ЖИВАЯ ЭТИКА (АГНИ ЙОГА). Форум «ФЕНИКС»

СЕРДЦЕ БУДЕТ ЧАСАМИ ВЕРНЫМИ, КОГДА ПРИЗОВЕТ К МЫСЛИ О ВСЕХ. НЕ НУЖНО УТОМИТЕЛЬНЫХ МЕДИТАЦИЙ, МЫСЛЬ О МИРЕ КРАТКА, И ОТРЕШЕНИЕ ОТ СЕБЯ В НЕЙ ТАК ПРОСТО ОТРАЖАЕТСЯ. ПУСТЬ БУДЕТ МИРУ ХОРОШО!
Текущее время: 17 дек 2018, 10:01

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 73 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6 ... 8  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: БХАГАВАД - ГИТА. Гл. XVIII. Йога Отрешения
СообщениеДобавлено: 14 мар 2017, 04:10 
Не в сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 2751
Cпасибо сказано: 797
Спасибо получено:
3689 раз в 1728 сообщениях
Изображение

18.24. Если ищешь того, что желанно,
если действием движет самость,
если много усилий тратишь -
это действие будет «страстным».

18.25. Коль предпринято в заблужденье,
равнодушно к последствиям, Партха,
иль к запрету, вреду, убыткам -
дело то именуется «темным».

18.26. Непривязанный, самости чуждый,
в делах твердый, решимости полный,
в неудаче, в удаче ровный -
кто так действует, тот саттвичен.

18.27. Страстный, жадный, душою хищный,
лишь плода вожделеющий действий,
полный радости-скорби, нечистый -
это деятель раджасный, Партха.

18.28. Необузданный, грубый, злобный,
полный хитрости, косный, коварный,
духом мрачный, всегда ленивый -
этот деятель тамасом движим.


"Бхагавад – Гита" перевод Семенцова В.В.

Цитата:
18.24. Действие, преисполненное желания, с привязанностью и самомнением, выполняемое со множеством омрачений, раджастическим считается.

[Слово] «омрачений» (клеша) означает авидью и т. п., производимые невежеством.

18.25. Действие без внимания к последствиям, [ведущее к] гибели и насилию над людьми, предпринимаемое из заблуждения, тамастическим именуется.

[Слово] «из заблуждения» означает (происходящее) из жажды жизни.

18.26. Свободный от привязанности, не говорящий «я», наделенный твердостью и решимостью, неизменный при достижении и неудаче, деятель саттвичным именуется.

Тот, кто не говорит: «Я деятель», обладает подобной природой, подобным качеством, такой деятельностью — таковой является «не говорящим “я”». Суффикс «ин» [в слове] йогин, означает, что для него нет необходимости сказать «Я действую» даже в повседневной жизни.

18.27. Страстный, стремящийся к плодам действий, себе вредящий, нечистый, наделенный радостью и печалью деятель раджастическим именуется.

[Деятель в раджасе] испытывает радость и уныние от успеха и неудачи.

18.28. Опрометчивый, грубый, упрямый, лживый, коварный, тупой, малодушный деятель тамастичным именуется.

[Слово] «коварство» означает также жестокость.

"Гитартхасанграха". Комментарий Абхинавагупты на Бхагавад Гиту

_________________
Нельзя давать исчерпывающие утверждения, ибо необходимо дать ученику возможность упражнять свои умственные способности
Е.И. Рерих. Записи бесед с Учителем


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: БХАГАВАД - ГИТА. Гл. XVIII. Йога Отрешения
СообщениеДобавлено: 21 мар 2017, 04:07 
Не в сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 2751
Cпасибо сказано: 797
Спасибо получено:
3689 раз в 1728 сообщениях
Шри Свами САТЧИДАНАНДА
Живая Гита: Вся Бхагавад Гита

Комментарий для современных читателей


Изображение

18.24. Однако если что-то выполняется для осуществления личного желания или ради удовлетворения своего эгоизма, или совершается с большим напряженным усилием, - это является раджасическим действием беспокойного ума.

18.25. Нечто, предпринятое слепо, без представления о последствиях, с чрезмерной расточительностью или с причинением вреда или даже без учёта собственной готовности добиться успеха - такое действие является темнотой невежества и тамасическим.

18.26. Когда человек (индивидуум), совершающий действие, отказывается от привязанности к плодам действия и (таким образом) освобождается от эгоистического чувства обособленности, и, будучи полным энтузиазма и очень преданным, такой деятель не подвержен (так называемому) успеху или неудаче.

18.27. Раджасический деятель (индивидуум) вначале действует, исходя из личного желания или для того, чтобы получить плоды от своих действий, или из жадности, жестокости, или ради других нечистых целей. Эта личность, совершающая действие, легко возбудима или подвержена тревоге относительно результатов своих действий.

18.28. Тамасический человек совершает действия из упрямства, но не до конца. Его грубые, лживые, злонамеренные и нечестные действия, происходят от ленивого, нерешительного или удручённого (тамасического) ума.

_________________
Нельзя давать исчерпывающие утверждения, ибо необходимо дать ученику возможность упражнять свои умственные способности
Е.И. Рерих. Записи бесед с Учителем


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: БХАГАВАД - ГИТА. Гл. XVIII. Йога Отрешения
СообщениеДобавлено: 22 мар 2017, 09:04 
Не в сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 2751
Cпасибо сказано: 797
Спасибо получено:
3689 раз в 1728 сообщениях
Парамаханса Йогананда
"Бхагавадгита. Беседы Бога с Арджуной. Царственная Наука Богопознания"


Изображение

18.24. Действие, вдохновляемое страстью к удовлетворению желаний, или исполняемое с эгоизмом и колоссальным усилием, называется раджасическим.

Раджас есть страстная энергия творчества, всегда беспокойная, всегда в движении. Желание яволяется его нераздельным компаньоном, стремясь к осуществлению своих целей и, в процессе, умножая из-за тех действий новые причины стремлений. Так, раджас подразумевает постоянное напряжение воли, управляемой любящим-материю, телесно-отождествляемым эго.

Под влиянием тамаса – деградирующего качества – раджасисческая активность становится примитивной и злой. Когда сдерживаема и управляема саттвой – просветляющим качеством - раджасисческая активность облагораживается. Большинство людей в мире, занятое мирскими стремлениями, продолжает бороться посреди двух крайностей, мотивируемое эгоистическим интересом и мирскими желаниями, но обычно умеренное в своих привычках и враждебное примитивному злу. Его типично раджасическая деятельность выражается как неотложность поспевать за стандартами современной цивилизации, с её ударением на материальную выгоду и хорошую жизнь. Гораздо меньше личностей, по сравнению с этим, падают в глубины тамасического зла, или стремяться к высотам саттвы и ее совершенства в мудрости и неэгоистического состояния Самореализации.

18.25. Тамасическим является действие, если оно учреждается через иллюзию, без взвешивания своих способностей и неучитывая последствий – потери своего здоровья, богатства и влияния; а также вреда другим.

До той степени, в которой тамас, затемняющее качество, влияет на знание человека (см. XVIII:22), его действия, соответственно, будут подтверждать состояние такого заблуждения. Он действует с эгоистической близорукостью, лишенной выверенной разумности и суждения, а также способности предвидеть последствия его действий.

У негодяев есть правило: «Бей сначала, а думай потом”. Эта практика может вести к очень серьезным последствиям. Тот бессмысленный сильый удар может привести к убийству человека; а результатом этого может оказаться также и смертный приговор убившему.

Личности, действующие без мыслей, под влиянием насильственных или безумных эмоций, невнимательно к потенциальным последствиям их действий, не только становятся инструментальны в причинении вреда другим, но также портят свою собственную жизненность и часто страдают от потери престижа или также и благополучия. Они запутываются в комплексных трудностях, спонтанно действуя, без того, чтобы сперва определить правоту своих намерений и взвесить свою силу и способность исполнить те действия успешно.

18.26 Агент (исполнитель), который без эгоизма или привязанности, незатронут удовлетворением или неудовлетворением, и наделен мужеством и жаром, называется саттвическим.

Характерное выражение трех качеств (саттвы, раджаса и тамаса) в агенте, или исполнителе действий, теперь описывается в станзах 26-28. Тот, чей ум не ассоциируется с телесно-связанным эго и не загрязнено привязанностью к объектам чувств; кто терпеливо исполняет духовные действия медитации и божественно мотивированные действия, помогающие другим на пути спасения, невзирая на успех или неудачу, невозбуждаясь никчемными удовольствиями и страданиями, действуя только с высоким желанием ублажения Бога – тот человек есть саттвический йог.

18.27. Тот инструмент действия, или агент, который исполнен привязанности, желания плодов действий, жадности, нечистоты и безжалостных склонностей; легко радующийся или печалящийся, называется раджасическим.

Личность, находящаяся под влиянием страстной или огненной энергии раджагуны, развивает полностью материалистическую подавляющую природу. Всегда беспокойная и внешнеориентированная, она никогда не проводит время в медитации, или в интроспекции, или спокойном общении с другими. Она чрезмерно активна, слепо аккумулирует деньги, собственность и влияние, с необычайной жадностью и лишь эгоистическим интересом. Она склонна стремиться к порочным возбуждениям, вроде неразумной охоты на животных, только из спортивной страсти. Когда ей выгодно, эта личность может быть бесчувственна груба, даже садистски, готовая ранить или уничтожить любого соперника, или отомстить стоящему поперек дороги её эгоистическим интересам. Она постоянно возбужденно покачивается вверх и вниз на чередующихся волнах радости и горя. Эта механическая раджасическая личность является не более чем шестеренкой в машине действия.

Даже немного саттвической разумности и самоконтроля, нацеленных на сдерживание и направление страстной силы в примитивных раджасических тенденциях помогает создать более принципиальную энергичную личность.

18.28. Агнет (исполнитель), колеблющийся телесно и умственно, бессовестный, заносчивый, неразборчивый, злобный, ленивый, горюющий и медлительный, является тамасическим.

Человек, пропитанный темной гуной тамаса, является миниатюрой иллюзорного невежества. Подобно беспокойной бабочке, его ум и тело постоянно пребывают в состоянии возбуждения; при недостатке разума для решений и воли для конструктивной деятельности, он пассивно притягивается в одном направлении, и затем в другом, любым сиюминутным влиянием.Оттого он никогда не знает мира души внутри. Он бессовестен, морально неразвит и вульгарен, импульсивно творя зло. Он нескромен, груб и нагл с другими по малейшему поводу. Он без разбору обманывает других, ведя двойную жизнь Доктора Джекила и Мистера Хайда. Он с готовностью грубит и оскорбляет людей, пытаясь придать себе значимости. Он привычно ленив физически и умственно празден, не желая работать рассудительно, чтобы успех не увеличил его ответственности. Он постоянно негативен и депрессивен, подавляя радостное настроение в других. Он не заканчивает ни простых, ни важных дел и откладывает их из-за внутренней и внешней лени и недостатка энтузиазма и цели в жизни.

Большинство людей не преуспевающих в жизни, погрязло в темном тамасическом качестве. Они винят мир и каждого, но не самих себя в качестве причины их неудач и несчастья; они никогда не усматривают вины в своей праздности, медлительности, антиобщественном поведении, беспокойстве, неискренности, эгоистичности и зловредности, как причинах своего горестного положения. Поэтому они всегда депрессивны, не распознавая и не устраняя настоящих причин своего несчастья.

Глубоко несчастный тамасический индивидуум, должен сначала пытаться стать раджасичным, активным, но с благородной целью. Лучше работать в гармонии с Божественной деятельностью, чем эгоистически мотивированным; но даже и несовершенный бизнесмен, из-за своей активности, имеет больше шансов к спасению, чем физически и ментально окостневший тамасический человек.

Компания сильнее силы воли. Оба, тамасичный и раджасичный, должны искать более высокого влияния, предпочтительно саттвических существ, пропитанных Богопознанием. Борец, тренирующийся с более сильным, становится сильнее; слабые тамасичный и раджасичный типы также должны ассоциироваться с духовно более сильными саттвическими индивидуумами.

Окружающая среда также влиятельна; она увеличивает желание хорошим или плохим. Человек может выбрать хорошее или дурное окружение или деятельность, пока он не сформировал привычки. Но после того, как специфическое окружение сформировало в нем желание следовать хорошей или дурной привычке, он обычно теряет свою свободную волю: хорошая привычка принуждает человека быть добрым, а дурная поступать плохо; так, он беспомощно влечется к соответствующему окружению.

Внешнее окружение подстрекает как внутреннее так и внешнее поведение человека. Так, создание сильного внутреннего характера в высшей степени важно, чтобы личность не затрагивалась или даже не изменялась под влиянием враждебных обстоятельств.

_________________
Нельзя давать исчерпывающие утверждения, ибо необходимо дать ученику возможность упражнять свои умственные способности
Е.И. Рерих. Записи бесед с Учителем


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: БХАГАВАД - ГИТА. Гл. XVIII. Йога Отрешения
СообщениеДобавлено: 27 мар 2017, 07:14 
Не в сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 2751
Cпасибо сказано: 797
Спасибо получено:
3689 раз в 1728 сообщениях
Изображение

18.29. О трояком различенье разума и стойкости соответственно гунам,
Исчерпывающему, подробному изложению внимай, Дхананджая.

18.30. Разум, знающий начинанье и прекращенье, подлежащее и не подлежащее выполненью,
Опасность и безопасность, освобожденье и узы – саттвичен, Партха.

18.31. Если же дхарму-адхарму, подлежащее и не подлежащее выполненью,
Разум неправильно познает, он страстен, Партха.

18.32. Разум, окутанный мраком, принимающий адхарму за дхарму
И все вещи извращенно – темен, о сын Притхи.

18.33. Та стойкость, что непреклонной йогой
Сдерживает деятельность манаса, жизненных сил и чувств, саттвична, Партха.

18.34. Та же стойкость, с которой выполняется дхарма, вожделенье, корысть, Арджуна,
Несвободным, желающим плодов, такая стойкость страстна, Партха.

18.35. Стойкость, не освобождающая худоумного от сонливости, страха, печали,
Лжи, заблужденья, – темна, сын Притхи.


"Бхагавад-Гита" литературный перевод и примечания Б.Л.Смирнова

_________________
Нельзя давать исчерпывающие утверждения, ибо необходимо дать ученику возможность упражнять свои умственные способности
Е.И. Рерих. Записи бесед с Учителем


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: БХАГАВАД - ГИТА. Гл. XVIII. Йога Отрешения
СообщениеДобавлено: 27 мар 2017, 07:16 
Не в сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 2751
Cпасибо сказано: 797
Спасибо получено:
3689 раз в 1728 сообщениях
Изображение

18.29. Постоянство бывает трехвидным,
также мысль - сообразно гунам;
Я их формы тебе без остатка
перечислю: слушай, Арджуна.

18.30. Кто недолжное-должное знает,
смелость-страх, недеянье-деянье,
также скованность-освобожденье -
мысль того пребывает в саттве.

18.31. Мысль, которая не различает,
где закон, а где беззаконье,
в чем недолжного-должного разность, -
эта мысль полна раджасом, Партха.

18.32. Если ж мысль помрачается тьмою,
если знанье она извращает,
если чтит беззаконье как дхарму -
эта мысль именуется «темной».

18.33. Если чувства, и праны, и манас
укрепляются в постоянстве,
а оно пребывает в йоге -
постоянство считается «светлым».

18.34. То к любви, то к закону, то к пользе
устремляется коль постоянство,
мыслью связано о результате, -
постоянство такое «страстно».

18.35. Постоянство, с которым безумцы
вновь и вновь устремляются к страху,
к скорби, лени, тоске, опьяненью,
именуется, Партха, «тёмным».


"Бхагавад – Гита" перевод Семенцова В.В.

Цитата:
18.29. О различении разума (буддхи) и стойкости по трем гунам слушай, описанное в общем и по отдельности, Дхананджая!

«Разум» (буддхи) [означает] уверенность. Слово «стойкость» (дхритти) означает удовлетворенность. Все [люди], совершив благой или неблагой поступок, затем думают так: «К чему совершать еще что-то?» или же: «К чему прекращать совершение действий?» Смысл в том, что удовлетворенность имеется у каждого. Так [здесь] объясняется редкое значение этого слова.

18.30. Разум, который знает правритти и нивритти, должное и недолжное, в страхе и бесстрашии, в связанности и Освобождении, саттвичным считается.

18.31. Который несообразно различает дхарму и а-дхарму, должное и недолжное, тот разум, о Партха, — раджастический.


Слово «несообразно» означат «неподобающе».

18.32. Тот разум, который принимает а-дхарму за дхарму, наделенный тьмой, и [видящий] все вещи перевернутыми, тамастичным считается.

18.33. Стойкость, которой удерживаются ум, прана, чувства и действия, неотступной йогой, таковая саттвичной считается.


[Йогин] посредством йоги удерживает активность ума, праны и чувств, поскольку полагает: «к чему наслаждения умом и т. п.? Я могу насладиться всем в собственном Атмане».

18.34. Та же стойкость, которая заставляет придерживаться дхармы, камы и артхи, о Арджуна, привязанного, желающего плодов, таковая Партха, — раджастическая.

18.35. Стойкость, которая не освобождает скудоумного от сна, страха, уныния, обмана и безумия, тамастической считается.


"Гитартхасанграха". Комментарий Абхинавагупты на Бхагавад Гиту

_________________
Нельзя давать исчерпывающие утверждения, ибо необходимо дать ученику возможность упражнять свои умственные способности
Е.И. Рерих. Записи бесед с Учителем


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: БХАГАВАД - ГИТА. Гл. XVIII. Йога Отрешения
СообщениеДобавлено: 31 мар 2017, 04:08 
Не в сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 2751
Cпасибо сказано: 797
Спасибо получено:
3689 раз в 1728 сообщениях
Шри Свами САТЧИДАНАНДА
Живая Гита: Вся Бхагавад Гита

Комментарий для современных читателей


Изображение

18.29. Теперь слушай, Арджуна, Я полностью обучу тебя трём степеням понимания и трём разновидностям воли, согласно преобладающей гуне.

18.30. Они являются признаками ясного понимания (буддхи саттва): знание, когда и где не действовать; знание, что делать хорошо и что - плохо; знание причин страха (бхая) и бесстрашия (абхая); а также знание всех видов зависимости и свободы (мокша).


Из саттвического качества ума возникает различающая способность. Это означает ясное рациональное мышление и отчётливое понимание того, что следует, и что не следует делать. С саттвическим качеством ума вы ясно видите, что связывает вас и что освобождает вас.

18.31. Раджасическому пониманию нелегко отличить добродетельный путь (дхарма) от порочного пути (адхарма), и, следовательно, Арджуна, часто принимается ошибочное решение о том, что делать и что не делать.

Понимание себя делится на саттвическое, раджасическое и тамасическое. Всё, даже знания, обладает этими тремя качествами. Интеллектуальная часть ума, различающая способность также обладает тремя качествами. Раджасическое понимание неверно различает правильное и неправильное. Но тамасический интеллект, охваченный невежеством, принимает неправильное за правильное; он воспринимает всё наоборот. Это также является разновидностью понимания, но извращённого. То, что неправильно для всех остальных, правильно для этого человека. Он или она скажет: “Давай поспорим. Это мой способ”. Это тамасический рассудок.

18.32. Арджуна, тамасическое понимание окутано завесой темноты (неведения относительно реальности). Поскольку оно воспринимает всё и вся через своё искривлённое видение, оно всегда путает правильные действия с неправильными.

18.33. Йогические медитации делают ум чистым, устойчивым и сильным. С такой саттвической волей (твёрдостью ума) человек может контролировать и регулировать жизненную силу (прана), чувства и деятельность ума.

18.34. Но, если воля является сильной из личного желания обладать богатством, чувственными наслаждениями (кама) и респектабельностью, тогда, Арджуна, это - раджасическая воля.

18.35. Признаками тамасической воли (погружённой в невежество) являются: настойчивая привязанность к привычке долго спать, а также страх, печаль, депрессия и тщеславие.

_________________
Нельзя давать исчерпывающие утверждения, ибо необходимо дать ученику возможность упражнять свои умственные способности
Е.И. Рерих. Записи бесед с Учителем


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: БХАГАВАД - ГИТА. Гл. XVIII. Йога Отрешения
СообщениеДобавлено: 05 апр 2017, 04:06 
Не в сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 2751
Cпасибо сказано: 797
Спасибо получено:
3689 раз в 1728 сообщениях
Парамаханса Йогананда
"Бхагавадгита. Беседы Бога с Арджуной. Царственная Наука Богопознания"


Изображение

18.29. О владеющий Богатством, Я объясню, поотдельности и исчерпывающе, тройственные различия интеллекта и силы духа (стойкости), соответственно гунам. Пожалуйста послушай.

18.30. Тот интеллект саттвичен, о Партха (Арджуна), который правильно понимает пути деятельности с желанием и отречения, недолжные и должные действия, и причины страха и бесстрашия, рабства и освобождения.


Когда интеллект (буддхи) и сила духа должным образом развиваются, насыщены возвышающим качеством саттвы, человек обнаруживает, что его жизнь находится полностью под его контролем. С незатемненным интеллектом и решительным мужеством сознание поднимается над ограничениями человеческих слабостей и проявляет интуитивно воспринимаемое, неустрашимо спокойное состояние души.

Чистая саттвическая разумность открывает ученику, что рабство присуще слепому следованию пути мирской деятельности, и что освобождение принадлежит пути отреченности, внутренней непривязанности.

Мирские усилия для самоудовлетворения чреваты мрачными предчувствиями, в основном неудачи и смерти. Отреченный, в своей непривязанности, знает, что мир управляется Богом. Йог чистой разумности, поэтому, трудится бесстрашно и прилежно, чтобы порадовать одного Бога. Саттвический интеллект такого йога ясно отличает действия, которых следует избегать, потому что они создают рабство и дурные предзнаменования, от должных и медитативных действий, которые следует исполнять, потому что они приносят освобождение и устраняют навсегда ужасные страхи.

Даже если бы победитель Чингиз Хан стал владыкой мира, он не освободился бы от страха болезни и приближающейся смерти. Это лишь работая для Бога, отрекаясь от желаниянепостоянных мирских объектов и общаясь с Богом, душа находит вечно надежное Укрытие, предохраняющее ото всех страданий и смерти.

18.31. О Партха (Арджуна), тот интеллект раджасичен, которым человек воспринимает грубо искаженно праведность (дхарму) и неправедность (адхарму), должную и недолжную деятельность.

Человек, чей интеллект отождествляется с недумающим механизмом раджасической активности, становится умственно сбитым с толку и не различает между напоминающими о Боге религиозными обязанностями и материальной поглащающей безбожной деятельностью. Такая затуманенная ментальность неразумно смешивает праведность с неправедностью. Испытывая недостаток зрения и слепо исполняя действия без различения, ординарный грубый материалист постоянно спотыкается, падая в яму беспокойств и разочарований. Так, стадая, раджасический интеллект полон недоверия и сомнения, и вследствие этого строит защиту самоуверенности – крепость страстного эго.

18.32. О Партха (Арджуна), тот интеллект является тамасическим, который, будучи окутан мраком, считает безбожие религией и смотрит на все вещи извращенно.

Личтости, не следующие даже обычным путем материальной жизни людей с раджасическим темпераментом, но потакающие вместо этого экстремальностям ленивого и злого поведения, являются ненормальными индивидуумами, принуждаемыми тамасическим интеллектом. Их интеллект затемнен ментальным мраком невежества и уязвлен результирующим несчастьем Такие экстримисты делают материалистическую безбожную жизнь своей религиейТак как они не видят ничего недостойного в своем поведении, лень и злодейство становятся их второй натурой. Они предаются перееданию, чрезмерному сексу и избытку во всех вредных привычках. Ведя неестественное существование, они извратили мнения и стили жизни, а также безответственны во всем своем образе мышления, воления и поведения.

Тамасичные существа непредсказуемо иррациональны; используя свой извращенный интеллект, они делают много зла себе и другим.

18.33. Решительное постоянство, которым человек регулирует функции ума, праны и чувств – сдерживание их проституции (капризной изменчивости) посредством йоговской практики – такая стойкость (сила духа) является саттвичной, о Партха (Арджуна).

Освобождение состоит из двух аспектов единения. Первый объединяет физическое эго с душой; или, другими словами, растворяет псевдо-душу в настоящую душу, являющейся отражением блаженства Духа.

Но физическое эго нельзя отделить от его ассоциации с объектами чувств – что является предпосылкой союза с душой и с Духом – без оттягивания ума, жизненной силы и чувственного сознания от тела и объективного мира.

18.34. Решительная внутренняя терпеливость, являющаяся причиной регулирования ума к дхарме ( религиозному долгу), желанию и богатствам – в то время желая плодов всего этого, из-за привязанности – это, о Партха (Арджуна), есть раджасическая-дхрити.

Через привязанность, мирской человек, раджасической-дхрити – решительным внутренним терпением под влиянием страстного или активного качества – льнет ко внешним религиозным церемониальным обязанностям, земным желаниям и усилиям сделать деньги.
Человек этой цепкой активизирующей диспозиции, держит свой ум, жизненность и чувства терпеливо и настойчиво установившимся в физических обязанностях, с целью достигнуть их результатов. Принимая практический (фактический) взгляд на жизнь, большинство этих мирских людей подпоясываются, чтобы исполнять все естественные склонности – зарабатывая деньги, содержа дом и поддерживая семью, а также поверхностно участвуя в религиозных церемониях – в общем оставаясь отождествленными с наклонностями физического эго.

18.35. То, посредством чего глупец не сотавляет пересыпания, страха, страдания, отчаяния и тщеславия, о Партха (Арджуна), есть тамасическая-дхрити.

Тамасическая-дхрити, внутреннее установление зла – качество (гуна) невежества, работая на внутреннем терпеливом настроении недумающей личности – есть то упрямство, благодаря которому человек льнет ко злу. Тамасическая или неразумная настойчивость держит грубых индивидуумов привычно устойчивыми в пересыпании, постоянном страхе, горе, отчаянии и наглом самомнении. Эти злые качества суть предвестники больших несчастий. Егоистические темные личности, спящие слишком много, становятся одурманенными привычкой этого ступора и так остаются отождествляемы с праздным, неуправляемым телом – неспособные подстегнуть его к подобающей деятельности, чтобы исполнить предписанные обязанности и добиться успеха и мира. Благодаря физической и умственной пассивности, они естественно становятся депрессивными, что результирует в страхе продолжения невыносимого, несчастного существования.

_________________
Нельзя давать исчерпывающие утверждения, ибо необходимо дать ученику возможность упражнять свои умственные способности
Е.И. Рерих. Записи бесед с Учителем


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: БХАГАВАД - ГИТА. Гл. XVIII. Йога Отрешения
СообщениеДобавлено: 06 апр 2017, 04:20 
Не в сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 2751
Cпасибо сказано: 797
Спасибо получено:
3689 раз в 1728 сообщениях
Изображение

18.36. Теперь слушай о троякой радости, тур-Бхарата:
Та, что радует после усилий, наступает с концом страданий.

18.37. Та радость, что сначала подобна яду, впоследствии – амрите,
Рожденная от ясности познания Атмана, называется саттвичной.

Ясности познания Атмана – так понимает Рамануджа, которому следуют Сенар, Теланг и др. Дейссен, а за ним Эджертон переводят: «Рожденная от чистоты души и интеллекта».

18.38. Радость от сочетания чувств и предметов
Сначала подобна амрите, затем – отраве; эта радость считается страстной.

18.39. Вначале и впоследствии слепящая самосознание радость,
Порожденная тупостью, сном и беспечностью, считается темной;

18.40. Нет существа ни на земле, ни на небе, ни даже между богами,
Свободного от этих трех гун, рожденных природой.


"Бхагавад-Гита" литературный перевод и примечания Б.Л.Смирнова
_________________
Нельзя давать исчерпывающие утверждения, ибо необходимо дать ученику возможность упражнять свои умственные способности
Е.И. Рерих. Записи бесед с Учителем


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: БХАГАВАД - ГИТА. Гл. XVIII. Йога Отрешения
СообщениеДобавлено: 10 апр 2017, 08:24 
Не в сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 2751
Cпасибо сказано: 797
Спасибо получено:
3689 раз в 1728 сообщениях
Изображение

18.36. А теперь Я скажу про радость,
она тоже трех видов бывает;
после долгих усилий приходит
радость, с нею - конец всякой скорби.

18.37. Та, что яду подобна в начале,
а в конце сладка, точно нектар,
рождена ясной мыслью и духом, -
радость эта считается «светлой».

18.38. Порожденная чувственным миром,
если радость в начале как нектар,
а в исходе подобна яду, -
эта радость считается «страстной».

18.39. Если ж радостью и в начале
и в конце ослепляется атман,
коль причины ее - сон, вялость
и небрежность, - «темна» эта радость.

18.40. Ни на этой земле обширной,
ни среди всех богов на небе
нет существ, что были б свободны
от трех гун, порожденных природой.


"Бхагавад – Гита" перевод Семенцова В.В.

Цитата:
18.36. Теперь услышь от Меня о счастье трех видов, о Бык среди Бхарат: то, практика в котором радует и прекращением страданий наделяет;

18.37. которое при вкушении подобно яду, а впоследствии подобно амрите, то счастье — саттвичное, рожденное от знания и удовлетворения Атмана и разума.


«При вкушении» означает «во время практики». «Подобно яду» — [это происходит] от того, что привязанность к объектам, взращенная в течении сотен рождений, труднопреодолима. Как сказанно в Шрути:
«Путь этот остер как бритва и труднопреодолим» [Катх. Уп. 1.3.14].

От удовлетворенности Атмана происходит удовлетворенность интеллекта, по причине отсутствия нужды в чем-либо ином.

18.38. То [счастье], которое [приходит] от соединения [чувств] с объектами чувств, и при вкушении подобно амрите, а впоследствии подобно яду — раджастическим считается.

Счастье, возникающее от взаимодействия чувств и их объектов как [например] глаза и формы [естьраджастическое счастье].

18.39. Счастье, которое в начале и в последствии ослепляет самосознание, порожденное сном, ленью, безумием, тамастическим именуется.

Счастье, которому [присущи качества], описанные выше: сонливость, лень, безумие, имеет тамастичную природу.

18.40. Нет ни на земле, ни на небе, ни среди богов бытия, свободного от порожденных Пракрити этих трех гун.

Итак: деятель, действие, инструмент, интеллект (буддхи), стойкость и счастье подразделяются на [гуны]: саттву и т. д. Существует их взаимодействие друг с другом, производящее преобладание и подчинение. Они действуют вместе и порознь, производя через бесчисленные сочетания разнообразие результатов деятельности. Эта тайна, разъясненная выше, будет подробно объясняться, основываясь на логических аргументах. Все существа, [начиная] с богов и заканчивая неподвижными [деревьями], не могут избежать влияния трех гун. Как сказано:
«Воистину, никто, начиная с Брахмы и заканчивая червем, не является счастливым, но все они из желания жить совершают разную деятельность».

В действительности, только тот ум может быть счастлив, который преодолел [влияние] гун, не иначе. Так описывается троякая сущность каждого из шести [факторов] начиная с удовлетворенности. Только тот в этом мире пригоден к Знанию, в ком обретена божественная природа и преобладает саттва. Господь заверяет Арджуну: «Ты обладаешь ею». Далее говорится: «Если ты обладаешь знанием, ты будешь исполнять действия, тогда, следуя дхарме и, очистившись, ты не попадешь под влияние кармы. Но, даже если ты так не считаешь, ты будешь вынужден действовать так, поскольку все подчиняется изначальной природе, и даже если ей что- то препятствует, это препятствие проходит, и изначальная природа проявляется [вновь].

"Гитартхасанграха". Комментарий Абхинавагупты на Бхагавад Гиту

_________________
Нельзя давать исчерпывающие утверждения, ибо необходимо дать ученику возможность упражнять свои умственные способности
Е.И. Рерих. Записи бесед с Учителем


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: БХАГАВАД - ГИТА. Гл. XVIII. Йога Отрешения
СообщениеДобавлено: 12 апр 2017, 05:01 
Не в сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 2751
Cпасибо сказано: 797
Спасибо получено:
3689 раз в 1728 сообщениях
Шри Свами САТЧИДАНАНДА
Живая Гита: Вся Бхагавад Гита

Комментарий для современных читателей


Изображение

18.36. Вот три вида удовольствия (сукха), одно из которых, Арджуна, непременно приводит человека к концу всех печалей по пути упорного и непрерывного усилия.

18.37. Удовольствие, которое вначале кажется подобным яду, но в конце является нектаром, является чистой (саттвической) радостью, возникающей в чистом уме Самореализации.


Нам полезно знать, что саттвическая радость, вероятно, начинается с небольшой горечи. Существует тамильская поговорка: “Совет жены подобен спелому крыжовнику”. Когда вы начинаете его жевать, он кажется очень горьким. Вы можете захотеть тут же его выплюнуть. Если вы наберётесь терпения, и будете жевать дальше, пока крыжовник не перемешается со слюной, то начнёте ощущать сладкий вкус. Чем дольше вы будете жевать, тем слаще он будет казаться. Точно также радость, которая приходит после того, как вы достаточно “пожевали”. Это будет то, что мы называем саттвическим, и оно будет долгим.

Это применимо к любой практике. Например, плавание. Прежде, чем вы научились плавать, вы, может быть, даже не хотели находиться рядом с водой. Кто-нибудь может затащить или толкнуть вас в воду. Как только вы попадёте туда, вы начнёте плакать и кричать. Вы захотите выскочить оттуда. Но мало-помалу вам начнёт это нравиться. Затем придёт время, когда вы даже не захотите выходить из воды. Это саттвическое счастье. Требуется определённое время, чтобы достичь такого результата. Но как только он будет достигнут, он будет длиться долго.

18.38. Удовольствие, которое возникает, когда чувства взаимодействуют с чувственными объектами, кажущимися вначале сладостными, но в конце - горькими, как яд, - это раджасическое удовольствие жаждущего ума.

В начале чувственное удовольствие приятно , подобно зуду кожи . Когда при лёгком зуде кожи немного чешешься, то чувствуешь себя прекрасно. Но затем вы начинаете чувствовать, что расчёсываете всё сильнее и сильнее. Через некоторое время вы не сможете оторвать от кожи своих пальцев: как только вы делаете это, зуд разгорается.

Но разве можно так продолжать расчёсывать? Если продолжать, пойдёт кровь. Так или иначе - это ужасно.
Лучше даже не начинать испытывать такое "счастье", поскольку если вы начнёте, будет и трудно остановиться и трудно продолжать. Поэтому Бог Кришна говорит, что такое счастье является ядовитым.

Человек должен быть очень осторожен в отношении аналогичных моментов в духовной жизни. Помните, саттвическое счастье вначале кажется ядом, но оно заканчивается радостью. Раджасическое счастье приносит радость вначале, но, в конце концов, становится ядовитым. Это прекрасно проиллюстрировано в следующей мифологической истории.

Однажды дэвы и асуры (боги и демоны) занялись совместным делом. Они решили, что если смогут взбить океан молока, то получат нектар для питья. И те, и другие были заинтересованы в получении нектара, поэтому они вместе начали взбивать океан. Вскоре после того, из океана молока вышли две богини: Сарасвати и Лакшми, а перед ними из океана вышел белый конь.

Эзотерическое значение океана молока заключается в том, что это - сама вселенная, возможно, Млечный путь. Сарасвати, Лакшми и конь представляют соответственно - образование, богатство и способность хорошо передвигаться. Вы убедитесь в этом, если глубоко проникнете в материальную природу и "будете взбивать её" или исследовать её. Вы можете приобрести знание и богатство, а также познать научные истины. Вы будете способны хорошо управлять материей и её силами, которые вначале кажутся очень привлекательными. Вы можете сказать, что это приносит счастье, но Гита определяет это как раджасическое счастье, поскольку оно заканчивается отравлением, как гласит история.

По мере того, как дэвы и асуры продолжали взбивать океан, образовался смертельный яд. Вначале это было нектароподобное вещество, а в конце - яд. Сегодня мы можем видеть результат всех наших исследований, разработок и изобретений. Похоже, они приносят больше страданий, чем радости. Разумеется, ни дэвы, ни асуры не желали яда, но он стал преследовать их. Они бежали и бежали, пока не обрели убежище у ног Господа Шивы.
Шива, будучи милосердным Высшим Богом, произнёс: "Хорошо, не беспокойтесь. Я позабочусь об этом". Он просто взял яд и проглотил его, поскольку для него нет ни нектара, ни яда, - всё одинаково.

На этом примере видно, что хотя мы идём и взбиваем ради раджасического счастья, мы должны столкнуться с горечью в результате этого; но мы можем всё ещё спасти себя, если обретём убежище в Боге. Опыты жизни, несомненно, в конце концов, приводят нас к цели. Но не каждый человек нуждается в том, чтобы подвергаться всем этим опытам. Благоразумные люди не всегда ждут горькие переживания, которые бы обучили их. Они будут учиться из священных писаний и на опыте других людей.

18.39. Удовольствие, которое обманчиво и в начале, и в конце возникает в тупом и апатичном (тамасическом) уме. Его признаками являются: избыточный сон, лень и использование опьяняющих средств.

Некоторые люди говорят: "Я ни с чем не хочу сталкиваться в жизни". Сколько людей проглатывают, в конце концов, свою жизнь, используя таблетки снотворного? Они не могут встретить жизнь лицом к лицу. Они думают, что могут быть счастливее с помощью успокаивающих средств, наркотиков или алкоголя. Мы не ставим своей целью быть счастливыми во что бы то ни стало. Счастье должно прийти саттвическим способом. Только такое счастье будет долгим. Другие виды счастья закончатся несчастьем.

18.40. Нет никого на земле, как и среди богов на небесах (дэвов), кто существовал бы вне трёх качеств природы.

К сожалению, 40-я шлока говорит, что не существует никого ни на земле, ни на небесах, включая богов, кто был бы свободен от этих трёх гун.
Вначале это звучит несколько разочаровывающе. Но не следует это так воспринимать. Три гуны всегда существуют, мы не можем их избежать. В тот момент, когда мы выходим за пределы гун, мы становимся совершенно неподходящими для чего-либо в этом мире, и мы должны, к тому же, уйти отсюда. Наша работа заканчивается; рубильник отключается; и не остаётся побуждающих импульсов.

Но это произойдёт автоматически, когда наша часть работы будет закончена. Автоматически произойдёт отключение. До этих пор все мы будем находиться в это мире, будучи подверженными влиянию трёх гун. Поэтому давайте не будем стремиться избежать их или перепрыгнуть через них.
Давайте просто останемся в мире и как следует пожаримся, хотя это - горячая работа, очень раджасическая. Вначале мы просто издаём много шума, прыгаем вокруг и пускаем много пузырей - это три гуны заставляют метаться наш ум. Но как только мы полностью высушимся и станем приготовленными с помощью природы, тогда мы выйдем за пределы сковороды, чтобы дать место другим оладьям.

Те, кто хорошо приготовлены, являются богами, ангелами. Не думайте, что низшие божества выше человеческих существ. В некотором смысле они даже ниже. Они переживают карму лишь одного типа - они заслужили вкусные плоды, поскольку они раньше совершали прекрасные поступки. Они просто получили своё вознаграждение. Они не обладают человеческой свободой. Только на человеческом уровне существует свобода, необходимая для того, чтобы понять истину. Только люди обладают способностью различать.

Боги находятся на небесах. Но в аду и на небесах вы не сможете различать. Вы просто будете очищаться от своей плохой или хорошей кармы. Некоторые люди попадают в своего рода ад для того, чтобы очиститься от плохой кармы. Другие - на небеса, чтобы очиститься от хорошей кармы. Но чтобы создать новую карму или чтобы подняться выше всякой кармы, вы должны вернуться сюда в качестве человеческого существа и стать захваченными тремя гунами и получить необходимые уроки. Как только вы получите уроки, вы автоматически будете освобождены. Это произойдёт не благодаря вашим собственным усилиям. Это просто случится, подобно тому, как созревший плод падает с дерева. Также со временем все мы упадём естественным образом. Не пытайтесь оторваться от дерева преждевременно. Не выпрыгивайте из сковородки полужаренным. Вы будете не таким вкусным. Эта прекрасная шлока говорит, что никто не является исключением из это правила.

_________________
Нельзя давать исчерпывающие утверждения, ибо необходимо дать ученику возможность упражнять свои умственные способности
Е.И. Рерих. Записи бесед с Учителем


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 73 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6 ... 8  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB