Зарегистрирован: 25 июн 2010, 18:37 Сообщений: 5976 Cпасибо сказано: 2708 Спасибо получено: 3906 раз в 2340 сообщениях
|
Продолжение... Кратко о некоторых художественных работах Дозор Ангелов. Рисунок. 1920-1930-е. На высокой стене стоят два Ангела с копьями, внизу — прорисован город. Неизвестно, был ли этот эскиз воплощён в картину, по крайней мере, нам это установить не удалось. Однако, что интересно, на обороте листа содержится ещё три небольших рабочих наброска: первый - предположительно к картине Святой Никола (1916), второй - карандашный эскиз декорации к опере Бородина «Князь Игорь» - «Путивль. Затмение» (1914), и третий - эскиз к опере «Садко» Римского-Корсакова, 1920 г., «Горница Садко».
Каменный век. Рисунок, изображающий фрагмент этюда «Поединок» 1906 года.
Великанша Кримгерд, 1914-1915 г. Известно, что в это время Николай Константинович рисует ещё три работы, носящих такое название: это рисунок и картина, и эскиз к литографии. На всех повторяется один и тот же сюжет. Северный пейзаж, плывущая среди островов ладья приближается превращённой в огромный камень Великанше Кримгерд. В древнеисландской эпической поэзии великаны принадлежат в подземному миру и при восходе солнца превращаются в камень.
Четыре эскиза под названием «Карельский этюд», 1917-18 годов.
Человек в горах. Рисунок. 1930-1940-е.
Картина «Сам Вышел» практически полностью, во всех деталях соответствует эскизу, который художник сопроводил надписью: «Хозяин дома сего Сам встретил». Свет Высшего Мира спускается в мир земной.
Эскиз 1915 года к картине «Границы царства», по одноимённой притче Николая Константиновича, воплотился в живописном варианте в 1916 году, картина эта сейчас хранится в Государственном Музее-заповеднике «Петергоф». На картине, написанной в пурпурно-лиловых тонах, гряды земных вершин и пиков соприкасаются с облаками, соединяясь в один бесконечный мир, без границ.
Эскиз «Угадыватель кладов» предположительно сделан в 1943 году, после чего Рерихом и были созданы две картины с таким же названием — «Угадыватель кладов». Ни одна из них в точности не повторяет эскиз, однако, основной сюжет — буддийские монахи, совершающих особый ритуал в горах, — на обоих полотнах воспроизведён в точности. Одна из картин ранее находилась на мемориальной квартире Ю.Н. Рериха, а вторая принадлежала Святославу Николаевичу. Сейчас хранится в Индии, в Наггаре в художественной галерее Н.К. Рериха и экспонируется под названием «Буддийский монах, возвращающийся из Лахула». Мы можем предполажить, что картины были написаны Рерихом и переданы сыновьям с особым значением.
Гималайские этюды Рериха. Общеизвестно, что из легендарной Трансгималайской экспедиции художник привёз свыше пятисот этюдов гималайских гор. Это — уникальное явление в искусстве нашей планеты. «Ни один из них не похож на другой. Схож в них только единый гимн восхищения, выраженный в звучащих и поющих красках и ритмах линий». (Семь недель с Рерихом. О выставке в НКГ 1992 г.)
«… Люди во всех частях света хотят знать о Гималаях, — пишет Н.К.Рерих в очерке «Химават». — Они просят послать хотя бы маленький эскиз или снимок, который они могли бы держать на своем столе для вдохновения. Во все времена происходило притяжение к Гималаям. Людям известно, что всякий ищущий духовного восхождения должен смотреть в сторону Гималаев».
«Из единого луча света, разложенного на семь составных и пять дополнительных, слагаются закатные краски снегов Гималаев, из Единого Элемента, подразделённого на семь основных и пять дополнительных, творится всё беспредельное разнообразие звёздных миров видимой и невидимой глазу вселенной», — говорится в Гранях Агни Йоги. (1963,18).
Приветствуя выставки картин Рериха «Гималаи», проходившие в середине 1990 годов в Сибири, Наталия Дмитриевна говорила:
«Эти картины, как окна в невиданный, чудный мир гор, неба, высот земных, через которые прозреваются высоты надземные. Не было ещё до сих пор такого певца священных гор — Гималаев, — как Рерих. Наш великий художник увидел их просветлённым взором и передал людям увиденное им через своё искусство. …Сияние красоты просветляет сознание и ставит надёжный заслон проникновению безобразного в него». (Приветствие к выставке картин Н.К. Рериха в Нижневартовском РО «Гармония», 1995).
«Чистое искусство — достоверное сообщение лучезарного явления Духа …», — сказано в книге «Зов» (01.01.1921).
Завершим словами самого художника: «Гималаи, разрешите ещё раз послать вам сердечное восхищение».
|
|