ЖИВАЯ ЭТИКА (АГНИ ЙОГА). Форум «ФЕНИКС»

СЕРДЦЕ БУДЕТ ЧАСАМИ ВЕРНЫМИ, КОГДА ПРИЗОВЕТ К МЫСЛИ О ВСЕХ. НЕ НУЖНО УТОМИТЕЛЬНЫХ МЕДИТАЦИЙ, МЫСЛЬ О МИРЕ КРАТКА, И ОТРЕШЕНИЕ ОТ СЕБЯ В НЕЙ ТАК ПРОСТО ОТРАЖАЕТСЯ. ПУСТЬ БУДЕТ МИРУ ХОРОШО!
Текущее время: 20 авг 2019, 20:24

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 21 ]  На страницу 1, 2, 3  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: БХАГАВАД - ГИТА. Гл. XIV. Йога освобождения от гун
СообщениеДобавлено: 02 июн 2016, 05:55 
Не в сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 2920
Cпасибо сказано: 909
Спасибо получено:
3995 раз в 1877 сообщениях
Изображение

ГЛАВА XIV

Шри-Бхагаван сказал:

14.1. Далее возвещу тебе высочайшее знание, превосходнейшее из знаний,
Познав его, муни достигали запредельного совершенства.

Дальше – в подлиннике употреблен довольно туманный оборот: «paräm». Буквально это значит «затем», «потом». Многие переводчики понимают это выражение как «отсюда», «вне этого мира», но такое понимание слишком натянуто. Шанкара поясняет, что здесь говорится не о том знании, о котором упоминается в XIII, 7–11, а о знании, касающемся жертвоприношений и пр. Такое знание не ведет к спасению (освобождению), отчего иное знание названо «наивысшим».

14.2. Опираясь на это познанье, уподобления Мне достигнув,
Они не возрождаются при миропроявлении, при мирокончине не исчезают.

Миропроявление – слово «sargá» значит «миропроявление» (как эманация), особенно в данном контексте в сопоставлении с «пралая». Слово «na vyathanti» Шанкара толкует в смысле «не падают», Мадхусудана: «не разрушаются». Шридхара (и, по-видимому, Рамануджа) – «не рождаются». Слово «sadharmya» Шанкара понимает здесь как «тождество».

14.3. Мое лоно – великий Брама, в него влагаю семя;
Так совершается зарождение всех существ, Бхарата.

Брахмо – это шлока представляет большие трудности для понимания и многократно обсуждалась в литературе. Томсон и Лоринзер подчеркивают, что слово «Брахмо» здесь среднего рода, а потому под ним нельзя понимать Браму как мифологический образ. Теланг и Дейссен придерживаются мнения Шридхары, понимающим здесь под «Брахмо» пракрити. Так же толкует и Шанкара, указывая, что «yoni» (лоно) здесь значит «майя», состоящая из трех гун, которая и есть Брама. Дэвис считает такое понимание ошибочным и как возражение против него приводит текст из Вишну Пураны (4, I, 4): «До мирового яйца существовал святой Брама (Хираньягарбха, «золотое семя»), который есть местопребывание святого Вишну». Гумбольд замечает, что Кришна единосущен с Брахмо, но Брахмо есть первичная сила, покоящаяся в вечности, а Кришна есть проявленный, личный бог. Хилл отмечает, что употребление слова brahman (ср. р.) в смысле пракрити встречается редко; так автор понимает и III, 15. В Упанишадах он видит параллельные места с Чханд., VIII, I, 1 и Мунд., II, 2, 7, где говорится о теле, как о граде Брахмо (brahmapura), что не адекватно выражению brahmayonim, так как первое выражение характеризует тело, а второе – эпитет самого Брахмо. Otto Schrader ссылается на Мунд., III, 1, 3, где он читает «kartaram icham purusham bramayonim», то есть «Владычный Пуруша оплодотворяет лоно Брахмо». Автор подчеркивает очень материалистическое понимание идеи Брахмо Мундака упанишадой и говорит, что в свете данного выражения становится ясной шлока Гиты XIV, 3, казавшаяся многим исследователям такой загадочной.

Дасгупта (Ист. инд. фил., II, 462) находит толкование Шанкары совершенно произвольным. В понимании этого места он следует толкованию Шридхары и замечает, что Пракрити рассматривается как женское начало, а Пуруша как оплодотворяющее мужское начало. Таким образом, совершенно закономерно рассматривать данное место как зачаток учения о Шакти, то есть женском начале божества. Шактизм есть концепция, чуждая ведийской религии; исторически важно проследить процесс вхождения его идей в браманизм, что является важным показателем взаимодействия культур арьев и доарийских народов Индии. С течением времени идея Великой Матери настолько укрепилась в индуизме, особенно в шиваитской его ветви, что в значительной мере оттеснила мужское начало (Шиву). В вишнуизме процесс не заходит так далеко, но все же вишнуитское женское начало (Шри, Лакшми, Радха, Рукмини) занимает достаточно видное место в этой религии.

14.4. Для всех тел, в каком бы они не возникли лоне,
Великий Брама есть лоно, Я же – отец, дающий семя,

14.5. Саттва, раджас и тамас – вот качества, возникшие из Пракрити;
Они связывают в теле непреходящего, воплощенного, долгорукий.


"Бхагавад-Гита" литературный перевод и примечания Б.Л.Смирнова


Цитата:
Глава XIV. Глава посвящена изложению теории Санкхьи о деятельности гун, обусловливающей миропроявление. Это учение расценивается как высочайшая тайна, знание которой освобождает навеки, так как оно позволяет отрешиться от процесса миропроявления.

Шлока 3, говорящая о Великом Брахмо, как о лоне всех существ, неоднократно обсуждалась индийскими и европейскими комментаторами Гиты. По-видимому, наиболее правильно понимать здесь под Брахмо Пракрити, как комментирует Шанкара.

Таким образом, глава начинается с повторения учения о единстве мирового Начала. Пурушоттама оплодотворяет Пракрити, и так начинается миропроявление.

Б.Л.Смирнов "Введение. Содержание Гиты по главам"

_________________
Нельзя давать исчерпывающие утверждения, ибо необходимо дать ученику возможность упражнять свои умственные способности
Е.И. Рерих. Записи бесед с Учителем


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: БХАГАВАД - ГИТА. Гл. XIV. Йога освобождения от гун
СообщениеДобавлено: 03 июн 2016, 05:33 
Не в сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 2920
Cпасибо сказано: 909
Спасибо получено:
3995 раз в 1877 сообщениях
Изображение

Благой Господь сказал:

14.1. А теперь Я скажу тебе знанье,
что зовется средь всех высочайшим;
это знанье познавшие муни
высоту обрели совершенства.

14.2. Опираясь на это ученье,
Моей вечной достигнув природы,
они с гибелью мира не гибнут
и с рожденьем его не родятся.

14.3. Моя матка - Великий Брахман,
Я в него свое семя влагаю;
и от этого, Партха, зачатья
всех существ порожденье бывает.

14.4. Для всех тел, что в бесчисленных чревах
обретают, сын Кунти, рожденье,
лоном высшим бывает тот Брахман,
Я же - семя дающий родитель.

14.5. Возникают из пракрити разом
гуны три - саттва, раджас и тамас;
ими скован, о могучерукий,
тот бессмертный, что телом владеет.


"Бхагавад – Гита" перевод Семенцова В.В.
Цитата:
Шри Бхагаван сказал:

14.1. Теперь снова провозглашу из знаний высшее знание, которое познав, все мудрецы достигают высшего совершенства.


«Знание, описанное ранее, я объясню снова, с подробным описанием сущности каждой гуны». Далее говорится: «познав которое...», смысл этого в том, что это знание уже известно мудрым [с незапамятных времен].

14.2. Этим знанием облачившись, Моего подобия они достигают. В творении они не рождаются, их не теряют в растворении.

[Глагол] «терять» в чхандасах (в ведах) употребляется только в возвратной форме (atmanepada) [т. е. «теряться»]. Здесь он употреблен в прямой форме (parasmaipada), [т.е. «терять»]. Но поскольку [«Гита»] не отлична [от вед], это должно [быть правильно]. Далее объясняется последовательность Творения.

14.3. Мое лоно — великий Брахман, в него Я семя влагаю, порождающее все существа, из него они происходят, о Бхарата.

Когда известно, что следует оставить, тогда отречение легкоосуществимо. Местоимение «Мое» [означает] невыразимую форму Высшего Блаженства. «Великий Брахман» означает Брахман в своей форме творящей Шакти. «Принимая на себя форму вимарша шакти, Я ввергаю в сансару безначальные души ради милости к ним». Поэтому:

14.4. Среди всех лон, Каунтея, порождающих формы, Брахман — Великое лоно, а Я — дающий семя Отец.

Шакти Господа, производящая в качестве изначальной причины [существ] во всех лонах, есть Мать, порождающая весь [мир] сансары. Я — Отец, обладатель Шакти, [чья природа] неописуема.

14.5. Cammвa, раджас и тамас — гуны, порожденные пракрити, они привязывают, Сильнорукий, воплощенного в теле постоянно.

Воплощеный [принимая ошибочно] это [тело] за Атман, связывается качествами саттвы, раджаса и тамаса, предназначенными для обретения Освобождения, из-за [стремления] к наслаждению объектами чувств.


"Гитартхасанграха". Комментарий Абхинавагупты на Бхагавад Гиту

_________________
Нельзя давать исчерпывающие утверждения, ибо необходимо дать ученику возможность упражнять свои умственные способности
Е.И. Рерих. Записи бесед с Учителем


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: БХАГАВАД - ГИТА. Гл. XIV. Йога освобождения от гун
СообщениеДобавлено: 07 июн 2016, 06:12 
Не в сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 2920
Cпасибо сказано: 909
Спасибо получено:
3995 раз в 1877 сообщениях
Шри Свами САТЧИДАНАНДА
Живая Гита: Вся Бхагавад Гита

Комментарий для современных читателей


Изображение

Глава 14. Йога Трёх Качеств Природы


В этой очень полезной главе Кришна делит природу на три гуны. В русском языке не существует точного аналога слову гуны, но приблизительно их можно перевести, как “качества”.
Кришна говорит:

14.1. Ещё Я расскажу тебе о высшей мудрости (джнанам), с помощью которой великие мудрецы и святые ушли из этого мира в состояние совершенства.

Опять в этой главе объясняется и прославляется мудрость, которая является основой всех остальных видов знания.

14.2. Те, кто полагаются на эту джнану, чувствуют себя едиными со Мной. Они больше не входят в очередное тело во время зачатия и не волнуются в момент так называемой смерти.

Это звучит несколько загадочно: не рождающийся, не умирающий. Бог говорит о том, кто является вечным, без начала, конца и перемен.
Хотя он и говорит, что те, кто полагаются на джнану, не теряют душевного равновесия во время смерти, в следующей шлоке он начинает объяснять, как возникают циклы рождений.

14.3. Арджуна, Моей утробой является творческая пракрити. В неё Я помещаю семя и так создаю все существа.

14.4. Всё, что приходит к существованию, проистекает из утробы природы.


Вся проявленная природа становится утробой. Высший Пуруша (Бог, непроявленный) - отец, который сажает семя, являющееся
лучом его самого, в пракрити. Вот как начинается рождение всех существ. Мы видели это раньше в главе “Йога Поля и Знаток Поля”.

Вы можете удивиться: “Неужели джива или индивидуальная душа рождается?” Джива качественно такая же, как космический Пуруша. Проще говоря, дживатман является индивидуальным сознанием или индивидуальной душой, а Параматман является космическим сознанием или высшим духом. Итак, дживатман сажается в богиню, которая является всей проявленной природой. Вот как следует понимать рождение и смерть. Рождение означает, что мы получаем тело; смерть означает, что мы теряем тело. Вот и всё. Мы существовали ещё до рождения. Если бы нас не было, кто бы мог получить тело и кто мог бы потерять его?

Поэтому даже в повседневной жизни, если кто-то умирает, мы спрашиваем: “Где она? Что с ней случилось?”
- “Она умерла и ушла”.
- Ушла? Если она умерла, как же она могла куда-то уйти? Она потеряла своё тело и ушла. Вот в чём заключается смысл. Тогда куда она ушла? Может быть, на поиски другого тела или, может быть, она не нуждается в другом теле и, поэтому, просто ушла? Как это просто: быть рождённым и умереть. Мы так сильно беспокоимся относительно этого.
Теперь возникает вопрос: “Когда джива (индивидуальная душа) приходит в пракрити (мир), как это влияет на дживу?” Здесь как раз и появляются гуны.

14.5. О, могущественный Арджуна, гармония, неугомонная деятельность и пассивность (саттва, раджас и тамас) являются силами природы. Они возникают из творческой энергии (пракрити), которая крепко привязывает Нерушимого к физическому телу.

Мы должны понять, что когда Кришна говорит: “Саттва, раджас и тамас возникают из пракрити; эта пракрити неотделима от них”. Это так же, как пламя и жар от него: они неотделимы. Мы не можем определить, что чему принадлежит. Гуны являются самой природой пракрити. Они являются её мотивирующей силой. Они вызывают в этом мире постоянные превращения одной формы в другую. Эти три гуны подобны трехцветной картине. Когда три цвета наложены друг на друга, они могут дать целый спектр различных цветов. Печатник смешивает эти три цвета различными способами, чтобы дать всё многообразие цветов. Когда вы печатаете на струйном принтере тремя цветами, в конечном итоге вы видите 7 или 8 цветов. Все они являются различными комбинациями изначальных трёх цветов. Подобно этому саттва, раджас и тамас являются тремя цветами, дающими множество цветов. Все видимые и невидимые формы являются результатами видоизменений и комбинаций этих трёх гун.

_________________
Нельзя давать исчерпывающие утверждения, ибо необходимо дать ученику возможность упражнять свои умственные способности
Е.И. Рерих. Записи бесед с Учителем


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: БХАГАВАД - ГИТА. Гл. XIV. Йога освобождения от гун
СообщениеДобавлено: 08 июн 2016, 05:04 
Не в сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 2920
Cпасибо сказано: 909
Спасибо получено:
3995 раз в 1877 сообщениях
Парамаханса Йогананда
"Бхагавадгита. Беседы Бога с Арджуной. Царственная Наука Богопознания"


Изображение

Глава 14 Трансцендируя гуны

*
Три качества (Гуны), присущие Космической Природе
*
Смесь добра и зла в человеческой природе
*
Плоды саттвической, раджасической и тамасической жизни
*
Природа Дживанмукты – поднявшегося над природными качествами

Аум

“Совершенный йог понимает, что феноменальные миры и их деятельность суть всего-лишь танец теней и огней – относительности, или проявления трех гун, оживленных Высочайшим Светом. Это восприятие правды дает йогу возможность войти в чистый вездесущий космический Свет за пределами всей относительности”.


Трансцендируя гуны

Три качества (Гуны), присущие Космической Природе


Благословенный Господь сказал:
14.1. Снова Я расскажу о высочайшей мудрости, превосходящей всякое знание. Посредством этой мудрости все мудрецы в конце жизни достигли окончательного Совершенства.

14.2. Охватив эту мудрость, установившись в Моем Бытии, мудрецы не возрождаются даже при начале нового цикла творения, а также они не беспокоятся при расстворении вселенной.


Огонь космического сознания пожирает всю связывающую накопившуюся карму. Поэтому, неподобно обычным личностям, Познавший-себя мудрец – муни, расстворивший из своего ума все беспокойные возбуждения иллюзии – не обязан перевоплощаться. Он уничтожил желания и их следствие хороших и дурных действий, исполняемых с привязанностью.

Совершенные, достигшие спасения, едины с Духом в сфере, лишенной вибраций, за пределами творения. Такие освобожденные избавляются не только от индивидуального цикла рождений и смертей, но также более не вовлечены во вселенские циклы феноменальных вибраторных миров.

14.3. Мое лоно есть Великая Пракрити (Махат-Брахма), в которое Я помещаю семя (Моего Разума); это есть причина рождения всех существ.

Божество здесь провозглашается Отцом-Матерью всей феноменальной жизни. Махат-Брахма* есть Первопричина творения – Дух, как Мула-Пракрити, непроявленная дифференциация Абсолюта. Махат-Брахма, или Великая Пракрити, есть чрево первоначальной материи, интегрированной с отраженным Разумом Духа, семенем всех будующих становлений. В Своем трансцендентном аспекте, Дух единообразный или нетворческий.Отражая Себя в вибраторной форме Космической Природы, как Кутастха Сознание, Дух затем начинает работать в творении. В беспримесном Космическом Сознании (единообразии) творение (разнообразие) невозможно. Приводя в существование деятельность, космический шторм, Пракрити или майи – иллюзорного “космического измерителя” – Бог производит из Его единого океана бесформенной Бесконечности бесчисленные конечные волны творения.

14.4. О сын Кунти (Арджуна), для всех форм, произходящих из любых чрев, Великая Пракрити является их начальным чревом (Матерью), а Я дающим семя Отцом.

В человеческом смысле мы считаем Адама и Еву общими родителями человечества (или “первой парой”, имеющей другие имена в разных писаниях). В высшей инстанции, тем не менее, Бог-Отец и его супруга, Пракрити – оплодотворенная Его Разумом, чтобы стать Материнским принципом – суть изначальные Родители всех форм жизни: живых или на вид неживых; ангельских ли, демонических, человеческих, животных, растительных или минеральных.

14.5. О мощновооруженный (Арджуна)! Гуны, принадлежащие Пракрити – саттва, раджас и тамас – делают Бессмертного Жильца уздником тела.

Три модальности Природы – саттва, чистота; раджас, страсть; и тамас, инерция – сбивают с толку всех тех, подверженных ограничениям формы. Совершенная душа кажется извращенным эго, когда она отражается в возбужденных водах человеческой жизни, под влиянием хорошего, активизирующего и дурного качеств Космической Природы.

_________________
Нельзя давать исчерпывающие утверждения, ибо необходимо дать ученику возможность упражнять свои умственные способности
Е.И. Рерих. Записи бесед с Учителем


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: БХАГАВАД - ГИТА. Гл. XIV. Йога освобождения от гун
СообщениеДобавлено: 15 июн 2016, 09:20 
Не в сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 2920
Cпасибо сказано: 909
Спасибо получено:
3995 раз в 1877 сообщениях
Изображение

14.6. Из них саттва – ясное, здоровое качество, своей незапятнанностью вяжет
Узами счастья и узами знания, безупречный.

14.7. Знай, раджас – страстное качество: от вожделенья, пристрастья оно возникает
И вяжет воплощенного узами действий, Каунтея.

14.8. Знай, от неведенья рождается тамас, влечет к заблужденью
Всех воплощенных, вяжет беспечностью, ленью, тупостью, сном, Бхарата.

Связывает беспечностью – Теланг поясняет: к своей дхарме, долгу.

14.9. Саттва привязывает к счастью, раджас – к действию, Бхарата,
Тамас привязывает к беспечности, окутав знанье.

Привязывает – samjayate. Обычно это слово производят от глагола «sanj». Леви же – от гл. «ji»+«sam» и поэтому переводит «triomphe».

14.10. Когда побеждены раджас и тамас, возрастает саттва, Бхарата,
Если раджас и саттва, то – тамас; если тамас и саттва, то – раджас.


"Бхагавад-Гита" литературный перевод и примечания Б.Л.Смирнова

Цитата:
Далее идет изложение учения Санкхьи о трех гунах, излагается диалектика трех гун; но и здесь Гита не входит в подробности учения о таттвах, так как изложение ставит себе целью объяснить деятельность гун для того, чтобы знающий мог освободиться от них. Как во II главе, Арджуна, выслушав учение об йоге, тотчас задает практический вопрос о признаках отрешившегося от деятельности, так и в XIV главе, выслушав учение о трех гунах, он задает вопрос о признаках превзошедшего гуны, то есть чисто практический вопрос о том, что требуется для преодоления гун. Снова Кришна повторяет ученику теорию отречения от страстей и пребывания в равновесии. По существу – это повторение сказанного в первых главах поэмы, но только с несколько иной точки зрения. Наставление снова заканчивается указанием на истинную и единственную цель всех стремлений человека – достижение состояния Брахмо.

Б.Л.Смирнов "Введение. Содержание Гиты по главам"

_________________
Нельзя давать исчерпывающие утверждения, ибо необходимо дать ученику возможность упражнять свои умственные способности
Е.И. Рерих. Записи бесед с Учителем


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: БХАГАВАД - ГИТА. Гл. XIV. Йога освобождения от гун
СообщениеДобавлено: 16 июн 2016, 06:25 
Не в сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 2920
Cпасибо сказано: 909
Спасибо получено:
3995 раз в 1877 сообщениях
Изображение

14.6. Из тех трех - саттва, будучи чистой,
светоносной и полной здоровья,
все же сковывает живущих
цепью счастья и знанья, сын Притхи.

14.7. Состоит, знай, раджас из страсти,
вожделенье его порождает;
раджас вяжет деяний цепью
воплощенного, о безупречный.

14.8. Порождается тамас незнаньем,
воплощенных он всех ослепляет;
он их связывает, о сын Кунти,
беззаботностью, сном и ленью.

14.9. Саттва связывает со счастьем,
раджас - с действием, могучерукий,
затемняя познание, тамас
косной лени готовит путы.

14.10. Когда раджас и тамас слабеют -
возрастает, сын Бхараты, саттва;
когда саттва и тамас - раджас;
когда саттва и раджас - тамас.


"Бхагавад – Гита" перевод Семенцова В.В.

Цитата:
14.6. Caттва из-за чистоты, света и беспорочности связывает привязанностью к счастью и привязанностью к знанию, о Безупречный!

14.7. Знай раджас как сущность влечения, из него происходят жажда и привязанность, он связывает воплощенных, Каунтея, привязанностью к деяниям.


[Здесь] по порядку описывается их природа. Cammвa — чистота. Раджас — [то] из чего происходят жажда и привязанность.

14.8. Знай тамас как заблуждение, порожденное незнанием. Всех существ беспечностью, ленью и сном он связывает, о Бхарата.

[Человеческое тело] труднодостижимо. Оно обретается после длительного поклонения и благих заслуг. Его единственное предназначние — обретение Освобождения. «Беспечность» означает использование человеческого [тела] понапрасну. Как сказано:
«Даже единого мгновения жизни не купить за все сокровища. Кто проводит ее понапрасну, такой беспечный — худший из людей».
Лень — это пренебрежение благими деяниями, а пребывание сверх меры на неправедном пути — сон.

14.9. Саттва счастье порождает, раджас — деяния, о Бхарата! Скрывая знание, тамас порождает беспечность.

14.10. Раджас и тамас подавляя, саттва, о Бхарата, возрастает. Раджас [подавляет] саттву и тамас, тамас — саттву и раджас.


[Когда] возрастает саттва, она подавляет раджас и тамас. Раджас [подавляет] саттву и тамас, тамас [подавляет] саттву и раджас. Как сказано: «Возрастание гун происходит через их взаимоподавление».

"Гитартхасанграха". Комментарий Абхинавагупты на Бхагавад Гиту

_________________
Нельзя давать исчерпывающие утверждения, ибо необходимо дать ученику возможность упражнять свои умственные способности
Е.И. Рерих. Записи бесед с Учителем


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: БХАГАВАД - ГИТА. Гл. XIV. Йога освобождения от гун
СообщениеДобавлено: 20 июн 2016, 09:57 
Не в сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 2920
Cпасибо сказано: 909
Спасибо получено:
3995 раз в 1877 сообщениях
Шри Свами САТЧИДАНАНДА
Живая Гита: Вся Бхагавад Гита

Комментарий для современных читателей


Изображение

Теперь Бог Кришна описывает их характерные особенности.

14.6. Хотя саттвическая гуна является чистой, светлой и незапятнанной, тем не менее, она привязывает тебя, вызывая побуждения к счастью и знанию, к которым ум готов привязаться.

Мы часто думаем: “Саттвическая гуна, действительно, хорошая. Она не должна ни в коей мере препятствовать нам, поскольку является безупречной, чистой и светлой”. Но для окончательного и самого высшего опыта даже саттву следует превзойти. Саттва лучше, чем раджас и тамас. Саттва является хорошим другом. Хорошая компания лучше, чем плохая компания. Вы можете избавиться от плохой компании, если присоединитесь к хорошей компании. Но даже хорошая компания не приведёт к тому конечному опыту.

Если вы чувствуете себя подавленным в шумной компании, лучше присоединиться к другой компании, где все сидят, слушают лёгкую музыку и мирно беседуют. Но, когда вы действительно хотите спать, то следует оставить даже хорошую компанию, поскольку невозможно оставаться с ней и спать. Точно так же саттва может стать своего рода зависимостью. Каким образом? Ваше саттвическое качество создаёт привязанность к радости “я всегда хочу быть счастливым”. Когда вы всегда сияете - вы счастливы. Вы не хотите быть несчастным. Тогда вы ещё не совсем свободны. Удовольствие, основанное на внешних вещах, вызвано раджасом. Однако чистое счастье является результатом саттвы. Но даже это может привести к порабощающей привязанности.

14.7. Арджуна, семенем страсти является раджас (неугомонная деятельность), который даёт подъём [чувственной] жажде и следующему за этим рабству [эгоистической] привязанности. Это в свою очередь ведёт к необузданному поведению.

Жажда знания вызвана вашей саттвической гуной. В вас преобладает саттвическое, когда вы читаете священные писания, медитируете или выполняете самоотверженную работу. Всё это вызвано саттвой. Но раджас привязывает вас к пристрастию, эгоистическому действию ради вашего собственного удовольствия или личной выгоды.

14.8. Но знай, что качество тамаса окутывает разум невежеством [относительно реальности]. Это в свою очередь ведёт к заблуждению и опутывает все воплощённые существа беззаботностью, ленью и избыточным сном (вялостью).

Иногда мы чувствуем беспечность и безразличие: “А, - мне ничего не интересно”. Это своего рода небрежность. Иногда это может казаться прекрасным, саттвическим качеством, поскольку оно такое спокойное. Но нет, оно основано на тамасе. В южной Индии есть такая поговорка: “Он настолько ленив, что нужно, чтобы кто-то почистил банан и положил ему в рот”. Это является олицетворением вялости, скуки - качеств тамаса. Хорошо известно, что банан - это один из самых лёгких для очистки фруктов.

Знание гун очень полезно, поскольку вы можете заметить, что человек не всегда саттвический, раджасический или тамасический. Ум охвачен всеми тремя гунами. Следует знать, что все мы - просто пребываем среди них. К сожалению, мы имеем тенденцию отождествляться с движениями гун. Правильным пониманием является следующее: “Мой ум (не я) находится в прекрасном саттвическом состоянии. А иной раз ум вращается. Он создаёт всякого рода проблемы. Он раджасический’’.

Когда вы расстроены, обеспокоены или находитесь в каком-то другом неблагоприятном состоянии, немедленно сядьте и проанализируйте его. Является ли мой ум тамасическим или раджасическим? Зная это, вы отделите себя от окрашенного ума и поймёте, что же в действительности происходит. Это поможет вам не считать себя виновным и не считать виновным кого-то ещё. Просто знайте, всё это является частью танца природы.

Здесь Бог говорит об этом несколько по-другому:

14.9. Саттва привязывает тебя к счастью; раджас - к необузданному поведению; а тамас, затуманивая твой ум, связывает тебя с путаным мышлением и плохой рассудительностью.

Итак, наблюдая своё настроение, мы можем понять, какая гуна преобладает в нас в это время.

14.10. Арджуна, иногда саттва поднимается над раджасом и тамасом и преобладает над ними. Иногда раджас всплывает над саттвой и тамасом. А иной раз тамас преобладает над саттвой и раджасом.

Когда преобладает саттва, то раджас и тамас не проявляются. Но когда преобладает раджас, не проявляются саттва и тамас. И, наконец, когда преобладает тамас, то саттва и раджас не проявляются. Это не означает, что человек всегда тамасический. Когда вы видите кого-то в качестве тамасической персоны, не порицайте его . В этом момент тамас преобладает в его уме ; при этом другие качества временно угасают. Если вы позволите, чтобы в вас большую часть дня преобладал тамас, вас можно будет назвать тамасической личностью. Итак, преобладание одного из качеств даёт основание повесить на вас ярлык. Это подобно равностороннему треугольнику. Если вы повернёте основание к себе, другие две грани отдалятся, хотя каждая из них может быть основанием. Когда одно из них преобладает, другие следуют за ним.

_________________
Нельзя давать исчерпывающие утверждения, ибо необходимо дать ученику возможность упражнять свои умственные способности
Е.И. Рерих. Записи бесед с Учителем


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: БХАГАВАД - ГИТА. Гл. XIV. Йога освобождения от гун
СообщениеДобавлено: 22 июн 2016, 04:31 
Не в сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 2920
Cпасибо сказано: 909
Спасибо получено:
3995 раз в 1877 сообщениях
Парамаханса Йогананда
"Бхагавадгита. Беседы Бога с Арджуной. Царственная Наука Богопознания"


Изображение

14.6. О безгрешный (Арджуна)! Их этих трех гун, безупречная саттва дает просветление и здоровье. Тем не менее, она связывает человека, посредством привязанности к счастью и знанию.

Пракрити, или Космическая Природа, составляется из трех гун. Поэтому, даже высочайшая гуна, саттва, есть часть майи, или иллюзорной силы, присущей творению.
Хотя брилиантовая цепь, саттва, есть всеже цепь. Золотая проволока может привязать человека к столбу также надежно, как и проволока из серебра или стали.* Подобно тамасу (невежеству) и раджасу (эгоистической деятельности), саттва также привязывает душу к телу и к земному плану. Из-за свое принадлежности к Природе, скорее чем к душе, саттва бессильна освободить человека от эгоизма, корневой причины перерождения.

Эта станза Гиты объясняет, почему даже добрые и благородные дела могут держать человека на колесе перевоплощения. Саттвические качества сами по себе чисты и незапятнаны иллюзией; всеже, когда личность относит счастье и мудрость к своим собственным телу и мозгу, ее душа отождествила себя с человеческим эго. Даже благородный человек, думающий в терминах “я” в связи с его переживаниями счастья или приобретением им мудрости – “Я счастлив; Я мудрый” – дает приют себялюбивым скорее чем неэгоистическим чувствам.

Блаженство и мудрость принадлежат душе. Но через иллюзию эго соединяет их с телесными удовольствиями и интелдлектуальным знанием. Эго считает счастье и знание своими собственными качествами, таким образом невежественно приковывая душу к телам и перерождениям. Через последние эго испытывает разбавленные и ограниченные удовольствия и знание, вместо реализации неразбавленного и бесконечного блаженства и мудрости души.

Добрые дела, которые добродетельные совершают для других, не следует исполнять с целью обретения имени, славы, или удовлетворения эго. Вместо этого, все действия следует исполнять с мыслью об ублажении Бога.

Все эти действия приносят истинному йогу счастье и мудрость. Он понимает, что все добрые действия и качества проистекают от души, а не от эго. Он знает, почему добрые дела, исполненяемые с эгоистической гордостью, ведут к рабству перевоплощений и почему те же добрые дела, исполняемые с мыслью о Господе, как Деятеле, приведут к освобождению.

Например, когда человек ест только с мыслью о вскармливании тела, как храма Божьего, он не производит кармы – даже хорошей кармы. Есть с такой целью значит действовать служа Божеству; жадности эго здесь не угождают. Человек, умирающий без преодоления желания ублажать свое чувство вкуса, постредством поглащения вкусной пищи, принуждается космическим законом к новому воплощению на земле, чтобы удовлетворить его страсти. Подсознательно он не желает оставаться на небесах, которым не достает кухонь и поваров, соусов и пирогов.

14.7. О сын Кунти (Арджуна), пойми, что активизирующий раджас, пропитан страстью, порождающей жедание и привязанность; он крепко привязывает воплощенную душу склонностью к трудам.

Исполнение мирской деятельности без мудрости пробуждает неутолимую жажду и привязанности к материальным объектам и эгоистическим удовлетворениям. Действующий из эгоистических мотивов, становится глубоко привязан к телесной деятельности и желаниям.

Такая мирская деятельность привязывает большинство личностей к мирским перерождениям, благодаря непрестанным желаниям, порождаемым ею, многие из которых остаются неудовлетворенными во время смерти. Исполнение же мирских действий, только чтобы доставить приятное Богу, никогда не сковывает.
Немногие саттвичны. Также мало людей, чрезмерно тамасической природы – тех, кто без усилия предрасположены ко злу. Но величайшее число людей раджасичны по склонности; принуждаемые страстью, характерной для раджогуны, они остаются поглащенными мирскими и эгоистическими интересами.

14.8. О Бхарата, (Арджуна)! Знай, что тамас возникает от невежества, обманывая всех воплощенных. Он связывает их ложной концепцией, безделием и сонливостью.

Тамас есть качество в Природе, которое причиняет несчастье всех видов. Это темный эволют иллюзорной силы майи препятствует божественной реализации и придает кажущуюся реальность эго и материи, как отдельным от Духа. Тамасический человек полон ложных идей. Он небрежен (беззаботен) и ленив. Он потакает чрезмерному сну, отказывается от частично возвышающих раджасических действий и от наиболее возвышающих саттвических. Подобно животному, он знает в основном лишь о теле.

Человек действия лучше, потому что он устанавливает некоторое отождествление с ментальной сферой. Человек добра находится в еще более лучшем положении, потому что он соприкасается с душевными восприятиями.

14.9. Саттва привязывает человека к счастью; раджас к активности; а тамас, затемняя способность различительного мышления, к ложным убеждениям (неверному пониманию).

Любое действие, исполняемое под влиянием этих тройственных качеств, привязанностью (эгоистичностью), причиняет рабство перерождения. Личность, чья природа и действия хороши, обычно привязан к добродетели и ее наградам внутренней удовлетворенности и счастья. Человек привычно вовлеченный в мирскую деятельность, обычно привязан к тем трудам и к своим беспокойным, энергичным наклонностям. Невежественный человек непонятлив и погружен всвои неверные убеждения и ошибки.

Большинство человечества пребывает в сфере мирской деятельности, которую исполняет с привязанностью. Эта сфера тем не менее является мастерской-чистки и испытательным полигоном жизни. Такие мирские личности по крайней мере остаются пробужденными в ментальной сфере, намного выше низкого тамасического плана сонливости и сбитости с толку. У них есть шанс возвысится до хорошего саттвического состояния, когда они учатся действовать для Бога и следовательно без эгоистического влияния.

Личности, сознательно исполняющие свои надлежащие мирские обязанности, хотя и исполнены беспокойством и заботами, учатся благодаря этому действовать все лучше, или саттвическим способом, и действовать в счастливом настрое ума, даже если и не свободные пока от эгоизма. Стремящиеся человеческие существа, живущие в средней сфере активности, обнаруживают, что их ментальная склонность ведет возвышает их – даже несмотря на то, что огромное множество остается надолго в этой образовательной средней сфере, запутанной в эгоистической хорошей деятельности. Немногие счастливцы, всеже, быстро сбегают из раджасической тюрьмы; помня образ Бога внутри, они начинаютупражнять разум и действовать лишь, чтобы ублажать Бога. От этого они быстро развиваются в добродетельных существ и находят освобождение.

Сравнительно говоря, только немногие очень глупые личности неверно используют свои способности различения до степени, когда они желают низко пасть до третьей и худшей сферы зла. Возможно гораздо большее количество стали бы тамасическими, если бы Мать Природа не применяла бы голод, бедность и несчастье, чтобы подстегивать к целебной активности. Тамасические личности неправильно используют божественный свободный выбор, отказываясь предаваться нормальной конструктивной деятельности.Так, они нисходят в эволюции, культивируя привычки чувственности, лени, гордости, чрезмерного сна и безбожной жизни. Постоянное внутреннее и внешнее безделие и потакание сну или интоксикации ума – стремление к нетворческому сотоянию забвения в существовании – ведет к животному плану.

Цель жизни – восходить к Богу, а не скользить вниз по лестнице эволюции к животному. Искатель освобождения должен избегать крайностей в любом стиле поведения, а также исполнять все мирские обязанности без привязанности – поддерживая себя и свою семью, и исполняя божественные обязанности для собственного освобождения и продвижения других.
Преобразуя себялюбивые действия в благородное и альтруистическое поведение, аспирант становится саттвическим существом. Последующая привязанность к добродетели обращает ум к Богу – начинается конечная стадия очищения и освобождающего процесса.

14.10. Иногда саттва преобладает, преодолевая раджас и тамас; иногда раджас превосходит, а не саттва и не тамас; а иногда тамас заслоняет саттву и раджас.

В этой станзе каждый смертный узнает свое изображение. Иногда он добр, иногда зол, а в других случаях его состояние усиленно нейтрально – ни хорошо, ни плохо. Жизнь человеческая!
Хотя все смертные – то есть непросветленные – подвержены трем модальностям Пракрити, жизнь выдает каждую личность, какая из трех гун преобладает в ней.

_________________
Нельзя давать исчерпывающие утверждения, ибо необходимо дать ученику возможность упражнять свои умственные способности
Е.И. Рерих. Записи бесед с Учителем


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: БХАГАВАД - ГИТА. Гл. XIV. Йога освобождения от гун
СообщениеДобавлено: 27 июн 2016, 07:02 
Не в сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 2920
Cпасибо сказано: 909
Спасибо получено:
3995 раз в 1877 сообщениях
Изображение

14.11. Когда из всех врат тела сияет свет знанья,
Тогда, должно знать, возрастает саттва.

14.12. Вожделение, похоть, деятельность, предприимчивость в делах, беспокойство,
Возникают, когда возрастает раджас, тур Бхарата.

14.13. Затемнение, леность, беспечность и заблужденье
Возникают, когда возрастает тамас, о радость куру.

14.14. Когда при возрастании саттвы воплощенный приходит к кончине,
Чистых миров, присущих познавшим Высшее, он достигает.

Чистых миров – то есть миров, где пребывают мудрецы, постигшие Высшее. Шридхара и Мадхусудана разъясняют высшее проявление Брахмо, Хираньягарбха («золотое семя»). Нилаканта говорит, что под познавшими Брахмо нужно разуметь богов. Томсон подчеркивает, что слово «loka» (мир) стоит во множественном числе потому, что здесь речь идет об относительно высшем, ибо для того, чтобы постигнуть Высшее, требуется преодоление всех гун, а не простое преобладание саттвы. Только относительно этого Высшего можно употребить единственное число. Перевод Дейссена «миров наимудрейших» слишком расплывчат.

14.15. Страстные, придя к кончине, рождаются в узах кармы,
Когда же умирают темные, они в лонах заблудших существ родятся.


"Бхагавад-Гита" литературный перевод и примечания Б.Л.Смирнова
_________________
Нельзя давать исчерпывающие утверждения, ибо необходимо дать ученику возможность упражнять свои умственные способности
Е.И. Рерих. Записи бесед с Учителем


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: БХАГАВАД - ГИТА. Гл. XIV. Йога освобождения от гун
СообщениеДобавлено: 29 июн 2016, 05:03 
Не в сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 2920
Cпасибо сказано: 909
Спасибо получено:
3995 раз в 1877 сообщениях
Изображение

14.11. Если знания свет освещает
входы-выходы этого тела -
это значит: в таком человеке
саттва крепнет - пусть он это знает.

14.12. Когда раджас умножен чрезмерно -
от него возникают жадность,
озабоченность, вожделенье,
суета, начинание действий.

14.13. В мыслях мрак, беззаботность тупая,
ослепленье, отсутствие действий -
все они возникают тотчас,
когда тамас растет, сын Куру.

14.14. Когда к смерти идет воплощенный,
состоящий из гуны саттва, -
он миров безгрешных достигнет
обладателей высшего знанья.

14.15. Тот, кто в раджасе смерть встречает,
возродится средь скованных кармой;
если ж в тамасе тело покинет -
возрождается в лонах нечистых.


"Бхагавад – Гита" перевод Семенцова В.В.

Цитата:
14.11. Когда во всех вратах в этом теле является свет знания, тогда это следует знать, как взращенную саттву.

14.12. Алчность, стремление к деятельности и безудержная жажда являются при увеличении раджаса, о Бык среди Бхарат!

14.13. Тьма, бездеятельность, беспечность и заблуждение — при увеличении тамаса, о Сын Куру!


[Выражение] «во всех вратах» [означает] «во всех чувствах». При возрастании раджаса возникают постепенно жадность и другие [качества], а при возрастании тамаса постепенно проявляются тьма и другие [подобные свойства].

14.14. Когда при увеличении саттвы воплощенный приходит к кончине, тогда чистые миры высших мудрецов он обретает.

Когда происходит возрастание саттвы вследствие практикования в течение всей жизни саттвических действий, тогда при наступлении смерти [происходит] достижение благих миров.

14.15. Кто в раджасе обретет кончину, среди привязанных к деяниям родится, скончавшийся в тамасе в омраченных лонах родится.

Совершавший в течение жизни раджасические действия после смерти обретает человеческое воплощение, чтобы вкусить смешанную [карму]. Когда в течение всей жизни практикуются тамастические действия, [тогда человек] рождается в аду или в телах насекомых, деревьев и т. п. Те, кто толкуют [это место так]: «какая [гуна] преобладает в момент смерти, такими и будут результаты», просто не знают своего тела, ведь в последний миг у всех [в уме] имеется только ослепление.

"Гитартхасанграха". Комментарий Абхинавагупты на Бхагавад Гиту

_________________
Нельзя давать исчерпывающие утверждения, ибо необходимо дать ученику возможность упражнять свои умственные способности
Е.И. Рерих. Записи бесед с Учителем


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 21 ]  На страницу 1, 2, 3  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB