ЖИВАЯ ЭТИКА (АГНИ ЙОГА). Форум «ФЕНИКС»

СЕРДЦЕ БУДЕТ ЧАСАМИ ВЕРНЫМИ, КОГДА ПРИЗОВЕТ К МЫСЛИ О ВСЕХ. НЕ НУЖНО УТОМИТЕЛЬНЫХ МЕДИТАЦИЙ, МЫСЛЬ О МИРЕ КРАТКА, И ОТРЕШЕНИЕ ОТ СЕБЯ В НЕЙ ТАК ПРОСТО ОТРАЖАЕТСЯ. ПУСТЬ БУДЕТ МИРУ ХОРОШО!
Текущее время: 09 дек 2019, 15:43

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 41 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: БХАГАВАД - ГИТА. Гл. XI. Йога Созерцания Вселенской Формы
СообщениеДобавлено: 25 фев 2016, 04:39 
Не в сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 2947
Cпасибо сказано: 947
Спасибо получено:
4062 раз в 1900 сообщениях
Изображение

11.41. Если Тебе, как приятелю, дерзко
крикнул бывало: «Эй, Кришна! Эй, друже!»,
не разумея Твоей этой славы,
если с Тобою был груб, иль небрежен,

11.42. или в насмешку Тебя не почтил я -
сидя, обедая иль развлекаясь,
наедине иль в присутствии многих, -
о Непомерный! Прости мне все это!

11.43. Ты ведь отец всех вещей и всех тварей,
этого мира великий учитель.
Нет Тебе равных - и кто ж превосходит
во всех мирах трех Тебя, Безграничный!

11.44. И потому - пред Тобою простершись,
я умоляю. Владыка всехвальный:
милостив будь ко мне! Другом явись мне,
или отцом, иль наперсником милым.

11.45. Видя сокрытое прежде - ликую,
страхом, однако, исполнено сердце;
прежний свой облик, Кришна, яви мне!
Смилуйся, Боже, вместилище мира!

11.46. Вновь покажи мне Себя, как и прежде -
с диском в руке, с булавою, с короной;
Образ вселенной! О тысячерукий!
Четырехрукий свой облик яви мне!


"Бхагавад – Гита" перевод Семенцова В.В.

Цитата:
11.41. Тысячекратное поклонение Тебе, и снова, и более того! Поклонение Тебе, поклонение, поклонение! Поклонение Тебе спереди, поклонение сзади, и со всех сторон!

11.42. Никому, о Бог, в трех мирах не дано узреть Твои непостижимые деяния. Твоя мощь бесконечна, неизмеримо движенье, Ты всё пронизаешь, ибо Ты Сам — всё!

11.43. Если, считая за друга, я говорил Тебе дерзко: «Э, Кришна! Э, Ядава, э, друг», не зная Твоего величья, по беспечности или по дружбе,

11.44. иль ради шутки Тебя не почтил при прогулке, при возлежании, сиденье, и на пирах, наедине, Ачьюта, иль даже на людях — это прости, Несравненный.

11.45. Ты — Отец мира, движущегося и неподвижного, Ты почитаешься им, как старший Учитель. Нет равных Тебе, нет выше Тебя никого в трех мирах в Твоей несравненной мощи.

11.46. Поэтому преклоняюсь, простираюсь телом, умоляю Тебя, достохвальный Владыка! Как отец к сыну, как друг к другу, как любимый к любимой, снисходительным будь ко мне, Боже!


"Гитартхасанграха". Комментарий Абхинавагупты на Бхагавад Гиту

_________________
Нельзя давать исчерпывающие утверждения, ибо необходимо дать ученику возможность упражнять свои умственные способности
Е.И. Рерих. Записи бесед с Учителем


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: БХАГАВАД - ГИТА. Гл. XI. Йога Созерцания Вселенской Формы
СообщениеДобавлено: 26 фев 2016, 06:48 
Не в сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 2947
Cпасибо сказано: 947
Спасибо получено:
4062 раз в 1900 сообщениях
Шри Свами САТЧИДАНАНДА
Живая Гита: Вся Бхагавад Гита

Комментарий для современных читателей


Изображение

11.41. Мой Бог! Иногда в прошлом, благодаря своему невежеству, легкомысленности, а также из любви к своему дорогому другу, я фамильярно обращался к тебе: "О Друг! Эй, Кришна!" - не сознавая, кем ты являешься на самом деле.

11.42. Когда мы играли или отдыхали, сидели или ели, одни или вместе с другими людьми, я, определённо, вёл себя невоспитанно по отношению к тебе; мои манеры были слишком фамильярными. К тому же я был неуважителен к тебе, Господь. Я умоляю, прости меня!


“Эй! Иди сюда! Сделай то, сделай это! Обычно я разговаривал с тобой довольно фамильярно”, - говорит Арджуна Кришне. “Теперь из- за этого я чувствую себя виновным. Я не знал твою истинную природу”. Он действительно чувствует свою вину.

11.43. Ты - отец мира и всего, что в нём находится, включая одушевлённые существа и неодушевлённые предметы. Ты являешься высшим гуру. Определённо, весь мир должен почитать тебя и поклоняться тебе. Во всех трёх мирах, о могущественный и не имеющий равных в силе, нет никого равного тебе.

11.44. Милостивый Господь! Я смиренно преклоняюсь перед тобой и прошу простить меня, подобно тому, как отец прощает своё дитя, как друг прощает своего друга, как любимая прощает своего возлюбленного.


Он приводит эти примеры, поскольку отец всегда должен прощать своего ребёнка, иначе как можно назвать его отцом? Друг должен прощать своего друга, иначе он (или она) не является другом (подругой). Точно также любящий человек должен прощать свою возлюбленную. Такое прощение как раз и показывает вашу истинную любовь.

11.45. Я потрясён, увидев тебя таким, каким тебя никто больше не видел. Мой разум смущён. Я пришёл в ужас при виде твоей космической формы. О, Бог богов, обитель космоса, прояви сострадание и покажи мне вновь свою обычную форму.

11.46. Я безумно хочу видеть тебя таким, каким ты был прежде, окружённый светом, не с тысячами рук, демонстрирующими твои силы, а с четырьмя, держащими булаву и диск".

_________________
Нельзя давать исчерпывающие утверждения, ибо необходимо дать ученику возможность упражнять свои умственные способности
Е.И. Рерих. Записи бесед с Учителем


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: БХАГАВАД - ГИТА. Гл. XI. Йога Созерцания Вселенской Формы
СообщениеДобавлено: 29 фев 2016, 09:21 
Не в сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 2947
Cпасибо сказано: 947
Спасибо получено:
4062 раз в 1900 сообщениях
Парамаханса Йогананда
"Бхагавадгита. Беседы Бога с Арджуной. Царственная Наука Богопознания"


Изображение

11.41. Неведая этой Твоей Космической Славы, и думая о Тебе как о знакомом компаньоне, часто я дерзко звал Тебя “Другом”, и “Кришной”, и “Ядавой”. За все такие слова, сказанные беспечно или с нежностью;

11.42. И за какое-либо неуважение, проявленное мною к Тебе, о Непоколебимый Господь, в веселом настроении во время еды или хотьбы или сидения, наедине с Тобой или в присутствии других – за все такие ненамеренные промахи, о Неограниченный, я молю прощения.


Станзы 41-42 символически изображают состояние ума ученика после первого испытания космического сознания, через пробуждение его “божественного глаза”. Тогда он упрекает себя за свою прежнюю слепоту к Божьему вездесущию.

“С какой готовностью я принимал мир беззаботно, не думая о его Источнике!”, - вздыхает он. “Я чувствовал творение, но был столь бесчувственен к его Творцу! Не зная, что только благодаря его силе я ел и ходил и говорил, и смотрел, и размышлял и молился. Как же бы мог существовать хоть один атом сам по себе? Прости мое прошлое непослушание и неблагодарное безразличие к Тебе, о Молчаливый Свидетель каждой мысли и действия, о Непоколебимый Вседержитель!”

11.43. Ты есть Отец всего, одухотворенного и неодухотворенного. Никто кроме Тебя не заслуживает поклонения, о Возвышенный Гуру! Неподражаемый в трех мирах, кто может превзойти Тебя, о Господь Несравненного Могущества?

Библия выражает ту же мысль так: «Я есмь Господь твой Бог, вывевший тебя из земли Египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим. Не делай себе кумира, и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в водах ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь твой Бог ревнив.”

Человек есть в сущности Дух; он ложно понимает свое реальное Существо, если стремится к удовлетворению через воплощение в любом из трех миров (физическом, “на земле”; астральном, “в водах ниже земли”, обширном охватывающем астральном футляре световых волн вокруг материального космоса; и причинном, “на небе вверху”). Пока он “поклоняется” искушениям созданного или феноменального мира, до тех пор он идолопоклонник “кумиров”, последователь ложных доктрин, язычник, не знающий о Едином Истинном Боге.

Только отождествлением своей души с Несотворенным, Чистым и Никогда-Незагрязняемом Духом, человек может быть выведен из потока творения – “Египта”, темноты, иллюзии, “дома рабства”.

Бог отворачивается от тех, кто не ищет Господа для Него самого, Высочайшей Истины, но удовлетвояется Его “неистинными” (нереальными, поэтому преходящими мирами), “ревниво” не струясь в потоке восприятия такого поклонника.

Человек, знающий, что Бог не имеет равных, не будет поклоняться никому кроме Него. Никакая вторичная цель не удовлетворит его; он стремится к Первичному Единственному.

11.44. Поэтому, о Обожаемый, я почтительно повергаю себя к Твоим стопам, моля о прощении. Как отец прощает своего сына, друг - близкого друга, влюбленный – возлюбленную, так и Ты прости меня!

11.45. Хотя и переполненный радостью от откровения, доселе не виданного, мой ум всеже не свободен от страха. Будь милостив ко мне, о Господь богов, о Убежище Мира! Покажи мне только твою Дэва-форму (как благостного Вишну).

11.46. Я желаю видеть Тебя как прежде, как Четырехрукого Вишну, увенчанного ореолом, с палицей и диском. Появись вновь в той форме, о Тысячерукий и с Телдом-Вселенной!

_________________
Нельзя давать исчерпывающие утверждения, ибо необходимо дать ученику возможность упражнять свои умственные способности
Е.И. Рерих. Записи бесед с Учителем


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: БХАГАВАД - ГИТА. Гл. XI. Йога Созерцания Вселенской Формы
СообщениеДобавлено: 01 мар 2016, 04:27 
Не в сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 2947
Cпасибо сказано: 947
Спасибо получено:
4062 раз в 1900 сообщениях
Изображение

Шри-Бхагаван сказал:

11.47. По моей милости и силой моей йоги ты созерцал, Арджуна, мой высший Образ,
Преславный, бесконечный, всеобщий, изначальный; кроме тебя, его никто не видел.

11.48. Ни силой Вед и жертв, ни изученьем, ни силой суровых подвигов, обрядов,
Никто, кроме тебя, в человеческом мире не может созерцать тот мой образ, витязь каурава!

Посредством изучения – Шанкара и Шридхара замечают, что здесь говорится об изучении вообще, а не о правильном изучении.

11.49. Не скорби, не теряй рассудка, лицезрев Мой ужасающий образ.
Отогнав страх с успокоенным сердцем созерцай снова этот знакомый мой облик.

Санджая сказал:

11.50. Так говоря Арджуне, Васудэва принял опять свой образ.
Махатма успокоил его страх, явясь в своем кротком виде.

Арджуна сказал:

11.51. Увидев Твой кроткий, человеческий облик, Джанардана,
Я снова прихожу в себя, в свое сознанье, в свою природу.


"Бхагавад-Гита" литературный перевод и примечания Б.Л.Смирнова

Цитата:
Шри-Кришна раскрывается Арджуне в своем атрибуте Времени (Кала). Эта страшная форма, столь смущавшая не только европейцев, но даже и индийцев, более известна в женском аспекте Великой Матери (Кали, Дурга), ведущем свое начало из глубочайшей дравидической древности. Свидетельства о переживании видения «Вселенской Формы» многократно встречаются в индийской литературе вплоть до самых близких времен. Так, ближайший ученик Рамакришны, Вивекананда, умерший в начале текущего столетия, долго находился под впечатлением такого видения и учил своих учеников поклоняться Ужасному (ср. Ромен Роллан, т. XIX).

Но такое переживание требует предельного напряжения психических сил, и долго его нельзя выдержать. Арджуна умоляет Кришну о пощаде, так как чувствует, что лишается рассудка и просит явить ему «знакомый четырехрукий образ», что странно звучит для европейского уха, но в индийском эпосе и изобразительном искусстве «многорукость» – довольно обычный символ многосторонней деятельности и силы. Так, например, Парашу-Рама, один из аватаров Вишну (Махабхарата, кн. III), изображается многоруким. Кришна часто мыслится четырехруким.

Б.Л.Смирнов "Введение. Содержание Гиты по главам"

_________________
Нельзя давать исчерпывающие утверждения, ибо необходимо дать ученику возможность упражнять свои умственные способности
Е.И. Рерих. Записи бесед с Учителем


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: БХАГАВАД - ГИТА. Гл. XI. Йога Созерцания Вселенской Формы
СообщениеДобавлено: 02 мар 2016, 08:37 
Не в сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 2947
Cпасибо сказано: 947
Спасибо получено:
4062 раз в 1900 сообщениях
Изображение

Благой Господь сказал:

11.47. О мой возлюбленный! Высшую форму
здесь я Тебе показал силой йоги;
прежде никто не видал Вишварупу:
свет ее, знай, изначальный, безмерный.

11.48. Жертвы, дары, повторение Веды,
тапас суровый, свершенье обрядов
все ж недостаточны, чтоб Меня видеть
в облике том, что тебе здесь был явлен.

11.49. Этот Мой образ ужасный увидев,
страх побори, не смущайся душою!
Сердцем будь радостен, облик Мой прежний
перед собою опять созерцая.
Санджая сказал:

11.50. Так Арджуне сказав, свой обычный
вновь явил ему Кришна облик;
став приятным на вид, Великий
перепуганного успокоил.

Арджуна сказал:

11.51. Человеческий этот, кроткий
увидав Твой, Джанардана, облик,
я тотчас становлюсь сам собою -
исступленье мое проходит.


"Бхагавад – Гита" перевод Семенцова В.В.

Цитата:
11.47. Твои божественные деяния удивительны, их помнят риши прошлого. Нет иного Творца вселенной, кроме Тебя. Ты — Единый Творец, Хранитель, Великий и [все] Сущее!

11.48. Как можно мне прославить Твою удивительную [форму], котороую невозможно вынести [взору и разуму]? Ты — Творец всего, и Ты, о Великий, Сам есть все это.

11.49. Удивительные деяния Твои не несут зла, несравнимы Твои деяния. Нет меры ни твоим качествам, ни силе, ни великолепию, ни достоянию.

11.50. Невиданное раньше узрев, взволнован я и ум мой трепещет от страха. Прежний яви мне образ, Боже, смилуйся, Владыка богов, Держатель Вселенной!

11.51. Венценосного, с булавой, с диском в руках — таким Тебя лицезреть я желаю. Прими свой четырехрукий образ, о Тысячерукий, Вселенская форма!


"Гитартхасанграха". Комментарий Абхинавагупты на Бхагавад Гиту

_________________
Нельзя давать исчерпывающие утверждения, ибо необходимо дать ученику возможность упражнять свои умственные способности
Е.И. Рерих. Записи бесед с Учителем


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: БХАГАВАД - ГИТА. Гл. XI. Йога Созерцания Вселенской Формы
СообщениеДобавлено: 11 мар 2016, 08:33 
Не в сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 2947
Cпасибо сказано: 947
Спасибо получено:
4062 раз в 1900 сообщениях
Шри Свами САТЧИДАНАНДА
Живая Гита: Вся Бхагавад Гита

Комментарий для современных читателей


Изображение

11.47. Благословенный Господь сказал: "С помощью моей йогической силы, Арджуна, ты был благословлён на видение моей космической формы, которая является лучезарной, вездесущей и вечной.

Он просто даёт Арджуне небольшое вознаграждение, чтобы тот почувствовал себя важным. Это ещё один способ управления людьми, когда говорят: “Вы - избранный! Помните об этом. Я даю это только вам”.
И это правда. Никто больше не видел это проявление. В этом вся прелесть. Арджуна был средним из пяти братьев: не слишком хороший и не слишком плохой. Он был избран, потому что был между ними, как некто средний. Бог Кришна мог выбрать старшего сына Дхармапутру, который был образованным и святым человеком. Он легко мог дать ему Бхагавад Гиту. А почему не дал? Потому что тот был и так хорош. Не нужно подбирать для этого что-то слишком хорошее. В этом весь фокус. Другой брат, Бхима, был слишком диким. Арджуна был посередине. Кришна выбирает среднего, поскольку вся Гита является рекомендацией для обычного человека, который должен выполнять свои обязанности и одновременно знать конечную истину.
В этом красота Гиты. Она показывает, как можно познать конечную истину и при этом выполнять свою роль, поскольку вы всё ещё здесь.

11.48. Великий герой! Никто больше, кроме тебя, не может видеть Меня в таком виде: ни те, кто изучают священные писания, ни те, кто совершают ритуальные подношения, ни те, кто занимаются благотворительностью, ни те, кто следуют всем предписаниям религиозных правил, ни даже аскеты, которые заняты аскетической практикой (тапас).

11.49. Тебе больше нет необходимости бояться или смущаться, глядя на мою устрашающую форму. Пусть твоё сердце будет радостным и все страхи исчезнут. Я вновь проявлю себя перед тобой таким, каким Я был прежде".

11.50. (Затем) Санджая сказал: "Сказав это, Кришна вновь возник в своём величественном, более привычном виде и тут же успокоил взволнованный разум Арджуны".

11.51. Арджуна сказал: "То, что я вижу теперь, является твоей прекрасной человеческой формой, мой Господь. Мой разум успокоился и пришёл в нормальное состояние".


Конечно, Бог Кришна успокоил его и принял свою прежнюю форму. Когда он сделал это, он лишил также и Арджуну божественного видения, и тот забыл почти всё, что видел.
“Эй, Кришна, как дела?”
Видите, он сразу вернулся к своим прежним взаимоотношениям. Такова человеческая природа.

_________________
Нельзя давать исчерпывающие утверждения, ибо необходимо дать ученику возможность упражнять свои умственные способности
Е.И. Рерих. Записи бесед с Учителем


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: БХАГАВАД - ГИТА. Гл. XI. Йога Созерцания Вселенской Формы
СообщениеДобавлено: 14 мар 2016, 10:02 
Не в сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 2947
Cпасибо сказано: 947
Спасибо получено:
4062 раз в 1900 сообщениях
Парамаханса Йогананда
"Бхагавадгита. Беседы Бога с Арджуной. Царственная Наука Богопознания"


Изображение

Блаженный Господь сказал:
11.47. Я милостиво использовал Свою собственную Йоговскую Силу, чтобы открыть тебе, о Арджуна, и никому другому, эту Высшую и Древнейшую из Моих форм, Лучезарный и Бесконечный Космос.

11.48. Никакой другой смертный, кроме тебя, о великий герой Куру, не способен смотреть на Мою Вселенскую Форму – жертвоприношениями, милостыней или трудами, строгим аскетизмом или изучением Вед не достигается это откровение.

11.49. Не бойся и не замирай, видя Мой Ужасный Аспект. Оставив страхи и с радостным сердцем, снова увидь Мою привычную форму!

Санджайя сказал Царю Дхритараштре:
11.50. Сказав так, Васудэва, “Господь Миров”, принял вновь Свою форму, как Кришна. Он, Великодушный, являясь Арджуне в форме милости, утешил Своего устрашенного поклонника.

Арджуна сказал:
11.51. О Исполнитель Всех Желаний (Кришна)! Когда я гляжу на тебя снова в нежной человеческой форме, мой ум успокаивается, и я чувтсвую себя более естественно.

_________________
Нельзя давать исчерпывающие утверждения, ибо необходимо дать ученику возможность упражнять свои умственные способности
Е.И. Рерих. Записи бесед с Учителем


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: БХАГАВАД - ГИТА. Гл. XI. Йога Созерцания Вселенской Формы
СообщениеДобавлено: 15 мар 2016, 07:02 
Не в сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 2947
Cпасибо сказано: 947
Спасибо получено:
4062 раз в 1900 сообщениях
Изображение


Шри-Бхагаван сказал:

11.52. Ты созерцал тот образ мой, который трудно увидеть;
И даже боги постоянно жаждут созерцать тот мой образ.

11.53. Ни силой вед и подвигов, ни силой даров жертвоприношений
Нельзя Меня таким увидеть, каким ты видел.

11.54. Лишь нераздельной бхакти возможно таким Меня познать, Арджуна,
Созерцать и воистину достичь, подвижник!

11.55. Кто творит Мое дело, кто поставил Меня высшей Целью, Мне предан,
Кто отрешен от связей, ко всем существам не враждебен, тот приходит ко Мне, Пандава!

ТАК В ДОСТОСЛАВНЫХ УПАНИШАДАХ СВЯТОЙ БХАГАВАДГИТЫ,
УЧЕНИИ О БРАХМО, ПИСАНИИ ЙОГИ, В БЕСЕДЕ ШРИ-КРИШНЫ
И АРДЖУНЫ ГЛАСИТ ОДИННАДЦАТАЯ ГЛАВА, ИМЕНУЕМАЯ

ЙОГА СОЗЕРЦАНИЯ ВСЕЛЕНСКОЙ ФОРМЫ


"Бхагавад-Гита" литературный перевод и примечания Б.Л.Смирнова

Цитата:
Приняв «свой обычный вид», Кришна снова подтверждает Арджуне, что только для бхакти возможно такое созерцание: ни знание Вед (здесь Веда – наука вообще), ни исполнение обрядов не приводит к этому человека. Таким образом, с точки зрения обладания йогическими сиддхами (вибхути) Гита на первое место ставит обладание силой бхакти. Этой характернейшей черты Гиты нельзя упускать из виду при изучении памятника.

Б.Л.Смирнов "Введение. Содержание Гиты по главам"

_________________
Нельзя давать исчерпывающие утверждения, ибо необходимо дать ученику возможность упражнять свои умственные способности
Е.И. Рерих. Записи бесед с Учителем


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
За это сообщение пользователю Шанти "Спасибо" сказали:
Richard, Windofchange
 Заголовок сообщения: Re: БХАГАВАД - ГИТА. Гл. XI. Йога Созерцания Вселенской Формы
СообщениеДобавлено: 16 мар 2016, 10:01 
Не в сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 2947
Cпасибо сказано: 947
Спасибо получено:
4062 раз в 1900 сообщениях
Изображение

Благой Господь сказал:

11.52. Труднозримую форму эту -
ту, которую ты здесь увидел, -
даже боги ее непрестанно
созерцать пред собою желают.

11.53. Но ни Ведами, ни дарами,
ни аскезой, ни жертв приношеньем
невозможно Мой облик увидеть,
тебе явленный ныне, Арджуна.

11.54. Только высшее благоговенье
здесь Меня обрести позволяет
в этом облике высшем, сын Притхи,
и познать, и увидеть по сути.

11.55. Делай всё, лишь ко Мне устремляясь!
Возлюби Меня, путы отбросив!
Отрешись от вражды ко всем тварям! -
так ко Мне ты придешь, Арджуна.


"Бхагавад – Гита" перевод Семенцова В.В.

Цитата:
Шри Бхагаван сказал:
11.52.По Моей милости и тебе, Арджуна, была явлена высшая форма, из Моей собственной йоги, наполненная Светом, Вселенская, бесконечная, всеобщая, изначальная. Кроме тебя, ее никто прежде не видел.

11.53. Ни следованием Ведам и жертвоприношениями, ни дарами, ни обрядами, ни суровым тапасом эту форму Мою никто, кроме тебя, в человеческом мире не может лицезреть, героический Куру!

11.54. Не трепещи, не теряй рассудка, узрев эту Мою ужасную форму. Отогнав страх, успокоив ум, вновь созерцай этот знакомый Мой облик.

Санджая сказал:
11.55. Сказав Арджуне так, Васудева принял опять свой образ. Великий духом успокоил его страх, явившись вновь в своём благостном виде.

Арджуна сказал:
11.56. Увидев вновь этот твой благостный человеческий облик, Джанардана, теперь я снова пришел в себя, и присущее мне сознание вернулось.


После устранения всей [двойственности Господь] дает [опыт переживания] высшего покоя, это есть состояние пребывания в Брахмане. При устранении [страха и двойственности] является прекрасная форма Господа.

Шри Бхагаван сказал:
11.57. Трудно увидеть Тот образ Мой, который ты лицезреешь. Даже боги этот мой образ постоянно жаждут увидеть.

11.58. Ни Ведами, ни тапасом, ни дарами, ни жертвоприношениями не возможно узреть [Меня], как узрел Меня ты.

11.59. Лишь преданностью неотступной возможно постичь Меня таким, как Я есть, Арджуна, созерцать и воистину достичь, Сокрушитель врагов!

11.60. Кто действует ради Меня, кто поставил Меня высшей Целью, кто предан Мне, лишенный всех привязаностей, ко всем существам не враждебен, тот ко Мне идет, Пандава!


Сущность всего, состоящая из Васудева таттвы, нисходит с уровня Абсолютного Сознания к тем, у кого зарождается преданность при отсутствии авидьи и влечения к наслаждению объектами чувств, кто [следует] приведенному выше наставлению: «Васудева есть все», «[Познав] Меня, предаются Мне».
Да будет благо!

Резюмирующая шлока
Благодаря пониманию единства Сознания, объединяющего чистое, нечистое и смешанное, мудрый видит три мира: землю, воздух и небо, в равновесии и единстве.
Такова в «Гитартхасанграхе», сочиненной великим Учителем Абхинавагуптой, одиннадцатая глава.


"Гитартхасанграха". Комментарий Абхинавагупты на Бхагавад Гиту

_________________
Нельзя давать исчерпывающие утверждения, ибо необходимо дать ученику возможность упражнять свои умственные способности
Е.И. Рерих. Записи бесед с Учителем


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
За это сообщение пользователю Шанти "Спасибо" сказали:
Александр
 Заголовок сообщения: Re: БХАГАВАД - ГИТА. Гл. XI. Йога Созерцания Вселенской Формы
СообщениеДобавлено: 17 мар 2016, 04:32 
Не в сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 2947
Cпасибо сказано: 947
Спасибо получено:
4062 раз в 1900 сообщениях
Шри Свами САТЧИДАНАНДА
Живая Гита: Вся Бхагавад Гита

Комментарий для современных читателей


Изображение

11.52. Благословенный Господь сказал: "Несомненно, трудно видеть Меня таким, каким видел Меня ты. Даже дэвы могут позволить себе лишь стремиться увидеть Мою космическую форму".

Бог Кришна завершает эту тему тремя последующими строфами.

11.53. [Хотя это приносит большую заслугу] Изучение священных писаний, практика аскетизма, занятие благотворительностью и даже самопожертвование не приносят человеку видение того, что видел ты.

А нет ли здесь противоречия? Прежде Кришна говорил, что аскетизм является важным делом; практика является важным делом; изучение священных писаний и благотворительность являются важными делами, а также жертвоприношение является самым важным делом. А здесь он говорит: “Ты не можешь достичь Меня даже с помощью всех этих вещей”.

Похоже, здесь полное противоречие. Духовный путь очень сложен. Если вы глубоко вдумаетесь, то поймёте, что здесь нет противоречия. Вот что он имел в виду: “Ты не можешь видеть Меня в этой форме, изучая Веды, с помощью аскетических практик, с помощью даров или жертвоприношения. Ни один из этих способов не является необходимым для того, чтобы видеть Меня или испытать покой”.

Я всегда стараюсь объяснить это с помощью Йоги. Вам не нужно делать все эти вещи для того, чтобы переживать покой. Вам не нужны йогические позы, дыхательные практики, повторение мантры, ритуальные поклонения или даже самоподчинение. Ничто из выше перечисленного не является необходимым для того, чтобы вы почувствовали покой.

Тогда зачем их выполнять? Не для достижения покоя, а для того, чтобы избежать нарушения покоя. Поймите, пожалуйста, правильно, что, выполняя все эти вещи, вы избегаете нарушения своего покоя.

Вы привнесёте свет, если откроите все шторы? Нет. Вам и не нужно привносить свет. Он уже здесь. По каким-то причинам прежде вы препятствовали его проникновению. Теперь вы просто устраняете все препятствия, которые мешали вашей встрече со светом. Вот что говорит Бог Кришна: “Все ваши практики и изучения священных писаний предохраняют вас от умственного беспокойства; они устраняют то, что уводит вас от возможности видеть свет”.
Посмотрите на чашу с водой. Вам не нужно что-то делать, чтобы успокоить воду, за исключением того, что нужно перестать трясти чашу. То же самое со спокойствием ума. Чтобы удержать его от колебаний, нарушения покоя, вы изучаете священные писания, практикуете некоторые формы аскетизма, отказываетесь от привязанностей и выполняете все йогические практики.

Все эти практики предназначены для самоочищения, а не для Самореализации. Душа уже реализована, но маленькое я, ум должен быть очищен, чтобы узнать это. Для очищения этого маленького я просто устраните то, что ограничивает ясность.
Поддерживайте это в уме: “Я всегда чист. Что я должен делать? Просто беречься от собственного загрязнения”. Запомните. Применяйте это в своей повседневной жизни. Постоянно помните о том, что говорит Кришна в следующей шлоке:

11.54. Знай, Арджуна, что только с помощью постоянной и непоколебимой преданности можно увидеть Меня в моей космической форме и осознать Меня.
Это означает постоянно помнить: “Я - прекрасен. Я не нуждаюсь в каком-то ином определении. Я могу использовать какое-то определение просто ради забавы. Но я не должен ограничивать себя этими определениями”. Помните, вы можете использовать некоторые ограничения, но всегда знайте, что вы не ограничены. Если ваши повседневные действия основаны на этом, то вы уже являетесь прекрасным.

11.55. Тот, кто желает Меня больше всего на свете и (таким образом) полностью посвящает себя Мне и (так) предлагает Мне все свои действия и (таким образом) отбрасывает все личные (эгоистические) привязанности и чувства враждебности к любому другому существу, Арджуна, такая личность действительно достигает Меня.


Естественно, если вы остаётесь в своём прекрасном виде, то как вы можете питать какую-то враждебность? В тот момент, когда вы забываете об этом единстве и ошибочно воспринимаете различия за истину, тогда вы создаёте друзей и врагов. Вместо этого просто признавайте высшее положение Бога и личный покой.

Возьмём, например, мыло и грязь. Зачем мы применяем мыло для грязной льняной ткани? Не для того, чтобы сделать льняную ткань белой. Мыло никогда не сделает льняную ткань белой. А что же оно сделает? Оно уберёт грязь - вот и всё. Вам не нужно делать льняную ткань белой. Уберите грязь, и тогда лён станет белым. Мыло не может сделать его белым. Это звучит противоречиво. Мыло смывает грязь и смывается само. Мыло - это тоже разновидность грязи.

Поэтому все эти замечательные учения, аскетические практики, отречение и всё остальное, в конечном итоге, должны быть отброшены, чтобы сделать вас свободным. Вы не должны цепляться за мыло, которым являются все ваши практики. Пусть они уходят подобно тому, как смывается мыло. Но вы не можете просто отбросить эти практики, когда захотите. Поддерживайте чистоту. Стирайте до тех пор, пока вся грязь не уйдёт. Тогда даже очистительные практики просто отпадут сами по себе. Тогда вы станете вечно свободным.

На этом заканчивается Одиннадцатая глава Бхагавад Гиты, Учения Йоги, которая озаглавлена: Йога Видения Космической Формы.

_________________
Нельзя давать исчерпывающие утверждения, ибо необходимо дать ученику возможность упражнять свои умственные способности
Е.И. Рерих. Записи бесед с Учителем


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 41 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB