__ В
«И мы трудимся», Рерих показал, что простой физический труд является основой духовного и морального совершенствования личности. Более того, он, кажется, оспаривает американскую прагматическую идею, что целью труда является материальный рост, а не духовное самосовершенствование. В этой сцене монахи выходят из монастыря, который расположен высоко на горе, с коромыслом и ведрами рано утром, когда небо залито золотым солнечным светом. Чтобы принести воду в монастырь, они медленно и спокойно движутся к реке, согнувшись под тяжестью коромысел. Но, несмотря на то, что труд их тяжел, они смиренно работают, зная о ценности труда, направленного на общее благо. Их глубокая вера передается художником с помощью света и линий. Первое, что замечает зритель это яркий золотистый цвет, который заливает все полотно. Подобно этому всепроникающему свету, чувство гармонии, мира и благочестия рождаются в усердном труде монахов. Струящиеся очертания извилистой реки, наклоненные фигуры монахов и серповидные коромысла повторяются в округлых изгибах холмов. Ритмичность этих элементов придает легкость и таинственность картине и помогает передать чувство равновесия и покоя, достигаемых в постоянном каждодневном труде.
__ В картине
«И мы видим» художник раскрывает перед зрителем кульминацию духовного странствия, предпринятого теми, кто придерживается универсальных истин, лежащих в основе учения Св. Сергия. Видение Лика Спаса Нерукотворного – очевидное свидетельство многих небесных посещений, которых Св. Сергий, согласно автору его жития, удостаивался в течение всей жизни является фокусом этой картины. Лик написан в традиционной иконографической манере на плате, которое держит ангел. Наиболее поразительным является взгляд Спаса, его всевидящих глаз – добрых, простых, но в то же время строгих и глубоко проникающих в душу зрителя. Подобно монаху, пораженному небесным видением, зрителю трудно отвести глаза от изображения Спаса. Словно все надежды и мечты человека, стремящегося к духовному преображению, сосредоточены в этом образе.
Для монаха, созерцающего лик Спаса, этот момент становится свидетельством завершения духовного странствия, благодаря усердию, терпению и любви к Высшей Сущности. В дополнение к этому, те законы, которые ведут к связи с Высшей Сущностью, получают чистоту и реальность. Небесное видение помогает монаху понять, что все испытания и несчастья, которые он переносит, не напрасны. Каждое из его действий сейчас приобретает значение и силу.
Также как и в «И мы трудимся», спокойно разлитый золотой цвет картины передает чувство святости и духовного завершения. Этой картиной Рерих словно напоминает американскому народу, отказавшемуся от морали и духовности, что истинный смысл жизни понимается и достигается через идеалы, заключенные в учении Св. Сергия, что в образной форме и было передано в серии «Санкта».
Один из исследователей творчества Николая Рериха, Валентин Митрофанович Сидоров однажды сказал:
«Великая заслуга Рериха состоит в том, что он открыл американцам глаза на новое понимание культуры русского народа. Уже сами его картины, написанные по сюжетам древнерусской истории и фольклора, исполненные символики и философской глубины, были своеобразными вестниками России». Учитывая это, мы не должны забывать, что Рерих представил «Санкту» американской аудитории, которая не была знакома ни с историей России, ни с ее фольклором и уж, конечно, ничего не знала о жизни и учении Преп. Сергия Радонежского. Однако, он написал эту серию, веря в то, что духовное учение русского подвижника ХIV века может оказать необходимое воздействие на американское общество 20-х годов в силу своей универсальности. Поднимаясь над противоречиями русского и американского пути, прошлым и настоящим, несоответствием небесного и земного, Рериху удалось создать серию «Санкта», которая как мне кажется, была призвана подобно гегелианскому синтезу служить людям в этой чрезвычайно конфликтной ситуации, сложившейся во всех сферах жизни: социальной, политической и культурной.
Я полагаю, что эта интерпретация серии «Санкта» по новому освещает не только замысел самих картин, в которых русская действительность возведена до вселенского уровня, где не существуют временные и пространственные границы, но и позволяет лучше понять масштабы самой личности художника. Мне кажется, на ряду с вниманием, которое уделяется индийскому периоду в творчестве Рериха и взаимообогащению русской и индийской культур, взаимовлияние русской и американской культур, также требует глубокого изучения. И хотя пребывание Рериха в Америке было кратковременным, импульс, данный серией «Санкта» американскому народу был огромен. Будущие исследования американского периода в творчестве Рериха помогут понять степень взаимодействия русской и американской культур и его влияния на все остальное творчество художника. Вне зависимости от того, какие результаты дадут эти исследования, несомненно, то, что универсальные ценности, отображенные в картинах серии «Санкта», обращенные к американской аудитории 20-х годов, не теряют своей актуальности и в поляризованном обществе наших дней. В сущности, Рерих подарил не только Америке, но и всему миру подлинный памятник искусства, который в наше тревожное время заслуживает особого признания.
_________________________
Примечание редакции сайта: название картин Н.К. Рериха серии "Санкта" приведены в соответствии с их оригинальным начертанием самим Николаем Рерихом, что было уточнено по архивным материалам Нью-Йоркского Музея Николая Рериха В.Л. Мельниковым.