ЖИВАЯ ЭТИКА (АГНИ ЙОГА). Форум «ФЕНИКС»

СЕРДЦЕ БУДЕТ ЧАСАМИ ВЕРНЫМИ, КОГДА ПРИЗОВЕТ К МЫСЛИ О ВСЕХ. НЕ НУЖНО УТОМИТЕЛЬНЫХ МЕДИТАЦИЙ, МЫСЛЬ О МИРЕ КРАТКА, И ОТРЕШЕНИЕ ОТ СЕБЯ В НЕЙ ТАК ПРОСТО ОТРАЖАЕТСЯ. ПУСТЬ БУДЕТ МИРУ ХОРОШО!
Текущее время: 13 дек 2019, 02:48

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 24 ]  На страницу 1, 2, 3  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: БХАГАВАД - ГИТА. Гл. XIII. Йога Распознавания
СообщениеДобавлено: 18 апр 2016, 06:45 
Не в сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 2951
Cпасибо сказано: 952
Спасибо получено:
4070 раз в 1904 сообщениях
Изображение

ГЛАВА XIII
ЙОГА РАСПОЗНАВАНИЯ
МЕЖДУ ПОЛЕМ И ПОЗНАВШИМ ПОЛЕ


Арджуна сказал:

Пракрити и Пурушу, Поле и Познавшего Поле,
Знанье, предмет познанья – это хочу я знать, Кешава.

Этой шлоки нет во многих изданиях Гиты, и переводчики часто ее совсем опускают. Во всяком случае, она и там, где включена в текст, не входит в нумерацию шлок XIII главы.

Шри-Бхагаван сказал:

13.1. Это тело, Каунтея, именуется Полем;
Того, кто его познает, Познающим Поле мудрые называют.

Познавший поле – технический термин индийской философии, означающий Атмана, Пурушу в его отношении к пракрити материи, «полю». Мокшадхарма (МБх, XII, 12 679–80) так определяет «знающего поле»: «То скрытое, непознаваемое, непроявленное, вечное, превосходящее чувства, предметы чувств и все существа, ибо это есть то, что называется “Внутренним Я” (antarätma) существ и “Познающим поле” (kshetrajnä), оно обозначается, как превосходящее три гуны, как Пуруша».

13.2. Знай Меня, как Познавшего Поле во всех Полях, Бхарата;
Знание Поля и Познавшего Поле – мудрость, я так полагаю,

Знание поля – слово «yattad» можно читать двумя способами: вместе, как это делает Дейссен, принимая это слово за причастие от глагола «yat». В таком случае выражение надо перевести «истинное знание» (wahre Erkenntnis – Дейссен). Но можно, это слово разбить и на два «yat» и «tad». В таком случае получается оттенок, данный в предлагаемом переводе. Хотя в издании Михальского-Ивеньского (и следующего ему Эджертона) и принята вторая транскрипция, однако Эджертон переводит: (true), «knowlege». По поводу этой шлоки Шанкара замечает: «kshetrajnä» есть сам Ишвара. Можно было бы сказать, что раз во всех полях «познающий поле» есть сам Ишвара, то он есть «samsäri» (то есть, что он подвержен самсаре). Если это не так, то и писание было бы бесполезным. Заключение, что Ишвара подвержен самсаре, противоречит всякой очевидности. Явления бхакти были бы невозможны, если бы душа и Ишвара были бы тождественны. Все эти противоречия могут быть объяснены только с точки зрения учения о «знании», «незнании», передаваемого в Смрити и Шрути (ср. Катхака., II, 4; Кена., II, 11).

Таким образом, незнающий может считать свое тело за «я» и так совершать, дхарму и адхарму. Поэтому «знающий поле» может быть назван индивидуальной душой (ätman), подверженной самсаре вследствие незнания. Но в действительности Ишвара нисколько не задевается материей. Можно было бы сказать, что раз Ишвара подвержен незнанию, то он подвержен и самсаре. Слово «samsära» происходит от «tamas» («тьма»), это есть «невосприятие истины», темное знание, «авидья», которое не есть свойство познающего, так как оно не действует на него, а только на орудия познания: глаз, ухо и пр. Но тогда можно было бы сказать, что писание бесполезно, раз нет подверженного самсаре. Но это не так. Писание принято всеми. Лишь тогда, когда «познавший поле» становится единым с Ишварой, становится ненужным и писание. Состояния свободы и незнания не реальны, как это полагают дуалисты; если бы они были реальными, то Атман мог бы иметь различные состояния и не был бы неизменным и вечным. Самсара основана только на незнании и существует только для незнающего. Но если спросить, чье же это «незнание», то можно ответить: всякого, кто его видит. Вопрос: как оно зримо? Ответ: этот вопрос не требует ответа, так как, если видима «авидья», то видим обладающий «видья». В присутствии хозяина коровы нечего спрашивать, кто он, и без того это ясно. Этот текст приводится как образец рассуждений Шанкары.

13.3. Каково это Поле, какого рода, откуда оно, каковы его измененья,
Кто Он, какова Его сила – от Меня услышь вкратце.

Оно – относительное местоимение «yat» на конце первой строчки связывает обе части мысли о поле и познавшем поле (то есть о материи и духе). Для санскритского языка характерно симметричное расположение относительного и указательного местоимений (замечание Томсона).

Мощь – Леви без достаточных оснований принимает для слова «prabhäva» значение «происхождение» и переводит: «d’óu sort il?». Такое понимание противоречит основному положению индийской философии о безначальности духа.

"Бхагавад-Гита" литературный перевод и примечания Б.Л.Смирнова

Цитата:
К III части Гиты можно отнести главы XIII – XV, излагающие основные теории системы Санкхьи, касающиеся космологии.
Глава XIII содержит учение о Пракрити и Пуруше, согласно системе ранней Санкхьи. По старой традиции шл. I этой главы считается интерполяцией и не входит в счет шлок. Она заключает в себе вопрос Арджуны о «поле и познавшем поле».
Согласно традиции ранней Санкхьи, в главе XIII излагается дуалистическое учение о противопоставлении Духа и Материи. Полнота деятельности приписывается материи, дух признается бездеятельным созерцателем происходящего в материи. Традиционно это учение называется учением о «поле и познавшем поле». Даже в ранних Упанишадах (Чханд.) можно найти следы такого учения о Пуруше и Пракрити. Мир, микрокосм рассматривается, как Вселенский Человек, Пушан, принесенный в начале времен в жертву. Впоследствии это учение развито Пуранами и Тантрами.

Б.Л.Смирнов "Введение. Содержание Гиты по главам"

_________________
Нельзя давать исчерпывающие утверждения, ибо необходимо дать ученику возможность упражнять свои умственные способности
Е.И. Рерих. Записи бесед с Учителем


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: БХАГАВАД - ГИТА. Гл. XIII. Йога Распознавания
СообщениеДобавлено: 19 апр 2016, 05:15 
Не в сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 2951
Cпасибо сказано: 952
Спасибо получено:
4070 раз в 1904 сообщениях
Изображение

Благой Господь сказал:
13.1. Это тело твое, сын Кунти,
именуется поле - «кшетра»;
познающий его есть «кшетраджня» -
таково наставление мудрых.

13.2. Я есмь то, что во всех этих кшетрах
пребывает как их кшетраджня;
кто так знает кшетраджню и кшетру -
тот владеет, сын Бхараты, знаньем.

13.3. Какова эта кшетра? Откуда?
Каковы ее виды? В чем сущность?
Также кто он? И в чем его силы? -
это все расскажу тебе вкратце.


"Бхагавад – Гита" перевод Семенцова В.В.

Цитата:
Арджуна сказал:
13.1. Пракрити, Пурушу, поле и знающего поле — это познать я желаю, а также знание и познаваемое, о Кешава!


В некоторых Шрути говорится: «Следует почитать знающего поле». Что такое [«знающий поле»]? Это Атман, Ишвара или еще кто-то третий? На заданный в сомнении вопрос Господь отвечает:

Шри Бхагаван сказал:
13.2. Это тело, Каунтея, именуется полем, а того, кто знает его, именуют знающим поле, так [утверждают] познавшие.

13.3. Знай Меня, как Знающего Поле во всех полях, Бхарата. Знание Поля и Знающего Поле именуется Мной Знанием.


Поле (кшетра) — это тело сансарических [существ], в котором прорастает семя кармы. Отсюда Атман, воплощенный в их тела, именуется «Знающий поле». Для пробужденного [слово] «поле» явно имеет следующее значение: то, что уничтожает (кшиноти), то что [привязывает] посредством наслаждения к результатам кармы и спасает (транше) от страха рождения и смерти.

Для того, кто знает свое воплощение как поле, знающий поле — это Высший Атман, Васудева. Корень вид обладает значением каузатива и является синонимом корня джня. Тот, по чьей милости [джива], не имевшая осознавания, становится осознающей, и есть никто иной, как Знающий Поле. Разница [между дживатмой и параматмой] такова: Когда Атман принимает ограниченную форму, [он именутся дживатмой, индивидуальным Атманом], а когда Он проникает во все тела, тогда Он [именуется] высшим Атманом (параматма), Господом Васудевой. [Слово] «Меня» используемое в родительном падеже [означает]: «Я этим знанием познаюсь». Таков смысл.

"Гитартхасанграха". Комментарий Абхинавагупты на Бхагавад Гиту

_________________
Нельзя давать исчерпывающие утверждения, ибо необходимо дать ученику возможность упражнять свои умственные способности
Е.И. Рерих. Записи бесед с Учителем


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
За это сообщение пользователю Шанти "Спасибо" сказали:
Katerina, Лариса
 Заголовок сообщения: Re: БХАГАВАД - ГИТА. Гл. XIII. Йога Распознавания
СообщениеДобавлено: 20 апр 2016, 08:07 
Не в сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 2951
Cпасибо сказано: 952
Спасибо получено:
4070 раз в 1904 сообщениях
Шри Свами САТЧИДАНАНДА
Живая Гита: Вся Бхагавад Гита

Комментарий для современных читателей


Изображение

Глава 13. Йога Поля и Знаток Поля
Эта глава начинается с вопроса Арджуны:
13.1. "Кришна, я бы хотел больше узнать о пракрити и Пуруше, о поле и его знатоке, о мудрости (джнанам) и о том, что следует знать".
Благословенный Господь ответил: "Арджуна, тело называется полем (кшетра). Тот, кто понимает поле, говорят мудрецы, является знатоком поля (кшетраджна).


Термины пракрити и Пуруша обозначают почти то же самое, что кшетра и кшетраджна. Пуруша означает “Бог”; пракрити - Его проявление. В конечном итоге они не отличаются друг от друга. Мы никогда не сможем отделить их. В действительности они являются одним и тем же. Подобно тесту и хлебу, первое является сырым, а второй - испечённым. Пуруша - не проявлен, мы не видим его и не можем как-то использовать. Непроявленная пракрити является Пурушей. В настоящей главе Бог Кришна и описывает это.

Слово кшетра можно перевести, как “дом”, “место” или “поле”. Кшетраджна - это тот, кто обитает в этом месте. Святое место часто называется кшетрас, а обитающее там божество - кшетраджной. Но здесь, в космическом смысле, кшетра - это пракрити, а кшетраджна - невидимое сознание, находящееся за всем этим.

Другое определение словам кшетра и кшетраджна - “познаваемое” и “знаток”. Чаще всего эти слова переводят как “поле” и “знаток поля”. Природа или то, что может быть познано, подходит для обозначения словом “поле”, т.к. в поле вы можете вырастить всё, что хотите: что посеете, то и пожнёте. Если вы посеете “добрые” семена, они дадут “добрые” плоды. Если посеете семена зла, пожнёте плохие плоды.

13.2. Пойми это, Арджуна, Я - знаток поля в каждом. Способность различать поле и его знатока - это то, что называют истинным знанием.

Здесь Кришна, похоже, отвечает на незаданный вопрос Арджуны: “Существует ли множество кшетраджн и кшетр?” Проще говоря: “Существуют ли множество душ и множество тел?” Бог Кришна говорит: “Нет, я - Душа или Дух во всех кшетрах. Тел много, но я являюсь жизнью во всех телах”.
Это значит то же самое, что и “образ Бога” в Библии. Бог создал всё по Своему собственному образу. Хотя Библия прямо не говорит об этом. Там сказано: “Бог создал человека по Его собственному образу”. Даже не женщина. Значение выражения таково: Бог сделал всё по Своему собственному представлению. Если бы быки могли написать Библию, они бы, вероятно, сказали: “Бог создал всех быков по Своёму собственному представлению”. Всё, что пишется, делается таким образом. Обычно это не предназначено для унижения других или игнорирования их. Вероятно, несколько человек сидели вместе и обсуждали эти вещи. Они говорили: “Бог создал человека по своему собственному образу”. Я не думаю, что они сознательно кого-либо упустили.

“Способность различать поле и его знатока является истинным знанием”, - говорит Бог. Он говорит о знании, умеющем просвещать и различать. Вивека - это способность различать сущность и её модификации или проявления. Никогда не пренебрегайте способностью различать.
Два ребёнка пошли в магазин, чтобы купить шоколад. Он был разной формы: круглый, квадратный, в виде шариков, в виде животных (слонов, кошек, собак и т.д.). Один ребёнок выбрал шоколадку в виде слона, а его брат - в виде собаки. Разве продавец скажет: “Дайте мне 1000 долларов за слона и 10 долларов за собаку?” Нет. Его не интересуют названия и формы. Он просто положит всё на весы и скажет: “Заплатите мне столько-то за фунт шоколада”. Ему не важно, слоны это или собаки. Для него имеет значение вес шоколада. Продавец смотрит на вес шоколада, а покупатель - на название и форму. Ребёнок, который купил слона, может сказать: “О, слон такой вкусный!” А другой мальчик может ответить: “Что ты! Собачка гораздо вкуснее, чем слон”. Дети могут даже подраться из-за этого, поскольку они не видят сущность. Но продавец знает, что и за тем и за другим стоит одна реальность - шоколад. Это истинное знание: знание сущности, а имена и формы являются одним и тем же, но на различных уровнях. Истинное знание заключается в способности отличать Пурушу, Бога от Его проявлений, которые являются пракрити; или кшетраджну - знатока поля от кшетры - поля.

Когда мы привязываемся только к знанию названия и формы, - это можно охарактеризовать как мирской подход. Знание сущности является священным знанием. Мирское знание без священного всегда создаёт проблемы. Но если вы подразумеваете священное знание, то удобно просто иметь дело с мирским знанием, при котором вы наслаждаетесь всем миром. Поэтому мой учитель Свами Шиванандаджи обычно говорил: “Наблюдай единое в разнообразном”. Тогда вам будет интересно в разнообразии. Но, если вы упустите сущность и будете видеть только разнообразие, то это будет своего рода безумие.

Здесь мы можем видеть схожесть и различие между учёными и йогами. В известном смысле учёные-материалисты также являются йогами. Но они стараются больше узнать лишь о проявленной вселенной. Это одностороннее знание. Они применяют те же самые методы, что и йоги. В некотором отношении они даже практикуют йогические позы и медитацию. Сидя в лаборатории, учёные могут даже забыть о ходьбе на протяжении многих часов. Они забывают о еде и сне. Какую великую тапасью или аскетизм они совершают! Вы только посмотрите, практические приёмы почти идентичны. А сколько учёных пожертвовали женитьбой и семьями! Их супруги жалуются, что они забывают о своих семьях. В какой-то мере они отрекаются от личной жизни. Почти так же поступают духовные люди. Но главный интерес духовного отречения заключается в познании сущности. Он или она стараются узнать “то, что должно быть познано, познав которое, они познают всё”.

13.3. Послушай Меня, Я вкратце расскажу тебе, что является полем и какие в нём имеют место перемены. Я также покажу тебе, кто является Знатоком и какими силами он обладает.

_________________
Нельзя давать исчерпывающие утверждения, ибо необходимо дать ученику возможность упражнять свои умственные способности
Е.И. Рерих. Записи бесед с Учителем


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
За это сообщение пользователю Шанти "Спасибо" сказали:
Лариса
 Заголовок сообщения: Re: БХАГАВАД - ГИТА. Гл. XIII. Йога Распознавания
СообщениеДобавлено: 21 апр 2016, 05:57 
Не в сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 2951
Cпасибо сказано: 952
Спасибо получено:
4070 раз в 1904 сообщениях
Парамаханса Йогананда
"Бхагавадгита. Беседы Бога с Арджуной. Царственная Наука Богопознания"


Изображение

Глава XIII

Поле и Познающий Поле
*
Божественные силы сотворяющие тело, поле, в котором добро и зло засеиваются и пожинаются
*
Истинная природа материи и Духа, тела и души
*
Характеристики мудрости
*
Дух, как известный мудрецам
*
Пуруша и Пракрити (Дух и Природа)
*
Три подхода к Самопознанию
*
Освобождение: Различение между Полем и Познающим Поле

Аум

“О отпрыск Кунти (Арджуна), знающими истину это тело называется кшетра (“поле”, в котором хорошая и дурная карма засеивается и пожинается); также, того, кто познает поле, они называют кшетраджна (душой)….Также знай, что Я есмь Кшетраджна (Воспринимающий) во всех кшетрах (телах, развившихся из космического творческого принципа и Природы). Понимание кшетры и кшетраджны – которое затуманено - Мной называется истинной мудростью”.

Поле и Познающий Поле

Божественные силы сотворяющие тело, поле, в котором добро и зло засеиваются и пожинаются

Предисловие

Арджуна сказал:
О Кешава (Кришна), о Пракрити (разумной Матери Природе) и Пуруше (Трансцендентном Боге-Отце); о кшетре (телесном “поле”) и кшетраджне (душе или развивателе-познавателе того телесного поля); о знании и Том, что надлежит познать – вот, что я жажду знать.

Этот предворяющий стих не включается в некоторых версиях Гиты. В других он включается и номируется как №1. Более обычно он включается без номера, так что традиционная сумма стихов остается 700, вместо 701. В этой публикации, это названо “Предисловием”, представляющим предмет главы ХIII.

Эта глава о Природе и Духе, теле и душе представляется выражением желания Арджуны услышать от Кришны детально о более ранних высказываниях о трансцендентном Боге, существующем за пределами вибраторного творения; о Разумном Вибраторном Творении (Супруге Бога, Матери Природе); о кшетре, или объективном теле-сновидении; о сновидце или познающем (душе или кшетраджне); и о сновиденческом сознании (космическом творческом принципе), объединяющем тело-сновидение и душу-сновидца.

Послевнимания словам Кришны относительно союза души и духа через преданную любовь, Арджуна недоумевает. Как различающиеся элементы ума (манаса, или чувственного сознания) и разума (буддхи, или чистого божественного сознания) существуют в нем, и как их столкновение препятствует божественному единению. Ученик, стремящийся к Богу, жаждет понять тайну о внешней, материально-склонной Космической Природе и внутренней тяги трансцендентного Духа; и о чувственно- и Природно-отождествленном поле тела (кшетры) и Духовно-отождествленной душе (кшетраджне). Он хочет всей информации о них, и о Духе в Его непроявленном состоянии – высшем объекте знания.

Метафизически говоря, йог (Арджуна) стремится научиться от космического сознания (Кришны) внутри него о высших Духовных двойственных проявлениях, Пракрити, или Матери Природы, и Пуруши, или Боге-Отце за пределами творения; об Их микрокосмических проявлениях, маленькой Природе-теле и маленьком познающем – обитателе тела, душе; а текже все о причинах для столкновения между диаметральными противовположностями, Природой и Духом, телом и душой.

Благословенный Господь ответил:
13.1. О отпрыск Кунти (Арджуна), знатоками правды, это тело называется кшетра (“поле”, где добрая и злая карма засеиватся и пожинается); а также, познающего поле они называют кшетраджна (душа).


Тело есть поле, где оперирует Космическа Природа; душа, чистое отражение Бога, есть познающий это поле.
Как сновидец находит свое сознание трансформированным в объекты сна и в воспринмающего, так душа (с помощью Бога) есть творец ее объективного тела-сновидения (кшетры) и познающего его (кшетраджны).

Сновидец, процесс сновидения, и объекты сна соответствуют душе-сновидцу, ее сновиденческой способности, и ее сну об объективном теле. Объективное тело-сновидение есть тело, в котором душа-сновидец собирает своих воюющих солдат разума и Природные армии чувственного слепого ума. Столкновение между этими противостоящими силами вызывает результаты хороших и дурных действий (кармы).

Открывающий стих первой главы Бхагавад Гиты говорит буквально об историчнеской войне между порочными Кауравами и добродетельными Пандавами; но этот настоящий стих ясно показывает, что это человеческое тело является полем сражения. На этом поле, в усилии достигнуть управления в телесном царстве блаженной души, эго и ум, а также материально склонные чувства готовы сражаться против разумной способности и ее сил воли и самоконтроля. Таким образом, это очевидно, что Вьяса использовал историческую войну аллегорически, и что реальное спражение, на которое ссылались, есть внутреннее стражение: духовная война между мудростью и невежеством, психологическая брьба между разумом и умом (чувственным сознанием), и телесная война между самоконтролем и вредным потаканием чувствам. Этот конфликт описывается напротяжении восемнадцати глав Бхагавад Гиты.

13.2. О потомок Бхараты (Арджуна), также знай Меня Кшетраджной (Воспринимающим) во всех кшетрах (телах, развившихся из космического творческого принципа и Природы). Понимание кшетры и кшетраджны полагается Мной настоящей мудростью.

Эта станза говорит об имманентной всезнающей природе Духа. Лишь Он один проявляется как бесчисленные души. Тот йог является обладателем истинной мудрости, который понимает, что Бог есть единственный Кшетраджна, один Воспринимающий в творении, в каждой и во всех душах, облаченных физическими телами. Бог есть единственный субъективный, воспринимающий и объективный принцип, существующий в космическом сновиденческом творении и проявляющийся, как оно. Это Сам Господь становится всеми субъективными сновиденческими существами. Он есть познающий принцип во всех тварях, наделенных чувством, и во всем прочем. Он также проявляется как все сновиденческие объекты и тела в творении. Понимание этих истин составляет настоящую мудрость.

13.3-4. Услышь от Меня вкратце о кшетре, его качествах, его причинно-следственном принципе и его искажающих влияниях; а также о том, кто есть Он (Кшетраджна) и о природе Его способностей – истины, которые были четко установлены ришами многими способами: в различных песнопениях в Ведах и в определительных аналитических рассуждениях афоризмов о Брахмане.

Да слушает каждый ученик с полным вниманием, как делал Арджуна, Господне объяснение Кшетры и Кшетраджны: Пракрити и Пуруши, Материи и Духа!
_________________
Нельзя давать исчерпывающие утверждения, ибо необходимо дать ученику возможность упражнять свои умственные способности
Е.И. Рерих. Записи бесед с Учителем


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
За это сообщение пользователю Шанти "Спасибо" сказали:
Лариса
 Заголовок сообщения: Re: БХАГАВАД - ГИТА. Гл. XIII. Йога Распознавания
СообщениеДобавлено: 25 апр 2016, 06:55 
Не в сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 2951
Cпасибо сказано: 952
Спасибо получено:
4070 раз в 1904 сообщениях
Изображение

13.4. Риши в различных гимнах многократно воспевали это,
Особенно обстоятельно в доказательных стихах Брахмасутры;

Брахмасутры – Гарбе считает этот стих позднейшей вставкой. Он считает также, что чтение Бетлинга «viniçcitam» вместо «viniçcitah» вполне убедительно, как и его пояснение о брахмасутрах. Михальский-Ивеньский также отмечает, что поправка Бетлинга подтверждается ссылкой на комментатора в издании Махабхараты Кришначарьи. Гарбе считает, что взгляды большинства индийских и европейских комментаторов на данную шлоку не убедительны, он считает, что здесь речь идет именно о сутрах Бадараяны, так как другие сутры с подобным названием неизвестны. Под «chandas» Гарбе понимает Упанишады.

Михальский-Ивеньский тоже считает данный стих интерполяцией. Нужно признать, что шлока мало вяжется с контекстом и действительно, быть может, является вставкой, первоначально попавшей в текст, как замечание переписчика. Впоследствии, чтобы не нарушать счета шлок, в некоторых списках был пропущен вопрос Арджуны, хотя и гораздо больше вяжущийся с контекстом и подходящий к общему стилю Гиты, чем XIII, 4. Данная шлока возбуждала много толкований и споров. Переводят ее различно. Сущность споров сводится к вопросу, о каких сутрах здесь идет речь, что важно для решения вопроса о датировке Гиты. Если признать подлинность шлоки и что речь в ней идет о сутрах Бадараяны, то, как полагает Рамануджа, это явилось бы существенным опорным пунктом для датировки, конечно, относительной, так как точная датировка сутр Бадараяны тоже неизвестна. Бюрнуф, Теланг, Дейссен, Эджертон не считают, что здесь говорится о Брахмасутрах Бадараяны. Также думает и Лоринзер, хотя для подтверждения своей мысли приводит неубедительный довод, что Гита не может цитировать Брахмасутр, так как придерживается философии Санкхьи.

Дасгупта придерживается мнения, что в данной шлоке говорится о сутрах Бадараяны, Шанкара дает следующее пояснение отдельным словам шлоки: «риши» – например, Васиштха, «гимны» – например, Ригведы. Природа «поля» и «познавшего поле» также мыслятся, как замечает Шанкара, в словах о Брахмо. Слова эти полны рассудительности и не допускают сомнений. Эджертон сомневается, чтобы сутры Бадараяны существовали во времена создания Гиты. Следуя Шанкаре, он переводит: «(ведические) гимны».

13.5. Непроявленное, буддхи, творец личности, великие сути,
Одиннадцать органов чувств, пять их пастбищ,

«Непроявленная» – подразумевается природа, пракрити в состоянии растворения (пралаи); термин характерен для Санкхьи.

Чувств – порядок перечисления элементов в этой шлоке не выдержан более плотные элементы перемешаны с более тонкими, что не соответствует системе Санкхье, хотя Томсон и указывает на такое соответствие. Нужно сказать, что нарушение порядка перечисления ради метрики допускается индийской поэтикой. К шлокам 4–6 Шанкара делает такие пояснения: элементы названы «великими» потому, что они охватывают все свои модификации. Здесь говорится о «тонких» элементах, а не о «грубых», последние названы здесь «предметами чувств». Аханкара есть самость; буддхи упоминается как определение «самости», причем «буддхи» есть «непроявленное» (avyakta), это есть непроявленная, недифференцированная сила Ишвары, о которой говорится в ст. 14. Шлока дает восьмеричное разделение пракрити. Одиннадцать органов чувств – это органы восприятия и органы действия, по пяти в каждой группе; их синтез, манас – шестой. Пять предметов (пастбищ) чувств – это звук и пр. Таким образом, заключает Шанкара, Ишвара указывает, что именуемое шлокой вайшешика «качествами Атмана» в действительности является качествами «поля», а не «познавшего поле». Влечение, отвращение и пр. – все это «поле», так как познаваемо только «поле».

13.6. Влеченье, отвращенье, приятное, неприятное, связи, сознание, крепость –
Вот перечислены вкратце Поле, его измененья,

Буквальный перевод:
Влечение, отвращение, приятное и неприятное, сочетания, сознание, крепость – вот поле с (его) изменениями вкратце перечислено.

Сочетания – samghatas – обычно переводится через «агрегат» (Дейссен) или тело (Теланг, Сенар). Эджертон справедливо возражает против такого перевода на том основании, что в данной шлоке перечисляются не физические элементы, а качества; следуя Хиллу, он передает: «ассоциации», понимая под этим связь органов чувств со своими предметами. Хотя Эджертон и сам нерешительно высказывается за такое толкование, однако нужно признать, что оно более обоснованно, нежели общепринятое.

13.7. Смирение, искренность, честность, неврежденье, терпенье,
Почитание учителя, чистота, самообладание, стойкость,

13.8. Отвращение от предметов чувств, от себялюбия свобода,
Понимание бедственности рожденья, болезни, старости, смерти,

Рождения – то есть перевоплощения.

13.9. Отрешенность ,непривязанность к сыну, жене, дому,
В желанных и нежеланных событиях постоянная уравновешенность мысли,

13.10. Безраздельное почитанье Меня неуклонной йогой,
Отсутствие влеченья к людскому обществу, пребывание в уединенном месте,

13.11. Стойкость в познанье высшего Атмана, постижение цели истинного знанья,
Это называется знанием: неведеньем – все другое.

Познания – Шанкара поясняет, что познание Атмана возникает из таких атрибутов, как смирение и пр., считая их за условия, способствующие истинному знанию, цель которого есть спасение.


"Бхагавад-Гита" литературный перевод и примечания Б.Л.Смирнова

Цитата:
Единый есть «знаток поля» во всех «полях», то есть во всех существах, во всех формах; поэтому человек, стремящийся к освобождению, должен стремиться отождествлять себя с Брахмо, так как по существу различие между «познающим поле», то есть воплощенным, и «познавшим поле», то есть невоплощенным, Единым Духом, иллюзорно (ср. Брих., 4, 10). Истинное «знание поля» и «познавшего поле» есть «мудрость», так как такое знание ведет к освобождению. Все остальное – неведение, понимаемое не отрицательно, как отсутствие знания, но положительно, как ложное знание, заблуждение (аджнана, моха). Как в предыдущих главах, Гита и здесь выдвигает на первый план праксис, а не гносеологию.

В шлоках 5–6 бегло перечисляются элементы Пракрити, как они устанавливаются ранней Санкхьей, а затем в шлоках 7–11 излагается «предмет знания»: отрешенность от проявленного, преданность Единому; все остальное объявляется «неведением». Гита призывает устремить мысль на «То», «Вездесущее», которое есть ни «сат», ни «асат» и из которого происходит все проявленное. Таким образом, в основу полагается монизм, адвайта. Но Пуруша и Пракрити, как атрибуты Единого, вечны, безначальны. Пракрити действует, Пуруша созерцает. Идея вечности атрибутов Единой Субстанции не чужда и европейской философии, она полагается в основу системы Спинозы, во многом опиравшегося на принципы Каббалы. Пракрити по существу есть выражение «вращения трех гун (качеств)», а Пуруша есть «созерцатель этих гун». Страсть к гунам удерживает его в проявленном и создает карму воплощений в различных лонах. Отрешение от гун освобождает Пурушу от «океана самсары».

Все это вполне согласуется с системой Санкхьи, но в отличие от поздней, дуалистической Санкхьи Гита (как и еще более ранняя Санкхья Упанишад) утверждает конечное единство Духа, в котором сливаются все индивидуальные пуруши, тогда как поздняя Санкхья не принимает такого слияния, откуда и ее «атеизм» (анишвара Санкхья), отрицание Мировой Души, Ишвары.

Б.Л.Смирнов "Введение. Содержание Гиты по главам"

_________________
Нельзя давать исчерпывающие утверждения, ибо необходимо дать ученику возможность упражнять свои умственные способности
Е.И. Рерих. Записи бесед с Учителем


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: БХАГАВАД - ГИТА. Гл. XIII. Йога Распознавания
СообщениеДобавлено: 28 апр 2016, 05:11 
Не в сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 2951
Cпасибо сказано: 952
Спасибо получено:
4070 раз в 1904 сообщениях
Изображение

13.4. Многовидно веденье это
в гимнах Вед воспевали риши,
а затем его в Брахмасутрах
изложили строго и точно.

13.5. Непроявленное, орган мысли,
аханкара и пять элементов,
чувства, коих одно и десять,
и пять сфер - точно пастбища чувствам,

13.6. Страсть и ненависть, боль и радость,
также тело, сознанье и стойкость -
таковы разновидности кшетры,
если их перечислить кратко.

13.7. Нрав негордый и нелицемерный,
неврежденье, терпенье, честность,
чистота, почитание гуру,
также твердость, себя обузданье,

13.8. отрешенность от внешних предметов,
в себе самости устраненье,
созерцанье умом пороков
боли, старости, родов и смерти,

13.9. непривязанность, неустремленность
к сыновьям, жене, дому, богатству,
постоянная ровность сознанья
в обретенье благого иль злого,

13.10. пребывание в уединенье,
отвращение к сборищам шумным
и всем сердцем Меня почитанье,
порожденное практикой йоги,

13.11. в знанье атмана - непрерывность,
устремленность к познанью сути -
таковы здесь приметы знанья;
а незнанье - все то, что иное.


"Бхагавад – Гита" перевод Семенцова В.В.

Цитата:
13.4. Каково это Поле, какого рода, откуда оно, каковы его измененья, что оно есть, какова его изначальная природа — от Меня услышь вкратце.

13.5. Множеством риши описанный и различными чхандасами, подробно изречениями «Брахма сутры», с доводами неопровержимыми.


[Выражение] «каковы его изменения» [означает] «чем производятся его изменения». [Слово] «вкратце» [означает], что ответы на вопросы, заданные по отдельности, будут даватся сразу. То, что подробно было сказано Ведами и риши, я разъясню вкратце.

13.6. Великие элементы, [составляющие] Непроявленное, есть: ахамкара, буддхи, одиннадцать чувств, пять объектов чувств.

[Слово] «непроявленное» [означает здесь] пракрити. Органов чувств вместе с умом [насчитывается] одиннадцать, объектов чувств — форма и т. д. — пять.

13.7. Желание и отвержение, счастье и страдание, целостность, сознание, устойчивость — это, вкратце, [именуется] Полем, вместе с возникающими его превращениями.

«Сознание» — это Пуруша и его способность восприятия. «Устойчивость» — свойство, поддерживающее жизнь [прану] в виде надежды и уверернности во [всех существах], начиная с Брахмы и заканчивая червем, [понуждающее] под воздействием желания и гнева и т. п. [думать]: «этого я достиг, иного и быть не могло, и это будет у меня вечно». Это то, что поддерживает жизнь, составляя основу [самого] дыхания, что в тайных учениях именуется словом «влечение». Так разъясняются поле и знающий поле. Теперь говорится о знании:

13.8. Смирение, искренность, честность, ненасилие, терпение, почитание учителя, чистота, стойкость, самообуздание;

13.9. Отстранение от чувственных объектов и от ахамкары, видение изъяна в рожденье, болезни, старости и смерти;

13.10. Отрешенность, непривязанность к сыну, жене, домочадцам, к желанным [событиям] и постоянная уравновешенность ума перед нежеланными событиями;

13.11. Безраздельное почитанье Меня неуклонной йогой, отсутствие влечения к людскому обществу, пребывание в уединенном месте;

13.12. Постоянство в познании высшего Атмана, постижение цели истинного знания — это называется знанием, прочее же — неведением.


Словами «неуклонная йога» [выражается] неуклонное убеждение «нет ничего отличного от Параматмы, Махешвары». Это и есть йога. Благодаря этому убеждению проявляется преданность Мне. Поэтому от такой преданности невозможно отпасть из-за отсутствия желаний и умственных представлений, являющихся причиной отпадения. Эти колебания сознания, направленные на различные формы, не ведут [йогина к отпадению], поскольку он един с Парамешварой. К этому он должен всегда и повсюду устремляться. Противоположное этому есть неведение, оно же — эгоизм и прочее.

"Гитартхасанграха". Комментарий Абхинавагупты на Бхагавад Гиту

_________________
Нельзя давать исчерпывающие утверждения, ибо необходимо дать ученику возможность упражнять свои умственные способности
Е.И. Рерих. Записи бесед с Учителем


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: БХАГАВАД - ГИТА. Гл. XIII. Йога Распознавания
СообщениеДобавлено: 29 апр 2016, 04:45 
Не в сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 2951
Cпасибо сказано: 952
Спасибо получено:
4070 раз в 1904 сообщениях
Шри Свами САТЧИДАНАНДА
Живая Гита: Вся Бхагавад Гита

Комментарий для современных читателей


Изображение

13.4. На протяжении веков эта мудрость самыми разными способами рассказывалась и воспевалась риши. Искусно использовались слова и ум, чтобы правильно описать реальность.

В текстах этих двух шлок Бог Кришна говорит о составных частях поля, проявлении сущности:

13.5. Арджуна, поле является сочетанием следующего: (пять) великих элементов; эгоистическое чувство индивидуальности (ахамкара); распознающий интеллект (буддхи); а также пракрити (в её непроявленном состоянии), из которых развивается всё остальное: десять чувств и ум (манас) и пять чувственных объектов.

13.6.Из этого поля возникают: желание и отвращение (любовь и ненависть); удовольствие и страдание; физическая совокупность, содержащая всё это вместе (тело); интеллект и настойчивость (воля).


Вы можете удивиться, почему здесь не упомянуто ничего более конкретного. Как могут удовольствие и страдание, эмоции и рассудок быть кшетрой или полем? В конечном итоге, даже ум является тонкой формой материи, проявлением. Интеллект и эгоизм являются частями ума. В йогической терминологии они называются маномая коша (умственная оболочка), виджнанамая коша (оболочка интеллекта) и анандамая коша (оболочка чистого эго). Всё это разные оболочки или одежды души. Они меняются, поскольку ум постоянно меняется.

У вас не всегда одни и те же эмоции. Интеллект возрастает и снижается. Иногда кажется, что вы сверхинтеллектуальны, а в другой раз ваш интеллект искажён. Что является постоянным и никогда не меняется, так это Пуруша. А то, что меняется, является частью пракрити. Поэтому все эти элементы: желание, ненависть, удовольствие, страдание и т.д. являются частью проявленной пракрити.

Следующие несколько шлок являются практическими, а не просто представляют собой высокую философию. Иногда хорошо порассуждать о духе, Душе, сущности. Но это чаще всего лишь пустая болтовня. Дух настолько тонкий, что находится за пределами нашего умственного понимания. Даже для того, чтобы просто говорить о нём, говорящий человек должен использовать пракрити, и это же должен делать слушатель. Пракрити говорит и пракрити слушает. Все мы находимся на уровне пракрити (проявленного), стараясь думать и говорить о сущности, непроявленном Пуруше. Иногда это подобно тому, как маленький внук старается вникнуть в глубину понимания деда. Конечное старается измерить бесконечное с помощью своих ограниченных инструментов. Капля не может измерить глубину моря.

Познание этой сущности или кшетраджны возможно только посредством её реализации. Поэтому это и называется реализация, поскольку вы должны войти в эту реальность. Но на нашем обычном уровне всем мы в реализации. Реализация - realization или в виде игры слов - Real-lie-zation: Real - настоящий, подлинный, реальный; lie - обман. "Real lie" - "Обманчивая реальность" или то, что мы называем майя или иллюзия.

Здесь вновь следует напомнить, что подразумевается под иллюзией. Говорят, что различные предметы и феномены иллюзорны. Они являются майей, а не какой-то конкретной истиной. Тогда что же такое иллюзия? Эта книга, например, является иллюзорной. То, что я называю книгой, в сущности, не является настоящей книгой. Когда-то давно она не была книгой и позже также перестанет быть книгой. Листы бумаги и картон получены из целлюлозы. Они подверглись воздействию печатного станка и были скреплены вместе. В результате получилась книга. При чтении возникает ощущение значения напечатанных слов.

Предположим, вы разрываете все листы книги и бросаете обрывки в кучу. Это что будет: всё та же книга? Нет. А что, собственно, произошло? Вы ничего не уничтожили, все составляющие книги ещё сохранены, просто разрушена её форма. При этом вы тут же
перестаёте называть её книгой. Вы называете это бумажной кучей. Поднесите спичку - и вы станете называть это кучей пепла.
Вещи постоянно меняют свои названия и формы, что является внешней иллюзией. Даже ценность этих относительных вещей меняется каждую минуту. Если вы купили книгу, а в следующий момент решили, что она вам не нужна и хотите её продать, тут же её цена упадёт на 50%. Теперь это уже использованная книга. Она упала в цене.

Всё падает в цене. Нет ничего постоянного. Ваше тело, ваша красота, ваша одежда и даже ваши деньги падают в цене. Все эти вещи, которые постоянно меняются, называются майя. Но это не значит, что все эти вещи бесполезны или что ими следует пренебречь и выбросить. Пользуйтесь ими, но не думайте, что они постоянны. Просто знайте, что они меняются.

Бог Кришна говорит здесь, что знание сущности, с помощью которой все вещи были созданы, необходимо, чтобы жить спокойно среди всех этих постоянных перемен. Но чтобы понять эту истину, мы должны начать путь оттуда, где находимся в данный момент, с нашего обычного повседневного уровня. Как мы достигнем этого? Мы используем наш ум. Мы очищаем его. Мы должны стать более культурными. Поэтому в следующих шлоках Кришна говорит о большей самокультуре. Какими качествами должен обладать ум, чтобы достичь уровня понимания истины?

Можем мы понять, просто услыхав это? Нет. Мы можем знать теоретически, но это не означает, что это удовлетворит наш голод. Мы можем знать, как готовить, но это не означает, что мы знаем наизусть все страницы кулинарной книги. Кришна говорит: “Давайте готовить!” Он даёт прекрасный список тех качеств нашего ума, которые следует развить, чтобы сделать ум подходящим для переживания истины:

13.7. Те, кто обладают мудростью и скромностью, а также не причиняют вреда другим, являются великодушными и прямыми людьми. Они преданно служат своему духовному учителю (гуру). Их ум чистый и непоколебимый. Они верны своим убеждениям и (способны) контролировать свой ум.

13.8. Они видели вред от отождествления себя со своим телом, умом и полем, которое постоянно подвергается мучительным циклам рождения, страдания, старости, болезни и смерти. В присутствии чувственных объектов они обладают вайрагьей (бесстрастием) и свободны от ахамкары (эгоистического чувства обособленности).

13.9. У них нет личных привязанностей, поскольку они ошибочно не отождествляют себя со своими домами, семьями, мужьями, жёнами, детьми или родителями. Таким образом, не обременённые, они наслаждаются постоянным равновесием в присутствии (так называемой) хорошей или плохой судьбы.

13.10. Они непрерывно наслаждаются Йогой устойчивой преданности Мне, и, естественно, ищут спокойного места подальше от шумного общества.

13.11. Таким образом, они постоянно осуществляют непрерывную реализацию Души, которая, как они понимают, является сущностью знания истины. Я называю это мудростью. Поиск чего-то иного является невежеством.


Когда вам хотят что-то сказать о положительной истине, могут упомянуть о противоположном. Мы видим пример этому в простых словах святого поэта из южной Индии Тхируваллувара в его Тхирукуррале. Он спрашивает: "Что такое Йога? Что означает ПРАВЕДНОСТЬ? Что является духовной жизнью? Сделать ум чистым - это Йога". Затем он добавляет: “Всё остальное является противоположностью”.

Иногда, когда я говорю людям: “Это всё, что требуется для Йоги”, - они говорят: “Это всё? Вы слишком упрощаете её. Мы считали, что должны практиковать пранаяму по 10 часов в день, стоять на голове и делать другие подобные вещи”. Посмотрите, как всё просто! Просто держите ум чистым, и вам не нужно будет даже беспокоиться о том, чтобы оставаться спокойным.

Чистый ум всегда будет чистым. Вам даже не нужно делать его спокойным. Какой ум становится беспокойным? Грязный ум. Вам, может быть, знакомо выражение: “Чистота находится рядом с Благочестием”. Не важно, какой вид чистки вы использовали: сухую или влажную. Вы просто сохраняете вещь чистой. Если вы вновь прочитаете перечень качеств, которые называет Бог Кришна, все они основаны на чистоте и спокойствии: смиренность, скромность, ненасильственность, прощение.

Если вы не будете прощать, ваш ум будет беспокойным. Если кто- то сказал или сделал что-то для вас, и вы думаете об этом, ваш ум просто будет бурлить. Мне не нужно объяснять каждое качество. Их цель одна и та же - чистота. Поддерживайте эту цель в уме, и все эти качества автоматически придут к вам. Хотя мы можем коснуться одного-двух из них, например, “служения учителю”. Что здесь общего с чистотой? В этом смысле ваш “учитель” означает человека, который управляет вами на праведном пути. Вы должны смиренно повиноваться ему. Если вы не собираетесь быть смиренным по отношению к этому человеку, то с кем тогда вы собираетесь быть смиренным? Обычно мы не хотим подчинять себя кому-либо, но мы должны это сделать, когда, например, приходим к врачу. “Доктор, я в вашем распоряжении. Делайте со мной всё, что хотите. Режьте всё, что считаете нужным”. Вы можете даже позволить врачу, чтобы он в определённом смысле слова убил вас. Он делает инъекцию, и вы “временно умираете”, находясь под анестезией.
Точно так же, если вы не можете быть неэгоистичным, преданным и подчинённым своему собственному духовному учителю, вы не сможете пойти по этому пути с кем бы то ни было. Пусть ваш ум будет свободным и очищенным от эгоизма, по крайней мере, в этих взаимоотношениях. Пусть это будет началом. Если вы освободитесь от эго даже на минуту, вы получите проблеск света. Тогда постепенно вы увидите не только то, что одна личность, такая как ваш учитель, но всё остальное станет для вас учителем. Вы начнёте учиться у всех и вся.

Это всё равно, что высматривать что-то в кромешной тьме, где внезапно загорается свет. Теперь вы увидите не только то, что искали, но и множество других вещей. Вы можете включить на кухне свет, чтобы увидеть холодильник, а не для того, чтобы видеть все остальные кухонные шкафы. Но когда вспыхнет свет, вы увидите всё. Точно так же, по крайней мере, на какое-то время, когда вы избавитесь от эгоизма, разум получит проблески истины учителя. В этот момент вы сможете также увидеть освещёнными и другие вещи.

С этого момента вы начинаете освобождаться от эго. Во всех остальных случаях эго шло впереди: “Я всё знаю; Вы кто такой, чтобы учить меня. Я - великий! Мне это всё известно. Я делал то, я делал это”. Обычно идут все эти “Я, Я, Я”. Но, по крайней мере, одной личности вы говорите: “Я ничего не знаю”. Очень трудно сказать: “Я не знаю, и поэтому я пришёл к вам”. Когда вы, действительно, это имеете в виду, вы становитесь смиренным и преданным; вы открыты для того, чтобы научиться большему. Тогда вы становитесь чистым.

_________________
Нельзя давать исчерпывающие утверждения, ибо необходимо дать ученику возможность упражнять свои умственные способности
Е.И. Рерих. Записи бесед с Учителем


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: БХАГАВАД - ГИТА. Гл. XIII. Йога Распознавания
СообщениеДобавлено: 04 май 2016, 06:07 
Не в сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 2951
Cпасибо сказано: 952
Спасибо получено:
4070 раз в 1904 сообщениях
Парамаханса Йогананда
"Бхагавадгита. Беседы Бога с Арджуной. Царственная Наука Богопознания"


Изображение

13.5-6. Вкратце, кшетра и его модификации составлены из Непроявленного (Мула-Пракрити, неразделенной Природы), пяти космических элементов, десяти чувств и одного чувственного ума, рассудка (интеллекта), эгоизма, пяти объектов чувств; желания, ненависти, наслаждения, боли, аггрегации (тела, комбинации разнообразных сил), сознания и живучести.

Станза 5 перечисляет двадцать четыре принципа творения, согласно учению философии Санкхья в Индии.* В книге Откровения в Христьянской Библии об этих принципах говорится, как о “двадцати четырех старцах”.

В Мула-Пракрити, непроявленной или неразделенной Природе, заключены потенциальности проявленного субъективного сознания: читта (чувство); ахамкара (эго); буддхи (различительный рассудок); и манас (чувственный ум). Отсюда возникают потенциальности объективного проявления: махататтвы (пять тонких вибраторных элементов земли, воды, огня, воздуха и эфира) и производные от индрий пять инструментов восприятия и пять – действия, а также пяти пран (жизненных сил, которые вместе с пятью тонкими вибраторными элементами, под влиянием трех гун: саттвы, раджаса и тамаса, производят “пять объектов чувств”, сначала в их тонкой форме, и наконец в грубой материи, “аггрегации” или материальной форме этих разнообразных сил).

13.7. (Мудрец отмечен) скромностью, отсутствием ханжества, безвредностью, прощением, праведностью, служением гуру, чистотой ума и тела, устойчивостью, самоконтролем;

13.8. Безразличием к чувственным объектам, отсутствием себялюбия, пониманием страдания и зол, присущих жизни смертного: роджения, болезни, старости и смерти;

13.9. Непривязанностью, неотождествлением Я со своими детьми, женой и домом; постоянным умственным равновесием (равностностью) в желанных и нежеланных обстоятельствах;

13.10. Неуклонной преданностью Мне, посредством йоги нераздельности, склонностью к уединению, избеганием компании миских людей;

13.11. Упорством в Самопознании; и медитативным восприятием объектов всякого изучения – истинной сущности или значения их. Все эти качества составляют мудрость; противоположные им качества составляют невежество.


Описав природу кшетры, “поля” Космической Природы и тела, Кришна теперь говорит о джнане, истинном знании, или мудрости – воплощение которой наблюдается в мудреце, проявляющем ее качества.

Чистая Космическая Природа (Пара-Пракрити) в причинном и астральном мирах является местопребыванием всех возвышающих качеств мудрости. Эти чистые качествапроявляются в причинных и астральных существах, а также в высоко продвинутых духовных личностях в физической сфере. Йог, который наполнен божественной мудростью в высшей степени удовлетворен – никакие слезы эго не раздражают его, чтобы желать непостоянных человеческих почестей; ничтожнейшее или высочайшее место одинаковы для него, потому что он стремится только к признанию Бога. Ханжа шумноречив и притворяется быть тем, чем не является; тогда как совершенно ненарочитый мудрец, без усилий с его стороны, везде почитается за его благородство. Видя Бога во всем, божественный человек не имеет склонности по воле причинять вред никакому существу; он терпелив и прощает, в надежде, что неправедный использует случай исправиться. Верный истине, мудрец справедлив и нелжив - отчетлив в праведной честности и искренности. Он почитает гуру, как проявленного посланника от Бога и канал спасения, и таким образом предан, особенно услужлив и послушен наставнику во всем. Наполненный чистотой мудрости, мудрый понимает необходимость физической чистоты, посредством подходящей гигиены и хороших привычек, а также ментальной чистоты, посредством духовных мыслей. Его продолжающаяся терпеливая йоговская практика дает ему естественную устойчивость и надежность в любом духовном предприятии. Физическим и ментальным самоконтролем он всегда является господином самого себя, направляемый различительной мудростью, отраженной в нем в зеркале спокойствия, неизвращенном чувственной беспокойностью. Мудрый, большими глотками пьющий новую радость Бога внутри него самого, не чувствует притяжения к безвкусным чувственным объектам. Он лишен физического или ментального себялюбия, с его суетой, ложной гордостью, заносчивостью. Интроспективным анализом человеческого состояния, с рождением, болезнью, дряхлостью и смертью, мудрый избегает, присущих сфере Природных перемен, страдания и зла, постоянно вспоминая о своем бессмертном трансцендентном Я.

Мудрый йог отделяет свое сознание от преходящих связей и обладаний, даже, если он живет домохозяином; так как знает, что все вещи принадлежат Богу, и что в любой момент их могут отобрать у него по Божьей воле. Он любит свою семью не меньше из-за своей непривязанности, а также он не пренебрегает своими обязанностями перед ней, но скорее любит и служит Богу в них и расширяет ту заботу, включая в нее всех других Божьих детей. Наставление Кришны о непривязанности мудрецов можно связать также со словами Христа: “Нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия, и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев, и сестер, и отцев, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной”. Является ли мудрый йог монахом или дромохозяином, он сохраняет вечное спокойствие сердца, независимо от благоприятных или неблагоприятных обстоятельств в его жизни.

Благодаря объединяющей силе йоговской медитации, йог устойчивой преданности остается свободным от раздробляющих мыслей и чувств, и таким образом живет в единстве с Духом. Избегая компании чувственно-беспокойных существ и материалистического окружения, мудрец предпочитает уединенные места, духовную компанию и внутреннее содружество с Высочайшим Другом.

Проявляющий мудрость йог наполняет свой ум духовными изучениями и духовными медитативными восприятиями, способствующими реализации души. Когда он достигает совершенного внутреннего просветления, он интуитивно воспринимает значения во всех формах знания, и понимает всю правду божественной мудрости, как проявляенную внутри самого Себя.

Культивированием добродетелей, упомянутых выше, стремящийся йог достигает мудрости и искореняет из своего сердца все протиные проявления невежества: гордость, гнев, жадность, себялюбие, собственничество, неверное предствавление и т.д.

Ученик, стремящийся к освобождению, понимает, что все учение, принадлежащее к феноменальному миру, частично, неопределенно, относительно и неудовлетворяет. Знание Бога есть единственное истинное, постоянное и абсолютное знание.

_________________
Нельзя давать исчерпывающие утверждения, ибо необходимо дать ученику возможность упражнять свои умственные способности
Е.И. Рерих. Записи бесед с Учителем


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: БХАГАВАД - ГИТА. Гл. XIII. Йога Распознавания
СообщениеДобавлено: 05 май 2016, 05:38 
Не в сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 2951
Cпасибо сказано: 952
Спасибо получено:
4070 раз в 1904 сообщениях
Изображение

13.12. Я тебе сообщу, что подлежит познанью, познавшие это достигают бессмертья.
Безначально Запредельное Брахмо, ни как Сущее, ни как Не Сущее, Его не определяют:

Безначально – «anadimat param» – так читает Шанкара, а за ним и большинство современных переводчиков (Дейссен, Теланг и др.). Эджертон, следуя чтению Рамануджи «anadi matparam Brahma», переводит: «Безначальное Брахмо управляется мной». В примечании Эджертон подчеркивает, как он делает это не раз, непоследовательность Гиты и ссылается на XIV, 27, как на место, параллельное данному. Однако он соглашается, что чтение Шанкары вполне приемлемо. В данном случае в непоследовательности можно было бы упрекнуть Рамануджу, а не Гиту (см. так же примеч. 520). Шанкара указывает, что не во всех Упанишадах Брахмо описывается только отрицательно, по формуле «neti, neti» (Брих, III, 8, 8). Можно было бы возразить, говорит Шанкара, что то, о чем ничего нельзя сказать, не существует, но и этого нельзя думать о Брахмо, так как высказывание «существует» уже есть объективизация, а Брахмо есть чистый субъект. Таким образом, продолжает Шанкара, подлежащее познанию, о котором говорится в данной шлоке, лежит за пределами чувств и может быть познано только посредством того, что называется «шабда» («словом»), то есть через откровение. Это умопостигаемое не может быть похожим на вещи (например, на горшок), следовательно, это есть ни «sat», ни «asat», оно пребывает над познаваемым и над непознаваемым.

13.13. У Него везде руки, ноги, везде глаза, уши, головы, лица,
Все слыша, все объемля, оно пребывает в мире;

В мире – это шлока – цитата из Шветашватара уп. III. «Везде уши» – так переводят Теланг, Сенар; Шанкара, Рамануджа понимают выражение: как «везде слыша», чему следуют Дейссен, Эджертон. Впрочем, по существу оба оборота тождественны по смыслу. Что касается оценки цитат, то для древних памятников, в частности санскритских, к решению вопроса о заимствовании следует подходить с большой осторожностью. Произведения древности сохранялись очень долгое время в Индии по памяти, так как рукописи из-за сырого и жаркого климата очень быстро разрушались. Вследствие изустной передачи многие изречения попадали в разные произведения вне зависимости от процесса созидания данного произведения, и поэтому наличие «цитаты» далеко не всегда дает право заключать о последовательности двух сравниваемых памятников.

13.14. Качествами всех чувств сверкая, ото всех чувств свободно,
Бескачественное качествами наслаждается, все содержащее, лишенное связей,

Чувств – существуют две традиции понимания этого стиха. Предлагаемая есть традиция Рамануджи, ее придерживаются Томсон, Теланг, Гарбе и др. Традиции Шанкары придерживается Хилл, Эджертон. Последний переводит «Having the semblance of the qualities of all senses...».

13.15. Вне и внутри существ, недвижное, и все же в движенье,
Оно по своей тонкости непостижимо, Оно далеко и близко,

13.16. Нераспределенное в существах, Оно пребывает как бы распределенным;
Подобает знать: Оно носитель существ, пожиратель, производитель.

13.17. Оно – Свет светов, Оно именуется запредельным мраку,
Оно знанье, предмет и цель познаванья; в сердце каждого Оно пребывает.

Цель познавания – Шанкара поясняет: освобождение; можно перевести и «предмет знания».

Пребывает – «dhishtham». Шанкара и Рамануджа читают «vishtham» – «различно установленный».

13.18. Так вкратце объяснено Поле, также знанье, предмет познаванья;
Постигнув это, мой бхакта в мое Бытие вступает.

Вступает – Шанкара, Рамануджа толкуют: «годен».

"Бхагавад-Гита" литературный перевод и примечания Б.Л.Смирнова
_________________
Нельзя давать исчерпывающие утверждения, ибо необходимо дать ученику возможность упражнять свои умственные способности
Е.И. Рерих. Записи бесед с Учителем


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: БХАГАВАД - ГИТА. Гл. XIII. Йога Распознавания
СообщениеДобавлено: 06 май 2016, 05:02 
Не в сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 2951
Cпасибо сказано: 952
Спасибо получено:
4070 раз в 1904 сообщениях
Изображение

13.12. Что есть знанью предел конечный?
Что познав, обретают бессмертье?
Безначальный то, знай, Высший Брахман:
превосходит Он суть и несуть.

13.13. Руки, ноги Его - повсюду,
всюду смотрят глаза Его, лица,
всюду слушают чуткие уши;
мир собою покрыв, стоит Он.

13.14. Его видишь собраньем всех качеств -
чувств и качеств, однако, лишен Он;
все несет - ни к чему не привязан,
Он вне гун - но все гуны вкушает.

13.15. Всех существ Он внутри и снаружи,
как бы движется Он, недвижный;
в своей тонкости непостижим Он,
запредельный, Он каждому близок.

13.16. Нераздельный и вечный — средь тварей
представляется Он разделенным;
всех существ этих, знай, Он опора,
поедатель и производитель.

13.17. Он — всех светов светящая сила,
по ту сторону тьмы пребывает;
познаваемый, знанье, цель знанья —
в сердце каждого Он расположен.

13.18. Так описаны Мной эта кшетра,
то, что здесь познается, и знанье;
различая все это, бхакт Мой
существа Моего достигает.


"Бхагавад – Гита" перевод Семенцова В.В.

Цитата:
Далее говорится о предмете, постигаемом этим знанием.

13.13. Познаваемое провозглашу, познав которое, бессмертие достигается. Безначальный Высший Брахман Сущим и не-Сущим именуется.

13.14. Повсюду Его руки, повсюду ноги, повсюду глаза, головы, лики, повсюду в мире Его уши, все охватив, Он везде пребывает.

13.15. Во всех чувствах отсвет качеств Его, лишенного всех чувств. Непривязанный, Все поддерживающий, Бескачественный, вкушающий качества;

13.16. Он — снаружи и внутри существ, движущийся и неподвижный, Непостижимый из-за своей тонкости, пребывающий далеко и близко.

13.17. Неделимый, среди делений словно поделенный пребывает, Поддержатель существ, Он — Постигаемое, Вбирающий и Проявляющий.

13.18. Он светом светочей по ту сторону тьмы именуется, [Он] — Знание, Познаваемое, Достигаемый Знанием, в сердце всего пребывающий.

13.19. Итак, Поле, Знание и Познаваемое поведаны вкратце. Мой преданный, познав их, Моего бытия достигает.


Тот, кто знает сущность троих: поля, Знания и объекта познания — Мой [истинный] бхакта. Он достигает Моей природы.

"Гитартхасанграха". Комментарий Абхинавагупты на Бхагавад Гиту

_________________
Нельзя давать исчерпывающие утверждения, ибо необходимо дать ученику возможность упражнять свои умственные способности
Е.И. Рерих. Записи бесед с Учителем


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 24 ]  На страницу 1, 2, 3  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB