ЖИВАЯ ЭТИКА (АГНИ ЙОГА). Форум «ФЕНИКС»

СЕРДЦЕ БУДЕТ ЧАСАМИ ВЕРНЫМИ, КОГДА ПРИЗОВЕТ К МЫСЛИ О ВСЕХ. НЕ НУЖНО УТОМИТЕЛЬНЫХ МЕДИТАЦИЙ, МЫСЛЬ О МИРЕ КРАТКА, И ОТРЕШЕНИЕ ОТ СЕБЯ В НЕЙ ТАК ПРОСТО ОТРАЖАЕТСЯ. ПУСТЬ БУДЕТ МИРУ ХОРОШО!
Текущее время: 12 дек 2019, 11:28

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 18 ]  На страницу 1, 2  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Серия картин Н.К. Рериха «Sancta (Санкта)»
СообщениеДобавлено: 12 дек 2011, 18:29 
Не в сети

Зарегистрирован: 03 дек 2009, 21:55
Сообщений: 6020
Cпасибо сказано: 1057
Спасибо получено:
1796 раз в 1189 сообщениях
Наталия Спирина

Священная Сюита

Серия «Sancta (Санкта)» («Священная») Николая Рериха, состоит из шести картин. Эту сюиту Н.К. Рерих создал в течение одного года во время своего пребывания в Америке. Вся она посвящена одной теме — Руси Великой. Из письма Е.И.Рерих в Америку мы узнали, что это «любимая серия Великого Владыки» [1].

Изображение__
Крупнейший знаток и биограф жизни и творчества Николая Константиновича Рериха Павел Фёдорович Беликов в своё время писал:

«В этих полотнах Рерих мастерски воссоздаёт близкие его сердцу родную природу и древнерусскую архитектуру. На их фоне разворачиваются сцены из жизни русских подвижников. Их бесхитростный труд, их духовная чистота переданы так захватывающе, так искренне, что картины эти и теперь, через десятки лет, не перестают волновать зрителя. Тогда же для американцев они явились откровением. Тоскуя по Родине, Рерих прославлял нравственную силу народа, ту гармонию бытия, которая достигается в слиянии с природой, в мирном труде и человечности» .[2]




1. Рерих Е.И. Письма в Америку. Т. 3. М., 1996. 24 мая 1951.
2. Беликов П.Ф., Князева В.П. Рерих. М., 1973. С. 149.


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: Серия картин Н.К. Рериха «Sancta (Санкта)»
СообщениеДобавлено: 12 дек 2011, 18:35 
Не в сети

Зарегистрирован: 03 дек 2009, 21:55
Сообщений: 6020
Cпасибо сказано: 1057
Спасибо получено:
1796 раз в 1189 сообщениях
И Мы видим

Мы хотим ознакомить вас с этой серией и начинаем с картины «И Мы видим». На ней изображён Нерукотворный Лик Христа, запечатлённый на полотне.

Изображение
Николай Рерих. И мы видим (И узрим). Из серии Санкта.
1922. Холст, темпера. 71 х 101,5. Музей имени Н.К. Рериха, МЦР, Москва, Россия.

О возникновении этого Образа имеется несколько легенд. Одна из них гласит: во времена язычества в малоазийском городе Эдессе при жизни Иисуса Христа правил царь по имени Авгарь, который заболел неизлечимой болезнью. Он вспомнил, что на земле иудеев появился проповедник по имени Иисус, которого одни считают пророком, а другие — Сыном Божьим, и что Он творит исцеления словом или прикосновением. Тогда Авгарь отправил к Иисусу за помощью своего посла, который был одновременно и художником, с целью — или пригласить Христа жить в его городе, или получить Его изображение для своего исцеления.

Придя к тому месту, где Христос обычно проповедовал, посол попытался нарисовать Христа. Но когда художник начал смотреть на Него, то ослепительный свет, исходивший от Христа, не давал ему возможности не только нарисовать Его, но и смотреть на Него. Когда Христос узнал, что художник безуспешно пытается изобразить Его, то Он умыл лицо и приложил к нему белый плат, на котором отпечатался Его Лик.

Царь, получив этот плат, исцелился и велел прибить это Изображение на негниющую доску и повесить в нише над вратами города.
Через некоторое время Авгарь и его подданные приняли христианство. Но один из потомков Авгаря возвратился к язычеству и захотел уничтожить Нерукотворный Образ. И тогда, чтобы спасти Изображение, епископ велел заложить нишу, в которой находился плат, кирпичом.Но этот Священный Образ не погиб, и когда через два века был вновь открыт, все увидели, что он оказался неповреждённым. И когда персидское войско пошло на город Эдессу, чтобы его захватить, тогдашний епископ вместе со всем духовенством и народом обошёл с этим Образом вокруг городских стен, и враг внезапно отступил от города и удалился.


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: Серия картин Н.К. Рериха «Sancta (Санкта)»
СообщениеДобавлено: 12 дек 2011, 18:49 
Не в сети

Зарегистрирован: 03 дек 2009, 21:55
Сообщений: 6020
Cпасибо сказано: 1057
Спасибо получено:
1796 раз в 1189 сообщениях
В Х веке император Византии Константин Порфирородный предложил за Нерукотворный Образ огромный выкуп, и Образ перешёл в Константинополь. В ХI веке произошло разрушение города крестоносцами, и Нерукотворный Образ исчез и больше о нём ничего не было известно. Но изображения этого Лика, скопированные разными художниками, сохранились.
Таких икон в те времена требовалось немало. Они использовались как хоругви, то есть знамёна воинских дружин, и на полях грозных сеч они воспринимались как помощь и защита.

Святой князь Андрей Боголюбский взял с собой в поход против болгарского войска три иконы — икону Божией Матери, Спаса Нерукотворного и «Поклонение Христу». Великое чудо было явлено русскому войску от святых икон в день решающей битвы с болгарами 1 (теперь 14) августа 1164 года. После разгрома болгарского войска князья Андрей, его брат Ярослав и сын Изяслав со своим войском поклонились святым иконам, воспевая Пресвятую Богородицу и воздавая Ей хвалы. И тогда все увидели ослепительные лучи света, исходившие от Лика Богородицы и от Нерукотворного Спаса.

В тот год по почину святого Андрея Церковь установила празднование Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице 1 августа, по новому стилю 14-го, — в память о Крещении Руси и победы над болгарами в 1164 году.

Изображения Нерукотворного Лика часто помещали над входами в храмы. Подобные Изображения также помещали над въездными кремлёвскими воротами больших городов — в Москве, Смоленске, Новгороде и других древнерусских городах. И каждый проходящий под ними должен был снимать шапку, иначе стражники, стоявшие у ворот, заставляли невыполнившего этот указ класть земные поклоны перед Святым Образом.

    Кто Царь-колокол подымет?
    Кто Царь-пушку повернёт?
    Шляпы кто, гордец, не снимет
    У святых в Кремле ворот? —

писал русский поэт Фёдор Глинка (XIX в.).


«Спас — Милостивый, Спас — Кроткий, Спас — Всеведущий, Спас — Всемогущий, Спас — Грозный, Спас — Всеисцеляющий, всё тот же Великий Лик, полный бездонной мощи, к которому извечно приходят люди со всеми радостями, горями, болестями и причитаниями» — так писал Николай Рерих в книге «Священный Дозор» [3].

    Тебя никто рукой
    _____________ не сотворил,
    Себя в Нерукотворном Лике
    _____________ ТЫ открыл,
    Чтобы Тебя познав,
    ___________ смогли стремиться мы
    К Надземному —
    ___________ поверх земной тюрьмы! [4]




3. Рерих Н.К. Держава Света. Священный Дозор. Рига: Виеда, 1992. С. 203.
4. Спирина Н.Д. Капли. Новосибирск, 2001. С. 347.


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: Серия картин Н.К. Рериха «Sancta (Санкта)»
СообщениеДобавлено: 12 дек 2011, 19:06 
Не в сети

Зарегистрирован: 03 дек 2009, 21:55
Сообщений: 6020
Cпасибо сказано: 1057
Спасибо получено:
1796 раз в 1189 сообщениях
И Мы приносим Свет

Сказано в «Гранях Агни Йоги», что полотна Николая Константиновича Рериха «представляют собою кристаллы сгущённого Света… Внешняя форма картины, видимая земным глазом, наполнена внутренним невидимым содержанием, Светом сгущённым, который неотделим от картины и который мощно воздействует на того, кто на неё смотрит. (…) Выражаясь языком современности, художественные произведения Гуру являются контейнерами Света, собранного им силою его творческой мощи…» [5]. «И книги его ― тоже немеркнущий Свет людям. Подобно комете, подобно устремлённому вечно, пронёсся он над Землёю, оставив сияющий След» [6].

Следующая картина ― «И Мы приносим Свет». Прекрасен её символ. Во время вечерней церковной службы, в Великий страстной четверг перед Пасхой, читаются все 12 Евангелий о страданиях Христа. Люди слушают эти чтения с зажжёнными свечами, которые после службы не тушат, а несут домой и дома зажигают лампады от этого огня.
Елена Ивановна Рерих говорит, как «ценно в тяжкое время, среди этой тьмы, пронести свой светильник» [7] и тем до какой-то степени рассеять окружающую тьму. Также и в «Мире Огненном» говорится о значении принесения Света: «Мрак совершенный не будет уже таким, даже при одной искре Света» [8].

Изображение
Николай Рерих. И мы несем свет. (И несем свет). 1922. Холст, темпера. 71 x 101,5
Музей имени Н.К. Рериха, МЦР, Москва, Россия.


В Учении Живой Этики сказано: «Беспросветная тьма! ― так восклицает человек, впавший в отчаяние. Свет погас ― говорит человек, потерявший надежду» . [9] Потому так необычайно важно принесение света людям во всех его аспектах.

В «Гранях Агни Йоги» читаем: «Каждый человек ежемгновенно и постоянно творит Свет или тьму, вынося излучения Света или мрака из своего существа и выявляя их в продуктах своего психического или физического творчества. Все люди являются носителями тьмы или света и все неразрывно и постоянно творят, насыщая энергиями Света или тьмы всё окружающее Землю пространство» [10]. Во всех религиях особо отмечены именно духовные Светочи, приносившие в разные века и в разных странах тот Свет, без которого народы этих стран погрузились бы во мрак духовный.

    Сейчас ночь темна, но уж близок
    _____________ желанный рассвет,
    Светлее которого не было в мире и нет.
    Горят наши свечи, горят наши души огнём,
    Стремясь в мир чудесный который мы
    _____________ издавна ждём.
[11]




5. Грани Агни Йоги. XI. 713.
6. Грани Агни Йоги. IX. 493.
7. Письма Е.И. Рерих. Т.1. 18 июня 1935. Новосибирск, 1992.
8. Мир Огненный. I. 193.
9. Аум. 144.
10. Грани Агни Йоги. IX. 395.
11. Спирина Н.Д. Капли. С. 233.


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: Серия картин Н.К. Рериха «Sancta (Санкта)»
СообщениеДобавлено: 12 дек 2011, 19:49 
Не в сети

Зарегистрирован: 03 дек 2009, 21:55
Сообщений: 6020
Cпасибо сказано: 1057
Спасибо получено:
1796 раз в 1189 сообщениях
И Мы открываем врата

Переходим к следующей картине из серии «Sancta». Она называется «И Мы открываем врата». На этом полотне символически изображена панорама Руси Великой, с венчающем её храмом, вход в которую открывает посланец Иерархии Света. На вратах такого входа, с боков, видны образы светочей Мира, а венчает и благословляет вход в Новый Мир сама Царица Небесная с младенцем Христом.

Изображение
Николай Рерих. И мы открываем врата (И открываем). Из серии Санкта.
1922. Холст, темпера. 70,3 х 100,4. Музей имени Н.К. Рериха, МЦР, Москва, Россия.

Войти в Новый Мир можно только с помощью Иерархии Света, озаряющей нас пониманием великого будущего, предназначенного сынам человеческим. Светло будущее для тех, кто следует за ведущей их Звездой.
По словам Н.К. Рериха, эти открытые врата символизируют мир, «где живёт вечная красота и где мысль творит будущую счастливую жизнь» [12]. Свободная воля и новое сознание ― условия для входа, так как сказано, что «не войти со старым сознанием во врата Нового Мира, как не летать не имеющему крыльев» [13]. И только путём личного ярого устремления к Новому Миру может человек продвинуться к этой светлой цели и преодолеть постоянно мешающие и препятствующие ему обстоятельства и сопротивление ветхого человека внутри себя. Н.К. Рерих писал по этому поводу в статье «Открытые врата»: «Никто и ничто не может лишить человека в устремлении к светлому будущему, к открытым вратам Света» [14]. В «Гранях Агни Йоги» приведены слова Гуру: «…Время подходит, когда формула Владыки ″Через искусство имеете Свет″ широко откроет врата Нового Мира и позволит войти в него с пониманием. Этому много содействовать будут полотна мои и всё связанное с наследием моим, оставленным человечеству». [15]

    «И Мы открываем врата»
    Туда, где царит красота
    Грядущего нового века;
    Завещанный Храм там стоит.
    Дом Духа,
    и благовестит
    О новой судьбе человека. [16]



12. Рерих Н.К. Листы Дневника. Т. 2. М., 1995. С. 189.
13. Грани Агни Йоги. I. 22 апреля 1960.
14. Рерих Н.К. Листы Дневника. Т. 1. М., 1995. С. 591.
15. Грани Агни Йоги. XI. 714.
16. Спирина Н.Д. Весть Красоты. Новосибирск, 1997. С. 18.


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: Серия картин Н.К. Рериха «Sancta (Санкта)»
СообщениеДобавлено: 12 дек 2011, 20:42 
Не в сети

Зарегистрирован: 03 дек 2009, 21:55
Сообщений: 6020
Cпасибо сказано: 1057
Спасибо получено:
1796 раз в 1189 сообщениях
И Мы продолжаем лов

На картине «И Мы продолжаем лов» из мутных волн житейского моря благие Ловцы стремятся спасти и вернуть к Свету подлинного Бытия утопающие души. Кто такие эти Ловцы? По евангельскому преданию, эти люди которых призвал Христос и которые стали Апостолами, проповедующими Его Учение. Христос призвал их, когда они закидывали сети в море для ловли рыбы. Он сказал: «″Идите за мною, и Я сделаю вас ловцами человеков″. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним» [17].

Изображение
Николай Рерих. И мы продолжаем лов (И продолжаем лов). Из серии Санкта.
1922. Холст, темпера. 71,5 x 101,5. Частное собрание.

Благодаря жертвенным трудам Апостолов миллионы людей познали Учение Христа и спасли свои души от мрака невежества и зла, приводящего их к духовной смерти.

    «И Мы продолжаем лов» ―
    Сердце наше ведёт любовь
    Спасти из пучин морских
    Род гибнущих душ людских,
    Не дать утонуть навек
    Всему, чем жив человек.


    6 февраля 2002 г.



17. Евангелие от Матфея. 4:18-22.


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: Серия картин Н.К. Рериха «Sancta (Санкта)»
СообщениеДобавлено: 12 дек 2011, 20:59 
Не в сети

Зарегистрирован: 03 дек 2009, 21:55
Сообщений: 6020
Cпасибо сказано: 1057
Спасибо получено:
1796 раз в 1189 сообщениях
И Мы трудимся

На картине «И Мы трудимся» на переднем плане изображены трое монахов, идущих за водой для своей обители. Вдали на холме стоит монастырский городок, обнесённый оградой со сторожевыми башнями и с виднеющимся вдали храмом.

Изображение
Николай Рерих. И мы трудимся (И труждаемся). Из серии Санкта.
1922. Холст, темпера. 71,1 х 101,5. Музей имени Н.К. Рериха, МЦР, Москва, Россия.

Подвижники идут за живой водой, стремясь утолить духовную жажду людей, о которой упоминает А.С. Пушкин в стихотворении «Пророк»: «Духовной жаждою томим, в пустыне мрачной я влачился…» В подвиге труда они черпают эту воду из неиссякаемого живительного источника Божественной Мудрости и по зову сердца делятся ею со всеми жаждущими.

    Живую воду воскресенья мёртвых
    Они приносят в подвиге своём.
    Высок и благодетелен их подвиг,
    Своё спасенье в нём мы обретём.


    6 февраля 2002 г.


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: Серия картин Н.К. Рериха «Sancta (Санкта)»
СообщениеДобавлено: 12 дек 2011, 21:09 
Не в сети

Зарегистрирован: 03 дек 2009, 21:55
Сообщений: 6020
Cпасибо сказано: 1057
Спасибо получено:
1796 раз в 1189 сообщениях
И Мы не боимся

Заканчиваем эту серию картиной «И Мы не боимся». На этой картине мы видим трогательную сцену встречи двух иноков, беседующих друг с другом. Рядом с одним из них тихо и мирно стоит медведь, ловя свои чутким ухом высокие речи светлых старцев, приятные его звериной душе. И монахи его не боятся, чувствуя миролюбивый, дружественный настрой зверя по отношению к ним. Подобно Франциску, видевшему в волке своего брата, медведь был братом для этих иноков, ибо они постигали тот духовный план, на котором всё сущее есть творение Единого Отца всех тварей.

Изображение
Николай Рерих. И мы не боимся (И не убоимся). Из серии Санкта.
1922. Холст, темпера. 70,3 х 100,4. Музей имени Н.К. Рериха, МЦР, Москва, Россия.

В этой сцене ощущается идея великого вселенского родства, изначального единства всего сущего, разобщённого вследствие вхождения во всё более плотные слои материи, ограничивающие восприятие этого закона. Наступающая новая великая Эпоха покоится на незыблемом законе единства всего существующего во вселенной.

    Ему с Тобою было хорошо!
    Тянулся он звериною душою
    К тому, что именуют добротою,
    К тому, что светом духа мы зовём.

    Он слов не знал, но сердце зверя знало ―
    Кто друг ему и кто его поймёт,
    Краюшку хлеба с лаской принесёт
    И в облике мохнатом уз́рит брата
    [18].



18. Спирина Н.Д. Весть Красоты. С. 32.

Опубликовано:
Спирина Н.Д. Священная Сюита. Новосибирск: СибРО, 2001.


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: Серия картин Н.К. Рериха «Sancta (Санкта)»
СообщениеДобавлено: 13 дек 2011, 14:14 
Не в сети
Дежурный администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 04 дек 2009, 18:19
Сообщений: 6990
Cпасибо сказано: 2695
Спасибо получено:
2629 раз в 1777 сообщениях
Статья с К-П сайта "АДАМАНТ"


HOLLY MCMURTRY
НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА СЕРИЮ "САНКТА": АМЕРИКАНСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА


В 1922 году, находясь в Чикаго по приглашению директора Института Искусств, Николай Рерих написал серию из шести картин «Санкта», идейную основу которой составляет духовное учение великого русского подвижника, Преподобного Сергия Радонежского.

Для более глубокого понимания серии, следует учитывать особенности времени, в которое она создавалась.
В 20-е годы Америка переживала послевоенный период, отмеченный не только экономическим процветанием, но и конфликтной атмосферой, охватывающей все области жизни: политическую, культурную и социальную. Обращаясь к одному из величайших образов русской культуры, Николай Рерих хотел привлечь внимание общественности к извечным духовным ценностям, которые, как ему казалось, были забыты американцами.

В начале 20-х годов, названных позднее «бурные 20-е», Рерих увидел Америку, «запятнавшую свою чистоту» во время Первой Мировой Войны, когда стало ясно, что страна не может больше оставаться в политической и культурной изоляции от всего остального мира. Но, в то же время, определенная часть общества, особенно старшее поколение, пыталось реконструировать изоляционный барьер, и тем самым установить ноту крайнего «американизма» (примером тому может служить возрождение Куклус Клана в 1915 году и «красная паника» 1919 года). Реакционные законодательные органы страны приняли ряд актов, среди которых небезызвестная 18-ая поправка к Конституции от 1920 года (так называемая «Запретная акция», имевшая отношение к продаже алкогольных напитков).

Консервативные настроения пробудили бунтарский дух молодого поколения, и как следствие, - выступление против пуританских традиций Викторианской эпохи и обращение к яростному, порой лишенному всякой духовной основы, поиску себя. Присущее этой эпохе быстрое развитие материальной стороны жизни, которое проявлялось в электрификации, появлении массового производства, машин, радио, кино, и стало средоточием американской культуры.

Николай Рерих, как художник, философ и провидец, соприкоснувшись с кризисными моментами в развитии культуры Америки, наблюдал реальное подтверждение словам Ф. Скотта Фиджералда: «Все боги умерли, все войны сыграны, всякая вера в человека подорвана». Но в то же время, в противовес этой пессимистической точки зрения, Николай Рерих видел растущее новое массовое движение к возрождению искусства, которое пробудило в американских писателях и художниках особую творческую активность, свободную от традиционных условностей и ожиданий.

Это время явилось наиболее плодотворным в творческом отношении во всей истории Америки. Драматурги, подобные Юджину О’Нилу, трансформировали водевильные представления в серьезную драму, похожее явление наблюдалось и в развивающемся немом кино. И, хотя американские писатели, жившие в Париже, такие, как Ф. Скотт Фиджеральд и Эрнест Хемингуэй, описывали разочарование и вялость «потерянного поколения», параллельно с этим американские писатели, создававшие свои произведения в США, такие как, Уильям Фолкнер и создатели «Гарлемского ренессанса», увлекали революционным огнем эпохи.

Двойственность, присущая американской культуре этого времени, отразилась и в суровом реализме полотен Эдварда Хоппера и в страстных эротизированных картинах его современницы Джорджии О’Кифф. Европейские художественные стили такие, как сюрреализм, арт деко, кубизм, экспрессионизм, и дадаизм, которые долгое время находились в стороне от американского искусства, проникали в культуру Америки настолько, что французский скульптор Гастон Лашез специально отправляется в США, веря в то, что «местная почва является наиболее плодородной для развития искусства».


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: Серия картин Н.К. Рериха «Sancta (Санкта)»
СообщениеДобавлено: 13 дек 2011, 14:21 
Не в сети
Дежурный администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 04 дек 2009, 18:19
Сообщений: 6990
Cпасибо сказано: 2695
Спасибо получено:
2629 раз в 1777 сообщениях
Новая волна в развитии культуры Америки, порождала очень много противоречий и конфликтов в социо-культурной среде. Николай Константинович остро чувствовал пагубность чрезмерного американского прагматизма, мешавшего духовному и культурному развитию страны. Зинаида Лихтман, помощник Рериха, жаловалась ему на то, « ...что в Америке к искусству относятся как к бизнесу и ищут во всем выгоду, а молодежь почти не интересуется ни живописью, ни классической музыкой». Рериха это очень беспокоило, но, тем не менее, он верил, что усиленный поиск своего пути, в действительности является поиском чего-то более глубинного и конкретного, и ключом к нахождению этого является искусство.
Он писал: «Свет искусства озарит бесчисленные сердца новой любовью. Сперва бессознательно придет это чувство, но после оно очистит все человеческое сознание. И сколько молодых сердец ищут что-то истинное и прекрасное». С этой верой Рерих основал в Америке несколько культурных учреждений, включая Институт Объединенных искусств, Международный Культурный Центр «Корона Мунди» («Венец мира»), и Союз художников «Cor Ardens (Пылающие сердца). Главной целью этих учреждений являлось объединение людей через искусство, потому что Рерих верил, что искусство является своего рода lingua franca, универсальным, понятным для всех языком.

Эти учреждения явились ответом Рериха-общественного деятеля культурным и духовным потребностям общества, в то время как создание живописной серии «Санкта», а также картин «Мост славы» и «Медитация» было ответом этим нуждам Рериха-художника. По словам Всеволода Иванова, картины Рериха этого периода стали «… яснее, прозрачнее, воздушнее его первых картин», им был присущ новый, неповторимый характер. Создавая серию картин «Санкта», Н. К. Рерих обращался к духовным корням своей страны, а именно, к Учению Сергия Радонежского, с тем, чтобы помочь возрождению моральных ценностей и стимулировать духовное и культурное развитие Америки.

Выставки картин Рериха в Америке были восприняты с большим энтузиазмом и вызвали небывалую сенсацию. В противовес пропаганде, нагнетаемой во время «Красной паники», рисующей образ русских, как «ужасного вида небритых большевиков», Рерих в своей серии дал образ новой, неизвестной России. И действительно, никому из художников не удавалось так выразительно передать всю глубину русской души, как это удалось сделать на своих полотнах Рериху. Одним из побудительных мотивов создания этой серии являлось не развеивание ложных представлений американцев, но стремление противопоставить материалистическому и изоляционистскому движению в Америке универсальные моральные и культурные ценности.

Картины серии «Санкта» объединены идеей о высшем идеале земного и одновременно небесного пути человека. По словам латышского поэта Рихарда Рудзитиса даже названия картин «...дают представление о горизонтах духовного подвижничества, к которым устремлен художественный поиск Рериха». Объединяющее «И Мы…» не только указывает на тот факт, что все картины принадлежат к одной серии, но и раскрывает более глубокий смысл таких понятий как всеобщность, единство и сотрудничество. Также эти слова образуют связь между прошлым и настоящим, между нами, живущими в современном мире и монахами, изображенными на картинах, связь между Америкой 20-х годов и духовным учением Св. Сергия, жившего в 14-ом веке.


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 18 ]  На страницу 1, 2  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB