ЖИВАЯ ЭТИКА (АГНИ ЙОГА). Форум «ФЕНИКС»

СЕРДЦЕ БУДЕТ ЧАСАМИ ВЕРНЫМИ, КОГДА ПРИЗОВЕТ К МЫСЛИ О ВСЕХ. НЕ НУЖНО УТОМИТЕЛЬНЫХ МЕДИТАЦИЙ, МЫСЛЬ О МИРЕ КРАТКА, И ОТРЕШЕНИЕ ОТ СЕБЯ В НЕЙ ТАК ПРОСТО ОТРАЖАЕТСЯ. ПУСТЬ БУДЕТ МИРУ ХОРОШО!
Текущее время: 20 авг 2019, 19:49

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 20 ]  На страницу 1, 2  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: БХАГАВАД - ГИТА. Гл. XII. Йога Бхакти
СообщениеДобавлено: 21 мар 2016, 09:14 
Не в сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 2920
Cпасибо сказано: 909
Спасибо получено:
3995 раз в 1877 сообщениях
Изображение

ГЛАВА XII

Арджуна сказал:

12.1. Те, что постоянно преданы и чтут тебя, твои бхакты,
А также чтущие Непроявленное, Непреходящее, кто из них совершенней в йоге?

Шри-Бхагаван сказал:

12.2. Постоянно преданных Мне, в Меня погрузивших сердце,
Чтущих Меня с глубокой верой, их наиболее преданными считаю.

12.3. Но и те, что Непреходящее, Неизреченное, Непроявленное почитают,
Вездесущее, Горнее, Неизменное, Незыблемое, Непредставимое мыслью,

Дословный перевод:
Но те, которые Непреходящее, Неизреченное, Непроявленное почитают, Вездесущее, Непредставимое, Пребывающее на вершине , Непоколебимое, Прочное,

Пребывающее на вершине – Шанкара понимает это выражение как «обитающий в майе» и поясняет: «küta» обозначает вещь хорошую по видимости и плохую по сущности; здесь это относится к иллюзии, к самсарам, разным мирам, подверженным неведению, полным зла; их называют «mäya, avyäkta». Ср. Швет., V, 11 и Гита, VII, 14. «Kütastha» есть тот, кто находится в майе как ее владыка; буквально это слово переводится «стоящий на вершине», а отсюда – неподвижный, вечный, ср. так же прим. 273.

12.4. Укротившие чувства, всегда в равновесии держащие разум,
Радующиеся благу всех существ, – также Меня достигают.

С уравновешенным разумом – Гарбе переводит: «Gegen Alle die gleiche Gesinnung hegend», сравнивая этот стих с V, 9, он считает, что «samabuddhaya» неправильно переводить «stets gleichmütig», как это делает, например, Дейссен: «...und auf alle Dinge mit Gleichrnut blicken». Эджертон переводит: «With mental attitude alike to all» и замечает, что это выражение можно понимать в духе II, 48, как «безразличный к плодам деятельности», так делают Дейссен, Сенар, следуя толкованию Шанкары, или же «равный ко всем существам», как то понимает Гарбе, следуя толкованию Рамануджи и стиху VI, 9. Эджертон правильно замечает, что эти толкования не исключают одно другое. Правильное понимание этого стиха, равно как II, 48 и VI, 9, очень важно для понимания общего духа произведения: Гита учит не равнодушию, не оторванности от мира, но равновесию (ср. II, 48), беспристрастному отношению ко всем, которое возможно только при условии снятия принципа личности (аханкара).

12.5. Только чрезмерен труд Непроявленному преданных сознаньем,
Ибо пути Непроявленного воплощенному трудно достигнуть.

Чрезмерен труд – так переводит данное место БПС, вообще же принято переводить здесь через сравнительную степень: «более тяжел труд» (Дейссен, Гарбе, Леви, Махадэва Шастри). Шанкара также принимает данный оборот в смысле сравнительной степени. Заметим, что слово «adhika» значит также «лучший, более ценный».

"Бхагавад-Гита" литературный перевод и примечания Б.Л.Смирнова

Цитата:
Глава XII. Такое настойчивое возвращение к проблеме бхакти порождает необходимость уделить этому вопросу специальное внимание, что и сделано в главе XII, называющейся «Бхакти-йога».
Арджуна, выслушав учение о Проявленном и Непроявленном Духе, задает вопрос, который из двух методов – стремление к Непроявленному или Проявленному – лучше и скорее приводит к цели освобождения. Здесь опять-таки сказывается основной пафос Гиты – праксис. Арджуну не интересуют гносеологические тонкости, которым так много уделяет места Шанкара и даже Рамануджа. У Арджуны постоянно стоит один и тот же вопрос: «как я могу достигнуть блага?». С этой точки зрения глава XII непосредственно и органически связана с теософическими главами VII – XI.

Б.Л.Смирнов "Введение. Содержание Гиты по главам"

_________________
Нельзя давать исчерпывающие утверждения, ибо необходимо дать ученику возможность упражнять свои умственные способности
Е.И. Рерих. Записи бесед с Учителем


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
За это сообщение пользователю Шанти "Спасибо" сказали:
Александр, Katerina, Richard, Zenon, Лариса, Марина
 Заголовок сообщения: Re: БХАГАВАД - ГИТА. Гл. XII. Йога Бхакти
СообщениеДобавлено: 22 мар 2016, 04:57 
Не в сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 2920
Cпасибо сказано: 909
Спасибо получено:
3995 раз в 1877 сообщениях
Изображение

Глава 12

Арджуна сказал:

12.1. Кто из бхактов, себя обуздавших,
превосходней в искусстве йоги -
те, кто чтут лишь Тебя неустанно,
или чтущие, Кришна, Акшару?

Благой Господь сказал:

12.2. Тот, кто, сердцем в Меня проникнув,
почитает Меня, обуздан,
высочайшей исполнен веры, -
он средь йогинов всех превосходней.

12.3. Кто неявленную Акшару
почитает, что выше мысли,
вездесуща, возвышенна, вечна,
постоянна, непредставима -

12.4. тот, всех чувств толпу обуздавший,
ко всему, что вокруг, мыслью ровен,
лишь Меня, не иного, находит,
благом всех существ услаждаясь.

12.5. К непроявленному устремившись,
все ж он тягот больших не избегнет:
ведь с трудом воплощенный находит
цель, лишенную здесь проявленья.


"Бхагавад – Гита" перевод Семенцова В.В.

Цитата:
Глава 12

Арджуна сказал:

12.1. Есть постоянно поглощенные преданные, что почитают Тебя, и те, что [чтут] Нерушимое, Непроявленное. Из них кто лучшие знатоки йоги?


Словами «кто лучше» [выражается] вопрос: в чем заключена разница между почитателями Брахмана и Ишвары, теми, кто почитает один лишь Атман, и [теми, кто почитает Брахман] наделенный качествами и образом?

Шри Бхагаван сказал:

12.2. Те, кто ум в [Меня] погружая, постоянно [Мной] поглощенные, Меня почитают, наделенные верой, Мной считаются лучшими из приобщенных.


«Тех, кто достигли самавеши, т. е. спонтанного отождествеления с Махешварой, я считаю наиболее преданными» — таково [значение] утверждения, которое высказывает [Господь].

12.3. Но и те, кто Негибнущее, бестелесное, непроявленное почитают, вездесущее, непостижимое, «стоящее над», недвижимое, твердое,

12.4. сдерживая все чувства, все сознавая единым, также Меня достигают, действуя на благо всех существ.

12.5. Трудно чрезвычайно для них умом быть привязанным к непроявленному, путь непроявленного труден для того, кто обрел воплощение.


Те, кто почитает непреходящий Брахман, со всеми качествами, которыми наделен Ишвара, такими как вездесущность и т. п., и те,
кто почитают [бескачественный] Брахман, достигают Меня, правда для [последних] это труднее осуществить, [поскольку] им следует, преодолев в себе грех, раскрыть в себе восемь качеств Атмана, таких как безграничность и т. п., и только потом почитать [Его]. Такие трудности они преодолевают, чтобы достигнуть [Атмана], несмотря на то, что эти восемь качеств, содержащиеся в Ишваре, составляют их самих.

"Гитартхасанграха". Комментарий Абхинавагупты на Бхагавад Гиту

_________________
Нельзя давать исчерпывающие утверждения, ибо необходимо дать ученику возможность упражнять свои умственные способности
Е.И. Рерих. Записи бесед с Учителем


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
За это сообщение пользователю Шанти "Спасибо" сказали:
Лариса
 Заголовок сообщения: Re: БХАГАВАД - ГИТА. Гл. XII. Йога Бхакти
СообщениеДобавлено: 24 мар 2016, 05:39 
Не в сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 2920
Cпасибо сказано: 909
Спасибо получено:
3995 раз в 1877 сообщениях
Шри Свами САТЧИДАНАНДА
Живая Гита: Вся Бхагавад Гита

Комментарий для современных читателей


Изображение

Глава 12. Йога Преданности

Эта, действительно, важная глава. В ней всего 12 шлок, но они объясняют всю Бхакти Йогу, путь преданности. Здесь Бог рисует ясную картину истинного йога или преданного.

В начале Арджуна спрашивает:

12.1. Какие преданные более прочно укоренились в Йоге: те, чья преданность устойчива, и которые поклоняется тебе, проявленному в той или иной форме, или те, кто поклоняются тебе как не имеющему формы и непроявленному?
“Прослушав всё, что ты сказал, у меня ещё осталась некоторая путаница в голове. Человек может поклоняться проявленному или не проявленному Богу. Что лучше?”

Бог Кришна отвечает:

12.2. Те преданные, которые постоянно думают обо Мне с рвением, искренностью и [таким образом] устойчиво поклоняются Моему проявлению в той или иной форме, прочно установлены в Йоге.

12.3. А как насчёт тех, кто поклоняются Мне как непроявленному, находящемуся за пределами имён и форм, бесконечному и неописуемому, которого не может постичь ум, всюду присутствующего и не меняющегося, неподвижного и вечного?

12.4. [С помощью такого поклонения] они успокаивают свои чувства, их ум становится уравновешенным и начинает естественным образом думать о благополучии всех остальных существ. Определённо, такие преданные также приходят прямо ко Мне.

12.5. Но те, кто ищет Меня как непроявленного, выбирают более трудный способ, поскольку для человека в теле очень трудно достичь этой цели.
“Неважно. Оба одинаково хороши”, - говорит Бог Кришна. “Но труднее поклоняться непроявленному, поскольку он безграничен.
Пока ты чувствуешь себя ограниченным, легче и лучше поклоняться чему-то проявленному. Ты всё ещё находишься в теле, поэтому тебе трудно поклоняться бестелесному и бесформенному. Твой разум не может охватить это”.


Как воплощённая личность должна подготовиться для достижения этой цели?

_________________
Нельзя давать исчерпывающие утверждения, ибо необходимо дать ученику возможность упражнять свои умственные способности
Е.И. Рерих. Записи бесед с Учителем


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
За это сообщение пользователю Шанти "Спасибо" сказали:
Лариса
 Заголовок сообщения: Re: БХАГАВАД - ГИТА. Гл. XII. Йога Бхакти
СообщениеДобавлено: 25 мар 2016, 06:54 
Не в сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 2920
Cпасибо сказано: 909
Спасибо получено:
3995 раз в 1877 сообщениях
Парамаханса Йогананда
"Бхагавадгита. Беседы Бога с Арджуной. Царственная Наука Богопознания"


Изображение

Бхакти Йога:
Единение через Преданную Любовь


Следует ли йогу поклоняться
Непроявленному или Личному Богу?

Арджуна сказал:
21.1. Кто из учеников лучше в йоге: те, кто преданно поклоняются Тебе, или кто обожает Неописуемого Непроявленного?


Здесь Арджуна говорит о поклоннике, описанном в последней станзе одиннадцатой главы (тому, кто думает о Боге, как о Космически-телесном Господе, имманентном во всех проявлениях, и кто поэтому трудится для Него без личной привязанности к чему-либо, без враждебности к кому-либо, устанавливая Бога своей высшей Целью); и об ученике, поклоняющемуся Богу, как бесформенному или непроявленному Духу (если считать Бога и Природу двумя обособленными сущностями). Какой ученик более овладел техникой объединения души и Духа?

Благословенный Господь сказал:
12.2. Те, которые, фиксируя свой ум на Мне, обожают Меня, всегда присоединенные ко Мне высшей преданностью любви, суть в Моих глазах совершенные знатоки йоги.


Йог, описываемый в последней станзе одиннадцатой главы, и снова в этой станзе, лучше преуспел в процессах и йоговских техниках, ведущих к Богоединению, чем поклонник, описываемый в третьем и четвертом стихах этой главы – тот, кто сосредотачивается на реализации неуничтожимого, непроявленного Духа. Но в конечном итоге оба вида поклонников обретают Космический Дух.

12.3-4. Но те, кто любят Неразрушимого, Неописуемого, Непроявленного, Всепроникающего, Непостижимого, Неизменного, Неподвижного, Вечно-постоянного; подчинившие все чувства, обладающие умственной уравновешенностью во всех обстоятельствах, и посвятившие себя благу всех существ – поистине они тоже достигают Меня.

В этих двух станзах, Господь Кришна говорит Арджуне о типе поклонника, преданного концепции Бога, как Трансцендентного Высшего Существа, Творца и Правителя вселенной. В защиту того Высшего Духа, такой поклонник ведет дисциплинированную жизнь самоконтроля, поддерживает умственное равновесие верой в Бога, и праведно служит; но он не следует формальному курсу научной йоги.

Такие ученики, очищенные святой жизнью, в периоды интенсивного почитания, подчиняют свои чувства и обретают состояние совершенного умственного спокойствия, посредством простой, но нераздельной концентрации на Господе. Умственно они ныряют во тьму без темноты, свет без света, в которых неописуемый Дух, о котором невозможно и думать, существует, как Кутастха Сознание (Сознание Кришны или Христа) в творении – вездесущий, неподвижный и неизменный, чистое бесформенное отражение (или Сын) трансцендентного Господа. Христьянские мистики, такие как Святой Иоанн Креста, Св. Томас Аквайнас и Св. Тереза Авильская, испытади это Трансцендентное Сознание. Св. Тереза говорила об этом божественном слиянии: “Я видела Бесформенного Христа”. Постепенно увеличивая свои восприятия отраженного Вечного Сознания в творении, такие поклонники в конце концов понимают космическое сознание Бога, существующее в Невибраторной сфере за пределами феноминальных миров. Этот тип поклоняющегося (фактически, йога, или того, кто достиг единства с Богом) достигает Абсолюта, но не обязательно сознает промежуточные научные стадии, случившиеся внутри него, чтобы привести его сознание к освобождению.

12.5. Полагающие свое целью Непроявленного, увеличивают трудности; нелегок путь к Абсолюту для воплощенных.

Путь поклоняющегося Непроявленному Бесконечному очень труден, потому что ученик не имеет поддержки от силы воображения своего ума. Поклонение подразумевает Объект почитания, который удерживает внимание и вдохновляет почтительную преданность (любовь), Бога выраженных качеств. Бесформенный, Неизвестный не очень хорошо подходит для этих целей большинству умов смертных. Рожденный в мире форм с трудом обретает истинную бесформенную концепцию Духа. Поклонение Неописуемому поэтому автоматически предполагает действительный опыт Бесконечного. Только те, кто уже достаточно духовно продвинуты, чтобы интуитивно воспринимать “Бесформенного Христа”, как Тереза Авильская, находят радость в таком взаимоотношении с Божеством.
Систематический йоговский прогресс, идущий через раные стадии божественного восприятия, убеждает его и подкрепляет его усилия и преданность; но плоды поклонения Непроявленному становятся очевидны только в совершенном единении ученического сознания с Богом. Поклонники Абсолюта должны поэтому очень настойчиво стремиться к Духу, чтобы все их восприятия трансцендировали внутренние и внешние ограничения и смешались, как единое интуитивное знание Бесконечного Духа. Такой трансцендентальный самоконтроль требуется с самого начала строгой отрешенности и оставления всех телесных привязанностей.Совершенное оставление земных отождествлений воистину трудно для человека. Попытка этого породила практику сурового аскетизма, для цели подчинения непокорной человеческой природы.

Йог, поклоняющийся личному Богу, с другой стороны, использует постепенные методы реализации, посредством которых он прогрессирует постепенно и естественно в направлении своей цели.
Естественный метод для отречения от меньших удовольствий и привязанностей состоит в испытании превосходных радостей Духа. Поклонник личного Бога находит вокруг и внутри своего храма сознания постоянные напоминания имманентности Бога, которые наполняют его сердце божественной любовью и радостью, без трудностей строгой аскетической жизни отреченного. Йог любит Бога столь глубоко, что постепенно все меньшие желания оставляют его.

_________________
Нельзя давать исчерпывающие утверждения, ибо необходимо дать ученику возможность упражнять свои умственные способности
Е.И. Рерих. Записи бесед с Учителем


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
За это сообщение пользователю Шанти "Спасибо" сказали:
Лариса
 Заголовок сообщения: Re: БХАГАВАД - ГИТА. Гл. XII. Йога Бхакти
СообщениеДобавлено: 29 мар 2016, 08:32 
Не в сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 2920
Cпасибо сказано: 909
Спасибо получено:
3995 раз в 1877 сообщениях
Изображение

12.6. Тех, что все действия Мне предоставили, признав Меня высшей Целью,
И нераздельной йогой Меня почитают, обо Мне размышляя,

12.7. Тех, погруженных в Меня сознаньем, Я скоро спасаю
Из океана самсары и смерти, сын Притхи.

12.8. Погрузи в Меня свое сердце, в Меня углуби свой разум,
Так ты пребудешь во Мне, превзойдя самсару, в этом нет сомненья.

Буквальный перевод:
Углуби в меня свое сердце (манас), погрузи свой ум в меня, так ты затем будешь пребывать во мне и таким образом выше (самсары), в этом нет сомненья.

Затем – слово «ürdhäm» собственно означает «направленный вверх», «верхний». Дейссен, Леви понимают здесь это выражение в смысле «вне мира», так как это слово, можно отнести к «океану перевоплощений» (самсары), о котором говорится в предыдущем стихе. Томсон переводит: «after this life». Сенар, Теланг принимают, что этим оборотом выражена последовательность действий: «Сначала погрузи ум, а потом ты будешь пребывать...»; тот же смысл придает этому месту и Гарбе, хотя его перевод несколько натянут. Шанкара поясняет, что установка манаса означает устремление к Ишваре своих намерений и мыслей, а установка буддхи – устремление постигающей и определяющей способности. Это обеспечивает пребывание в Ишваре после освобождения от тела. Таким образом, Шанкара принимает для «ürdhvam» смысл «после», «потусторонне» смерти или самсары. Так переводят и Эджертон, Дейссен. Понимание этого, казалось бы, незначительного оборота для историка индийской философии представляет значительный интерес, так как за ним скрывается тема, долго обсуждавшаяся индийскими философами, может ли человек освободиться при жизни. Школа Санкхьи и Веданта Шанкары допускала такую возможность, Рамануджа отрицал ее. Я предпочел сохранить неопределенность подлинника.

12.9. Но если ты не можешь стойко углубить в Меня свои мысли,
Старайся достичь Меня напряженным упражнением, Дхананджая.

12.10. Если и на упражнение ты не способен, тогда выполняй дела Меня ради;
Выполняя дела Меня ради, ты совершенства достигнешь.

Ради меня – то есть «пусть целью твоих действий будет постижение меня». Томсон, переводя аналогично, замечает, что это значит, что действия нужно совершить как «жертву мне». Шанкара замечает, что совершение дел во имя Ишвары само по себе ведет к познанию и, таким образом, практика йоги становится не обязательной. Нужно сказать, что смысл ст. 10 и 11 почти один и тот же. Шанкара, толкуя ст. 11, ограничивается простым его пересказом.


"Бхагавад-Гита" литературный перевод и примечания Б.Л.Смирнова
_________________
Нельзя давать исчерпывающие утверждения, ибо необходимо дать ученику возможность упражнять свои умственные способности
Е.И. Рерих. Записи бесед с Учителем


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
За это сообщение пользователю Шанти "Спасибо" сказали:
Лариса
 Заголовок сообщения: Re: БХАГАВАД - ГИТА. Гл. XII. Йога Бхакти
СообщениеДобавлено: 31 мар 2016, 05:09 
Не в сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 2920
Cпасибо сказано: 909
Спасибо получено:
3995 раз в 1877 сообщениях
Изображение

12.6. Но кто мыслью ко Мне стремится,
на Меня возложив все деянья,
тот, кто в йоге сосредоточен,
почитает Меня созерцаньем, -

12.7. всех таких от смертей повторных
избавляю Я без промедленья,
тех аскетов, что неколебимо
в Меня мысль погрузили, Партха.

12.8. Утвердив лишь на Мне свое сердце,
пребывать во Мне мыслью старайся -
и тогда ты со временем будешь
обитать там, где Я, Гудакеша.

12.9. Если ж мысль ты на Мне не можешь
неколеблемо сосредоточить,
постарайся Меня достигнуть
йогой действия, Дхананджая.

12.10. К йоге действия коль не способен -
выполняй для Меня все деянья,
ибо ты обретешь совершенство,
поступая так Меня ради.


"Бхагавад – Гита" перевод Семенцова В.В.

Цитата:
12.6. Но те, кто все деяния ради Меня оставляют, не отклоняясь от йоги, Меня созерцанием чтут.

12.7. Их Я вызволяю из океана смерти и сансары немедля, о Партха, [всех тех, кто] умом погружен в Меня.

12.8. В Меня ум помести, в Меня разум направь, ты пребудешь во Мне, пребывая в высшей йоге.


Согласно предыдущему наставлению, те, кто отрекаются ради Меня, тех Я вызволяю из всех препятствий и других трудностей. [Значение слова] авеша (погружение умом) уже было разъяснено. Это наивысшая йога, благодаря своей неподдельной [естественности]. Как сказано в моей стотре:
«Когда в ком-то проявляется самадхи, благодаря особым средствам [йоги] и пребыванию в асане, — это [всего лишь] играет сознание.
Но оно, вечно присутствующее, содержащееся в самом себе, не постигается даже близко в трех [состояниях сознания], хотя оно очевидно.
Когда самосияющий огонь сознания, поддерживаемый своей силой, без топлива, ясно осознается одномоментно в уме без признаков телесных изменений, сопровождаемых слезами и дрожанием тела, тогда Твое несжигаемое тело, о Деви, [становится] уничтожающим бесполезные оковы [иструментом, которым] познается Махеша».

12.9. Если ум погрузить ты не в состоянии, во Мне пребывая, практикой йоги Меня достигнешь, Дханаджая!

Авеша (т. е. погружения сознания в Атман) трудно достигнуть без тиврашактипата Господа, без милости гуру, обретаемой через длительное служение его стопам. Такова практика.

12.10. Но если ты и к практике не способен, посвяти обряды Мне, ради Меня обряды совершая, ты совершенства достигнешь.

Если ты не можешь практиковать из-за влияния препятствий и т. п., ради их уничтожения совершай обряды: пуджу, джапу, свадхьяю, хому и т. д.

"Гитартхасанграха". Комментарий Абхинавагупты на Бхагавад Гиту

_________________
Нельзя давать исчерпывающие утверждения, ибо необходимо дать ученику возможность упражнять свои умственные способности
Е.И. Рерих. Записи бесед с Учителем


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
За это сообщение пользователю Шанти "Спасибо" сказали:
Лариса
 Заголовок сообщения: Re: БХАГАВАД - ГИТА. Гл. XII. Йога Бхакти
СообщениеДобавлено: 01 апр 2016, 06:55 
Не в сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 2920
Cпасибо сказано: 909
Спасибо получено:
3995 раз в 1877 сообщениях
Шри Свами САТЧИДАНАНДА
Живая Гита: Вся Бхагавад Гита

Комментарий для современных читателей


Изображение

12.6. Мне дороги преданные, которые отказываются от привязанности к плодам своих действий и вместо этого предлагают все их Мне; которые желают Меня больше чего бы то ни было и кто с помощью йогических практик сосредоточенно медитирует на Мне.

12.7. Арджуна, такие преданные, чей ум, таким образом, фиксирован на Мне, очень скоро достигнут опыта переживания Меня как своего освободителя от самсары, иллюзорной драмы жизни и смерти.

12.8. Следовательно, просто думай обо Мне. Весь свой ум (манас) фиксируй на Мне. Постоянно используй свой распознающий интеллект (буддхи), чтобы решить, кем Я являюсь, и ты вскоре узнаешь, что мы соединены навечно; в этом нет никакого сомнения.


Нет сомнений относительно этого. Он много раз говорил об этом раньше: “Думай обо мне и живи во мне”. Это совершенная Йога, высшая форма поклонения. Но как много людей могут поступать так? В следующей шлоке Бог сообщает о более доступном уровне.

12.9. Но, Арджуна, если человек ещё не приобрёл способности фиксировать свой ум на Мне и удерживать его здесь, тогда он должен обучаться этому с помощью Абхьяса Йоги (регулярная практика Йоги).

Он говорит, что если вы всё ещё не способны сосредоточить свой ум на мне, если вы ещё не имеете достаточно прочную преданность, тогда ищите возможность достичь меня с помощью Абхьяса Йоги. Когда ум блуждает то здесь, то там, вновь и вновь возвращайте его ко мне. Это то, что вы называете практикой. На более высоком уровне нет необходимости в какой-либо практике. Ваш ум уже сосредоточен. Вы уже всё выполняете в имени Бога. Но, если вы не можете сделать это, тогда стремитесь вернуть ум назад к Богу всякий раз, когда забываете о нём. Это является Абхьяса Йогой.

12.10. И, если человек ещё не развил потребности в самодисциплине, необходимой для регулярной практики Йоги, фактически, он может также достичь совершенства просто с помощью сознательного посвящения Мне всех своих действий (Карма Йога).

Если такая практика покажется вам слишком трудной, продолжайте делать разные вещи, но, выполняя их, говорите: “Я делаю это для тебя, Господь”.

_________________
Нельзя давать исчерпывающие утверждения, ибо необходимо дать ученику возможность упражнять свои умственные способности
Е.И. Рерих. Записи бесед с Учителем


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
За это сообщение пользователю Шанти "Спасибо" сказали:
Лариса
 Заголовок сообщения: Re: БХАГАВАД - ГИТА. Гл. XII. Йога Бхакти
СообщениеДобавлено: 04 апр 2016, 08:12 
Не в сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 2920
Cпасибо сказано: 909
Спасибо получено:
3995 раз в 1877 сообщениях
Парамаханса Йогананда
"Бхагавадгита. Беседы Бога с Арджуной. Царственная Наука Богопознания"


Изображение

12.6-7. Но для тех, кто почитают Меня, посвящая Мне все свои действия (думая обо Мне, как о Единственном Действующем), созерцают Меня с помощью однонаправленной йоги – оставаясь так поглощенными во Мне – воистину, о отпрыск Притхи (Арджуна), для тех, чье сознание устанавливается во Мне, Я скоро становлюсь Спасителем, выводящим их из моря смертных рождений.

Снова Шри Кришна говорит о поклоннике, который через научную йогу поклоняется Проявленному Богу. В глубокой преданной медитации, сосредотачиваясь на Боге, как Единственном Деятеле во всех жизнь-дающих активностях, такой йог упраздняет внешние и внутренние сенсорно-моторные активности тела и ума, растворяя их внешненаправленнуювибраторную силу в чистое сознание Духа, из которого они пришли.

12.8. Погрузи свой ум лишь в Меня; сосредотачивай на Мне твое различительное восприятие; и без сомнения ты обретешь бессмертие во Мне.

Телесно-отождествленное существо занимает свой ум и интеллект чувственными и материальными объектами. Таким образом он подлежит несказанному неудовлетворению и несчастью.
Все йоги, отделяющие свой ум и интеллект от чувств и устанавливающие их на внутренних восприятиях, достигают состояния неизменного сознания души.
Практика йоги освобождает ум (манас) и различительный разум (буддхи) от рабства чувствам, и концентрирует эти познавательные способности на всезнающей интуитивной мудрости души – микрокосмическом образе Духа, проявленного в теле. В реализации единства души и Духа, такой йог затем способен чувствовать блаженство Бесконечного Существа, существующего не только в материальном мире, но также в бесконечности за пределами вибраторного творения.

12.9. О Дхананджайя (Арджуна), если ты не способен удерживать свой ум полностью на Мне, тогда стремись достигнуть Меня повторяемой йоговской практикой.

В станзах 8-11 этой главы Кришна предлагает различные методы достижения освобождения – каждый метод подходит ученику, достигшему определенной степени духовности. Мой гуру Шри Юктешвар часто отмечал, что различные способы освобождения, упомянутые в Бхагавад Гите являют свои наставления столь сладкими, симпатичными и полезными в исцелении страдающего человечества от множества болезней.

Так Кришна говорит: «О Арджуна, если ученик, от плохой кармы, не может отсоединить ум и интеллект естественно и легко от чувтсв и оставаться нерушимо в том знающем Бога состоянии душевной реализации, ему надлежит с верой заняться повторной практикой научных постепенных методов йоги для такого единения». Когда на дереве появляется плод, предшествующий ему цветок опадает. Ученик, навсегда установивший свое сознание в Боге, более не нуждается в “цветке” йоговской практики; но для стремящегося ученика, регулярность и непрерывность в йоге (авхьяса-йога) существенны. Упорствующие в медитации в конце концов достигнут успеха.

Когда йог снова и снова борется со своими беспокойство и отвлечениями, и с всегда усиливающейся интенсивностью пытается чувствовать божественное общение в медитации, он сформирует хорошую привычку спокойного погружения вовнутрь. Со временем эта привычка сместит смертную привычку упрямого чувственного рабства и приведет в конце концов к реалитзации Божества.

Хотя я родился с благословенным восприятием Духа, время от времени в моей юности мой ум становился очень беспокойным, когда я занимаолся йоговской медитацией. Во время некоторых из этих периодических атак, я представлял себя играющим в футбол – игру, которую я очень любил, и которой я был мастером. Сначала казалось, что моя привычка ментальной игры в футбол была непреодолимой. Тем не менее, я пытался настойчиво медитировать дольше и более интенсивно, стараясь делать реализации каждого дня более глубокими, чем восприятия предыдущего дня. Этим способом я привык продолжительно оставаться в душевной радости. Формирование этой привычки привело к опыту экстатического блаженства в вездесущем Духе.

12.10. И снова, если ты не способен практиковать непрерывную йогу, будь прилежен в исполнении деятельности с мыслью обо Мне. Даже занимаясь такой деятельностью, ты достигнешь высшего божественного успеха.

Если ученик колеблется в практике йоги, будучи привычно беспокоен и материально активен, тогда с преданностью и верой в Бога. Он должен поддерживать свои медитации увеличивающимися усилиями во всем действовать во имя Бога, физически, ментально и духовно. Его медитативная деятельность и внешняя работа физической, ментальной и духовной помощи другим должна мотивироваться только желанием доставить приятное Богу. Со временем, он почувствует присутствие Того, Кто всегда знает об ученических усилиях в борьбе.
Библия говорит нам: «Вера есть сущность вещей, на которые надеются, свидетельство вещей невидимых”*. Осуществлением праведных действий с верой в Господа, поклонник в конце концов найдет, через воспринимаемую ответную реакцию от Него, доказательство Его невидимого присутствия.

Лекарство от беспокойства есть продолжительное усилие быть умиротворенным, независимо от успеха или неудачи. Сильные, трудно-умирающие, упрямые привычки наконец уничтожаются постепенным усилением хорошей привычки практики внутреннего спокойствия в медитации.

Я знал двоих исключительно невежественных учеников, во времена моего ученичества в старших классах в Калькуте. Благодаря их неспособности усвоить уроки, они подвергались ежедневным наказаниям от учителей. Один из учеников “не выдержал” этого: он бросил школу и остался необразованным. Другой мальчик, независимо от оскорблений, продолжал стараться. Все были поражены, когда в конце года он выдержал успешно выпускные экзамены.

Аналогично, Бхагавад Гита здесь советует даже наиболее беспокойному ученику – которому не достает кармической предрасположенности, облегчающей йоговскую практику – медитировать упорно тем не менее, из любви к Богу и желания ублажить Его, т.к. от такой продолжительной духовной активности он в конце концов преуспеет в Богопознании.

_________________
Нельзя давать исчерпывающие утверждения, ибо необходимо дать ученику возможность упражнять свои умственные способности
Е.И. Рерих. Записи бесед с Учителем


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: БХАГАВАД - ГИТА. Гл. XII. Йога Бхакти
СообщениеДобавлено: 05 апр 2016, 04:57 
Не в сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 2920
Cпасибо сказано: 909
Спасибо получено:
3995 раз в 1877 сообщениях
Изображение

12.11. Но если и действовать ты не способен, то единенью со Мной предавшись,
Осуществляй прилежно отреченье от плодов всех действий, собой владея.

Со мной – это предложение можно связать с первой половиной шлоки (Дейссен, Леви, Сенар) или со второй (Теланг).

12.12. Ибо знание лучше, чем упражненья, размышление – знания лучше,
Отреченье от плодов действий лучше, чем размышленье, скоро приносит мир отреченье.

12.13. Без ненависти к существам, сострадательный, милосердный,
Без собственности, без самости, равный в горе и радости, терпеливый,

12.14. Всегда довольный йогин, постоянный в единении, сомообузданный, твердый в решеньях,
Вручивший Мне сердце и разум, преданный Мне, он Мне дорог.

12.15. Перед кем не робеют люди, кто пред людьми не робеет,
Кто свободен от радости, нетерпения, страха, волненья – тот Мне дорог.

Дословный перевод:
От кого мир не отвращается и кто не отвращается от мира, кто свободен от радости, нетерпенья, страха, волнения, тот дорог мне.

Не отвращаются – такой смысл придают этому обороту многие из переводчиков; БПС придает для данной шлоки слову «udvija» смысл «не пятится назад», «не робеет».

"Бхагавад-Гита" литературный перевод и примечания Б.Л.Смирнова


Цитата:
Арджуна получил наставление о двух формах божества, как в первой части он получил наставление о двух путях достижения – санкхье и йоге. Как там, так и здесь он непосредственно переходит к виджнана, практическому осуществлению знания. Шри-Кришна отвечает ученику, что нет принципиальной разницы между тем и другим методом, как нет и принципиальной разницы между Проявленным и Непроявленным Духом, так как это не два различных духа, а Единый и Единственный.

Все дело в практической постановке вопроса, ибо тот и другой путь ведет к одной цели – освобождению. Но для воплощенного «безмерно труден путь Непроявленного». Он не отрицается Шри-Кришной, но только признается непосильным или почти непосильным для человека.

Итак, Гита дает свое учение о мировой Душе, не как отвлеченную гносеологическую концепцию, но как, выражаясь современным языком, «рабочую теорию», позволяющую успешней приблизиться к цели, так как Гита признает бхакти за основную движущую силу, а бхакти по отношению к Непроявленному почти неосуществима.


Б.Л.Смирнов "Введение. Содержание Гиты по главам"

_________________
Нельзя давать исчерпывающие утверждения, ибо необходимо дать ученику возможность упражнять свои умственные способности
Е.И. Рерих. Записи бесед с Учителем


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: БХАГАВАД - ГИТА. Гл. XII. Йога Бхакти
СообщениеДобавлено: 06 апр 2016, 04:49 
Не в сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 2920
Cпасибо сказано: 909
Спасибо получено:
3995 раз в 1877 сообщениях
Изображение

12.11. Если ж к подвигам ты не способен,
упражняясь в такой Моей йоге,
практикуй от плодов отреченье
в своих действиях, духом обуздан.

12.12. Ибо знание выше действий,
еще выше, знай, созерцанье,
созерцанье приводит к отказу
от плодов и к умиротворенью.

12.13. Этот йогин - всегда довольный,
волей твердый, себя обуздавший,
мысль и сердце в Меня погрузивший,
полюбивший Меня - Мне дорог.

12.14. К существам не питая злобы,
сострадателен он, приветлив,
эгоизма и самости чуждый,
в горе - радости он одинаков.

12.15. Дорог Мне - кто людей не терзает,
кто и сам от людей не страждет,
кто от радости, от раздраженья,
нетерпенья и страха свободен.


"Бхагавад – Гита" перевод Семенцова В.В.

Цитата:
12.11. Но даже и этого если ты не способен делать, пребывая в единстве со Мной, от плодов всех деяний совершай отречение, обуздывая себя.

Если ты не можешь совершать обряды для Господа по причине незнания их последовательности, описанной в шастрах, тогда жертвуй Господу все, что делаешь, посвящая Ему самого себя. Держа это указание [в уме], мною сказано в «Лагхупракрия стотре»:
«Все, что я совершаю, не зная главного и второстепенного, без [знания] порядка поклонения и по невнимательности, все это прости твоему страдающему и невежественному преданному. Ты милостив, о Шамбху! Посредством этой стотры я предлагаю Тебе себя. По Твоей беспричинной милости, да не ввергнусь я снова в юдоль страданий!»
Эта идея самопредания [Господу содержится] во всех доктринальных текстах Парамешвары. [Далее] она подводится к выводу:

12.12. Лучше практики — знание, [лучше] знания считается созерцание, [лучше] созерцания — отречение от плодов всех деяний, [а лучше] отречения — Покой постоянный.

Знание (джняна) — погружение в Атман. Оно лучше практики, поскольку является результатом практики. Созерцание (дхьяна), которое означает отождествление [себя] с Господом, — лучше, чем погружение (авеша). Поскольку ей достигается желаемое, она включает другие объекты. При реальном отождествлении с Господом в дхьяне, происходит отречение от результатов действий. В противном случае, какое может быть отречения вне [отождествления] с познаваемым объектом? При отречении от результатов кармы [йогин] достигает [высшего] покоя. Погружение в Атман, являясь корнем всякого знания, основа Знания.

12.13. Невраждебный ко всем существам, дружелюбный, милостивый, без чувства «мое», без эго, равный в счастье и страдании, терпеливый;

Дружелюбный — тот, у кого отсутствует зависть, тоже самое — милостивый. [Слово] «мое» (мамака) [означает чувство]: «это — мое» и т. д., (ахамкара) [означаетчувство]: «Я — благородный, я — могучий, я — снисходительный». У кого нет этих [чувств, тот] именуется «без чувства “мое”» и «без эго». Терпение есть отсутствие ненависти [даже] к врагу, чинящему вред.

12.14. Удовлетворенный постоянно йогин, самообузданый, твердый, не сомневающийся, мне предавший ум и разум, — такой Мой преданный дорог Мне.

Полностью сосредоточенный йогин — тот, чьи органы чувств успокоены внутри, хотя и могут быть заняты внешней [деятельностью].

12.15. Кем не смущается мир, и кто не смущается миром, от радости нетерпения, страха, волненья свободный — он дорог Мне.

"Гитартхасанграха". Комментарий Абхинавагупты на Бхагавад Гиту

_________________
Нельзя давать исчерпывающие утверждения, ибо необходимо дать ученику возможность упражнять свои умственные способности
Е.И. Рерих. Записи бесед с Учителем


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 20 ]  На страницу 1, 2  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB