Марина писал(а):
("Учение Храма", том 1, кн. 1, стр.396).
Приведу статью полностью в другом переводе. Так как мне показалось не вполне понятными некоторые моменты в отрывке.
Цитата:
ЧТО ТАКОЕ ЛЮБОВЬ?
НАСТАВЛЕНИЕ 116
Утверждая, что любовь зависит от уважения, вы совсем не знаете и никогда не сможете узнать, что такое любовь и за счет чего она существует, пока ради любви не склонится ваша собственная голова, а ваша собственная душа не будет втоптана в грязь и осуждена на презрение общества. И до тех пор не понять вам и того, почему мужчины и женщины полагали себя на костер самопрезрения и самоосуждения, совершая проступки, за которые они осудили бы других; проступки и дела, которые – они знали – должны предстать перед судом их собственной души, – и все это ради любви.
Чтобы понять это, вам следует иметь некоторое представление о силах, действующих внутри и вокруг вас; также вам следует знать кое-что и о малых жизнях, составляющих эти силы, – достаточно могущественных, чтобы покорить все, кроме воли вашего духа.
Как правило, человек совершенно не осознает, что многими своими поступками ставит себя в зависимость от множества совершенно определенных подклассов жизни, – тех подклассов, каждая отдельная единица которых есть такая же реальность и даже индивидуальность, как и любое другое создание в царстве природы. Неведение о проявлении своих собственных созидательных сил во внутренних царствах жизни часто отдает человека на милость его собственных творений.
Непризнание этого факта лишает человека способности управлять такими сущностями. Его презрение к тому, что он считает предрассудками прошлых веков, его абсолютная вера в достижения современной науки являются для него огромным препятствием и помехой. Ему не понять, что древние, предприняв изучение жизни от той точки, которой современная наука едва достигла, довели свои исследования до таких сфер жизни, к которым современные ученые едва приблизились в своих открытиях. Древние обнаружили, что то, что мы теперь называем степенями силы и энергии, является определенными видами разумной жизни с их собственным управлением и законами и что эти бесконечно малые жизни неразрывно связаны со всеми другими большими и малыми разрядами жизни.
Многие признаются, что электрический разряд оказывает на них особое воздействие – или угнетающее, или возбуждающее – в зависимости от обстоятельств. Но скажите человеку, что его ощущения обязаны непосредственному контакту с бесчисленными огненными жизнями – с элементалами, которые присутствуют при каждой вспышке огня, при каждом, отчасти видимом, мерцающем образовании на небе, – с этими сознательными созданиями, непрестанно атакующими его нервы, отнимающими или же дающими ту или иную порцию огненных сил, которые являются их естественной основой, – скажите ему все это, и вы вызовете лишь скептическую улыбку у своего слушателя.
Наверное, вам случалось видеть огромные стаи птиц-разрушителей, что налетают на сады и поля, полностью опустошая их; или вреднейших насекомых, поражающих, подобно чуме, огромные участки земли, уничтожая любую зелень. И хотя опустошения, производимые миллиардами негативных огненных элементалов в человеческой расе или нации, не так заметны нашему глазу, все же результаты их налета до некоторой степени сходны. Он неизбежно приводит к большой потере физической и нервной силы у отдельных единиц этой расы. Противодействующая сила человеческой воли и ума в значительной степени избавляет от влияния этих малых жизней, однако при этом всегда происходит определенная потеря нервной силы, которая должна быть впоследствии восполнена, иначе жертва окажется беззащитной перед какой-либо иной враждебной силой.
Эти малые жизни являются солдатами всего лишь одной шеренги среди бесчисленных легионов, вовлеченных в великую битву жизни. Их не следует ни бояться, ни презирать, но нужно просто удерживать на их собственном фланге боевой линии.
Они так же, как и человек, подчинены универсальным законам и подвержены тем же влияниям. Они безответственны и, следовательно, бездушны и подчиняются воле и мышлению высших порядков жизни. Они являются причиной многих эпидемий. Иногда они оказывают ужасное давление на нервы и серое вещество мозга по осознанной или неосознанной злой воле какого-либо лица. И так как все это истинная правда, то не стоят ли они того, чтобы заняться их изучением и попытаться защитить себя, поскольку такая защита возможна?
И это возвращает Меня к началу Моего повествования. Чем выше какой-либо атрибут или энергия находятся на шкале жизни, тем более мощными, как в добре, так и во зле, они являются. И негативный аспект любви на этой шкале вызывает самые жестокие, самые слепо безрассудные, эгоистичные и разрушительные из элементальных огненных жизней.
Позитивный аспект этого же атрибута представляет собою обратное во всех отношениях. Малые жизни, которые проявляются в результате действия позитивного аспекта любви, обладают твердостью воли, способностью к различению и бескорыстием. И что бы ни представлял собою объект, возбудивший в сердце человека позитивный аспект этого качества, будет ли это вещь или живое существо, происходит непрерывная бомбардировка этими малыми жизнями и, следовательно, постоянное увеличение силы и мощи тех качеств, которые особенно активны в малых жизнях позитивного аспекта этого атрибута, и тогда воля и ум низшего человека укрощаются и сдерживаются.
Такой человек не может освободиться от своей зависимости от этой вещи или персоны, даже если бы и хотел, по той причине, что ни характер, ни качества, ни недостатки этого объекта, как бы ни был он плох, не могут повлиять на ход вещей.
Когда сила, заключенная в этих малых жизнях и активизирующая их, истощается от времени либо благодаря действию пробудившейся духовной воли, и душа освобождается от этой рабской зависимости, мощь позитивного аспекта великого Принципа Любви переносится от одного ко многим. И тогда эгоистичное удовлетворение, радовавшее до сих пор преданностью одному объекту, перерастает свои границы и увеличивается в тысячи раз.
И вот тогда пробудившаяся душа познает, что такое настоящая Любовь.
Когда-то давно спорил с одним человеком, который утверждал, что любовь рождается от уважения. Вопрос не простой и для современной семейной жизни, наверное, уважение важно и там действительно может родиться определенная форма любви, но не та, о которой говориться в статье.
Интересен момент с "костром самопрезрения и самоосуждения".
Данная формулировка наводит на мысль об отрицательном аспекте любви. Получается конфликт с душой. Если только под душой здесь подразумеваются высшие аспекты нашего тела. Тогда вначале, здесь, описывается астральная любовь. Когда воля отдается в рабство чувствам. Тем более в дальнейшем говориться о защите от подобного влияния.
В Агни Йоге, думаю подобные явления называются одержанием. Одержание может быть не только от развоплощенных сущностей, но и различными созданиями невидимого мира.
В астральной любви вполне можно стать одержимым и совершать поступки за которые в трезвом уме осудил бы других.
В целом статья не проста. По крайней мере вызывает много вопросов. Чтобы её вместить необходима детальная проработка в различных моментах.
Думаю речь идет об эгоистичной любви как в отрицательном, так и в положительном аспекте. В дальнейшем положительный аспект должен освободиться от эгоистической составляющей.
Пока не вижу связи данного отрывка из Учения Храма с Огнем Пространства из обсуждаемого параграфа. Хотя бы потому, что эти малые жизни истощаются. Это не может относиться к силе настоящей Любви, которая неистощима и бесконечна.
Марина писал(а):
Когда сила, заключенная в этих малых жизнях, истощается от времени либо благодаря пробудившейся духовной воли, мощь позитивного аспекта великого Принципа Любви переносится от одного ко многим.
Всё это наталкивает на мысль, что эти "малые жизни" ближе к астральному миру или ментальному.
Например в ГАЙ есть такое:
Цитата:
1968 г. 345. (Июнь 22). Каждая мысль, получившая форму в сознании, образует жилище элементалу и становится самостоятельной пространственной живой сущностью. Поэтому овладение мыслью означает овладение царством элементалов и подчинение их воле. В противном случае человек подчиняется им и становится их жертвой. Не Говорю о мыслях чистых и светлых, они не опасны. Но даже и они должны быть под контролем. Овладение мыслями – это ступень, миновать которую невозможно. Отступление вспять немыслимо, ибо означает падение в бездну.
Предположу что в Учении Храма говориться об астрально-ментальных образованиях.
В Учении жизнь элементалов относят к Тонкому Миру.
Цитата:
Мир Огненный ч.1, 428 Клевета особенно вредна для самих клеветников. Эту истину нужно запомнить людям, имеющим дурные привычки. Каждая мысль, отвечающая действительности, образует жилище элементалу. Все достойное, строгое, жизненное собирается к мыслям творческим и будет благотворно поддерживать своего создателя. Но измышления клеветы призовут к себе блуждающих элементалов и, не найдя жизненного основания, обрушатся на клеветника. Потому, когда предупреждаю людей не поддаваться мерзости клеветы, опять таки не даю совет морали, но указываю на очень болезненные последствия. Неприятно очутиться в Тонком Мире среди буйных злементалов. Ужасен такой водоворот, наполненный обрывками своих злобных мыслей. Все эти твари цепляются, висят, приобретая чисто физическую тягость. Мысли, как капли энергии, притягивают к себе малых элементалов. Качество этих зародышей духа очень различно; следуя за сущностью, мысли могут от зародыша, почти неощутимого, достигать, под питанием мысли, разных уявлений. Они могут составить основу минералов и даже растений. Но особенно ясно можно себе представить, как эти, лишенные жизненного основания, мысли могут засорять низшие слои Земли.
Как и предполагал, что приведенный в отрывке из Учения Храма пример, относиться в большей степени к астральной любви. Тонкий Мир, где обитают элементалы это в первую очередь - астрал.
Цитата:
17.10.35 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.2 Мир тонкий или астральный есть мир следствий, и потому те мысли и устремления, которые не могли быть приложены на Земле, найдут себе применение там, ибо там живет и действует внутренний человек, со всеми его чувствами и устремлениями.
24.05.36 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.2 1) Тонкий Мир отвечает миру астральному от низшего до самого высшего слоя.
23.11.37 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.2 § 62. Конечно, тонкий мир и есть мир астральный, со всеми его подразделениями на низшие и высшие сферы, затем следует Мир Огненный и, наконец, Мир самый Высший.
19.09.1934 (Письма Е.И.Рерих в Америку т.1) Да, чуть не забыла пояснить недоумение Зин[ы] относительно Тонкого Мира. Неужели Зин[а] могла представить себе Мир Астральный как нечто отдельное от Мира Тонкого? Именно Тонкий Мир и есть Мир Астральный. Но Вл[адыка] не любит этого определения, и потому во всех книгах оно заменено термином “Тонкий”. И, конечно, Тонкий Мир, или Астральный, вмещает все градации – от самого низшего до самого высокого, граничащего с Миром Огненным, причем, конечно, все низшие слои хаотичны.
Еще об элементалах:
Цитата:
...Мы старались понять, не являются ли эти видения Принциса отражением его собственных мыслей или астральными элементалами чужой личности, которая принимает образ Карла Ивановича...
11.08.1936 Рихард Рудзитис Елене Рерих