ЖИВАЯ ЭТИКА (АГНИ ЙОГА). Форум «ФЕНИКС»

СЕРДЦЕ БУДЕТ ЧАСАМИ ВЕРНЫМИ, КОГДА ПРИЗОВЕТ К МЫСЛИ О ВСЕХ. НЕ НУЖНО УТОМИТЕЛЬНЫХ МЕДИТАЦИЙ, МЫСЛЬ О МИРЕ КРАТКА, И ОТРЕШЕНИЕ ОТ СЕБЯ В НЕЙ ТАК ПРОСТО ОТРАЖАЕТСЯ. ПУСТЬ БУДЕТ МИРУ ХОРОШО!
Текущее время: 06 дек 2019, 17:02

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 21 ]  На страницу 1, 2, 3  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Н. Рерих. Сюита "МАЙТРЕЙЯ"
СообщениеДобавлено: 23 мар 2010, 18:25 
Не в сети
Друзья форума
Друзья форума

Зарегистрирован: 01 дек 2009, 21:55
Сообщений: 853
Cпасибо сказано: 0
Спасибо получено:
62 раз в 53 сообщениях
СЮИТА "МАЙТРЕЙЯ"

Живописная серия «Майтрейя (Красный всадник)» написана в 1925-1926 гг. в Западном Китае во время Центрально-Азиатской экспедиции 1923-1928 гг., предпринятой Николаем Константиновичем Рерихом, его женой Еленой Ивановной и их старшим сыном-востоковедом Юрием Николаевичем по маршруту: Индия, Китай, Алтай, Монголия, Тибет, Индия - с целью изучения «тайн философии и культуры безмерного материка».

В городе Хотане, древнем оазисе, крупнейшем торговом центре Шелкового пути, соединявшем некогда Китай с Западным миром, путешественники были задержаны местными властями без всякого повода и объяснения причин. Потянулись четыре долгих и томительных месяца непредвиденной задержки, унизительных обысков, слежки и оскорбительных запретов, лишавших возможности вести экспедиционную работу. Однако эта атмосфера «несказанного безобразия» и «мрачного средневековья» не помешала художнику создать одну из лучших его живописных «сюит», которая повествует о сокровеннейшем для народов Азии понятии, о Майтрейе, символизирующем приближение Новой Эры справедливости и добра, века мировой Общины.

Замысел серии возник у Рериха еще на пути в Хотан. На стоянках, горных тропах и перевалах члены экспедиции часто слышали легенды о Владыке Майтрейе — Будде грядущего, о Заповедной стране счастья Шамбале, укрытой за отрогами Гималаев, о Махатмах — духовных Учителях Востока, далеко опередивших по своему сознанию человечество и направляющих его эволюцию; встречали символы и знаки, сопровождающие эти священные для народов «Срединной Азии» понятия... Яркие впечатления от увиденного и услышанного во время путешествия складывались в воображении художника в сюжеты и образы будущих картин.

В октябре 1925 года Н. Рерих пишет в экспедиционном дневнике:
«Задумана серия картин "Майтрейя"». И спустя месяц: «Серия "Майтрейя" сложилась из семи частей:

1. Шамбала идет.
2. Конь счастья.
3. Твердыня стен.
4. Знамя грядущего.
5. Мощь пещер.
6. Шепоты пустыни.
7. Майтрейя Победитель»
.

Возможно, что непосредственным побудительным импульсом для создания полотен явилась старинная тибетская танка «Красный Всадник», подаренная Рерихам в Ладаке в 1925 году и вероятно поэтому художник именовал так впоследствии и всю серию. Сюжет танки почти полностью, за исключением деталей, лег в основу первой картины серии «Шамбала идет», местонахождение которой ныне неизвестно. Однако представление о ней может дать картина «Великий Всадник» с тем же сюжетом, написанная и подаренная Монгольскому правительству в 1927 году.


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: Н. Рерих. Сюита "МАЙТРЕЙЯ"
СообщениеДобавлено: 23 мар 2010, 18:36 
Не в сети
Друзья форума
Друзья форума

Зарегистрирован: 01 дек 2009, 21:55
Сообщений: 853
Cпасибо сказано: 0
Спасибо получено:
62 раз в 53 сообщениях
СЮИТА "МАЙТРЕЙЯ" (продолжение)

Серия «Майтрейя» объединяет прошлое, настоящее и будущее народов Центральной Азии, являя удивительный сплав реальности и мифа. В конкретные пейзажные мотивы своеобразной тибетской природы, в жанровые сцены органично вплетена мифологическая канва: образы и знамения, связанные с мифами и легендами Востока о Заповедной Шамбале, Обители Учителей высшего знания, и о Будде грядущего - Майтрейе. Эти древние сказания Рерих связывает с «идеями о новой эре, вооруженной мощными силами космических энергий». Каждую картину можно сопроводить выдержками из путевого дневника художника, придающими изображенному особую жизненную убедительность.

Так, на окраине Ле внимание Рериха привлекли древние ступы с изображением коня счастья - Эрдени Мори, несущего Сокровище Мира - волшебный камень Чинтамани, исполняющий все желания. Всюду, где появляется этот конь, он приносит людям счастье и благоденствие, - гласит монгольское предание. «Издавна ходит Эрдени Мори и светит его Сокровище. На восходе и на закате солнца затихает все, значит где-то проходит великий конь белый...». Этот великий символ Майтрейи лег в основу сюжета картины «Конь счастья».

В Ладаке поражали и будили воображение горные монастыри, органично слитые с окружающей природой. Один из них — Ламаюру, совершенно исключительный «по своей сказочности», Рерих запечатлел в картине «Твердыня стен (Монастырь Бон-пo)». «Те, кто строил Ламаюру..., знали, что такое истинная красота и бесстрашие», — записывает в своем дневнике художник.
И тут же замечает: «Поразительно! В Ламаюре, в этой твердыне... бон-пo, в ряду прочих изображений стоит большое изображение Майтрейи. Поставлено около 200 лет назад. Даже сюда проникло это знание... Есть величие в этом почитании будущего».

У перевала Санджу, в песчаниковой горе, были встречены пещеры в несколько этажей, тропинки к которым совершенно выветрились и чьи входы остались высоко отрезанными, как орлиные гнезда. Эти остатки буддизма оживляли в памяти рассказы о высеченных в скалах древних пещерных храмах, где в сосредоточенном уединении медитировали и молились «во имя будущего» ламы-отшельники («Мощь пещер»).


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: Н. Рерих. Сюита "МАЙТРЕЙЯ"
СообщениеДобавлено: 23 мар 2010, 18:38 
Не в сети
Друзья форума
Друзья форума

Зарегистрирован: 01 дек 2009, 21:55
Сообщений: 853
Cпасибо сказано: 0
Спасибо получено:
62 раз в 53 сообщениях
СЮИТА "МАЙТРЕЙЯ" (продолжение)

Нередко путешественники становились свидетелями (а порой и участниками) сцен, когда после долгих и опасных переходов караванщики у костров-«светляков» вели тихие ночные беседы о сокровенном: о Майтрейе, о Шамбале и ее Владыке Ригден-Джапо («Шепоты пустыни»), или вечером у подножия лиловых гор среди янтарных песков слушали рассказы ламы о Великом Владыке, изображенном на красочной танке, помещенной на камне («Знамя грядущего»). «В молчании пустыни рассказывается священная история о победе света», — заключал художник описание увиденного.

Напряженное ожидание чуда — прихода Будды грядущего получает фантастическое разрешение в заключительной картине серии «Майтрейя Победитель»: над вершинами гор в огненном небе мчится на коне Благословенный Владыка Шамбалы — Ригден-Джапо, ведя свое воинство на последнюю битву с силами тьмы. Так распространенная по бескрайним просторам Азии легенда о Новой Эре обретает зримое реальное воплощение.

Сложный философский замысел серии определил особенности изобразительной манеры художника. Значительную роль в ней играет колорит. Построенный на контрастах холодных (сине-фиолетовых) и теплых (золотисто-коричневых) тонов, он передает суровую красоту и величие горного мира. Эта насыщенная цветовая гамма в сочетании с динамикой рисунка рождает состояние торжественности и вместе с тем скрытой напряженности.

В 1925 г. в Хотане была написана и картина «Красные кони», примыкающая к серии «Майтрейя» по своему образно-стилистическому строю. Сюжетом для нее послужил старинный буддийский обряд, впервые увиденный путешественниками в Ладаке.

Завершив первый этап экспедиции, Рерихи пересекли границы новой России и 13 июня 1926 года прибыли в Москву. Выполняя Высокое Поручение, художник передал Советскому правительству Послание Махатм, ларец со священной землей «на могилу В.И. Ленина», а от себя — ряд картин, написанных во время путешествия, и прежде всего серию «Майтрейя». Акт передачи «Майтрейи» стране, провозгласившей своей целью построение общества социальной справедливости, имел глубокое символическое значение.

В конце лета, получив экспедиционные паспорта, Рерихи выехали на Алтай, затем отправились в Монголию и оттуда караванными тропами через Трансгималаи в Сикким (Индия) — конечный пункт путешествия.

Оставленная в Москве для передачи в Государственную Третьяковскую галерею, серия «Майтрейя» была подарена А.М. Горькому, а с 1936 года, согласно завещанию писателя, она находится в собрании Горьковского (ныне Нижегородского) художественного музея.

Ирина Кузнецова


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: Н. Рерих. Сюита "МАЙТРЕЙЯ"
СообщениеДобавлено: 23 мар 2010, 19:14 
Не в сети
Друзья форума
Друзья форума

Зарегистрирован: 01 дек 2009, 21:55
Сообщений: 853
Cпасибо сказано: 0
Спасибо получено:
62 раз в 53 сообщениях
Н. К. Рерих. Шамбала идёт

Изображение
Атрибуты картины
Название - Шамбала идёт
Год - 1926 г. или конец 1925 г.
Холст, размеры - Темпера
Примечание - Черно белое изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: Н. Рерих. Сюита "МАЙТРЕЙЯ"
СообщениеДобавлено: 23 мар 2010, 19:27 
Не в сети
Друзья форума
Друзья форума

Зарегистрирован: 01 дек 2009, 21:55
Сообщений: 853
Cпасибо сказано: 0
Спасибо получено:
62 раз в 53 сообщениях
Н. К. Рерих. Конь счастья

Изображение
Атрибуты картины

Название - Конь счастья
Год - 1925-1926 гг.
Где находится - Нижегородский государственный художественный музей. Россия
Холст, размеры - Холст, темпера. 72.2 x 100.8 см.
Источник - Источник информации о Картине: Бендюрин В. Каталог картин Н.К.Рериха [/size]


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: Н. Рерих. Сюита "МАЙТРЕЙЯ"
СообщениеДобавлено: 23 мар 2010, 19:36 
Не в сети
Друзья форума
Друзья форума

Зарегистрирован: 01 дек 2009, 21:55
Сообщений: 853
Cпасибо сказано: 0
Спасибо получено:
62 раз в 53 сообщениях
ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ "КОНЬ СЧАСТЬЯ"

И.Н. КУЗНЕЦОВА. Провозвестие. Серия «Майтрейя (Красный всадник)»
(Князева В.П. Кузнецова И.Н. Маточкин Е.П. Рерих: Пророчества., г.Самара : 000 «Издательский дом «Агни», - 2004г. )

Так, изысканная по колориту картина «Конь счастья», открывающая серию, изображает скорее всего окраину Леха – столицы горного королевства ладакхх. «Лех – место замечательное, – писал Николай Константинович. – Здесь предание соединило пути Будды и Христа. Будда шел через Лех на север. Исса беседовал здесь с народом по пути из Тибета. Тайно и тщательно хранимые предания» (1). Не исключено, что именно в Лехе окончательно определился замысел серии «Майтрейя».

Раздумья о духовном пути и жизненном подвиге Христа и Будды переплелись в сознании художника с восточными сказаниями о неизбежном приходе Владыки Грядущего – Майтрейи. В знаменитом Королевском дворце, где жили Рерихи, Майтрейе был отведен отдельный храм. Его украшало гигантское изображение Владыки, а также росписи камня Чинтамани. Самый древний храм в Лехе был также посвящен грядущему Будде.

В монастыре Хеми, расположенном в окрестностях Леха, хранился старинный тибетский перевод с манускрипта об Иссе. Сам же монастырь основал большой лама, оставивший книгу о Шамбале... Наконец, в последний день пребывания Рерихов в ладакххе им принесли замечательную танку «Красный всадник», явившуюся завершающим звеном в цепи сложного творческого замысла, словно подтверждая убеждение мастера в том, что «решительные сообщения приходят в последний час».

Плотным корпусным мазком «лепит» художник древние ступы-субурганы. Они переданы столь объемно, фактурно и убедительно, что кажется, стоит приложить ладонь – и ощутишь нагретую солнцем шершавую поверхность камня. Раскаленные зыбучие пески затрудняют движение женщин с тяжелыми корзинами за спиной. Вдали, у подножия розовато-сиреневых гор под бледно-голубым, выцветшим от зноя небом раскинулся южный город, погруженный в дремотную тишину...

И всё же главный герой картины – запечатленный на ступе Красный конь счастья с огненной ношей на спине – волшебным камнем Чинтамани (одним из символов Майтрейи). «Сердце помнит, – пишет художник, – как от великой Шамбалы, от священных горных высот в сужденный час сойдет конь одинокий и на седле его, вместо всадника, будет сиять сокровище мира: Норбу Римпоче – Чинтамани – Чудесный камень, мира спаситель» .

Так в канву конкретного пейзажного мотива органично вплетается мифологический сюжет. Рельеф с изображением сказочного Коня счастья и реальные женские фигуры даны на одном пространственном плане, более того, Красный конь доминирует, являясь цветовым, композиционным, а следовательно, и смысловым центром полотна.


1.Рерих Н.К. Алтай – Гималаи. С. 85.


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: Н. Рерих. Сюита "МАЙТРЕЙЯ"
СообщениеДобавлено: 23 мар 2010, 19:38 
Не в сети
Друзья форума
Друзья форума

Зарегистрирован: 01 дек 2009, 21:55
Сообщений: 853
Cпасибо сказано: 0
Спасибо получено:
62 раз в 53 сообщениях
ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ "КОНЬ СЧАСТЬЯ"

В. А. ФИЛИППОВ. Серия Майтрейя

Картина «Конь счастья» из той же серии изображает большое горное поселение, состоящее из множества построек с типичными для Востока плоскими крышами. Видимо, это Хотан — город, где экспедиция Рериха, задержанная враждебно настроенными властями, провела в заточении четыре долгих месяца и где была написана вся серия картин. На переднем плане слева — две древние ступы. На одной из этих громадных буддийских башен видны рельефы с изображением красных «коней счастья». Тонко передано состояние природы. Хотан показан в ранний утренний час. Длинные тени стелятся по земле. Мягким рассеянным светом озарены горы на заднем плане. По-видимому, в строках путевых заметок Рериха дано описание изображенного здесь: «Вокруг Хотана имеется много развалин старых буддийских храмов и ступ. Одна из этих древних ступ окружена сказанием. Указывается, что при наступлении времени Шамбалы от этой ступы будет излучаться таинственный свет. Указывается, что этот свет уже был виден. Много калмыков из Карашара приходят оказать почтение этому месту» .

Рерих ограничивается простой, почти жанровой зарисовкой. Мимо буддийских ступ по склону мирно проходят женщины в тибетских одеждах, несущие поклажу. С вечной жизнью природы неразрывно слиты человек и творения его рук. Жилые постройки заднего плана естественно сочетаются с горными склонами. Кажется, что древние ступы созданы самой природой. Эти знаки прошлого, несущие на себе печать веков, переплелись с повседневным бытом людей. Изысканный колорит картины, построенный на розовато-сиреневатой гамме, отличается необычной цельностью.


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: Н. Рерих. Сюита "МАЙТРЕЙЯ"
СообщениеДобавлено: 24 мар 2010, 01:50 
Не в сети
Друзья форума
Друзья форума

Зарегистрирован: 01 дек 2009, 21:55
Сообщений: 853
Cпасибо сказано: 0
Спасибо получено:
62 раз в 53 сообщениях
Н. К. Рерих. Твердыни стен

Изображение
Атрибуты картины
Название - Твердыни стен
Год - 1926 г. или конец 1925 г.
Где находится - Нижегородский государственный художественный музей. Россия
Холст, размеры - Холст, темпера. 73 x 101.1 см.


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: Н. Рерих. Сюита "МАЙТРЕЙЯ"
СообщениеДобавлено: 24 мар 2010, 01:55 
Не в сети
Друзья форума
Друзья форума

Зарегистрирован: 01 дек 2009, 21:55
Сообщений: 853
Cпасибо сказано: 0
Спасибо получено:
62 раз в 53 сообщениях
ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ "ТВЕРДЫНИ СТЕН"

В. А. ФИЛИППОВ. Серия Майтрейя. «Н.К.Рерих. Жизнь и творчество».
Сборник статей М., «Изобразительное искусство», 1978, 372 с. с ил

"Картина «Твердыни стен» изображает монастырь Бонпо (Бонпо — древняя добуддийская религия), о котором художник писал: «С особым интересом мы подходили к Ламаюре. Этот монастырь считается твердыней Бонпо. Конечно, Бонпо Ламаюры не настоящее. Оно уже значительно слилось с буддизмом. В монастыре имеется и изображение Будды, а также изображение Майтрейи, что — как увидим — совершенно несовместимо с основами черной веры. Но монастырь и его местоположение совершенно исключительны по своей сказочности» .

Время здесь будто остановило свой бег. Мерный ритм окаменевших форм говорит о неторопливости жизни. Причудливо громоздятся горные пласты, то стелющиеся горизонтально, то вдруг вздымающиеся к небу. Творением природы кажется сам монастырь с его стенами, храмами, ступами, скульптурами, этот синтез с окружающей природой характерен для архитектуры Востока. Одинокая фигурка странствующего буддийского монаха приобщена к этому миру тишины и эпического спокойствия.

Четко организованная композиция картины с преобладанием вертикальных и диагонально пересекающихся линий создает впечатление недвижности и покоя и вместе с тем внутренней динамики и напряженности. В колорите преобладают желтовато-коричневые краски. Тонко разработаны сопутствующие основному теплому тону розовато-охристые и нежно-сиреневые рефлексы в тенях.

Могуч и незыблем этот овеянный духом древности горный край. Кажется, тысячелетия не тронули здесь ничего, и само время бессильно изменить вечный облик природы, с которой слились древние сооружения. Каменные твердыни монастыря надежно хранят заветы древних — таков выразительный подтекст пейзажного образа. С особой силой заставляет Рерих звучать в этой картине тему эпической мощи природы, ее неисчерпаемых внутренних сил".


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: Н. Рерих. Сюита "МАЙТРЕЙЯ"
СообщениеДобавлено: 24 мар 2010, 02:01 
Не в сети
Друзья форума
Друзья форума

Зарегистрирован: 01 дек 2009, 21:55
Сообщений: 853
Cпасибо сказано: 0
Спасибо получено:
62 раз в 53 сообщениях
ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ "ТВЕРДЫНИ СТЕН"

* И.Н. КУЗНЕЦОВА. Провозвестие. Серия «Майтрейя (Красный всадник)»
(Князева В.П. Кузнецова И.Н. Маточкин Е.П. Рерих: Пророчества., г.Самара : 000 «Издательский дом «Агни», - 2004г. )

Этот же прием «равноправия» реального и трансцендентного соблюден в следующей картине серии – «Твердыни стен (Монастырь Бон-по)», на которой фигура странствующего ламы-желтошапочника сомасштабна пропорциям высеченного в скале рельефного изображения Майтрейи. Обе они включены в единую временную, географическую и пространственную среду.

Необычайной внутренней силы исполнена отраженная на полотне горная природа. Мощные «развороты» каменных глыб, жесткие вертикали отвесных скал, усиленные торжественными рядами ступ, подготавливают путника к восприятию удивительных сооружений, «взлетевших, как орлы на безводные вершины». Рерих запечатлел один из многочисленных горных монастырей Сиккима и Ладакха. Вероятно, это Ламаюра, считающийся твердыней древней добуддийской религии бон-по. «Конечно, бон-по Ламаюры не настоящее. Оно уже значительно слилось с буддизмом. В монастыре имеется и изображение Будды, а также изображение Майтрейи, что – как увидим – совершенно несовместимо с основами черной веры. Но сам монастырь и его местоположение совершенно исключительны по своей сказочности» (1), – восхищенно замечал в путевом дневнике художник.

Лучи заходящего солнца превращают изображенное в драгоценный бронзовый слиток, в золотисто-коричневой гамме которого трудно определить, где кончается творение природы и начинается сотворчество человека. Строгая чеканность форм восточной архитектуры, органично слитая с естественной суровостью горного ландшафта, подчеркивает величие и незыблемость духовных твердынь Тибета, надежно сокрытых от постороннего взгляда.

От картины к картине «ведет» Н. Рерих зрителя по тропам Срединной Азии, последовательно знакомя с ее древними сказаниями и пророчествами. Если в работе «Конь счастья» художник воспроизводит знаки Шамбалы, в картине «Твердыни стен» – изображение Будды Майтрейи – Владыки Шамбалы, то в полотне «Знамя грядущего» лишь намеком создает ощущение присутствия Заповедной страны.

(1).Рерих Н. Цветы Мории. Пути благословения. Сердце Азии. С. 170.

* В.С.КЕМЕНОВ. Николай Константинович Рерих.
«Н.К.Рерих. Жизнь и творчество».
Сборник статей М., «Изобразительное искусство», 1978, 372 с. с ил

Оба слагаемых — и пейзажи и памятники индийского искусства — Рерих изображает методами реалистической объемно-пространственной живописи, пользуясь всеми ее завоеваниями в области рисунка, колорита, перспективы, светотени, воздушной среды. И вместе с тем он отлично чувствует внутреннюю гармонию между своеобразием природы и самобытностью подсказанных ею произведений искусства.

В картине «Твердыня стен» (1925) архитектурные сооружения — ступы и субурханы как бы вырастают из каменных уступов горы, а рельефное изображение Будды в рост, вырезанное на скале, выглядит сродни стоящему рядом живому путнику.


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 21 ]  На страницу 1, 2, 3  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB