в понимании адвайта не следует школе Веданты, как понимал ее Шанкара, проповедовавший абсолютный монизм.

Б.Л.Смирнов "Введение. Содержание Гиты по главам"

_________________
Нельзя давать исчерпывающие утверждения, ибо необходимо дать ученику возможность упражнять свои умственные способности
Е.И. Рерих. Записи бесед с Учителем


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: БХАГАВАД - ГИТА. Гл. IX. Йога Царственного Знания и Тайны
СообщениеДобавлено: 11 авг 2015, 05:21 
В сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 2955
Cпасибо сказано: 954
Спасибо получено:
4076 раз в 1904 сообщениях
Изображение


9.7. К Моей пракрити вечной все твари
устремляются с гибелью мира;
когда ж новый век мира приходит,
Я их вновь из себя порождаю.

9.8. Я рождаю снова и снова
всех существ неисчетные толпы,
в своей пракрити их зачиная,
их, бессильных. Моею силой.

9.9. Но не сковывают, Дхананджая,
Меня действия узами кармы;
их свершая, Я к ним не привязан,
словно зритель - всегда безучастен.

9.10. Под Моим наблюденьем природа
неживое с живым рождает;
такова здесь причина, чьей силой
колесо обращается мира.

9.11. Такова Моя высшая сущность
всех владыки существ; но невежды
презирают Меня в смертном теле,
этой сущности вечной не зная.

9.12. Их надежды и действия тщетны,
тщетно знание разумом бедных;
по природе своей они лживы,
словно ракшасы или асуры.


"Бхагавад – Гита" перевод Семенцова В.В.

Цитата:
9.7. Так, не узнанный, я действую во всех живых существах, пребывая в тварной природе, с нею и вне ее.

Хотя существует связь между ветром и пространством, пространство никогда не соприкасается с ветром. Также Сущность Господа, хотя и распространяется на всю сансару, не воспринимается большинством существ.

9.8. Все существа, Каунтея, входят в мою природу на исходе кальпы, и снова в начале кальпы я их извергаю.

[Слово] «природа» (пракрити) указывает здесь на непроявленное.

9.9. Опираясь на свою природу, я извергаю снова и снова всё это множество существ, помимо [их] воли, силой природы.

[Выражение] «опираясь на свою природу» означает, что множество существ, будучи само по себе бессознательным, обретает свет, исходящий от высшей Реальности.

9.10. Но эти действия Меня не сковывают, о Завоеватель богатств, вовлеченного и безучастного, не привязанного к этим деяниям.

9.11. Под Моим надзором природа производит подвижное и неподвижное, по этой причине, Каунтея, вселенная вращается.


Для Меня нет связанности действиями, поскольку Я действую отстраненно. Так как Я — причина вселенной, творение не зависит ни от чего, кроме Меня.

9.12. Глупцы не узнают Меня, принимающего человеческий лик, не ведая Моего Высшего Бытия Великого Владыки существ.

Я — Тот, кто пребывает внутри всех существ, тем не менее [глупцы] не знают Моего Высшего положения как Сути всего. [Они] полагают: как может быть Ишвара в мире, в котором не обнаруживается ничего выше людей, четырнадцати миров и т. п.?

"Гитартхасанграха". Комментарий Абхинавагупты на Бхагавад Гиту

_________________
Нельзя давать исчерпывающие утверждения, ибо необходимо дать ученику возможность упражнять свои умственные способности
Е.И. Рерих. Записи бесед с Учителем


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: БХАГАВАД - ГИТА. Гл. IX. Йога Царственного Знания и Тайны
СообщениеДобавлено: 13 авг 2015, 04:27 
В сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 2955
Cпасибо сказано: 954
Спасибо получено:
4076 раз в 1904 сообщениях
Шри Свами САТЧИДАНАНДА
Живая Гита: Вся Бхагавад Гита

Комментарий для современных читателей


Изображение

9.7. Арджуна, в конце кальпы (цикл эпох) все существа возвращаются в Мою пракрити. В начале следующей кальпы Я порождаю их всех снова.

9.8. С помощью оживления своей пракрити, Я повторно создаю бесконечное разнообразие всех существ, которые являются субъектами по отношению к принципам Моей природы.

9.9. На Меня самого не влияют эти действия (Моей пракрити) , поскольку Я являюсь беспристрастным свидетелем всего.

9.10. С помощью Моего присутствия элементы природы порождают всё, что движется и всё, что является неподвижным. И, таким образом, Арджуна, мир периодически сменяется.


Задолго до того, как учёные поняли это, Бог Кришна сказал, что мир вращается. Бог объясняет, что Он является причиной этого. Он является также свидетелем. Он является причиной всех миров и свидетелем проявленного мира, обозревателем, который смотрит на всё и наблюдает. Обычно наблюдатель надзирает сверху и видит всё. Он не вовлекается ни во что. Если бы он был частью этого, он не смог бы видеть это. Но здесь Бог является частью этого и одновременно вне этого. Он внутри и во вне. Иными словами, Он наблюдает самого Себя.
Не слишком ли много философии и теории? Полезно знать, что существует наблюдатель за всей этой движущейся и неподвижной природой. Бог является большим магнитом, который просто существует, в то время как все металлические опилки (представляющие природу) притягиваются. Он неподвижен, но заставляет двигаться каждую частицу.
Мы можем подражать или брать с Него пример. Не теряя своего покоя, мы наблюдаем себя движущимися. Просто ради развлечения. Но, в нашем случае, к сожалению, иногда мы забываем, что являемся чистыми незатронутыми свидетелями. Вместо этого мы отождествляем себя счастью этого движения вокруг, с умом и телом. Это - причина всех проблем. Поэтому всегда хорошо стараться быть наблюдателем всего. Поднимитесь над всем и нейтрально наблюдайте за этим.

9.11. Глупые люди не видят дальше физического феномена. Таким образом, они не замечают Мою истинную природу, которая является Богом всего.

9.12. Итак, введённые в заблуждение собственной самоозабоченностью (эго), их знания являются поверхностными. Их знание поверхностно; их жизнь гибельна и полна неправильных действий. Их работа и надежды напрасны.

_________________
Нельзя давать исчерпывающие утверждения, ибо необходимо дать ученику возможность упражнять свои умственные способности
Е.И. Рерих. Записи бесед с Учителем


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: БХАГАВАД - ГИТА. Гл. IX. Йога Царственного Знания и Тайны
СообщениеДобавлено: 18 авг 2015, 04:07 
В сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 2955
Cпасибо сказано: 954
Спасибо получено:
4076 раз в 1904 сообщениях
Парамаханса Йогананда
"Бхагавадгита. Беседы Бога с Арджуной. Царственная Наука Богопознания"


Изображение

9.7. В конце цикла (калпы), О сын Кунти (Арджуна), все существа возвращаются в непроявленное состояние Моей Космической Природы (Пракрити). В начале следующего цикла, Я выпускаю их снова.

9.8. Оживлением Пракрити, Моей собственной эманации, снова и снова Я произвожу это множество тварей, всех подлежащих конечным законам Природы.


Если кинопленка на недвижущейся катушке внезапно уничтожается , образы на экране сразу исчезают. Подобно этому, когда освещаемый Богом фильм природы или Пракрити растворяется в конце калпы, все картинки космического сна творения исчезают. Снова, вначале следующей калпы, Господь пробуждает Мать-Природу и заставляет ее возобновить объективный показ – материалитзованных существ, играющих свои роли на “экране” времени и пространства.

Эти циклы эволюции и инволюции вечны. “Представление должно продолжаться”, хотя один за одним актеры становятся освобожденными, и заменяются новым составом. Часть Божьего сознания всегда будет занята представлением феноменальных миров – сценой, где множество Его детей должно играть свои роли до поры, пока, через настоящее Самопознание, они не заслужат “почетное увольнение”.

В вечном движении времени, начало и конец дают лишь непостижимую концепцию, обращающуюся на себя, чтобы появиться снова там, где она исчезла.

9.9. Но эти действия не потрясают Меня, о обретающий богатство (Арджуна), так как Я остаюсь выше них, отстраненный и непривязанный.

Как оператор карусели в парке не отождествляется с личностными эмоциями публики, так и Мастер отой вращающейся карусели творения - попеременно начинающей вращаться и останавливающейся по Его воле – остается Непредвзятым Бесстрастным Наблюдателем.

Пока люди наслаждаются катанием на карусели космического развлечения, до тех пор они должны быть прикованны к ней, беспомощно переживая сцены рождения и смерти, наслаждения и страдания. Но Господь здесь открывает нам секрет, благодаря чему Он участвует без вовлечения в творении: это – непривязанность. Хотя и являясь единственным Деятелем, Он не обладает эгоизмом и поэтому остается свободным. Человек, понимающий что “все это есть Бог, а не я и не мое”, становится незаинтересованным наблюдателем, свободным от эгоистических мотивов и воспалимых эмоций, созерцая свою жизнь или жизни других. Помещаяя Своих детей на это механическое чудо, вращающуюся землю, Бог желает, чтобы они справились с этим космическим представлением, но под Его руководством, а не хаотическими способами обманутых людей.

Существовать без душевного мира в этом мире значит жить в аду. Но человек божестввенных восприятий находит, что земля является благословенным жилищем. Сновидец, переживающий кошмар, мучается; но только лишь он понимает, что это подсознательная проказа сознания, как смеется над ним.
Средний человек придает большое значение мирскому спектаклю. Но йог относится к этому представлению сна легко, и лишь к Богу серьезно.

9.10. О сын Кунти (Арджуна), это только Мое оплодотворяющее присутствие, заставляет Мать Природу разродиться живым и неживым. Из-за Меня (посредством Пракрити) миры вращаются в переменных циклах (творения и растворения).

Несмотря на то, что Бог, как Божественный Космический Свет, является Творцом-Директором обманчивых фильмов Природы и ее счастливых и болезненных сновиденческих кинокартин, всеже Он не является прямым Делателем. Пракрити, оживленная Его светом, делает все зло и добро в творении.

Всеже Космическая Мать не могла бы ни существовать, ни оперировать без силы и управления непроявленного Божества. Бог и Природа, таким образом, неразделимы, хотя и различны, как две стороны монеты. Индуистские писания говорят нам, что даже Пракрити, столь близкая к трансцендентному Господу, затрудняется понять способ, которым Он таинственно проявляется через нее, заставляя ее чувствовать творящей, тогда как в реальности Он есть невидимый источник всего.

9.11. Невежественные, забывчивые к Моей трансцендентный природе, Творца всех тварей, не усматривают также Моего присутствия в человеческой форме.

9.12. Их желания, мысли и действия, бедные интуицией, все тщетны, такие люди обладают лживой природой извергов (дьяволов) и демонов.


Практити имеет три гуны или проявляющих качества. Эти две станзы говорят о людях с преобладанием тамаса или невежества (природы демонов) и тех с преобладающим изобилием раджаса или активности для эгоистических целей (природа извергов).

_________________
Нельзя давать исчерпывающие утверждения, ибо необходимо дать ученику возможность упражнять свои умственные способности
Е.И. Рерих. Записи бесед с Учителем


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: БХАГАВАД - ГИТА. Гл. IX. Йога Царственного Знания и Тайны
СообщениеДобавлено: 20 авг 2015, 05:05 
В сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 2955
Cпасибо сказано: 954
Спасибо получено:
4076 раз в 1904 сообщениях
Изображение


9.13. Махатмы же, Партха, прибегая к божественной природе,
Меня почитают нераздельной мыслью, непреходящее Начало Существ постигнув.

9.14. Подвижники, твердо держась обетов, непрестанно Меня прославляя,
Мне поклоняются, Партха, верные бхакты благоговейно Меня почитают.

9.15. Также иные в жертву Мне мудрость приносят;
Как Единого, многочастно-раздельного, как вездесущего Меня почитают.

Жертвой мудрости – Шанкара замечает, что сама мудрость есть жертвоприношение. Мудрость состоит в том, что знающий видит во всем Единое, но это единое он может понимать как Пара-Брахмо, как Атмана или же, взирая на многообразие форм, утверждать их как обращенные во все стороны лики единого Вишну.

Как Единого – Теланг поясняет: как Единого почитают те, кто верит, что все едино, что солнце, луна и пр. – проявления Единого.

9.16. Я приношение жертвы, Я жертва, Я возлияние предкам,
Я корни, Я мантра, Я чистое масло, Я огонь, возношенье;

Обряд жертвоприношения – Шанкара так толкует эту шлоку: «kratu» – есть особая ведическая жертва, «yajna» – есть богопочитание, предписанное Шрути, «svadha» – есть пища, предлагаемая предкам, «aushada» – вообще растения, в частности рис, пшеница и прочие растения, употребляющиеся при жертвоприношениях; «mantra» – есть гимн, исполняемый при возлиянии предкам или богам.

9.17. Я этого мира Отец, Мать, творец, предок,
Я предмет познанья, слог АУМ, очиститель, Риг, Сама, Яджур;

Яджур – заслуживает внимания, что Гита говорит только о трех Ведах и нигде не упоминает об Атхарваведе. Из упоминаемых трех она отдает предпочтение Саманведе (X, 22), а не Ригведе. В некоторых местах Гита не определяет числа Вед, а говорит обобщенно: «все Веды» или же просто ставит слово Веда во множественном числе. Лоринзер считает, что отсутствие в Гите упоминания об Атхарваведе нельзя принимать как свидетельство создания Гиты ранее Атхарвы, так как многие Упанишады Атхарва цитируются Гитой (Катхака, Шветашватара). Однако указание Лоринзера ошибочно: обе названные Упанишады относятся не к Атхарва, но к Яджурведе. Томсон считает, что эта шлока охватывает все разделы религии: «vedya», подлежащее познанию, есть область теологии, «pavitra» есть область обрядов, а «Omkara» – молитвы.

9.18. Пусть, супруг, владыка, свидетель, покров, друг, обитель,
Возникновенье, исчезновенье, опора сокровище, вечное Семя;

9.19. Я задерживаю и посылаю дождь, Я пламенею;
Я бессмертие, смерть, Я бытие, небытие, Арджуна.

Бытие и небытие – Сат и асат. Ср. Ригв., X, 72, 2: «Devänam pürye yugar asatäh jägata». «В первые годы богов сущее (как проявленное) было рождено от несущего (непроявленного)». Ригв. называет Агни «satas gopta» – «хранитель существ» (то есть мира) (ср. прим. 99).

"Бхагавад-Гита" литературный перевод и примечания Б.Л.Смирнова


Цитата:
Философия Махабхараты в целом есть философия ранней Санкхьи с ее относительным монизмом (савибхеда адвайта). Через школу Рамануджи относительный монизм, стремящийся разрешить противоречие абсолютное – относительное, проходит через весь вишнуизм, вплоть до поздних бенгальских школ. Как уже упомянуто, относительный монизм был отчасти воспринят и шиваизмом, так как Тантры развились в недрах шиваизма.

Б.Л.Смирнов "Введение. Содержание Гиты по главам"

_________________
Нельзя давать исчерпывающие утверждения, ибо необходимо дать ученику возможность упражнять свои умственные способности
Е.И. Рерих. Записи бесед с Учителем


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: БХАГАВАД - ГИТА. Гл. IX. Йога Царственного Знания и Тайны
СообщениеДобавлено: 21 авг 2015, 06:17 
В сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 2955
Cпасибо сказано: 954
Спасибо получено:
4076 раз в 1904 сообщениях
Изображение

9.13. Но Меня почитают махатмы,
богоравной природой сияя,
видя вечный существ источник
лишь во Мне, на иное не глядя.

9.14. Постоянно тверды в обетах,
те подвижники, йоги достигнув,
своей бхакти Меня почитают,
чистым сердцем хвалу воздавая.

9.15. Совершением жертвы знанья
почитают Меня иные
как единого, многообразно
обращенного к миру предметов.

9.16. Жертва - Я, Я - ее совершенье,
возглас «свадха», священная куша,
заклинание, чистое масло,
Я - огонь, Я - в него приношенье.

9.17. Мира этого мать и отец Я,
Я - опора его, прародитель,
тех кто знает Меня, - очищенье,
Я - слог ОМ, Я - Рик, Саман, Яджус.

9.18. Цель, держава, владыка, свидетель,
Я - жилище, прибежище, друг Я.
Я - рожденье, устойчивость, гибель,
Я - сокровище, вечное семя.

9.19. То, что жжет, - Я, и что увлажняет,
Я - преграда, и Я - излиянье,
смерть, бессмертие - Я, Я - сущее
и не-сущее также, Арджуна.


"Бхагавад – Гита" перевод Семенцова В.В.

Цитата:
9.13. Тщетны надежды, тщетны деяния, тщетно знание неразумных ракшасиной, демонической (асурической), ослепляющей природе предавшихся.

Все их действия, знание и желания бесплодны, поскольку подчинены тому, что не реально. [Их природа названа] бесовской и демонической потому, что в их природе преобладают качества раджаса и тамаса.

9.14. Но великие души, божественной (дивья) природе предавшиеся, Меня почитают, не отклоняясь, умом познав [Меня], вечное Начало Сущего.

9.15. Постоянно [Меня] прославляющие, следуя стойким обетам, кланяясь Мне с преданностью, вечно связанные [со Мной], Мне [они] поклоняются.

9.16. Иные же, жертвуя жертвой Знания, почитают Меня как Единого, как разделенного, множественного, вездесущего.


[Слово] «божественный» здесь означает «саттвический». «Почитают» — [т. е. совершают внешнее поклонение] при помощи внешних компонентов жертвоприношения. Другие почитают Меня жертвой знания. Поэтому некоторые познают Меня как Единого, а некоторые при помощи карма йоги [познают Меня как] множественного. Все [они достигают] Моей высшей [природы].
Однако, как возможно достичь обители Господа, который неделим, выполнением ритуала с использованием инструментов и преобладанием двойственности? На это говорится:

9.17. Я — обряд, Я — жертвоприношение, Я — Свадха, Я — целебная трава, Я — мантра, Я — масло, Я — огонь, Я — подношение.

9.18. Я — Отец этого мира и его Мать, Поддержатель, Первопредок, Познаваемое, Очищающее, слог ОМ, Рик, Сама и Яджус.

9.19. [Я — его] Путь, Покровитель, Господь, Свидетель, Обитель, Прибежище, Друг, Творение, Растворение, Местопребывание, Отдохновение, Вечное семя.


"Гитартхасанграха". Комментарий Абхинавагупты на Бхагавад Гиту

_________________
Нельзя давать исчерпывающие утверждения, ибо необходимо дать ученику возможность упражнять свои умственные способности
Е.И. Рерих. Записи бесед с Учителем


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 20 ]  На страницу 1, 2  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB