ЖИВАЯ ЭТИКА (АГНИ ЙОГА). Форум «ФЕНИКС»

СЕРДЦЕ БУДЕТ ЧАСАМИ ВЕРНЫМИ, КОГДА ПРИЗОВЕТ К МЫСЛИ О ВСЕХ. НЕ НУЖНО УТОМИТЕЛЬНЫХ МЕДИТАЦИЙ, МЫСЛЬ О МИРЕ КРАТКА, И ОТРЕШЕНИЕ ОТ СЕБЯ В НЕЙ ТАК ПРОСТО ОТРАЖАЕТСЯ. ПУСТЬ БУДЕТ МИРУ ХОРОШО!
Текущее время: 28 мар 2024, 14:14

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 26 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Серия картин Н.К. Рериха «Sancta (Санкта)»
СообщениеДобавлено: 13 дек 2011, 14:32 
Не в сети
Дежурный администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 04 дек 2009, 18:19
Сообщений: 7710
Cпасибо сказано: 3663
Спасибо получено:
3711 раз в 2263 сообщениях
Изображение__
Тема всеобщей духовности по-новому освещается в каждом полотне серии «Санкта». В картине «И Мы открываем врата» Рерих раскрывает тему «духовной открытости», к которой призывал Святой Сергий. Врата делят картину на два композиционных и смысловых плана. Очерчивая грань между земным миром (передний план монастыря скрытого во мраке) и божественным (фон по другую сторону ворот, освещенных восходящим солнцем), художник дает возможность зрителю почувствовать сам момент прохождения через «святые врата» в мир духа. Картина, напоминает нам о необходимости быть открытыми тому – другому миру. Этот сюжет можно воспринять, как своеобразную реакцию на растущее движение изоляционизма в Американской культуре того периода.


__Изображение
Подобным образом, «И Мы продолжаем лов» подчеркивает глобальную ценность «сотрудничества» в достижении общей цели. Осознание вовлечения в общее дело позволяет монахам продолжать их нелегкий труд и помогает понять, что выстоять в бушующем потоке жизни они смогут только объединившись. Этот призыв был особенно актуален для соц. политики в Америке 20-х годов, т.к. споры в стране накалялись после решения сената отклонить предложение президента о присоединении к Лиге Наций.


Изображение__
Полотно «И Мы приносим Свет» отражает тему «служения человечеству». На картине стены монастыря показаны в сумеречном свете заката. Мы видим отблески света, появляющиеся из глубины пространства монастыря, и по мере приближения к зрителю они становятся ярче. Эти маленькие огоньки света – пламя свечей, горящих в руках монахов. Но это лишь внешний пласт понимания картины. Глубинный смысл заключается в жертвенном пути монахов, оставивших спокойную жизнь монастырей и вышедших в этот сумрачный мир, чтобы в самоотверженном служении принести ему свет знания. Свечи в их руках символизируют этот свет. Всем известно, что в России Преподобный Сергий Радонежский на протяжении многих веков ассоциировался с такими понятиями, как «свет» и «светоч». Как пишет Борисов: «Для современников он стал подлинным “светильником” – человеком, сумевшим подчинить всю свою жизнь евангельским заповедям любви и единомыслия». Этой картиной Рерих стремился воодушевить Америку подняться над обыденностью и устремиться за ее пределы с тем, чтобы принести в мир тот дар, которым она обладает.

Три полотна, рассмотренные выше, имеют отношение к взаимосвязанным темам – открытость, сотрудничество, и труд – и возможно в какой-то степени являются откликом на изоляционизм и «Американизм», которые Рерих наблюдал, будучи в Чикаго. Остальная часть серии меняется тематически и фокусируется больше на конфликтах, находящихся внутри американского общества.

__Изображение
Картиной «И мы не боимся» Рерих старается настроить своих зрителей иметь мужество и веру перед лицом неопределенности и хаоса, снова следуя наставлениям Св. Сергия, который ободрял тех, кто хотел стать отшельником говоря: «Господь не предаст вас до конца искушенными быть против ваших сил. Ныне печалью исполнены будем, а завтра печаль наша радостью будет и преизбудет, и никто не может взять радости нашей. Дерзайте, дерзайте, люди Божии!»

На картине старый и молодой монах, обращенные лицом друг к другу, изображены на фоне русского зимнего пейзажа. Мягкие полутона розовых и голубых оттенков снега вызывают у зрителя ощущение спокойствия и гармонии, созвучные с внутренним миром монахов. Но это только первое впечатление. Постепенно перед зрителем разворачивается картина напряженной борьбы, в результате которой и достигается духовное равновесие. Ярко-розовые отблески заката окрашивают склоны заснеженной горы, расположенной на заднем плане, тревожным лиловым цветом. Ощущение тревоги усиливается темно-фиолетовыми тенями, наползающими на горные склоны. Рваный ритм теней и неопределенность формы напоминают о присутствии сил хаоса.

В то время, когда американский образ жизни менялся коренным образом, Рерих не мог не чувствовать присутствие в американской культуре действия хаотических сил. В этой сцене «И мы не боимся» Рерих предостерегает от того, чтобы быть напуганными хаосом и неопределенностью, перед лицом которой они оказались, но искать духовную гармонию и равновесие.


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: Серия картин Н.К. Рериха «Sancta (Санкта)»
СообщениеДобавлено: 13 дек 2011, 14:39 
Не в сети
Дежурный администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 04 дек 2009, 18:19
Сообщений: 7710
Cпасибо сказано: 3663
Спасибо получено:
3711 раз в 2263 сообщениях
__Изображение
В «И мы трудимся», Рерих показал, что простой физический труд является основой духовного и морального совершенствования личности. Более того, он, кажется, оспаривает американскую прагматическую идею, что целью труда является материальный рост, а не духовное самосовершенствование. В этой сцене монахи выходят из монастыря, который расположен высоко на горе, с коромыслом и ведрами рано утром, когда небо залито золотым солнечным светом. Чтобы принести воду в монастырь, они медленно и спокойно движутся к реке, согнувшись под тяжестью коромысел. Но, несмотря на то, что труд их тяжел, они смиренно работают, зная о ценности труда, направленного на общее благо. Их глубокая вера передается художником с помощью света и линий. Первое, что замечает зритель это яркий золотистый цвет, который заливает все полотно. Подобно этому всепроникающему свету, чувство гармонии, мира и благочестия рождаются в усердном труде монахов. Струящиеся очертания извилистой реки, наклоненные фигуры монахов и серповидные коромысла повторяются в округлых изгибах холмов. Ритмичность этих элементов придает легкость и таинственность картине и помогает передать чувство равновесия и покоя, достигаемых в постоянном каждодневном труде.

Изображение__
В картине «И мы видим» художник раскрывает перед зрителем кульминацию духовного странствия, предпринятого теми, кто придерживается универсальных истин, лежащих в основе учения Св. Сергия. Видение Лика Спаса Нерукотворного – очевидное свидетельство многих небесных посещений, которых Св. Сергий, согласно автору его жития, удостаивался в течение всей жизни является фокусом этой картины. Лик написан в традиционной иконографической манере на плате, которое держит ангел. Наиболее поразительным является взгляд Спаса, его всевидящих глаз – добрых, простых, но в то же время строгих и глубоко проникающих в душу зрителя. Подобно монаху, пораженному небесным видением, зрителю трудно отвести глаза от изображения Спаса. Словно все надежды и мечты человека, стремящегося к духовному преображению, сосредоточены в этом образе.

Для монаха, созерцающего лик Спаса, этот момент становится свидетельством завершения духовного странствия, благодаря усердию, терпению и любви к Высшей Сущности. В дополнение к этому, те законы, которые ведут к связи с Высшей Сущностью, получают чистоту и реальность. Небесное видение помогает монаху понять, что все испытания и несчастья, которые он переносит, не напрасны. Каждое из его действий сейчас приобретает значение и силу.

Также как и в «И мы трудимся», спокойно разлитый золотой цвет картины передает чувство святости и духовного завершения. Этой картиной Рерих словно напоминает американскому народу, отказавшемуся от морали и духовности, что истинный смысл жизни понимается и достигается через идеалы, заключенные в учении Св. Сергия, что в образной форме и было передано в серии «Санкта».

Один из исследователей творчества Николая Рериха, Валентин Митрофанович Сидоров однажды сказал: «Великая заслуга Рериха состоит в том, что он открыл американцам глаза на новое понимание культуры русского народа. Уже сами его картины, написанные по сюжетам древнерусской истории и фольклора, исполненные символики и философской глубины, были своеобразными вестниками России».

Учитывая это, мы не должны забывать, что Рерих представил «Санкту» американской аудитории, которая не была знакома ни с историей России, ни с ее фольклором и уж, конечно, ничего не знала о жизни и учении Преп. Сергия Радонежского. Однако, он написал эту серию, веря в то, что духовное учение русского подвижника ХIV века может оказать необходимое воздействие на американское общество 20-х годов в силу своей универсальности. Поднимаясь над противоречиями русского и американского пути, прошлым и настоящим, несоответствием небесного и земного, Рериху удалось создать серию «Санкта», которая как мне кажется, была призвана подобно гегелианскому синтезу служить людям в этой чрезвычайно конфликтной ситуации, сложившейся во всех сферах жизни: социальной, политической и культурной.

Я полагаю, что эта интерпретация серии «Санкта» по новому освещает не только замысел самих картин, в которых русская действительность возведена до вселенского уровня, где не существуют временные и пространственные границы, но и позволяет лучше понять масштабы самой личности художника. Мне кажется, на ряду с вниманием, которое уделяется индийскому периоду в творчестве Рериха и взаимообогащению русской и индийской культур, взаимовлияние русской и американской культур, также требует глубокого изучения. И хотя пребывание Рериха в Америке было кратковременным, импульс, данный серией «Санкта» американскому народу был огромен. Будущие исследования американского периода в творчестве Рериха помогут понять степень взаимодействия русской и американской культур и его влияния на все остальное творчество художника. Вне зависимости от того, какие результаты дадут эти исследования, несомненно, то, что универсальные ценности, отображенные в картинах серии «Санкта», обращенные к американской аудитории 20-х годов, не теряют своей актуальности и в поляризованном обществе наших дней. В сущности, Рерих подарил не только Америке, но и всему миру подлинный памятник искусства, который в наше тревожное время заслуживает особого признания.

_________________________

Примечание редакции сайта: название картин Н.К. Рериха серии "Санкта" приведены в соответствии с их оригинальным начертанием самим Николаем Рерихом, что было уточнено по архивным материалам Нью-Йоркского Музея Николая Рериха В.Л. Мельниковым.


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: Серия картин Н.К. Рериха «Sancta (Санкта)»
СообщениеДобавлено: 14 дек 2011, 14:35 
Не в сети
Друзья форума
Друзья форума

Зарегистрирован: 19 июл 2010, 13:18
Сообщений: 710
Cпасибо сказано: 288
Спасибо получено:
284 раз в 182 сообщениях
ODESSA ROERICH HOUSE MUSEUM – Одесский Дом-Музей имени Н. К. Рериха,
1 Сентябрь 2011 г.


«SANCTA». Серия картин Николая Рериха

В 1922 году, находясь в Чикаго по приглашению директора Института Искусств, Николай Рерих написал серию из шести картин «Sancta» (Священная), идейную основу которой составляет духовное учение великого русского подвижника Преподобного Сергия Радонежского.

«Никто и ничто не может лишить человека в устремлении к светлому будущему, к открытым вратам Света», - писал Н. К. Рерих в «Листах Дневника» («Открытые врата».Т.I. М., 1995. С. 591).

Во всех религиях особо отмечены именно духовные Светочи, приносившие в разные века и в разных странах тот Свет, без которого народы этих стран погрузились бы во мрак духовный.

Глубинный смысл картин серии раскрывают слова самого художника: «Быть способным среди суеты проявить истинное действие; быть способным к молчанию, к озаренному безмолвию - это значит быть готовым к бессмертию» (Николай Рерих, «Действие». New York, 1922).

Серия картин «Sancta» была представлена и вошла в постоянную экспозицию Нью-Йоркского Музея Николая Рериха, который был открыт 24 марта 1924 года.

В 1935 году в результате финансово-юридических махинаций бизнесмена Луиса Хорша и двух его сообщников здание Музея перешло в исключительное владение мошенника и большая часть картин Н. К. Рериха была пущена с молотка на аукционах.

В конце 1940 - начале 1950-х годов Балтазар Боллинг, американский корреспондент Е. И. Рерих, разыскал и выкупил серию «Sancta» в числе других полотен художника. «Я счастлива, - писала ему по этому поводу Е. И. Рерих, - ибо Вы будете любить их, и они явятся для Вас истинным Благословением. Аура, окружающая их, чудодейственна. Они создавались в любви и почитании, которыми было исполнено сердце творца их, - сердце поэта и художника».

В 2001 году три картины: «И мы открываем врата», «И мы видим», «И мы несем свет», были приобретены Международным Центром-Музеем имени Н. К. Рериха (г. Москва) у Дональда Боллинга, распродающего собрание своего отца. Чуть позже к ним присоединились картины «И мы трудимся» и «И мы не боимся». После реставрации эти полотна из серии «Sancta» заняли почетное место в постоянной экспозиции МЦР.

Крупнейший исследователь и биограф жизни и творчества Николая Константиновича Рериха Павел Фёдорович Беликов писал: «В этих полотнах Рерих мастерски воссоздаёт близкие его сердцу родную природу и древнерусскую архитектуру. На их фоне разворачиваются сцены из жизни русских подвижников. Их бесхитростный труд, их духовная чистота переданы так захватывающе, так искренне, что картины эти и теперь, через десятки лет, не перестают волновать зрителя. Тогда же для американцев они явились откровением. Тоскуя по Родине, Рерих прославлял нравственную силу народа, ту гармонию бытия, которая достигается в слиянии с природой, в мирном труде и человечности». (П.Ф.Беликов, В.П.Князева. Рерих. М., 1973. С. 149)

«Ведь не “сидение на тучах” и не “играние на арфе”, и не “гимны неподвижности”, но упорный и озаренный труд сужден. Не маг, не учитель под деревом, не складки хитона, но рабочая одежда истинного подвига жизни приведет к вратам прекрасным. Приведет в полной находчивости и непобедимости». (Николай Рерих, «Пути благословения». 8 мая 1924. Talai Pho-brang)


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: Серия картин Н.К. Рериха «Sancta (Санкта)»
СообщениеДобавлено: 15 дек 2011, 14:26 
Не в сети

Зарегистрирован: 03 дек 2009, 21:55
Сообщений: 5963
Cпасибо сказано: 1057
Спасибо получено:
1848 раз в 1215 сообщениях
Вероника писал(а):
В 2001 году три картины: «И мы открываем врата», «И мы видим», «И мы несем свет», были приобретены Международным Центром-Музеем имени Н. К. Рериха (г. Москва) у Дональда Боллинга, распродающего собрание своего отца. Чуть позже к ним присоединились картины «И мы трудимся» и «И мы не боимся». После реставрации эти полотна из серии «Sancta» заняли почетное место в постоянной экспозиции МЦР.

Музей имени Н.К. Рериха » Экспозиция » Русский зал (http://www.icr.su/rus/museum/layout/rus/03.php)

"(...) «И Мы приносим Свет», «И Мы открываем врата», «И Мы трудимся», «И Мы видим» – словно единая мелодия объединяет картины из серии «Санкта» («Святые»). Эта серия была создана художником в 1922 году, когда он с семьей жил в Америке. Когда человек устремляется к Свету, утверждал Н.К. Рерих, понятие «я» заменяется понятием «Мы».

В этих полотнах – особая музыка, в них – душа русской земли и неотделимая от нее душа человека. Любовь к небу и «поцелуй земле» вмещают в себя сердца мудрых тихих иноков.

В густых сумерках из ворот монастырской обители выходят вереницею старцы, осторожно неся в ладонях зажженные огоньки. «Свет один, так же как и тьма одна, и при внесении Света, тьма рассеивается», – писал Н.К. Рерих.

Навстречу утреннему солнечному сиянию открывает монах врата монастыря, и светлый храм возникает среди голубых просторов. И словно звучит в пространстве картины голос художника: «Путники, сумейте отдать, чтобы получить; чтобы получить право на вход в храм».


Золотой вечерний свет заливает округлые холмы, гладь озерной воды, деревянные стены и башни обители. Согбенные фигуры старцев с коромыслами на плечах спускаются к озеру. Любовь к небу, к Высшему неотделима от верности земле, от каждодневного духовного и физического труда на земле.

Невиданная картина открылась подвижнику: в небе над городом ангелы развернули огромное полотнище с Ликом Спаса Нерукотворного. В молитве склонил голову перед чудесным знамением мудрый старец. «Глазами сердца видим Бытие», – часто вспоминал Н.К. Рерих слова Оригена, одного из ранних отцов церкви.

Написанные в Америке полотна из серии «Санкта» несли в себе весть о России, о том, что превыше всех богатств в мире – Дух и творчество, Культура.

«<…> сила народная заключается в его духовной мощи, которая крепнет из источников живой воды, – говорил художник. – Помните народную мудрость-сказку: источник мертвой воды, то есть все, что для тела, связал, соединил члены разрубленного тела, но оживить тело можно было лишь из источника живой воды. Те священные источники должны быть открыты для исцеления мира».

«Искусство и Знание – это краеугольные камни духовной культуры». «Путь культуры и красоты – это путь неизменно важный для будущего <…>». «<…> пора русскому образованному человеку узнать и полюбить Русь», – призывает Рерих в начале XX века.

ВИРТУАЛЬНЫЙ ТУР: http://lib.icr.su/rmf/flash_tour/russian.html

Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: Серия картин Н.К. Рериха «Sancta (Санкта)»
СообщениеДобавлено: 15 дек 2011, 15:43 
Не в сети
АКТИВНЫЙ УЧАСТНИК
АКТИВНЫЙ УЧАСТНИК
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 окт 2010, 04:23
Сообщений: 3602
Cпасибо сказано: 2358
Спасибо получено:
2659 раз в 1396 сообщениях
Вероника писал(а):
Чуть позже к ним присоединились картины «И мы трудимся» и «И мы не боимся». После реставрации эти полотна из серии «Sancta» заняли почетное место в постоянной экспозиции МЦР.
Спасибо, Елена, за предоставленную возможность виртуально посетить Русский зал в Музее им. Н.К. Рериха, т.к. почти не бываю ни на каких сайтах и мало знаю о том, что там интересного.

Но! :confusion-shrug: В Русском зале я не увидела картины "И мы не убоимся". о_О

Сам Русский зал очень понравился!!! :thumbup:

_________________
"Кто мучается земными вопросами, тот ответа о Небесном не получит"


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: Серия картин Н.К. Рериха «Sancta (Санкта)»
СообщениеДобавлено: 15 дек 2011, 16:57 
Не в сети

Зарегистрирован: 03 дек 2009, 21:55
Сообщений: 5963
Cпасибо сказано: 1057
Спасибо получено:
1848 раз в 1215 сообщениях
Svetlana писал(а):
Вероника писал(а):
Чуть позже к ним присоединились картины «И мы трудимся» и «И мы не боимся». После реставрации эти полотна из серии «Sancta» заняли почетное место в постоянной экспозиции МЦР.
В Русском зале я не увидела картины "И мы не убоимся".
Тоже обратила внимание на это. Возможно, что картину "И мы не убоимся" в этом зале повесили после того, как был создан Виртуальный тур.

Пока у меня такая информация об этой картине:

1. С сайта: http://www.tanais.info/art/pic/roerich6.html
    Николай Рерих. И мы не боимся (И не убоимся).
    1922. Холст, темпера. 70,3 х 100,4.
    Музей имени Н.К. Рериха, МЦР, Москва, Россия.
    Из серии Санкта.

2. С сайта: http://gallery.facets.ru/show.php?id=364&info

    Атрибуты картины
    Название - И не убоимся (И Мы не боимся)
    Год - 1922
    Где находится - Частная коллекция. Россия
    Материал, размеры- Холст, темпера. 72.5 x 102 см.
    Источник - Источник информации о Картине: Бендюрин В. Каталог картин Н.К.Рериха (http://www.roerich-encyclopedia.nm.ru/5-0-kartiny.html)

Попробую обратиться за разъяснениями на этот сайт.
Не может же картина из Русского зала снова попасть в частную коллекцию.


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: Серия картин Н.К. Рериха «Sancta (Санкта)»
СообщениеДобавлено: 16 дек 2011, 14:56 
Не в сети

Зарегистрирован: 03 дек 2009, 21:55
Сообщений: 5963
Cпасибо сказано: 1057
Спасибо получено:
1848 раз в 1215 сообщениях

--- вы должны быть зарегистрированным пользователем, чтобы прочитать это содержимое ---


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
За это сообщение пользователю Елена "Спасибо" сказали:
Андрей П.
 Заголовок сообщения: Re: Серия картин Н.К. Рериха «Sancta (Санкта)»
СообщениеДобавлено: 23 июн 2014, 08:28 
Не в сети
Совет Форума
Совет Форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 25 июн 2010, 18:37
Сообщений: 5976
Cпасибо сказано: 2708
Спасибо получено:
3906 раз в 2340 сообщениях
Елена писал(а):
Николай Рерих. И мы не боимся (И не убоимся). Из серии Санкта.
1922. Холст, темпера. 70,3 х 100,4. Музей имени Н.К. Рериха, МЦР, Москва, Россия.
Видимо вкралась ошибка, т.к. на сайте "Галерея картин Николая и Святослава Рерихов" такая информация (ссылка):
    Картина продана 19.10.2001 на аукционе Christie's New York. Наиболее часто встречается название "И мы не боимся".
    Название "И не убоимся" взято из авторского списка картин Н.К. Рериха за 1917-1924 годы из архива Музея Николая Рериха (Нью-Йорк)
    В 2014 году Картина продана в частный фонд АRT RUSSE (Россия)

Есть в интернете новость такого характера.

Фонд ART RUSSE выкупил из частной коллекции
картину Николая Рериха «И не убоимся» (1922 г.) из серии Sancta


Об этом сообщили «Молоту» в пресс-службе фонда. Серия Sancta («Священная») состоит из шести картин. Эту сюиту Н.К. Рерих создал в течение одного года во время своего пребывания в Америке. Вся она посвящена одной теме — Руси Великой.

На картине изображены двое монахов в длинных темных рясах с капюшонами, их лица едва различимы. Внимание привлекает стоящий рядом с ними большой медведь. На заднем плане запечатлены покрытые снегом холмы и гора. В полотне проявился уникальный талант художника, который использует цвет для создания атмосферы и симметричной композиции. Вершина горы, выполненная в бледно-лиловой гамме, резко контрастирует с тенями у подножья, создающими ощущение надвигающейся опасности. Хотя от всего пейзажа так и веет угрозой, фигуры монахов излучают безмятежность и спокойствие.

Картина входит в серию из 6 полотен. Название каждого из них начинается словом «И…», которое устанавливает между картинами сюжетную связь. Работа «И не убоимся» выставлялась в Музее Рериха в Нью-Йорке (1930 г.), г. Гранд Хевен (штат Мичиган, США), а также в Музее Монмартра в рамках выставки «Русские художники на Монмартре», 2003 г.

Фонд ART RUSSE, возглавляемый предпринимателем и филантропом Андреем Филатовым, был основан в 2012 г. под названием «Арт-фонд семьи Филатовых». Фонд систематически приобретал произведения искусства, созданные с 1917 по 1991 г., что вскоре позволило ему стать своеобразной точкой отсчета для изучения данного художественного периода. Помимо коллекционирования работ эпохи социалистического реализма, задачи фонда включают информирование международной общественности об этом направлении в искусстве путем организации выставок, предоставления работ для экспонирования российским и зарубежным музеям и галереям, а также издания книг и каталогов, посвященных важнейшим художникам и работам.


Дополнительная информация

Николай Константинович Рерих (1874—1947) родился в Санкт-Петербурге в состоятельной семье. Окончил юридический факультет Петербургского университета и Императорскую Академию художеств. В круг его главных интересов входили, помимо прочего, живопись, литература, философия и археология. С 1906 по 1917 г. Рерих был директором Школы Императорского общества поощрения художеств. Наибольшую славу в России ему принесли декорации к балетам «Русских сезонов» Дягилева в Париже, а также картины о русской истории. В 1904 г. Рерих написал свое первое полотно на религиозную тематику; впоследствии он и его жена занимались углубленным изучением других религиозных культур, главным образом — восточных практик. В начале 1918 г., после Октябрьской революции, Рерих и его семья эмигрировали в Финляндию, после чего переехали в Лондон, а впоследствии — в США.

Рерих много путешествовал и жил в разных странах мира, в том числе в Индии. Был неоднократно номинирован на Нобелевскую премию мира (в 1929, 1932 и 1935 гг.). В апреле 1935 г. США и большинство стран Панамериканского союза подписали и утвердили т.н. «Пакт Рериха». Этот документ увенчал многолетний труд Рериха по созданию плана охраны культурных ценностей.

Серия Sancta («Священная)

Крупнейший знаток и биограф жизни и творчества Николая Константиновича Рериха Павел Фёдорович Беликов писал: «В этих полотнах Рерих мастерски воссоздаёт близкие его сердцу родную природу и древнерусскую архитектуру. На их фоне разворачиваются сцены из жизни русских подвижников. Их бесхитростный труд, их духовная чистота переданы так захватывающе, так искренне, что картины эти и теперь, через десятки лет, не перестают волновать зрителя. Тогда же для американцев они явились откровением. Тоскуя по Родине, Рерих прославлял нравственную силу народа, ту гармонию бытия, которая достигается в слиянии с природой, в мирном труде и человечности». Кроме приобретенной фондом ART RUSSE, в серию входит еще пять картин «И Мы видим», «И Мы приносим Свет», «И Мы открываем врата», «И Мы продолжаем лов», «И Мы трудимся», четыре из которых находятся в Центре-музее имени Н.К.Рериха в Москве.

16.06.2014


Источник


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: Серия картин Н.К. Рериха «Sancta (Санкта)»
СообщениеДобавлено: 10 апр 2023, 20:04 
Не в сети
Совет Форума
Совет Форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 25 июн 2010, 18:37
Сообщений: 5976
Cпасибо сказано: 2708
Спасибо получено:
3906 раз в 2340 сообщениях
Вот и эта тема получила продолжение, а ведь была открыта более 10 лет назад! :D

СЕРИЯ КАРТИН Н.К. РЕРИХА «САНКТА»:
ГАРМОНИЯ ЗЕМНОГО И НЕБЕСНОГО


К столетию создания (1922 – 2022)


Автор: Башкова Наталья
Журнал "Восход": № 3 (347), Март, 2023

Картины серии «Санкта»1 («Sancta» — лат. «Святые») принадлежат к зрелому периоду творчества великого художника и мыслителя Н.К. Рериха (1874 – 1947). Когда мастер создавал эти полотна в 1922 году, ему было 48 лет. Они были написаны в Америке, уже за пределами России, которую Николай Константинович покинул в мае 1917 года. В этом цикле ярко проявилась его любовь к Родине, её богатой культуре и истории.

Шесть красивейших полотен серии «Санкта» глубоко символичны. В них во всей полноте выразился синтез композиционного мастерства, новаторского колорита, насыщенной философской мысли и утончённых чувств художника. Эта серия занимает особое место в его наследии. Знаменательно, что она, как подчёркивала супруга мастера Елена Ивановна Рерих, является любимой серией Духовного Учителя2, которого всю жизнь искренне почитали Рерихи. Под Его непосредственным влиянием и в близком сотрудничестве с Ним создавались Учение Живой Этики, литературные, публицистические, живописные и другие творческие труды членов этой выдающейся семьи. Всегда следует помнить о том, что искусство Николая Константиновича Рериха пронизано гуманистическими идеями Живой Этики.

Герои серии «Санкта» — русские монахи. Сам художник предпочитал другое определение — подвижники духа, подчёркивая как высочайшую ценность их самоотверженное искание Высшего Мира и внесение Его света в земную жизнь (а не уход от неё). Именно в образах подвижников Николай Константинович нашёл наиболее яркое, синтетичное воплощение тех лучших сущностных черт, которые он любил и всегда выделял в русской культуре, в стремлениях её творцов. Он утверждает духовно-нравственный идеал русского человека и священное предназначение России как духовного оплота человечества.

Изображение_Изображение

Изображение_Изображение

Изображение_Изображение

Об этом цикле рериховеды П.Ф. Беликов и В.П. Князева писали: «В этих полотнах Рерих мастерски воссоздаёт близкие его сердцу родную природу и древнерусскую архитектуру. На их фоне разворачиваются сцены из жизни русских подвижников. Их бесхитростный труд, их духовная чистота переданы так захватывающе, так искренне, что картины эти и теперь, через десятки лет, не перестают волновать зрителя. Тогда же для американцев они явились откровением. Тоскуя по Родине, Рерих прославлял нравственную силу народа, ту гармонию бытия, которая достигается в слиянии с природой, в мирном труде и человечности»3.

Постараемся дать целостную интерпретацию всех полотен этой серии, исходя из мировоззрения семьи Рерихов и Учения Живой Этики. Вероятно, у художника была своя концепция этого цикла, однако никаких описаний или пояснений он не оставил. Нами избрана последовательность картин, немного отличная от указанной в авторском списке4, но, поскольку наш анализ построен в русле его мировоззрения, мы считаем её вполне допустимой и творчески обоснованной. Предложенная последовательность раскрывает дополнительные смыслы и взаимосвязь полотен.


____________________

1. «Sancta». В статье используется транслитерированное название серии.
2. Рерих Е.И. Письма. Т. 9. М., 2009. С. 33 (21.04.1951).
3. Беликов П.Ф., Князева В.П. Рерих. Новосибирск, 2009. С. 226.

Продолжение следует


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: Серия картин Н.К. Рериха «Sancta (Санкта)»
СообщениеДобавлено: 11 апр 2023, 08:25 
Не в сети
Совет Форума
Совет Форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 25 июн 2010, 18:37
Сообщений: 5976
Cпасибо сказано: 2708
Спасибо получено:
3906 раз в 2340 сообщениях
«И мы открываем врата». Художник погружает зрителя в дорогой его сердцу мир Древней Руси, её природных и архитектурных пейзажей. На картине мы видим, как ранним утром монах открывает ворота монастыря. Неожиданно в арочном проёме за высокими тёмными стенами разворачивается красивейшая панорама: бесконечно далёкий горизонт, залитые первыми лучами солнца пологие русские холмы, и на одном из них — небольшая часовня. Это буквальное прочтение образов картины, однако перед нами произведение глубокого мыслителя, поэтому необходимо обратиться к его внутреннему содержанию.

Изображение

Духовную идею этого полотна можно выразить следующим образом. Ни человек, ни группа людей, ни какой-либо народ или даже страна не могут развиваться, отгородившись толстыми стенами и обособившись от остального мира. Люди не должны закрываться от жизни и прятаться от её быстро­текущего потока за высокими оградами. Общество и порождаемая им культура могут существовать только как открытая система, органично взаимодействующая со всем миром. Так и каждый человек призван не отрешаться от общей жизни, но активно соучаствовать в ней. «И мы открываем врата» — то есть мы открыты миру, видим и принимаем его разнообразие, готовы к сотрудничеству и дружественному объединению с другими людьми. Мы готовы поделиться с ними тем лучшим, что накопили в уединении познания и творчества: своими знаниями, умениями и опытом. Мы собирали эти духовные богатства для того, чтобы отдать их во благо миру и людям. Иначе, не применённые, они окажутся бесполезны. Открытие врат духа означает начало нового этапа бесконечного развития и свободного устремления человека «туда, где живёт вечная красота и где мысль творит будущую счастливую жизнь»5.

На картине мы видим изображение Богоматери «Знамение» над вратами монастыря, по обеим сторонам от них — предстоящих ей святых (слева с книгой в руке — св. Николай Чудотворец). Они благословляют и вдохновляют каждого путника жизни.

На фоне бескрайних русских холмов, образующих горизонтальную ось пространства, образ часовни задаёт ещё одно, «вертикальное» — духовное направление для понимания замысла картины. Не случайно в очерке Н.К. Рериха «Неотпитая чаша» (которая выступает символом самой Руси) храмы вдоль проезжих дорог предстают «путевыми знаками»6. Прекрасное будущее, открывающееся перед нами зовущими далями, где найдут воплощение все наши чаяния и надежды, неразрывно соединяет земной мир и Высший — и светлое строительство в одном немыслимо без обращённости к другому. Так созидание Новой Эпохи в истории человечества неизбежно предполагает духовно-нравственное преображение самого человека, её творца, для того чтобы он смог возвысить сознание и стать достойным звеном связи двух миров.

В символе часовни, образца древнерусского зодчества, сливаются прошлое и будущее России. Языком прошлого Н.К. Рерих устремляет нас к грядущей жизни, построенной на основах высокой нравственности, мира, справедливости, Общего Блага, единения народов в Красоте и Свете, гармонии с природой, любви к Высшему. Часовня как символ будущей Новой Страны — Россазии7 встречается на многих полотнах художника-мыслителя8.

В Живой Этике отмечается: «Сущие храмы создать надо на счастливой, чистой почве в России, в жизни вашей. Настойчиво откройте Врата ищущим сердцам»9; «Указать нужно, что миллионы людей ждут открытия врат»10; «Свет пронижет тьму — Свидетельствую. У Духовного Мира открыты Врата»11. В книге «Сердце» звучит наставление и призыв: «Не мысля о Высших Мирах, разве возможно выглянуть в окно тесного дома? И сердце поведёт путём Христовым, как к ступени Преображения. Так откроем двери дома тесного. Каждое единение сознания уже есть открытие двери»12.

Мотив открытия врат сердца и духа характерен и для публицистики Николая Константиновича. Так, в очерке «Открытые врата», вошедшем в сборник «Врата в Будущее», он отмечал: «Конечно, будущее в своей беспредельности окрыляет и вдохновляет. И вообще, разве можно не любить будущее? Разве прошлое не является чудесными вратами к тому же будущему достижению? (...) Никто и ничто не может лишить человека в устремлении к светлому будущему, к открытым вратам Света»13.

Образы картины Н.К. Рериха вдохновляют его последователей на создание прекрасных поэтических произведений.


    «И Мы открываем врата»
    Туда, где царит Красота
    Грядущего нового века;
    Завещанный Храм там стоит,
    Дом Духа,
    ______________ и благовестит
    О новой судьбе человека.

    (Н.Д. Спирина)14


    ______________________
    4. Мы не знаем всех мотивов, которыми руководствовался художник при составлении большого авторского списка своих картин, созданных за многие годы. Возможно, он зафиксировал картины в соответствии с их живописным воплощением или разработкой начального замысла серии.
    5. Рерих Н.К. Друг человечества // Листы дневника. Т. 2. М., 1995. С. 189.
    6. Рерих Н.К. Неотпитая чаша // Избранное. Новосибирск, 2021. С. 96.
    7. Россазия — «это имя державы, данное России от Сергия [Радонежского]» (Рерих Е.И. Письма. Т. 1. М., 2011. С. 130 (7.07.1930)).
    8. Часовня, как правило, стоит на холме или изображена на фоне русской холмистой долины. На ряде картин она вместе с другими строениями окружена городской стеной. Образ древнерусского города мог возникнуть в творчестве художника под влиянием русских летописей и иконописи, изучавшихся им. Одни из первых древнерусских «городков» появились в живописи Н.К. Рериха в 1901 – 1902 годах («Город. Утро» (1901), «Городок» (1902), «Городок зимой» (1902)) и кульминировали уже как символ будущей России в таких полотнах, как «Святой Сергий Радонежский» (1932), «Странник Светлого Града» (1933), «Terra Slavonica. Земля Славянская» (1943).
    9. Листы Сада Мории. Зов. 31.03.1921.
    10. Листы Сада Мории. Озарение. 3 – IV – 6.
    11. Листы Сада Мории. Зов. 26.06.1921.
    12. Сердце. 333.
    13. Рерих Н.К. Открытые врата // Врата в Будущее. Рига, 1991. С. 189 – 190, 192.
    14. Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 3. Новосибирск, 2009. С. 249.

    Продолжение следует


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 26 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB