ЖИВАЯ ЭТИКА (АГНИ ЙОГА). Форум «ФЕНИКС»

СЕРДЦЕ БУДЕТ ЧАСАМИ ВЕРНЫМИ, КОГДА ПРИЗОВЕТ К МЫСЛИ О ВСЕХ. НЕ НУЖНО УТОМИТЕЛЬНЫХ МЕДИТАЦИЙ, МЫСЛЬ О МИРЕ КРАТКА, И ОТРЕШЕНИЕ ОТ СЕБЯ В НЕЙ ТАК ПРОСТО ОТРАЖАЕТСЯ. ПУСТЬ БУДЕТ МИРУ ХОРОШО!
Текущее время: 14 дек 2019, 21:32

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 29 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: БХАГАВАД - ГИТА. Гл. X. Йога Силопроявления
СообщениеДобавлено: 16 ноя 2015, 05:50 
Не в сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 2953
Cпасибо сказано: 954
Спасибо получено:
4076 раз в 1904 сообщениях
Изображение

31. Из очистителей Я – Ветер, из носящих оружие – Рама,
Из рыб Я – Макара, из потоков Я – Ганга-Джахнави;

Рама – «черный» – герой эпоса Рамаяна, воплощение Вишну, образ весьма чтимый вишнуитами. Беклинг указывает, что здесь говорится о Парашураме, сыне Ренуки и Джамадагни.

Макара – какое-то фантастическое морское животное, возможно дельфин. Шат-чакра-бхеда изображает его в виде фантастической рыбы во втором (половом) чакраме. Макара встречается и в буддийской иконографии. Это – «вахана» («колесница») Варуны. Следует отметить, что это и название буквы «М», второй в священном слоге (первая называется Акара).

Джахнави – дочь Джахну, патронимиум реки Ганги. Джахну – эпитет мудреца Вишвамитры, великого аскета, о котором не раз повествуется в эпосе. Будучи потревожен в своем созерцании разливом реки Ганги, он ее проклял. Уступая просьбам Шивы, он вобрал в себя проклятие, отчего Ганга как бы вновь родилась и поэтому стала называться его дочерью.

32. Я – начало, конец, а также середина творений, Арджуна;
Из наук Я – ученье о высшем Атмане, Я – речь одаренных словом;

Речь одаренных словом – так переводит Бюрнуф, Леви «наука ученых»; Дейссен: «тезис диспутирующих»; так же и Махадэва Шастри, Гарбе.

33. Я из букв – А, из сочетаний – двоица;
Я – бесконечное Время, творец всюдуликий,

Из сочетаний – двоица; «двамдва» есть форма санскритских сложных слов. Шанкара говорит, что здесь этот термин выражает полную координацию частей. «Акара» см. прим. 425.

34. Всеуносящая смерть, возникновенье всего, что возникнет;
В Женственном Я – красота, речь, слава, память, рассудительность, стойкость, стыдливость.

В женщинах – Бюрнуф вставляет интерпретирующее слово и переводит «среди женских слов», так же делает и Томсон. Теланг поясняет, что речь идет о женских божествах, такого же толкования придерживается и Дейссен, внося соответствующее слово в перевод; аналогично понимает и Сенар. Эджертон переводит «среди женских сущностей». Шанкара указывает, что здесь речь идет о лучших женских качествах.

35. Из гимнов Я – Брихатсаман, из размеров – гаятри;
Из месяцев Я – Маргаширша, из времен года Я – время цветенья;

Брихатсаман – название гимна Атхарваведы, 5, 5, 19, 2. Шанкара замечает, что этот гимн ведет к конечному освобождению. Не лишено интереса, что в данном случае отдается предпочтение Атхарваведе, тогда как в ст. 22 этой же главы главной названа Самаведа.

Гаятри – Шанкара говорит, что Гаятри упомянут здесь как главный размер, как средство познать Брахмо. В Панчав. Брамане 7, 6 сказано, что Брихатсаман («Великий гимн») родился от Праджапати и является как бы его старшим сыном. Гаятри есть название размера и вместе с тем определенной мантры стиха Ригведы. Слово – значит «спасительная песнь». Различают ведический Гаятри, формулу поклонения Савитару, и по настоящее время считающуюся самой священной мантрой браманизма, которую брамин должен повторять 3 раза в день (другим же кастам она запрещена; повторение ее членом иной касты считается большим грехом). Есть и тантрический Гаятри, который можно произносить всем.

Месяц Маргаширша – соответствует второй половине ноября – первой половине декабря. Название значит «глава зодиака» он также называется «началом года», так как в древности с него начинался год у индийцев (теперь это не так).

36. Из прельщающих Я – игра в кости, Я – великолепие великолепных;
Я – победа, решимость, Я – правда правдивых.

Игральные кости – так переводит большинство. Первое значение слова «dyüta» есть «игральная кость»», переносное же – «битва, сражение», где исход также неверен и обманчив, как и в игре в кости. Соблазн игры в кости для древнего индийца был очень велик, о чем неоднократно свидетельствует МБх (ср. рассказ об игре Юдхиштхиры, Наля). Нужно отметить резкую антитетичность стиха: с одной стороны, «соблазн и обман», с другой, – «правда правдивых».


"Бхагавад-Гита" литературный перевод и примечания Б.Л.Смирнова
_________________
Нельзя давать исчерпывающие утверждения, ибо необходимо дать ученику возможность упражнять свои умственные способности
Е.И. Рерих. Записи бесед с Учителем


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: БХАГАВАД - ГИТА. Гл. X. Йога Силопроявления
СообщениеДобавлено: 17 ноя 2015, 04:15 
Не в сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 2953
Cпасибо сказано: 954
Спасибо получено:
4076 раз в 1904 сообщениях
Изображение

10.31. Чистоту средь дающих Я - ветер,
среди воинов - сын Дашаратхи,
средь подвижных Я - макара-рыба,
а среди всех потоков - Ганга.

10.32. У творений Я - их начало,
середина и окончанье;
среди знаний Я - самопознанье,
а в устах говорящих - слово.

10.33. Среди звуков Я - «а», звук краткий,
средь составленных слов Я - «двандва»,
Я поистине вечное время,
Устроитель всего всюдузрящий.

10.34. Я - та смерть, что уносит тварей,
Я - для будущих всех источник,
среди женских существ Я - удача,
память, речь, мудрость, стойкость, слава.

10.35. Средь напевов Я - брихат-саман,
гаятри среди метров стиха Я,
среди месяцев Я - маргаширша,
среди года времен - весна Я.

10.36. Игра в кости - среди хитрецов Я,
среди славных Я - великолепье,
Я - решимость, Я также - победа,
а у добрых - сама доброта их.


"Бхагавад – Гита" перевод Семенцова В.В.

Цитата:
10.31. Ветер — среди очистителей, Я — Рама среди носящих оружие. Среди рыб Я — Макара, среди рек Я — Джахнави.

10.32. Среди творений Я — начало, конец и середина, Арджуна, среди знаний Я — знание Атмана, Я — Вывод у спорящих.

10.33. Среди букв Я — буква А, двойное [слово] среди составных, Я — негибнущее время, Я — Творец вездесущий;

10.34. Всеуносящая смерть, возникновенье и будущее. Среди женщин [Я] — слава, великолепие, речь, память, мудрость, стойкость, стыдливость.

10.35. Брихат сама среди саманов, Гаятри среди чхандасов, среди месяцев Я — маргаширша, среди сезонов — время цветения.

10.36. Среди искушений Я — Жребий, Я — сила сильных, Я — победа, решимость, Я — праведность праведных.


"Гитартхасанграха". Комментарий Абхинавагупты на Бхагавад Гиту

_________________
Нельзя давать исчерпывающие утверждения, ибо необходимо дать ученику возможность упражнять свои умственные способности
Е.И. Рерих. Записи бесед с Учителем


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: БХАГАВАД - ГИТА. Гл. X. Йога Силопроявления
СообщениеДобавлено: 18 ноя 2015, 04:31 
Не в сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 2953
Cпасибо сказано: 954
Спасибо получено:
4076 раз в 1904 сообщениях
Шри Свами САТЧИДАНАНДА
Живая Гита: Вся Бхагавад Гита

Комментарий для современных читателей


Изображение

10.31. Из очищающих средств Я - ветер. Среди воинов Я - выдающийся герой, Рама. Я - акула среди морских обитателей. Из рек Я - Ганга (священная Ганги).

10.32. Я - также начало, середина и конец всего созданного. Я являюсь всем знанием. Я - знание Атмана. В споре Я являюсь доводом.

10.33. Я - первая буква, "А" и составное слово: "и" (двандва). В действительности, Я являюсь вечным временем. Таким образом, Я - тот, кто обращён лицом во все стороны (Брахма). Я поддерживаю всё, распределяя плоды всех действий.


Почти во всех языках первая буква алфавита - это буква А, поскольку это начало звука. Хотя мы говорим А (рифмующуюся с лаем) на английском языке, более естественный звук даёт сочетание букв ах. Всё что требуется - это открыть рот: ах. Это самая первая буква. Вот как возникает звук.
Все остальные буквы в той или иной форме содержат этот ах. Ничто не может прийти без ах. Как видите, ах предшествует всем остальным буквам и словам. Поэтому Бог говорит: “Я - буква А”.

Конечно, слова и звуки имеют начало, но у сознания нет начала, сознание вечно: без начала и конца, оно присутствует всегда. Просто слышимый звук ах имеет начало. За пределами слышимости находится неслышимый звук ах, который вы не издавали. Он всегда существует. А вы его выявляете. Вы всегда имеете этот ах, звучащий внутри. Если вы просто зажмёте уши, закроете глаза и будете слушать, не издавая какого-либо звука, то можете услышать постоянный звук. Это один и тот же звук, находящийся на различных уровнях. На очень глубоком уровне он не слышен физически. Такая мантра, которая всегда вибрирует, не нуждается в повторении. Но как только она начинает звучать в вашем дыхательном горле, она становится слышимой как ах. Бог Кришна поясняет: “Я подобен букве А, которая пронизывает все остальные буквы. Поэтому Я - во всём. Поэтому А является самой важной буквой. Это моя вибхути, моё проявление”. Конечно, все остальные буквы и слова - не что иное, как преумножение этого начала.

Время также не имеет ни начала, ни конца. Само время бесконечно и проистекает от бесконечного. Мы создаём так называемые разделы времени и называем их настоящим, прошлым или будущим. Но, строго говоря, не существует настоящего, прошлого или будущего. Все они являются нашим пониманием времени. Ваше настоящее может быть чьим-то прошлым. Представьте себе, например, что ваш друг пришёл навестить нас, а его жена осталась дома. Спросите её, и она скажет: “Он был здесь”. Спросите нас, и мы скажем, что он находится здесь. Спросите тех, кто ожидают увидеть его позже, и они скажут: “Он скоро будет здесь”. Видите, сточки зрения его жены, он был, для нас он есть, а для других друзей он будет.

Время относительно, как течение воды в реке. Представьте себе бревно, плывущее по реке с запада на восток. Кто-то на западе может сказать: “Я видел бревно”. И вы сейчас можете сказать: “Я вижу бревно”. А человек, находящийся дальше на востоке, может сказать: “Я увижу бревно”.
Но бревно всегда здесь. Вы видите столько, на сколько вам даётся возможность видеть.

Поймите это. Если вы сфокусируете телекамеру на крошечном объекте, то увидите лишь его. Если вы сделаете этот объект нормальным, вы увидите больше. Если вы увеличите угол зрения, то увидите ещё больше. Когда вы отодвинетесь ещё дальше, некоторые из частей, которые вы видите, будут потеряны. Прошлое, настоящее и будущее относительны. Всё зависит от того, где вы находитесь, и как смотрите. Пространство и время неограниченны. Таким образом, вы больше готовы видеть проявление Бога в пространстве и во времени.

“И Моё лицо обращено также во все стороны для того, чтобы распределять плоды и приносить результаты”. Иными словами, Он
является законодателем. Он даёт путь для этих законов. Он является законом природы: если вы сделаете что-то, то получите то-то (действие и результат действия). Он распределяет результаты ваших действий, причину и следствие. Никто не может делать первое и избежать второе. Если вы являетесь причиной, вы получите следствие. В этом вновь мы видим вибхути Бога.

10.34. Да, Я являюсь также смертью, которая пожирает всё и вся. В то же время Я - источник всего, что должно быть рождено. Я - процветание богача. Я являюсь женскими качествами: славой, счастьем, красноречием, памятью, умственной блистательностью, упорством и прощением.

10.35. Из всех вдохновенных ведических песен Я - любимая Брихат в Сама Веде. Из поэм Я - священная Гаятри. Я - месяц Маргаширша в начале года. Из всех сезонов Я являюсь наполненной цветением весной.

10.36. Я - смышлёность азартных игроков. Я - великолепие во всём великолепном. Я являюсь решительностью; Я - победа. Во всём хорошем Я являюсь добродетелью (саттва).


Как вы думаете: почему он говорит, что является смышленостью у карточных игроков? Если вы играете в карты и выигрываете, что вы используете? Свою смышленость.
В каком-то смысле, даже правильное и неправильное являются нашими представлениями. Грязь и что-то чистое являются нашими представлениями. В своём изначальном состоянии, в сущности, нет ничего грязного и ничего, действительно, чистого. Но с нашей точки зрения, можно сказать: “Это - хорошее действие, а это - плохое”.
Даже в так называемых плохих действиях (согласно нашему видению), если мы видим что-то замечательное, мы видим там действующего Бога. Он - величайший картёжник из всех картёжников.

В сущности, Бог говорит: “Я являюсь ценным свойством во всём хорошем”. Он размещается в хорошем. Точно так же и в плохом: Он является негодностью. Вы видите его как хорошего и плохого согласно вашему пониманию. То, что очень опасно для вас, может быть весьма благоприятно для другого человека. Например, смертельные яды в руках докторов спасают жизнь людей. Всё зависит от точки зрения. Существует хорошее во всём. Если вы используете свою Буддхи Йогу, истинное различение, вы увидите хорошее во всём. Это Его вибхути.

_________________
Нельзя давать исчерпывающие утверждения, ибо необходимо дать ученику возможность упражнять свои умственные способности
Е.И. Рерих. Записи бесед с Учителем


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: БХАГАВАД - ГИТА. Гл. X. Йога Силопроявления
СообщениеДобавлено: 19 ноя 2015, 06:53 
Не в сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 2953
Cпасибо сказано: 954
Спасибо получено:
4076 раз в 1904 сообщениях
Парамаханса Йогананда
"Бхагавадгита. Беседы Бога с Арджуной. Царственная Наука Богопознания"


Изображение

10.31. Среди очистителей, Я – бриз; среди владеющих оружием – Рама; среди водных тварей – Макара (носитель бога океана); среди потоков – Джанави (Ганга).

Ветер или воздух (павана) есть дыхание жизни, которым Бог поддерживает растительность, животных и человека. Его очищающая сила выражается во всех токах ветра, активных во вселенной, но преобладает в тонком жизнетворном воздухе (“бризе” или легком ветерке), представляющим собою жизнедающую прану. Когда совершенный йог, посредством Крийя Йога пранаямы, дистилируетжизненный ток из кислорода в человеческом дыхании и использует эту чистую прану для перезарядки своего тела, он соединяет свою жизнь с космической жизнью. Мастерство дыхания через пранаяму, или контроль жизненной силы, является не только лучшим средством добывания жизненной энергии для поддержания жизни в физическом теле, но также и высшим методом для достижения освобождения. Контроль жизни производит контроль дыхания, шнур, привязывающий душу к телу; а бездыханность в самадхи производит Богосознание.

Рама, почитаемый аватаром (воплощением Вишну), был великим и благородным царем древней Индии. Говорится что во время его правления ни смерть, ни болезнь не касались его царства. Из-за великой праведности, он обладал божественным оружием, благодаря которым был завоевателемвсех злых врагов. Среди обладателей оружия, величайшим – подобно Раме – является уничтожитель своих внутренних врагов иллюзии, используя лук спокойствия с его упругой тетивойпрямого позвоночника в медитации, снабженного безошибочными стрелами самоконтроля и концентрации.

Макара является мифическим морским существом, носителем Варуны, “бога океана” (см.Х:29). Макара есть нечто вроде акулы, непобедимой могущественнейшей из всех рыб. Это мифическое существо является эмблемой на флаге Камадэвы, “желания”, которая показывает уважение, оказываемое желанием этой высшей силе. Духовно имеет значение, что присутствие Бога в человеческом сознании, активизируется в океане сознания самдхи , как божественный хищник, пожирающем земные желания ученика.

Ганга почитается священнейшей из рек, благословенной Богом, посредством вибрацих многих освобожденных святых, купавшихся в ее водах и медитировавших на ее берегах. Символически Ганага представляет вечно-текущую интуитивную мудрость в освобожденном йоге. Она также представляет совершенный жизненный ток сушумны, текущий через астральный позвоночник от копчика к тысячелепестковому лотосу в мозгу. Жизненная сила и душевное восприятие йога уносятся этой рекой жизни от телесно-материальных пут к берегам блаженства в Духе.

10.32. Из всех проявлений, о Арджуна, Я есмь начало, середина и конец. Среди всех ветвей знания, Я есмь мудрость Сущности; для спорщиков, Я – различительная логика (вада).

Господь, являясь вечным Я в переходных смертных формах существ, неся всю ответственность за из приходы и уходы (см. Х:20), Он также творит, поддерживает и отзывает к Себе все объективированные образы сна Своего сознания.

Человеческое знание, неважно сколь богатое, будет всегда ограниченным без мудрости (интуитивного восприятия) души, единственного выявителя Творца.
Без сущностного присутствия Бога, не было бы способностей познания, разума и рассуждения (дебатов). В логике и диалектике Он дал потенциальность понять непостоянство и нереальность космического сна, а также выявить реальность Космического Сновидца. Одному лишь человеку, во всем творении, Господь даровал способность абстрактного мышления. Без верного упражнения разума, ни один человек, находящийся под Космической Иллюзией, никогда не вырвался бы от нее, поскольку он не знал бы, что подвержен ей!

10.33. Среди всех букв Я есмь буква А; из всех смесей, Я – двандва (соединяющий элемент). Я – неизменное Время; и Вездесущий Творец (все-пронизывающий Распределитель Судьбы) с лицом, повернутым во все стороны.

Буквы разделяются на гласные и согласные; никую согласную нельзя произнести без помощи гласной. Буква А почти во всех языках является первой среди гласных; в Санскрите оня также компонент каждой согласной, что определяет интонацию той бувы: ка, та, ба, и т.д. А есть первая буква древнего слога Аум, чей космический зву есть мать всех звуков, и поэтому всех языков. Аум является составным звуком творческих, хранительных и растворяющих вибраций Природы, представленных соответственно его буквами а (акара), у (укара) и м (макара). Это, таким образом, есть Слово Бога, что было с Ним сначала*, Его символ в творении. Господь в этом стихе Гиты заявляет Себя преимущетсвенно в букве А (творении), т.к. Он есть источник, бесконечное начало бытия, сила, вызывающая модификации Природы. “Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, который есть, и который был, и который будет, Всемогущий”.** Индуистские писания пространно имеют дело с важностью повторения этого священного Слова, Аум, и со слушанием в глубокой медитации действительного звука этой святой вибрации, заявляющей Божье присутствие в творении.

10.34. Я есмь всерастворяющая Смерть; и Я есмь Рождение, источник всего, что будет. Среди женских проявлений (качеств Пракрити), Я есмь слава, успех, просвещающая способность речи, память, различительная способность интеллекта, схватывающая способность интуиции, и упорства в божественном воздержании.

Этот стих говорит о Божественном сознании, активном в трех гунах Природы: тамасе, растворении; раджасе, творении; и саттве,сохранении, вскармливающем, материнском или женском качестве.

Проявления, раджас и саттва, оба подлежат постоянным переменам вследствие тамаса. Смерть или растворение делает необходимыми творение и сохранение новых форм для продолжительности Космической Природы, с ее многими существами и объектами. Божье сознание, как трансформирующая смерть, Разрушитель, изменяет эти формы и состояния всех субъективных и объективных созданий и переводит их из одного места в другое в Его физико-астрально-причинной вселенной. Бог, неподлежащий иллюзорной перемене смерти, которой заражены все проявления в Его космическом сне, выражает Свою трансформирующую силу смерти через тамасическое качество Его космической иллюзии, Природы.

Как все существующее в сфере Природы подлежит разрушению в Божьем сознании, так и все, чему надлежит прийти в проявленность, будет иметь рождение из своего источника в Божьем сознании. Его всесозидательная способность осуществляется раджасическим активизирующим качеством в Природе.

10.35. Среди Сама (гимнов), Я есмь Бхират-Саман; среди поэтических размеров, Я – Гайятри; среди месяцев, Я – Маргаширша (благоприятный зимний месяц); среди времен года, Я – Кусумакара, цветущая (Весна).

Священные Ведические гимны, специальных формулировок размера и произнесения по слогам, цитируются из-за их богатую вибраторную мошь (см. Х:22) – Саман способствует мудрости, а Гайатри имеет дело со спасением человека. Брихат-саман и Гайатри, соответственно, относятся к двум классам священных стихов, каждый со своей особой формулой; и они также и названия двух основных гимнов, представителей этих категорий.

В Индии, месяц Маргаширша (занимающий порцию Ноября и Декабря) считается наиболее благоприятным и здоровым периодом года. Прохлада этого зимнего месяца убивает или подавляет многие вирусы и бактерии, которые развивались в предшествующей жаре лета и влажности монсуна. В цветущей весне, Бог украшает свою супругу, Природу, бесподобными орнаментами цветов многих оттенков, в то время когда она хлопотливо пытается возродить и вскормить свое обширное потомство.

Метафорически, Кусумакара (“изобилующая цветами”), относится ко времени духовного удовлетворения (достижения). Новичок-йог борется с врожденными инстинктами и ментальным беспокойством на протяжении лет энергичной медитации. Результатом упорства ученика, он в конце концов видит удивительные цветы мудрости; и астральные лотосы, цветущие в прекраснейших регионах тонких центров в его позвоночнике и мозгу, открываются перед ним, обдавая его своим ароматом многих реализаций (пониманий). В цветущем саду, медитативные усилия йога борются и со временим устраняют все следы его кармы, до и после рождения, а также от эго и его сил иллюзии. Он восходит божественным путем, открывающимся через позвоночные центры к вершине космического сознания, в верхней части мозга, и далее к освобождению в Духе. Это символически имеется в виду в замечании о благоприятном месяце Маргаширша: марга, “божественный путь к” ширша, буквально, “голове или верхушке” – высшему центру космического сознания в мозгу, двери к освобождению, “коронующему пику” стремлений йога.

10.36. Я есмь игра шуллеров; Я – сияние лучезарных; Я – победа и сила страсти; Я – качество саттвы среди благих.

Когда Бог проходит через Свое сознание, Его кинокартину космической иллюзии, оттененную тройственными качествами – тамасом, раджасом и саттвой – злые, активизирующие и добрые картинки производятся из Его единого Существа. Он не может, поэтому, полностью отделить Себя даже от злых или темных концепций этой драмы. Действительно, это Его космическая майя, окончательный обманщик, сводит с ума тех, кто служит темному тамасическому качеству. Они невежественно ставят на карту быстрого и легкого самоудовлетворения свое счастье и благополучие.

Божественный Трюкач, тем не менее, также учит Своих прислужников, как повернуть столики на Его космическую иллюзию – непривязанностью, правильной деятельностью, практикой йоги и экстатическим единением с Ним, Незаблуждающейся Реальностью. Так, через Божье активизирующее качество, раджас, производятся лучезарные картинки жизни, изображающие жизненно энергичных существ доблестно и благородно борющихся и побеждающих.

Наконец, в победителе, Бог выражается как Саттва – Совершенство и чистота.

В поклоннике, тройственная природа Божьей космической иллюзии аналогично выражает свою драму. Вначале, без очевидной определенности выгоды – кроме убежденности веры и любви – стремящийся смело прилагает свои усилия против обманчивых препятствий иллюзии. С помощью огненной энергии и самоконтроля раджаса, он практикует эпитимью, отречение, строгую дисциплину и подавление беспокойных мыслей, посредством медитации на Боге. Со временем, случайные проблески восприятия того, что Бог играет с ним в прятки радостно удивляют его.Когда йог может удерживать полное познание Бога в его концентрации даже ненадолго, его ум и тело трепещут от лучезарной энергии, что может даже заставить волоски его тела встать дыбом.

С упорством и неослабным пылом и с активизирующей внутренней Божественной Благодатью, телесное сознание этого йога, дыхание и ум растворяются в одно восприятие божественной любви, частичного союза его души с Богом. Внутреннее божественное сияние пропитывает все его тело, ум и душу непревзойденным блаженством; даже грубое тело становится тонко сияющим божественным астральным ареолом; неподвижные глаза блестят невиданными слезами блаженства. Он поклоняется Космическому Возлюбленному Духу со всеохватывающем обожанием его души, до тех пор пока его душа не становитсяблаженством Духа. В состоянии высшего самадхи сознание йога, не теряя самосознания, расширяется в вездесущее сознание Бога. Поклоняющийся понимает, что через все эти состояния Бог был вечно присутствующей Реальностью внутри иллюзорных сил, доблестных усилий завоевать их, и временных и окончательной побед – Высшим Благом, Высшей Дучезарностью внутри всех иллюзорных ролей сна.

_________________
Нельзя давать исчерпывающие утверждения, ибо необходимо дать ученику возможность упражнять свои умственные способности
Е.И. Рерих. Записи бесед с Учителем


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: БХАГАВАД - ГИТА. Гл. X. Йога Силопроявления
СообщениеДобавлено: 19 ноя 2015, 18:44 
Не в сети

Зарегистрирован: 12 апр 2013, 16:45
Сообщений: 11
Cпасибо сказано: 41
Спасибо получено:
2 раз в 2 сообщениях
От души благодарю за такой прекрасный, редкий материал! Привести перевод в стихотворной форме - это что-то невиданное (для меня). Получаю огромное, настоящее наслаждение от такой развернутой подачи материала! Благодарю от души! :Rose:

Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: БХАГАВАД - ГИТА. Гл. X. Йога Силопроявления
СообщениеДобавлено: 30 ноя 2015, 06:13 
Не в сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 2953
Cпасибо сказано: 954
Спасибо получено:
4076 раз в 1904 сообщениях
Изображение

10.37. Из рода Вришни Я – Васудэва, из рода Панду Я – Дхананджая;
Из муни Я – Вьяса, из певцов Я – певец Ушана.

Род Вришни – род Кришны; Васудэва есть имя отца Кришны, оно значит: «Тот, у кого бог, – Васу».
Дхананджая – таким образом Кришна отождествляет себя и Арджуну.
Крофтон сообщает, что в Троитском колледже в Дублине есть рукопись Бхагавадгиты, где в гл. X после 34 шлоки есть лишняя шлока, которая в исправлении Бетлинга звучит так: из корней я китайская роза, из элементов – золото; из всех растений я трава (куша), о радость Панду (Crofton, On the collection of a Manuscript of the Bhagavadgitä, Dublin, 1862. Michalski-Iwienski, Bhagavadgitä, Paris, 1922).

Ушана-певец – в Бхагаватапуране именуется «главой мудрецов». Как мифическое лицо, это сын Бхригу, планета Венера, слагатель гимнов.

10.38. Я – скипетр правителей, Я – государственность стремящихся к победе;
Я – безмолвие тайн, Я – знающих знанье.

10.39. Я – то, что во всех существах есть семя:
Нет существа подвижного иль неподвижного вне Меня, Арджуна.

10.40. Моим божественным силопроявлениям нет конца, подвижник,
О разнородных моих проявленьях Я сказал тебе вкратце.

10.41. Все, что мощно, правдиво, крепко, прекрасно, постигни –
Из частицы моего могущества возникло.

10.42. Но к чему тебе это множество знаний, Арджуна?
Утвердив весь этот мир преходящий частицей себя, Я пребываю.

Частицей – учение о делимости субстанции многократно встречается в индийской философии и мифах. Так, Вишну одновременно воплощается половиной себя в Раме, по четверти – в его братьях.

ТАК В ДОСТОСЛАВНЫХ УПАНИШАДАХ СВЯТОЙ БХАГАВАДГИТЫ,
УЧЕНИИ О БРАХМО, ПИСАНИИ ЙОГИ, В БЕСЕДЕ ШРИ-КРИШНЫ
И АРДЖУНЫ ГЛАСИТ ДЕСЯТАЯ ГЛАВА, ИМЕНУЕМАЯ

ЙОГА СИЛОПРОЯВЛЕНИЯ


"Бхагавад-Гита" литературный перевод и примечания Б.Л.Смирнова
_________________
Нельзя давать исчерпывающие утверждения, ибо необходимо дать ученику возможность упражнять свои умственные способности
Е.И. Рерих. Записи бесед с Учителем


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: БХАГАВАД - ГИТА. Гл. X. Йога Силопроявления
СообщениеДобавлено: 01 дек 2015, 05:34 
Не в сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 2953
Cпасибо сказано: 954
Спасибо получено:
4076 раз в 1904 сообщениях
Изображение

10.37. Среди рода вришнийцев Я - Кришна,
среди Панду сынов - Арджуна,
среди мудрых молчальников - Вьяса,
Ушанас Я - среди поэтов.

10.38. Среди тех, что колотит, - дубина,
у идущих к победе - хитрость,
среди тайных вещей Я - молчанье,
Я для знающих - знанье, Партха.

10.39. То, что семя существ растущих, -
это тоже Я, знай, Арджуна:
ни живущего, ни неживого
существа без меня не бывает.

10.40. Все ж конца невозможно достигнуть
Моих дивных вибхути, Партха;
этих форм все многообразье
Я назвал тебе лишь для примера.

10.41. Если кто-нибудь здесь полон силы,
необорной мощи иль счастья,
это все рождено в нем частицей
Моего, знай, великолепья.

10.42. Впрочем, в знании многообразном
пользы Я для тебя не вижу;
знай одно: этот мир пребывает
бытия Моего лишь частицей.


"Бхагавад – Гита" перевод Семенцова В.В.

Цитата:
10.37. Среди вришни Я — Васудева, среди пандавов Я — Дханаджая, среди молчальников Я — Вьяса, среди поэтов — поэт Ушана.

10.38. Я — посох правителей, Я — честь стремящихся к победе, Я — молчание тайн, Я — знание знающих.

10.39. То, что всех существ семя, есть Я, о Арджуна, без меня нет существа подвижного или неподвижного.

10.40. Нет конца моим божественным Силам, о Губитель врагов, — проявления могущества эти названы Мною подробно.

10.41. Какое бы ни было могущественное бытие, славное или прекрасное, его ты постигни, из части моего Света происходящим.

10.42. Поэтому, к чему тебе это множество знаний, Арджуна? Устанавливая все это, Я одной частицей удерживаю Вселенную.


«Я — Атман» — этой [формулой] устраняется двойственность. С другой стороны, видение Брахмана повсюду должно разрушать двойственность [видения] выраженного изречением «среди неподвижного Я — Гималаи», [при котором считается], что Господь пребывает в Гималаях и больше нигде.

Наставление этой главы предназначено для тех, кто стремится к постижению [Брахмана] в уме, но не может преодолеть непонимание Его неделимого образа. Для преодоления этого [непонимания] в начале говорится в духе единства и отличия «Какое бы ни было могущественное бытие»,.. а затем это выражается в духе недвойственности: «Устанавливая все это, Я одной частицей удерживаю Вселенную».

Также в Ведах сказано:
«Одна его стопа — все существа, три [его стопы] — Бессмертное в Небе».
Причина творения этого мира — Изначальная форма Господа [которая] становится в различных формах объектом опыта для всех существ.
Да будет благо!

Резюмирующая шлока
Какой бы объект ни возник перед чувствами или в желании, растворяя его усилием [воли], следует созерцать Брахман, Который есть [абсолютный] Покой.
Такова в «Гитартхасанграхе», сочиненной великим Учителем Абхинавагуптой, десятая глава.


"Гитартхасанграха". Комментарий Абхинавагупты на Бхагавад Гиту

_________________
Нельзя давать исчерпывающие утверждения, ибо необходимо дать ученику возможность упражнять свои умственные способности
Е.И. Рерих. Записи бесед с Учителем


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: БХАГАВАД - ГИТА. Гл. X. Йога Силопроявления
СообщениеДобавлено: 02 дек 2015, 05:49 
Не в сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 2953
Cпасибо сказано: 954
Спасибо получено:
4076 раз в 1904 сообщениях
Шри Свами САТЧИДАНАНДА
Живая Гита: Вся Бхагавад Гита

Комментарий для современных читателей


Изображение

10.37. Среди рода Вришни Я являюсь Кришной. Из всех Пандавов Я - Арджуна. Среди мудрецов Я - Вьяса. Из всех поэтов Я - мудрый поэт Ушана.

10.38. Среди средств наказания Я - скипетр. Среди механизмов руководства Я - искусство управления государством. Я - тайна тишины и мудрость мудреца.


Король держит скипетр как символ закона и власти. Это не жезл, которым он может ударить, а закон. Он не наказывает гневом или ненавистью, а делает это с помощью управления и воспитания. Вы что-то делаете и что-то получаете. Поэтому он является скипетром наказывающих.
Вы видите общее в искусстве управления вождей, в тайне тишины и в мудрости мудреца? Всюду, где вы видите, что-то прекрасно сделанное, что-то необычное, вы видите вибхути Бога. Осознавая это, вы не будете осуждать что-то или кого-то. За Его проявлениями просматривается красота. Всё становится прославлением Бога. С таким видением у вас не будет ненависти к чему-либо или кому-либо. Это, в конце концов, повлияет на создание вашего умственного равновесия.

10.39. Арджуна, Я являюсь семенем всех существ. Без меня не может существовать ни одушевленная, ни неодушевлённая материя.

10.40. Арджуна, в действительности мои проявления неисчерпаемы. Те, что поведаны мной - лишь немногие из них.

10.41. Где бы ты ни видел что-либо прекрасное, процветающее, знай определённо, что эти качества возникли из искры моей лучезарности.

10.42. Но, Арджуна, какая польза тебе от этих подробностей? Просто познай Меня (Я есть) и то, что Я поддерживаю весь космос крошечным фрагментом своего существа.

На этом заканчивается Десятая глава Бхагавад Гиты, Учения Йоги, озаглавленная Йога Божественных Проявлений.

_________________
Нельзя давать исчерпывающие утверждения, ибо необходимо дать ученику возможность упражнять свои умственные способности
Е.И. Рерих. Записи бесед с Учителем


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: БХАГАВАД - ГИТА. Гл. X. Йога Силопроявления
СообщениеДобавлено: 03 дек 2015, 04:41 
Не в сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 2953
Cпасибо сказано: 954
Спасибо получено:
4076 раз в 1904 сообщениях
Парамаханса Йогананда
"Бхагавадгита. Беседы Бога с Арджуной. Царственная Наука Богопознания"


Изображение

10.37. Среди Вришней, Я есмь Васудэва (Кришна); среди Пандавов, Я – Дхананджайя (Арджуна); среди муни (святых), Я – Вьяса; среди мудрецов, Я – ученый Ушанас.

Из своего состояния Богоединения, Бхагаван Кришна мог провозгласить безлично, что Дух который он реализовал, как целостность его существа, был воплощен в династии Вришни, как Кришна, известный , как Васудэва, Господь Творец, Хранитель и Разрушитель.

Аналогично, среди тех мудрых из династии Пандавов, Господь проявляется в идеальном ученике Арджуне, Дхананджайе, “завоевателе богатства” – том, кто обретает Божественное Сокровище, завоевывая желания и аппетиты, боль и удовольствие, рождение и смерть.

Также внеличностно, Кришна обявляется в Его идеальном поклоннике Вьясе, писателе Бхагавад Гиты, получивем свое откровение скромно и безличностно и затем записавшем его в форме божественной беседы. Вьяса провозглашается выдающимся среди муни - святых, погруженных в экстатическое общение с Богом –когда он пребывает в самадхи, состоянии бездействия. В со-настройке с Космическим Сознанием, Вьяса воспринял то, что Бхагаван Кришна открыл Арджуне. Когда Вьяса был в божественно активном состоянии, как во время написания Бхагавад Гиты, его называли риши, осуществляющим духовную деятельность без потери высшего божественного контакта.

Бог также превозносит древнего поэта и мудреца, Ушанаса, который обладал великими силами, включая способность воскрешения умерших.

10.38. Я есмь стержень практикующих дисциплину; искуство стремящихся к победе; молчание всех скрытых вещей, и мудрость всех, кто знает.

Этот стержень есть Божий закон причины и следствия, карма, высший дисциплинирующий. Грешный человек может избежать наказания человеческих законов, но кармическая справедливость неумолима, умиротворяема только праведностью, которая заслуживает награды и окончательного прощения. Библия также говорит о законе кармы, как о “стержне”: “Твой стержень и Твой посох, они дают мне уют”*. Кармический принцип является источником комфорта для тех, кто понимает его дисциплину и награды, как указание пути к настоящему счастью и освобождению. Иов говорил о “стержне Ьога”, когда оплакивал те частые случаи страдания праведников и больших материальных успехов и удовольствий неправедников. “Их дома свободны от страха, а также посох Бога не нависает над ними”. Но затем он со знанием заключает: “Как часто гасится свеча злых! И как часто приходит к ним их гибель! Бог раздает горе во гневе Своем”. Кармический закон распределяет справедливость; злые до времени могут наслаждаться наградами прошлой хорошей кармы, но зло настояшего также несомненно возьмет свою дань.

Всепобеждающая сила Божья проявляется в праведных действиях и в благородных мотивах и целях. Божественная наука и искусство награждают победой доблетсных, по кармическому закону.

Бог есть Несотворенное Молчание, спрятанное во всех силах и объектах космической природы. Твари природы видят только грубые выражения, которые выставляет майя, не скрытую Тайну, которая заставляет их казаться реальными и жизненными. Божье молчаливое Присутствие во всех феноменах космического сна есть Его наиболее хранимый секрет, открываемый не ограниченным человеческим умом.

10.39. Я, кроме того, есмь то, что составляет воспроиводительное семя всех существ. Нет ничего, о Арджуна, движущегося или неподвижного, что может жить без Меня.

Господь начал категоризацию Своих проявлений в Х:20 с заявления, что Он есть источник, существование и окончательность всех существ. Он теперь завершает свое изложение заявлением, что во всех существах Он также является семенем, которым Он продолжает все творение, посредством Природной силы воспроизведения во всех разнообразных формах.

Все движущееся (выражающее саттву-воспринимающий и/или раджас-активизирующий атрибуты Бога – от живых тварей до движения ветра, огня, всех сил в космической природе), а также все неподвижное (инертная грубая материя, продукт тамаса-препятствующее качество) заимствует свое существование от вездесущего сознания Бога и всемогущества Его божественной воли.

Все суть лишь части целого громады,
С душою – Богом в теле у Природы.



10.40. О выжигатель врагов (Арджуна), беспредельны проявления моих божественных качеств; Мое краткое описание есть лишь намек на Мои многие славные способности.

Бесчисленны сновиденческие драмы разыгрываемые в творении, сохранении и растворении причинного, астрального и физического миров, и в переживаниях их видящих сны актеров – каждый из которых есть проявление Божьих сил. Вечно изменящаяся Бесконечность; Как можно полностью определить ее?

10.41. Любой чудотворец, обладатель настоящего богатства, наделенный великими силами, знает все эти качества искрами Моего пламени.

“ Все индивидуализированные космические существования (люди, ангелы, дэвы, сознательные силы), владеющие законами Природы, обладающие благопритными силами процветания, дарующими все формы успеха и благополучия, выражающие могучие способности против негативных сил тьмы и иллюзии – понимают те, как божественные ограниченные выражения Моего Лучезарного Существа, сверкающие искры Моего Бесконечного Сияния”.

10.42. Но какая тебе нужда, о Арджуна, во многичесленных деталях этой мудрости? (Просто пойми:) Я, Неизменный и Вечный,поддерживаю и пронизываю весь космос, всего лишь одной частью Моего Существа!

Сбивающие с толку сложности человека и творения в конце концов подлежат разрешению в Божественной Простоте.

С точки зрения человеческого понимания, возможны лишь туманные проблески Бога. Но каждый вопрос ученического сердца получит ответ, когда в космическом сознании он достигает реализации Господнего трансцендентного вездесущия – в и за пределми творения. Все великолепие в космосе, явное и тайное, проявится как всего-лишь сияние мельчайшей мысли в вечности блаженного сознания Духа.

Аум, Тат, Сат.
В Упанишаде святой Бхагавад Гиты – беседы Господа Кришны и Арджуны, писании йоги и науки Богопознания – это есть десятая глава, называемая “Вибхути Йога (Божественные Проявления)”.

_________________
Нельзя давать исчерпывающие утверждения, ибо необходимо дать ученику возможность упражнять свои умственные способности
Е.И. Рерих. Записи бесед с Учителем


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 29 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3

Часовой пояс: UTC + 3 часа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB