ЖИВАЯ ЭТИКА (АГНИ ЙОГА). Форум «ФЕНИКС»

СЕРДЦЕ БУДЕТ ЧАСАМИ ВЕРНЫМИ, КОГДА ПРИЗОВЕТ К МЫСЛИ О ВСЕХ. НЕ НУЖНО УТОМИТЕЛЬНЫХ МЕДИТАЦИЙ, МЫСЛЬ О МИРЕ КРАТКА, И ОТРЕШЕНИЕ ОТ СЕБЯ В НЕЙ ТАК ПРОСТО ОТРАЖАЕТСЯ. ПУСТЬ БУДЕТ МИРУ ХОРОШО!
Текущее время: 28 мар 2024, 11:07

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 14 ]  На страницу 1, 2  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Значение музыки в творчестве Святослава Рериха
СообщениеДобавлено: 05 сен 2010, 01:26 
Не в сети

Зарегистрирован: 03 дек 2009, 21:55
Сообщений: 5963
Cпасибо сказано: 1057
Спасибо получено:
1848 раз в 1215 сообщениях
ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКИ В ТВОРЧЕСТВЕ СВЯТОСЛАВА РЕРИХА

Автор : Спирина Наталия Дмитриевна
Журнал: № 1 (189), Январь, 2010
Доклад, прочитанный на второй Всесоюзной конференции «Рериховские чтения», Новосибирск, 1979 г.

Смотреть на Прекрасное — значит улучшаться.
Платон


Изображение ___
В творчестве Святослава Рериха и в его выступлениях красной нитью проходит его отношение к прекрасному.

«Я всегда искал красоту. Она меня привлекала. И передавая то красивое, что я видел, я передавал долю радости, которую ощущал, когда видел сам» (1), — говорит С.Н.Рерих.

Красота, по мысли С.Н.Рериха, даёт не только эстетическое наслаждение. Она имеет воспитательное значение, она помогает формированию нового, более совершенного человека и, следовательно, улучшению всей жизни.

«Поистине, стремление к совершенствованию, к прекрасному — это самое целесообразное, самое реальное отношение к жизни. К сожалению, в жизни есть много негативных сторон, но мы никогда не сможем противостоять им, если сердце наше не будет открыто навстречу более совершенному и в сознании нашем не будет представления о прекрасном» (2), — говорит С.Н.Рерих.

В ответ на мои вопросы во время пребывания Святослава Николаевича в Москве, 6 июня 1978 года, он сказал, что для него искусство универсально в своём выражении, оно всё объемлет и всё включает в свою сферу — «все виды искусства взаимосвязаны, и его нельзя разделять определёнными перегородками» (3).

В творчестве С.Н.Рериха музыка играла немаловажную роль, но этот вопрос ещё не исследовался. Интересны, в частности, вопросы влияния среды на творчество художника, его отношение к музыке, западной и восточной, и выражение её через ритм и цвет в его картинах.

«Музыка откроет творчество ваше, напитает сердце ваше и сделает доступным то, что без гармонии звука, может быть, навсегда осталось бы во сне», — писал Николай Рерих в статье «Музыка сфер».

Так же как и его отцу, музыка сопутствовала Святославу Рериху с самого раннего детства, когда он учился играть на фортепиано, слушал свою мать, Елену Ивановну, талантливую пианистку, родственницу Мусоргского. Вся семья часто посещала концерты, где дети приобщались к отечественной и зарубежной музыке.

С.Н.Рерих рассказывал, что в молодости он интересовался балетом. «Балет всегда очень привлекал. И помню, мы сами поставили несколько балетов вместе с одним из друзей; декорации и костюмы писал я сам. Например, в Америке поставили один из современных балетов в начале двадцатых годов на тему, которая потом продолжилась в моём искусстве и в жизни, — борьба Света и Тьмы. Весь балет и был основан на этом. Назывался "Свет и Тьма" и был поставлен в Бостоне. Музыка была написана американским композитором Алеком Штейнертом» (4).


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКИ В ТВОРЧЕСТВЕ СВЯТОСЛАВА РЕРИХА
СообщениеДобавлено: 05 сен 2010, 01:31 
Не в сети

Зарегистрирован: 03 дек 2009, 21:55
Сообщений: 5963
Cпасибо сказано: 1057
Спасибо получено:
1848 раз в 1215 сообщениях
После переезда в Индию Святослав Рерих стал внимательно изучать индийское искусство, в том числе и музыку, что не могло не отразиться и в его творчестве.

Древнее искусство музыки понимается на Востоке как выражение гармонии, единства и взаимопроникновения противоположных начал Вселенной. «Музыка приводит в равновесие пять добродетелей: человечность, справедливость, воспитанность, предусмотрительность и искренность. Обнимая собою всё сущее, она обеспечивает нормальное гармоническое развитие природы и всего живого на Земле» (5).

С.Н.Рерих говорит, что и восточная музыка ему близка, потому что всё искусство Индии близко ему как таковое.

«Она (музыка. — Н.С.) несомненно влияла, может быть, на многие темы моих картин. Серия "Священная флейта" основана на легенде о Кришне и связывает эту легенду с современной жизнью Индии. Эти звуки флейты связывают нас с тем прошлым и являются живым мостом, который переброшен от нашей сегодняшней жизни к далёкой прошлой жизни. Как вы знаете, индийские миниатюры очень часто отражают именно музыкальную эстетику Индии» (6).

Цветовое восприятие музыки весьма специфично для Востока. В представлении слушателей музыкальные тона окрашиваются в определённый цвет. «Восточная музыка представляет своего рода красочную палитру, из которой образуется цветовая гамма, и музыкальное восприятие тесным образом связывается с цветовым» (7).

В картинах Святослава Рериха прослеживаются музыкальные темы, ритмы. Художник делал это, по его словам, целенаправленно и иногда вполне сознательно. «Этим повторением ритма, — говорит он, — я создавал повторные фразы для усиления впечатления».

На вопрос, сопоставляет ли С.Н.Рерих краски и звуки, он ответил: «Я никогда об этом не думаю. Если они даже и ассоциируются, то не потому, что я сознательно их выбираю. Они сами собой ассоциируются. Одно отвечает другому. Цвет и краски, тон — всё связано между собой».

«Ваши краски звучат. Может быть, можно музыку передать в цвете, как это мыслил Скрябин?» — спросила я.

«Но нужно ли это передавать? — ответил Святослав Николаевич. — Тагор говорил, что кто одно искусство хочет выявить другим искусством, тот в искусстве ошибается».

По мысли Святослава Рериха, живопись нельзя заменить музыкой, и наоборот. Каждый вид искусства самоценен и не может быть заменён другим видом искусства, что отнюдь не исключает взаимосвязь между разными видами искусства. Есть изречение: «Архитектура есть застывшая музыка». И, например, музыка Генделя своей величественностью и возвышенной торжественностью ассоциируется с готическими соборами, но заменить их, конечно, не может.


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКИ В ТВОРЧЕСТВЕ СВЯТОСЛАВА РЕРИХА
СообщениеДобавлено: 05 сен 2010, 01:32 
Не в сети

Зарегистрирован: 03 дек 2009, 21:55
Сообщений: 5963
Cпасибо сказано: 1057
Спасибо получено:
1848 раз в 1215 сообщениях
У Святослава Рериха гармония цвета и звука создаётся не нарочито, а выявляется путём интуитивного восприятия окружающих явлений.

«...Миф об Орфее, чаровавшем зверей и всё живущее своею дивною игрою» (8), родственен многим народам и отражён в нашем русском Леле и в мифологическом индийском божестве Кришне.

По мысли С.Н.Рериха, образ Кришны включает идею Орфея. Он говорит о влиянии музыки на всё живое. «Музыка оказывает глубокое влияние на нашу жизнь.
Вы не можете отделить это влияние. Это всё одно общее творческое выражение нашей жизни».


В картине «Священная флейта» (1946) животные, вытянув шеи, как бы пьют музыкальные струи, текущие из флейты Кришны. Звуки образуют вихревые движения, и вся природа подчиняется силе мелодии и ритма. Эта картина исключительна по своей музыкальной структуре, где мелодия показана в своём динамическом развитии.

Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: Значение музыки в творчестве Святослава Рериха
СообщениеДобавлено: 06 сен 2010, 01:58 
Не в сети

Зарегистрирован: 03 дек 2009, 21:55
Сообщений: 5963
Cпасибо сказано: 1057
Спасибо получено:
1848 раз в 1215 сообщениях
В «Священной флейте» (1955) магия звуков флейты пастушка Кришны заворожила не только животных его стада, но и всю затихшую природу. Велика власть красоты музыкального звучания — как бы говорит художник этой картиной.

Изображение


В одноимённой картине 1958 года «пастушок Кришна играет на флейте, к нему подходит буйвол. Яркий контраст создаётся от этого удивительно оранжевого тона дерева. Называется это дерево бугенвиллея. И при ярком солнце получаются бесподобные контрасты» — так говорит об этой картине Святослав Рерих. (9)

Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: Значение музыки в творчестве Святослава Рериха
СообщениеДобавлено: 08 сен 2010, 14:16 
Не в сети

Зарегистрирован: 03 дек 2009, 21:55
Сообщений: 5963
Cпасибо сказано: 1057
Спасибо получено:
1848 раз в 1215 сообщениях
В картине «Зов» (1955) звучит тема влекущей силы музыки, устремляющей к светлым просторам от тёмных и душных джунглей, куда направлялась девушка. Юноша останавливает её мелодией свирели, зовущей в дали прекрасного будущего.

Изображение
С.Н. Рерих. ЗОВ. 1955




Е.П. МАТОЧКИН/ Индия Святослава Рериха. – Самара: Издательский дом «Агни». 2005.- 52с.: ил.
Тоже юг Индии. Картина из серии на темы местной жизни. Пастух играет... и женщина услышала звук этой флейты и остановилась.
Пейзаж из мест, где мы живём на юге Индии. Вы видите эти предгорья, которые переходят в голубые горы.
Дерево баньян. Оно обтекает черные камни, пускает корни от ветвей своих, и получаются самые фантастические узоры.
Декоративные красные листья; облака ещё розовей — они отражают эту красную землю.
Источник


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: Значение музыки в творчестве Святослава Рериха
СообщениеДобавлено: 08 сен 2010, 14:18 
Не в сети

Зарегистрирован: 03 дек 2009, 21:55
Сообщений: 5963
Cпасибо сказано: 1057
Спасибо получено:
1848 раз в 1215 сообщениях
Исключительно интересна в смысле передачи динамики и ритма движения картина «Торопись» (1954).

Вот как говорил об этом произведении сам художник: «Эту картину я рисовал для разрешения проблемы композиции не только в рисунке, но и в цвете. Я очень часто занимался проблемой динамики в картине; меня всегда интересовало то, как тона могут передать движение, что помогает этому. Сопоставление известных теней, тонов, баланс всей композиции» (10).

Изображение

С.Н. Рерих. Торопись. 1954

В этом же плане решена и картина «Наперегонки» (1958).

Изображение

С.Н. Рерих. Наперегонки. 1958


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: Значение музыки в творчестве Святослава Рериха
СообщениеДобавлено: 09 сен 2010, 13:29 
Не в сети

Зарегистрирован: 03 дек 2009, 21:55
Сообщений: 5963
Cпасибо сказано: 1057
Спасибо получено:
1848 раз в 1215 сообщениях
Вот ещё несколько картин, в которых решается проблема движения.

«Надежда» — стремительный полёт.

Изображение

Надежда. 1940-е


«Весть» — ураганом летящие к месту назначения зелёные попугайчики. В Индии они — символ вестей.

Изображение

Весть. 1953

«Я иду одиноко» — поступательный ритм шага старика. Его развевающийся красный плащ помогает почувствовать движение.

Изображение

Я иду одиноко. 1967


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: Значение музыки в творчестве Святослава Рериха
СообщениеДобавлено: 09 сен 2010, 13:30 
Не в сети

Зарегистрирован: 03 дек 2009, 21:55
Сообщений: 5963
Cпасибо сказано: 1057
Спасибо получено:
1848 раз в 1215 сообщениях
«Весна» — в этой картине имеется два вида передачи динамики движения — плавный, певучий, как песня, неторопливый шаг девушки и стремительно быстрый рывок юноши вслед за ней.

Изображение

Весна (1). 1961

«Гадди» — размеренный, осторожный шаг женщины, несущей на голове кувшин с молоком, и тот же темп в шагах идущих за ней коров.

Изображение

Женщина из племени гадди. 1961


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: Значение музыки в творчестве Святослава Рериха
СообщениеДобавлено: 11 сен 2010, 01:27 
Не в сети

Зарегистрирован: 03 дек 2009, 21:55
Сообщений: 5963
Cпасибо сказано: 1057
Спасибо получено:
1848 раз в 1215 сообщениях
«Мои соседи» — так же неторопливо и плавно движется женщина с корзиной на голове.

Изображение

Мои соседи (2) . 1961


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: Значение музыки в творчестве Святослава Рериха
СообщениеДобавлено: 12 сен 2010, 01:17 
Не в сети

Зарегистрирован: 03 дек 2009, 21:55
Сообщений: 5963
Cпасибо сказано: 1057
Спасибо получено:
1848 раз в 1215 сообщениях
«Труд» — музыкальные, изящные движения женских рук, занятых неспешной работой, в чём-то перекликаются с тонкими стволами окружающих пальм.

Изображение

Труд. 1944


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 14 ]  На страницу 1, 2  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB