ЖИВАЯ ЭТИКА (АГНИ ЙОГА). Форум «ФЕНИКС»

СЕРДЦЕ БУДЕТ ЧАСАМИ ВЕРНЫМИ, КОГДА ПРИЗОВЕТ К МЫСЛИ О ВСЕХ. НЕ НУЖНО УТОМИТЕЛЬНЫХ МЕДИТАЦИЙ, МЫСЛЬ О МИРЕ КРАТКА, И ОТРЕШЕНИЕ ОТ СЕБЯ В НЕЙ ТАК ПРОСТО ОТРАЖАЕТСЯ. ПУСТЬ БУДЕТ МИРУ ХОРОШО!
Текущее время: 15 дек 2017, 17:01

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 73 ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5 ... 8  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: БХАГАВАД - ГИТА. Гл. XVIII. Йога Отрешения
СообщениеДобавлено: 23 янв 2017, 07:35 
Не в сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 2338
Cпасибо сказано: 619
Спасибо получено:
2812 раз в 1362 сообщениях
Изображение

ГЛАВА XVIII


Арджуна сказал:

18.1. О Хришикеша, хотел бы я знать, долгорукий, подробно
Сущность отрешения и отречения, губитель Кеши.

Кеши – Шанкара считает, что эта глава излагает всю практику не только Гиты, но и всех Вед. Он придает этой главе большое значение и снабжает ее обильными комментариями.

Шри-Бхагаван сказал:

18.2. Оставленье желанных действий вещие именуют отреченьем;
Оставленье плодов всех действий мудрые называют отрешеньем.

Отрешением – очень трудно подобрать соответствующие термины для слов «санньяса» и «тьяга» в европейских языках за отсутствием адекватных понятий. Но даже в санскритском эти слова настолько близки, что смешиваются в одном и том же тексте, как, например, в данном месте Гиты. Шанкара замечает, что оба термина значат приблизительно одно и то же.

18.3. «Деятельность нужно оставить, как зло», – иные мыслители учат,
«Умерщвления плоти, жертвенных обрядов, даров не следует покидать», – говорят другие.

18.4. Мое сужденье о таком отрешении выслушай, превосходный Бхарата,
Ибо отрешенье, тигр среди людей, считается трех видов.

18.5. Жертвы, дары и подвиги не следует оставлять, выполнять их должно.
Ибо жертвы, дары и подвиги – очистители разумных,

18.6. Но Эти действия совершать подобает, привязанность к плодам оставив.
Таково Мое, Партха, решительное и окончательное сужденье.


"Бхагавад-Гита" литературный перевод и примечания Б.Л.Смирнова

Цитата:
Глава XVIII является как бы конспективным повторением основных положений Гиты и некоторым частным их развитием в аспекте кастовой драхмы, то есть социологическом. Таким образом, беседа учителя и ученика замыкает тематический круг, как бы снова возвращается к начальному вопросу.
Арджуна спрашивает о сущности отречения (самньясы) и отрешения (тьяги), здесь эти санскритские термины приходится переводить условно. Нужно сказать, что и текст не строго выдерживает употребление и разграничение этих понятий. Шри-Кришна дает такое определение: отречение (самньяса) есть отказ от желанных дел, от влечения к делам и от желания их плода; отрешенность (тьяга) есть отказ от дел вообще. Так повторяется тематика главы III, но здесь тема развивается несколько иначе, с несколько иным оттенком, а именно, в свете учения о трех гунах. Так она включается в плоскость рассмотрения, определяющую характер трех последних глав Гиты.

Б.Л.Смирнов "Введение. Содержание Гиты по главам"

_________________
Умейте поразить тьму лицемерия, но каждый лепесток искренности пусть живёт.
Агни Йога. 252


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: БХАГАВАД - ГИТА. Гл. XVIII. Йога Отрешения
СообщениеДобавлено: 24 янв 2017, 05:22 
Не в сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 2338
Cпасибо сказано: 619
Спасибо получено:
2812 раз в 1362 сообщениях
Изображение

Арджуна сказал:

18.1. Мне б хотелось, Могучерукий,
отрешенности суть постигнуть;
вместе с этим, о Хришикеша,
расскажи мне об отреченье.

Благой Господь сказал:

18.2. В прекращении действий страстных
отрешенность видят провидцы;
оставленье плодов всех действий
мудрецы зовут отреченьем.

18.3. Прекратить подобает все действия
как греховные - думают многие;
приношение жертв, дары, тапас
оставлять, мнят иные, не должно.

18.4. Ныне слушай, из Бхаратов лучший,
что скажу тебе об отреченье,
ибо, тигр посреди героев,
оно здесь трех видов бывает.

18.5. Жертв свершенье, дары, также тапас
оставлять не следует, Партха,
ибо тапас, дары и жертвы
очищенью способствуют мудрых.

18.6. Обо всех этих действиях, Партха,
вот Мое высочайшее слово:
совершай их всегда, Арджуна,
оставляя плодов желанье.


"Бхагавад – Гита" перевод Семенцова В.В.

Цитата:
Арджуна сказал:

18.1. О саньясе, о Вольнорукий, истину желаю знать, и об отрешенности, Хришикеша, отдельно, о Губитель Кеши!


Выше было сказано: «Он отрешенный, он мудрый» [, а так же]: «он саньясин, он йогин». Поэтому [Арджуна] желает услышать ответ на вопрос, в чем разница между этими двумя: саньясином и йогином.

Бхагаван сказал:

18.2. Отречение от желанных действий известно мудрым, как саньяса. Отречение от плодов всех действий именуют отрешенностью различающие.


Все обряды, такие как агништома и прочие, [диктуются] желаниями. Отречение от плодов всех обрядов, желанных (камья), постоянных (нитья) и выполняемых по случаю (наймиттика), есть отрешенность. То, что требует разъяснения в этой главе, уже было подробно разъяснено Бхаскарой и другими. К чему повторно являть то, что уже было явлено? Мы же, следуя решимости явить скрытый смысл, ограничимся только им.

Далее обсуждаются различные мнения, ради разъяснения [этой] темы.

18.3. «Действие должно быть оставлено как порочное», — так говорят одни мудрецы, «действие жертвоприношения, даров, manaca не следует оставлять», — так [утверждают] другие.

Выражение «как порочное» означает зло в виде насилия и т. п. «Это действие должно быть оставлено и не совершаться вовсе [ради обретения] благого результата». Так понимают отрешенность некоторые, такие каксанкхьяики, [считая], что подобные действия следует оставить полностью. Другие же, кто облачились в одежду мимансиков [утверждают]: [насилие] допустимо в жертвоприношении ради следования шастрам.

В действительности, поскольку насилие, совершаемое в согласии с основным предписанием шастры: «насилие допускается в ведах» не может противоречить второстепенному предписанию: «не следует совершать насилия», то насилия не происходит.

Насилие происходит [лишь] при жертвоприношении шьена и т. п. Как сказано в «Шлока варттике»:
«Запрещение приводит лишь к частному результату бхаваны». Поэтому не следует оставлять жертвоприношение, даже если оно сопряжено с насилием и пр. Так считают знающие, следующие только шастрам в отношении того, что следует делать, а что не следует.

18.4. Слушай мое заключение об отрешенности, о лучший из Бхарат! Отрешенность, о тигр среди людей, трех видов считается.

18.5. Жертва, дары, тапас и обряд не следует оставлять, они должны совершаться. Жертва, дары и тапас очищают и мудрых.

18.6. Эти действия, оставляя лишь привязанность [к ним] и плоды их, следует совершать, о Партха, таково мое несомненное, окончательное мнение.


"Гитартхасанграха". Комментарий Абхинавагупты на Бхагавад Гиту

_________________
Умейте поразить тьму лицемерия, но каждый лепесток искренности пусть живёт.
Агни Йога. 252


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
За это сообщение пользователю Шанти "Спасибо" сказали:
Katerina, Sabina
 Заголовок сообщения: Re: БХАГАВАД - ГИТА. Гл. XVIII. Йога Отрешения
СообщениеДобавлено: 24 янв 2017, 12:57 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 14 окт 2013, 17:08
Сообщений: 1057
Cпасибо сказано: 779
Спасибо получено:
758 раз в 466 сообщениях
Надземное, 892
"Урусвати знает сущность самозабвения. Люди обычно страшатся таких понятий, как самозабвение и самоотрешение. Они связывают их с нищетой и рубищем. Между тем, трудящиеся, творящие знают как при достижении высшего качества, они забывали о самости; происходило естественное отрешение от самости, и человек постигал отрешение от личности. Так можно понять, что в Надземном Мире человек забывает о себе, возносясь к прекрасным постижениям; и такая ступень восхождения преодолевается без насилия.
Пусть человек при земном труде уже восчувствует крылья, потому Мы часто утверждаем творчество, как лучшее восхождение. Не часто понимают люди всю красоту самоотрешения. Они предпочитают ей самость быта земного. Они не знают, как легко можно преобразить яму отбросов в начало сада прекрасного. Они ошибаются, полагая, что нечто не для них. Каждый может быть отважным завоевателем ценных областей мысли".
Мыслитель говорил: «Хотя бы помысли и тем уже приобретешь крылья самозабвения».


25.01.36 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.2
"... некоторые смешивают достижение состояния «ваирага» с окаменением сердца. Для них «ваирага» означает, именно, окаменение, тогда как на самом деле это есть отрешение от привязанностей к плотским предметам, причем отрешение это должно состояться, главным образом, в мыслях. Отсутствие привязанности к низшим и плотским проявлениям не есть бесчувственность. Так непривязанность к пище не значит, что человек перестал ощущать голод и т. д. Но при достижении состояния «ваирага», человек всему отдает должное и умеет различать, где оно главное и ведущее".

Мир Огненный ч.2, 121
"Мир сложен из прекрасных Начал. Выражение об отречении от Мира неверно. Нельзя отрекаться от красоты небесной. Целый Мир предоставлен человеку. Потому наиболее верно будет сказать о нахождении смысла вещей. Когда явление отречения происходит, оно касается самых извращенных понятий, самых вредных действий, но нельзя же обобщать эти мерзкие невежества под прекрасным понятием Мира! Дела мирские вовсе не должны быть недостойными и стыдными. Над Миром трудились великие сознания. Нельзя им приписывать извращения невежества!"

_________________
Люди не хотят понять, что каждая птица имеет свою песню.


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
За это сообщение пользователю Katerina "Спасибо" сказали:
Ирина П
 Заголовок сообщения: Re: БХАГАВАД - ГИТА. Гл. XVIII. Йога Отрешения
СообщениеДобавлено: 26 янв 2017, 04:31 
Не в сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 2338
Cпасибо сказано: 619
Спасибо получено:
2812 раз в 1362 сообщениях
Шри Свами САТЧИДАНАНДА
Живая Гита: Вся Бхагавад Гита

Комментарий для современных читателей


Изображение

Глава 18. Йога Освобождения с Помощью Отречения


Все собираются стать просветлёнными с помощью отречения. В этой главе Бог Кришна вновь делит предмет отречения на три гуны: саттву, раджас и тамас. 18 глава является также кратким обзором всей Гиты. Здесь Бог даёт всё в кратком изложении.

Глава начинается с вопроса Арджуны, обращённому к Богу Кришне относительно значения отречения.

18.1. Арджуна сказал: "Кришна, расскажи мне, пожалуйста, о сущности отречения (санньяса) и непривязанности (тьяга).

18.2. Благословенный Господь сказал: "Отказ от всех личностно мотивированных действий является отречением, а отказ от заинтересованности в получении результатов от своих действий является непривязанностью.

18.3. Некоторые мудрецы считают, что от всех действий следует отречься как от семян зла. Другие считают, что от определённых действий не следует отрекаться: от самопожертвования, самоотверженного подношения и от самодисциплины.

18.4. Послушай, Арджуна, сейчас Я расскажу тебе о сущности непривязанности. В действительности существует три уровня непривязанности.

18.5. Не следует отказываться от самопожертвования, самоотверженного дарения и самодисциплины. Вместо этого они должны, несомненно, продолжать существовать, поскольку такие действия очистят ум и сделают тебя мудрым.


Под видом отречения , поясняет Бог Кришна , мы не должны отрекаться от всякого действия. Фактически, мы должны совершать определённые действия, которые очистят наш ум. Это очень важно, поскольку, когда мы слышим о том, что отречение ведёт к освобождению, мы немедленно хотим отбросить все неприятные для нас обязанности. Мы быстро "отрекаемся" от всего, что не хотим. Мы можем отречься от употребления салата и простого хлеба, но не от мороженого. Мы склонны выбирать то, от чего хотим отказаться.

Но здесь Бог говорит, что существуют определённые вещи, от которых духовному искателю не следует отрекаться: яджна, данам и тапас. Яджна, как вы знаете, является пожертвованием; данам - это предложение даров; тапас - это аскетизм, самодисциплина. Эти три вещи должны совершаться людьми, которые хотят быть мудрыми. Иными словами, разумный человек не должен отказываться от этих действий.

Бог Кришна хочет, чтобы даже эти обязательные действия не совершались ради заслуг за их выполнения. Они должны осуществляться просто как часть ваших обязанностей.

18.6. Однако, важно, Арджуна, чтобы эти действия совершались без привязанности к плодам.

_________________
Умейте поразить тьму лицемерия, но каждый лепесток искренности пусть живёт.
Агни Йога. 252


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: БХАГАВАД - ГИТА. Гл. XVIII. Йога Отрешения
СообщениеДобавлено: 27 янв 2017, 05:52 
Не в сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 2338
Cпасибо сказано: 619
Спасибо получено:
2812 раз в 1362 сообщениях
Парамаханса Йогананда
"Бхагавадгита. Беседы Бога с Арджуной. Царственная Наука Богопознания"


Изображение

Г л а в а X V I I I

“Истинно говорю тебе: Ты достигнешь Меня”


*
Отречение: Божественное искусство действия в мире неэгоистично и без привязанности
*
Корни деятельности и завершение деятельности (освобождение)
*
Три степени знания, действия и характера
*
Интеллект (буддхи), сила духа (Дхрити) и Счастье (сукхам): их высокие и низкие проявления
*
Различение своего Божественно установленного долга в жизни
*
Подведение итога учения Гиты
*
Диалог между Духом и душой завершается


Арджуна сказал (Шри Кришне):

18.1. О Хришикеша, о Мощновооруженный, о Убийца (демона) Кеши! Я хочу знать истинное значение саньясы (отречения), а также тьяги (оставления), и различия между ними.


Первая глава Бхагавад Гиты была введением к наставлениям, которые предстояло изложить в доступном для понимания диалоге Кришны и Арджуны. А сейчас, в восемнадцатой главе, заключении писания о Йоге, мы найдем сжатую дискуссию о предметах, упомянутых в предыдущих семнадцати главах.

Отречение – оставление действий, желаний и привязанностей, препятствующих прогрессу души – является сжатым принципом, характеризующим учение Гиты. Когда ученик находит, что интуитивное общение его души с Духом все еще периодически нарушается беспокойством во время медитации, он обращается к Богу, как Завоевателю Чувств, Хозяину всех внешних и внутренних сил и Разрушителю Невежества. Искатель обращается к Господу, чтобы убрать свое беспокойство, причиняемое постоянным порабощением чувствами и ощущениями. На этой стадии йог хочет знать, как может он отречься от всех объектов, отвлекающих душу. Поэтому для ученика естественно, подобно Арджуне, желать ясно понять различие между двумя формами отречения.

Блаженный Господь сказал:

18.2. Мудрецы называют “саньясу” отречением от всех действий, творимых с желанием. Мудрый объявляет, что “тьяга”есть отречение от плодов действий.


Обе, саньяса и тьяга в обычном языке обозначают отречение, оставление или отказ от мирских объектов и стремлений – особенно как понимается теми, кто принимают святые обеты, как в древнем Ордене свами (монахов) Шанкары. Но следствий, или плодов. Это есть окончательное или совершенное отречение, к которому йог стремится – сначала, учась работать безличного желания для достижения результатов действий (саньяса), и затем, трансцендируя ассоциацию с результирующими плодами (тьяга).

18.3. Некоторые философы говорят, что всю работу следует прекратить, так как она порочна. Другие заявляют, что действия яджны (священного ритуала огня), даны (филантропии) и тапаса (самодисциплины) не следует оставлять.

18.4. Вследствие этого узнай от Меня высшую правду об отречении, о лучший из Бхаратов (Арджуна). Потому что об отречении говорили, как тройственном, о тигр среди людей.

18.5. Действия, связанные с яджной, даной и тапасом, воистину следует исполнять, и не должно бросать, так как священный ритуал огня, филантропия и самодисциплина очищают мудрого.

18.6. Но даже эти действия следует исполнять, о Партха (Арджуна), отбрасывая привязанность к ним и желания их плодов. Таково Мое высшее и верное убеждение.


Естественно те йоги, которые полностью освобождены и слиты с Богом, могут сказать, что все действия принадлежат сфере иллюзии и должны быть оставлены, удерживая душу в нерушимом экстазе с Богом. В совершенном освобождении или единстве с Духом все формы действия можно порицать, как иллюзорные, так как Дух в непроявленном состоянии находится за пределами всех вибраций и следовательно за пределами всех действий.

Тогда остается вопрос: “Как обычные смертные, оставляя добрые, дурные и божественные или медитативные действия реализуют состояние космического сознания Бездействующего Абсолюта?”

Теоретические философы, осуждающие всякую деятельность, не достигнув космического сознания Бога, являются вестниками иллюзии и ложного совета.
Истинно мудрые говорят, что действия, связанные со Освобождающие действия: священными церемониями огня (яджны), внутренняя церемония огня, предложение даров ( дана) и практика самодисциплины (тапас) не следует оставлять йогу, стремящемуся к освобождению. Господь уже предостерегал, что неисполняющий должных божественных действий, без желаний их плодов, не является истинным йогом или отреченным.

Истинно мудрые внушают доктрину исполнения внутренней церемонии огня бросания материального сознания в огонь внутренней мудрости; а также метафизической церемонии огня сжигания смертных желаний в космическом восприятии Бога, или уничтожения материальных желаний в огне божественных. Эти действия символизируются во внешней яджне бросания очищенного масла в церемониальный огонь.

Такие мудрецы также заявляют, что предложение даров несчастным включает сочувствие к Богу, страдающему в других, и, следовательно, ведет к освобождению. Ограничивающее личное желание приобрести вещи для себя следует заменить освобождающим неличным желание дарить великому Я.

Самодисциплинирующие действия завоевания физического беспокойства, практики ментальной концентрации и стремления к экстатическому общению души и Духа в медитации следует также исполнять для тренировки тела, ума и души в оставлении ассоциации с ограничивающими телесными удовольствиями, чтобы сделать все существо храмом божественного Блаженства.

_________________
Умейте поразить тьму лицемерия, но каждый лепесток искренности пусть живёт.
Агни Йога. 252


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
За это сообщение пользователю Шанти "Спасибо" сказали:
Александр, Андрей П.
 Заголовок сообщения: Re: БХАГАВАД - ГИТА. Гл. XVIII. Йога Отрешения
СообщениеДобавлено: 31 янв 2017, 04:23 
Не в сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 2338
Cпасибо сказано: 619
Спасибо получено:
2812 раз в 1362 сообщениях
Изображение

18.7. От необходимых действий отказываться не подобает:
Такой отказ от заблужденья, – он считается темным.

От установленных действий – это высказывание можно понимать двояко: в широком смысле (ср. III, 4–7), так понимают Дейссен, Леви, и в узком смысле, как религиозные, кастовые обряды, так понимают Томсон, Эджертон.

18.8. «Это – зло», кто, так мысля, оставляет действия, боясь телесных страданий,
Тот, страстное отреченье свершив, не получает плодов отреченья.

18.9. «Подлежит выполненью», – кто так совершает необходимые действия, Арджуна,
Отрешась от привязанности и плодов, отрешенье того саттвично.

18.10. Отрешенный не отвращается от неприятного, не привязывается к приятному делу,
Преисполненный саттвой, мудрый, расторгший сомненья.

18.11. Ибо воплощенный не может полностью действия бросить:
Кто отказался от плодов действий, тот считается отрешенным.

Воплощенный – буквально «носитель тела». Здесь это слово употреблено в смысле человека как носителя тела и существа физического мира в противоположность II, 13, где слово употреблено в смысле «воплощенный дух».

18.12. Нежелательный, желательный и смешанный – таким бывает троякий плод действий
После смерти для неотрешенного; для отрешенного – нет никакого.


"Бхагавад-Гита" литературный перевод и примечания Б.Л.Смирнова
_________________
Умейте поразить тьму лицемерия, но каждый лепесток искренности пусть живёт.
Агни Йога. 252


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: БХАГАВАД - ГИТА. Гл. XVIII. Йога Отрешения
СообщениеДобавлено: 01 фев 2017, 04:28 
Не в сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 2338
Cпасибо сказано: 619
Спасибо получено:
2812 раз в 1362 сообщениях
Изображение

18.7. Ведь от действий, предписанных в шастрах,
отрешенности быть не может;
отреченье от них безумно:
его тамас рождает темный.

18.8. Кто от страха деянье бросит,
от телесной ли боли, иль скорби -
гуны раджас тот побужденьем
отреченье бесплодное выбрал.

18.9. Кто предписанные деянья
совершает с мыслью о долге
и плодов желаньем не связан -
отреченье того саттвично.

18.10. Мир покинув, саттвы исполнен,
муж разумный, лишенный сомнений,
действий вредных не ненавидит,
и к полезным он не привязан.

18.11. Ведь деянья совсем оставить
ты не можешь, пока ты в мире;
но кто действий плоды покидает,
именуется тот отреченным.

18.12. После смерти - деяний троякий
плод у неотреченных бывает:
нежеланный, желанный и средний;
нет плода лишь у отреченных.


"Бхагавад – Гита" перевод Семенцова В.В.
Цитата:
18.7. От установленных действий отказываться не следует, такая отрешенность — от заблуждения, тамастичной она именуется.

18.8. «Это страдание», — кто [думая так], из страха перед беспокойствами действие оставляет, тот совершает раджастичное отрешение, такая отрешенность плода не достигнет.

18.9. «Это должно совершаться», кто [думая так], совершает предписанное, о Арджуна, оставив привязанность и плод, его отрешенность саттвичной считается.

18.10. Кто не ненавидит неприятную деятельность, к приятной не стремится, тот — отрешенный, пребывающий в саттве мудрец, отсекший сомнения.

18.11. Нельзя воплощенному отринуть деятельность всецело, но тот, кто отрекся от плодов деяний, отрекшимся именуется.

18.12. Желанный, нежеланный и смешанный — таков троякий действий плод бывает для неотрешенного в ином бытии, а для отрешенного — никакого.


[Слово] «неотрешенный» означает «[действующий] ради плодов». Мирская деятельность ограничена пребыванием в пяти условиях деятельности. Люди, ослепленные силой авидьи, отождествляют свой Атман с совершением действий, и таким образом связывают свой разум, но в действительности, как учит Господь, у них нет связанности.

"Гитартхасанграха". Комментарий Абхинавагупты на Бхагавад Гиту

_________________
Умейте поразить тьму лицемерия, но каждый лепесток искренности пусть живёт.
Агни Йога. 252


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: БХАГАВАД - ГИТА. Гл. XVIII. Йога Отрешения
СообщениеДобавлено: 03 фев 2017, 09:41 
Не в сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 2338
Cпасибо сказано: 619
Спасибо получено:
2812 раз в 1362 сообщениях
Шри Свами САТЧИДАНАНДА
Живая Гита: Вся Бхагавад Гита

Комментарий для современных читателей


Изображение

18.7. В действительности, неправильно отрекаться от какой- либо обязанности, которая предназначена для тебя. Подобное (так называемое) отречение происходит от незнания реальности (тамас).

Оно тамасическое, поскольку в этом случае вы не знаете, почему пренебрегаете своей обязанностью, и вы слишком ленивы, чтобы понять это; вы просто отрекаетесь без какого-либо различения. Это так называемое "отречение" не принесёт должных результатов.

18.8. Отказ от обязанности из-за того, что она является (или может быть) трудной или болезненной - это раджасическая отрешённость, которая не приносит заслуг.

Иногда мы должны оставить или отбросить наши обязанности. Если вы являетесь тамасической личностью, то даже не знаете, почему отказываетесь от них. Если вы являетесь раджасической личностью, то знаете, что это слишком болезненно или слишком трудно для вас. По крайней мере, вы знаете почему, но ваше размышление не здравое. Оно является умственным стремлением уйти от действительности.

Мы часто хотим избежать определённых мест или действий. Поэтому мы прибегаем к какой-нибудь хорошей философии: "Я - отрешённый, поэтому отрекаюсь от этого". Мы не отрекаемся с пониманием, а делаем это из-за страха. Это стремление является бегством от жизни, которое связывает нас. Вот почему здесь Кришна косвенным образом намекает, что отречение Арджуны от участия в войне является раджасическим. Арджуна просто хочет оправдать своё освобождение от обязанности сражаться. Он расстроен убийством своих знакомых и родственников. Но это не убедительная причина для отречения.

18.9. Чистая (саттвическая) непривязанность - это выполнение обязанностей, просто потому что это правильно и что ты должен так поступать, одновременно отказываясь от привязанности к плодам своих усилий.

18.10. После того, как ты откажешься от всех личных привязанностей, ты станешь наполненным чистотой и будешь ясно различать природу бесстрастия (тьяга). [Тогда] все оставшиеся сомнения отпадут, и у тебя не будет ни антипатии, ни привязанности к неприятной или приятной работе.


Саттвическая тьяга (чистая непривязанность) означает, что вы совершаете действия просто потому, что их следует выполнять, отбросив привязанность и отказавшись от плодов действий. Такая личность совершает работу как обязанность. Иногда мы выполняем Карма Йогу, самоотверженное служение и напоминаем себе: "Я не заинтересован в результатах". Но эта беспристрастность иногда переходит даже на само действие: "Я не заинтересован в результатах, поэтому не заинтересован и в хорошем исполнении дела; это просто Карма Йога". Но саттвический отрешённый, истинный Карма йог - это тот, кто совершает свои обязанности настолько совершенно, насколько это возможно, и одновременно предлагает результаты своих действий Господу или человечеству, или семье, или кому-то ещё.

Это подобно дарению чего-либо своему любимому человеку. Вы выбираете лучшее. Если вы приготовили комнату для своего лучшего друга, вы позаботитесь о каждой мелочи, чтобы помещение было абсолютно чистым и красиво обставленным. Вы наслаждаетесь процессом подготовки, но не ради себя. Даже в этом примере раджас может легко прокрасться. Вы можете делать это для показухи и из гордости: "Ты видел, какую прекрасную комнату я приготовил для тебя?" Для других людей может показаться, что вы придаёте большое значение приёму своего гостя и поэтому вы делаете всё наилучшим образом. Но ваш собственный ум знает истинную мотивацию. Как искатель духовности вы должны быть искренним с самим собой. Другие люди не всегда могут знать и видеть ваши истинные мотивы к действиям.

18.11. До тех пор, пока у тебя имеется физическое тело, ты не сможешь полностью отказаться от всех действий. Но ты сможешь отказаться от привязанности к плодам своих действий, а это, в конце концов, и является истинной отрешённостью.

18.12. Те, кто не отбросят привязанность, после физической смерти будут переживать три вида последствий от своих действий (карма): приятные, неприятные и смешанные. Но те, кто откажутся от желания получать результаты за свои действия, выйдут за пределы своей кармы.

_________________
Умейте поразить тьму лицемерия, но каждый лепесток искренности пусть живёт.
Агни Йога. 252


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
За это сообщение пользователю Шанти "Спасибо" сказали:
Андрей П.
 Заголовок сообщения: Re: БХАГАВАД - ГИТА. Гл. XVIII. Йога Отрешения
СообщениеДобавлено: 06 фев 2017, 10:08 
Не в сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 2338
Cпасибо сказано: 619
Спасибо получено:
2812 раз в 1362 сообщениях
Парамаханса Йогананда
"Бхагавадгита. Беседы Бога с Арджуной. Царственная Наука Богопознания"


Изображение

18.7. Оставление должного действия недостойно. Отказ от такого действия, через иллюзию, называется тамасическим (дурным).

Воздерживаться от исполнения действий долга сам по себе является недуховным или тамасическим актом, потому что оставление должной деятельности способствует иллюзии и злу. Духовно невежественная личность может найти искупление только исполняя должные действия с желанием обрадовать Бога; если она отрекается от своих занятий добрыми делами, она обнаружит себя увязнувшей в иллюзии, вовлекаясь в злые действия. Такие сбитые с толку люди называются тамасическими, когда они, по ошибке, отбрасывают действия, ведущие к спасению.

18.8. Тот, кто отбрасывает действие, как существенно трудное, из-за страха болезненного неудобства для тела, осуществляет раджасическое отречение.Он неспособен обрести награду отречения.

Исполнение добрых материальных дел с ожиданием результатов – например, зарабатывая на жизнь – является раджасической активностью. Отказывающийся от такой материальной активности под предлогом практики отречения , но чьей мотивацией является в действительности страх боли или несчастий, связанных с этим, осуществляет только лишь недуховное раджасическое отречение. Поэтому он не достигает награды истинного отречения, т.е. свободы от результирующих кармических связей.

Ученик, отказывающийся от всех поверхностных материальных действий и остающийся занятым духовными должными делами, в конце концов достигает спасения, как результат своего отречения от занятий, обеспечивающих рабство душе. Но человек, оставляющий должные занятия из-за отвращения от физического труда или страха последующей боли или трудности, лишь внешне отказывается от деятельности; внутренне оставаясь привязанным к телу, рабом эго и его чувств. Он обнаружит себя нерасположенным не только к неприятным материальным действиям, но также и усилию, требующемуся освобождающими божественными обязанностями.

Божественный человек не избегает дел для хороцей цели, даже если они болезненны, так как он видит их, напоминающими о Боге обязанностями. Он избегает только действий, питающих его эго-сознание. Такой отреченный, стремясь к Богосознанию, получает освобождающие награды отречения от иллюзорных действий.

18.9. О Арджуна, когда должное действие исполняются исключительно потому, что оно должны быть исполнено, без привязанности к нему и его плоду, такое отречение считается саттвическим.

Должные действия суть божественно предписанные обязанности. Они включают необходимую заботу о теле, воспитание ума и приятную обязанность медитации на душе; а также альтруистические действия, исполняемые для блага семьи, соседей и мира. Оставление эгоистической привязанности к этим действиям и их плодам, в то же время продолжающееся исполнение этих праведных обязанностей, потому что они божественно предписаны, является чистейшей формой отречения, сатвическим отречением.

Ученик, остающийся в экстатическом единении с душой, одновременно наблюдая за активностями чувств и механическими действиями тела, без какого бы то нибыло желания или привязанности, обретает высшее, или саттвическое, состояние отречения. Занят ли он должными физическими делами или недвижен в экстатической медитации на Бесконечном, в его сознании Божественное Присутствие всегда предоминирует. Чувствуя безграничную Благословенность, он автоматически отрекается ото всех привязанностей к меньшим чувственным удовольствиям, материльным объектам и плодам действий. Автоматическое оставление всего прочего, после нахождения Бога, считается высочайшим духовным отречением.
Поклонник, оставляющий все меньшие чувственные наслаждения, чтобы обрести неведомое блаженство Бога, вступает в первую стадию саттвического отречения.

18.10. Отрекающийся, пропитанный саттвой, со спокойным пониманием, свободный от сомнений, не отвращается от неприятных действий и не восхищается пиятными.

Все действия, исполняемые всвязи с реализацией перманентного Абсолюта, саттвичны. Практика справедливости, правды, сострадания, преданной любви, морального долга чистоты, благородства, медитативного восприятия Я – все эти ведут к окончательной реализации вечного Духа. По мере того как ученик, занятый такими действиями постепенно вспоминает свое вечное родство с Бесконечным, он освобождается ото всех сомнений и теряет всякую склонность, удерживающую его в смертном рабстве.

Тот, чье отречение чисто, исполняет со спокойным пониманием все должные дела. Иисус Христос принял распятие, чтобы исполнить волю свего Небесного Отца.
Саттвический отреченный остается умстенно-уравновешенным также относительно приемлемых обязанностей. Чрезмерное возбуждение, даже в благородной деятельности, создает волны на озере ума, искажая истинное восприятие блаженства души.

Любая работа предписанная Богом, приятная или неприятная, является должной обязанностью; настоящий отреченный, сосредотачивающийся на Господе, исполняе обе с одинаковым рвением и непривязанностью.

18.11. Это воистину невозможно для воплощенного существа оставить действия полностью, но тот, кто отказывается от плода действия называется отреченным.

Душа, отождествляемая с телом, можно сказать, является его рабом, потому что воплощенная душа не может оставить действия полностью. Кто бы не осознавал себя телом, скорее чем душой, является слугой тела; он должен работать для последнего и становится запутанным в желаниях и привычках, связанных с этим подчинением.

С другой стороны, сосредотачивающийся на душе, как своем истинном Я, исполняет должные действия, но незаботясь об их результатах. Отказом от плодов добрых дел, но не от их исполнения, такая личность является настоящим отреченным.

Телесноотождествляемый человек работает только чтобы удовлетворять его эгоистические желания; мудрый понимает душу, как жильца в телесном доме, и работает под ее освобождающим руководством. Мирской человек исполняет большинство своих действий для исполнения нужд и желаний, своих и своей семьи. Его ум всегда стоит на эго: “Это я, кто ест”, “Это я, кто зарабатывает деньги и поддерживает семью”, “Это я, кто думает и делает успешным мою работу”, и т.д.

Даже если эго-сориентированная личность думает отказаться от материального мира, следованием духовному пути, она всеже неспособна к полному отречению, потому что не может забыть эго-сознание отождествления с телом. Но когда продолжительной медитацией она освобождает свой ум от телесного сознания и присоединяет его к сознаию души, она понимает, что не должна работать больше для того побуждающего наполненного желанием эго. На этой продвинутой стадии йог способен отречься ото всех желаний плодов действий и исполнять свои надлежащие материальные обязанности с трансцендентной непривязанностью души.

18.12. Триединый плод действия – добрый, вредный и смешанный – проявляется в неотреченных после их смерти, но никогда не в отреченных.

Тот, кто действует без оставления желания приобретения плодов, накапливает добрые, дурные и смешанные результаты, как свою тройственную карму (следствия действий). Эти накопленные психологические семена, когда поливаются подходящим окружением, прорастают в специфические результаты в этой или иной жизни и за их пределами.

Каждое доброе, дурное или смешанное действие откладывает в физическом и астральном мозгу человека семя тенденции, которое впоследствии прорастает, при благопритных обстоятельствах. Хорошие, плохие и смешанные чувственные стимуляторы, например, взвинчивают эти тройственные тенденции, что потом проявляется как хорошие, плохие или смешанные действия.

Присмерти общая сумма человеческих тенденций складывается в мозгу его светящегося астрального тела. Смешанные хорошие и плохие тенденции побуждают душу стремится к раннему перевоплощению в физическом мире. Когда имеется преобладание хороших тенденций в астральном мозгу, душа в своем астральном телесном футляре притягивается к лушему окружению на астральной планете. Когда злые тенденции превалируют, душа в своем астральном теле притягивается к темным сферам запредельного, где живут недовольные духи. Длительность пребывания в светлых или темных астральных регионах до вперевоплощения на земле определяется кармически.
Истинный отркающийся от плодов действий незатронут какими-либо из описанных выше тройственных действий, так как он работает под руководством Господа вселенной и исполняет все действия только для Него. Такие йоги не накапливают никаких последсвий от их действий, и становятся освобожденными.

_________________
Умейте поразить тьму лицемерия, но каждый лепесток искренности пусть живёт.
Агни Йога. 252


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
За это сообщение пользователю Шанти "Спасибо" сказали:
Андрей П.
 Заголовок сообщения: Re: БХАГАВАД - ГИТА. Гл. XVIII. Йога Отрешения
СообщениеДобавлено: 07 фев 2017, 06:49 
Не в сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 2338
Cпасибо сказано: 619
Спасибо получено:
2812 раз в 1362 сообщениях
Изображение

18.13. Пять причин, осуществляющих каждое действие, долгорукий,
Узнай от Меня, они выявляются размышленьем:

Размышлением – можно перевести и «возвещенные в (системе) Санкхье». Об отношении Гиты к школе Санкхье уже не раз шла речь (см. введение, примеч. 120 и пр.). Шанкара и Мадхусудана полагают, что в этом стихе говорится о веданте (Упанишадах), а Шридхара – что о школе Санкхье. Таким образом, и у традиционных комментаторов нет единства в понимании данного вопроса.

Тилак считает, что здесь совершенно ясна ссылка на Санкхью Капилы. Но, во-первых, весьма спорно, какую именно философскую систему надо понимать под этим. Общепризнанно, что так называемые «Сутры Капилы» – памятник позднего средневековья (Аникеев считает, что это памятник XIV в. н. э., а может быть, и более поздний, так как наиболее ранние его комментарии относятся к XV и XVI вв.). В «классической» же Санкхье ни Тилак, ни Гарбе не могли указать учения «о пяти причинах», как это подчеркивает Рой.

18.14. Предмет, деятель, органы разного рода,
Разные отдельные побуждения и пятая – божественная воля.

Предмет – Шанкара поясняет: «предмет» или «место», то есть тело как вместилище желаний – адхиштхана. О важном значении этого термина см. примечание 211, а также введение (разбор гл. IV).

«Деятель» – наслаждающийся, введенный в заблуждение через «упадхи», он принимает участие в качествах. Само слово «упадхи» означает: 1) обман, 2) определение, атрибут и тот, кто соединяет себя с ним. «Функции», то есть «ваю» (например, вдыхание и выдыхание и пр.). «Божество», то есть Адитьи и другие боги, с помощью которых органы получают способность действовать.

Согласно индийской традиции, особенно развитой позднейшей йогой и тантрами, каждый орган управляется определенным божеством – в этом заключается смысл толкования Шанкары. Однако нет необходимости придавать такое значение довольно сжатому выражению Гиты. Впрочем, учение, о котором говорит Шанкара, можно встретить уже в Упанишадах, особенно позднейших, так что даже если принять смысл, вкладываемый в данный стих самым ранним комментатором Гиты, то и в таком случае на данный текст нельзя опираться, как на критерий времени создания Гиты.

Теланг замечает, что если данную шлоку понимать в духе Санкхьи, в изложении Капилы и Ишваракришны, то слово «daivam» следует переводить не «божество» (как это делает Теланг), но «судьба», что и делает не только Гарбе, но и Дейссен, хотя последний и отрицает непосредственную связь Гиты с поздней Санкхьей.

Эджертон замечает, что много усилий было употреблено, чтобы придать этой шлоке слишком глубокий философский смысл и, в частности, подогнать ее под мерку классической Санкхьи. Эджертон считает в корне ошибочным подгонять каждый из перечисленных в шлоке факторов под таттвы системы Санкхьи или под понятие органов тела. Все перечисленные термины, утверждает Эджертон, надо понимать как можно проще, так что данная шлока не нуждается ни в каких комментариях. Однако Эджертон все же переводит «daivam» через «Fate» и пишет это слово с прописной буквы, тем самым приближая смысл шлоки к системе Санкхье.

18.15. Какое бы действие ни предпринимал человек сердцем, словом, телом,
Праведное, нет ли, эти пять – его действий причина.

18.16. Итак, кто неразумно делателем себя одного считает,
Тот, худоумный, не видит.

18.17. Кто свободен от самости, чей не запятнан разум,
Тот, даже убив этих людей, не связан, не убивает.

Людей – Дейссен переводит «lokän» единственным числом: «diese ganze Welt tötete», но здесь правильней понимать «lokän» в смысле «людей»; так понимают Эджертон, Леви; Хилл переводит «creatures». Шанкара указывает, что в данном стихе дается определение того, кто достиг высшей мудрости, способен видеть Атмана во всем и не отождествлять его с преходящим. Шанкара ставит эту шлоку в параллель с Мунд., II, 1, 2, где сказано, что Пуруша без дыхания, без желаний чист, выше высочайшего Непреходящего (акшарам). Дейссен понимает эти термины Упанишады как «прасубъект» и «праобъект». Выражение «чист» Шанкара понимает в том смысле, что «antahkärana», буддхи является «upädhi» Атмана и не окрашена, а по тому не отождествляет себя с поступком и не может, совершая беззаконие (адхарму), раскаиваться, мыслить, что за убийство полагается пребывание в нараке (аду) и пр. Отвечая на воображаемое возражение, что положение Гиты «убивая все существа, он не убивает» противоречиво, Шанкара указывает, что утверждение об убийстве делается с точки зрения обычного сознания, отождествляющего себя с поступками, которые в действительности совершают гуны, а утверждение, что Атман не убивает, делается с точки зрения абсолютного знания Атмана, который не действует, ибо неподвижен, как это многократно утверждает Гита.

18.18. Знанье, предмет познаванья, познающий – таково троякое побужденье к делу.
Причина, действие, делатель – троякая сумма дела.

Сумма – Томсон замечает, что согласно истинной мудрости, побуждением к действию является стремление к освобождению (мокша). «Познающий» здесь значит физический индивидуум. Эджертон указывает на параллелизм этого места с XIII, 29, но в данном стихе слово «raga» стиха XIII, 29 неудачно и неполно, по мнению Эджертона, заменено словом «kärana».

"Бхагавад-Гита" литературный перевод и примечания Б.Л.Смирнова
_________________
Умейте поразить тьму лицемерия, но каждый лепесток искренности пусть живёт.
Агни Йога. 252


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
За это сообщение пользователю Шанти "Спасибо" сказали:
Андрей П.
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 73 ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5 ... 8  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Yahoo [Bot] и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB