«Мир идей и дел Н.К. Рериха» Павлодарское областное Рериховское общество
• …Стрела и меч — знаки Гессера. Знаки Гессера высечены на скалах Ладака, его родины… На синих скалах вырублены знаки Гессера. Всадник остановил коня на фоне алого заката, натянул лук — сейчас полетит стрела и послышится в тучах голос Гессера — или Ильи-пророка.
Недаром знак Гессера — громовая стрела. Страшны в этих местах грозы и часты в этих местах грозы … [8,c.231].
• Имя Гессера дошло до Волги (Астрахань). Гессера объединяют с Ассуром. Храм Гессер-хана был построен на месте явления Авалокитешвары. Ордосцы ставят перед домом знамёна пятицветные — в цвета радуги, ожидая прихода великого существа — “Тенгрис Очиртай”. Около Калацзе указывают многие места, посвящённые имени Гессер-хана: 1. “Гаруда-Гассер-хан”. 2.“Седло Гессера”: 3.“Бубен Бругумы” — жены Гессера: 4.“Прялка Бругумы”: 5.“Замок Гессер-хана” — высокая скала, белое пятно является знаком двери.
У Сумура на скале изображение увенчанного льва. Этот лев — на тибетских военных знамёнах. Монголы говорят о скором приходе Меру. Весною в Ладаке бывает праздник Гессера с пением и стрельбой из лука.
Из названия песен сплетается целый венок Гессера: “Гессер-победитель”, “Гессер и клад великанов”, “Мудрость Бругумы”, “Отец и Мать Всемогущие”, “Возвращение Гессера и Бругумы”, “Голоса неба”, “Заклятие стрелы”, “Четыре победы Гессера”, “Молитва Гессера на вершине Шрар”, “Гессер — владыка молний”, Победная песнь Гессера”, “Хвала Гессеру”. Одни названия являют путь народного сознания, народного достоинства и мечту о герое свободы [14,c.99].
• Картина написана на сюжет центрально-азиатского эпоса. Богдо Гессер Морген-хан был любимым народным героем Центральной и Средней Азии и почитался как защитник слабых и угнетённых. Монгольские сказания называли Гессера “искоренителем десяти зол в десяти странах света!” [15].
• …По окончанию еды читаются вечерние молитвы, иногда зажигают ладан, привезённый из Лхасы… Если один из членов семьи умеет петь, он может спеть древнюю балладу о Гессере, могущественном воинственном повелителе, который в прошлом покорил Тибет и его появление ожидается в этом мире, чтобы установить царство справедливости. Я помню эти сидящие на корточках фигуры , с лицами, на которых играют отблески огня, говорящие до поздней ночи о прошлых героических подвигах Гессера и его семи воинственных друзьях. Обычно унылое выражение кочевников внезапно освещается тайным огнём, который передаёт вам лучше, чем слова , проблеск давнего воинственного духа. Огонь догорает, и припадающие к земле фигуры мужчин, с головами, склонёнными низко к коленям, и пряди длинных чёрных волос постепенно исчезают в темноте [25,c.319].
• Как в наших эпических средневековых поэмах, сабли тибетских героев наделяются именами. Известные сабли ведут своё происхождение от так называемого Гессера лха-кханга, или замка Гессера, расположенного вблизи Джекундо в Северо-Восточном Тибете. Упоминают, что после завершения своих кампаний король Гессер внёс всё своё оружие в этот храм. Потолок храма состоит из длинных сабель и копий вместо балок. Во время недавней китайско-тибетской войны большое количество этих сабель украдено тибетскими солдатами и теперь их предлагают за баснословные цены [25,c.323].
• Всё небо охвачено огненно-красным пламенем. Над этим небом, уже в иных пределах, происходит вселенская, апокалиптическая битва добра со злом. Заступник доброго начала, Гессер-хан, целится в невидимое. Символический образ Гессера приобретает многозначный таинственный смысл [40,c.82].
8. Е.И.Полякова. Рерих, М., “Искусство”, 1973г.344с. 14. Н.К.Рерих, Алтай — Гималаи, Рига, Виеда, 1992г., 336 с. 15. А.Юферова, Николай Рерих. Альбом репродукций (42 репродукции). Издание главного управления госзнака, М, 1970, 13с. 25. Ю.Н.Рерих. По тропам Срединной Азии. 1993г., 496 с. 40. Л.В.Короткина. Н.К. Рерих. С-П, “Художники России”, "Золотой век”.1996г., 191с.
|