ЖИВАЯ ЭТИКА (АГНИ ЙОГА). Форум «ФЕНИКС»

СЕРДЦЕ БУДЕТ ЧАСАМИ ВЕРНЫМИ, КОГДА ПРИЗОВЕТ К МЫСЛИ О ВСЕХ. НЕ НУЖНО УТОМИТЕЛЬНЫХ МЕДИТАЦИЙ, МЫСЛЬ О МИРЕ КРАТКА, И ОТРЕШЕНИЕ ОТ СЕБЯ В НЕЙ ТАК ПРОСТО ОТРАЖАЕТСЯ. ПУСТЬ БУДЕТ МИРУ ХОРОШО!
Текущее время: 28 сен 2020, 17:16

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 73 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: БХАГАВАД - ГИТА. Гл. XVIII. Йога Отрешения
СообщениеДобавлено: 13 апр 2017, 04:31 
Не в сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 3121
Cпасибо сказано: 1189
Спасибо получено:
4473 раз в 2058 сообщениях
Парамаханса Йогананда
"Бхагавадгита. Беседы Бога с Арджуной. Царственная Наука Богопознания"


Изображение

18.36. О упрямый Бык Реализации (Арджуна)! Прошу, услышь от Меня теперь о трех видах счастья: Трансцендентном счастье (высочайшем блаженстве), достигаемом повторным припоминанием ума и в котором человек знает погашение всей боли;

18.37. То, что рождено от чистого восприимчивого разумения Самопознания – то счастье называется саттвическим. Оно сначала кажется ядом, но после нектаром.


Когда йог постоянно старается практиковать медитативное спокойствие, он в конце концов испытывает рождение божественного блаженства и окончание всякого страдания. Страдание тройственно: физическое, ментальное и духовное. Физическое страдание возникает от болезни и неудобства. Ментальное – в значительной мере от прорастающих кармических семян прошлых злых жействий, запечатленных в астральном мозгу. Духовное страдание приходит от неспособности контактировать с Богом.

Эти тройственные страдания исчезают, когда, посредством практики йоги, ум становится отсоединенным от производящих горе чувств и присоединенным к блаженству души, истинного Я.

Стих 37, тем не менее, признает вначале трудные состояния борьбы и недовольства – неприятного, как “яд” – испытываемого йогом во время его схваток с чувствами. Но после того, как ум и различительный интеллект одержали победу, они укрепляют свое знамя на блаженном пути души. Когда побеждающий йог, после его перживания духовной борьбы пробует через свой интуитивный интеллект божественную амриту (“нектар”) души, то истинное счастье называется саттвическим. Чистая саттвическая радость нескончаема, вечно новая, кульминирующая наконец в вечной Ананде, Блаженстве, Духа – за пределами достижения любой гуны, даже саттвы.

18.38. То счастье, что проистекает от контакта чувств и материи, называется раджасическим. Это кажется нектаром в начале, и ядом в конце.

Природа счастья, рожденного от страстной слепоты раджасических действий, описывается здесь. Личность, испытывающая физическое удовольствие после напряженного усилия приобрести его, наслаждается какое-то время “пищей богов, нектаром” удовлетворяющего счастья; но это неизбежно уничтожается “ядом” неудовлетворения и несчастья, как только непостоянное чувственное наслаждение угасает.

Когда порывистый молодой человек упорно работает и с трудом сэкономит деньги, чтобы купить машину-развалюху, он очень счастлив своему первому выезду на ней. Но как только он попадает в аварию, или должен потратить значительную сумму, только чтобы держать обветшавший автомобиль находу, он начинает чувствовать “яд” несчастья.

Человек жадно заглатывающий больше пищи, чем он может переварить, находит радость в удовлетворении своей необычной жадности, но последствия передания суть неудобство или, в какой-то момент, болезнь.

Чрезмерно сексуальный человек уступает искушению, пока его зрение, нервы, физическая жизненность, внутренний мир и чувство достоинства не разбиты полностью. Его ентузиазм относительно сексуального наслаждения превращается в разрушительную умственную депрессию, могущую привести даже к слабоумию.

Алкоголик или наркоман чувствует сначала приподнятое настроение, но потом погружается в отчаяние, когда влияние алкоголя или наркотика истощается.

Состояние счастья вначале, сопутствующее чувственность, всегда сопровождается несчастьем, из-за пореждения физической жизненности, ментального самоконтроля и духовного мира. Эта загадка майи, что яд чувственного опыта считается приятным вначале. Вначале приятный вкус отравленного меда или зла обманывает людей, и тем заставляет их предаваться вредным опытам. Если бы зло не очаровывало, никто бы не пробовал его. Люди глотают горькую таблетку зла, потому что она покрыта сахаром, незамедлительного удовольствия. Мирские люди, молодые и старые, суть те, кто слишком потакают своим чувствам. Даже после обнаружения последствий, они всеже беспомощно влекутся к таким излишествам, благодаря принудительному влиянию своих привычек. Получатели раджасического счастья обнаруживают слишком поздно, что недисциплинированные чувственные удовольствия оборачиваются мучительными, разрушающими силу, жизненность, здоровье, красоту, интеллект, память, богатства и энтузиазм.

Сильно влекомые искушением, мирские раджасические люди проводят свои материалистические жизни, никогда не зная блаженства Духа, спрятанного в них, в натоящем мире и радости, находимого в медитации.Но к концу жизни они часто чувствуют совершенно обманутыми лукавыми чувствами. Тогда они не находят счастья ни в чем. Их умы становятся пустыми и темными, приследуемыми духами несчастья.

Наставление этой станзы замечательно относится к разочаровывающему концу, который встречают многие по-юному пылкие материалисты. Манимые высокими надеждами благополучия и физического счастья, они работают тяжело и интригуют за счет своего мира и здоровья, и пытаются напрасно купить больше счастья, приобретая больше денег. Продвигаясь от юности к старости, они страдают от постепенной потери жизненности и энтузиазма и становятся жертвой болезни и страха приближающейся смерти, великого уравнителя, сводящего к нулю все земные достижения.

18.39. Иллюзорное счастье начинающееся и кончающееся в самообмане, произрастающем от чрезмерного сна, лени и неверного понимания, называется тамасическим.

Человек выбирает дурное счастье, когда его интеллект введен в заблуждение принадлежащей ему дурной кармой, или дурной компанией и внутренней реакцией на зло. Потаканием тамасическим наклонностям, его разум затемнен. Тамасические качества таким образом берут начало в человеке, через его неверное понимание, и кульминируют в разочаровании и отчаянии. Злые тамасические склонности питаются опиумом ненеобходимого сна и физической праздности и ментальной бесцельностью.

Избыток сна делает тело ленивым, а ум беспомощным (как говорилось в XVIII:35); это парализует физические, жизненные и ментальные способности человека. Праздная тамасическая личность – опьяненная пересыпанием, безделием и ментальной безцельностью, а также бесчисленными непониманиями – испытывает недостаток во все-оживляющей внутренней и внешней деятельности, что ведет ее к состоянию, напоминающему неживую материю, недостойному человеческого выражения. Потакающие снотворному дурных тамасических качеств подобны натренированным животным под интоксикацией, неспособным исполнять ожидающейся от них работы.Тамасические личности, одурманивая себя счастьем самого низкого сорта (самоудовлетворение их деградированным существованием), находят все врожденные добрые качества постепенно изглаженными, поощряя зверское поведение и, в худшем случае, полную инертность.

18.40. Нет существа в этом мире, а также среди богов в астральных небесах, свободного от этих трех качеств, рожденных от Пракрити (Космической Природы, созданной Богом).

Ткань всех проявлений удерживается вместе переплетающимися нитями этих трех гун. Так, высшие астральные существа и обычные люди одинаково подвержены тройственному влиянию хорошего, активизирующего и дурного качеств. Несмотря на то, что как люди так и боги имеют свободный выбор, и поэтому ответственны за свои действия, они не могутизбежать влияния всепроникающих тройственных качеств свойственных Космической Природе, Святому Духу, или вибраторному проявлению Бога. И всеже, сделанный по образу Бога, человек и бог, могут использовать свой свободный выбор и отказаться подчиниться дергадирующему тамасическому качеству. Посредством надлежащей раджасической деятельности и божественной саттвической деятельности, они могут трансцендировать все три качества и вновь войти в царство Божье.

Богу нравится перехитрить Им же сотворенных майя-противников в космической игре творения, и так, возвратить души в Его царство, после выдерживания ими проверки агрессивных злых искушений, посредством осознания очарования добра.

Бог, действительно, ответственен за сотворение объектов искушения и чувственных инструментов наслаждения и за подчинение этим человека соблазнам иллюзии. Но человек ответственен, если он не использует божественный дар разумного свободного выбора, чтобы отличать преисполненное-страданием зло от освобождающей добродетели.

_________________
Нельзя давать исчерпывающие утверждения, ибо необходимо дать ученику возможность упражнять свои умственные способности
Е.И. Рерих. Записи бесед с Учителем


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
За это сообщение пользователю Шанти "Спасибо" сказали:
Андрей П.
 Заголовок сообщения: Re: БХАГАВАД - ГИТА. Гл. XVIII. Йога Отрешения
СообщениеДобавлено: 17 апр 2017, 06:39 
Не в сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 3121
Cпасибо сказано: 1189
Спасибо получено:
4473 раз в 2058 сообщениях
Изображение

18.41. Обязанности браминов, кшатриев, вайшьев, шудр, подвижник,
Распределяются по гунам, возникшим из их собственной природы.

Природы – Шанкара поясняет, что «свабхава» есть пракрити Ишвары, состоящая из трех гун; он же предлагает и другое объяснение: браминам свойственна саттвическая природа, кшатриям – природа раджаса только с прибавлением саттвы; природа вайшьев образована соединением раджаса и тамаса; природа шудр образована соединением тамаса и раджаса. «Свабхава» можно также понимать, как качества, выработанные в прежних рождениях.

Шанкара замечает, что о шудрах здесь упомянуто особо, так как у них одно рождение, и они не имеют права изучать Веду. Следуя указанию Шанкары, Хилл переводит: «преобладающий (which prevail) в их собственной природе».

18.42. Спокойствие, самообладание, умерщвление плоти, чистота, терпенье, правдивость,
Знание, осуществление знания, вера – обязанности браминов, рожденные их собственной природой.

Вера – «astikya» происходит от глагола «asti». Схолиаст указывает, что смысл слова – утверждение существования мира духовного.

18.43. Блеск, великолепие, стойкость, одаренность, храбрость в битве,
Щедрость, благородство – обязанности кшатриев, рожденные их собственной природой.

18.44. Земледелие, скотоводство, торговля – обязанности вайшьев, рожденные их собственной природой;
Дело служенья – обязанность шудр, рожденная их собственной природой.


"Бхагавад-Гита" литературный перевод и примечания Б.Л.Смирнова
_________________
Нельзя давать исчерпывающие утверждения, ибо необходимо дать ученику возможность упражнять свои умственные способности
Е.И. Рерих. Записи бесед с Учителем


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
За это сообщение пользователю Шанти "Спасибо" сказали:
Андрей П.
 Заголовок сообщения: Re: БХАГАВАД - ГИТА. Гл. XVIII. Йога Отрешения
СообщениеДобавлено: 19 апр 2017, 05:32 
Не в сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 3121
Cпасибо сказано: 1189
Спасибо получено:
4473 раз в 2058 сообщениях
Изображение

18.41. Как у брахмана, так и у вайшьи,
как у кшатрия, так и у шудры -
естеством рожденные гуны
все их действия определяют.

18.42. Чистота, успокоенность, тапас,
обузданье, терпенье, нелживость,
вера, знанье, житейская мудрость -
вот достоинства брахманов, Партха.

18.43. Сила, твердость, смекалка, доблесть,
неспособность в бою к отступленью,
прирожденная щедрость, властность -
это признаки кшатриев, Партха.

18.44. Земледелие и торговля,
разведенье скота - вайшьи дело.
Все, что связано с услуженьем,
то природе шудр подобает.


"Бхагавад – Гита" перевод Семенцова В.В.

Цитата:
Такова изначальная природа варн. Подчинение действию [изначальной природы] производит различный результат».
Об этом сказанно [так]:

18.41. Действия брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр, о Губитель врагов, разделяются, согласно влиянию качеств изначальной природы.

18.42. Спокойствие, самообладание, чистота, умиротворенность, терпение, правдивость, знание, познание, вера — карма брахманов, рожденная их изначальной природой.

18.43. Героизм, сила, стойкость, искуссность, храбрость в битве, щедрость, господская природа — карма кшатриев, рожденная их изначальной природой.

18.44. Земледелие, защита коров, торговля — карма вайшьев, рожденная их изначальной природой; служение — карма шудр, рожденная их изначальной природой.


"Гитартхасанграха". Комментарий Абхинавагупты на Бхагавад Гиту

_________________
Нельзя давать исчерпывающие утверждения, ибо необходимо дать ученику возможность упражнять свои умственные способности
Е.И. Рерих. Записи бесед с Учителем


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
За это сообщение пользователю Шанти "Спасибо" сказали:
Андрей П.
 Заголовок сообщения: Re: БХАГАВАД - ГИТА. Гл. XVIII. Йога Отрешения
СообщениеДобавлено: 20 апр 2017, 09:50 
Не в сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 3121
Cпасибо сказано: 1189
Спасибо получено:
4473 раз в 2058 сообщениях
Шри Свами САТЧИДАНАНДА
Живая Гита: Вся Бхагавад Гита

Комментарий для современных читателей


Изображение

18.41. В действительности, Арджуна, качества человеческой природы определяют соответствующую роль и обязанность каждого человека, независимо от того, учёный это или священник (брахмин), главнокомандующий или воин (кшатрия), торговец (вайшья) или рабочий (шудра).

Теперь мы подошли к четырём кастам и их обязанностям. Индийская традиция делит людей на 4 группы или касты: брахмины, кшатрии, вайшьи и шудры. Брахмины - это священники и учителя; кшатрии - правители и воины; вайшьи - это деловые люди; шудры - рабочий класс. К сожалению, эти четыре касты постепенно пришли в упадок и привели общество к такому состоянию: ребёнка брахмина стали звать брахмин; ребенка вайшьи - вайшьей и т.д. Хотя предполагалось, что эти четыре категории основаны на человеческих темпераментах. Каковы качества темперамента брахмина? Это умные люди, использующие интеллект для того, чтобы достичь высшего знания.

18.42. По своей природе священник или учитель (брахмин) имеет склонность к спокойствию, самоконтролю, самодисциплине, чистоте и прощению, а также добродетельному поведению, обучению, Самореализации и вере в вечного.

Это - качества брахминов. Не то, что они культивируют их как брахмины. У них эти качества должны быть развитыми прежде; вероятно, так же, как у кшатриев и вайшьев. Им не требуется заставлять себя выполнять духовные практики или быть морально совершенными, или контролировать свои чувства; для них это естественно. Мы видим это даже среди некоторых людей, занимающимися духовными поисками. Некоторым людям легко контролировать язык. Для других - легко вставать в 4-5 часов утра для медитации. Они даже не думают об этом. Эти качества являются врождёнными. Вам не нужно учить утёнка плавать; он уже рождён с этим знанием.

18.43. Предводитель или воин (кшатрия) имеет естественную наклонность к храбрости, силе, твёрдости ума, находчивости, щедрости, руководству и решимости идти до конца в бою.

В то время, как брахмины являются воплощением божественности, кшатрии - воплощением дхармы, истины и добродетели. Традиционно короли или правители были кшатриями, поскольку их обязанность состояла в том, чтобы защищать нацию, поддерживать закон и порядок, а также избавлять мудрых и праведных людей от злых. Арджуна является кшатрием, но из-за своих чувств и сентиментальности он захотел пренебречь своими обязанностями и стать неким подобием брахмина. Он не развился до этого состояния. Но он хочет отказаться от выполнения своих обязанностей.

Обязанность кшатрия можно сравнить с обязанностью фермера. Фермер возделывает землю; он должен защищать урожай от паразитов. Он может выбрать способы, которые не предусматривают использование ядовитых химических веществ. Но он должен каким-то образом защищать урожай от паразитов и сорняков. Поэтому он рассыпает золу в поле и удаляет сорняки. Таким же образом кшатрий должен выкорчёвывать сорняки из своей страны и следить за тем, чтобы в ней произрастали хорошие виды растений.

18.44. Торговец (вайшья) имеет естественную склонность к работе в сельском хозяйстве, к производству, хранению и продаже молочных продуктов и к другим видам торговой деятельности. А работающие люди по природе склонны к службе.

Вайшьи являются деловыми людьми, а шудры - служащими и рабочими. Вероятно, шудры не обладают достаточным рассудком, чтобы заниматься бизнесом или ставить перед собой какие-то более высокие цели, а также не обладают достаточной силой для защиты дхармы. Они хороши для выполнения обязанностей, которые им поручают исполнить. Но мы никогда не должны думать, что один тип людей выше или ниже, чем другой. Все они одинаково необходимы для поддержания порядка в обществе. И знайте, что один и тот же человек может быть шудрой в одно время и брахмином - в другое. Но если большая часть его жизни демонстрирует определённое качество, тогда говорят, что он относится к той или иной категории.

Вот как возникла кастовая система. Обязанность вайшьи заключалась в том, чтобы создавать и распределять материальные богатства в обществе. Конечно, в те дни традиционными были земледелие, животноводство и торговля. Теперь у нас так много других видов деятельности: горнодобывающая промышленность, ремёсла и тысячи различных видов производства.

Даже юристов и врачей можно считать вайшьями, если они используют своё знание в основном ради торговли им, ради получения чего-то взамен. Когда вы даёте что-то, чтобы получить другое - взамен, дача и получение создают деловые отношения. В этом смысле вы являетесь вайшьей.

Человек, который может выполнять только физическую работу и не способен открыть своё дело, является шудрой. Люди, работающие и получающие деньги за подчинение другим людям, являются шудрами. Их жизнь зависит он других людей. Служащий, который просто делает то, что его просят сделать, и получает зарплату, может быть отнесён к шудрам, по крайней мере, в тот момент.

Но вы не сможете классифицировать каждого, кто получает зарплату, как шудра. Школьный учитель с правильным умственным отношением является брахмином. Государственный служащий является кшатрием. Люди, которые продают свой труд и независимость и те, кто берут взятки и чаевые, являются шудрами. Человек, чей главный интерес в жизни сосредоточен на теле и кто не обладает более высокими взглядами на жизнь, также является шудрой.

Вы найдёте эти четыре типа людей во всех обществах, а не только в Индии или на Востоке. Но только там они признавались и классифицировались таким образом. В Америке также есть брахмины, кшатрии, вайшьи и шудры. По всему миру вы найдёте эти типы людей. Вы можете даже увидеть их всех в одной семье. Среди четырёх братьев один по темпераменту может быть брахмином, другой - шудрой.
Человеческий темперамент не просто является врождённым. Если бы это было так, тогда бы ребёнок юриста всегда был бы юристом; ребёнок судьи - судьёй, ребёнок врача - врачом. Но это зависит не от рождения, а от квалификации. Хотя искусство достижения четырёх категорий различно, нет различия в добродетели их соответствующих обязанностей. Обязанности каждого человека являются священными и способствуют просветлённости так же, как и обязанности других людей. Шудра может быть таким же подходящим для практики Йоги, как и представители других каст. По темпераменту он - шудра, но, если он заинтересован в духовном росте, то его не следует отвергать.
А вот что, к сожалению, произошло в Индии. Брахмин не хочет учить шудру, даже если последний хочет учиться (“А, ты - ребёнок шудры! Я не хочу даже касаться тебя”.). Это ошибочное понимание привело к деградации и уничтожило ценность кастовой системы.

Священные писания представляют эти касты, как образования, возникшие из 4-х частей Брахмы, Творца. Из своей головы Брахма создал брахминов. Из своих плеч - кшатриев; вайшьи были созданы из его бёдер, а шудры - из его стоп. Как Бог в своей мужской форме в виде Брахмы мог создать людей из своей головы, плеч, бёдер и стоп? Не следует понимать это буквально. Голова представляет разум; плечи - силу; бёдра - движения и, следовательно, деятельность; а стопы нужны для поддержки и для того, чтобы нести все три остальных части. Если вы думаете, что шудра не желателен, представьте, что у вас ампутированы стопы. Как вы будете передвигаться? Даже брахмин нуждается в стопах, чтобы идти к обеденному столу.

Не существует что-то более высокое или более низкое. Фактически, во многих традициях вы можете найти необразованных, не интеллектуальных, вовсе не таких уж умных людей, которые становятся святыми. Примером этому являются апостолы Иисуса. Он выбрал их из рыбаков, которые по большей части были простыми, неграмотными людьми. На Востоке мы часто видим самых обычных людей, поднявшихся до того состояния, когда они стали великими святыми.

Согласно своей варне или касте, люди следуют разными йогическими путями. Шудра, например, чей темперамент предназначен для того, чтобы служить, охотнее принимает Карма Йогу. В то время как вайшья, имеющий наклонность к предложению и восприятию, должен следовать Бхакти Йоге. Кшатрий больше предрасположен следовать Раджа Йоге, пути, который требует большой силы воли. Брахмин будет практиковать Джнана Йогу.

Какой бы Йогой вы ни занимались, вы можете достичь цели. Просто выберите один путь, согласно своему темпераменту. Человек, который сидит и читает священные писания, не должен надменно смотреть на человека, который выполняет Карма Йогу. “Только посмотри, она всегда работает в саду и не может пойти и провести занятия в классе Йоги. Она не медитирует по полчаса, как я”. Иногда могут возникать подобного рода мысли. Те, кто сидят и медитируют, могут считать, что являются великими йогами; в то время как другие люди, постоянно работающие на кухне или в саду, - “просто” карма йоги. Но те, кто на кухне или в саду, могут быть более хорошими йогами. По темпераменту подобное служение подходит им.

За всеми их действиями может стоять Йога. Когда человек пропалывает грядки, он выдёргивает определённые собственные нежелательные самскары или привычки ума. Когда он выбрасывает камень, он выбрасывает камень из своего сердца. Этот камень тянул его вниз. Человек изнутри также возделывает себя. Когда такая карма совершается с подобным чувством, - это Карма Йога. Вероятно, этот человек будет впереди, терпеливо наблюдая за читателями священных писаний, когда те достигнут небес. Джнана йог, со всей его грамматикой и санскритом, а также другими священными книгами, всё ещё учит эти шлоки наизусть, в то время как карма йог счастливо ожидает его на небесах.

В нашей Интегральной Йоге, когда вы склонны к работе, вы становитесь карма йогом. Когда вы склонны к медитации, вы становитесь раджа йогом. По сути дела, каждый индивидуум является соединением разных видов деятельности. Поэтому мы рекомендуем Интегральную Йогу. Вы не всегда одинаковы. Если вы Интегральный Йог, тогда всё, что вы в какой-то момент делаете, будет вашей Йогой. Когда вы работаете, то думаете: "Да, сейчас я - карма йог". Если вы сидите и медитируете, тогда вы раджа йог. Если вы поёте, воспеваете и молитесь, совершаете пуджу, вы становитесь бхакти йогом. Каждое своё действие превратите в Йогу. Как любил говорить мой учитель Свами Шиванандаджи: "Голова, сердце и руки должны развиваться одновременно". Поэтому вы - брахмин, кшатрий, вайшья и шудра. У вас есть голова, плечи, бёдра и стопы.

_________________
Нельзя давать исчерпывающие утверждения, ибо необходимо дать ученику возможность упражнять свои умственные способности
Е.И. Рерих. Записи бесед с Учителем


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
За это сообщение пользователю Шанти "Спасибо" сказали:
Андрей П.
 Заголовок сообщения: Re: БХАГАВАД - ГИТА. Гл. XVIII. Йога Отрешения
СообщениеДобавлено: 24 апр 2017, 09:44 
Не в сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 3121
Cпасибо сказано: 1189
Спасибо получено:
4473 раз в 2058 сообщениях
Парамаханса Йогананда
"Бхагавадгита. Беседы Бога с Арджуной. Царственная Наука Богопознания"


Изображение

18.41. О выжигатель врагов (Арджуна)!Обязанности Браминов, Кшатриев, Вайшьев, а также Шудров резервируются соответственно гунам (качествам), происходящих от их собственной природы.

В божественном диалоге Гиты символика внутренней реализации, полученной учеником в общении с Богом, Господь теперь повторяет Арджуне через его интуитивное восприятие, что истинное значение четырех естественных каст, или классификаций человечества, и богов, пребывающих в нем (описаное в следующих стихах 42-44), базируются не на рождении существа, но на его индивидуальных качествах. Настоящие естественные касты суть Брамины, или Богопознавшие, Кшатрии, или борющиеся-с-чувствами, Вайшьи, или культивирующие-[практическую]-мудрость, и Шудры, или телесно-отождествляемые индивидуумы. Эти четыре “касты” присутствуют во всех народах, как духовная интеллигенция; воины, правители и вожди; бизнесмены; и рабочие.

Существование в мире четырех естественных классов людей является результатом саттвического, раджасического и тамасического качеств и их смесех, присутствующих в Пракрити, или Космической Природе. Разделение индивидуумов по этим четырем классам является также и результатом их собственного свободного выбора хороших и дурных действий в прошлом.

18.42. Контроль ума, контроль чувств, самодисциплина, чистота, прощение, честность, мудрость, Самопознание и вера в последующую жизнь составляют обязанности браминов, происходящие от их собственной природы.

Истинным брамином является тот, кто един с Брахманом, Богом. Иисус провозгласил свое сознание, когда сказал: “Я и Отец мой – одно”.* Рожденный в высокой или низкой касте, Христианин, Индус или последователь любой другой религии, тот, кто знает Бога, подобно Иисусу, является истинным Брамином.

Реализовавший единство с Богом, обладает всем знанием, содержащимся в последнем. Зная Господа, как начало и конец всех существ и миров, истинный Брамин обладает знанием будущей жизни и работы Природы на этом плание существования. Так, он может видеть души, отходящие в астральный мир после их земного существования, а также он может повторить это восхождение в самадхи состоянии медитации. Такой Богознающий брамин может по воле оттянуть свою жизненную силу от чувств и этим отсоединить свой ум от телесного сознания и растворить его в Богосознании.

В этой повседневной жизни брамин проявляет все божественные качества, вроде чистоты, самоконтроля, прощения и правдивости. Индуистские писания говорят, что знаток Брахмана, подобен Брахману. Так, истинный брамин чист, как Бог, без какого-либо порока иллюзии в его сознании. Как Бог, посредством аскетизма** остается над проявленным космосом, так, посредством самоконтроля (самообладания, посредством духовной дисциплины и и результирующего самадхи медитации) брамин трансцендирует восприятие мира и его ограничений.

Как Бог, являясь Акмэ Всей Добродетели и пребывая, как скрытое совершенство во всех существах, прощает, во время освобождения человека, все грехи им соврешенные в бесчисленных воплощениях, также и брамин, являясь живым приемником божественных бобродетелей, видит Бога во всем и постоянно прощает действующих враждебно по отношению к нему.

18.43. Доблесть, лучезарность, решительная выносливость, искуссность, не избегание борьбы, щедрость и предводительство являются естественными обязанностями кшатриев.

Настоящий кшатрий находится под влиянием своей прошлой раджасической кармы и врожденного активизирующего качества своей природы в этой жизни. Духовно он является борцом с чувствами, проявляя характеристики благородного воина. Воин, достойный этого наименования, имеет качества доблести, храбрости, непоказного мужества в бою, искусность в войне, и способность увлекать за собою в стремлении к победе. Он не уклоняется от опасности в бою из страха, не отказывается собирать свои силы, чтобы снова сражаться после одного или многих поражений.

Аналогично, стоющий борец с чувствами, стражается с нападающими ощущениями и беспокойными мыслями с непоколебимой доблестью и решительностью, даже после повторных неудач, проявляя длительное терпение в борьбе против их возобновленных атак. Имея суверенных контроль над своими ментальными способностями раума, спокойствия, асамоконтроля, сосредоточения и ментального углубления, он использет и постоянно в борьбе против беспокойства и его психологических орд. Ктобы не смог искусно вывести свое сосредоточение с поля боя чувств и назад в царство мира, является настоящим борцом против чувств.

Александр Великий, после завоевания Индийского Царя Поруса, спросил6 “Как бы ты хотел, чтобы с тобой обращались?” Когда Порус ответил: “Как с царем”, _ Александр освободил его. Как настоящий воин милостив с побежденными врагами, так и психологический боец против чувств не мучает своих противников после достижения победы над ними.

Когда йог строгой дисциплиной и бдительностью совершенно покоряет чувства, он расслабляется. Он не издевается над ними, из страха нового искушения ими; и не считает бесполезными свои способности хрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания, удерживанием тела в состоянии приостановленной активности (жизни). Подчинив свои чувства, он действует по отношению к ним дружелюбно и нормальным образом. Он знает в своем сердце, что они больше не являются ему врагами, побуждая его отождествляться с грубым физическим телом и материальным миром. Его завоеванные чувства становятся друзьями, добровольно служащими ему (а не наоборот!) здесь на земле, и готовыми идти с ним в астральный мир света и энергии, чтобы испытывать более тонкие видения, более прекрасную музыку, запахи, вкусы и прикосновения.

Воин, который понеобходимости должен причинять страдания своим врагам в сражении, может быть милостивым к ним после обретения победы, залечивая их раны и заботясь об их иных нуждах. Эта щедрость сердца имеется в виду в этой станзе под словом “щедрость”.

18.44. Возделывание земли, разведение скота и бизнес суть естественные обязанности вайшьев. Служебная деятельность другим является естественной обязанностью шудр.

Как ординарные бизнесмены могут заниматься коммерцией и сельским хозяйством, так бизнес эзотерического вайшьи – “рабочего человека; обосновавшегося на почве» - есть культивация [практической] мудрости в поле тела, являющимся его местом жительства. “Это тело называется кшетрой (полем, где добрая и злая карма – действия – засеиваются и пожинаются)” (XIII:1). Естественный вайшья пребывает на стадии духовного возделывания почвы своей жизни (криши); разумно заботясь о своих органах чувств и выборочно разводя их порождения (гау-ракшья); и занятие коммерцией (ваниджьям) достойно распространяя стоющие добродетели, или “товары”, произведенные его усилиями. Вайшья накапливает мудрость, посредством служения мудрецам; и своей примерной жизнью и словами, он предлагает это знание другим стремящимся душам, чьи любовь и уважение составляют его вознаграждение. Истинные вайшьи счастливы учиться, как культивировать семена самодисциплины после пропахивания поля своего сознания сосредоточением, зная, что они после пожнут урожай божественных восприятий.

Духовным вайшьям нравится тренировать дикие чувства тела под присмотром пастуха ментального самоконтроля. Когда о животных чувствах-коровах правильно заботятся, они со временем производят молоко мира, скорее чем беспокойства.

_________________
Нельзя давать исчерпывающие утверждения, ибо необходимо дать ученику возможность упражнять свои умственные способности
Е.И. Рерих. Записи бесед с Учителем


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
За это сообщение пользователю Шанти "Спасибо" сказали:
Андрей П.
 Заголовок сообщения: Re: БХАГАВАД - ГИТА. Гл. XVIII. Йога Отрешения
СообщениеДобавлено: 25 апр 2017, 05:20 
Не в сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 3121
Cпасибо сказано: 1189
Спасибо получено:
4473 раз в 2058 сообщениях
Изображение

18.45. Человек, удовлетворенный своим долгом, достигает совершенства.
Как достигает совершенства радующийся собственной карме, об этом внемли.

18.46. Почитая надлежащими делами Того, кто распростер все это,
Кто произвел существа, человек совершенства достигает.

Совершенства – Нилаканта поясняет, что под этим надо понимать силу сопротивления заблуждению, а Шанкара настаивает, что совершенства можно достигнуть только выполнением своего долга, на что и указывает следующий стих.

18.47. Лучше своя карма, выполненная хотя бы с недостатком, чем хорошо исполненная чужая:
Не совершает греха исполняющий врожденную карму.

18.48. Врожденную карму, даже с грехом сопряженную, сын Кунти,
Нельзя оставлять, ибо все начинанья окутаны грехом, как пламя дымом.

Дымом – по поводу этого стиха Шанкара пространно полемизирует со школой Вайшешики и утверждает, что для человека, не знающего Атмана, не достижимо полное оставление дел своей дхармы – чужая дхарма опасна (см. прим. 198–199).

"Бхагавад-Гита" литературный перевод и примечания Б.Л.Смирнова
_________________
Нельзя давать исчерпывающие утверждения, ибо необходимо дать ученику возможность упражнять свои умственные способности
Е.И. Рерих. Записи бесед с Учителем


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: БХАГАВАД - ГИТА. Гл. XVIII. Йога Отрешения
СообщениеДобавлено: 26 апр 2017, 05:02 
Не в сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 3121
Cпасибо сказано: 1189
Спасибо получено:
4473 раз в 2058 сообщениях
Изображение

18.45. Достигает успеха быстро
человек, своей кармой довольный;
как удача к нему приходит
в его действиях, слушай об этом.

18.46. Человек успех обретает,
своим делом Того почитая,
Кем все это пронизано, Партха,
от Кого существа происходят.

18.47. Даже полный успех в чужой дхарме
бесполезен - к своей устремляйся!
Естества исполняя законы,
человек себя не пятнает.

18.48. Оставлять этих действий не надо,
даже если они не безгрешны:
ведь людей начинанья грехами,
точно дымом огонь, покрыты.


"Бхагавад – Гита" перевод Семенцова В.В.

Цитата:
18.45. Выполняющий каждый свою деятельность, успех человек обретает. Как, занятый своим делом, он совершенства достигает, выслушай.

18.46. От Кого существ происхождение, Кем распростерта Вселенная — своим деянием Того почитая, совершенства человек достигает.

18.47. Лучше своя дхарма несовершенная, чем чужой дхарме совершенное следование. Своей дхарме верность лучше, чем чужой исполнение.

18.48. Следуя своей природе, совершающий действие не обретет греха, врожденную карму, Каунтея, даже с изъяном, не следует отвергать. Все начинания окутаны изъяном как дымом огонь.


"Гитартхасанграха". Комментарий Абхинавагупты на Бхагавад Гиту

_________________
Нельзя давать исчерпывающие утверждения, ибо необходимо дать ученику возможность упражнять свои умственные способности
Е.И. Рерих. Записи бесед с Учителем


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: БХАГАВАД - ГИТА. Гл. XVIII. Йога Отрешения
СообщениеДобавлено: 27 апр 2017, 04:52 
Не в сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 3121
Cпасибо сказано: 1189
Спасибо получено:
4473 раз в 2058 сообщениях
Шри Свами САТЧИДАНАНДА
Живая Гита: Вся Бхагавад Гита

Комментарий для современных читателей


Изображение

18.45. Каждый человек может достичь совершенства, посвящая себя работе, которая приходит наиболее естественным образом. Я объясню, как.

18.46. Когда ты совершаешь работу, которая соответствует твоей природе и является твоим призванием, ты поклоняешься вездесущему творцу всех существ, и, таким образом, достигаешь совершенства.


Разумный человек достигает совершенства в своей собственной дхарме и делает эту обязанность формой поклонения. Всё, что вы делаете, должно совершаться как форма поклонения. Это рациональный образ жизни. Знаменитый Вьядха Гита является прекрасным примером этого. Вьядхан родился в семье мясника, поэтому он просто принял это как должное. "Хорошо, вероятно, космический закон заставил меня принять рождение в семье мясника", - думал он. "Поэтому я - мясник. Мир нуждается и в этой работе. Хотя я - вегетарианец, другие люди едят мясо. Я выполняю свою дхарму, свою специфическую обязанность. Я не привязан к этому, но я и не отвергаю это". Таким образом, его ум оставался спокойным и чистым.
Истинно саттвическая личность не будет отрицать или стремиться к чему-либо под воздействием своего собственного эгоизма. Вместо этого вы принимаете всё, что приходит, и хорошо выполняете свою обязанность. Провидение поместило Вьядхана в семью мясника. Поэтому он стал мясником, но, тем не менее, его ум был спокойным. Не то, что он вначале был смущён: "Да, - это моя свадхарма, предписанная мне обязанность; я должен выполнять это". Нет, таковой была его природа. Он естественно принял это, поэтому его ум оставался спокойным и чистым.

Далее следует очень важная и известная шлока.

18.47. Лучше неполноценно выполнять свою собственную дхарму, чем в совершенстве осуществлять чужую дхарму. Тот, кто принимает обязанности согласно своей собственной природе, освобождается от греха.

Мы видим это в случае с Вьядханом. В древней Индии и во многих других странах ваша дхарма была продолжением работы вашего отца. Но в современном обществе это не так очевидно. Как человек может узнать свою собственную дхарму? Сегодня это является проблемой. (Я легко мог бы пропустить эту шлоку и перейти к следующей, но почему-то мне кажется, что это не моя дхарма.) Это, действительно, требует большого понимания.

Ваша дхарма, как было сказано при обсуждении кастовой системы, определяется вашим темпераментом, а не просто передаётся по семейной линии. Даже до рождения, согласно вашему темпераменту, вы помещаетесь в чрево определённой женщины. Это не то, что вы сознательно выбираете своих родителей своим ограниченным умом. Всё это определяется согласно вашим предыдущим действиям и самскарам или умственным впечатлениям, которые вы приобрели раньше. Космический закон решает: "Хорошо, вы получили все необходимые уроки (жизненный опыт) в предыдущем классе. Для дальнейшего продвижения вперёд идите учиться в следующий класс".

Если бы мы все сами выбирали себе будущую мать для следующей жизни, каждый выбрал бы так, чтобы быть ребёнком Первой Леди или королевы Елизаветы. Почему мы получаем зачатие в бедной женщине, снимающей угол в чужой квартире, у которой нет даже кусочка хлеба для нас? Безусловно, все бы мы выбрали богатые семьи. Поэтому неверно считать, что мы выбираем сознательно. Это происходит без нашего выбора. Поскольку мы совершали определённые действия прежде, та карма выбирала наше следующее рождение. Если бы мы действительно хотели определённого вида рождения, мы должны были бы думать об этом раньше, когда мы сеяли, а не когда мы пожинаем урожай. Мы были посеяны раньше; теперь мы просто сталкиваемся с последствиями этого лицом к лицу.

Основываясь на подобных взглядах, Вьядхан принял это, когда родился в семье мясника. "Да, я должен совершать определённую карму, которая поместила меня в семью мясника. Это не беда. По крайней мере, теперь пусть я стану просветлённым и приму это". Традиционно просветлённая личность просто совершает обязанности, предписанные его или её рождением, не выбирая, не отвергая и даже не принимая интеллектуально. Это даже не является интеллектуальным согласием. Просветлённая личность просто идёт к этому подобно тому, как утка идёт к воде.

Даже сегодня это обычно точно так же. Когда вы хотите изменить свою жизнь или работу, обычно вмешивается эго: "Я больше не хочу этого. Похоже, у того человека работа лучше". Вы сравниваете: "Это чистая работа, которую выполняют "белые воротнички". А это грязная работа. Я хочу делать то, что он делает".

Вы можете делать это, но чего вы достигнете? Вы обладаете врождёнными тенденциями. Уважайте их. Определённые предпосылки привели вас к этой ситуации. Если вы измените её, вы потеряете всё. Часто сыну плотника легче стать плотником. Ему не требуется утомительное, тяжёлое и сознательное обучение этому искусству шаг за шагом. Дочь поэта часто автоматически становится поэтом . Это не то , что она сознательно учится тому, как писать стихи . Если у сына возникает мысль, что плотническое дело нехорошее, а поэзия, действительно, прекрасна, тогда он начинает всё заново. Он теряет то, что уже было. Он оставляет прекрасный, хорошо построенный дом и отправляется за тем, чтобы построить новый. И, вероятно, очень скоро он захочет перейти в другой дом, поскольку это основано на эгоистическом, а не на естественном выборе.

Если вы преобразовались во что-то другое, даже не осознавая это, тогда это часть вашей природы. В этом случае вы лично не выбираете что-то, отвергая одно и принимая другое; скорее всего это является результатом. Вчера вы были кислым фруктом, а сегодня вы стали сладким. Природа подталкивает вас вверх. Так уж случилось, что вы стали плотником. Вы приходите в йогическое сообщество без всякого размышления или сознательной перемены, и начинаете использовать своё плотническое умение, как Карма Йогу. Затем, постепенно, шаг за шагом вы переходите дальше - к медитации и, может быть, позже поделитесь тем, чему научились, как учитель Йоги и т.д. Вы никогда не отказывались от жизни плотника. Другие виды деятельности начали естественным образом, потихоньку занимать главенствующее положение.

Иногда вы, может быть, стараетесь уйти от своей природы и временно выполнять что-то ещё. Но, если ваша дхарма делать что- то, в конце концов, вы вернётесь назад к этому благодаря своей характерной черте. С одной стороны Кришна говорит Арджуне: "Сознательно ты отвергаешь свою дхарму кшатрия (судьбу воина- предводителя). Но я знаю, что это временно. Сейчас ты хочешь отправиться в джунгли, чтобы медитировать и выполнять аскетические приёмы. Но я уверен, что ты не останешься там. Ты вернёшься сюда сражаться. Зачем напрасно терять время? Делай это сейчас".

Многие люди приходят в ашрам и думают: "Теперь, раз я здесь, я просто буду сидеть и медитировать по 15 часов в день и есть одни лишь фрукты и молоко". Но, если вы - плотник, то в течение, примерно, двух месяцев вы будете выполнять ту же самую столярную работу. Если вы - садовник, то примерно два месяца вы будете делать ту же самую работу в саду. Если вы - каменщик, то будете работать с цементом. Когда вы видите, что следует делать все эти вещи, у вас возникает мысль выполнять их. Что-то внутри говорит вам: "Я могу это делать. Это следует делать. Я должен делать это". Если вы - бухгалтер, то начнёте выполнять регистрацию и, вероятно, со временем станете бухгалтером ашрама.

Но этот бухгалтерское дело будет отличаться от того, что вы делали прежде. Дхарма та же самая, но она поднята на более высокий уровень. Вы делаете это не как карму (эгоистическое действие), а как Карма Йогу (самоотверженное действие). Прежде вы работали бы как плотник, юрист или каменщик. Теперь ваша работа становится самим поклонением. Это означает, что вам не нужно менять работу, - а лишь своё отношение. Создайте отношение поклонения во время выполнения своей работы. Учитесь расти с того положения, где вы находитесь сейчас. Не просто отбросьте свою прежнюю жизнь и начните что-то новое. Мир нуждается в разных действиях, разных функциях. Ни один человек не выше другого.

18.48. Если ты совершаешь обязанности соответственно своей собственной природе, но неполноценно, - это не является поводом для отказа от этих обязанностей и для того, чтобы начать что-то ещё. Поскольку вначале все твои дела опутаны пороком, подобно тому, как дым окутывает пламя.

Бог говорит: "Всё, что вы предпринимаете, охвачено грехом". Почему? Потому что это ваше личное предприятие. Вы выбрали его вместо того, чтобы дать ему возможность прийти естественным образом. Пусть природа ведёт вас по различным классам. Вы не должны по собственному желанию оставлять один класс и переходить в другой. Растите постепенно. Естественное развитие - самое лучшее. Вы, может быть, даже не обладаете способностью видеть своё собственное развитие.

Я могу подтвердить это на собственном опыте. Я никогда сознательно не отвергал и не выбирал другой образ жизни, чтобы стать свами. Люди спрашивают: "Почему вы отреклись от всего и стали духовным подвижником и свами?" Нет, я не делал этого. Для меня даже сейчас странно, что я стал таковым. Это был просто переход из одной стадии в другую. Мной руководили. Это не то, что я сознательно что-то одно выбирал, а другое отвергал. Просто доверьтесь рукам природы. Пусть Мать формирует вас. Пусть действуют её руки. Она позаботится о вас.

Конечно, иногда трудно определить, следуете ли вы природному пути или эгоистический ум говорит вам делать что-то. Эта проблема возникает, когда вы позволяете вмешиваться уму. Грубо говоря, "Заткните свой ум". Трудно произносить такие грубые слова в технотронном культурном западном обществе. Но таковы мои чувства. Пусть невидимая рука работает над вами. Затем, даже без вашего осознания, вы изменитесь. Если что-то для вас нехорошо, вы не должны отбрасывать это. Случится нечто, когда вы будете выбраны и попадёте в другое место. Нет необходимости в вашем сознательном отказе, поскольку существует космический разум, который направит вас к вашей свадхарме, вашему лучшему служению. Космический разум позаботится обо всём. Он поместит вас в определённое место, и, когда вы закончите там работу, отправит вас куда-то ещё.

Это трудно принять, следовать и даже понять, поскольку мы всегда хотим использовать свой интеллект, чтобы определить, что такое хорошо и что такое плохо. Но, на самом деле, мы не можем отличить, что действительно является правильным, а что - неправильным. То, что для одного человека - яд, для другого является нектаром.

_________________
Нельзя давать исчерпывающие утверждения, ибо необходимо дать ученику возможность упражнять свои умственные способности
Е.И. Рерих. Записи бесед с Учителем


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: БХАГАВАД - ГИТА. Гл. XVIII. Йога Отрешения
СообщениеДобавлено: 28 апр 2017, 05:09 
Не в сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 3121
Cпасибо сказано: 1189
Спасибо получено:
4473 раз в 2058 сообщениях
Парамаханса Йогананда
"Бхагавадгита. Беседы Бога с Арджуной. Царственная Наука Богопознания"


Изображение

18.45. Всякий человек, внимательный к своим обязанностям, достигает высочайшего успеха. Послушай же, как преданный своему врожденному долгу, достигает успеха.

Каждый должен сначала выяснить посредством интроспекции, какое из четырех состояний духовного развития он проявил преимущественно с раннего детства. Духовно неразвитый индивидуум не должен стараться прыгнуть к высочайшему состоянию освобождения капризными усилиями невежественного ума. Если он обнаружит себя телесно-связанным шудрой, он должен искать руководства подходящего гуру, и служить и быть в компании людей следующего более высокого состояния духовной реализации, вайшьев, или культиваторов мудрости, чтобы подняться до их уровня. После того, как шудра достигает состояния культиватора мудрости, ему следует общаться с кшатриями, или борцами с чувствами, и посредством глубокой медитации, оттягивать свой ум от чувств. Когда он способен делать это, ему следует общаться с освобожденным гуру и учиться общаться с Брахманом в компании освобожденных душ.

Если поклонник, после самоанализа, находит, что по природе он вайшья, или культиватор мудрости, ему следует страться общаться с борцами чувств в следующем более высоком состоянии, особенно с победившими свои чувства. После того, как он сделался успешным борцом чувств, ему следует стараться общаться с Брамой и достигать высшей цели жизни.

Если, посредством интроспекции человек находит себя натуральным кшатрием, хозяином своих чувств,ему следует следовать примеру браминов и пытаться объединить чувства, жизнь и ум со своей душой, а затем слить душу с Духом.

Находящий, что он рожден со способностью Богоощения, должен искать Богопознавшего гуру и учиться у него, как чувствовать Бога в экстазе, в медитации, а также в деятельности. Когда такой брамин, который никогда больше не может пасть жертвой приманкам чувств, сжег семена своих прошлых действий в огне мудрости, ему следует посвятить себя освобождению других, собственным примером и наставлениями.

Так, каждый индивидуум, исполняя превосходно высший тип обязанностей, естественный для его настоящего состояния, должен пытаться достигнуть следующего состояния, пока он не реализует окончательное освобождение.

18.46. Человек обретает совершенство поклонением своими естествеными талантами, Тому, от кого все существа происходят, и кем весь этот мир пронизан.

Всеведующий вездесущий Абсолют – Первопричина космоса и его существ – утвердил закон действия: Каждое действие насыщено добрыми, активизирующими и злыми вибрациями, производящими соответственные им результаты. Человек, сделанный по образу Бога, свободен поступать как добрый, проявляя свою божественную природу, или как смертный, действуя под влиянием и результирующим рабством тройственным качествам Природы.

По божественному декрету космического закона кармы, причины и следствия, каждый человек рождается с наклонностями , которые хороши, дурны или активизирующи, соответственно с природой его реакций, в предыдущем воплощении, на эти три космические качества. Так, каждый приходит в этот мир с особым самодельным темпераментом, и предрасположен к определенным привычкам и настроениям – унаследованный результат часто повторяемых действий в его прежней жизни.

Чтобы пожинать неизбежные результаты влияний прошлой кармы, человек рождается в семье, окружении и обстоятельствах, подходящих его собственному кармическом образцу. Как дурная личность во время своего земного существования ищет общества негодяев, так после смерти (согласно закону причины и следствия, где последний соответствует первому) он перерождается на земле в грешной семье*. Аналогично хорошая личность рождается в хорошей семье. Когда активный бизнесмен умирает и рождается вновь, он притягивается в ориентированную на бизнес семью. Привычно больные перерождаются в семьях, предрасположенных к болезни, тогда как привычно здоровые рождаются у здоровых родителей. Бедный человек, никогда не пытавшийся в в своей настоящей жизни преодолеть бедность, обнаруживает себя после смерти влекомым в новое тело в бедной семье. Щедрые люди перерождаются среди богатства. Богатые скупцы перерождаются в бедных домах, благодаря их сознанию нехватки.

18.47. Исполнение, даже несовершенное, своей собственной дхармы лучше чем совершенное исполднение чужого долга. Действующий должным образом по своей врожденной природе, не совершает греха.

18.48. О отпрыск Кунти (Арджуна), человеку не следует бросать своего врожденного долга, даже если исполнение оного в чем-то несовершенно, так как все начинания омрачены недостатками, как пламя дымом.


Арджуна был воином, как по рождению, так и по способности. На поле боя он впал в отчаяние и верил, что ему не следует сражаться.Но Господь Кришна указал ему, что это его долг защищать своих благородных родственников от нападающего врага. “О Арджуна”, - сказал Кришна, - “несмотря на то что твой долг воевать омрачен убийством, всеже это лучше исполнять тот долг, чем принять роль ненасильственного святого – и тем самым позволить злу уничтожить твоих добрых родичей”.

_________________
Нельзя давать исчерпывающие утверждения, ибо необходимо дать ученику возможность упражнять свои умственные способности
Е.И. Рерих. Записи бесед с Учителем


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
За это сообщение пользователю Шанти "Спасибо" сказали:
Андрей П.
 Заголовок сообщения: Re: БХАГАВАД - ГИТА. Гл. XVIII. Йога Отрешения
СообщениеДобавлено: 02 май 2017, 09:02 
Не в сети
Лидер САУФ
Лидер САУФ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2013, 14:11
Сообщений: 3121
Cпасибо сказано: 1189
Спасибо получено:
4473 раз в 2058 сообщениях
Изображение

18.49. Совершенно непривязанный сознаньем, преоборовший себя, отрешенный от вожделений,
Достигает запредельного совершенства неделанья через отреченье.

Отречение – Шанкара замечает, что йогин, выполняющий карму (карма-йогин), только достигает пути мудрости, плод которого – «совершенство неделанья», Гита описывает ниже. Хауэр останавливается на этом стихе, как важном для уяснения сущности «буддхи-йоги». Слово «буддхи» он переводит через «Gemüt». Корень «budh», от которого он производит «буддхи», значит «пробуждаться, бодрствовать», а отсюда «буддхи» значит «бодрствование, трезвление» в его древнем значении. Психические элементы: индрии, манас, кама – создают хаотическое состояние мутности, ряби, препятствующее ясному, трезвому состоянию, бодрствованию. Йога теми или иными способами приводит в покой мятущиеся элементы психики, и таким образом выявляются ясность, трезвление, т. е. буддхи. Об этом и говорит разбираемый стих Гиты. Итак, «буддхи-йога» в свете этого учения Гиты есть «возвращение к самому себе», приведение в ясность своего сознания (ср. «Йога», с. 370–375).

18.50. Как достигший совершенства достигает Брахмо,
Об этом вкратце узнай от Меня, Каунтея: это вершина познанья.

18.51. Стойкостью себя обуздав, просветлив свой разум,
Оставив звук и прочие предметы чувств, отстранив влеченье и отвращенье,

18.52. Пребывая в одиночестве, умеренный в пище, обуздавший речь, плоть и манас,
Постоянно преданный дхьяна-йоге, погруженный в бесстрастье,

18.53. Свободный от самости, буйства, кичливости, похоти, гнева,
Отказавшийся от собственности, от «я», умиротворенный, достоин Брахмо.

Достоин Брахмо – так переводят Теланг и многие другие. Томсон переводит: «Он созрел для условий Высшего Бытия».

"Бхагавад-Гита" литературный перевод и примечания Б.Л.Смирнова
_________________
Нельзя давать исчерпывающие утверждения, ибо необходимо дать ученику возможность упражнять свои умственные способности
Е.И. Рерих. Записи бесед с Учителем


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 73 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB