ЖИВАЯ ЭТИКА (АГНИ ЙОГА). Форум «ФЕНИКС»

СЕРДЦЕ БУДЕТ ЧАСАМИ ВЕРНЫМИ, КОГДА ПРИЗОВЕТ К МЫСЛИ О ВСЕХ. НЕ НУЖНО УТОМИТЕЛЬНЫХ МЕДИТАЦИЙ, МЫСЛЬ О МИРЕ КРАТКА, И ОТРЕШЕНИЕ ОТ СЕБЯ В НЕЙ ТАК ПРОСТО ОТРАЖАЕТСЯ. ПУСТЬ БУДЕТ МИРУ ХОРОШО!
Текущее время: 20 авг 2019, 19:15

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 29 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: БХАГАВАД - ГИТА. Гл. X. Йога Силопроявления
СообщениеДобавлено: 29 окт 2015, 09:20 
Не в сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 2920
Cпасибо сказано: 909
Спасибо получено:
3995 раз в 1877 сообщениях
Шри Свами САТЧИДАНАНДА
Живая Гита: Вся Бхагавад Гита

Комментарий для современных читателей


Изображение

10.12. Затем, Арджуна сказал: "Ты являешься высшим Брахманом (Абсолют), высшей обителью и высшим очистителем. Ты являешься вечным и божественным Пурушей (Бог). У тебя нет начала и ты присутствуешь всюду.

10.13. Так говорили о тебе все самые благородные мудрецы и провидцы, включая Нараду, мудреца дэвов, Аситу, Дэвалью и Вьясу. А теперь ты явил это мне.

10.14. О, Кришна, теперь я знаю, что всё, что ты рассказал мне, именно таковым и является. Мой Господь, ни самые могущественные демоны, ни сами дэвы, не могут охватить своим сознанием всю истину о тебе.

10.15. О Пурушоттама, хозяин вселенной, источник и Бог всего! Ты и только ты знаешь кто ты и что ты.

10.16. Не мог бы ты сейчас всё рассказать о своих божественных проявлениях (вибхути), в которых ты пребываешь и с помощью которых ты пронизываешь всё, что существует.

10.17. О, великий мастер Йоги! Как я должен медитировать, чтобы осознать тебя? Мой Господь, какое из твоих проявлений я должен держать перед собой?

10.18. Кришна, расскажи мне, пожалуйста, ещё раз поподробнее о своей Йоге. Кажется, я не всё расслышал. Твои слова являются нектаром моей жизни".

_________________
Нельзя давать исчерпывающие утверждения, ибо необходимо дать ученику возможность упражнять свои умственные способности
Е.И. Рерих. Записи бесед с Учителем


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: БХАГАВАД - ГИТА. Гл. X. Йога Силопроявления
СообщениеДобавлено: 30 окт 2015, 09:28 
Не в сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 2920
Cпасибо сказано: 909
Спасибо получено:
3995 раз в 1877 сообщениях
Парамаханса Йогананда
"Бхагавадгита. Беседы Бога с Арджуной. Царственная Наука Богопознания"


Изображение

Арджуна сказал:
10.12-13. Высший Дух, Высшее Убежище, Высшая Чистота есть Ты! Все великие мудрецы, божественный провидец Нарада, также как и Асита, Девала, и Вьяса, так описывали Тебя, как Само-Развивающееся Вечное Существо, Изначальное Божество, не имеющее причины и вездесущее. А теперь Ты Сам говоришь мне!


С почтением Арджуна приветствует Господа за то, что Тот поведал ему Свое Трансцендентное Существо. Несотворенный воистину есть Тот самый, о реальности которого свидетельствовали просветленные мудрецы всех стран и времен.

10.14. О Кешава (Кришна)! Я считаю вечной правдой все, что Ты открыл мне. Воистину, о мой Господь, ни Дэвы (боги), ни Данавы (Титаны) не знают бесконечных способов Твоих проявлений.

Астральные силы творческого разума, могущественные персонификации добра и зла (боги, или божественные силы, и анти-боги, или силы лжи), тем не менее суть лишь частичные выражения Божества. Итак даже они, агенты творения – благодаря присущих им ограничениям и их степени отождествления с их божественно предписанными ролями в феноменальных мирах – не могут знать целостность Бесконечного и Трансцендентного Господа. Насколько меньше, тогда, может быть известно смертному, как бы он ни был божественно одарен, который подвержен телесному воплощению и демоническому невежеству.

10.15. О Божественный Пуруша, О Источник существ, О Господь всех тварей, О Бог богов, О Хранитель мира! Воистину Ты один знаешь Себя Собою.

10.16. Поэтому, пожалуйста, поведай мне исчерпывающе о Твоих божественных способностях и качествах, которыми Твое вездесущее поддерживает этот космос.


Непросветленный человек сплетает тысячу спекулятивных паутин, надеясь схватить ускользающую Истину. Но какая теория схватила ее?
Йог, всеже, стремится получить разрешение космических мистерий из уст всеведующего Мистификатора. “Он один знает Себя Собою”. Поэтому Арджуна искал ответов к конечным загадкам у “Господа всех тварей” – живущего в каждом сердце, как Божественный Учитель.

10.17. О Великий Йог (Кришна)! Как мневсе время медитировать, чтобы воистину знать Тебя? В каких аспектах и формах, о Блаженный Господь, должен я думать о тебе?

“Мистические переживания через саморазвитие в медитации, и т.п., есть не только ключ к саморазвитию, но также и ключ … к попытке синтезировать науку и религию на твердом основании…. Если мы следуем этим путем синтеза науки и религии( используя медитацию, как инструмент для обозрения), то, что мы делаем так это используем нашу собственную нервную систему как инструмент для наблюдения сферы, в которой работает Бог. Обычные научные инструменты, как телескопы, гальванометры, и обнаружители частиц не будут достаточно хороши в этой ситуации, потому что они сконструированны функционировать в материальной сфере. Наша нервная система, с другой стороны, сконструирована чтобы позволять нам взаимодействовать не только с материальным уровнем существования, но также и с духовными уровнями….Все эти разные уровни должны открыться, если мы разовьем нашу нервную систему так, чтобы они со-настроились. Можно представить себе это частью научной тренировки будущего”.

Арджуна приветствует Господа, как “Великого Йога” или Объединителя – Того, кто соединяет тройственные характеристики (Космического Сновидца, процесс сна и объективное сновидение космоса) в одном единственном и одновременном восприятии Своего непревзойденного Ума.
Так как Бог есть одновременно Абсолют и Проявленный, вопрос ученика таков: “Должен ли я медитировать на Тебе, как Космическом Сознании, Дух за пределами снов, или на одном из Твоих различных аспектах и формах сна, о Господи? Зная это я буду знать как сосредоточить свой ум на Тебе в медитации. В какой из Твоих эпостасях я могу распознать Тебя наилучшим образом?”

10.18. О Джанардана (Кришна)! Поведай мне еще, более пространно, о Твоих йоговских силах и Самопроявлениях; я никогда не могу наслушаться Твоей нектарной речью.

_________________
Нельзя давать исчерпывающие утверждения, ибо необходимо дать ученику возможность упражнять свои умственные способности
Е.И. Рерих. Записи бесед с Учителем


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: БХАГАВАД - ГИТА. Гл. X. Йога Силопроявления
СообщениеДобавлено: 02 ноя 2015, 06:00 
Не в сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 2920
Cпасибо сказано: 909
Спасибо получено:
3995 раз в 1877 сообщениях
Изображение

Шри-Бхагаван сказал:

10.19. Да будет! Я возвещу тебе главное – ибо дивны мои силопроявленья,
И нет конца моим проявленьям, радость Куру!

10.20. Я – Атман, пребывающий в сердцах всех существ, Гудакеша,
Я – начало, середина, конец всего мира.

Сердце – açaya – буквально вместилище, приемник. В данном месте принято это слово переводить через «сердце».

10.21. Из Адитьев Я – Вишну, из светил – лучезарное солнце,
Из Марут Я – Маричи, Я – луна меж созвездий.

Адитья – сын Адити, Бесконечности. Веды насчитывают их 7, а позднейший браманизм 12 (по числу знаков зодиака), что дает возможность провести аналогию между Адитьями и 12 старшими олимпийцами. Впрочем, в Ведах как образ самой Адити, так и Адитьев весьма расплывчат, и в разное время к Адитьям причисляли разных богов (сравн. Heimann, Varuna – Rita – Karman. Festgabe H. Jakobi, Bonn, 1926, стр. 201–214 et Colinet Etude sur le mot Aditi, Muséon, v. XII, 81–90).

Маруты – боги ветра и бури составляют свиту Индры, часто упоминаются в Ведах (ср. Weber, Indische Stud., IX, 9).

Маричи – световой атом, луч света. Собственное имя одного из Праджапати (Weber, Indische Stud., IX, 9).

Среди созвездий – (накшатра) – созвездия вообще и, в частности, те их них, которые называются «домами Луны» (астрологическое понятие). Шлегель так и переводит: «Из домов Луны я Луна». К такому же толкованию близки Томсон, Бюрнуф.

10.22. Из Вед Я – Сама-Веда, из богов – Васава;
Из чувств Я – манас, в существах Я – сознанье.

Самаведа – Гита знает три Веды (ср. II, 45); из них она отдает явное предпочтение Самаведе (ср. IX, 17; X, 35) и Брихатсаману, то есть великому гимну Самаведы. Рой видит в этом доказательство, что начальная Гита или Гита-упанишада относилась к Самаведе (в настоящее время к ней причисляются только две упанишады: Чхандогья и Кена). Важно отметить, что именно в Чхандогье говорится о Гхоре Ангирасе и его ученике Кришне, сыне Дэваки. Тилак придает большое значение тому, что «Нараяния» (из отд. «Мокшадхарма», XII книги), несомненно, памятник секты Бхагаватов, также выдвигает Самаведу, но это доказывает только желание секты опереться на авторитет книги, уже высоко почитаемой всеми индийцами, во время созидания Нараянии, возникшей, вероятно, несколькими столетиями позже, чем Гита.

Васава – потомок Васу, эпитет Индры. «Сознание» – так переводит данное место БПС; Дейссен переводит «дух», Гарбе – «сознание». Шанкара поясняет, что «четана» есть разумение, такая функция буддхи или интеллекта, которая проявляется в агрегате тела и индрий.

Манас – здесь назван как центр, синтез «чувств», индрий.

10.23. Из Рудров Я – Шанкара, средь якша-ракшасов Я – владыка сокровищ Кубера.
Из Васу Я – Павака, из гор Я – Меру.

Рудра – «воющий» – в позднейшем браманизме собственное имя владыки Марутов, впоследствии отождествленного с Шивой. По-видимому, это божество дравидическое, лишь позднее вошедшее в браманизм, равно как и сам Шива (ср. Е. Arbman, Rudra, Uppsala, 1922).

Шанкара – «благодетельный» – эпитет Шивы. Достойно внимании, что такими редкими упоминаниями, как в данном стихе, почти только намеками ограничивается в Гите связь с шиваизмом. В философских текстах МБх есть места, где эта связь сказывается гораздо сильней (ср., напр., XII, 10669 и сл., XII, 12169 и сл.). Указанные места являются вполне шиваитскими текстами, вкрапленными в основной вишнуитский фон. В XII, 13291 и сл. проповедуется полное отождествление Рудры-Шивы и Вишну-Нараяны, в Гите же процесс слияния этих образов еще только намечается, что говорит в пользу более раннего происхождения памятника. Позднейший шиваизм подражал Гите в известном памятнике «Ишвара-Гита».

Владыка сокровищ – эпитет Куберы, как хранителя севера, главы духов глубин и тьмы. Якши – гении из свиты Куберы (близкие гномам). Ракшасы – злые духи, «демоны».

Васу – «хороший» – «духи, противопоставляемые злым ракшасам». Так назывался один из классов богов, главой которого, по древнейшим понятиям, был Индра, а по позднейшим – Агни. «Павака» – «очищающий, чистый» – эпитет Агни. Замена в данном стихе Индры Павакой может быть использована как некоторый критерий (в числе прочих) для датировки, хотя бы приблизительной, изучаемого памятника.

Меру – мифическая золотая гора, ось мира и центр Джамбудвипа (древнее название Индии); гора эта находится в центре других островов, расположенных в Океане, наподобие цветка лотоса. По сказаниям, высота Меру равна, переводя на европейские меры, 84 милям, из которых 16 находятся под землей. С этой горы четырьмя потоками ниспадает Ганга. В позднейшей йогической символике «меру» есть позвоночный столб, связанный с тремя основными йогическими токами (нади).


"Бхагавад-Гита" литературный перевод и примечания Б.Л.Смирнова
_________________
Нельзя давать исчерпывающие утверждения, ибо необходимо дать ученику возможность упражнять свои умственные способности
Е.И. Рерих. Записи бесед с Учителем


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: БХАГАВАД - ГИТА. Гл. X. Йога Силопроявления
СообщениеДобавлено: 03 ноя 2015, 07:40 
Не в сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 2920
Cпасибо сказано: 909
Спасибо получено:
3995 раз в 1877 сообщениях
Изображение

Благой Господь сказал:

10.19. Хорошо! О своих вибхути
Я поведать готов, Арджуна,
лишь о главных: Моим чудесам ведь
нет предела, Врагов Губитель.

10.20. Всех существ Я душа, Гудакеша,
в самом сердце Я их пребываю;
Я - начало их, Я - середина,
и конец всех существ Я также.

10.21. Среди адитьев Я есмь Вишну,
средь светил Я - лучистое солнце,
средь марутов зовусь Маричи,
средь созвездий на небе Я - месяц.

10.22. Средь священных Я Вед - Самаведа,
средь великих богов Я - Индра,
у разумных существ Я - сознанье,
а средь органов чувств Я - манас.

10.23. Шива Я средь ужасных рудров,
Я средь ракшасов, якшей - Кубера,
очищающий Агни - средь васу,
а средь гор высочайших - Меру.


"Бхагавад – Гита" перевод Семенцова В.В.

Цитата:
Шри Бхагаван сказал:

10.19. Да будет! Тебе поведаю о Божественных основных изначальных Силах, поскольку, лучший из Куру, нет конца проявленьям Моим.

10.20. Я — Атман, о Гудакеша, пребывающий в сердце всех существ, Я — начало, середина и конец существ.

10.21. Среди адитьев Я — Вишну, среди светил — лучезарное солнце, среди марутов — Маричи, среди накшатр Я — Месяц.

10.22. Среди Вед — Сама-Веда, среди богов — Васава, Среди чувств Я — ум, в живущих Я — сознание.

10.23. Среди рудр — Шанкра, Владыка сокровищ — среди якшей и ракшасов. Среди васу Я — Павака, среди гор — Меру.


"Гитартхасанграха". Комментарий Абхинавагупты на Бхагавад Гиту

_________________
Нельзя давать исчерпывающие утверждения, ибо необходимо дать ученику возможность упражнять свои умственные способности
Е.И. Рерих. Записи бесед с Учителем


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: БХАГАВАД - ГИТА. Гл. X. Йога Силопроявления
СообщениеДобавлено: 06 ноя 2015, 07:39 
Не в сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 2920
Cпасибо сказано: 909
Спасибо получено:
3995 раз в 1877 сообщениях
Шри Свами САТЧИДАНАНДА
Живая Гита: Вся Бхагавад Гита

Комментарий для современных читателей


Изображение

10.19. Благословенный Господь ответил: "Хорошо, Арджуна. Сейчас Я расскажу тебе о своих божественных проявлениях, но только о самых очевидных, поскольку, поистине, нет им конца.

10.20. Арджуна, Я являюсь истинным Духом в сердце всех существ. Я - их начало, середина и конец.

10.21. Я - Вишну (всеохватывающий свет) двенадцати богов света (адитий). Из всего лучезарного света Я являюсь сияющим солнцем. Я - Маричи, бог сил ветра и урагана.

10.22. Я являюсь Сама Ведой Вед (древние священные писания). Я - Васава, предводитель дэвов. Из всех твоих чувств Я являюсь умом. В живых существах Я являюсь сознанием.


Это означает, что где бы вы ни видели нечто сверхъестественное, вы способны воспринять присутствие Бога. Это не означает, что Он отделён от чего-либо. Он присутствует во всём. Но в некоторых местах вы больше способны видеть его сияние. Одно и то же солнце отражается в зеркалах, но оно так не отражается от других предметов. Это не означает, что остальные предметы не отражают солнечного света. Они отражают. Но существуют определённые места, где отдача полная.

Среди индийских священных писаний существуют четыре веды. Из них Сама Веда является самой музыкальной. Говорят, что независимо от того, понимаете ли вы её значение или нет, просто слушая Сама Веду, вы становитесь более возвышенным. Змеи не понимают, что вы играете, но они приходят в восторг от музыки. Это же касается коров и растений. Вернёмся к Сама Веде. Независимо от того, сознаёте вы её или нет, просто одно лишь восприятие её музыкальных вибраций возвысит вас. Поэтому Бог говорит: “Меня легче увидеть в Сама Веде”. И, конечно, Его ещё легче увидеть с помощью Васавы или Индры - бога дэвов.

10.23. Из всех рассеивающих невежество (рудр) Я - Шанкар (тот, кто делает добро). Из всех духов природы (якшасы и ракшасы) Я - бог богатства, Кубера. Я - Павака, очищающий огонь среди сияющих духов (васус). Я - Меру всех гор.

_________________
Нельзя давать исчерпывающие утверждения, ибо необходимо дать ученику возможность упражнять свои умственные способности
Е.И. Рерих. Записи бесед с Учителем


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: БХАГАВАД - ГИТА. Гл. X. Йога Силопроявления
СообщениеДобавлено: 09 ноя 2015, 06:24 
Не в сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 2920
Cпасибо сказано: 909
Спасибо получено:
3995 раз в 1877 сообщениях
Парамаханса Йогананда
"Бхагавадгита. Беседы Бога с Арджуной. Царственная Наука Богопознания"


Изображение

Благословенный Господь сказал:
10.19. Очень хорошо, о лучший из принцев (Арджуна), Я раскажу тебе о Моих феноменальных проявлениях – но лишь о наиболее выдающихся, т.к. бесконечно Мое разнообразие.

10.20. О победитель Сна (Арджуна)! Я есмь Эго в сердце каждого существа: Я есмь их Источник, Существование, и Завершенность.


Обращением к Арджуне как Гудакеше, “победителю Сна”, Господь подразумевает, что божественные истины познаются лишь человеком, пробудившимся от иллюзорного транса майи.
Бог здесь принимает полную ответственность за всех живых существ. Он воображает процессию сотворенных существ, предохраняет их в существовании и вводит их в состояние космического растворения. Освобожденный человек обретает истинную Завершенность, понимая что сама его Жизнь всегда присутствовала в нем, как неизменное Эго.

10.21. Среди Адитьев (двенадцати лучезарных существ), Я есмь Вишну; среди светил, Я есмь лучистое солнце; среди Марутов (49-и богов ветра), я есмь Маричи; среди небесных тел, Я есмь луна.

В предыдущей станзе Бог описывался как источник, существование, и завершенность всех существ. В станзах 21-41 Господь говорит о Своих выдающихся проявлениях среди существ, сил и объектов, являющихся причинами и следствиями Его творческой, хранительной и разрушительной деятельности в космосе. Свет Бога равно пронизывает все существа и объекты. Но лучшие из тех проявляют Его до более высокой степени; как алмаз, своей прозрачностью, отражает больше света чем кусок древестного угля, хотя оба сделаны из углерода.

10.22. Среди Вед, Я – Сама Веда; среди богов, Я – Васава (Индра); среди чувств, Я – ум (манас); в существах, Я – разум.

Некоторые педанты не соглашаются с Гитовской подачей Сама Веды, как это в общем считается производной в форме метрических гимнов от стихов в более почитаемой Риг Веде. Здесь присутствует большая значимость. Сама означает “спокойный” или “умиротворенный” (от слова саман: “успокаивающий, умиротворяющий”, от са, “медитация”). Приобретение истинного знания (веда), познание истины, приходит не от догматов писаний или внешних ритуалов, но от внутреннего интуитивного восприятия. Когда посредством медитации, погружения вовнутрь, ум умиротворен (самана), внимание йога сосредотачивается в центре универсального сознания Кутастха, во лбу; и через всезнающее интуитивное зрение духовного глаза, ученик становится провидцем веды, истины. В Ведах, и в частности в ритмическом размере Сама Веды, имеется строго отрегулированный порядок (анупурви)слов, и фонологические правила для комбинирования звуков (сандхи)и для декламации букв (санатана), которые способствуют такому погружению вовнутрь. Каждый слог (акшара) наделяется значением и одухотворяющей вибрацией.

Этот стих Гиты продолжает называть Индру Васавой, предводителем астральных богов. Йог, поставивший под контроль колеблющиеся эмоции сердца,
возникающие от симпатий и отвращений,, притяжения и отталкивания – причин удовольствий и боли – называется достигшим духовное состояние, сродни тому, всепобеждающего Индры.

Манас, чувственный ум, является координатором десяти чувств (пяти восприятия и пяти действия) и причиной их внешней направленности в сенсорных органах. Ум, таким образом, превосходит свои чувственные инструменты. Без ума никакого чувства не было бы получено, и никакого действия произведено, а также невозможны были бы реакции эго на ощущения или на мысли. Ум существует даже без физических чувств. В стране снов ум может видеть, слышать, вкушать и осязать; и может исполнять всякие действия без инструментов чувственных органов.

Бог выражается внешне через чувства, чтобы обеспечить человеку возможностьвоспринимать физический космический сон материи, сопия которого может быть создана умом внутри в стране снов. Но даже большим проявлением Бога является сознание в существах, которое интерпретирует сенсорные впечатления и различает. Это интеллект дает человеку способность избирать хорошие сны жизни, предпочитая их кошмарам зла. Интеллектуальная способность убеждает ум отвращаться от поверхностных удовольствий чувств и помогает сосредоточиться на блаженстве души, для достижения освобождения.
Чувства открывают неустойчивый сновиденческий мир материи; ум открывает переменный внутренний мир в человеке; а интеллект преобразованный в интуитивную мудрость открывает неизменность Бога.

10.23. Из Рудр (одиннадцати лучезарных существ), Я есмь (их предводитель) Шанкара (“доброжелатель”); из Якш и Ракшасов (астральных полу-домовых), Я – Кубера (господин богатств); из Васу (восьми животворящих существ), Я – Павака (бог огня, очистительная способность); а из горных вершин Я – Меру.

Рудры суть десять пран или разумных жизненных сил, плюс их высшее сознание, дающее им силу, Шанкара, “доброжелатель”, поддерживаюший их существование. Как Крёз древности, богатейший правитель Либии, Кубера считается “богом богатств” в астральном мире. Это сознание является высшей силой среди Якш и Ракшасов (полу-домовых, известных своим стяжательством), негативных сил, противостоящих добродетели и благодетелям богов, или божественным силам – дополняя двойственность в космической драме. Когда люди потдаются обманчивому злу, вроде эгоистичности, жадности, собственничеству, они называются Якшами, в общем невраждебными но иногда бесчестными и предательскими духо-силами, служащими Кубере, богу богатства.Влекомые к излишеству злых наклонностей, люди обличаются демонизмом Ракшасов, наиболее бесчестным из которых был Равана (младший брат Куберы), игравший роль злодея в высоком эпосе Рамаяны.

Васу (боги), описанные в этом контексте, суть восемь жизнедающих божества, среди которых очищающая лучезарная энергия, Павака (Агни, бог огня) является наивысшим.

_________________
Нельзя давать исчерпывающие утверждения, ибо необходимо дать ученику возможность упражнять свои умственные способности
Е.И. Рерих. Записи бесед с Учителем


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: БХАГАВАД - ГИТА. Гл. X. Йога Силопроявления
СообщениеДобавлено: 10 ноя 2015, 04:46 
Не в сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 2920
Cпасибо сказано: 909
Спасибо получено:
3995 раз в 1877 сообщениях
Изображение


10.24. Из домашних жрецов, знай, Партха, Я – их глава Брихаспати,
Из водовместилищ Я – Океан, из полководцев Я – Сканда.

Брихаспати – великий владыка, ходатай перед богами; главный жрец богов.

Сканда – сын Шивы, полководец богов, глава злых духов, вызывающих детские эпидемии.

10.25. Из слов Я – вечный единый Слог, из великих риши Я – Бхригу,
Из жертв Я – жертва шептания мантры, из неподвижных Я – Хималая;

Бхригу – имя одного риши, возникшего, как искра, из семени Праджапати. Он один из творцов ведических гимнов.

Бесконечное – Акшара (см. VIII, 11, 13). Священный слог АУМ выражает сущность Брахмо. О нем очень много говорится в Упанишадах.

Шепот мантры – «джапа» – ритуальное произнесение шепотом священных изречений.

Хималая – «место снега, зимы» – название горного хребта.

10.26. Из деревьев – ашваттха, из божественных риши – Нарада;
Из гандхарвов Я – Читраратха, из блаженных Я – муни Капила.

Ашваттха – фикус религиоза (ср XV, 1). Об этом дереве см. подробные изыскания Дейссена в «Истории всеобщей философии», т. 1, кн. 2, стр. 183 и сл.

Читраратха – «имеющий лучистую колесницу» (солнце) – глава гандхарвов. Гандхарвы – небесные музыканты, под музыку которых движутся светила.

Муни Капила – БПС дает этому месту такое толкование: «собственное имя мудреца, отождествляемого с Вишну и считающегося основателем философии Санкхья». Слово Капила означает «рыжий» (цвет обезьяны, «капи»). Дейссен, ссылаясь на Швет., переводит «Красный мудрец», понимая под этим Хираньягарбха – «Золотое Семя»; перворожденный Брама. Образ этот не раз встречался в Упанишадах как символ космического сознания (ср. Дейссен «Ист. филос.» и перевод Упанишад). Гарбе оставляет слово без перевода. Шанкара не указывает, кого следует разуметь под Капилой, но только замечает, что под совершенными (муни) разумеются те, кто достиг высшей дхармы и знания.

10.27. Знай, из коней Я – Уччайшрава, из амриты возникший;
Из царственных слонов – Айравата, из людей Я – властитель.

Уччайшвара – «с настороженными ушами» – небесный конь, аналогичный Пегасу, но возник из мирты при пахтанье богами океана.

Айравата – потомок Ираваты – белый слон Индры, тоже возникший при пахтанье океана; он поддерживает землю.

10.28. Из оружий – Ваджра, из коров Я – Камадук,
Из порождающих Я – Кандарпа, из змиев Я – Васуки.

Ваджра – громовая стрела, оружие Индры, магическая сила мантры; ср. буддийскую мантру «Ваджрапани», т. е. держащий в руке талисман Ваджра или Дордже.

Камадук – «корова желаний» (ср. III, 10), молоко ее есть осуществление желания

Кандарпа – бог любви, аналогичен Купидону, Эросу, изображается также со стрелами, но только цветочными.

Васуки – царь «змиев», особого рода мифических существ, мудрецов, живущих в подземном царстве Патале. Один из таких «змиев» (Шеша) был обвит вокруг Меру во время пахтанья океана.

10.29. Я – Ананта из нагов; из обитателей вод Я – Варуна;
Из предков я Арьяман; из вожатых я Яма.

Ананда – «бесконечный», эпитет змия Шеши, тысячеголового существа, плавающего в океане; на нем покоится Вишну. Спящий на Шеше Вишну – одна из любимейших иконографических тем вишнуитов. В конце каждой кальпы (мирового периода) Шеша изрыгает огонь, уничтожающий состарившийся мир. Он поддерживает землю и причиняет землетрясения, когда зевает. Хотя развитие мифа о Шеше произошло позже, в период Пуран, однако, упоминание о нем и основных его свойствах можно встретить и в МБх (ср. V, 3618 и сл.). Помимо Шеши, эпитет «Ананда» прилагается к Рудре-Шиве и Баладэве.

Варуна – «схватывающий, объемлющий» – один из Адитьев, главенствовавших, наряду с Митрой, в древневедический период; тогда это был бог (ночного) неба (Уранос у греков); в поздневедический период Варуна стал терять первенство, а в браманизме он превратился в бога вод (отражение неба) и совсем утратил свое главенство (Dandekar, «Asura Varuna», Ann. of Bhandarkar Inst., 1941; Dumésil, Ouranos – Varuna, Paris, 1934).

Арьяман – «товарищ, друг» – один из Адитьев, игравший в ведический период значительную роль, хотя и не резко очерченный мифологически, (как, впрочем, многие даже главные ведические божества). Чаще всего он фигурирует в троице: Варуна – Митра – Арьяман. Это – владыка усопших, близкий Озирису – Хентиуаменти, «владыке западных». Арьяман – один из аспектов солнца.

Яма – «близнец», сын Вивасванта (Солнце), первый из умерших, их владыка и судья, подобно Озирису. Впоследствии – бог справедливости и «дхармы», почему позднейшее толкование его имени было «вяжущий», «покоряющий» (ср. МБх, кн. III, эпизод «Супружеская верность», гл. V). Яма и Ями – первая человеческая чета, подобно Адаму и Еве; Яме аналогичен Гильгамеш ассиро-вавилонских мифов. Эджертон видит в данной шлоке игру слов: «yama» – «samyamatam», что принимает за признак позднейшего происхождения этого места. Нужно однако возразить, что, наряду с Ямой, Гита упоминает о Варуне и Арьямане в их более раннем понимании.

10.30. Из дайтьев я Прахлада; из счетчиков я Время;
Из зверей я царь зверей; из птиц я Вайнатея.

Царь зверей – лев, но, может быть, и тигр, часто называемый в эпосе царем зверей (ср. «Наль», гл. XII). Эпитет – «тигр среди людей» – обычный эпический титул царей и героев.

Вайнатея – имя по отцу Гаруды, сына Винаты, царя птиц и «колесницы» (вахана) Вишну. Оба больших эпоса уделяют значительное внимание Гаруде как приближенному Вишну.


"Бхагавад-Гита" литературный перевод и примечания Б.Л.Смирнова
_________________
Нельзя давать исчерпывающие утверждения, ибо необходимо дать ученику возможность упражнять свои умственные способности
Е.И. Рерих. Записи бесед с Учителем


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: БХАГАВАД - ГИТА. Гл. X. Йога Силопроявления
СообщениеДобавлено: 11 ноя 2015, 04:19 
Не в сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 2920
Cпасибо сказано: 909
Спасибо получено:
3995 раз в 1877 сообщениях
Изображение

10.24. Средь домашних жрецов Я - главный,
знай, по имени Брихаспати,
среди всех полководцев Я - Сканда,
а из всех водоемов - море.

10.25. Средь великих провидцев Я - Бхригу,
средь слогов Я - слог ОМ священный,
средь молитв Я - стихов повторенье,
Гималаи - средь скал недвижных.

10.26. Средь деревьев Я, знай, ашваттха,
Нарада - средь божественных риши,
средь гандхарвов Я - Читраратха,
а средь сиддхов Я - муни Капила.

10.27. Средь коней Я, знай, Уччайшравас,
из амриты чудесно рожденный,
Айравата средь царских слонов Я,
средь людей Я - на троне владыка.

10.28. Средь оружий Я - страшная ваджра,
средь коров Я - корова желаний,
средь рождающих - бог любви Я,
средь ползущих на брюхе - Васуки.

10.29. Я - Ананта средь змеев-нагов,
среди чудищ морских - Варуна,
Арьяман - средь ушедших предков,
средь смирителей Я - бог смерти.

10.30. Среди демонов Я - Прахлада,
среди тех, кто считает, - время,
среди тварей Я - лев, их владыка,
среди птиц Я - великий Гаруда.


"Бхагавад – Гита" перевод Семенцова В.В.

Цитата:
10.24. Среди жрецов, знай Меня, Я — главный, Брихаспати. Среди предводителей воинств Я — Сканда, среди водоемов Я — океан.

10.25. Среди великих риши Я — Бхригу, среди слов Я — единый слог [ОМ]. Среди жертвоприношений Я — джапа яджня, среди неподвижного — Гималаи.

10.26. Ашватха среди всех деревьев, среди божественных риши — Нарада, среди гандхарвов — Читраратха, среди сиддхов — Капила муни.

10.27. Как Уччайхшраваса среди коней, рожденного из амриты знай Меня. [Я] Айравата среди царственных слонов, среди людей — царь.

10.28. Среди оружия [Я] ваджра, среди коров — Камадхук, среди порождения потомства — Кандарпа, среди змеев — Васуки.

10.29. Ананта — среди нагов, Варуна — среди обитателей вод, среди предков Я — Арьяман и Яма — среди судей.

10.30. Прахлада — среди дайтьев, Время — среди ограничителей, среди зверей Я — лев, Вайнатея среди птиц.


"Гитартхасанграха". Комментарий Абхинавагупты на Бхагавад Гиту

_________________
Нельзя давать исчерпывающие утверждения, ибо необходимо дать ученику возможность упражнять свои умственные способности
Е.И. Рерих. Записи бесед с Учителем


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: БХАГАВАД - ГИТА. Гл. X. Йога Силопроявления
СообщениеДобавлено: 12 ноя 2015, 04:07 
Не в сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 2920
Cпасибо сказано: 909
Спасибо получено:
3995 раз в 1877 сообщениях
Шри Свами САТЧИДАНАНДА
Живая Гита: Вся Бхагавад Гита

Комментарий для современных читателей


Изображение

10.24. Арджуна, среди священников Я - божественный священник Брихаспати (бог преданности). Из военачальников Я - Сканда (бог войны), из водоёмов Я являюсь обширным океаном.

Бог поясняет, что там, где есть превосходное, там виден Он.

10.25. Из всех великих риши (мудрецы), Я - Бхригу. Из всех слов Я - звук ОМ. Из всех жертвоприношений Я являюсь джапой (повторение мантры). Из всего, что неподвижно, Я - Гималаи.

Он перечисляет превосходные вещи, представляющие Его самого. Это не значит, что все остальные предметы отделены от Бога. Но в прекрасных вещах вы можете видеть Его более отчётливо.
Среди всех мантр ОМ - самая высшая. А среди всех подношений джапа (повторение мантры) - лучшая.
Поэтому джапа мантры (повторение мантры) является самой простой и наилучшей практикой для концентрации. Её может практиковать любой и каждый без каких-либо ограничений. Для этого не требуется особое время. Вам не нужно что-то носить с собой, поскольку ваша мантра всегда в вашем сердце. Среди работы или когда вы едете в транспорте, можете повторять её. Когда вы готовите пищу, можете продолжать читать свою мантру. Когда вы жуёте, можете жевать свою мантру вместе с пищей. Джапа - очень проста. Одновременно она очень тонка, поскольку имеет дело непосредственно со звуковыми вибрациями.

10.26. Из деревьев Я - ашваттха, дерево жизни. Я - Нарада из девариши (мудрецы богов). Я - Читраратха Гандхарвов (небесные музыканты). Из всех сиддхов (совершенные души) Я - мудрец Капила.

10.27. Рождённый в нектаре бессмертия, Я являюсь первобытным конём Уччайшравасом, а также благороднейшим из слонов Индры Айраватой. Я - король среди всех людей.

10.28. Я - удар молнии (ваджра) всех видов оружия. Я - Камадхук, корова, осуществляющая желания. Я - также основатель рода Кандарпа, творец любви и силы секса. Среди змей Я - Васуки, король змей.

10.29. Я - космический Змей - Ананта. Из водных обитателей Я - Варуна, бог воды. Я - благородный предок Арьяман. Из всех управляющих сил Я - Яма, бог смерти.

10.30. Я - Прахладан (принц преданности), рождённый в демонической расе. Из всех измерений Я - само время. Я - король животных, благородный лев. Из птиц Я - Гаруда (транспортное средство Бога Вишну).

_________________
Нельзя давать исчерпывающие утверждения, ибо необходимо дать ученику возможность упражнять свои умственные способности
Е.И. Рерих. Записи бесед с Учителем


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: БХАГАВАД - ГИТА. Гл. X. Йога Силопроявления
СообщениеДобавлено: 13 ноя 2015, 06:14 
Не в сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 2920
Cпасибо сказано: 909
Спасибо получено:
3995 раз в 1877 сообщениях
Парамаханса Йогананда
"Бхагавадгита. Беседы Бога с Арджуной. Царственная Наука Богопознания"


Изображение

10.24. А также, о сын Притхи (Арджуна), знай Меня как первосвященника Брихаспати; среди генералов, Я – Сканда; среди водоемов – океан.

Брихаспати, наставник астральных божеств, является прототипом института жречества. В своем статусе главного священника богов, он заступается перед богами за людей; и является защитником людей против зла. В Ведах, Бихаспати также называется Брахманаспати, господином эволюции или расширения творения, посредством великой силы космической иллюзии. В золотые века, мудрые священники были духовными защитниками и советниками царственных мудрецов, раджаришей, вроде Царя Джанаки. В этом стихе Гиты Бог заявляет, что воплощается во всех истинных гуру, как и в главном наставнике, Брихаспати.

Сканда (другое имя Картикейи, бога войны, сына Шивы) есть превосходнейший воин-генерал среди армий богов. Аллегорически, Сканда, “Атакующий”, представляет самоконтроль, ведущего воина разумных способностей в их сражении с чувственно-скованными ментальными свойствами.
Это духовное качество самоконтроля выставляет Эго, с его армиями чувственных желаний, из телесного царства и устанавливает там правление Царя Души.

Вода, из-за своей текучести, распространяясь во всех направлениях, является символом вездесущия Бога в творении. Вишну всепроникающий хранитель вселенной, описывается как Нараяна, “Двигающийся в водах” (от нара, “вода”, и аяна , “двигающийся”). Он воссидает на великом змее Шеше (творческой силе) дрейфующем по вечным водам (творческим элементам), находящимся в движении во время циклов творения и недвижимы в Духе в периоды растворения. Аналогичная метафора присутствует в Книге Бытия 1:2 в Библии: “И Дух Божий носился над водами (творческими элементами)”.
Простор океана и неба всегда привлекал внимание человека, взбалтывая забытые воспоминания души о вечной бесконечности Бога. Когда человек созерцает простор океана и неба, он ускользает от ограничений конечной материи и имеет проблеск Бесконечного. Горизонт, где ажурное небо и голубое море встречаются я называю «алтарем Бога”. Медитируя перед тем великолепнейшим алтарем природы, я воспринимаю на нем величественное Божественное Присутствие.

10.25. Из Махаришей (могучих мудрецов), Я – Бхригу; среди слов, Я – звук Аум; среди яджн (священных церемоний), Я – джара-яджна (безмолвное, сверхсознательное песнопение); среди неподвижных объектов, Я – Гималаи.

Махариши - это полностью освобожденная душа. Она может пребывать в экстатическом единении с Абсолютом в медитативном состоянии или продолжать материальную деятельность без потери божественного восприятия. Мудрость превозносится, как превосходнее деятельности; первая обозначает интуитивное восприятие Бесконечного, вторая есть средство для той божественной реализации.
Большинство махариши пребывают в неактивном состоянии мудрости, но Бхригу был мастером мудрости и деятельности. Следовательно, Бог приводит его как выдающегося из освобожденных мудрецов. Мудрость с божественной деятельностью является сбалансированным идеалом, наиболее приятным Богу, так как это также и Его природа.

Как рокот океана есть составной звук от всех его волн, так и космический звук Аум является сущностью всех дифференцированых творческих вибраций. Аум есть символ Бога. “Вначале было Слово, и Слово было с Богом, и Слово было Бог”.* Его первое проявление в творении есть космическая разумная вибрация, разумная вибрация Святого Духа, звучащая как Аум или Слово. Произносимое слово и все языки, астральное учение всех богов, каждый естественный и механический звук – все берут свое начало в космическом звуке Аум. Йоги сонастраиваются с этим космическим звуком, чтобы расширить свое сознание в вездесущее восприятие Бога.

Яджна означает жертвенный ритуал для объединения благотворительных дел, или того, что она символизирует, с объектом почитания – как приношение человеческих желаний на очистительный огонь Духа, или бросание чувственного ума в огонь космического сознания. Высшая цель есть йога, единство души и Духа.

Джапа, в общем, есть преданное поврторение, вслух или умственно, святых молитв, слов, или имен Бога. Повторение любого слова создает определенную вибрацию; практика джапы наполняет ум святыми вибрациями, нейтрализующими вибрации материального сознания.
Имеются особые заклинания, используемые в Индии, называемые мантры, которые обладают великой вибратоной мощью.

10.26. Среди всех деревьев, Я – Ашватха (священное фиговое дерево); среди дэвариш (божественных мудрецов), Я – Нарада; среди Гандхарв, Я – Читраратха; среди сиддхов (успешных освобожденных существ), Я – муни (святой) Капила.

Деревья символизируют тела всех живых существ – растений, животных, человека – обладающих их собственными отличительными типами корней, стволов и ветвей, с их жизнь-поддерживающими циркулирующими и нервными системами. Из всех живых форм только человеческое тело с его цереброспинальными центрами имеет потенциал полностью выразитьБожье космическое сознание. Священное дерево Ашватха ( пайпал или священное фиговое дерево, ассоциируемое с поклонением Божеству) поэтому символизирует человеческое тело, превосходящее все другие формы жизни. (См. также XV:1-4).

Человеческое физическо-астрально-причинное тело подобно перевернутому дереву, с корнями в волосах и мозгу, и в астральных лучах от тысячелепесткового лотоса, и в причинных мысле-эманациях, питаемых космическим сознанием. Ствол дерева жизни в человеке есть физико-астрально-причинный позвоночник. Ветви этого дерева суть физическая нервная система, астральные нади (каналы или лучи жизненной силы), и мысле-эманации магнетического причинного тела. Волосы, черепные нервы, медулла, мозговые лучи, и причинные мысле-эманации суть антены, вбирающие из эфира жизненную силу и космическое сознание.

Нарада – наставник богов астрального мира, и он также принимал участие во многих драмах и делах человеческих на земле. Как риши, он “провидец мантры”, т.е. способа эволюции вселенной из вибрации Аум , и методов которыми ум можно спасти от влияния порабощающих иллюзий космического сна. Эти техники йоги соединяют телесный сон с бодрственным блаженством Духа. Отсюда, дэвариши Нарада, которых помог многим земным и астральным душам в достижении Богопознания, есть сланое божественное проявление Господа Творца.

Имя Читраратха значит буквально “обладание колесницей света”, по причине чего оно иногда используется в отношении солнца. Читраратха, полубог*, значит тот, кто сердечно сосредоточен на колеснице бесконечного восприятия, солнце духовного глаза. Такой человек заслуживает одобрения Господа.

Среди сиддхов , совершенных существ, божественный Дух провозглашает Себя проявленным в жизни Капилы-Муни. Муни в высочайшей традиции, “соединенный с Одним”, посредством оттягивания ума по воле от объектов чувств и от привлечения к ним; Капила есть также вдохновенный автор философии Санкхья....

10.27. Среди коней, знай Меня как нектаром-рожденного Уччаихшраваса; среди слонов, Я - белый слон Индры, Айравата: среди людей – император.

Традиционно, Уччайшравас есть чудесный царь коней, родившийся от взбивания океана богами и демонами, стремящимися восстановить утерянный нектар бессмертия. Это также имя, данное одному из коней бога солнца.

Аллегорически в Индийских писаниях, символ коня часто используется чтобы представить силу, несущую с собой иную силу, как конь поддерживающий своего седока. Ток жизни, нисходящий из мозга несет ум к чувствам и к отождествлению с физическим телом и областью запутывающей материи. С помощью техники, вроде Крийя Йоги, жизненный ток поворачивается обратно восходить к центрам духовного восприятия в мозгу, неся ум от чувств к душе и Духу. В этом стихе Гиты, этот возвышающий жизненный ток называется Уччайшравасом (от уччайс, “вверх; от высоко над” и шравас, “бурный поток”; также, “звучание” – при том, что токи жизненной силы являются различными вибрациями творческого вибраторного света и звука Аум).
...
Слон является символом мудрости. Важно, что Айравата называется охранником или поддержкой “восточной четверти [стороны света]” (в человеческом теле, “восток”, или центр мудрости, есть лоб).

Слово Индра подразумевает победителя чувств (индрия). Мудрость есть колесница йога, победившего свои чувства. Бог воистину заметно проявляется в колоссальной мудрости победителя чувств.

Божье всемогущество очевидно выражается более в могущественных лидерах, чем в слабых людях. Но есть большая значимость в Божьем заявлении Своей проявленности в емператорах среди людей. Когда человеческое эго отождествляется с чувствами, о нем говорят как о рабе. Но когда, посредством йоги, он восходит на трон сверхсознательного блаженства души, он является высшим правителем своего телесного царства. В царственном йоге Бог более проявлен, чем в чувственном рабе.

10.28. Среди видов оружия, Я - молния; среди коров, Я Камадхак (небесная корова, исполняющая все желания). Я – Кандарпа (личное творческое сознание), причина деторождения; и Я – Васуки среди змей.

Символически в этом стихе, потрясающе могущая “молния” , со своим светом и звуком, есть космическая творческая вибрация. Бог часто упоминается в писаниях, как говорящий посредством грома*.Господне первое выражение в материи есть это “Слово”, или космическая вибрация. Это сей космический гром является и творцом и разрушителем (“оружием”) обманчивой материи – как космической энергии, в макрокосме вселенной и, как праны, в микрокосме человеческого тела. Обуздание (мастерство в) этой огромной мощи есть лучшее оружие йога против иллюзии.

Камадхук, исполняющая желания небесная молочная корова, упоминалась в III:10, как символ божественной мудрости, вскармливание которым удовлетворяет все виды голода физических, ментальных и духовных страстей. Христос, похоже выражался об этом принципе: “А кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек…в нем будет источник воды, бьющей в жизнь вечную”.

Эта “Корова изобилия” имеет и другое значение в йоге. Когда йог в возвышенных состояниях медитации отключает свою жизненную силу от чувств и присоединяет свой ум к душе, он воспринимает соответственную реакцию в своем физическом теле, как экстатическую дрожь. Продвинутые йоги знают, как посредством определенной техники, называемой Кхечари Мудрой - которую следует практиковать лишь по инструкциям своего гуру – чтобы объединять мужской позитивный ток в языке в женским негативным током в язычке. В медитации самадхи, слияние этих токов производит трепет божественной радости, а также выделение нектара во рту. Вскармливаемый нектаром йог может держать свое тело неподвижным неопределенное время в состоянии экстаза. Многие йоги, включая Гири Бала (ХХ-го века), оставались долгие периоды, даже годы, без пищи. Этот высоко энергизированный нектар есть “молоко” от мифической “коровы изобилия”, Камадхук – одно из сокровищ, полученных от “взбивания океана” космического сознания в высшем духовном центре в мозгу.

Кандарпа есть другое имя Камадэвы, “Желания; бога любви”. Он популярно приравнивается к Греческому богу Эроту и Римскому Купидону. В оригинальной Ведической концепции Камы, тем не менее, он символизирует первое пробуждающееся желание Единого Духа стать многими. Кандарпа есть Божье все-творческое космическое сознание, Творец-Сновидец всех космических снов и их объектов и существ. Этим сознанием Бог, особым актом творения, сотворил символических “Адама и Еву”, индивидуализаций Его сновиденческого сознания. Затем, через свой закон эволюции, он одарил этих существ способностью воспроизводить себе подобных.. Это Божья Кандарпа, или все-творческое сознание, вырожающееся через родителей, ответственно за зачатье детей.

10.29. Я есмь Ананта (“вечный”) стреди Нагов (змей); Я – Варуна (бог океана) среди водных тварей; Я – Арьяма среди Питри (родителей-предков); Я – Яма (бог смерти) среди всех правителей.

Ананта, вечный царь змей, является символом космической иллюзии, господином всех иллюзорных сил, смущающих творение. В этом и предыдущем стихе, упоминаются два высших “змея”, подразумевая категорическое различие между Васуки и Анантой. О Васики, в станзе 28, говорится как о сарпе, двигающемся ползком – т.е., круговое или спиральное движение силы кундалини в микрокосме человеческого существа. Ананта, “вечный или бесконечный” есть макрокосмический или универсальный принцип. Это другое имя Шеши, тысячеголового змея, который является троном и покрываломспящего Хранителя, Вишну, во время состояний растворения (пралайя) между циклами творения. Так, имя Шеша, “то, что остается” – сохраняемые потенциальности творения, которое в подвешенном состоянии ожидает нового выражения в следующем творческом цикле.

Во время астивного творения, Шеша или Ананта представляется поддерживающим все сферы проявления. Это ничто иное как только космическая иллюзия, Маха-Пракрити, единственная сила, которой все миры формируются из одного сознания Духа. Пракрити вечна, ананта, в активном и спокойном состояниях, на протяжении нескончаемо вращающихся калп творения, поддержания и растворения.

Варуна, “все-охватывающий”, есть “божество океана” – океаническое космическое сознание Бога. В Ведах, Варуна превозносится, как отличный и превосходный над всеми другими божествами, первоначальный творец и вседержитель мира; поэтому, он есть господин всех других “водяных тварей”, всех начальных творческих сил или элементов, возникающих из океана космического сознания. Также как океан является источником и сущностью всех своих волн, все проявленные вещи происходят из всеохватывающего космического сознания.

Арияма, Адитья и вождь Пири, предков, есть высший творческий свет астрального мира – родитель всех родителей. Как глава династии является источником своего клана, так и Бог и Его супруга Космическая Природа суть настоящие родители всех существ. В мире материи Адам и Ева суть атомически-телесные предки человечества. В астральном мире, Бог и Его супруга Маха-Пракрити производят свет Арияма, высочайший космический луч, являющийся древнешим родителем астральных форм. Продвинутый йог видит физическую вселенную и ее человеческих прародителей, как материальный атомистический сон Бога, за которым пребывает астральный жизнетронный мир сна с Божьим более тонким светом Арияма, его творцом, “прародителем” всех астральных форм и существ.

Яма, “бог смерти”, представляется божеством, которое ведет астрально воплощенные души людей после смерти в один из более темных или светлых регионов астрального мира, соответственно индивидуальной кармической заслуге. Слово яма означает “контроль”, и особенно самоконтроль - способность направлять, сдерживать и управлять собой. Среди всех форм самоконтроля (“правителей”), высшей силой является та, что ассоциируется с контролем жизненного принципа. Через Яму, бога смерти, осуществляется усиленный контроль или сдерживание жизни, так что она насильно взимается от тела во время смерти. Йог, достигающий самоконтроля, тем не менее, имеет сознательный контроль над жизнью и смертью.Он может взять свое сознание и жизненную силу, по воле, в и вовне таинственных порталов, как вольный путешественник в послесмертных регионах Ямы, а также в безграничной области Духа, за пределами вибраторного несовершенства, куда не могут войти призраки смерти и компромисной перемены.

10.30. Среди Даитьев (демонов или гигантов), Я – Прахлада; среди измерителей, Я – время; среди животных, Я – царь зверей( лев); и среди птиц, Я – Гаруда (“господин небес”, носитель Вишну).

Даитьи, мифологически, составляют класс демонов и гигантов, воевавших против богов. Они отпрыски Дити, антетезы или полярной противоположности Адити, матери Адитьев, сияющих богов (см. Х:21). Как Адитьи суть божественные поднимающие творческие силы, так Даитьи суть дуальные или противостоящие склонные к материи силы. Даитья, Прахлада, тем не менее, с раннего детства избегал всякого зла и сделался Богонастроенным. Его имя означает наполненного божественной благостью, “со-радующегося” божественной радости.Прахлада почитается, как примерный поклонник; он терпел гнев и преследование своего отца и оставался непоколебимым в своем поклонении.В Индии дети поощряются их родителями быть святыми, подобно Прахладе. Когда йог поворачивает вспять к Богу связанные иллюзией силы в своем теле, он становится “Прахладой”; и как тот святой, достигает единства с Богом.
...
Гаруда, блестящий царь птиц, есть божественный мифологический носитель Вишну, с репутацией “врага и уничтожителя змей” (иллюзии). Частично развитые поклонники, как птицы, могут влетать в свободное небо самадхи, но должны возвращаться снова к телесному гнезду, уязвимому для хищников змей, сил иллюзии. Но освобожденная душа улетает от иллюзий навсегда и становится единой с Богом; Он сравнивается в этой станзе с сияющим Гарудой с золотым телом, “господином небес”, “пожирателем” иллюзии.

_________________
Нельзя давать исчерпывающие утверждения, ибо необходимо дать ученику возможность упражнять свои умственные способности
Е.И. Рерих. Записи бесед с Учителем


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 29 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB