2.06. 2014
В Лондоне выставлена картина "Небесный бой"Lot DescriptionNicholas Roerich (1874-1947)
The heavenly battle
tempera and pastel on board
19 3/4 x 29 1/8 in. (50 x 74 cm.)
Painted in 1909
Сегодня Николай Рерих более всего известен широкой публике как «мастер гор». И действительно, в последний, наиболее зрелый период творчества основной его составляющей стал именно высокогорный пейзаж. Однако, ещё более обоснованно художника можно было бы назвать «мастером неба». Ведь именно небо – то ясное, то облачное, то звёздное – является важнейшей составляющей частью композиции его полотен от самых первых до последних. И, пожалуй, именно облачный построения являются здесь любимым объектом его внимания.
В 1939 году в эссе «Небесное зодчество» из серии «Моя жизнь» Рерих писал: «От самых ранних лет небесное зодчество давало одну из самых больших радостей. Среди первых детских воспоминаний прежде всего вырастают прекрасные узорные облака. Вечное движение, щедрые перестроения, мощное творчество надолго привязывало глаз ввысь. Чудные животные, богатыри, сражающиеся с драконами, белые кони с волнистыми гривами, ладьи с цветными золочеными парусами, заманчивые призрачные горы чего только не было в этих бесконечно богатых неисчерпаемых картинах небесных! [...] Картины «Небесный бой», «Видение», «Веление Неба», «Ждущая. Карелия» и многие другие построены исключительно на облачных образованиях».
Упоминаемый им здесь в первую очередь «Небесный бой» является одним из первых произведений, где художник решился сделать небесное облачное действо в один из самых грандиозных и драматичных его моментов основным объектом рассмотрения, занимающим четыре пятых поля картины. Здесь Рерих мастерски соединяет сразу три волнующие его творческое воображение темы: выразительный мир облаков и туч, его состояния и трансформации; архаический пейзаж Северной Руси и её древние и средневековые обитатели; «небесные», «надземные» катаклизмы и их отражение на земле.
Впервые картина была представлена публике на VII-й выставке Союза Русских Художников, открывшейся накануне встречи 1910-го года (номер по каталогу 259). Уже с октября 1909 года газетные и журнальные публикации о предстоящей выставке дружно анонсировали появление этого произведения. Затем авторы обзоров и рецензий также дружно писали о нём как об одном из наиболее интересных произведений Рериха, на прошедшей выставке. Отмечалось, что на фоне общей академической скучности выставки экспозиция Рериха, достойная называться отдельной выставкой, отличилась «взрывом» новых художественных тем, в том числе и в картине «Небесный бой». За то издатели «Общины святой Евгении» (сестёр милосердия Красного Креста) выбрали эту картину наряду с двумя другими произведениями Рериха для начала популярной серии художественных открыток. Благодаря этому массовому воспроизведению в отличном качестве картина быстро стала чрезвычайно известной.
Идея этой картины столь глубоко поселилась в сознании Рериха, что вскоре, в 1912 году, он пишет новый окончательный её вариант. Это произведение на картоне заметно большего размера. Сегодня именно этот последний вариант «Небесного боя» занимает почётное место в собрании Государственного Русского Музея в Санкт-Петербурге, репродуцируется в художественных изданиях, и именно к нему обращаются искусствоведы и биографы Николая Рериха. Но это лишь подчёркивает значение первого, исходного и чрезвычайно интересного художественного решения картины. Сегодня лишь в сопоставлении обоих вариантов мы можем полноценно представить себе творческую разработку художником этой темы в её вариативности и объёме.
Мы благодарны Дмитрию Попову из Государственного Музея Востока в Москве за предоставленную статью и Гвидо Трепсу, старшему научному сотруднику музея Николая Рериха в Нью-Йорке за помощь в каталогировании лота.
ProvenanceDr Jan Bastiaan Hubrecht (1883-1878) and Ms Leonore Hubrecht van Alphen (1885-1975), by 1916. Jan Bastiaan Hubrecht married Leonore, a painter and sister of artist Antoinette Ludovica (Tony) van Alphen (1878-1910) in 1907. An Isaac Newton Student of Astronomy at Cambridge University, Hubrecht subsequently pursued a career in the Dutch diplomatic service with postings in Tokyo, Washington D.C., Madrid, Bucharest and Rome.
By descent to the present owner.
Pre-Lot TextPROPERTY FROM A DISTINGUISHED SWEDISH COLLECTION
LiteratureN. Kochetov, ‘Khudozhestvennye vesti' ['Fine Art News'], Rech’ [The speech], December 1909, p. 5, no. 340.
Exhibition catalogue, VII vystavka soiuza russkikh khudozhnikov [The seventh exhibition of the union of Russian artists], Moscow, 1909-1910, p. 20, no. 259.
Exhibition catalogue, VII vystavka soiuza russkikh khudozhnikov [The seventh exhibition of the union of Russian artists], St Petersburg, 1910, p. 22, no. 340.
I. Lazarevskii, ‘VIIai vystavka soiuza russkikh khudozhnikov [The seventh exhibition of the Union of Russian Artists]’, Moskovskii listok [The Moscow leaf], January 1910, no. 13, p. 3.
‘Vystavka 'Soiuza russkikh khudozhnikov [The exhibition of “the Union of Russian Artists]'’, Zaprosy zhizhni [The demands of life], March 1910, no. 12, pp. 741-746.
Exhibition catalogue, Les artistes russes: décors et costumes de théâtre et tableaux, Paris, 1910.
'Russkiia vystavki za granitsei [Russian exhibitions abroad]', Apollon, St Petersburg, no. 7, 1910, p. [56].
‘Svetoch [A torch]’ attachment to Russkii palomnik [A Russian pilgrim], St Petersburg, 1911, illustrated p. 20.
Exhibition catalogue, Esposizione Internazionale di Roma, Bergamo, 1911, listed p. 288, no. 280.
A. Gidoni, 'Tvorcheskii put' Rerikha [Roerich's artistic career]', Apollon, Petrograd, no. 4-5 1915, listed p. 38.
Iu. Baltrushaitis, A. Benua, A. Gidoni, A. Remizov and S. Iaremich, Nikolai Konstantinovich Rerikh [Roerich], Petrograd, 1916, illustrated p. 102, listed pp. 218 and 232.
S. Ernst, N. K. Rerikh, Petrograd, 1918, listed p. 120.
Roerich, New York, 1924, illustrated and listed as Clouds p. [27] .
F. Grant, M. Siegrist, G. Grebenstchikoff and I. Narodny, Roerich. Himalaya. A Monograph, New York, 1926, listed p. 190.
A. Yaremenko, Nicholai Konstantinovich Roerich. His life and creations during the past forty years 1889-1929, New York, 1931, listed p. 30.
N. Kuzmina (ed.), N.K. Rerikh. Zhizn i tvorchestvo [Roerich. Life and work], Moscow, 1978, listed p. 269.
J. Decter, Nicholas Roerich. The life and art of a Russian Master, London, 1989, p. 52 as Battle in the Heavens.
N. Rerikh, Molodomy drugu [To a young friend], Moscow, 1993, p. 13.
ExhibitedMoscow, The Vostriakov House, Bolshaia Dmitrovka, VII vystavka soiuza russkikh khudozhnikov [The seventh exhibition of the union of Russian artists], 1909-1910, no. 259.
St Petersburg, 42 Nevsky prospect, VII vystavka soiuza russkikh khudozhnikov [The seventh exhibition of the union of Russian artists], 1910, no. 340.
Paris, Galerie d’art Bernheim-Jeune, Les artistes russes: décors et costumes de théâtre et tableaux, 20 June-9 July, 1910.
Rome, Esposizione Internazionale di Roma, March-November 1911, no. 280 (label on the reverse).
Источник