ЖИВАЯ ЭТИКА (АГНИ ЙОГА). Форум «ФЕНИКС»

СЕРДЦЕ БУДЕТ ЧАСАМИ ВЕРНЫМИ, КОГДА ПРИЗОВЕТ К МЫСЛИ О ВСЕХ. НЕ НУЖНО УТОМИТЕЛЬНЫХ МЕДИТАЦИЙ, МЫСЛЬ О МИРЕ КРАТКА, И ОТРЕШЕНИЕ ОТ СЕБЯ В НЕЙ ТАК ПРОСТО ОТРАЖАЕТСЯ. ПУСТЬ БУДЕТ МИРУ ХОРОШО!
Текущее время: 13 дек 2019, 02:49

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 19 ]  На страницу 1, 2  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: БХАГАВАД - ГИТА. Гл. XV. Йога Высочайшего Духа
СообщениеДобавлено: 19 сен 2016, 09:09 
Не в сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 2951
Cпасибо сказано: 952
Спасибо получено:
4070 раз в 1904 сообщениях
Изображение

Шри-Бхагаван сказал:

15.1. С корнями вверх, ветвями вниз ашваттха считается непреходящим,
Гимны – его листья; тот знаток Вед, кто его знает.

Ашваттха, – Шанкара замечает, что в этой главе Ишвара описывает самсару. В понимании Шанкары ашваттха и есть самсара. Эджертон считает, что этот образ заимствован из Катх., VI, 1. Если это так, то толкование Шанкары становится очень сомнительным. В цитированном месте сказано: «Вверх корнями, вниз ветвями стоит вечное дерево ашваттха. Это – Чистый, это – Брахмо, оно называется “бессмертное”, в нем покоятся все миры, и никто не может его превозмочь». Из дальнейшего видно, что Гита считает необходимым «превозмочь» ашваттху и срубить его, что вполне соответствует пониманию Шанкары. Мысль Шрадера, что здесь речь идет о душе, Эджертон считает абсурдной, с чем нельзя не согласиться. Дейссен также ссылается на Катх., VI, 1; к своему переводу Упанишады он делает замечание, что нельзя путать ашваттху (Feigebaum) с деревом Nyagrodha, спущенные ветви которого пускают новые корни.

Тот знаток Вед – Дэвис считает это место темным и видит в нем скрытый выпад против Вед.

15.2. Вверх и вниз простираются его сучья, возникшие из гун; предметы чувств – его побеги;
Вниз тянутся также корни его, связующие деятельностью в человеческом мире.

15.3. Ни такого его вида здесь не постигнуть, ни основания, ни конца, ни начала;
Крепким мечом отрешенности срезав ашваттхи столь разросшиеся корни,

Опоры – БПС для этого места дает слову «sampratishtha» значение «длительность» (Dauer), однако большинство переводчиков придает этому слову смысл «опора», «основание» (Дейссен, Эджертон, Теланг и др.), что по смыслу лучше, так как незнание длительности вытекает из предыдущих слов: «Никто не знает ни конца, ни начала...», то есть длительности; толкование же «опора» вносит новую мысль.

15.4. Нужно стремиться в ту область, куда вступив, не возвращаются боле.
Я привожу к безначальному Духу, от которого некогда началось проявление мира.

Я привожу – так переводят Шлегель, Бюрнуф, Лоринзер. Теланг переводит: «Я намекаю» (I allude), а Дейссен: «...zu ihm, dem uranfänglichen Purusha nehme ich meine Zuflucht». Такой перевод вполне возможен филологически, но для философского истолкования труден, так как непонятно, от чьего имени произносятся эти слова: если от лица Шри-Кришны, то они не согласуются с контекстом, если же от лица, стремящегося бхакты, то оборот окажется очень уж натянутым стилистически. Перевод «я привожу» (или я намекаю), вполне законный филологически, не создает ни философской, ни стилистической натяжки, как создает перевод Дейссена. Дейссен в своем переводе следует толкованию Шанкары, замечающего по поводу этого стиха, что стремящийся должен стараться познать Вишну.

15.5. Без гордости, без заблужденья, узы преодолев греха, всегда пребывая в Высшем Атмане,
Отстранив вожделенье, освободясь от противоречий
Познавания приятного и неприятного, входят прозревшие в ту область.


"Бхагавад-Гита" литературный перевод и примечания Б.Л.Смирнова

Цитата:
Глава XV считается одной из труднейших глав Гиты. В ней излагается учение о Пурушоттаме и о двух Пурушах. Эту главу многие считают очень путаной и непоследовательной; иные, в частности Гарбе и его школа, сомневаются в ее «подлинности».

В параллель учению VII главы о двух природах в настоящей главе развито учение о двух Пурушах, под которыми, по-видимому, надо понимать индивидуальное «высшее Я», синтезирующее индрии, к которым причисляют как шестой манас, и коллективную Мировую Душу, Ишвару, Человека Вселенского эллинистической философии и Каббалы как синтез индивидуальных душ.

Б.Л.Смирнов "Введение. Содержание Гиты по главам"

_________________
Нельзя давать исчерпывающие утверждения, ибо необходимо дать ученику возможность упражнять свои умственные способности
Е.И. Рерих. Записи бесед с Учителем


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: БХАГАВАД - ГИТА. Гл. XV. Йога Высочайшего Духа
СообщениеДобавлено: 19 сен 2016, 14:19 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 14 окт 2013, 17:08
Сообщений: 1167
Cпасибо сказано: 880
Спасибо получено:
946 раз в 547 сообщениях
Шанти писал(а):
В цитированном месте сказано: «Вверх корнями, вниз ветвями стоит вечное дерево ашваттха.

Возможно, что речь идет о дереве под названием баньян... :think:

Изображение

_________________
"Люди не хотят понять, что каждая птица имеет свою песню"


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: БХАГАВАД - ГИТА. Гл. XV. Йога Высочайшего Духа
СообщениеДобавлено: 20 сен 2016, 05:16 
Не в сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 2951
Cпасибо сказано: 952
Спасибо получено:
4070 раз в 1904 сообщениях
Katerina писал(а):
Возможно, что речь идет о дереве под названием баньян...

Это символизм.

Цитата:
ДРЕВА ЖИЗНИ С самой далекой древности деревья были связаны с богами и с мистическими силами в природе. Каждый народ имел свое священное дерево, с его особенностями и свойствами, основанными на природных, а также иногда и на оккультных качествах, как изложено в эзотерических учениях. Так, Ашваттха, или священное дерево Индии, обиталище Питри (по существу, элементалов) низшего класса, стало деревом Бо, или ficus religiosa, буддистов во всем мире, так как Готама Будда достиг высшего знания и Нирваны именно под этим деревом. Ясень, Иггдрасил, служит мировым древом у скандинавов. Баньян - символ духа и материи, нисходящий на землю, пускающий корни, и потом вновь устремляющийся к небу. Паласа, с тройными листьями, есть символ тройственной сущности во Вселенной - Духа, Души, Материи. Черный кипарис был мировым древом Мексики, а теперь у христиан и магометан является символом смерти, мира и спокойствия. Пихта считалась священной в Египте, и ее шишки несли в религиозных процессиях, хотя теперь она почти исчезла из страны мумий; священными были также сикамор, тамариск, пальма и виноградная лоза. Сикамор был Древом Жизни в Египте, и также в Ассирии. Он был посвящен Хатор в Гелиополе; теперь же, на том же самом месте, он посвящен Деве Марии. Сок его был драгоценным благодаря качеству его оккультных сил, также как Сома у браминов, и Хаома у парсов. "Плод и сок Древа Жизни даруют бессмертие." Об этих священных деревьях древности, некоторые из которых почитаются по сей день, можно было бы написать большой том, и все же этот вопрос не был бы исчерпан.
Теософский словарь


Из Тайной Доктрины:
Цитата:
«Ствол АШВАТТХА [древа Жизни и Бытия, ЖЕЗЛ Кадуцея] произрастает и нисходит при каждом Начале [каждой новой Манвантары] из двух темных крыльев Лебедя [ХАНСА] Жизни. Два Змия, вечно-сущий и его иллюзия [Дух и Материя], две головы которых растут из одной головы между крыльями, спускаются вдоль столба переплетенные в тесном объятии. Два хвоста соединяются на Земле [проявленная Вселенная] в один, и это есть великая иллюзия, О Лану!»
ТД1.ч.III.Отдел VIII. Солнечная теория

«Когда правильно понимается великое (древо), от которого невидимое (оккультная природа, корень всего) есть росток из семени (Парабраман), состоящего из понимания (Махат или Всемирная, Разумная Душа), как его ствол, ветви которого суть великий эгоизм[22], в отверстиях которых растут побеги, именно, чувства, из которых великие (оккультные или невидимые) элементы суть грозди цветов[23], грубые элементы (грубая объективная материя), малые ветви, которые всегда покрыты листьями, всегда покрыты цветами... которое вечно и семя которого Браман (Божество); и, срубая его прекрасным мечем – знанием (Тайной Мудрости) – человек достигает бессмертия и освобождения от рождения и смерти»[24].
Это есть Древо Жизни, Древо Ашваттха, лишь срубив его, человек, раб жизни и смерти, может быть освобожден.

ТД1.ч.III.Отдел VII. Жизнь, сила или тяготение

Скандинавский Аск, древо Аш Гезиода, от которого произошли люди бронзового поколения, Третья Коренная Раса, и Древо Тзите в Попол Вух, из которого была создана мексиканская третья раса, все они едины. Это очевидно для каждого читателя. Но кто из западных ученых может объяснить оккультную причину, почему скандинавский Иггдразил, индусский Ашваттха, Гогард, Древо Жизни эллинов, и тибетский Цампун, все являют тождественность с каббалистическим древом Сефиротов и даже со Священным Древом, созданным Ахура Мазда, и Древом Эдема[21]? Тем не менее плоды всех этих «Древ», будь то Пиппала, или Хаома, или даже более прозаическая Яблоня, все они – «растения жизни», фактически и воистину. Все прототипы наших рас заключались в Микрокосмическом Древе, которое выросло и развилось внутри и под обширным мировым Макрокосмическим Древом[22]; и тайна эта наполовину разоблачается в Диргхотамас, где сказано:
«Пиппала, сладкий плод того дерева, на который спускаются духи, любящие науку, и где боги производят все чудеса.»
Как и на Гогарде, среди роскошных ветвей всех этих Мировых Древ обитает «Змий». Но тогда как Макрокосмическое Древо есть символ Змия Вечности и Абсолютной Мудрости как таковой, те, кто обитает в Микрокосмическом Древе, суть Змии Проявленной Мудрости, Единый есть и Всеединый; другие – его отраженные частицы. Конечно, «Древо» есть сам человек, Змий же, обитающий в каждом древе, сознательный Манас, связующее звено между Духом и Материей, Небом и Землею.

ТД2.ч.I.Комментарии, Станца IV, стих 15

Из других источников:
Цитата:
Мировое древо индийской мифологии — фиговое дерево Ашваттха, которое укреплено корнями в небесах и нисходит к земле кроной, а в его ветвях раскинулись всевозможные плоскости бытия. «Ригведа» говорит об этом дереве иносказательно:

Два орла, два связанных друг с другом товарища,
Обхватили одно и то же дерево.
Один из них ест сладкую винную ягоду,
Другой наблюдает, не вкушая.

На дереве том, где вкушающие мед орлы
Селятся, размножаются все,
На вершине его, говорят, — ягода сладкая,
До нее не доберется тот, кто не знает отца.

Эти два орла толкуются как звезды, а винная ягода — как ночное светило. По другому толкованию, дерево — это древо познания, а два орла обозначают два вида знания: интуитивное и прагматическое.

В упанишадах Ашваттха часто описывается как перевернутое (инвертированное) мировое древо; ср. в «Катха-упанишаде»: «Наверху ее корень, внизу — ветви, это вечная смоковница». «Махабхарата» рассказывает, что из ветвей Ашваттхи первый царь Лунной династии Пуруварас добыл трением три вида огня — для домашних обрядов, для жертвоприношений и для возлияний.
Е. П. Блаватская видела в Ашваттхе отросток Корня всего сущего, который несет с небес энергию жизни.
http://www.mythologys.ru/info/53.html

Цитата:
Ашваттха (The Ashvattha)

Великое священное дерево в лесу Буддха-гайя в Индии, под которым Гаутама Будда достиг просветления.
«Бхагавад-Гита» и другие древние тексты используют образ дерева Ашваттха как символ полной Проявленности; корни этого дерева уходят в «Небеса», в Запредельность, а множество ветвей и отростков погружены в Природу и мир человека. Йог должен срубить это древо проявленности по самый корень топором непривязанности, которая возникает из знания сущности атмы и Брахмана.
(санскрит) Дерево из группы деревьев, близких по виду, называемых пипал, пиппала, фиговое дерево, смоковница, ньягродха, баньян. В ведах выступает как мировое древо, ось вселенной. Считается священным древом кшатриев, царей и военных. Дощечка из ашваттхи применяется при ритуальном добывании огня. Один из видов (баньян) имеет воздушные корни, опускающиеся до земли и врастающие в неё, при этом образуется дерево-роща. Ему посвящены знаменитые строфы в «Бхагавадгите»: «С корнями вверх, с ветвями вниз ашваттха считается непреходящим.. Ни конца, ни начала.. Корни крепким мечом непривязанности срезав, нужно стремиться к тому пути, вступив на который, больше не возвращаются». Шанкара сравнивал ашваттху с миром перерождений (сансара). Дерево рассматривают как символ нисхождения, развертывания в мир Брахмана и восхождения к нему человеческих душ. Считают, что Будда получил под ним просветление. В «Дхаммападе» приводятся его слова: «Вырубите лес, а не одно дерево. Из леса рождается страх. Вырубив и лес, и чащу, вы.. станете свободными». Этот «лес» человек должен победить в себе.
http://ariom.ru/wiki/Ashvattxa/print

_________________
Нельзя давать исчерпывающие утверждения, ибо необходимо дать ученику возможность упражнять свои умственные способности
Е.И. Рерих. Записи бесед с Учителем


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
За это сообщение пользователю Шанти "Спасибо" сказали:
Александр, Светлана Н., Katerina, Марина
 Заголовок сообщения: Re: БХАГАВАД - ГИТА. Гл. XV. Йога Высочайшего Духа
СообщениеДобавлено: 20 сен 2016, 05:27 
Не в сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 2951
Cпасибо сказано: 952
Спасибо получено:
4070 раз в 1904 сообщениях
Цитата:
Но если вы представите мир деревом, тогда его корни в Брахмане, то есть корни - наверху, а ветви внизу! Кришна учил об этом Арджуну так: "Дерево самсары, жизни - весьма необычное. Оно совсем не такое, как деревья в этом мире. У деревьев, которые ты видишь в этом мире, ветви наверху, а корни внизу. Но у дерева ашваттха, дерева самсары, корни находятся вверху, а ветви - внизу. Это - перевернутое дерево".

Арджуна прервал Кришну вопросом. "Почему оно носит имя "ашваттха"? Это означает "баньян", не так ли? Почему дерево жизни было названо так? Почему его не назвали как-то иначе?" Странное имя для странного дерева! "Слушай. "Ашваттха" означает "анитйа" - невечное, преходящее; название означает также "баньяновое дерево". У его цветов и плодов нет ни хорошего запаха, ни хорошего вкуса. Но его листья непрестанно качаются на ветру. Поэтому его также называют "чаладала", что означает "качающее листьями". Мирские объекты тоже всегда колеблются, всегда неустойчивы, изменяют положение. Это дерево называют "ашваттха", чтобы побудить людей понять эту истину и вызвать в них стремление преодолеть их иллюзию".
Саи Баба "Гита Вахини. Поток Божественной Песни"

Цитата:
Баба настаивает на том, чтобы всем и каждому была поведана эта истина о них самих, чтобы каждый увидел себя в этом зеркале и мог жить в силе и вере, в мужестве и мире. Древо жизни, ашваттха, – говорит Он, – имеет корни в Атмане. Если вера в корни отсутствует, мы высыхаем и нас подхватывает и носит повсюду ветер фортуны – капризный и переменчивый! Ствол и ветви, листья и сучья древа жизни – это всевозможные результаты наших контактов и связей с внешним миром, родными и близкими, с "я" и "моё", со всеми плюсами и минусами, какие порождает жизнь. Цветы древа – слова, мысли и деяния любви, а извлеченная ананда – это плод. Однако Саи говорит, что сладость плоду придают добродетель, доблесть, хороший благородный характер, на санскрите – сила. Без силы, которая и делает плод ценным, и корня – Атмана, Духа, поддерживающего древо, жизнь – всё равно что распахивание песка.

Такое исследование должно развить в человеке высшее видение, побудить его стремиться к устойчивой вере в Брахмана. Материальный мир можно правильно понять лишь посредством двух видов изучения: внешнего и внутреннего. Есть рассуждения, которые порабощают, и есть освобождающие рассуждения. Тот, кто видит мир как мир, видит неправильно; тот, кто видит его как Параматму, видит правильно. Мир - следствие, у него есть причина, он не может быть отличным от причины. Он - просто трансформация Брахмана, который образует его. Миллионы существ - ветви и листья; семя - это Брахман, которому принадлежат и в котором объединены все. Тот, кто знает это, знает Веды.
Н. Кастури САТЬЯМ ШИВАМ СУНДАРАМ ИСТИНА ДОБРО КРАСОТА ТОМ III.
История жизни Бхагавана Шри Сатьи Саи Бабы в четырех томах

_________________
Нельзя давать исчерпывающие утверждения, ибо необходимо дать ученику возможность упражнять свои умственные способности
Е.И. Рерих. Записи бесед с Учителем


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
За это сообщение пользователю Шанти "Спасибо" сказали:
Александр, Светлана Н., Katerina, Марина
 Заголовок сообщения: Re: БХАГАВАД - ГИТА. Гл. XV. Йога Высочайшего Духа
СообщениеДобавлено: 21 сен 2016, 04:34 
Не в сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 2951
Cпасибо сказано: 952
Спасибо получено:
4070 раз в 1904 сообщениях
Изображение

Благой Господь сказал:

15.1. Говорят, у ашваттхи бессмертной
корни кверху растут, ветви - книзу,
ее листья - ведийские гимны,
кто так знает ее - знаток Веды.

15.2. Гунами крепкие, множатся ветви
вверх, также вниз; чувств объекты - побеги.
Корни иные вниз протянулись,
кармой людей оплетая в мире.

15.3. Облик ашваттхи, опора, начало,
также конец - в мире непостижимы;
твердым мечом отрешенья кто срубит
дерево это с разросшимся корнем, -

15.4. пусть он дорогу отыщет, с которой
не возвращается путник в сансару;
скажет: «Пришел я к Пуруше, к началу,
что порождает поток проявлений».

15.5. Узы греха, ослепленье, гордыню,
двойственность радости-боли оставив,
мыслью бесстрастной в себе пребывая,
к вечной он пусть направляется цели.


"Бхагавад – Гита" перевод Семенцова В.В.

Цитата:
Шри Бхагаван сказал:

15.1. [Растущее] вверх корнем, вниз ветвями [древо] ашватха именуют непреходящим. Чхандасы — его листья; кто знает его, тот знаток Вед.


Как сказанно об этом в других шастрах: «Ашвammxa есть все [и как таковая] она должна почитаться». Этим выражается то, что почитание Господа — основной смысл [Бытия]. [Слово] «корень» означает образ покоя [Абсолютной Реальности]. Когда [человек] устремлен вверх, происходит Освобождение от всей [кармы]. Чхандасы являются листьями — [это означает], что как о плодовитости, сочности и т. п. дерева можно судить по листьям, также Высшая Реальность выражает Себя через шастры и Веды.

15.2. Вверх и вниз простертое, коего ветви — порождение гун, а предметы чувств — побеги. Вниз также тянутся корни его, связующие кармой в человеческом мире.

15.3. У него нет формы, у него не обнаруживается ни конца, ни начала, ни основания. Этой ашватхи глубокие корни острым орудием непривязанности срубают.

15.4. Затем в то место следует устремиться, куда вступив, не возвращаются более. Тому Изначальному Пуруше Я предаюсь, от Которого правритти простирается, Древнего.

15.5. Без гордости, без заблужденья, победившие грехов скопление, вечно пребывая в Высшем Атмане, преодолев вожделенье, свободные от двойственности, познания, счастья и страдания, вступают мудрые в ту вечную обитель.


[Выражение] «порождение гун» означает расширяющуюся через гуны — саттву и т. д. — [вселенную], от богов до неподвижных [существ]. Корни [этого древа], растущие вниз — благие и неблагие кармы [производимые в мире человеческими существами]. [Выражение] «срубают» означает действие по отношению к глубоко вросшим корням [а не по отношению к ашваттхе], здесь используется спецификация, как в предписании: «обладатель палки пусть обратиться к слуге». [Древо] символизирует Высшую Реальность, которая описывается словами «Та вечная обитель».

"Гитартхасанграха". Комментарий Абхинавагупты на Бхагавад Гиту

_________________
Нельзя давать исчерпывающие утверждения, ибо необходимо дать ученику возможность упражнять свои умственные способности
Е.И. Рерих. Записи бесед с Учителем


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: БХАГАВАД - ГИТА. Гл. XV. Йога Высочайшего Духа
СообщениеДобавлено: 22 сен 2016, 07:13 
Не в сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 2951
Cпасибо сказано: 952
Спасибо получено:
4070 раз в 1904 сообщениях
Шри Свами САТЧИДАНАНДА
Живая Гита: Вся Бхагавад Гита

Комментарий для современных читателей


Изображение

Глава 15. Йога Высшего Духа


Это замечательная глава. В ней всего несколько шлок, в которых говорится о Высшем Пуруше. В Индии во многих ашрамах мы читаем наизусть эти шлоки на санскрите, когда подаётся еда. Это занимает немного времени, но к тому времени, когда мы заканчиваем их повторение, пища уже бывает подана. Такова традиция.
15-я глава повествует о дереве жизни и о том, как срубить его, чтобы получить освобождение. Глава начинается с прекрасной аллегории:

15.1. Благословенный Бог сказал: "Мудрец говорит о вечном дереве Ашваттхе (священное фиговое дерево), корни которого находятся наверху, а ветви расположены здесь, в этом мире. Его листьями являются Веды (священные писания). Тот, кто знает это дерево, знаком с самой священной мудростью.

Это перевёрнутое дерево: дерево, находящееся в стойке на голове. Говоря эзотерически, микрокосм тела сам по себе является перевёрнутым деревом. Его корнями являются волосы и голова. Некоторые корни длинные, некоторые вьющиеся. А ствол является меру дандой, позвоночником. Руки, ноги и тонкие нервы (нади) являются ветвями. Суставы являются сучьями. Итак, корни - это голова; поэтому голова первой рождается на свет, подобно тому, как корни являются первой частью прорастающего из семени дерева.

В действительности это не самое начало. Для микрокосма, являющегося физическим телом, корни присутствуют, но их контакт с макрокосмом, всем космосом, ещё выше. В начале у нас на макушке головы имеется родничок, соединение с космосом.
Вначале череп мягкий, но постепенно он твердеет и родничок закрывается. Голова со временем становится крепким орешком.

Это является деревом Ашваттхой. Ашваттха - это “То, что сегодня не такое, каким было вчера”. Вчера оно было одно; сегодня - другое; завтра - третье. Оно постоянно меняется, как река, которая кажется одинаковой. Но это не одна и та же вода, благодаря непрерывному течению.

15.2. Его ветви, питаемые гунами, распространяются вверх и вниз. Его почки направлены наружу и достигают всех чувственных объектов. Его корни простираются до этого мира, привязывая людей к одному действию за другим.

15.3. Истинная природа этого дерева и даже его присутствие и источник не воспринимаются на уровне мирского ума. Просто срубите это глубоко укоренённое дерево Ашваттху, с помощью острого меча непривязанности.


Что вы должны делать с этим деревом? Срубить его и достичь мокши, освобождения. Это не значит, что вы в прямом смысле должны срубить его. Здесь имеется в виду, что вам нужно отделить себя. Знайте, что вы не вовлечены; вы на другом уровне сознания. В конце концов, даже это тело и весь космос являются одной и той же материей. Они не различны, а лишь находятся в разных состояниях.

15.4. Существует место, из которого никто никогда не возвращается. Это цель. Ищите её, дав клятву её достичь: "Я обрету убежище в изначальном Пуруше, который является богом и источником всего, Абсолютом, из которого исходит вечная энергия".

Он говорит, что как только вы действительно поймёте абсолютную истину и подчинитесь ей, тогда для вас больше не будет того, что вы должны достичь или осуществить в этом мире; все ваши так называемые обязанности будут выполнены. Вы осознаете, что у вас теперь больше нет собственных обязанностей в этом мире. Вы были привнесены сюда тем абсолютным сознанием, чтобы заставить вас совершить некоторые обязанности, и затем, когда работа будет закончена, вас заберут. Поэтому все эти приходящие и уходящие вещи, ежегодные празднования дня рождения, поминки не будут больше иметь смысла. Будучи частью того абсолютного сознания, вы осознаёте, что вы никогда не были рождены и никогда не умрёте. Когда люди переживают подобную реальность, они уходят в такое место, куда, в конце концов, должна отправиться каждая душа. Достигнув этого состояния, они не возвращаются назад. Это означает, что рождения и смерти больше не будет. Это великий финал. В этом заключается значение настоящей шлоки.

После достижения убежища в Абсолюте, вам не нужно будет больше возвращаться назад. Это обнадеживает. Поскольку приход и уход - это не лёгкое дело. Провидцы и мудрецы называют рождение и смерть болезнью. Во время прихода и ухода имеет место страдание. Некоторые люди могут радоваться вашему приходу: “Вот пришёл ещё один клиент психиатрической больницы”. Но вам не до смеха, и вы плачете. После пребывания в теле в течение некоторого времени вы становитесь совершенно ослеплёнными невежеством и даже не хотите уходить. Поэтому, когда приходит смерть, вы цепляетесь за тело. Приход и уход болезненны. На самом деле, когда приходит время, человек должен быть счастлив и сказать этому телу “Прощай!” Как это неприятно и досадно каждый день искать докторов, когда из вас “сыплется песок”. Не думайте, что это прелестно и приятно. Как много грязи вы должны вычищать каждый раз, когда просыпаетесь. Тем не менее, мы говорим: “Какое прекрасное тело!”

Тхируваллувар говорит, что жизнь в теле подобна пребыванию маленького птенца внутри яйца. Когда птенец достигает определённых размеров, он клювом разбивает скорлупу; он не цепляется за возможность жить внутри яйца, чувствуя, что необходимо освободиться от скорлупы. В действительности, тело не является таким уж приятным; это - тюрьма, хотя люди проводят здесь так много лет, ухаживая за ней.

Жизнь более приятна вне тела. Мы обладаем гораздо большими способностями. Тем не менее, люди не хотят уходить. Я помню одного старика, который постоянно кашлял и чихал. Он был так болен, что даже его дети просили больного спать на веранде, поскольку, когда он спал в комнате, он всех беспокоил и всем надоел. Он чувствовал себя настолько отвратительно, что повторял: “Мой Бог, почему я всё ещё жив? Почему Ты не придёшь и не заберёшь меня?”
Бог услышал его мольбу и внезапно появился. “Кажется, вы звали меня, сэр?”
-“Кто ты?”
-“Я - Бог Смерти. Ты звал меня. Ты готов?”
-“О, сэр! Это я пошутил. Я бы хотел увидеть, когда женится мой внук. Это моя обязанность”.

Как мы привязываемся к жизни в этом теле! Но, если бы мы реализовали красоту жизни свободную от этой тюрьмы, мы бы никогда не хотели возвращаться в этот вид жизни. Это происходит тогда, когда мы осознаём, бессмертие души, что мы являемся тем самым Пурушей, высшим сознанием. Мы - не тело; это просто дом, причём ветхий дом. Хотя мы меняем свою машину каждые несколько лет, тем не менее, сами после 80 лет мы хотим жить в том же самом теле, средстве передвижения, хотя оно постоянно нуждается в ремонте, в запасных частях и в новой краске.

Поэтому Бог Кришна говорит, что если вы действительно обретёте убежище в той абсолютной истине, вы получите опыт высшей стадии жизни, который укажет, что вы никогда даже не будете думать о возвращении назад к этому.
Но кто может срубить это дерево? Кто может быть беспристрастным?

15.5. К счастью, все искатели, которые больше не вводятся в заблуждение относительно этого дерева, и, таким образом, освобождены от гордости. Поскольку они освободились от
своей привязанности, они вечно пребывают в своём истинном состоянии, которое является Душой. Они достигают вечной цели, не будучи больше взволнованными личными желаниями, возникновение которых полностью прекращается, так же как и влияние пар противоположностей, таких как удовольствие и страдание.


Какая замечательная шлока! Кто достигнет вечной цели? Существует ограничения: человек должен быть "свободным от гордости и заблуждений", поскольку гордость и заблуждение является частью ума. Вы должны освободиться от своего тела, эго и ума. Это ум становится гордым. Это ум заблуждается. Это ум становится привязанным к вещам. Кто наслаждается удовольствиями и не любит страдания? Ум. Кто счастлив? Кто несчастлив? Ум. Но ваша истинная сущность, которая является Душой, сознаёт это.

Поэтому вы говорите: “Я знаю, что вчера я чувствовал себя счастливым. Я знаю нечто, что произошло со мной этим утром. Я знаю, что я несчастлив сейчас”. Что здесь является общим? “Я знаю”. Если действительно с вами что-то произошло, вы не могли бы знать это. Определённо, вы бы потеряли даже способность знать. Но посмотрите: ваше “знаете” неизменно.
Тогда что, с кем происходит? Ум был счастлив вчера до тех пор, пока что-то не пришло в него этим утром и не взволновало его. Но вы говорите: “Я знаю и то и другое”. Видите, как знаток, вы не задеты умом. Если вы - ваша истинная Душа были бы несчастны, то как бы вы тогда сознавали, что вы несчастливы? Это так же, как если бы душевнобольной человек пошёл дальше и сказал, что он ненормальный. Вы бы тут же определили, что он нормальный. Нормальный человек не скажет: “Я ненормальный”. Вместо этого он будет спорить: “Кто сказал, что я ненормальный?" Он ненормальный, поэтому не может правильно оценивать своё состояние.

Но в вашем случае сознающий прав; вы сознаёте, что вы несчастны. Но как может сознающий действительно быть несчастным, или он знает что-то ещё, что является несчастным? Вот как постоянно происходит анализ. Даже во время выполнения Карма Йоги или самоотверженного служения спрашивайте себя: “Я ли это делаю?” Когда вы поднимаете бревно, спросите: “Я ли это поднимаю бревно? Нет. Мой ум хочет, чтобы оно было поднято и мои руки помогают в этом. Истинное начало просто наблюдает. Мой ум желает делать это; он направляет тело к бревну и приказывает рукам: “Давайте, поднимите бревно и положите его туда”. И тело повинуется уму". Это верно, в буквальном смысле слова вы являетесь вечным свидетелем.
И это является вечной целью. Это не означает, что вы в буквальном смысле слова собираетесь когда-нибудь прибыть в это состояние. Вы уже в нём, но почему-то не осознаёте это. Вы уже богаты. Вы уже ели богатый обед. Вы больше не голодны. Но вы чувствуете сонливость, и в своих снах вы ощущаете себя бедным и голодным, поэтому тайком тащите что-то с чьей-то кухни. Всё это сон. На самом деле у вас уже был пышный обед. Теперь вы проснулись и обнаружили себя в мягкой постели. Вы говорите: “Боже мой! Мой желудок всё ещё полон”.
Похоже, что точно так же вы забыли свою истинную природу. Вы провалились в своего рода сон. Вы приняли все эти качества: богатство, бедность, сытость, голод, счастье и несчастье. Поэтому мы говорим: “Проснитесь”. Не важно, занимаетесь ли вы Карма Йогой (самоотверженным служением), медитацией или просто едите. Всё, что вы делаете, постоянно контролируйте своим умом. Размышляйте: “Кто это делает?” Или “Кто это сейчас ест? Кто проголодался? Кто сознаёт того, кто голоден? Кто наслаждается вкусом этой пищи? Я это делаю или мой ум, или тело?” Если вы продолжаете задавать вопросы даже во время тяжёлой работы, вы отделите свою отождествлённость от тела и ума. Это отделение является освобождением. Вы должны освободиться от объятий тела и ума и вспомнить свою истинную природу.

Затем, вы станете мастером, поскольку будете способны видеть свой ум и тело, как обособленные от вас. Постепенно вы овладеете этим. Вы сможете сказать: “Теперь сделай это, сделай то”. Иногда вы можете сказать: “Я не хочу ничего делать. Будь спокойным. Я собираюсь отдохнуть. Все должно быть спокойно”. И ум успокоится.

Вы сможете хорошо натренировать ум. Просто знайте, что без вас ум ничего не сможет сделать. У самого по себе ума нет силы. Это ум и тело функционируют, а вы являетесь свидетелем. Предположим, вы отключитесь от них. Они, что, будут работать? Нет. А когда вы присутствуете, кто работает? Ум и тело. Вы не работаете. Но ваше присутствие необходимо, чтобы они работали. Вы поняли? Без вашего присутствия они не могут работать. Но перед вами - свидетелем, знатоком - они могут функционировать.

Подобно магниту, который просто присутствует и ничего не делает, в то время как все железные опилки движутся. Магнит не двигается, но он даёт достаточно сил, чтобы заставить двигаться металлические опилки. Когда его нет, эти опилки становятся неподвижными; у них нет своей собственной силы. Или мы можем сравнить это с обычным, ясным светом внутри прозрачного маленького раскрашенного шара. Вы видите различные цвета. Но, если вы уберёте внутреннее освещение, то не увидите никаких цветов. Вы являетесь ясным светом; вы просто там. Всё происходит с помощью вашего присутствия, и вы осознаёте это. Быть и знать - это две единственные вещи, которые следует делать, и ничего больше. Благодаря вашему присутствию ум и тело получают необходимую энергию или магнетизм, чтобы действовать.

Но какая польза от этого в нашей повседневной жизни? Когда вы обеспокоены или возбуждены, просто сядьте и проанализируйте: “А кто это обеспокоен? Кто взволнован? Не Я. Я просто сознаю, что ум обеспокоен, т.к. наблюдаю за ним. Он сделал несколько вещей, не слушая моего совета. Теперь он попался и обеспокоен этим”. Вы обращаетесь со своим собственным умом, как с капризным ребёнком. Но вы остаётесь незатронутым им. В тот момент, когда вы отделите умственную проблему от себя и скажете: “Я отличаюсь; это ум страдает”, - тогда все страдания уйдут. Попробуйте и вы убедитесь в этом. Почему вы должны чувствовать опечаленность ума, когда он страдает? Это делается как-то неправильно; он должен страдать, чтобы учиться. Вы не должны беспокоиться.

Это - освобождение. Когда вы действительно освободитесь от отождествления себя со своим собственным телом, умом и эгоизмом, вы станете счастливы навсегда. Вы - вечный свидетель. Вы просто видите и наслаждаетесь всем. Иногда ум действует подобно герою. Хорошо. Наслаждайтесь героическим поступком. Иногда он ведёт себя, как хитрец, тогда наслаждайтесь хитростью. Наслаждайтесь умом. “Я вижу, ты действительно прекрасно играешь роль; прекрасно, продолжай!” Но вы не должны быть затронуты этим.

Большинство людей не видит этого различия. Они видят функционирующими ваше тело и ум и говорят, что вы делаете то-то и то-то. Это не важно; пусть они так думают, поскольку они не могут видеть различия. Другим людям может казаться, что вы делаете какие-то вещи, но на самом деле это не так. Истинная душа не делает ничего; вы являетесь лишь отражённым. Это действие в бездействии. Вы активный и в то же время неактивный. Вы знаете, что истинная душа является неактивной, но другие видят вас, как активного. Они могут даже хвалить вас. Но вы будете просто смеяться над ними. Такие люди называются дживанмуктами. Вы обладаете свободой от всех видов рабства. Вы есть просто Вы. Это вечная цель.

_________________
Нельзя давать исчерпывающие утверждения, ибо необходимо дать ученику возможность упражнять свои умственные способности
Е.И. Рерих. Записи бесед с Учителем


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: БХАГАВАД - ГИТА. Гл. XV. Йога Высочайшего Духа
СообщениеДобавлено: 23 сен 2016, 06:34 
Не в сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 2951
Cпасибо сказано: 952
Спасибо получено:
4070 раз в 1904 сообщениях
Парамаханса Йогананда
"Бхагавадгита. Беседы Бога с Арджуной. Царственная Наука Богопознания"


Изображение

Благословенный Господь сказал:
15.1. Они (мудрые) говорят о вечном дереве ашваттха, с корнями вверху и ветвями внизу, чьи листья суть Ведические гимны. Понимающий это дерево жизни является знатоком Веды.


Дерево Ашваттха (пайпал или священное фиговое дерево, Ficus religiosa, Индии) замечательно величиной и долголетием. В первых четырех станзах этой главы, ашваттха используется метафорически, чтобы описать могучую многоветвистую систему интегрированного сознания, жизненной силы, а также афферентных и эфферентных нервов, составляющих человека.

Парадосально, хотя это дерево ашваттха называется здесь вечным, само это слово в одном из его сторонних значений обычно принимается как “то, что не остается завтра (или “в будущем”)”, от а-швас. Метафорическое дерево ашватха, в этом смысле, намекает на мир преходящего и его существ, которые всегда пребывают в процессе перемены – ничто не остается тем же от настоящего момента до следующего (“завтра”, или “будущего”). Принципы творения, принадлежащие Пракрити, своими действиями и взаимодействиями, производят нескончаемые вариации. И тогда как эти “продукты” не остаются в том же состоянии, творческие принципы за ними, жизнь и семя дерева ашваттха суть вечны.

В этих стихах Гиты дерево ашваттха обозначает специфически творческие принципы Пракрити в работе в тройственном теле человека (физическом, астральном и причинном), хотя сама аналогия одинаково применима и на космической шкале.

Упорно сохраняющееся “Дерево Жизни” – упоминаемое во многих писаниях мира, включая Библию – есть человеческое тело и человеческий ум. В свете интуиции, йоги созерцают это перевернутое дерево сознания (идеационные компоненты причинного тела) внутри дерева жизненной силы астрального тела, каналы жизненной энергии), при том, что эти два сущесвуют взаимосвязанно внутри перевернутого дерева физической цереброспинальной нервной системы. Это тройственное дерево имеет свои корни эманаций мысли, лучей жизненной силы, и черепных нервов, свисая в перевернутом виде от вечного Космического Сознания над его идеационном, астральным и физическим позвоночными столбами; и его тройственными ветвями, висящими внизу.

Эти феноменальные сферы сотворил Бог, посредством конденсации света. Спроецированная из Божественной Вибрации, земля пришла в существование, как инертная материя. Скрытая в ней жизнь продолжала светить жизненной силой вовне. Эти лучи проявились в форме растительности и деревьев, с их удлинняющимися побегами.

Те же основные образцы повторяются во всей Природе. Как царство растений, все формы живой материи имеют ядро жизни, откуда протягиваются ветви, чтобы творить и оживлять организм. Так, после того как Господь наделил землю способностью проецировать “деревья”, Он сработал людей, Свое венчающее творение, во многом как перевернутые деревья. Это соответствие видно в корнях волосах физического тела, цереброспинальным стволом, ветвями рук и ног, и нервной системы, протянувшейся повсюду, распределяя жизненные соки.

В книги анатомии, посмотрите на карту, показывающую нервную систему в человеческом теле. Поверните эту карту в верх ногами, мозг внизу а ступни вверху, и вы увидите что человеческая форма подобна дереву, со стволом и многими ветвями.

Затем поверните карту правым концом вверх, и вы увидите, что сама нервная система выглядит, как перевернутое дерево, с волосами, мозгом и позвоночником вверху; и многими ветвями нервов проростающими вовне вниз. Как деревья прорастают из почвы под ними, человеческое дерево мысли, жизненной силы и нервов растет перевернуто вниз из “почвы” или земли Космического Сознания.

В человеческом теле, физическое дерево нервов является грубым выражением астрального дерева жизненной энергии внутри. Два дерева нервов и жизненной силы конденсируются из дерева человеческого сознания, изначальных идей в причинном теле, эманирующих в свою очередь из Космического Сознания.

Человеческие волосы есть результат конденсации астральных лучей; ткани самого тела делаются из атомом и жизнетронов, Некоторые йоги не стригут свои волосы, но содержат их длинными, чтобы привлекать из эфира большее количество космических лучей – эффективная, но не существенная йоговская практика. Причиной потери Самсоном его сверхчеловеческой силы, когда его волосы были отстрижены Делайей, легко могло быть то, что он практиковал определенные йоговские упражнения, посредством которых человеческие волосы могут быть трансформированы в чувствительные антены, чтобы вбирать космическую энергию из эфира.

Дерево Жизни имеет три вида листьев, или приемников, через которые живущая внутри душа получает знание (“Ведические гимны”) о триедином феноменальном творении: ощущения, жизненная сила и мысленные восприятия. Метафорическое сравнение этих листьев с Ведическими гимнами вызывает образ чувствительности и жизненности (вибрирующие зеленые листья изображают жизнь) и шелеста листьев “гимнов знания”. Эти “листья” физического дерева жизни, например, суть органы чувств в эпидерме и их соответствующих центров в мозгу, чувствительных и полных жизни, получающих ощущения и рапортуя то знание. Волнение тех чувственных листьев намекает на движение ощущений, происходящих в нервных центрах, через что мы получаем знание о теле и мире. С помощью этого чувственного беспокойства мы видим цвета и формы, слышим звуки, чувствуем вкус пищи и т.д. Когда человек испытывает правильную интеграцию чувственного стимулятора внутренними деревьями жизненной силы и сознания (в астральном и причинном телах), получается истинное знание феноменального мира. Человек Самопознания, сонастраиваясь с Бесконечным, может видеть таинственное дерево нервов, жизненной силы и мысли, выделяемое из Космического Сознания; так он становится всеведующим – “знатоком Вед”, т.е. всего знания.

Обычный человек поглощен ощущениями, достигающими его через чувствителдьные листья позвоночного дерева. Он пользуется плодами осязания, зрения, слуха, обоняния и вкуса, существующих среди “листьев”, чувствительных приемников ощущений на концах бесчисленных нервных ответвлений.

Бог сказал изначальным мужчине и женщине, метафорически названным Адаму и Еве в Библии, “ешь плоды от всякого дерева в сем саду”; но Он предупредил их “только плодов с дерева которое посреди сада, … не вкушайте и не прикасайтесь к нему, чтобы не умереть».
Интерпретируемы духовно эти слова означают, что Господь желал, чтобы Адам и Ева ели, или наслаждались, как человеческие существа “плодами” пятикратного чувственного дерева. Но от “яблока” секса на дереве нервов, расположенных “в середине сада” человеческого тела, Бог сказал: «Не пытайтесь иметь физические, сексуальные переживания, чтобы не умереть (утратить настоящее сознание своей бессмертности)”....

15.2. Его ветви простерлись вверху и внизу, вскармливаемые гунами; его почки – чувственные объекты; и вниз, в мир людей, протягиваются укореняющиеся отростки, принуждающие людей к деятельности.

Аналогия дерва жизни ашваттха продолжает разрабатывается здесь. Его ветви простераются как “вверху” так и “внизу” – удлинняясь вверх, они дают знание высших сфер существ и сознания; а удлинняясь вниз, они ограничивают восприятие физически телесным в материальном плане.

Жизнь и сознание, протекающие по этим ветвям, сосредоточенные либо вверху либо внизу, вскармливаются гунами, тройственными качествами (саттвой, раджасом и тамасом), соответстенно с реакцией эго на хорошие, активизирующие или дурные влияния.

Человеческие действия возникают преимущественно от “почек” ощущений, “чувсвенных объектов”.Эти ощущения произрастают на окончаниях телесных нервов зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания. В более глубоком метафизическом анализе, эти “чувсвенные объекты” определяются, как причинные потенциальности, или “почки” чувственных переживаний: звука, или того что ухо может слушать; материальности или сопротивления, которое может ощущаться; формы или цвета, видимых глазом; вкуса, ощущаемого языком; запаха – носом. Тонкие вибраторные творческие элементы земли, воды, огня, воздуха и эфира скрыто присутствуют в этих супраментальных потенциальностях. Последние разработываются в органы чувств и восприятия, через взаимодействие с тремя гунами (см. XIII:1), а результатом является проявленный “объект”, или ощущение.

Хотя принципиальный корень этого дерева жизни расположен вверху в Космическом Сознании, имеются вторичные кони внизу, погруженные в подсознание и сверхсознание в мозгу. Эти корневые отростки возникают от симпатий и антипатий (влечений и отвращений), рожденных от добрых и дурных действий и желаний прошлых жизней (самскар и их потомства, васан, или семян-желаний). Они протягиваются вниз в нервную систему и чувства, “мир людей”, и принуждают человека к действиям. Прошлые привычки и формочки желаний постоянно подстрекают человека выполнять особые действия – хорошие или дурные, как случится.

Бог есть Начало всего, но это человек продлевает на неопределенное время свои собственные переживания. Человеческие, созданные им самим самскары и васаны из прошлых жизней, а также его новые желания поднимаются от его реакции на влияние гун и их эволютов в настоящей жизни, принуждают его предпринимать неисчислимые перерождения, чтобы исполнить его желания. Так он способствует питанию и продолжительности Дерева Жизни, являясь причиной того, что физические проявления последнего, как нервная система, возникает (прорастает) снова и снова, в каждой новой физической форме в последовательных воплощениях. Таким способом люди привязаны к жизни и смерти посредством силы их желаний. От этого, дерево ашваттха называют представителем самсары, “мирской иллюзии”, являющейся ловчей причиной циклического колеса перевоплощения.

15.3-4. Истинная природа этого дерева, его начала, конца и способов продолжительного существования, совершенно не понимается обычными людьми. Мудрый, уничтожив сильно укоренившееся ашваттха могучим топором непривязанности; думая: “ Я ища убежище в Древнем Пуруше, от которого единственно происходит незапамятный процесс творения”, -стремятся к Высшей Цели. Достигая Ее, они более не возвращаются к феноменальному существованию.

Хотя тройственное дерево сознания, жизненной силы и нервов присутствует в человеке, он не понимает себя или Природы. Трудноуловимые вечно-изменяющиеся модальности космического творения обескураживают его. Ииисус говорил о таком обманчивом невежестве в людях: “... они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют”.

Лишь мудрец решается овладеть крепким топором непривязанности, отсутсвия желания, чтобы уничтожить дерево ашваттху внутри себя, которое глубоко коренится в привычках материальной жизни. Только он достигает Божественной Цели.

Мирской человек, живя под много-листным деревом чувственных удовольствий и эгоизма, не воспринимает небес освобождающего Космического Сознания. Но искренний поклонник, посредством различающего разума и йоговской практики, наносит смертельный удар материальным желаниям и действиям, подстрекаемым прошлыми привычками, коренящимися в сознательном, подсознательном и сверхсознательном уме. Так, чувствуя скрывающее дерево материальной иллюзии, он созерцает в трансцендентном экстазе небеса Бесконечного. Он воспринимает Космическое Сознание, как источник, середину и конец Дерева Жизни своего тела и космоса. Эти пониманием, что Бог есть все, и свободой от прошлых и настоящих желаний, он становится освобожденным существом, способным сохранять свое сознание даже в телесном состоянии. Но никогда больше космический закон не принудит его родиться на земле.

15.5. Без чистолюбия, свободный от иллюзии и дурной привязанности, изгнавший все желания, невовлеченный в пары противоположностей – наслаждение и страдания – всегда устойчивый в Я, необманутый достигает состояния неизменности.

Человек, сбежавший от майи в Космическое Сознание, исполнен чистым высшим блаженством. Свободный от относительностей и иллюзии, за одно с Духом, его неизменное Я неискажено Природными кинетическими токами гордости, переменчивых настроений с их импульсивными желаниями, производящими несчастье привязанностями и волнующейся парой противоположностей: мимолетными радостями и горестями.

_________________
Нельзя давать исчерпывающие утверждения, ибо необходимо дать ученику возможность упражнять свои умственные способности
Е.И. Рерих. Записи бесед с Учителем


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: БХАГАВАД - ГИТА. Гл. XV. Йога Высочайшего Духа
СообщениеДобавлено: 27 сен 2016, 04:34 
Не в сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 2951
Cпасибо сказано: 952
Спасибо получено:
4070 раз в 1904 сообщениях
Изображение

15.6. Там не сияет огонь, ни луна, ни солнце;
Придя туда, не возвращаются, это – Моя Запредельная Обитель.

Огонь – Дейссен указывает на параллелизм этой шлоки с Катх. уп. V, 15, Швет. уп. VI, 14, Мунд. уп. II, 2, 10.

15.7. Лишь частица Меня самого, в мире живых став вечным дживой,
Привлекает находящиеся в природе чувства, из которых манас – шестое;

Шестой манас – здесь принимаются во внимание только воспринимающие индрии.

15.8. Владыка, когда принимает иль покидает тело,
Захватив их, уносит, как ветер запахи с их местонахождения.

Владыка – (Ишвара). Рамануджа поясняет «владыка чувств», то есть индивидуальная душа; подобно же и Шанкара: «владыка тела и материальных элементов».

15.9. Слухом, зреньем, обоняньем, осязаньем, вкусом,
Также манасом овладев, он наслажденью предметами чувств предается.

15.10. Как он наслаждается, окруженный гунами, пребывает, исходит,
Безумцы не видят; прозревают лишь мудрости очи.


"Бхагавад-Гита" литературный перевод и примечания Б.Л.Смирнова
_________________
Нельзя давать исчерпывающие утверждения, ибо необходимо дать ученику возможность упражнять свои умственные способности
Е.И. Рерих. Записи бесед с Учителем


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: БХАГАВАД - ГИТА. Гл. XV. Йога Высочайшего Духа
СообщениеДобавлено: 28 сен 2016, 04:38 
Не в сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 2951
Cпасибо сказано: 952
Спасибо получено:
4070 раз в 1904 сообщениях
Изображение

15.6. Солнца луч Его не достигнет,
ни огонь там, ни месяц не светят,
кто ушел туда - не возвратится;
то Мой, Партха, приют высочайший.

15.7. Меня, вечного, лишь частица,
в мире тварей ставшая дживой,
к себе чувства влечет и манас,
пребывающие в природе.

15.8. Когда джива в тело вступает
и когда его оставляет,
он уносит чувства и манас,
словно ветер - цветов ароматы.

15.9. Обонянием, слухом, зреньем,
осязаньем и чувством вкуса,
также манасом управляя,
погружается джива в предметы.

15.10. Как он здесь пребывает, уходит,
связан с Гунами, как ощущает -
видят мудрые оком знанья;
ослепленные не различают.


"Бхагавад – Гита" перевод Семенцова В.В.

Цитата:
15.6. Там, где не светят ни солнце, ни луна, ни огонь, вступив куда, не возвращаются, там Моя высшая Обитель.

Там нет освещения солнцем и другими [светилами], поскольку они ограничены временем и т. п., будучи объектами восприятия чувств, [в отличие] от [высшей Реальности], неограниченной пространством и временем, непостижимой органами чувств и превосходящей их объекты.

15.7. Моя часть — джива в мире, воплощенная вечная джива, которую чувства, из коих ум — шестое, пребывающие в пракрити, влекут.

Джива — часть Брахмана. Поскольку для индивидуального сознания невозможно проявиться опыту полноты сознания из-за присущего ему незнания, оно считает себя ограниченным. В действительности, даже умозрительно невозможно утверждение существования части [вне целого]. «Даже мельчайшая частица не может отделиться от вездесущего Брахмана». Так [сказано] в Шрути. Поэтому выражение «лишь частица Меня» используется в переносном значении. Было бы ошибкой [понимать его буквально].

15.8. Ишвара, который обретает или покидает тело, захватив их, переносит, как ветер запахи, с места [на место].

[Слово] «обретает» означает здесь «забирает», а слово «покидает» — «отбрасывает». Как ветер, пребывающий повсюду, вступая в соприкосновение с [элементом] земли, переносит запах в другое место, также джива переходит [в другое тело] вместе с пурьяштакой. Она пребывает вместе с ней не только при рождении и смерти, но и в течении жизни. [Всякая] деятельность, такая как стояние, сидение, мышление и т. п., а также восприятие объектов осуществляется [пурьяштакой].

15.9. В слухе, зрении, обонянии, осязании, вкусе, уме пребывая, он наслажденью предметами чувств предается.

15.10. Пребывая и покидая, он наслаждается, наделенный гунами. Глупцы не видят этого, видит это лишь око знания.


[Словом] «ум» обозначается «внутренний орган чувств» (антахкарана, т. е. ум, эго и интеллект). Глупцы, вследствие своей непросветленности воспринимая только внешние объекты, не видят [Атмана], который пребывает в теле или покидает тело и входит в другое. Но те, кто просветлены, знают повсюду [высшую Реальность], как форму Сознания. Благодаря упорной практике, они пребывают в непрерывном самадхи.

"Гитартхасанграха". Комментарий Абхинавагупты на Бхагавад Гиту

_________________
Нельзя давать исчерпывающие утверждения, ибо необходимо дать ученику возможность упражнять свои умственные способности
Е.И. Рерих. Записи бесед с Учителем


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: БХАГАВАД - ГИТА. Гл. XV. Йога Высочайшего Духа
СообщениеДобавлено: 29 сен 2016, 06:37 
Не в сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 2951
Cпасибо сказано: 952
Спасибо получено:
4070 раз в 1904 сообщениях
Шри Свами САТЧИДАНАНДА
Живая Гита: Вся Бхагавад Гита

Комментарий для современных читателей


Изображение

15.6. Это находится за пределами света Солнца, Луны и огня. Там нахожусь Я. Когда ты достигнешь этой цели, то никогда больше вновь не вернёшься к чувству обособленности.

Это означает, что как только вы достигнете этой цели, вы никогда не вернётесь к прежнему. Вы останетесь там. Тогда вы действительно станете свидетелем. Это истинная победа. Вы достигли того, что должно быть достигнуто. Вы завоевали то, что должно быть завоёвано. Это называется Атма джаям, победа Души. Это не спортивная победа; это не победа в конкурсе красоты; это не выигрыш денег. Это просто победа Души. Вы достигли своего собственного Атмана. Во всех остальных случаях, можно сказать, что вы потеряли своё Я, потеряли свою душу. Вы пренебрегли ею. Можно сказать, что вы убили свою душу или убили своё собственное Я.

Конечно, вы не можете в буквальном смысле убить то, что является вечным и нерушимым. Но когда вы полностью пренебрегаете своей истинной Душой и отождествляете себя с её отражением, - это подобно тому, что вы убиваете её, поскольку не наслаждаетесь её красотой.

15.7. Часть Моего вечного Духа приходит в этот мир и привлекает качества природы. Ум и чувства оживляются с помощью индивидуальной дживы (души), которая является частью Меня. Таким образом, Я перемещаюсь с места на место и воспринимаюсь в этом мире природы.

15.8. Истинный Дух, который является Богом, входит и оставляет физическое тело в качестве индивидуальной души; когда он приходит, то приносит с собой умственные способности подобно ветру, переносящему аромат от цветка к цветку.


Крошечная часть космического (Параматмана), который не имеет ни начала, ни конца, проявляется в виде дживатмана или индивидуальной души и выражает себя через тело, чувства и ум. Она просто играет повсюду, а затем возвращается назад. Дживатмана и Параматмана можно сравнить соответственно с водой внутри горшка и снаружи. Это одна и та же вода. Если вы зачерпнёте горшком воду из моря, вода, которая внутри, будет называться водой в горшке. Снаружи эта же самая вода называется морской водой. Не вынимая горшка из воды, разбейте его, и вода вновь станет единой.

Это пример из священного писания. Я бы хотел провести другую аналогию: горшок, сделанный изо льда. Если вы погрузите его в море, когда вода снаружи проникнет внутрь, что тогда из себя будет представлять горшок? Это также вода. Поэтому внутри, снаружи и между ними будет лишь вода, но различной плотности. В этом разница между дживатманом, Параматманом и тем, что разделяет их. То, что отделяет вас от Бога, является тем же самым Богом.

Всё, что вы должны сделать, - это растаять! Добавьте немного тепла. Это означает принять немного тепла, когда бы оно ни появилось. Не ищите всегда прохладное место. На санскрите это называется "тапасья", аскетизм. Тапас означает "нагревание" или "сжигание". Легкое нагревание растопит ледяной горшок. Когда это случится, вы больше не увидите себя изолированным от других. Все барьеры растаяли.

Поэтому Упанишады говорят: "Брахман, Абсолют, является Истиной; мир иллюзорен". Но вы не должны читать все Упанишады, если у вас в уме нет такого подхода. Бог - это всё, что есть. Ничего иного не существует. В Библии сказано: "Вначале был Бог и ничего, кроме Бога". Только Бог мог сказать: "Существую только Я, ничего больше, кроме Меня".

15.9. Уши, глаза, нос, чувства вкуса и осязания, и даже ум приходят к жизни только в Его присутствии. Таким образом, это Бог, который действительно переживает и наслаждается чувственными объектами.

Теперь Кришна говорит о глазе мудрости.

15.10. Введённые в заблуждение люди не осознают, кто покидает тело (в момент физической смерти). Они также не воспринимают это живое присутствие внутри себя, которое даёт жизнь телу, наслаждение чувствами, переживание всего и совершает действия с помощью гун. Но люди, обладающие интуитивной проницательностью, видят и понимают это.

Те, кто обладают интуитивной мудростью, видят, кто рождён, кто жил, кто умер, кто был счастлив, кто был несчастлив и т.д. Вот что люди называют третьим глазом. Это не один из тех физических глаз, которые видят физические объекты. Третий глаз предназначен для того, чтобы видеть духовную истину.

_________________
Нельзя давать исчерпывающие утверждения, ибо необходимо дать ученику возможность упражнять свои умственные способности
Е.И. Рерих. Записи бесед с Учителем


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
За это сообщение пользователю Шанти "Спасибо" сказали:
Katerina
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 19 ]  На страницу 1, 2  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB